«Специфика обучения английскому языку в начальной школе»

Для второклассника степень реализации в Учебнике "Enjoy English" духовно-нравственного воспитания достаточна. В нем прослеживаются такие качества, к которым следует стремиться учащимся:   - гуманизм, в основе которого заложено доброта и уважение и доброжелательность по             отношению к другому человеку;  - ответственность, как моральная готовность держать ответ за свои мысли и действия;  - совестливость как регулятивная основа всей жизнедеятельности человека;  - чувство собственного дос...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Безбожник

Мурашинского района Кировской области


«Специфика обучения английскому языку в начальной школе»



«Специфика обучения английскому языку в начальной школе»





Работу выполнила

Шелгунова Валентина Юрьевна,

учитель английского языка

высшей квалификационной категории,

МОУ СОШ п. Безбожник


2010


I.

Основной целью обучения иностранным языкам в школе является
развитие способности школьника к иноязычному общению. Начальная
школа выступает в качестве первой ступени в реализации стратегической
цели учебного предмета "Иностранный язык". На данной ступени
закладывается основы коммуникативной компетенции, позволяющие
осуществлять иноязычное общение и взаимодействие детей на
элементарном уровне. Чтобы достичь начального уровня коммуникативной
компетенции необходимо овладеть суммой определенных речевых навыков
и умений.

Приоритетным в начальной школе является воспитательный и развивающий аспект обучения предмету. Иностранный язык вводит учащихся в мир другой культуры, ориентирует их на формирование навыка и умения самостоятельно решать простейшие коммуникативно-познавательные задачи в процессе говорения, чтения и письма, формирует такие качества личности, как инициативность, умение работать в коллективе, умение защищать свою точку зрения и устойчивый интерес к изучению предмета. Математика, природоведение, музыка, труд и другие предметы подготовили почву для изучения иностранного языка, а он, в свою очередь, внесёт свой вклад в развитие личности учащегося.

Современный младший школьник обладает более развитым воображением и визуальным мышлением по сравнению со своим ровесником дотелевизионной эпохи. Специфические новообразования отличают его память, восприятие, интерес. Специфика иностранного языка, как учебного предмета, накладывает отпечаток на все психические процессы учащегося. Своеобразными чертами характеризуются процессы ощущения и восприятия, где особенно важна дифференциальная слуховая и моторная чувствительность; иностранный язык предъявляет высокие требования к оперативной и постоянной памяти учащихся; особо сложную и своеобразную роль в процессе овладения иностранным языком играет мышление; важное значение имеют положительные эмоции, возникающие в процессе изучения иностранного языка; овладение иноязычной культурой предъявляет большие требования к организации внимания и воли учащихся.

Тот факт, что в новой модернизированной школе иностранный язык предлагается изучать со 2-го класса, является признанием объективно существующего социального интереса к изучению иностранных языков и подтверждением важности предмета для реализации перспективных задач разностороннего развития личности.

Успешное овладение детьми иноязычной речью становится возможным еще и потому, что детей (особенно детей младшего школьного возраста) отличают более гибкое и быстрое, чем на последующих возрастных этапах, запоминание языкового материала; наличие глобально действующей модели и естественность мотивов общения; отсутствие так называемого языкового барьера, т.е. страха торможения, мешающего вступить в общение на иностранном языке даже при наличии необходимых навыков сравнительно небольшой опыт в речевом общении на родном языке и др. Все это дает возможность в раннем школьном возрасте оптимально сочетать коммуникативные потребности и возможности их выражения на иностранном языке детьми данного возраста и тем самым избежать одного существенного противоречия, которое постоянно возникает при более позднем начале обучения этому предмету между коммуникативными потребностями обучаемого (желание узнать и сказать много) и ограниченным языковым и речевым опытом (незнание, как это много выразить малым количеством лексики).

Самая важная задача - сформировать у детей навыки говорения. В обучении монологической и диалогической речи в методике приняты два пути: «путь сверху»- исходной единицей обучения является законченный текст; «путь снизу», где в основе обучения - предложение, отражающее элементарное высказывание.

