Организация занятия по формированию грамматического навыка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация занятия по формированию грамматического навыкаОрганизация занятия по формированию грамматического навыкаМинистерство образования и науки Российской Федерации
Кузбасская государственная педагогическая академия
Факультет физико-математический
Кафедра английского языка и методики преподавания




Курсовая работа






Организация занятия по формированию грамматического навыка


Выполнила:
Студентка 5 курса, группы ИА-09-01, ФМФ
специальности «информатика и английский язык»
очной формы обучения,
Крахмелец Софья Александровна

Научный руководитель:

Старший преподаватель кафедры английского языка и МП
Астафьева Инна Сергеевна








Новокузнецк, 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ



Введение

Многие из современных школьников сейчас мечтают о карьере успешного и удачливого человека. В этом случае знание иностранного языка далеко не будет лишним. Во-первых, это намного проще позволит общаться с зарубежными партнерами, а во-вторых, оперативно узнавать обо всем новом, что происходит в других странах и применять у себя на практике, опережая своих конкурентов. Общепринято сложилось, что большинство предпочитают овладевать английским языком, как языком международного общения.

Изучение иностранного языка начинается в школе и продолжается на протяжении нескольких лет обучения в вузах, в том числе педагогических, что обусловило выбор темы исследования.

Объектом проводимого исследования является процесс формирования грамматического навыка, тогда как предметом исследования - организация занятия по формированию грамматического навыка.

Цель исследования - разработать комплекс упражненийпо формированию грамматического навыка.

Задачи:

  1. рассмотреть цели, задачи и содержание обучения грамматике;

  2. ознакомиться с методами обучения грамматике;

  3. изучить подходы к обучению грамматике;

  4. разработать систему упражнений для формирования грамматического навыка.

В данном исследовании использовались такие методы научного исследования, как:

  1. изучение и анализ психолого-педагогических источников;

  2. педагогическое наблюдение;

  3. эксперимент.

Данная работа включает в себя две главы, преимущественно теоретического характера с описанием сущности грамматики английского языка, выводы по главам и приложение в виде теста, проведенного в экспериментальной группе, планы-конспекты проведенных занятий.

Результаты исследования данной проблемы были апробированы на занятиях на 1 курсе группы ИА-13-01КузГПА во время прохождения исследователем педагогической практики с сентября по ноябрь 2013 г.





























Глава 1. Теоретические основы обучения грамматике.

  1. Цели, задачи и содержание обучения грамматике.

Вследствие глобальных изменений в обществе, как в России, так во всем мире, изменилась и роль иностранного языка в системе образования, и из простого учебного предмета он превратился в базовый элемент современной системы образования, в средство достижения профессиональной реализации личности.

В 2011-2012 годах были приняты новые Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. С 1 сентября 2011 года 1 классы во всех школах РФ начали обучение уже по новым стандартам. В конце 2012 года был принят новый Закон об образовании и Федеральный государственный образовательный стандарт старшего звена общего образования.
Согласно новым стандартам иностранный язык становится наряду с русским языком и математикой обязательным предметом.

Современная система обучения иностранному языку, согласно новой языковой политике, характеризуется тем, что, во-первых, практическое владение иностранным языком стало насущной потребностью широких слоев общества, и, во-вторых, общий социальный контекст создает благоприятные условия для дифференциации обучения иностранному языку.

В учебный план начальной школы введен учебный предмет «Иностранный язык», что законодательно закрепляет тенденцию более раннего обучения иностранному языку. В соответствии с этим изучение иностранного языка начинается со второго класса. На его изучение выделяется 210 учебных часов (2 часа в неделю со второго по четвертый класс).

Для старшеклассников иностранный язык должен стать надежным средством приобщения к научно-техническому прогрессу, средством удовлетворения познавательных интересов, поэтому в старших классах естественно расширение и углубление тематики за счет страноведческого, общегуманитарного или технического материала, ориентированного на будущую специальность учащихся. Предусмотрено знакомство с элементами профориентации и переподготовки в стране изучаемого языка, ознакомление с особенностями выбранной профессии и роли иностранного языка в овладении профессиональным мастерством. [12]

Цели обучения иностранным языкам в образовательной школе:

  • практическая, которая заключается во владении рецептивными и продуктивными видами речевой деятельности на минимальном достаточном уровне коммуникативной компетенции; другими словами практическая цель заключается в обучении школьников общению на иностранном языке;

  • воспитательная цель, которая заключается в формировании оценочно-эмоционального отношения к миру, положительного отношения к иностранному языку, к культуре стран изучаемого языка, к пониманию важности изучения иностранного языка и потребности пользоваться им как средством общения;

  • образовательная цель, которая заключается в том, что учащиеся приобретают возможность пользоваться еще одним языком, кроме своего родного, а также в развитии филологического кругозора учащихся; учащиеся обогащают свое представление о языке как общественном явлении и одновременно развивают мышление, поскольку им приходится производить мыслительные операции анализа и синтеза при сравнении 2х языков;

  • развивающая цель, которая заключается в развитии смысловой догадки (языковой догадка), умении переносить знания и умения в новую ситуацию, развиваются языковая, интеллектуальная и познавательная способности (сфера чувств и эмоций), готовность к дальнейшему образованию. [23]

Воспитательная, образовательная и развивающая цели достигаются в процессе практического овладения иностранным языком.

Таким образом, ведущей целью обучения иностранным языкам является коммуникативная цель - практическое овладение иностранным языком как средством устной и письменной коммуникации [25].

В том числе без владения грамматикой не может быть речевого общения. Школьник овладевает грамматическим строем своего родного языка в процессе отражения (познания) действительности. Формирование и формулирование мысли происходит на основе имитации воспринимаемых образцов речи - сформировавшийся грамматический механизм, регулирующий его речевые действия. Затем ребенок овладевает в школе грамматикой как теорией языка.

Грамотное построение собственного высказывания, при котором был использован достаточно ограниченный набор грамматических конструкций, не гарантирует того, что другие люди не будут использовать более сложные структуры в своей речи, что может стать серьезным препятствием для понимания сути высказывания. Недостаточный уровень грамматических навыков становится барьером на пути формирования речевой и социокультурной компетенции.

Грамматический навык - это способность автоматизировано извлекать из долговременной памяти грамматические средства речи. Е.И. Пассов называет грамматический навык как «способность говорящего выбрать модель, адекватную речевой задаче и оформить ее соответственно нормам данного языка, причем все это - мгновенно». [11]

Некоторые методисты различают морфологические и синтаксические навыки устной и письменной речи, а также рецептивные грамматические навыки. При этом рецептивные грамматические навыки делятся еще на рецептивно-активные (если воспринимается материал, который учащиеся знают активно) и на пассивно-рецептивные навыки (в рамках пассивно усваиваемого грамматического материала). Кроме того, различают языковые и речевые грамматические навыки.

Под речевым грамматическим навыком понимается автоматизированное употребление грамматических (морфологических и синтаксических) явлений в речи на основе «грамматического чувства». Речевые грамматические связи формируются в процессе приобретения человеком индивидуально-речевого опыта, т. е. овладения различными видами речи - ситуативной и контекстной, диалогической и монологической, устной и письменной.

В грамматическом навыке можно выделить составляющие частные действия:

  • выбор структуры, адекватной речевому замыслу говорящего (в данной ситуации);

  • оформление речевых единиц, которыми заполняется структура в соответствии с нормами данного языка и определённым временным параметром;

  • оценка правильности и адекватности этих действий. [11]

Выбор структуры можно назвать функциональной стороной навыка, а формальной сторона - оформление. От неё зависит правильность с точки зрения данного языка и скорость речи. Эта сторона (оформление) теснейшим образом связана с обоими поднавыками лексического навыка - вызовом слова и сочетанием, более того, оформление структуры основано на них, зависит от их уровня. Исходя из выше сказанного, формирование грамматического навыка возможно лишь на основе тех лексических единиц, которыми учащиеся владеют достаточно свободно.

Под грамматическим навыком говорения подразумевается правильное коммуникативно-мотивированное автоматизированное употребление грамматических явлений в устной речи. Грамматические навыки, обеспечивающие правильное формообразование и формоупотребление, можно назвать речевыми морфологическими навыками (к примеру, образование личных окончаний глаголов). Те навыки, которые отвечают за верное автоматизированное расположение слов во всех типах предложений, определяются как синтаксические речевые навыки.

Морфологические и синтаксические речевые навыки письменной речи носят более аналитический (дискурсивный) характер благодаря специфике письменного вида речи. Здесь становится возможным возвращаться к уже написанному, исправлять и изменять уже созданный текст. [26]



  1. Подходы к обучению грамматике.

