Рабочая программа по доп. образованию. Культурология. Немецко-язычные страны

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное образовательное учреждение гимназия № 38 г.о.Тольятти



«Утверждаю»

директор МОУ гимназии №38

______________Ю.С.Мищенко


Программа принята на основании

решения кафедры иностранных

языков

Протокол №___

от «___» сентября 2009г.






ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА


КУЛЬТУРОЛОГИЯ

(немецкий язык)


Адаптированная

по программе О.А. Письменная

«Окна в англоязычный мир»

Для среднего школьного возраста (11-14 лет)

Срок реализации - 3 года


Составитель: педагог Денисова Вера Петровна.

г. Тольятти



АКТУАЛЬНОСТЬ

Многие учебные заведения с гуманитарным уклоном объявляют факультативы в дополнение к обязательному курсу иностранного языка. Базовый курс иностранного языка, при всей его сложности, не всегда удовлетворяет различным потребностям учащихся, что и является объективной основой для разработки профильно-ориентированных, факультативных курсов по выбору. Одним из наиболее востребованных является курс культурологии.

Это объясняется тем, что на современном этапе развития общества перед системой образования встала задача подготовки школьников к культурному, профессиональному и личному общению с представителями иноязычной культуры. Сегодня многие образовательные учреждения участвуют в программах международного обмена. Подготовка учащихся к реальному диалогу культур переходит в разряд чисто практической необходимости.

Образование средствами иностранного языка предполагает:

  • Знание о культуре, литературе, истории, реалиях и традициях стран изучаемого языка;

  • Знание о странах изучаемого языка в контексте развития мировой культуры;

  • Включение школьников в диалог культур;

  • Осознание роли родного языка и культуры в зеркале культуры другого языка.

Курс рассчитан на углубленное изучение культурологи англо-говорящих стран, построен с учётом программных требований к уровню владения немецким языком и нацелен на современные принципы обучения иностранным языкам:

  • Обучение иностранному языку в контексте диалога культур и цивилизаций;

  • Опора на аутентичные иноязычные материалы;

  • Взаимосвязанное обучение основным видам речевой деятельности (говорению, чтению, письму, аудированию);

  • Учёт возрастных особенностей и потребностей обучаемых;

  • Обеспечение условий и возможностей для самообразования школьников при изучении предлагаемого материала;

  • Активный, деятельный подход к изучению немецкого языка;

  • Использование наглядности.

Данный курс включает в себя тексты, а также оригинальные источники информации - в том числе книги и периодические издания. Тексты информативны, сопровождаются словариками и заданиями для контроля понимания, умения отвечать на вопросы и выражать мысль на немецком языке, для совершенствования навыков поискового чтения.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА

Основная цель курса - социокультурное образование средствами немецкого языка.

Учебный аспект программы направлен на дальнейшее совершенствование навыков чтения, письма, говорения, аудирования.

Познавательный аспект программы направлен на знакомство учащихся с различными сторонами жизни немецкоязычных стран.

Воспитательным аспектом является воспитание уважительного и толерантного отношения к другой культуре, более глубокое осознание своей родной культуры.

Задачи курса:

  • Формирование куммуникативной компетенции и билингвизма.

  • Знать и понимать национальные особенности Германии, Австрии, Швейцарии, Люксембурга, Лихтенштейна в соответствии с изучаемыми темами.

  • Умение вести обсуждение по содержанию изучаемых тем, выражая своё мнение и грамотно аргументировать его.

  • Развитие навыков исследовательской работы.

  • Умение выполнить проектную работу, обсуждать проблемы, проводить дискуссии и диспуты.

  • Уметь самостоятельно подготовить доклад и устное сообщение по выбранной теме и выступить с ним.

  • Сформировать различные виды учебного чтения, умение анализировать, систематизировать, обобщать полученные знания, выделять главное.

  • Совершенствовать различные формы записи как при получении информации со слуха, так и при чтении материалов.

  • Развитие речи на английском языке, а также умений взаимодействовать с аудиторией.

  • Соединить воедино знания, полученные в ходе изучения различных дисциплин, и вывести их на новый виток осмысления, применительно к новым практическим задачам.

  • С помощью творческих заданий развивать навыки поискового чтения, письма, использовать часть лексического материала для формирования пассивного и активного словаря учащихся.

  • Способствовать созданию творческой обстановки на занятиях, усилению мотивации учебного процесса; инициировать потребность к получению знаний, повышению интереса к изучаемому предмету.