«Путь сверху». Максимальное «присвоение» содержательного плана текста, его языкового материала и композиции, т.е. всего того, что может быть использовано затем в текстах, которые будут строить сами учащиеся, создавая свои монологи.
Знакомство учащихся с текстом (упражнения: прочитать текст, ответить на вопросы; план, порядок предложений; краткий пересказ), передача содержания текста (от лица одно из персонажей) изменение ситуации.

«Путь снизу» предполагает развертывание высказывания от элементарной единицы-предложения к законченному монологу высказывания школьников на определенную тему (высказывания выстраиваются в логическом порядке, учащиеся при помощи учителя разворачивают свои высказывания) этап установления текстовых и логических связей между высказываниями учащиеся продуцируют свой монолог по заданной теме, включая в него мнение и оценку.

Для становления самостоятельной речи второклассника я считаю наиболее эффективным «путь снизу», так как он предполагает развертывание высказывания от элементарной единицы-предложения к законченному монологическому высказыванию.

В ходе изучения английского языка на начальной ступени учащиеся сталкиваются с определенными трудностями. На основании экспериментальных данных можно выделить две причины, затрудняющие слуховое восприятие и понимание :

1) направленность внимания учащихся только на общее содержание и неумение понять побочную, но крайне важную для более глубокого осмысления информацию;

2) слишком быстрое переключение внимания с языковой формы на содержание. Второй случай наиболее типичен для аудирования сложных или эмоционально изложенных текстов. Характер ошибок показывает, что смысловое прогнозирование основывается у школьников на фантазии и домысливании непонятных фактов без учета языковой формы сообщения .

Представляется, что трудности аудиотекстов всегда должны быть несколько выше языковых возможностей учащихся в каждый конкретный моменте обучения . Только при таких условиях слушающий будет стараться использовать операции вероятностного выбора и комбинирования , опираться на контекст . Для того , чтобы такое аудирование оказалось успешным, ему следует предпосылать более тщательную отработку нового материала на этапе объяснения. Каждое прослушивание следует сопровождать конкретными и посильными задачами

Основные трудности аудирования

I

II

Трудности, связанные с языковыми аспектами

Трудности, связанные с культурой страны

Трудности, связанные с особенностями акта слушания и речевой деятельности слушающего (широкий круг тем, богатый языковой материал, более быстрый темп речи носителей языка).

Трудности, связанные с особенностями речи носителей языка (несоответствие материалов большинства УМК критериям аутентичности; различие разговорной и письменной речи, аутентичные текстов и учебных текстов, фамильярного и литературного стилей).

Трудности, связанные с социолингвистическим и социокультурным компонентом коммуникативной компетенции (язык, являясь феноменом определенной цивилизации, должен изучаться в контексте этой цивилизации).

Таким образом, наличие значительных и многообразных трудностей аудирования является бесспорным фактом. Очевидно, что для успешного обучения аудированию нужна методическая система, учитывающая эти трудности и обеспечивающая их преодоление.

Обучение технике чтения на иностранном языке должно осуществляться на хорошо известном лексическом материале, уже усвоенном в устной речи. А это достигается в результате проведения устного вводного курса, устного опережения. Суть устного опережения сводится к тому, что учащиеся приступают к чтению тогда, когда у них отработана артикуляция звуков, слогов, слов и даже небольших фраз. Предварительная устная отработка учебного материала помогает снимать часть трудностей, препятствующих пониманию содержания. Устное опережение помогает в содержательном плане, то есть учащиеся должны понимать то, что они читают, но практически не помогает в процессуальном плане. Подобное явление характерно и для овладения чтением и на родном языке; ребенок, хорошо владеющий устной речью, встречается с большими трудностями процессуального плана (как прочитать). Таким образом, проведение устного вводного курса, устное опережение еще не гарантируют успешного овладения техникой чтения на иностранном языке.

Многочисленные факты расхождения между графемно-фонемными системами родного и иностранного языков, расхождения в произнесении одной и той же буквы в различных буквосочетаниях, а также случаи разного графического изображения одного и того же звука имеют место в английском языке.

