Организация проектной деятельности в услвиях введения ФГОС

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ектов лежит его практическая направленность на результат.

Метод проектов возник в США во второй половине 19 века. Его теоретической

основой была «прогматическая педагогика» американского философа Д .Дьюи.

Основные положения его теории: истинным и ценным является то, что дает практический результат.

Известна целая школа великих русских педагогов (таких, как С.Т.Шацкий, В.Н.

Шульгин, М.В. Круженин и др.), которые отмечали положительные стороны

проектов. Почему именно сейчас это направление в образовании стало наи-

более продвигаемым? Причин много, наиболее существенные из них:

В области качества образования.

Как бы мы не говорили о высоком качестве советского образования, несмотря на огромный багаж знаний, не всегда знаешь, что делать с этим багажом, где его

применить, чтобы не потерять свое «Я». Классно - урочная система очень удобна

учителю своей стабильностью, повторяемостью и воспризводимостью

результатов,

тем не менее, она не позволяла отдельному ученику видеть себя, определить свое место, где бы он мог показать себя. У него складывается стереотип ожидания

руководства со стороны старшего ( учителя). Увеличивается разрыв между одарен-

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

На современном этапе развития общества, который отличается переходом от индустриального к постиндустриальному, информационному обществу, актуа-

льным становится введение новых стандартов в системе образования.

Новые требования к современному человеку также способствуют разработке и

внедрению федерального государственного общеобразовательного стандарта ,

в основе которого лежит системно - деятельный подход к развитию личности

обучающегося. ФГОС указал реальные виды деятельности, которыми учащиеся

должны обладать к концу обучения, а также установил требования к результатам

освоения обязательной программы основного общего образования:

личностным , метапредметным и предметным.

В связи с новыми требованиями наиболее актуальной оказывается учебно-

исследовательская и проектная деятельность, способствующая освоению учащимися УУД.

Рассмотрим те возможности, которые представляет проектная деятельность учителю и ученику .Как известно, истина- это то, к чему мы стремимся, ведя

за собой учащихся. Важен и путь к истине-процесс исследования, познания,

открытия. Этот путь предполагает самостоятельность творческого мышления,

проявляет метапредметные умения; дает возможность построить образователь-

физиологические особенности каждого обучающегося. В основе метода про-

ными и среднестатистическими учащимися.Дети, не нашедшие свое место, попадают в категорию слабых, теряют интерес к учебе. Такая система не имеет

перспективы в своем развитии.

В информационном пространстве:

Для движения вперед самое главное-нужно твердо знать,совершенны ли ваши

знания, умеете ли вы их критически переосмысливать, анализировать источники

информации. Огромное влияние на учащихся имеет Интернет, где информация может быть полезной, интересной, вредной. Необходимо учить детей работать

с первоисточниками. Наши учащиеся слабо умеют применять свои знания на прак-

тике в комплексе, слабо понимают смысл заданий, с трудом анализируют текст

при чтении. Следовательно, необходимы существенные изменения в образовании,

нужны новые методики, в тои числе методика проектной деятельности.

Проектирование во многом позволит решить проблемы, но, при условии, если мы сами будем понимать, что представляет собой данный метод, что он требует от

учителя и ученика. Оно заставляет учителя быть любимым. активным, неорди-

нарным.Учитель должен не только учить, но и направлять. Какой бы самостоятельной не была работа учащихся, основная тяжесть лежит на учителе

Поэтому учитель должен владеть методами исследования,поиска, уметь органи-

зовывать парную, групповую, индивидуальную формы работы, знать технологии проектов и использовать проектную деятельность не вместо классно- урочной системы, а наряду с ней. как компонент системы образования.

Основными требованиями к использованию метода проектов являются:

- наличие значимой проблемы, задачи, требующая знаний,исследовательского

поиска для ее решения; практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов; самостоятельная деятельность учащегося; структуирование содержательной части проекта; использование исследовательских методов.

ролево- игровые, информационные, практико- ориентированные.

По признаку предметно- соде ржательной области проекта их можно поделить

на монопроекты и межпредметные проекты.

Этапы проекта.

Выделяют 5 этапов проектной деятельности:

1.Подготовительный ( зачем и почему нужно выполнить проект, каково его зна-

чение в жизни, предполагаемый результат).

Существует несколько типов проектов: исследовательские, творческие,

2.Определение последовательности операций, самоконтроль и самооценка.