Процесс формирования грамматических навыков может организовываться с точки зрения различных методических подходов. В настоящее время в методике преподавания иностранных языков можно выделить следующие подходы к обучению грамматике:

1. эксплицитный подход;
2. имплицитный подход;
3. дифференцированный подход.

В рамках эксплицитного подхода к формированию грамматических навыков и умений можно выделить два метода: дедуктивный и индуктивный.[17]

Наиболее распространенным из них является дедуктивный метод.

Название дедуктивный метод происходит от слова «дедукций», что означает умозаключение от общего к частному. В обучении дедуктивный метод предполагает путь от правила к практическим действиям.

Как видно из примеров, при дедуктивном методе первый этап формирования навыков и умений - ознакомление, реализуется в процессе знакомства с правилом и примерами, второй этап - тренировка, включает отработку изолированных формальных операций (операций на изменение окончаний прилагательных), третий этап - речевая практика, организуется на базе переводных упражнений.

Достоинствами дедуктивного метода являются:

  • в нем широко используется принцип сознательности, что
    способствует созданию полноценного эталона отрабатываемых
    грамматических явлений;

  • в нем предусматривается пооперационная отработка грамматических действий, обеспечивающая «чистоту» формируемого навыка;

  • он может быть использован при самостоятельной работе
    учащихся. [17]

Недостатками являются:

  • он не стимулирует умственную активность учащихся и преподносит им готовое решение;

  • «запуск» навыка на продуктивном уровне организуется
    путем пословного перевода, что не способствует порождению
    полноценного иноязычного высказывания;

  • формирование грамматического навыка тормозится недооценкой условий устного иноязычного общения. [17]

Индуктивный метод.

Другим методом эксплицитного подхода является индуктивный метод. Индуктивный метод исходит из такой формы умозаключения, как индукция, предусматривающая переход от единичных фактов к общим положениям. Индуктивный метод предоставляет возможность самим учащимся сформулировать правило на основе явлений, с которыми они сталкиваются при изучении иностранного языка. При индуктивном методе учащиеся находят в тексте незнакомые грамматические формы и пытаются осознать их значение через контекст. Дальнейший анализ нового явления происходит путем сравнения иностранного текста с его переводом на родной язык, после чего формулируется правило. [17]

Индуктивный метод отличается достаточно длительным этапом ознакомления, поскольку учащиеся сами осуществляют поиск информации. Тренировочный этап несколько сокращен, что касается речевой практики, то она лишь намечается в условно-речевых упражнениях.

К достоинствам индуктивного метода относятся:

  • использование поиска - самого эффективного способа учения, способствующего осознанию сущности грамматического явления;

  • полноценная реализация принципа сознательности;

  • стимулирование умственной активности учащихся, обеспечивающее непроизвольное запоминание изучаемого грамматического явления;

  • возможность организации самостоятельной работы учащихся. [17]

Недостатки индуктивного метода:

  • он требует значительного времени для ознакомления с
    изучаемым грамматическим явлением;

  • в нем не предусматривается пооперационная отработка
    грамматического явления, необходимая для «чистоты» искомого
    навыка. [17]

Обратимся теперь к имплицитному подходу к формированию грамматических навыков.

Имплицитный подход к формированию грамматических навыков включает также два метода обучения с различными модификациями, а именно - структурный и коммуникативный.

Структурными методами формирования грамматических навыков можно назвать целый ряд методов, разработанных различными авторами в рамках методов, которые они называли устными, активными, структурно-функциональными и т. п.

Структурными эти методы формирования грамматических навыков можно называть, потому что в основу их упражнений кладутся структурные модели, или модели предложений, символически выражаемые через формулу, например:

S + V +C,

где S- подлежащее, V- сказуемое, С - дополнение.

Структурные модели называют еще языковыми или речевыми моделями или, если они выражены не символами, а лексическими единицами, речевыми образцами, типовыми фразами.

Одним из первых структурные модели предложил английский педагог Г. Пальмер, автор подстановочных таблиц, опубликованных в 1916 году.

В целом структурный метод предполагает в разных вариантах следующие шаги:

  • аудирование речевых образцов, содержащих в той или иной последовательности (в зависимости от автора учебного пособия) грамматические структуры:

  • хоровое и индивидуальное повторение вслед за учителем (или фонограммой) речевых образцов грамматических структур;

  • вопросно-ответные упражнения с учителем или в парах
    с использованием изучаемых грамматических структур;

  • учебный диалог, содержащий несколько вопросно-ответных
    единств и включающий отрабатываемые структуры. [17]

Таким образом, в структурном методе наблюдается небольшой ознакомительный этап, предусматривающий один способ обучения - показ, и длительный этап тренировки без пооперационной работы. Выраженного этапа речевой практики нет.

Главное достоинство структурного метода заключается в том, что он делает грамматические структуры объектом специальной и при этом длительной тренировки, что создает важный динамический стереотип в головах учащихся и, следовательно, вырабатывает аутентичный эталон построения иноязычной фразы.

Структурный метод обретает ряд недостатков, если он положен в основу всего обучения иностранному языку и формирования иноязычных речевых навыков. Это происходит потому, что в структурном методе нет, как правило, места принципам сознательности и коммуникативности: большинство упражнений носят механический характер и быстро надоедают учащимся. Отсюда низкая мотивация к изучению иностранного языка. Эффективность структурного метода снижает и необходимость организовывать и контролировать все стадии длительной и однообразной тренировки.

Другой разновидностью имплицитного подхода к формированию грамматических навыков являются коммуникативные
методы. К коммуникативным методам относятся различные
варианты интенсивных методов, так называемый метод гувернантки и просто естественное погружение в языковую среду, вынуждающее к общению в коммуникативных целях.

Коммуникативный метод обучения иностранным языкам, и в том числе формирование грамматических навыков, разработан Е. И. Пассовым. Он считает, что успешное становление навыка возможно при соблюдении ряда условий. К этим условиям относятся:

  • предваряющее слушание того материала, который подлежит автоматизации (т. е. речевого образца);

  • имитация в речи, что предполагает не простое повторение, а имитацию при наличии речевой задачи;

  • однотипность фраз, поскольку повторяющиеся конструкции запоминаются быстрее и прочнее;

  • регулярность однотипных фраз, т. е. их регулярное поступление в мозг учащегося;

  • действие по аналогии в речевых условиях, предполагающее
    конструирование фраз не по правилу, а по аналогии с образцом
    и обязательно в соответствии с речевой задачей;

  • безошибочность речевых действий, достигаемая в результате регулярного подкрепления;

  • разнообразие «обстоятельств» автоматизации, иначе говоря, формирование грамматического навыка на достаточном количестве материала и в достаточном количестве разнообразных ситуаций;

  • речевой характер упражнений. [17]

Коммуникативный метод остается коммуникативным только в том случае, если формирование навыков происходит в речи, при наличии речевой задачи в условно-речевых и речевых упражнениях.

В коммуникативном методе наиболее полно реализуется принцип коммуникативности. Он создает благоприятные предпосылки для поддержания мотивации к изучению иностранных языков у учащихся.

К недостаткам коммуникативного метода следует отнести недооценку принципа сознательности в обучении и необходимость индивидуальной и квалифицированной работы с учащимися. Далеко не каждый учитель умеет создать подлинную речевую обстановку при проведении условно-речевых упражнений.

Рассмотрение основных методов формирования грамматических навыков показывает, что всем им присущи как положительные, так и отрицательные стороны, и поэтому к этим методам следует подходить дифференцированно, в зависимости от возраста учащихся, целевых установок, количества часов и самого грамматического материала.

Другим подходом к формированию грамматических навыков является дифференцированный подход, который предполагает использование различных методов и приемов обучения, различных упражнений в зависимости от целей обучения, видов речевой деятельности, этапа обучения, языкового материала и особенностей учащихся. Принцип дифференцированного подхода при формировании грамматических навыков заключается в использовании различных методов в зависимости от целей обучения, грамматического материала и контингента учащихся.

Обучение иностранному языку с ограниченной практической целью (туристические поездки, узкая специализация: стюардессы, проводники международных вагонов, водители, официанты и т.д.) требует, прежде всего, соответствующего отбора грамматического материала и его заучивания в готовых фразах. В этих случаях речевые навыки формируются комплексно, без выделения грамматических навыков.

Обучение иностранному языку с практической целью в школе и других учебных заведениях использует и варьирует различные методы формирования грамматических навыков, зависимость которых определяется, кроме контингента учащихся, грамматическим материалом.[17]



  1. Методы и приемы обучения иностранному языку на начальном этапе.

