Программа ОДО Комнатное цветоводство

 Программа работы ОДО "Комнатное цветоводство" Цель работы кружка: создание дополнительной воспитательной и образовательной среды для формирования общей культуры и экологической грамотности учащихся через практическую деятельность; информационная поддержка проекта «Школьная оранжерея» по уходу за комнатными растениями. Задачи: 1.Организация досуга детей. 2.Воспитание бережного отношения к живому на примере комнатных растений. 3.Создание дополнительной базы для образовательного процесса, организация исследовательской и проектной деятельности ...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дивеевский районный отдел образования

МБОУ Суворовская ООШ


Маслова Ю.В.

Утверждаю Согласовано

Дир.школы Зам.по УВР

_______________ __________________

_______________ __________________



Программа работы кружка «Комнатное цветоводство»



Планирование работы кружка «Комнатное цветоводство»

Количество часов-34









Автор: учитель биологии, химии

Маслова Ю.В.













С.Суворово

2010-2011 учебный год

Программа кружка «Комнатное цветоводство»

Цель работы кружка: создание дополнительной воспитательной и образовательной среды для формирования общей культуры и экологической грамотности учащихся через практическую деятельность; информационная поддержка проекта «Школьная оранжерея» по уходу за комнатными растениями.

Задачи: 1.Организация досуга детей.

2.Воспитание бережного отношения к живому на примере комнатных растений.

3.Создание дополнительной базы для образовательного процесса, организация исследовательской и проектной деятельности учащихся.

4.Развитие эстетического вкуса учащихся.

5.Воспитание ответственности, трудолюбия, самоорганизованности.

6.Формирование представлений о профессиях флориста, дизайнера, селекционера, садовода.

Пояснительная записка

Кружок «Комнатное цветоводство» организован в рамках реализации социального проекта «Школьная оранжерея» для информационной поддержки по разведению и размещению комнатных растений. Комнатные растения улучшают микроклимат помещений, регулируют состав воздуха, очищают и увлажняют его. Кроме того они играют важную эстетическую роль. По многим причинам(эстетическим, экологическим, экономическим) их целесообразно использовать для оформления внутренних помещений школы. В настоящее время в нашей школе имеется достаточно большой ассортимент комнатных растений. Вся школа поделена на «зеленые зоны», которые закреплены за определенными отрядами школьной детской организации «Экос». В кружок включены по нескольку представителей каждого класса, начиная со2-го - это «Цветоводы». Они являются координаторами работы по цветоводству в своих отрядах. Каждое занятие делится на 2 части: теоретическую и практическую( профилактический осмотр и уход за растениями).







Основные направления работы кружка

  1. Изучение теоретических основ ухода за комнатными растениями, их биологических особенностей, происхождения, практического и эстетического значения, способов оформления интерьера.

  2. Ознакомление с классификацией комнатных растений; составление и обновление паспорта комнатных растений; изготовление и обновление информационных табличек.

  3. Сортоизучение, составление коллекций.

  4. Профилактические осмотры и уход за комнатными растениями: пересадка, очистка, подкормка.

  5. Проведение конкурсов на лучшее озеленение класса и зеленой зоны.

  6. Организация исследовательских работ.

  7. Разработка и проведение внеклассных мероприятий по данной тематике.

Техника безопасности

К занятиям в кружке допускаются только дети не склонные к аллергии. В помещении школы не должны содержаться опасные растения: ядовитые, вызывающие аллергическую реакцию, имеющие колющие части. Перед каждой практической работой проводится инструктаж по т.б.

Межпредметные связи

Биология. Классификация растений; Строение цветкового растения; вид, сорт, селекция; биологические особенности разных групп растений; вредители и болезни растений; размножение цветковых растений(семенное, вегетативное), способы вегетативного размножения; лекарственные растения; фотосинтез; транспирация; дыхание.

Экология. Приспособленность растений к среде обитания; экологические группы растений по отношению к основным абиотическим факторам( свету, влажности, температуре, почвенному плодородию); адаптации растений разных сред обитания; растения и экология жилища; влияние комнатных растений на микроклимат помещений; комнатные растения -индикаторы состояния среды; влияние комнатных растений на психоэмоциональное состояние людей.

География. Почвы, почвенные смеси, структура почв; растения различных природных зон, стран континентов; родина комнатных ратсений.

Химия. Химический состав почвы; элементы питания растений; удобрения; ядохимикаты для борьбы с вредителями и болезнями; макро- и микроэлементы.

Содержание

1.Вводное занятие. Организация работы кружка, ознакомление с планом работы и его обсуждение; деление школы на зеленые зоны, распределение постов для дежурства, выбор старосты.

Значение комнатного цветоводства(эстетическое, практическое, профориентационное), создание базы для исследовательской работы.

2.История развития комнатного цветоводства. Происхождение комнатных растений. Значение географических открытий для пополнения ассортимента комнатных растений. Лекарственные, декоративные, редкие, необычные комнатные растения. Ботанические сады, зимние сады. Родина комнатных растений.