Учащиеся испытывают большую трудность чтения гласных, сочетаний гласных и некоторых согласных, читающихся по-разному в зависимости от положения в словах. Например, man-name, day-rain, this-think, pencil-cat, Geography-garden, window-down. При обучении чтению учащимися должны быть усвоены основные правила чтения, к которым следует отнести: чтение гласных под ударением в открытом и закрытом слогах и перед "г"; чтение сочетаний гласных ee, ea, ay, ai, oy, oo, ou, ow; согласных c, s, k, g, ch, sh, th, ng, ck и таких сочетаний, как -tion, -sion, -ous, -igh.

Учащихся следует научить читать слова, которые пишутся по-разному, а читаются одинаково: sun-son, two-too, write-right, sea-see и др.

В то же время многие слова в английском языке читаются не по правилам, что в целом обрекает учащихся на заучивание чрезмерно большого количества правил чтения и исключений из них, а также на многократное повторение учебного материала. К тому же само восприятие и озвучивание графических знаков является результатом выбора и сличения их с теми эталонами, которые уже имеются в долговременной памяти ученика. Сам факт выбора, предусматривающий припоминание нужного правила и (или) звукобуквенного соответствия, требует определенного, порой значительного времени, что, в конечном счете, замедляет темп чтения, вернее не позволяет ученику быстро и точно устанавливать звуко-буквенные соответствия и тем самым овладевать техникой чтения в достаточно высоком темпе.

Под техникой чтения мы понимаем не только умение быстро и правильно читать, но и умение извлекать информацию из текста. Обучение технике чтения на иностранном языке должно осуществляться на хорошо известном лексическом материале, уже усвоенном в устной речи. Основная задача при обучении чтению - развитие техники чтения вслух и про себя. При этом ученики должны научиться:

  • быстро и точно устанавливать буквенно-звуковые соответствия;

  • правильно озвучивать графический образ слова и соотносить его со значением, т. е. понимать читаемое;

  • читать по синтагмам, объединяя слова в определенные смысловые группы;

  • читать в естественном темпе текст, построенный на знакомом языковом материале, с пропущенными словами или рисунками вместо слов;

  • выразительно, с правильным ударением и интонацией читать вслух (парное обращенное чтение).

При развитии у учащихся умений чтения про себя ставятся цели научить:

  • понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, пользуясь языковой догадкой (по контексту, по сходству с родным языком, по словообразовательным элементам);

  • полностью понимать тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, о которых можно догадаться, пользуясь в случае необходимости построчными сносками.

При этом учащиеся способны отреагировать на содержание текста невербально (например, выбрать из нескольких предложений те, которые соответствуют содержанию текста, или проиллюстрировать понимание с помощью рисунка) и вербально (например, прочитать заголовок текста и высказать (на родном языке) предположение о возможном содержании текста; ответить на общие и специальные вопросы к тексту или сформулировать основную тему рассказа).

Следует отметить, что результатом обучения в начальной школе должно стать формирование у учащихся «умения учиться", т.е. формирование у них общеучебных навыков и способности самоорганизации своей деятельности, позволяющих решать различные учебные задачи. Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

  • личностные;

  • регулятивные, включая саморегуляцию;

  • познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические;

  • коммуникативные действия.

Начальный этап, как известно, закладывает фундамент всего здания обучения неродному языку. И именно здесь должно быть заложены прочные основы всех компонентов содержания обучения, в том числе и культурного. Страноведческое насыщение содержания обучения английскому языку важно начинать с начальной школы. Уроки становятся интереснее, если малыши получают пусть даже элементарную страноведческую информацию и мотивом овладения английским языком может стать интерес культуре страны и ее народу. С этой целью в УМК "Enjoy English» введены герои английских народных и авторских сказок, английские песни, рифмовки, считалки, которые используются сверстниками наших учеников в англоговорящих странах.