Слово метод означает путь к достижению поставленной цели. В педагогике выделяют методы обучения, которые изучаются дидактикой, и методы воспитания, составляющие предмет рассмотрения в теории воспитания.

В методике обучения иностранным языкам слово «метод» используется в следующих значениях.

Во-первых, в значении принципиального направления, характеризующегося определенными целями, содержанием и принципами обучения. Например, грамматико-переводной метод. Обучение велось в основном с целью развития логического мышления учащегося и формирования умения читать тексты и переводить их.

Во-вторых, слово «метод» используется в значении система обучения внутри какого-либо направления, отражающая концепцию автора, предложившего ее. Например, метод Китайгородской, Пальмера, метод Майкла Уэста.

В-третьих, метод как способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся (внутри какой-либо системы). В этом значении метод реализуется через приемы, выбор которых определяется принципами, лежащими в основе обучения.

Учитель выполняет организующую, обучающую и контролирующую функции. В функции учащихся входит ознакомление с новым материалом (языковым, речевым), тренировка, необходимая для формирования языковых навыков и речевых умений, и применение изучаемого языка в решении коммуникативных задач.

В деятельности учащегося основными методами учения являются ознакомление, тренировка, применение. В психологическом плане эти методы указывают на этап работы по усвоению учебного материала. К сопутствующим методам следует отнести самоконтроль и самокоррекцию. [22]

Система «Учитель-учащийся»:



Со стороны учащегося ознакомление с «порцией» учебного материала (это могут быть слова, сочетания слов, грамматическая структура, представляемые в речевых единицах разной протяженности от словосочетания или предложения до текста) осуществляется при слуховом или зрительном восприятии речи или же и при том, и при другом одновременно. В первом случае учащийся слушает звучащую речь, во втором - видит написанное, то есть читает, в третьем - слушает и читает. Как слуховое, так и зрительное восприятие учебного материала может подкрепляться зрительным восприятием предмета, действия, явления, ситуации и т. д. и разъясняться учащемуся, что обеспечивает осознание через чувственное и смысловое содержание восприятия.

Со стороны учителя организация ознакомления с «порцией» включает, во-первых, показ. Показ, как пишет И. Л. Бим, адресуется главным образом к чувственному восприятию учащихся (слуховому, зрительному, моторному). Учитель может просто показать, например, предмет, действие и т. д. и назвать его на английском языке или показать произнесение звука, слова, сочетания слов. Во-вторых, объяснение, побуждающее обучаемого к размышлению, необходимо и достаточно для понимания и осознания воспринимаемого материала в целях его последующей осмысленной тренировки и применения.

Так, например, при ознакомлении учащихся со степенями сравнения имен прилагательных в английском языке можно использовать правило. На сопоставлении внутри английского языка можно построить объяснение времен Present Continuous, Present Indefinite и т. д. Организуя ознакомление, учитель определяет источник информации; это может быть он сам: он показывает, дает необходимые пояснения, объясняет. Учитель может в помощь себе привлечь различные средства наглядности, включая технические средства. Источником информации может быть учебник и книга для чтения. Обучаемый самостоятельно знакомится с учебным материалом. [22]

Возможность использования различных источников информации в ознакомлении учащихся с новой порцией учебного материала, естественно, усложняет работу учителя, так как ему нужно определить место ознакомления обучаемого с учебным материалом (в классе, лаборатории, дома), четко организовать его работу и проконтролировать ее. Именно поэтому, в практике обучения иностранным языкам чаще можно наблюдать чрезмерную активность учителя, которая проявляется не столько в организующей, сколько в обучающей функции: учитель объясняет то, что учащимся и так понятно, о чем они сами могут легко догадаться или найти и прочитать в учебнике.

Он мало вовлекает учащихся в раскрытие закономерностей того или иного языкового явления, например, окончание -еr в английском языке образует существительное от глагола, называющее деятеля: A helper is one who helps.A learner is one who learns и т. д.; в выделение существенных признаков (ориентиров), знание которых необходимо, например, для правильного выбора глагола речи в английском языке (tell, say) для передачи сообщения в косвенной речи (таким ориентиром может быть наличие или отсутствие косвенного дополнения, то есть к кому обращена речь).

Через показ и (или) объяснение осуществляется ознакомление учащегося с учебным материалом, понимание и осознание его, а также создается у обучаемого готовность к осуществлению тренировки, позволяющей формировать необходимые языковые и речевые навыки путем многократного воспроизведения соответствующих действий и операций с учебным материалом.

Благодаря тренировке, память учащегося обогащается новыми единицами языка (звуками, словами, словосочетаниями, схемами построения высказываний или структурами) и вырабатывается автоматизм в их употреблении. Со стороны учителя требуется организовать целенаправленную тренировку учащегося в узнавании на слух или при чтении усваиваемого материала и его воспроизведении в устной речи и на письме. Организуя тренировку, учитель определяет (и в этом ему помогает книга для учителя) количество и характер упражнений, то есть сколько нужно упражнений и какие это должны быть упражнения, чтобы выработать необходимый автоматизм. Учащийся выполняет тренировочные упражнения и таким образом «закладывает» в память единицы языка через многократную встречу с ними в речевых единицах и воспроизведение в определенных, предлагаемых учителем или пособием ситуациях.

В практике обучения, к сожалению, тренировке уделяется недостаточно внимания. Учитель слишком поспешно переводит учащихся от ознакомления к применению, тем самым обучаемому не обеспечивается реализация полученных знаний. Учащийся не готов применять усваиваемый материал в новой ситуации, как этого требует задание. Нередко понимание принимается за умение. Не подкрепленное навыками, оно, естественно, «не срабатывает» в акте коммуникации. Например, недостаточно того, что учащийся знает, как (с помощью какой структуры и слов) выразить свое отношение к предмету на английском языке: I like it (the pen, the room, milk) или I don't like it. Нужно, чтобы он мог быстро, как этого требует речевое общение, то есть вовремя и к месту, употребить его или мгновенно понять при восприятии речи на слух или при чтении. Такого владения можно добиться только тренировкой. Наблюдения показывают, что нередко учитель сокращает тренировку из-за боязни скуки на уроке и, особенно, в тех случаях, когда класс «неровный», то есть наряду с хорошо успевающими учащимися имеются и слабые.

При использовании метода тренировки особая роль принадлежит контролю. Поскольку происходит формирование навыка, действие с учебным материалом должно быть доведено до автоматизма; безусловно, очень важно, чтобы обучаемый выполнял это действие правильно. Учитель может осуществлять контроль либо в ходе непосредственного наблюдения за выполнением тренировочных упражнений учащимися, вызывая отдельных учеников в целях установления качества выполнения упражнения - правильно или неправильно оно выполнено, либо путем отсроченной проверки в устной и письменной форме. Наиболее экономной формой контроля являются тесты. С помощью тестов можно быстро проверить, как каждый учащийся знает учебный материал и как может им пользоваться, то есть проверить знание формы, значения и употребления. [22]

Особую роль приобретает развитие у учащихся самоконтроля и самокоррекции. В этом могут помочь программированные пособия и обучающие программы. При работе с такими материалами учащийся может сверить свой ответ с ответом в «ключе» и таким образом установить его правильность или неправильность и, в случае ошибки, повторить действие с учебным материалом.

При применении организующая функция учителя проявляется наиболее четко. Ему нужно создать благоприятные условия, доброжелательную атмосферу для нормального протекания речевого акта. Он должен сделать так, чтобы каждому учащемуся хотелось участвовать в работе группы, чтобы дети стремились понимать содержание и смысл прослушанного или прочитанного текста и не боялись сделать ошибку, чтобы главные усилия они направляли на содержательную сторону высказывания при оформлении своих мыслей и на понимание на слух или при чтении. Основная роль при этом принадлежит выбору стимулов. Чтение текстов есть также использование языка в коммуникативных целях.

Рассмотренные методы отражают суть педагогического процесса, в котором взаимодействуют обучающий и обучаемые. Эти методы используются в обучении иностранному языку в школе. Они вскрывают специфику предмета (тренировка, применение) и направлены на достижение практической, воспитательной, образовательной и развивающей целей.