  • Создать условия для многостороннего развития личности.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Для реализации программы используются различные формы и методы обучения и воспитания:

- словесные (используются для теоретических занятий в форме лекции, беседы,

семинары, деловых игр);

- наглядные (просмотр фото/видеоматериалов);

- практические (выполнение различных исследований, проведение экскурсий, встречи с носителями языка, работа в сети Интернет и т.п.);

- участие в различных акциях, массовых мероприятиях, конкурсах, брейн-рингах,

олимпиадах;

- тренинги и тестирование.

Теоретические занятия осуществляются, главным образом, в форме лекций, консультаций, отчетов, бесед.

Задания, предлагаемые в ходе лекций, помогают:

- обеспечить необходимый уровень мотивации;

- получить/передать необходимую информацию по рассматриваемым вопросам;

- ориентировать учащихся на определенный уровень обобщений, а также на анализ исторических фактов и событий;

- попрактиковаться в умении выделять главное, вести конспект лекции, тренировать память и решать другие практические задачи о которых шла речь выше;

- установить необходимый уровень обратной связи и контроля.

В целях обеспечения наибольшей активности учащихся и продуктивности курса рекомендуется основную часть практических занятий проводить в формате семинаров с использованием активных методов и коммуникативных приемов обучения.

На таких занятиях можно широко использовать:

- решение проблемных задач языкового/речевого/социокультурного характера;

- коммуникативные приемы работы с текстовым материалом;

- парную и групповую работу, что позволяет обеспечить постоянное речевое

взаимодействие учащихся;

- взаимообучение и взаимоконтроль посредством индивидуальных докладов и

сообщений, интервью и опросов, викторин, конкурсов;

- активные методы обучения с использованием различных видов наглядности, игр, диспутов, совместных проектов, встреч с носителями языка, экскурсий и т.д.

Практические занятие проходят в форме выполнения различных индивидуальных и коллективных заданий, проведения исследовательской работы, выпуска газеты. Также предусматривается участие детей в различных конкурсах; мероприятиях, проводимых в рамках международного сотрудничества; акциях в масштабе города.

Основной объем знаний учащиеся приобретают в активной форме, в ходе выполнения практических и исследовательских работ. Занятия проводятся в малых группах, иногда применяются индивидуальные занятия, которые дают наиболее эффективные результаты.

КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

В начале учебных занятий проводится определение начального уровня знаний учащихся в виде тестирования или анкетирования.

Контроль результативности обучения проводится по 4 уровням:

1. Защита проектов, зачеты, деловые игры, заметки в газету, доклады и сообщения.

2. Участие в различных городских мероприятиях, конкурсах, викторинах, конференциях исследовательских работ, где полученные знания проверяются в ходе выполнения учащимися индивидуальных практических заданий и исследований.

3. Участие в школьных, районных, городских олимпиадах.

4. Участие в региональных, областных, международных мероприятиях.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ОБУЧЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ

Все формы контроля освоения необходимы для совершенствования преподавания.

Оперативный контроль. Осуществляется в ходе объяснения нового материала с помощью контрольных вопросов. Такой контроль необходим для выявления трудных для понимания фактов и суждений, для оперативного изменения хода занятия.

Анализ зачетных занятий. Зачеты проводятся по окончании этапов обучения.

Анализ качества работы при подготовке и участии в конференциях. Используется как контроль за способностью учащегося получать более глубокие знания. Педагог анализирует качество и способность учащегося работать самостоятельно и творчески.

Анализ качества проектных работ. Педагог анализирует не только материал, используемый при создании проекта, но и качество оформления (соответствие стандартным требованиям; структурированность текста; качество эскизов, схем, рисунков; эстетичность), обоснование (аргументированность предложенных решений, цитируемость), уровень творчества (самостоятельность, оригинальность решений).

Анализ качества заметок в газету. Педагог анализирует не только материал заметки, но и стиль написания, объем разработки, полнота и подготовленность у публикации, цитируемость.

Беседы с родителями и педагогами. Такие беседы важны перед поездками на экскурсии. В ходе бесед педагог уточняет особенности характера и навыков ребенка, которые необходимы в путешествии.