В последние десятилетия актуальным вопросом современного образования является воспитание молодёжи в духе уважения к другим народам, толерантности к культурным различиям, что предполагает подготовку молодых людей к жизни в полиязыковом и поликультурном обществе. Суть проблемы - низкий уровень межкультурной компетенции учащихся школы, выражающийся в недостаточном понимании культурных особенностей представителей стран изучаемого языка, а также особенностей родной культуры, её места в поликультурном сообществе. Это ведёт к проблемам во взаимопонимании российских учащихся и их сверстников из стран изучаемой культуры. образования. Актуальность тематики формирования межкультурной компетенции личности определяется тенденциями развития современного общества и образования. Современное общество, которое находится на постиндустриальном, или информационном, этапе своего развития, характеризуется интенсификацией взаимодействия различных культур, широким применением компьютерной техники, развитием средств телекоммуникации, глобализацией всех сфер общественной жизни и ростом межкультурного и межличностного общения, особенно в компьютерно-опосредованной среде. Данные направления развития общества требуют от системы образования подготовить учащихся к жизни в новых условиях информационного общества.

Ещё одним фактором, определяющим актуальность изучения проблемы формирования межкультурной компетенции учащихся с использованием телекоммуникаций, является необходимость внедрения информационных технологий в образование. Информационные технологии обучения основываются на использовании специальных способов, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

Воспитание чувства национальной самобытности связано также с повышенным вниманием к родному языку при изучении иностранного. На уроках есть условия для межязыкового сравнения, выявления экспрессивных возможностей родной и иноязычной речи, воспитания уважения к русскому и другому национальному языку, на котором ведется преподавание. Таким образом возникает диалог культуры.

II.

В нашей школе дети изучают иностранный язык со второго класса Я работаю по УМК "Enjoy English» автор Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н.. В УМК "Enjoy English» включены:

1) Учебник "Enjoy English» для учащихся 2-х классов;

2) Книга для учителя. В издание включены методические рекомендации и приложение, включающее тексты песен, рифмовок и сценарии внеклассных мероприятий на английском языке.

3) Рабочая тетрадь.

4)Аудиокассета с текстами и упражнениями для аудирования.

5) Сборник песен «Game - Song» с аудиокассетой

Выбор данного УМК неслучаен. Изучив линию "Enjoy English» со 2 по 11 класс, посетив Всероссийский семинар учителей английского языка в г. Обнинске и познакомившись с авторами этого учебника, я пришла к выводу:

  • УМК "Enjoy English - 1" и "Enjoy English - 2" для 2 - 4 классов являются лидерами всероссийского эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования Министерства образования и науки РФ среди учебников по английскому языку для начальной школы

  • в июле 2006 вышла в свет новая редакция учебников "Enjoy English" (2 класс), "Enjoy English" (3 класс), "Enjoy English" (4 класс)

  • современное содержание и оригинальные приемы обучения:

    • увлекательные сюжеты учебников

    • вхождение в культуру англоязычных стран, начиная с детского фольклора и традиций

    • встречи с героями английских народных и авторских сказок

    • занимательные формы обучения написанию букв

    • сознательное обучение грамматике через приемы моделирования

    • достоверный аутентичный учебный материал, создающий естественные условия для обучения младших школьников и подростков

    • ролевые игры, познавательные лингвистические упражнения, доступные проектные задания, помогающие учащимся решать разнообразные коммуникативные задачи

«Специфика обучения английскому языку в начальной школе»

Для второклассника степень реализации в Учебнике духовно-нравственного воспитания достаточна. В нем прослеживаются такие качества, к которым следует стремиться учащимся:

- гуманизм, в основе которого заложено доброта и уважение и доброжелательность по отношению к другому человеку;

- ответственность, как моральная готовность держать ответ за свои мысли и действия;

- совестливость как регулятивная основа всей жизнедеятельности человека;
- чувство собственного достоинства как нравственное самоутверждение на основе эмоционально-рефлексивной и позитивно-окрашенной установки на самоуважение и уважение к другому человеку;

Акцент на данные характеристики позволяет осмысливать школьникам, приобщаться в процессе воспитания и осваивать в соотнесении со своими проявлениями такие собирательные и образные понятия как:

- культура чувств - умение и стремление к эмоциональному самопроявлению.
- способность к нравственному усилию, "усилию человека быть" как основание для самооценки, самоопределения и самосовершенствования;

- чувство эмпатии - эмоциональное "чувствование" другого, соизмерение своего поведения в соответствии с состоянием другого человека. На основе способности к эмпатии развивается толерантность как терпимость к инакомыслию, вероисповеданию и соответствующему всвязи с этим проявлению.