Каждый из рассмотренных методов (ознакомление, тренировка, применение) реализуется в системе приемов, используемых учителем в организации учения учащегося, осуществляемого последним через решение множества конкретных задач, связанных с мыслительными операциями и восприятиями органов чувств. Приемы, так же как и методы, являются структурно-функциональными компонентами обоюдного действия обучающего и обучаемого. Но если метод называет основную, доминирующую деятельность - ознакомление, тренировка, применение, - то прием связан с конкретным действием, составляющим суть формируемой речевой деятельности и входящим в нее в качестве компонента. Именно конкретное содержание используемых приемов определяет эффективность метода, так как понятие «метод» абстрактно, так же как и понятие «деятельность». Это понятие раскрывается в конкретных приемах, в конкретных действиях. Отвлеченный характер понятия «метод» получил отражение и в определении, данным М. В. Ляховицким, а именно: «Метод - это обобщенная модель реализации основных компонентов учебного процесса по иностранному языку, в основе которой лежит определенная доминирующая идея решения главной методической задачи»». [22]

Из сказанного можно заключить, что методы указывают на деятельность, организуемую учителем и осуществляемую учащимся в обучении иностранному языку. Они носят универсальный характер и могут быть представлены в любом направлении, традиционно называемом тоже словом метод, и в любой системе. Приемы - это конкретное содержание действий с учебным материалом, которые сильно различаются в зависимости от направления и системы обучения этому предмету в школе. Конкретное содержание приемов непосредственно определяется методическими принципами, лежащими в основе обучения иностранным языкам в рамках системы, по которой идет обучение.

Именно принципы и правила, из них вытекающие, определяют выбор конкретных приемов. Кроме того, учителю следует помнить, что приемы должны быть адекватными (то есть соответствовать) формируемой деятельности (чтению следует учить через чтение, аудированию через аудирование и т. д.).

Представим сказанное наглядно. [22]







  1. Система упражнений для формирования грамматического навыка.

В методике приняты следующие основные типы упражнений, направленные на формирование грамматических навыков:

  1. имитационные упражнения;

  2. подстановочные упражнения;

  3. трансформационные упражнения.

Имитационные упражнения могут быть построены на одноструктурном или оппозиционном (контрастном) грамматическом материале. Грамматическая структура в них задана, ее следует повторять без изменения. [25]

Благодаря имитационным упражнениям в память учащихся закладывается акустический образ нового явления, развивается способность к прогнозированию. Предметом имитации являются разнообразные морфологические и синтаксические варианты этого явления так, как они представлены в речи.

Имитация может осуществляться на слух или на основе печатной опоры. В последнем случае целесообразно пользоваться подстановочными таблицами, которые наглядно демонстрируют способность грамматического явления к аналогии. Желательно составлять подстановочные таблицы на определенную тему: это усиливает их речевые возможности. Наблюдения свидетельствуют также, что большим речевым потенциалом обладают подстановочные таблицы, в основе которых вопросительная конструкция - эффективный инструмент в развитии речевой инициативы.

Выполнение упражнений может проходить в виде прослушивания и повторения форм по образцу; контрастного повторения различных форм за преподавателем, при этом происходит прилаживание органов речи к произнесению новых грамматических явлений в небольшом контексте; списывания текста или его части с подчеркиванием грамматических ориентиров.

В имитационные упражнения необходимо включать ценный в содержательном отношении материал: пословицы, афоризмы, шутки, а также фрагменты возможных будущих высказываний учащихся. Упражнения должны проводиться в быстром темпе и не занимать много времени на уроке. Большое место при осуществлении имитации отводится хоровой работе, которой следует дирижировать. [25]

Подстановочные упражнения используются для закрепления грамматического материала, выработки автоматизма в употреблении грамматической структуры в аналогичных ситуациях. Этот тип упражнений особо ответственен за формирование гибкости навыка, здесь происходит усвоение всего многообразия форм, присущих данному грамматическому явлению, за счет разнообразных трансформаций, перифраза, дополнения и расширения.

Существенным для организации подстановочных упражнений является обеспечение подсказки элементов для подстановки. Подсказка может носить экстралингвистический и речевой характер. Особенно эффективны подстановочные упражнения, которые требуют не только автоматического конструирования предложения по аналогии с речевым образцом, но и выбора в результате противопоставления грамматических форм. Следует предлагать учащимся такие упражнения, в которых требуется предварительно противопоставить необходимую грамматическую форму ряду подобных и затем уже составить предложение по образцу.

Материальной опорой подстановочных упражнений также могут служить подстановочные таблицы. Также необходимо помнить, что важно соотносить материал подстановочной таблицы с конкретной темой, благодаря чему повысится значение тренировки в глазах учащихся, ибо они увидят ее «выход» в речь. [25]

Трансформационные упражнения дают возможность формировать навыки комбинирования, замены, сокращения или расширения заданных грамматических структур в речи. Здесь метод тренировки смыкается фактически с методом применения усвоенного грамматического материала в речи.

При выполнении этих упражнений учителю необходимо иметь в виду две взаимосвязанные задачи: обеспечить запоминание грамматического материала, развитие соответствующих навыков и одновременно открыть перед учащимися ясную речевую перспективу использования этих навыков.

С их помощью можно научить варьировать содержание сообщения в заданных моделях в зависимости от меняющейся ситуации, сопоставлять и противопоставлять изучаемую структуру ранее изученным, составлять из отдельных усвоенных заранее частей целые высказывания с новым содержанием, так как в естественной речи используются разнообразные грамматические явления, их сочетания, что определяется речевой задачей.

Чтобы развить у учащихся способность, необходимую для связной осмысленной речи, которая сможет служить коммуникативным целям, нужно провести их через упражнения в комбинировании грамматических явлений. Для этого задаются соответствующие ситуации. Учащийся волен в выборе грамматических средств, и он может выйти из положения за счет своего старого грамматического запаса, не перенося новый навык в речь, в результате чего речь будет примитивной и неточной, а «неработающий» навык со временем разрушится. Чтобы воспрепятствовать этому, нужно приложить специальные усилия, то есть на первых порах, на уровне подготовленной формы речи жестко управлять речевым поведением учащихся, только тогда удастся воспитать в них привычку употреблять нужный материал по собственной инициативе, то есть уже в неподготовленной речи.

Формирование грамматического навыка невозможно без использования различных упражнений. Упражнения разделены на тренировочные и направленные на развитие навыков и умений использования грамматики. Второй вид упражнений в свою очередь делится на трансформационные, имитационные и подстановочные. Использование каждого из этих видов упражнений при тренировке грамматических навыков необходимо для более полного усвоения материала, а также для его закрепления и дальнейшего использования учащимися в речи. [25]



Выводы по первой главе

Изучение иностранного языка в современном мире - это один из самых важных составляющих моментов современного, успешного человека. Знание хотя бы одного иностранного языка расширяет кругозор, позволяет узнать культуру и обычаи другого народа.

В 1 Главе были рассмотрены все подходы к обучению грамматике (эксплицитный подход, имплицитный подход и дифференцированный подход), методы и приемы, а так же системы упражнений для формирования грамматического навыка.

Существует 4 цели обучения иностранным языкам в образовательной школе: практическая, воспитательная, образовательная цель и развивающая.

Главной целью обучения иностранным языкам является коммуникативная цель, т.е. практическое овладение иностранным языком как средством устной и письменной коммуникации.

В настоящее время в методике преподавания иностранных языков можно выделить 3 подхода к обучению грамматике: эксплицитный подход, имплицитный подход, дифференцированный подход. Эксплицитный подход включает в себя два метода: дедуктивный и индуктивный. Достоинствами дедуктивного метода являются: создание полноценного эталона отрабатываемых грамматических явлений, в нем предусматривается пооперационная отработка грамматических действий, обеспечивающая «чистоту» формируемого навыка.

Имплицитный подход к формированию грамматических навыков включает структурный и коммуникативный методы.

Дифференцированный подход предполагает использование различных методов и приемов обучения, различных упражнений в зависимости от целей обучения, видов речевой деятельности, этапа обучения, языкового материала и особенностей учащихся. Принцип дифференцированного подхода заключается в использовании различных методов в зависимости от целей обучения, грамматического материала и контингента учащихся.

В методике приняты следующие основные типы упражнений, направленные на формирование грамматических навыков: имитационные упражнения, подстановочные упражнения, трансформационные упражнения.

Имитационные упражнения могут быть построены на одноструктурном или оппозиционном (контрастном) грамматическом материале. Грамматическая структура в них задана, ее следует повторять без изменения.

Подстановочные упражнения используются для закрепления грамматического материала, выработки автоматизма в употреблении грамматической структуры в аналогичных ситуациях. Этот тип упражнений особо ответственен за формирование гибкости навыка.

Трансформационные упражнения дают возможность формировать навыки комбинирования, замены, сокращения или расширения заданных грамматических структур в речи.