Итоговой формой контроля является участие учащихся в викторинах, конкурсах. Подготовка к викторине/конкурсу является успешной формой обобщения полученных знаний и приобретения новых, а также дополнительным методом межкультурного воспитания учащихся. Знания, полученные активным способом, являются наиболее надежными и наиболее прочно запоминаются. По окончании курса проводится зачет, на котором проверяются полученные знания и навыки, и выдается сертификат о прохождении курса культурологи.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ КУРСА

Материалы курса отбираются и целенаправленно строятся с учетом следующих принципов:

- постоянного речевого взаимодействия;

- творческого переосмысления полученных знаний на основе рефлексии;

- избыточности предлагаемого языкового и текстового материала;

- избирательности в использовании предлагаемых материалов в зависимости от речевой задачи и ситуации;

- одновременного развития языковых и речевых навыков в различных видах речевой деятельности;

- индивидуальной активности учащихся.

В курсе предполагается широкое использование проектных форм работы.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ

- Обучение знаниям о культуре, истории, реалиях и традициях стран изучаемого языка.

- Включение школьников в диалог культур.

- Обучение навыкам оценки и осознания роли родного языка и культуры в зеркале

культуры другого языка.

- Организация коллективных мероприятий, позволяющих организовывать досуг детей,

сделать его содержательным и интересным.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

Одна из задач воспитания - это формирование культуры, под которой понимается совокупность развитых в культурологическом аспекте сознания, эмоционально-чувственной, деятельной сфер личности. Показатели сформированности культуры необходимо исследовать на внутреннем и внешнем уровнях - качественные изменения в структуре личности и их проявления во взаимодействии человека с окружающим миром. На внутреннем уровне мы оперируем такими категориями, как способности, интересы, ценности, мотивы, привычки, чувства, эмоции, знания, умения, навыки, субъективная позиция и др. На внешнем уровне мы пользуемся такими категориями, как отношение, поведение, поступок, деятельность, взаимодействие и др.

Большую роль в диагностике результатов культурного воспитания играет целенаправленное наблюдение педагога за поведением ребенка на экскурсиях, при проведении акций, во время проведения и подготовки к мероприятиям; как ребенок общается со сверстниками, реагирование на проблемные ситуации и трудности.

На основании этих наблюдений можно сделать вывод об уровне культурного воспитания учащегося.

Педагогом проводится анализ откликов родителей на результаты занятий.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для успешной организации учебного процесса необходимы:

  1. Учебный кабинет. Видеомагнитофон/DVD проигрыватель, телевизор, видеокассеты/DVDдиски.

  2. Канцтовары: бумага, ручки, карандаши, краски.

  3. Компьютер, проектор.

  4. Учебная литература.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

п/п

Виды работ

Срок

Задачи

1.

Родительские собрания в детских объединениях.

Каждый сентябрь

май

Решение организационных вопросов.

Планирование.

Подведение итогов.

2.

Открытые занятия в детских объединениях.

По графику

Знакомство с требованиями и результатами учебной программы.

3.

Консультации для родителей.

В течение периода действия программы

Решение совместных задач по воспитанию детей.

4.

Привлечение родителей к посильному участию в жизни детских объединений (оформление кабинета, организация и участие в экскурсиях, лекциях, защите проектов, брейн-рингах и т. п.)

В течение периода действия программы

Решение совместных задач по воспитанию и организации досуга детей.

5.

Проведение в детских объединениях совместных вечеров:

- День матери;

- Рождественский вечер;

- День защитника отечества;

- Международный женский день;

Каждый сентябрь

декабрь

февраль

март

Воспитание чувства уважения, любви к родителям


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Разделы

Теория

Практика

Всего часов

1.

Введение. Географическое положение Германии. Климат страны и его особенности. Отражение истории в старых народных обычаях. Происхождение немецкого языка.

4

4

8

2.

Люди.

6

6

12

3.

Праздники в Германии.

6

4

11

4.

Развитие денежной системы, мер длины, веса, объема, площади.

6

4

1 0

5.

Религия и церковь.

8

6

14

6.

Германские Федеральные земли. Берлин - столица Германии.

6

8

14

ИТОГО: 72 ЧАСА

В неделю: 2 часа

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Введение. Географическое положение Германии. Климат страны и его особенности. Происхождение немецкого языка. Исторические факты.

Страна, государство, народ: значение некоторых названий. Географическое положение, общий обзор. Происхождение некоторых географических названий. Климат и его особенности. Отражение истории в старых народных обычаях, поверьях, традициях, приметах. История возникновения немецкого языка. Его распространение. Правописание. Диалекты. След разных исторических эпох в развитии немецкого языка.