Предмет "иностранный язык" является наиболее гуманным предметом (в смысле направленности на личность школьника). Основным психолого-педагогическим подходом к обучению иностранному общению мы считаем личностно-гуманный подход. Суть его наиболее полно отражена в работах Ш.А. Амонашвили и заключается в том, чтобы сделать ребенка соратником в его обучении и воспитании, настроить его на педагогическое сотрудничество, сохранить за ним чувство свободного выбора.

В условиях начальной школы материал данного Учебника оказывает влияние на сам учебный процесс и, прежде всего, речевой материал, а также форму проведения занятия. Чаще всего в Учебнике встречается такая форма проведения занятия, как театральная постановка и игра. Игра - естественное состояние малышей. Игровая деятельность является ведущей для ребят младшего возраста. Упражнения учебника "Enjoy English» предоставляют возможность использовать различные игровые приемы: подвижные игры, игры соревнования, диалоги с героями английских и американских авторов, со сказочными персонажами. В гости к ребятам приходят Вини-Пух и Мэри Попинс, Маугли, лиса Алиса, Мальвина, Незнайка. Английский сказочный персонаж Хоббит проходит с ребятами по страницам учебника "Enjoy English».

Такие формы работы на уроке способствует формированию нравственных представлений детей о дружбе, что, в свою очередь, помогает регулировать взаимоотношения детей в детском коллективе.
Приняв ту или иную роль, ребенок оказывается в ситуации необходимого выбора нравственного характера. Подобные постановки позволяют учащимся на эмоциональном уровне осваивать чувства другого. Материалом для инсценировки являются только известные всем учащимся произведения (сказки, рассказы или их фрагменты). Театральные постановки на уроке - сильный мотив к изучению языка, они помогают создать языковую среду, приближенную к естественной. Появляется возможность активизировать на этой основе практически весь программный лексико-грамматический материал начального и последующего этапов обучения. Учащиеся быстро овладевают речевыми конструкциями и формулами, потом автоматически оперируют ими при выполнении коммуникативных заданий другого рода. Такие занятия способствуют эстетическому воспитанию учащихся, приобщению их к культуре страны изучаемого языка.

В учебнике встречаются задания такого плана как: «Специфика обучения английскому языку в начальной школе»«Специфика обучения английскому языку в начальной школе»

Научившись читать, у второклассников появляются в учебнике небольшие тексты. Отобранные тексты представляют собой короткие рассказы Тексты могут быть использованы как во время занятий в классе, так и в условиях самостоятельной работы дома.
Отобранный текстовый материал воздействует на учащихся, вызывая чувство доброты, гуманности, отзывчивости, смелости, сопереживания. Предложенные задания и упражнения служат средством познания и способом формирования личности. Это проявилось в качественной оценке персонажей изученных рассказов и их поступков, предпочтениях, высказанных учащимися в пользу того или иного произведения и его героев.

«Специфика обучения английскому языку в начальной школе»«Специфика обучения английскому языку в начальной школе»

Детский возраст - это период увлечения искусством. Опрос показал, что среди любимых видов искусства - рисование, музыка, мультфильмы, кино. Одной из характерных черт этого возраста является мечтательность, фантазирование. Дети проявляют интерес к различным видам искусства и сами с удовольствием рисуют и раскрашивают, в учебнике очень много заданий такого плана.