Глава 2. Организация занятия по формированию грамматического навыка

2.1. Анализ состояния преподавания учебной дисциплины «Иностранный язык» на 1 курсе физико-математического факультета, специальность «Информатика и английский язык»

Исследование проводилось в Кузбасской государственной педагогической академии.

В группе 22 человек: 20 девочек и 2 мальчика. Уровень успеваемости в группе достаточно высокий, 80% учеников имеют хорошие и отличные оценки. Успешно им даются уроки по английскому языку, ребята занимаются с заинтересованность и с удовольствием выполняют задания учителя.

Ученики занимаются по учебнику «Английский язык для студентов 1-й ступени обучения». Авторы Т.В. Борисова и С.А. Рунова.

Цель учебника - оказать практическую помощь студентам в приобретении самообразовательных навыков и развитии коммуникативных способностей. Актуальность учебника заключается в том, что он содержит тот минимум материала, который необходим первокурсникам для овладения умениями и навыками по английскому языку с различным уровнем первичной подготовки и рассчитан на ограниченное количество аудиторных часов. «Английский язык для студентов 1-й ступени обучения» включает грамматический, лексический материалы, тексты, которые помогут обучающимся в их самостоятельном усвоении и в подготовке к чтению и переводу адаптированной или оригинальной литературы на английском языке по специальности. Авторы включили такие такие упражнения, которые не только помогут студентам отработать пройденный грамматический материал, но и устные темы, запланированные на 1-й семестр. Тематика текстов построена по принципу «от простого - к сложному». Практической новизной данного учебника является то, что он может быть использован для обучения между школой и вузом. Авторы предусмотрели возможность выполнения письменных работ по грамматике, устных тем, упражнений к текстам непосредственно в самом учебнике, т.е. он еще выполняет и роль своеобразного «notes-book». [6]

Используется строгая рейтинговая система, которая делится на 3 графы: теория, практика и чтение. При прохождении всех заданий ученик выходит на итоговый контроль. Данная система является очень эффективной, так как стимулирует учащихся к выполнению всех видов заданий.

Группе выделено 72 часа на семестр. Форма контроля в виде зачета.

Темы, пройденные за семестр: правила чтения, словообразование, артикль, имя существительное, предлоги, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, эмфатические выделения - оборот it is (was) … that, предложения с оборотом there is (are), повелительное наклонение, порядок слов в предложении, глагол.

Такжепредложенытекстыдлячтения: about myself, my family, my friend, my hobby, my future profession, my plans for future, the English language, your studies & future career, holidays and festivals, Christmas card tradition.



2.2. Экспериментальная работа по формированию грамматических навыков

В ходе опытно - экспериментальной работы выделили ряд задач:

  1. диагностировать исходный уровень грамматических умений у учащихся;

  2. проанализировать полученные результаты;

  3. по итогам анализа результата диагностики составить комплекс упражнений, направленных на формирование у учащихся группы грамматических умений в процессе изучения склонения имен существительных.

Основным объектом контроля являются грамматические умения, так как только они свидетельствуют о способности правильного выполнения определенных действий. Перейдем к краткому рассмотрению умения. Наиболее распространенное понимание умения заключается в том, что оно представляет собой компонент сознательно выполняемой деятельности.

Умение - способность делать что-либо, приобретенная в результате обучения или жизненной практики.

Контроль и учёт умений при обучении английскому языку является необходимым компонентом учебного процесса. Контроль должен определить уровень сформированности у учащегося умений по всем видам деятельности на данном этапе обучения, эффективность тех или иных приёмов обучения, программу действий на будущее. Он даёт возможность преподавателю рационально распределить время, необходимое для развития всех видов учебной деятельности, а также внести изменения в учебный процесс, если возникает такая потребность.

Контроль грамматических умений охватывает различные организационные формы контроля:

  • индивидуальный;

  • фронтальный;

  • групповой;

  • парный.

Для выявления уровня грамматических навыков на начальном этапе было проведено тестирование. В тесте 40 вопросов, которые охватывают весь грамматический уровень, которые должны знать учащиеся. [Приложение 1]

Итоги тестирования приведены в Таблице 1.

Количество человек

% правильных ответов

Уровень усвоения материала

22

45

средний

Таблица 1. Итоги тестирования на начальном этапе.

Организация занятия по формированию грамматического навыка

Эксперимент показал низкий уровень знания английского языка. В ходе последующих занятий будет рассмотрен весь материал, охватывающий тестовые задания: темы будут повторены и практически закреплены.

Объяснение тем проходило в форме презентаций, на которых был изложен изучаемый грамматический материал (схемы, таблицы, примеры). По мере изучения подтем обучающиеся выполняли грамматические упражнения (представленные на раздаточном материале). По окончанию темы обучающимся был предложен ряд упражнений для закрепления.

Так например, по теме «Артикли» было рассмотрено: определение слова «артикль», виды артиклей, случаи употребления неопределенного артикля, определенного артикля с примерами, случаи, в которых артикль не употребляется. Объяснение каждого правила сопровождалось примерами. [Приложение 2, «Articles»]

Для закрепления темы, были предложены упражнения. [Приложение 3]

По теме «Времена групп Progressive и Perfect» было рассмотрено: случаи употребления времен Present/Past/Future Progressive и Present/Past/Future Perfect с указанием каждого времени на временном отрезке и с использованием примеров.

В конце практики было проведено итоговое тестирование. Результаты тестирования приведены в Таблице 2.

Количество человек

% правильных ответов

Уровень усвоения материала

22

69

высокий

Таблица 2. Итоги тестирования на конечном этапе.

Итоговое тестирование показало, что уровень знания английского языка значительно повысился. Это говорит о том, что темы были хорошо усвоены учащимися. Практически все справились с поставленной задачей.

Организация занятия по формированию грамматического навыка


По сравнению с предыдущим тестирование, успеваемость увеличилась, что может свидетельствовать о повышении эффективности, использования предложенной нами, системы упражнений.



Выводы по второй главе

Результаты исследования данной проблемы были апробированы на занятиях на 1 курсе группы ИА-13-01 КузГПА во время прохождения исследователем педагогической практики с сентября по ноябрь 2013 г.

На занятиях был проведен эксперимент для выявления уровня грамматических навыков у учащихся.

Этапы проведения эксперимента:

  1. На первом занятии учащимся был предложен тест, состоящий из 40 вопросов, на выявление уровня грамматических навыков на начальном этапе. [Приложение 1]

  2. Результаты показали низкий уровень грамматических навыков. Они были учтены в последующих занятиях.

  3. После проведенных исследователем занятий, учащимся был предложен итоговый контроль в виде теста, пройденного на начальном этапе.

  4. Повторное тестирование показало значительное улучшение грамматических навыков учащихся.

Итог эксперимента: занятия усвоены учащимися отлично. Все ученики работали с заинтересованностью на каждом занятии, выполняли упражнения и отвечали на поставленные вопросы учителя. На итоговом тестировании большинство учащихся улучшило свои результаты, показав, что пройденный материал был хорошо усвоен.





Заключение

Грамматика - это наука о строе языка, о его законах.

Грамматика помогает облекать наши мысли в материальную оболочку, делает нашу речь организованной и понятной для окружающих.

Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов - памяти, восприятия, эмоций.

Освоение ребенком грамматического строя языка имеет большое значение, так как только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения со взрослыми и сверстниками.

Изучив психолого-педагогическую литературу, мы рассмотрели: цели, задачи и содержание обучения грамматике; подходы, методы и приемы обучения иностранному языку на начальном этапе; систему упражнений для формирования грамматического навыка.

Раскрыв понятия «грамматика», «грамматический навык» мы выявили значимость формирования грамматических навыков у учащихся. Рассмотрев особенности формирования грамматических навыков при обучении иностранному языку школьников, следует заметить, что это очень сложный и трудоемкий процесс.



Список использованной литературой

  1. Бабанский Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе. - М.: Педагогика, 1981.

  2. Беляева М.А. Грамматика английского языка - М.: Высш. школа, 1984

  3. Берман И.М. Методика обучения английскому языку. - М.: Высшая школа, 1970.

  4. Блох М.Я. Теоретическая грамматика английского языка: Учебник. Для студентов филол. фак. ун-тов и фак. англ. яз. педвузов. - М.: Высш. школа, 1983.- с. 383

  5. Болдак И.А., Малышева О.Л. Практическая грамматика английского языка: Учебное пособие. - Гродно: ГрГУ, 1999. - 76 с.

  6. Борисова Т.В., Рунова С.А. Английский язык для студентов 1-й ступени обучения: Учебник. - Новокузнецк: РИО КузГПА, 2006. - 99 с.