3.Корректирование деятельности, прогнозирование,постановка цели-правиль-

но и качественно выполнить задание.

4.Окончательный контроль, анализ проделанной работы, определение результата.

5.Защита проекта.

По количеству участников проекта можно выделить парные и групповые;

по продолжительности проведения проекты могут быть краткосрочными ,сред-

ней продолжительности и долгосрочными (до года). В школьной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых име-

ются признаки исследовательских и творческих проектов , практико-ориентиро-

ванных и информационных.

Роль проектно- исследовательской деятельности в формировании УУД

велика. В разделах каждого предмета есть темы, где можно школьников вклю-

чить в проектную деятельность, при которой практически формируются УУД.

Личностные УУД. В процессе работы у обучающегося формируется адекватная самооценка, чувство гордости за самого себя, появляется уверенность в себе,

формируется мотивация к учебе.

Регулятивные УУД. Дети учатся в сотрудничестве с учителем ставить новые учеб-

ные задачи, самостоятельно оценивают правильно выполненные задания, вносят

необходимые коррективы.

Познавательные УУД. Проектная деятельность дает возможность осуществить расширенный поиск информации, строить логические рассуждения, осуществ-

лять сравнение, классифицировать, прозвольно строить сообщения, фиксировать

информацию с помощью инструмента ИКТ.

Коммуникативные УУД. Школьники высказываются и договариваются, приходят к единому решению в совместной деятельности, с учетом мнения каждого, строят монологическое высказывание, владеют речевой деятельностью.

Итак, УУД- это цель, средство и результат специально организованной деятель-

ности обучающихся. Именно проектная деятельность позволяет учащимся рас-

ширить и углубить изучение материала , увидеть связь школьных предметов.

Проектное задание рассматривается учащимися как представляемая им воз-

можность повысить итоговую оценку за счет организации их портфолио.

-Мой портрет (фото), моя семья, моя школа, мое хобби.

_Рабочие материалы (работы, выполненные и проверенные самостоятельно,

проектные и творческие работы, контрольные тесты ит.п.).

__-_Мои достижения (лучшее, что понравилось, грамоты, поощрения, участие в

школьных мероприятиях.

_Моя самооценка (Зачем я учу иностранный язык? Чему я научилась и что мне еще нужно сделать?)

-Итоги презентации: оценка родителей , учителя, учащихся.

Работая по новой программе, видно, что в качестве проектов для внеурочной работы предлагается широкий спектр увлекательных заданий, которые станут

различных видах музыкальных инструментов, листовку дома своей мечты или

различных интересных мест своей страны.

Поделюсь опытом своей работы по созданию Портфолио учеников.

Портфолио является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащегося, реализует одно из основных положений ФГОС ООО второго частью портфолио учащегося. Это изготовление постера, создание брошюр,

составление плана праздников, сделать доску своей любимой песне, постер о поколения- формирование УУД, предполагает вовлечение

учащихся и их родителей в деятельность на основе проблемного анализа.

Рабочий Портфолио представляет собой комплект материалов с названием разде-

лов: Мой портрет .Рабочие материалы. Достижения. Самооценка.

Портфолио, как часть проекта, носит системный характер, содержание его выстро-

ено па основе УМК.

Примерное содержание портфолио:

-В процессе работы над портфолио у обучающихся формируются следующие компетенции: готовность к постоянной работе над собой для овладения культурой

учебной и трудовой деятельности и потребность в активной познавательной

деятельности.

Существует проблема: каким должно быть содержание портфолио, т.к. четкой градации определения «что такое портфолио» нет. Но я считаю, что это есть

коллекция работ учащихся, которые демонстрируют их усилия, прогресс и дос-

тижения, причем, отдельные работы должны сопровождаться комментариями

ученика, почему он считает необходимым отобрать тот или иной материал в портфель. В работе учащийся указывает, что получилось, что не получилось,

согласен ли он с оценкой учителя, какие выводы он может сделать.

В работе над портфолио принимают участие родители. Они заполняют анкету

о назначении иностранного языка в их семье, помогают отбирать материал, красиво его оформить, позже участвуют в оценке результатов.

Итак, пришло время реформ, экспериментов, наступил непростой этап становления новой системы образования. Все активнее внедряется принцип вариативности, который дает педагогам возможность выбирать и конструировать

педагогический процесс по любым моделям, проводить научную разработку

и практическое обоснование образовательных технологий на основе ФГОС.



-











© 2010-2022