«Специфика обучения английскому языку в начальной школе»

Содержание предметных тем в учебнике выдержано с учетом логики возрастных особенностей, меж- и внутрипредметных связей , соединения обучения и воспитания, принципа перманентного повторения. Много стихов, песен, пословиц, поговорок. Погружение в иноязычную культуру не перечеркивает национальные традиции российского языкового образования, патриотическое воспитание, менталитет, обычаи, нравы народов России.

Следует отметить, что в учебнике предусмотрена самостоятельная учебная деятельность. В учебнике имеется специальный раздел с текстами для домашнего чтения. Это помогает выработать у детей навыки самостоятельного учебного труда, умение пользоваться справочной литературой (двуязычным словарем), а также дает возможность получить удовольствие от чтения литературных произведений, доступных детям по возрасту и содержанию.

«Специфика обучения английскому языку в начальной школе»


Часть текстов для самостоятельного чтения связана одним сюжетом. Задания к ним помогают выявить понимание детьми основного содержания, умение отличить основные факты от второстепенных, а также учат детей строить собственные высказывания в связи с прочитанным, например, дать характеристику герою рассказа. Различные виды заданий дают возможность вывести учащихся в другие виды речевой деятельности, например в письмо и устную речь.

«Специфика обучения английскому языку в начальной школе»


Если ученик пропустит урок, то учебник окажет помощь в выполнении домашнего задания самостоятельно, так как он содержит справочную информацию на русском языке и новый материал закрепляется в течение нескольких уроков. Содержание урока всегда имеет образец для выполнения домашнего задания.

«Специфика обучения английскому языку в начальной школе»


Так как при обучении грамматической стороне речи используются различные модели и структуры предложений. С опорой на модели ребенок может самостоятельно конструировать фразы и даже целые высказывания, используя различные структуры.

Обучение чтению фактически начинается со второго урока, когда дети знакомятся с первой буквой английского алфавита. Запоминают ее название , осознают тот факт, что одна и та же буква может читаться по-разному. Знакомство с буквами и буквосочетаниями происходит на протяжении 36-38 уроков.

Затем можно приступать к овладению техникой чтения. Некоторые слова уже известны детям, так как они были им предложены для списывания в процессе знакомства с буквами. Однако обучение технике чтения происходит с опорой на правила-инструкции, которые предлагает постоянный персонаж «Mr Rule» .

«Специфика обучения английскому языку в начальной школе»

Для усвоения правил чтения и дальнейшего пользования словарем вводятся знаки международной транскрипции. Выработка умения читать знаки транскрипции является одной из задач начального этапа.

Овладение техникой чтения ведется неразрывно с работой по овладению умением извлекать информацию из прочитанного. На это нацеливают и задания к упражнениям для чтения

«Специфика обучения английскому языку в начальной школе»

К концу обучения по УМК дети знакомятся со всеми основными правилами чтения и знаками транскрипции, овладевают умением находить слово в словаре и озвучивать его.

Они могут прочитать про себя и понять текст объемом около трети страницы, содержащий не более двух-трех незнакомых слов. Тексты для чтения носят описательный и фабулярный характер.

Хотелось бы подробнее рассмотреть вопросы обучения грамматической стороне на начальном этапе. Судьба грамматики в школьном обучении действительно драматична. Всем известно, что при обучении грамматике английского языка учителю приходится сталкиваться с некоторыми трудностями объяснения материала младшим школьникам. Связано это с тем, что существует два пути обучения грамматической стороне: имитативный, подражательный путь (без правила) и сознательный путь, при котором детям раскрывается суть нового грамматического явления, дается правило. Автор данного учебника пришел к выводу, что второй путь является более надежный, а формулируемые навыки более прочными и гибкими. В данном курсе обучение грамматической стороне речи происходит с опорой на сознание.

В качестве компонентов модели используются знакомые детям геометрические фигуры (квадрат, треугольник и круг с разными дополнительными элементами).