  7. Вейхман Г.А. Новое в английской грамматике: Учеб. пособие для ин-тов и фак. иностр. яз. - М.: Высш. шк., 1990. - 128 с.

  8. Витлин Ж.А. Современные проблемы обучения грамматике иноязычных языков //Иностранные языки в школе, 2000. - № 5. - С. 22.

  9. Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Высшая школа, 1982. - 373с.

  10. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. - М., 1989. - 222с.

  11. Иванова И.П., Бурлакова В.В., Почепцов Г.Г. Теоретическая грамматика современного английского языка: Учебник для студентов инст. и фак-тов иностр. языков - М.: Высш. шк., 1981. - 285с.

  12. Иностранный язык и образование. Место иностранного языка в современной школе. - URL: student45.ru/why-studying/foreign-language-and-education/

  13. Каменский А.И., Каменская И.Б. Практическая грамматика английского языка: Справочное пособие для неязыковых вызов. - Часть 1. - Харьков: ИНЭМ, 2002 - 27 с.

  14. Китайгородская Г.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам - М., 1982.

  15. Колкер Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку - М., 2000.

  16. Кутузов Л.Ф. Практическая грамматика английского языка - М.: Вече, 1998. - 448с.

  17. Миньяр-Белоручев Р.К. Методика обучения французскому: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Иностр. яз.» - М.: Просвещение, 1990. - 224 с.

  18. Миролюбова А.А., Рахманова И.В. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 1967.

  19. Михельсон Т.Н., Успенская Н.В. Практический курс грамматики английского языка. Пособие для понимания научной литературы на английском языке, 255с.

  20. Раевская Н.М. Теоретическая грамматика современного английского языка. Учебник по курсу теоретич. грамматики для студентов фак-тов романо-герм. филол. ун-тов и пед. ин-тов ин. языков (на англ. яз.). К.: Высш. школа, 1976.

  21. Рахманов И.В. Основные направления в методике преподавания иностранных языков в XIX-XX вв. - М., 1972.

  22. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскму языку на начальном этапе в средней школе: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - 224 с.

  23. Сайт современных методик преподавания. - URL: dioo.ru/

  24. Тест на знание английского языка. - URL: englishgu.ru/test-na-znanie-angliyskogo-yazyika/

  25. Шатилов С.В. Методика обучения немецкому языку в средней школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2103 «Иностр. яз.» - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1986. - 223 с.

  26. Шляхова В.А., Парахина А.В. Английский: Учебное пособие. Ч III. - М.: МГИУ, 1998. - 216 с.









Приложение

Приложение 1

Тест:

  1. Выберите наиболее подходящий ответ! "What does your husband do?"

    1. He is feeding the dog.

    2. He is a doctor.

    3. Yes, he does.

    4. Yes, he is.

  2. Что такое альтернативный вопрос в английском языке?

    1. Вопрос, требующий ответа «Да» или «Нет».

    2. Специальный вопрос к любому члену предложения.

    3. Вопрос, предполагающий выбор между двумя качествами, предметами или действиями.

    4. Вопрос, являющийся уточнением какого-либо утверждения.

  3. Yesterday I ................. a bird.

    1. Saw

    2. Sawed

    3. See

    4. Seed

  4. Найдите неправильный глагол: to play, to smile, to laugh, to see.

    1. to play

    2. to smile

    3. to laugh

    4. to see

  5. При помощи какого суффикса может образовываться наречие в английском языке? От какой части речи?

    1. При помощи суффикса «-ly» от глаголов.

    2. При помощи суффикса «-ly» от прилагательных.

    3. При помощи суффикса «-ed» от существительных.

    4. При помощи суффикса «-ing» от прилагательных.

  6. Укажите существительное, имеющее неправильную форму множественного числа

    1. Lady

    2. Gentleman

    3. Son

    4. Daughter

  7. Найдите ошибку в трёх формах глагола:

    1. teach - taught - taught

    2. catch - caught - caught

    3. bring - braught - braught

    4. seek - sought - sought

  8. Выберите наиболее подходящий ответ! "What is she doing?"

    1. She is playing with the bunny.

    2. She is a manager.

    3. She cleans the house every day.

    4. She is clean the carpet.

  9. Как совершается действие, выраженное глаголом в Present Continuous?

    1. Действие совершается постоянно или регулярно в настоящем времени.

    2. Действие только совершится в неопределенном будущем.

    3. Действие совершается в данный момент, или момент речи в настоящем времени.

    4. Действие уже совершено, и в предложении подчеркивается результат такого действия.

  10. Karina never minds .................the movie again.

    1. to watch

    2. to be watched

    3. watch

    4. watching

  11. I couldn't help ................ .

    1. for laughing

    2. and laughed

    3. laughing

    4. to laughed

  12. Можно мне взять Ваш карандаш?

    1. Can I take your pencil?

    2. Must I take your pencil?

    3. Should I take your pencil?

    4. May I take your pencil?

  13. Марта никогда не слышала, как он говорит по-английски.

    1. Martha never heard him spoke English.

    2. Martha never heard him to speak English.

    3. Martha has never heard him speak English.

    4. Martha never heard how he speaks English.

  14. Я знаю его четыре года.

    1. I know him four years.

    2. I have been knowing him for four years.

    3. I know him for four years.

    4. I have known him for four years.

  15. В каком из представленных ниже слов звук, который передаётся буквой «a», отличается от остальных:

    1. Map

    2. Tape

    3. Age

    4. Make

  16. I have .................butter, please, buy some.

    1. Little

    2. Many

    3. Few

    4. a few

  17. The taxi .................by 7 o'clock yesterday.

    1. has arrived

    2. had arrived

    3. arrived

    4. is arrived

  18. Должно быть, он продал свою машину.

    1. It must be that he has sold his car.

    2. He must sold his car.

    3. He should have solden his car.

    4. He must have sold his car.

  19. Я хочу, чтобы погода была хорошая.

    1. I want that the weather will be fine.

    2. I want the weather to be fine.

    3. I want the weather be fine.

    4. I want the weather being fine.

  20. Какой же он умный мальчик!

    1. What an intelligent boy is he!

    2. What the intelligent boy is he!

    3. What an intelligent boy he is!

    4. What the intelligent boy he is!

  21. Find the incorrect sentence.

    1. Though it was nine o'clock in the evening, there were not many people in the bar.

    2. Although it is nine o'clock in the evening, there are not many people in the restaurant.

    3. It was only nine o'clock in the morning, and there were too many people in the café.

    4. Through it was eight o'clock in the morning, there weren't many people in the pub.

  22. Какое из перечисленных ниже предложений нельзя перевести на русский язык как «Я читаю»?

    1. I read magazines every day.

    2. I am reading a book.

    3. I have been reading the magazine for two hours.

    4. Все варианты подходят.

  23. When Kate .................at Pier 90, it was crowded with football fans.

    1. Achieved

    2. Arrived

    3. Entered

    4. Reached

  24. There was no one to cheer him ................. .

    1. On

    2. In

    3. Up

    4. Over

  25. Could you possibly give me ................. ?

    1. a advice

    2. an advice

    3. some advices

    4. a piece of advice

  26. Marvin asked me ................. .

    1. what was my favourite vegetable

    2. what my favourite vegetable was

    3. what is my favourite vegetable

    4. what about my favourite vegetable

  27. The accident happened .................our way home.

    1. in

    2. on

    3. For

    4. About

  28. If he were not so absent-minded, he .................you for your sister (yesterday).

    1. would not mistake

    2. would not have mistaken

    3. would not have been mistaken

    4. did not mistake

  29. If Mike lived in the country house, he .................happier.

    1. was

    2. Is

    3. will be

    4. would be

  30. ................. that wierd man sitting over there?

    1. Which

    2. Whose

    3. Who's

    4. Who

  31. How long ................. his house?

    1. Has Mr Johnson had

    2. Does Mr Johnson have

    3. Had Mr Johnson had

    4. Has Mr Johnson been having

  32. Ron has made up his .................to become a teacher.

    1. Brains

    2. Decision

    3. Head

    4. Mind

  33. If Deborah .................to dinner tomorrow, I'll be happy.

    1. will come

    2. comes

    3. came

    4. was coming

  34. Ask somebody for ................. occupation.

    1. His

    2. Her

    3. Their

    4. Its

  35. Kids shouldn't take those pills, and ................. .

    1. Neither should she

    2. Neither she should

    3. She did either

    4. Either shouldn't she

  36. The doctor .................me that there would be no pain.

    1. Sured

    2. Insured

    3. Reassured

    4. Ensured

  37. I am looking for an .................method of heating.

    1. Economics

    2. Economy

    3. Economic

    4. Economical

  38. We try to be .................to the needs of the customer.

    1. Responsible

    2. Responsive

    3. Respondent

    4. Response

  39. We can't tell you what to do - it's a matter of ................. .

    1. Fact

    2. Consciousness

    3. Taste

    4. Conscience

  40. This particular college has a very selective .................policy.

    1. Admission

    2. Entrance

    3. Admissions

    4. Admittance [7]





Приложение 2

План-конспект урока по теме: «Articles»

Ход урока.