2. Люди.

Региональные различия. Иностранные граждане. Национально - специфичные жесты. Личные имена и фамилии в фоновых знаниях носителей языка и культуры. Знаменитые немцы. Наука и техника. К.Ф.Бенц. В.Г. Рентген. А. Энштейн.

3. Праздники в Германии.

Краткий обзор. Праздники в Германии и их отражение в языке. Рождество. Пасха. Иисус воскрес! Вокруг Пасхи. Яйцо - символ жизни. Что рассказывают о пасхальном зайце.

4. Развитие денежной системы, мер длины, веса, объема, площади.

История происхождения наименований денежных единиц в Германии. Деньги и их обращение. Наименование мер длины и веса. Меры объема и веса. Старые меры площади.

5. Религия и церковь.

Церкви и религиозные объединения. Города, епископства и монастыри на территории Германии. К истории религиозной борьбы в Германии. Храмовое строительство. Некоторые церковные праздники. Крылатые слова из Библии.

6. Германские Федеральные земли. Берлин - столица Германии.

Германские Федеральные Земли. Краткий обзор. Берлин. Берлинцы. Унтер ден линден и другие достопримечательности Берлина. Маленький Истамбул. Генрих Циле.


ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

В КОНЦЕ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Должны знать:

- основные географические названия на территории Германии;

- происхождение и развитие немецкого языка;

- о многонациональном составе Германии, знаменитых ученых;

- об основных праздниках и обычаях их празднования;

- об истории происхождения денежных единиц, а также единиц длины, объема, веса;

- об основных направлениях религиозной борьбе в Германии, некоторых церковных праздниках;

- крылатые слова из Библии;

- количество Федеральных земель Германии, информацию о столице Германии-Берлине и немецком художнике Генрихе Циле.

Формируемые навыки и умения:

- работать со словарем;

- бережно относиться к выбору слов и их употреблению в речи;

- характеризовать/описывать культурные особенности страны изучаемого языка;

- устанавливать характер взаимовлияния и взаимозависимости стран в рамках

формирования мировой истории и культуры.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Разделы

Теория

Практика

Всего часов

1.

Германия.

8

8

16

2.

Федеральные земли. Обзор

4

4

8

3.

Отдельные регионы Германии.

4

4

8

4.

Неофициальные названия некоторых городов.


6

6

12

5.

Праздники в Германии. Фестивали и ярмарки. Обычаи. Досуг.


6

6

12

6.

Знаменитые люди Германии. Область литературы.


6

6

12

ИТОГО: 72 ЧАСА

В неделю: 2 час

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.Германия.

История Германии. Позднее средневековье. Эпоха религиозного раскола. Тридцатилетняя война. Тридцатилетняя война глазами художников.

2. Федеральные земли. Обзор.

Общие сведения. Саксония. Тюрингия. Города. Культура и традиции.

3. Отдельные регионы Германии.

Саксонская Швейцария. Мекленбургская Швейцария. «Земля тысячи канав».

4. Неофициальные названия некоторых городов.

Неофициальные названия некоторых городов. Их отличительные особенности по сравнению с другими городами. История названий некоторых городов. Легенды и предания, связанные с некоторыми немецкими городами. Гамельн. Ульм. Бремен. Росток. Гамбург.

5. Праздники. Фестивали и ярмарки.Обычаи. Досуг.

Государственные праздники. Новый год в Германии. День святого Валентина. День матери. Октоберфест в Баварии. Ярмарки. Нюрнберг. Дрезден. Старинные поверья. Приметы. Свадьба. Свободное время. Отпуск. Путешествия.

6. Знаменитые люди Германии. Область литературы.

Основные этапы развития литературы в Германии. Книгопечатание. Гуттенберг. Кодекс. Письмо и шрифты. Студенческий словарь. Формы и жанры немецкой литературы. Народная песня. Шванк. Рыцарский роман. Героический эпос. Народная литература. Афоризмы литературного происхождения. Гете. Гейне. Шиллер. Краткая характеристика их произведений. Современные авторы разных жанров.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

В КОНЦЕ 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Должны знать:

- основные сведения о Германии, эпохе религиозного раскола, причинах и следствии тридцатилетней войны;

- основные исторические события, развитие отношений, достопримечательности,

традиции и культуру, язык и литературу, выдающихся людей этих стран;

- отдельные уникальные регионы Германии;

- историю легендарных немецких городов;

- праздники, традиции и обычаи;

- старинные поверья и приметы;

- досуг;

- основные этапы развития литературы в Германии;

- известных немецких писателей и поэтов.