«Специфика обучения английскому языку в начальной школе»

Компоненты модели могут использоваться как в составе модели фразы, так и изолированно. Грамматическое моделирование используется как прием формирования ориентировочной основы грамматических действий учащихся. Авторы используют три функции модели:

  • Обобщающую (она выступает как обобщенный образ большого количества фраз одинаковой структуры, но с разным лексическим значением)

«Специфика обучения английскому языку в начальной школе»

  • Планирующую (с опорой на модели ребенок может самостоятельно конструировать фразы и даже целые высказывания, используя различные структуры)

«Специфика обучения английскому языку в начальной школе»

  • Контролирующая (если учащиеся допустил ошибку, учитель обращает внимание на модель. Ребенок может самостоятельно с опорой на модель найти свою ошибку и устранить ее.

Хочется отметить значение и необходимость Рабочей тетради в УМК. Упражнения в Рабочей тетради построены в соответствии с уроками и юнитами и служат дополнительным средством тренировки и закрепления лексического и грамматического материалов.

На первом году обучения во 2 классе ведется активная работа по овладению каллиграфией английского языка, а также орфографией в пределах изученной лексики. При овладении графической стороной английского языка дети пишут полупечатным шрифтом, так как это облегчает процесс обучения чтению благодаря сходству начертания букв.

Обучение написанию букв проходит в занимательной форме с помощью специальных приемов. В этих приемах учитываются возрастные и психологические трудности восприятия букв. Дети проходят путь от «картины к букве».

Например, в процессе изучения буквы Q и обучения написания этой буквы:

  1. Дети слушают историю о королеве или учат стихотворение о королеве;

  2. Учащиеся рассматривают портрет королевы, который очертаниями напоминает английскую букву Q;

  3. Затем дети обводят эту букву и самостоятельно пишут ее.

Уже в первом полугодии, когда происходит знакомство ребят с буквами и буквосочетаниями английского алфавита, предусматриваются обязательные письменные упражнения и каждое занятие завершается письменным домашним заданием.

«Специфика обучения английскому языку в начальной школе»


Постепенно у детей начинают формироваться некоторые орфографические навыки, работа над которыми на уроке пока еще ограничивается складыванием отдельных слов их букв, постепенно появляющимися в багаже детей.

В рабочей тетради предлагаются разнообразные упражнения, помогающие второклассникам запомнить правописание слов: учащиеся вставляют пропущенные буквы в слова, записывают слова с определенными звуками, решают кроссворды и сканворды. Сложность и объем письменных заданий возрастает и принимает творческий характер. Охарактеризовать героя сказки в письменно виде, придумать и записать собственные загадки, «закодировать» сообщения сказочных героев с помощью грамматических символов и т.д

«Специфика обучения английскому языку в начальной школе».

Хочется сказать, что учебник оправдывает свое название. Радостное чувство возникает уже при первом взгляде на книги. Яркие, в прекрасном переплете, с веселыми картинками на обложке, они привлекают внимание и вызывают желание заглянуть в них. Открыв учебник, ребенок попадает в чудесный мир сказки с хорошо знакомыми героями: Вини-Пухом, Чебурашкой, Мальвиной и т.д. перед ними открывает двери чудесный кукольный театр, где артистами являются разные животные. Все иллюстрации прекрасно выполнены, картинки яркие, веселые.

Учебник создан с учетом особенностей детского возраста. Языковой материал отобран в соответствии с жизненным опытом детей. Для учащихся начальной школы игра является способом познания. Этот принцип и заложен в основу данного УМК.

Все темы и ситуации для общения (Знакомство, Моя семья и я (члены семьи, их возраст, внешность, их профессии), Любимое домашнее животное, Игрушки, одежда, Мои друзья (имя, возраст, внешность, характер, увлечения, семья), Мои увлечения, Выходной день (в зоопарке, цирке), Страна/страны изучаемого языка и родная страна (общие сведения: название, столица, крупные города), литературные персонажи популярных детских книг, небольшие простые произведения детского фольклора (стихи, песни, сказки)) соответствуют возрастным особенностям младших школьников и дети с огромным интересом изучают английский язык, учатся читать, писать и особенно общаться во время различных игровых ситуаций, а также в сценках и спектаклях. Наличие в данном УМК игровых упражнений и необходимость ситуативного подхода к выполнению не ведет к перегрузке учащихся, а, напротив, вызывает у них повышенный интерес. Это способствует развитию коммуникативных навыков детей, снимает затруднения в общении у ряда учащихся, повышает интерес к родному языку.