  1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Teacher: Good morning, Children! I'm very glad to see you! I hope you are all feeling well today! How are you? Sit down, please, and be ready for the lesson. Now, let's start. Today is the 1st of November.

Teacher: Now, tell me what is the theme of our lesson today?

Pupils: Articles.

Teacher: Well done, what it means?

Pupils give their own answers.

  1. Изучение нового материала.

Teacher: Look at the board. On the first slide you can see the theme of our lesson. Please, write it down in notebooks.

После записи темы урока, включается второй слайд с определением слова «Артикль».

Teacher: Anton, please read the definition of the word «Articles». (ученик читает определение). Thank you.

An article is a word (or prefix or suffix) that is used with a noun to indicate the type of reference being made by the noun. Traditionally in English, an article is usually considered to be a type of adjective. In some languages, articles are a special part of speech, which can't easily be combined with other parts of speech. It is also possible for articles to be part of another part of speech category such as a determiner.

And the next slide.

На мониторе появляется 3 слайд «Виды артиклей».

There are 2 types of articles: definite (the) and indefinite (a/an). «An» and «a» are modern forms of the Old English.

A definite article indicates that its noun is a particular one (or ones) identifiable to the listener. It may be something that the speaker has already mentioned, or it may be something uniquely specified. The definite article in English, for both singular and plural nouns, is the.

An indefinite article indicates that its noun is not a particular one (or ones) identifiable to the listener. It may be something that the speaker is mentioning for the first time, or the speaker may be making a general statement about any such thing. English uses a/an, from the Old English forms of the number 'one', as its primary indefinite article. The form an is used before words that begin with a vowel sound (even if spelled with an initial consonant, as in an hour), and a before words that begin with a consonant sound (even if spelled with a vowel, as in a European).

Teacher: Maria, read the examples please.

Ученик читает примеры.

Teacher: Article relates to the noun directly, but if the noun has the determinant, the article is put in front of them. And the examples. Anton read them please.

Ученик читает примеры.

Teacher: The next slide. «When we use the indefinite article».

with countable nouns when they are mentioned for the first time.

He is a clever young man. I can see a book on the table.

with a noun, which is part of a compound nominal predicate;

My brother is a doctor.

with the noun after the turn there is ...,a well as after it is ..., this is ...

There is a new music school in our street. It is a pen. This is a pencil.

after words such, quite, what;

Tom is such a nice boy.

with nouns in the role of the application;

My grandmother, a school teacher, is on pension now.

in front of the numerals the dozen, a hundred, a thousand, a million; in expressions a lot (of), a great many of;

I've read a lot about this author.

in some revolutions

it is a pleasure, as a result, as a matter of fact, as a rule, to be in a hurry, it's a pity.

in combination with the verbs to have, to take, to give

to have a cold, to have a good time, to have a toothache, to have a rest, to have a smoke, to take a shower, to give a hand.

Teacher: The next slide. «When we use the definite article».

nouns in singular and plural form, when speaker knows the subject of dialog;

Here is the magazine you want to read. Open the window, please.

With nouns, which referred for the second time;

I saw a new film on TV yesterday. The film was not very interesting.

When in front of the noun are:

а) ordinal

Gagarin was the first cosmonaut of the world.

б) superlatives

Minsk is the largest city in Belarus.

в) one of the adjectives: following, last,
next, same, very, only (единственный).

But: next door, last week, last year;

Answer the following questions.

This is the only-way of doing it.

He finished school last year.

when the noun has qualifying or restrictive definition;

The price of fruit is high this year.

Somebody is knocking at the door of our flat.

With nouns denoting objects, one-of-a-kind:

the sun, the moon, the earth, the sky, the world, а также в словосочетаниях: in the morning, in the afternoon, in the evening;

The sky is blue and the sun shines brightly in summer.

The ground is covered with leaves in autumn.

I get up at 7 o'clock in the morning and go to bed at 11 in the evening.

with countable nouns, designating the entire class of similar subjects, without singling out one subject from a number of others like him

But: man, woman.

The snowdrop is the first spring flower.

The cow is a domestic animal.

Man is the highest creation of nature.

With the following proper nouns:

а) the names of rivers, lakes, oceans, mountain ranges, islands, deserts

The Volga, the Black Sea, the English Channel, the Atlantic Ocean, the Urals

But: Lake Baikal, Lake Naroch

б) the names of some countries, localities, the cardinal

the United States (the USA), the Crimea

в) the names of some historic buildings (facilities), museums, theaters, libraries, organizations, British newspapers, except for the names of universities and colleges that has in their own name proper nouns

the Kremlin, the British Museum, the National Gallery, the United Nations Organization, the Times, the University of London,

But: London University, Oxford University, Cambridge University

г) the cardinal: the North, the South, the West, the East.

But without articles: from North to South, from East to West;

He works in the North.

Have you ever been to the South?

д) family names in the plural

The Browns spend holidays in Italy.

Teacher: The next slide. «Absence of the article».

if a countable noun has the definition, which is expressed by a pronoun (possessive, demonstrative, interrogative, indefinite-personal), proper noun in the possessive case or the cardinal number;

Give me your plan, please.

There are some books on the table.

This man is John's father.

I have five English books.

Open your books at page 5 and do exercise 10.

with a noun in the plural form, which are part of the nominal predicate;

We are friends.

Nick and Tom are doctors.

with uncountable nouns, if they don't have restrictive or clarifying determinants

Do you like tea or coffee?

But:

The coffee is cold.

if the noun is the inverse;

Children, don't speak at the lesson.

before the words father, mother, uncle, aunt in the statements of the family members;

Is Father at home?

with names of days of the week, months and seasons;

Winter begins in December.

My day off is Sunday.

With proper names

Mary, London, Pushkin Street

with nouns denoting the name of science and academic subjects;

My favourite subject is history.

My brother is good at physics.

before nouns:

breakfast, dinner, lunch, supper;

In certain situations, these nouns, as well as the names of the days of the week can be used with the definite article.

What will you have for dinner?

I have breakfast at 8 o'clock.

I cooked the dinner myself.

Three years ago the summer was rainy.

in a number of set phrases:

in time, for example, to be at home, to go home, by bus (train), at work, at night, at dinner, by heart, for instance, on foot, by chance, out of doors;

to leave (finish) school, to go to bed, to be out of town, by name, by mistake, at present, from beginning to end, at first sight, etc.

  1. Закрепление нового материала.

Teacher: This is your task (учитель раздает карточки каждому ученик). The first card. You have to explain the presence or absence of the article before the noun in the following sentences. Anton, you are the first. (ученики по очереди читают предложения и объясняют отсутствие или наличие артикля перед существительным).

Teacher: The next task. Card number 2. You have to insert the correct article in the following sentences. Mark, you are the first.

Teacher: Good students! All right.

  1. Итог урока.

Teacher: It's a pity that our lesson is almost over. I've enjoyed our work today so much. You've been so good students and I'm proud of you.

  1. Домашняя работа.

And here is your home task. Page 71. Read and translate. On page 72 you can find new words. You should learn them and write short biography using the example.

And the second task. You should find 6 sentences with articles and explain their use.

Teacher: Buy, buy. Waiting for you in the next lesson.

План конспект урока по теме: «Времена групп Progressive и Perfect»

Ход урока.

  1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Teacher: Good morning, children!

Pupils: Good morning, teacher!

Teacher: I am glad to see you! Sit down, please, and be ready for the lesson. Let's start. Today is the 1st of October.

Teacher: Today we will speak about Progressive and Perfect tenses.

  1. Повторение пройденного и изучение нового материала.

На проектор выводится презентация.

Слайд 1. «Времена группы Simple»

Teacher: How you remember, there are Present Simple, Past Simple and Future Simple. (Слайд 2)

Teacher: Anton, do you remember the information about Present Simple: the form of the word and keywords that indicate the time?

Pupils: подлежащее + V(s); every day (month, year), often, seldom, always.

Teacher: Very good! And what about Past Simple? Tanya, please, tell us.