Формируемые навыки и умения:

- умения работы со справочной литературой;

- рационально и осознанно готовиться к публичному выступлению/написанию

письменной работы;

- публично выступать;

- собирать, анализировать, сопоставлять, обобщать, систематизировать факты, события, явления;

- устанавливать причинно-следственные связи между событиями, фактами, явлениями;

- сравнивать традиции разных стран и народов, определяя их сходство и различие.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Разделы

Теория

Практика

Всего часов

1.

Федеративная республика Германия. Введение.

10

6

16

2.

Вехи истории.

6

2

8

3.

Германия 19 века.

8

4

12

4.

Германия 20 века.

8

4

12

5.

География. Язык.

6

2

8

6.

Германия. Взгляд со стороны.

8

4

12

ИТОГО: 72 ЧАСА

В неделю: 2 час


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 Федеративная республика Германия. Введение.

Происхождение названия «Федеративная республика Германия». Немецкий флаг - цвета. Немецкий герб и его происхождение. Гимн Германии.

2. Вехи истории.

Германия в XI-XVвв. Развитие производительных сил. Изменения в поземельных отношениях. Политика Штауфенов. Войны Ф. Барабароссы с Ломбардской лигой. Расправа с Генрихом Львом. Возникновение территориальных княжеств. Немецкие захваты на востоке. Колонизация славянских земель онемечение славян. Завоевание Прибалтики. Захват земель пруссов Тевтонским орденом. Междуцарствие и начало династии Габсбургов. Образование Швейцарского союза. Развитие ремесла и торговли. Положение крестьянства. Городские и крестьянские движения. Обострение политической борьбы в империи. Золотая булла. Империя и княжества в XIV веке.

3. Германия 19 века.

Эпоха абсолютизма. Подъем Пруссии. Империя при Бисмарке.

4. Германия 20 века.

Первая мировая война. Веймарская республика. Диктатура национал - социализма. Вторая мировая война и ее последствия. Германия после 1945 года. Берлинская стена и ее падение. Объединение Германии.

5. География и язык.

Географическое положение. Географические названия. Диалекты и их особенности Практические советы туристам.

6. Германия. Взгляд со стороны.

Общий обзор. Религии в Германии. Названия федеральных земель и их происхождение. Международные сотрудничества.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

В КОНЦЕ 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Должны знать:

- основные сведения о Германии, названия федеральных земель, основные города;

- возникновение Германии, основные исторические события, Германия в годы первой и второй мировых войн, развитие отношений;

- достопримечательности, традиции и культуру, язык и литературу, выдающихся людей,

политических деятелей;

- праздники, традиции и обычаи;

- традиционные церемонии;

- основные виды спорта, популярные в Германии; досуг.

Формируемые навыки и умения:

- работать со справочной литературой;

- рационально и осознанно готовиться к публичному выступлению/написанию

письменной работы;

- исследовательские умения собирать, анализировать, сопоставлять, обобщать,

систематизировать факты, события, явления;

- писать доклады;

- устанавливать причинно-следственные связи между событиями, фактами, явлениями;

- аргументировать свою точку зрения;

- речевые навыки вести презентацию, дискуссию;

Список литературы:

  1. Д.Г.Мальцева "Немецко-русский лингвострановедческий словарь" Издательство

"Русские словари", ООО"Астрель", АСТ. Москва 2000г.

  1. Х.Г.-И. Панасюк "Германия. Страна и люди". Издательство"Высшая школа"1998г.

  2. А.Г.Овчинникова, А.Ф.Овчинников "О Германии вкратце". Хрестоматия по страноведению Германии для чтения в старших классах средней общеобразовательной школы. Из-во: "Лист" Москва 1998г.

  3. Der grosse ADAC-Führer zu den schönsten Urlaubszielen"Faszinierende Landschaften

in Europa" ADAS Verlag Gmbg, München 1996.

  1. geo.de/GEO

  2. blinde-ku.de

  3. www alles klar.de

  4. de.wikipedia.org/wiki/Deutschland

  5. vitaminde.de

  6. magazine-deutschland.de

  7. Juma.de



© 2010-2022