Недостатком УМК все учащиеся второго класса отмечают большой формат учебника (неудобно носить). В англо-русском словаре отсутствует транскрипция, а она включается в учебный процесс сразу, и дети просят написать транскрипцию на доске.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что пока еще существует рад проблем в обучении иностранному языку детей младшего школьного возраста. Но при наличии хорошей программы, а соответственно и хорошего УМК, и правильной организации процесса обучения, они вполне решаемы.

Изучив теорию курса «Специфика обучения английскому языку в начальной школе», я пришла к выводу, что мне следует более глубоко изучить вопрос о личностно-ориентированном подходе в обучении иностранному языку. Эта методическая проблема является, по моему мнению, актуальной и требующей решений в современных условиях, так как в процессе обучения иностранному языку необходимо учитывать индивидуальные способности каждого учащегося. Одним из наиболее эффективных средств развития и формирования навыка иноязычного общения является личностно - ориентированный подход.



III. Уровень сформированности фонологического осознания речи учащихся


Имя

Количество баллов за каждое задание

Общее количество баллов

Задание №1

Задание №2

Задание №3

Задание №4


  1. Полина

16

4

3

0

23

  1. Диана

12

6

3

0

21

  1. Света

13

3

4

4

24

  1. Александра

14

3

3

0

20

  1. Миша

14

3

3

1

21

  1. Маша

16

4

6

3

29

  1. Дима

15

4

5

2

26

  1. Федор

15

4

6

4

29

  1. Миша

14

3

4

2

23

  1. Света

14

3

5

4

26

  1. Настя

16

4

3

2

26

  1. Даша

16

4

3

2

25

  1. Настя

13

3

4

3

24

  1. Анна

14

3

4

3

24

  1. Маша

12

4

3

1

20

Проведенное исследование показало, что способности второклассников к фонологическому осознанию речи хорошо развиты у двух учащихся и развиты нормально у тринадцати учащихся.

Исследование также показало, что ребята успешно выделяют и правильно произносят звук в начале слова и правильно «отхлопывают» ритмический рисунок фраз. Ребята, в основном, успешно распознают звуковой контур слова, основное затруднение вызвали многосложные слова. Наиболее трудным заданием для учащихся оказалось распознавание рифмы. Три человека не услышали рифму, большинство услышали две или три рифмы и лишь три человека справились с заданием.

Причиной затруднения распознавания рифмы слов считаю - психологические особенности учащихся. Учащиеся, которые не справились с заданием, являются самыми младшими в классе и уровень их развития отстает от сверстников. Им трудно запомнить сразу перечень слов и выделить из них рифму. С этими учащимися ведется индивидуальная работа, используется личносто-ориентированный подход.

В ходе изучения данного курса особенно полезной для себя считаю информацию о культурном и социокультурном компоненте обучения иностранному языку, так как над данной темой я работаю несколько лет в старших классах и лекции данного курса обучения стали прекрасным дополнением, я познакомилась с методикой работы в начальных классах и у меня сложилась целостная система по развитию социокультурного компонента среди учащихся 2-11 классов.


Список использованной литературы


  1. Программы общеобразовательных учреждений. Иностранные языки. Начальная школа Москва «Дрофа» 2000г.

  2. Биболетова М.З. Программа курса для 2-9 классов «Английский с удовольствием» 2007

  3. Учебник «Enjoy English» 2 кл. М.З. Биболетова, Н.В.Добрынина «Титул» 2007 г

  4. Книга для учителя к учебнику «Enjoy English» 2 кл., М.З. Биболетова, Н.В.Добрынина «Титул» 2007 г

  5. Обучение английскому языку в российских школах: Материалы IV всероссийского семинара. Издательство «Титул», 2001


«Специфика обучения английскому языку в начальной школе»

© 2010-2022