3.Комнатные растения разных материков и островов. Комнатные растения различных природных зон. Распространение комнатного цветоводства. Суккуленты -растения пустынь и полупустынь; растения тропиков (влажных лесов).

4.Земляные смеси, почвы, почвенное плодородие.

Практические работы: 1. Заготовка земли.

2. Составление земляных смесей.

5.Правила пересадки комнатных растений. Емкости для комнатных растений. Различия в требованиях к форме и размерам емкости для разных видов растений и стадий их вегетации.

Практические работы: Пересадка комнатных растений (осенняя и весенняя).

6.Удобрения и подкормки. Минеральное питание растений; микроэлементы, макроэлементы, их значение; признаки недостатка элементов у растений; почвенное плодородие; удобрения( виды, значение), подкормки, правила внесения.

7.Экологические группы комнатных растений; экологические факторы, влияющие на растения: свет, температура, влага, химический состав почвы. Светолюбивые и теневыносливые растения; засухоустойчивые и влаголюбивые растения; суккуленты, ксерофиты, мезофиты, гигрофиты, гидрофиты; теплолюбивые и холодостойкие растения. Взаимодействие растений между собой: симбиоз, нейтрализм, антибиоз. Лианы; эпифиты; фитонциды. Правила ухода за комнатными растениями разных экологических групп.

8.Размножение комнатных растений. Виды размножения(семенное, вегетативное), виды вегетативного рвзмножения(листовыми, стеблевыми, корневыми черенками; корневищем, клубнелуковицами, луковицами, отводками). Размножение семенами, проростки.

Практические работы: 1. Размножение растений вегетативным способом( размножение фиалки листовыми черенками. Традесканции и колеуса -стеблевыми и т.п.).

2. Выращивание комнатных растений из семян.

3. Выращивание луковичных растений.

4. Размножение кактусов и каланхоэ «детками».

5. Заготовка посадочного материала.

9.Правила ухода за комнатными растениями. Очистка, рыхление, полив, влажное очищение, уход за цветочными горшками, опрыскивание, уборка сухих листьев и цветов.

Практические работы: 1.Профилактический осмотр растений (еженедельно).

2. Влажная уборка растений и горшков.(1 раз в четверть)

10. Вредители и заболевания комнатных растений. Определение, профилактика, борьба с ними.

11. значение комнатных растений для улучшения микроклимата помещений. Растения- биоиндикаторы. Растения -поглотители загрязняющих веществ. Растения, осаждающие пыль. Улучшение состава воздуха в помещениях. Значение фотосинтеза и транспирации растений. Фитонциды. Аллергены.

12.Значение комнатных растений для улучшения психоэмоционального состояния людей. Цветочный гороскоп. Зеленые зоны отдыха. Удивительные свойства растений.

13.Аптека на подоконнике. Лекарственные комнатные растения. Биологически активные вещества. Фитонциды. Ароматерапия; эфирные масла. Рецепты фитотерапии.

14.Изучение видового состава комнатных растений. Определение комнатных растений. Составление флористических списков. Паспортизация комнатных растений. Изготовление информационных табличек. Сортоизучение ассортимента комнатных растений школы, составление коллекций. Биологическая классификация.

Практические работы: 1. Составление флористических списков растений, используемых для озеленения помещений школы.

2. Изготовление информационных табличек.

15. Способы оформления помещений комнатными растениями. Фитодизайн. Флористика. Размещение комнатных растений с учетом их биологических особенностей. Жизненные формы растений. Особенности морфологии растений. Листовая мозаика. Составление коллекций (фиалок, бегоний и др.).



План работы кружка

Дата

Тема занятия

1

Введение. Значение комнатного цветоводства. Организационные вопросы. П.т.б.

2

История развития комнатного цветоводства.

3-4

Происхождение комнатных растений. Игра: «Путешествие с комнатными растениями»

5

Земляные смеси. П.р. Заготовка земли.

6

Пересадка комнатных растений. П.р. П.т.б.

7

Удобрения и подкормки. П.т.б.

8-9

Экологические группы комнатных растений. Правила ухода.

10-11

Способы размножения комнатных растений. П.р. п.т.б.

12

Заготовка посадочного материала. Правила ухода. П.р. п.т.б.

13

Вредители и заболевания комнатных растений. П.т.б.

14-15

Значение комнатных растений для улучшения микроклимата помещений.

16-17

Значение комнатных растений для улучшения психоэмоционального состояния людей.

18-19

Лекарственные комнатные растения. Игра «Зеленые доктора»

20-23

Изучение видового состава комнатных растений. Паспортизация. Сортоизучение. П.р.

24-25

Составление флористического списка комнатных растений. П.р.

26-27

Изготовление информационных табличек.

28-29

Способы оформления помещений. Составление коллекций. Флористика. Фитодизайн.

30-31

Подготовка и проведение открытого мероприятия.

32-33

Пересадка комнатных растений. П.р. п.т.б.

34

Итоговое занятие. Анализ работы.

Итого: 34 часа

© 2010-2022