Pupils: подлежащее + V(2), правильный глагол - ed, неправильный глагол - V2; yesterday, last month (year).

Teacher: Well done! Sofya, tell us about Future Simple.

Pupils: подлежащее + will + V, tomorrow, next month (year), soon.

Teacher: Very good! And write down a new topic «Progressive». (Слайд 3)It contains Present Progressive, Past Progressive and Future Progressive.

Teacher: First of all, Present Progressive. It is used for expression of the lasting incomplete action happening at the time of speech. The moment of speech can be expressed by the following adverbs or phrases: now, at present, at the moment, etc., and can be clear from a context.

(Слайды 4, 5. На слайде 5 указан временной отрезок. Учитель показывает на нем, когда именно происходит это действие)

Teacher: Write down indicators and formula. (Слайд 6) And the examples of using these tense.

Ученики записывают индикаторы времени, формулу и примеры использования: утвердительное предложение, отрицательное и вопрос.

(+) She is reading a book now.

(?) Is she reading a book now?

(-) She is not (isn't) reading a book now.

Teacher: The next. Past Progressive. (Слайд 7)

Teacher: As well as all continued times, the Past Progressive expresses the incomplete, long action happening at some instant or the period (in the past).

(Слайд 8. На слайде указан временной отрезок. Учитель показывает на нем, когда именно происходит это действие)

Teacher: Write down indicators and formula. (Слайд 9) And the examples of using these tense.

Ученики записывают индикаторы времени, формулу и примеры использования: утвердительное предложение, отрицательное и вопрос.

(+) She was reading a book at 10 o'clock yesterday.

(?) Was she reading a book at 10 o'clock yesterday?

(-) She was not (wasn't) reading a book at 10 o'clock yesterday.

Teacher: The next slide. Future Progressive. (Слайд 10)

Teacher: The Future Progressive is used for expression of long action which will begin till a certain moment in the future and will proceed at this moment.

(Слайд 11. На слайде указан временной отрезок. Учитель показывает на нем, когда именно происходит это действие)

Teacher: Write down indicators and formula. (Слайд 12) And the examples of using these tense.

Ученики записывают индикаторы времени, формулу и примеры использования: утвердительное предложение, отрицательное и вопрос.

(+) She will be reading a book from 5 till 7 o'clock tomorrow.

(?) Will she be reading a book from 5 till 7 o'clock tomorrow?

(-) She will not (won't) be reading a book from 5 till 7 o'clock tomorrow.

Teacher: Well done! And write down the next topic «Perfect». (Слайд13)It contains Present Perfect, Past Perfect and Future Perfect.

Teacher: First of all, Present Perfect. In the general sense, Present Perfect designates an action which began in the past and which is related to a present situation. For example, we can observe the result of this action in the present. There no similar grammatical phenomenon in Russian and therefore it is more convenient to remember Present Perfect in certain models which are based on existence of the temporary indicator in sentence.

(Слайды 14, 15. На слайде 15 указан временной отрезок. Учитель показывает на нем, когда именно происходит это действие)

Teacher: Write down indicators and formula. (Слайд16) And the examples of using the sentence.

Ученики записывают индикаторы времени, формулу и примеры использования: утвердительное предложение, отрицательное и вопрос.

(+) We have seen this film.

(?) Have we seen this film?

(-) We haven't seen this film.

Teacher: The next. Past Perfect. (Слайд 17)

Teacher: The Past Perfect Tense is used for expression of the action which has ended by the certain moment in the past.

(Слайд 18. На слайде указан временной отрезок. Учитель показывает на нем, когда именно происходит это время)

Teacher: Write down indicators and formula. (Слайд 19) And the examples of using these tense.

Ученики записывают индикаторы времени, формулу и примеры использования: утвердительное предложение, отрицательное и вопрос.

(+) They had done the work before he came.

(?) Had they done the work before he came?

(-) They had not done the work before he came.

Teacher: The next slide. Future Perfect. (Слайд 20)

Teacher: The Future Perfect Tense is used for expression of future action which will be made till a certain moment in the future.

(Слайд 21. На слайде указан временной отрезок. Учитель показывает на нем, когда именно происходит это время)

Teacher: Write down indicators and formula. (Слайд 22) And the examples of using these tense.

Ученики записывают индикаторы времени, формулу и примеры использования: утвердительное предложение, отрицательное и вопрос.

(+) She will have done her work by 5 o'clock tomorrow.

(?) Will she have done her work by 5 o'clock tomorrow?

(-) She will not done her work by 5 o'clock tomorrow.

  1. Закрепление нового материала.

Teacher: This is your task (учитель раздает карточку №1 каждому ученику). The 1stcard.Remove the brackets using Present Progressive, translate on Russian. Anton, you are the 1st. (ученики по очереди читают предложение, раскрывают скобки, используя Present Progressive и переводят на русский язык).

Teacher: The next task (учитель раздает карточку №2 каждому ученику). The 2ndcard. Choose the suitable tense and put in it a verb. Mary, you are the 1st. (ученики по очереди читают предложение, выбирают нужное время и ставят в него глагол: Present Simple/Present Progressive).

Teacher: The 3rd task(учитель раздает карточку №3 каждому ученику). The 3rd card, 1stcolumn. Put a verb in Past Progressive. Mark, you are the 1st. (ученики по очереди читают предложение и ставят глагол в Past Progressive).

Teacher: And now the 2ndcolumn. Put a verb in Future Progressive. Karina, you are the 1st. (ученики по очереди читают предложение и ставят глагол в Future Progressive).

Teacher: The next task (учитель раздает карточку №4 каждому ученику). The 4th card. Remove the brackets using Present Progressive / Past Progressive / Future Progressive, translate on Russian. Nastya, you are the 1st. (ученик по очереди читают предложение, раскрывают скобки, используя Present Progressive / Past Progressive / Future Progressive и переводят на русский язык).

Teacher: Work in groups. We share on two teams. Each team select a card in turn. On a card you can see your tense, on the other part of the card you can see your task. You have to write a formula, the indicator, a time span and cases when we use this tense. (команды выполняют задание и по очереди зачитывают ответы).

Teacher: Good students!

  1. Итог урока.

Teacher: It's a pity that our lesson is over. I'm very pleased with your results and enjoyed our work. All of you are clever.

  1. Домашняя работа.

Teacher: Here is your HW. Page 52 exercise 68, page 53 exercise 71, page 54 exercise 82.

Teacher: Thank you for your work, Good Buy!

Приложение 3

1. Объясните наличие или отсутствие артиклей перед существительными в следующих предложениях:

1. This is a pencil. It's a red pencil. The red pencil is on the table. 2. I'm a teacher. I'm at home now. This is my room. The room is large and clean. 3. Open your books at page thirteen. 4. This is a black tie and that is a white tie. 5. Yesterday I met my friend with a young girl. The girl is a first-year student of the University. She lives on the second floor in the house not far from us. 6. Summer is the most beautiful season of the year. There are many flowers in the fields and gardens everywhere. The flowers are very beautiful in your garden. 7. Victory Square is in the centre of Minsk. 8. I live in Kirov Street. 9. The Black Sea is in the South of our country. 10. I live in the Republic of Belarus but my friend lives in Moldova.

2. Заполните пропуски артиклями, где это необходимо:

а) 1. ... Volga is ... longest river in ... European part of ... Russia. 2. I'd like to go on an excursion to ...Crimea. 3. There is ... stadium not far from our ... house. ... stadium is ... largest in our town. 4. My brother is ... pupil of ... 8th form and he wants to become ... engineer.5. ... chemistry is his favourite subject at ... school. 6. ... children like ... ice-cream. 7. Can you tell me ... way to ... theatre? 8. Here is ... book you need. 9. ... walls of our classroom are yellow. 10. ... butter and ... cheese are made of ... milk. 11. Which ... fruit do you like: ... apples or ... oranges? 12. I go to ... bed at 12 o'clock at night.13. When will you finish ... school? 14. I get up at 7o'clock in ... morning.

б) 1. ... England has to import ... raw materials, such as ... timber, ... petroleum, ... wool and others. 2. Many ships with ... grain, ... oil, ... cotton and other goods come to ... London along ... river Thames. 3. I usually drink ... tea with ... sugar. 4. Will you have ... cup of tea? 5. Pass me ... sugar, please. 6. ... tea is very hot, I'll put ... milk in it. Don't pour milk into my cup, please. I don't like ... tea with ... milk. 7. ... Peace is ... life, ... war is ... suffering and ... death. 8. What ... beautiful rose! What ... beautiful flowers! 9. Good ... luck! 10. We shall go to ... theatre ... next week.

57


© 2010-2022