Доклад на городском методическом объединении учителей английского языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Федотова Вероника Леонидовна

учитель английского языка,

высшая квалификационная категория

МОУ СОШ № 2 г. Серпухов

Технологии активного обучения

Good morning, dear colleagues! I'm glad to see you!

I'd like to begin my speech with a small interactive game.

У меня в руках зеркало, а зеркало - это всегда отражение. Оно отражает нас, наши эмоции, страхи, и настроение. А еще им можно играть в солнечных зайчиков. И они тоже будут разные в зависимости от нашего настроения.

Я предлагаю каждому из вас выбрать по одному кружочку - солнечному зайчику в соответствии с его сегодняшним настроением. Белый - спокойное (I'm quiet), желтый - радостное (I'm merry), синий - если грустно или не комфортно (I'm sad).

На зайчиках напишите, что вы ждете от сегодняшней встречи.

Я начала свое выступление с этой методики, которая носит название «Солнечный зайчик». Во-первых, мне бы хотелось, чтобы у всех нас перед началом учебного года было солнечное настроение, ну, и конечно же, она вписывается в тему моего выступления.

В современном обществе владение иностранным языком является жизненной необходимостью и потребностью времени и современного общества. Люди нуждаются в свободном общении и умении обмениваться информацией, начать и поддерживать беседу, принимать самостоятельно решение в жизненных ситуациях и понимать иноязычную речь в фильмах, песнях и социальных сетях. Формированию коммуникативной компетенции уделяется основное внимание в процессе преподавания английского языка, но трудности не исчезли, т.к. по-прежнему недостаточна доля активной речевой практики на уроке на каждого ученика, сложно осуществить дифференциацию обучения.

Основной целью обучения иностранному языку в школе является практическое владение иностранным языком. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать - вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. И задача учителя так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить своего ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения.

Активные методы обучения (АМО) - это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действии и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, а также деятельностном подходе к обучению. При использовании активных методов обучения меняется роль ученика - он становится активным участником образовательного процесса.

В настоящее время нет единой классификации активных форм обучения. Я остановила свое внимание на следующей классификации.

По характеру учебно-познавательной деятельности методы активного обучения подразделяют на: имитационные методы, базирующиеся на имитации профессиональной деятельности, и не имитационные.

Имитационные, в свою очередь, подразделяют на игровые и неигровые. При этом к неигровым относят анализ конкретных ситуаций, действия по инструкции, решение задач и т. д. Игровые методы подразделяют на: деловые игры, дидактические или учебные игры, игровые ситуации, игровые процедуры, тренинги в активном режиме. Не имитационные: дискуссии, активные проблемные лекции, решение проблемных ситуаций. Следует отметить, что большинство активных методов обучения могут использоваться как самостоятельное мероприятие, так и являться необходимым элементом других методов. Например, дискуссия - это и самостоятельный метод, и часть деловой игры, «круглого стола. К активным методам обучения можно отнести использование игр и игровых ситуаций, введение проблемной ситуации в урок, метод проекта, использование ИКТ и другие.

По типу деятельности участников в ходе поиска решения задач выделяют методы, построенные на: ранжировании по различным признакам предметов или действий; оптимизации процессов и структур; проектировании и конструировании объектов; выборе тактики действий в управлении, общении и конфликтных ситуациях; решении инженерно-конструкторской, исследовательской, управленческой или социально-психологической задачи; демонстрации и тренинг навыков внимания, выдумки, оригинальности, быстроты мышления и другие.

По численности участвующих выделяют: индивидуальные, групповые, коллективные методы.

Мы будем придерживаться следующей классификации АМО, предполагающей членение их на четыре группы, объединяющей групповые и индивидуальные формы занятий, при главенстве первых.

Классификация АМО

Дискуссионные методы (свободные и направленные дискуссии, совещания специалистов, обсуждение жизненных и профессиональных казусов и т.п.). Построены на живом и непосредственном общении участников, при пассивно отстраненной позиции учителя, выполняющего функцию организации взаимодействия, обменом мнениями, при необходимости управление процессами выработки и принятия группового решения.

Так дискуссионные методы в основном используются для развития элементов коммуникативной компетентности учащихся на среднем и старшем этапе обучения. Но вместе с тем в них могут отрабатываться не только умения спорить, но и находить компромисс, принимать совместные решения, учитывающие точки зрения и интересы разных людей и групп.

Игровые методы (деловые, организационно - деятельностные, имитационные, ролевые игры, психодрама, социадрама и др.), использующие все или несколько важнейших элементов игры (игровой ситуации, роли, активном проигрывании, реконструкции реальных событий и т.п.) и направленные на обретение нового опыта, недоступного человеку по тем или иным причинам.

Вместе с тем, ряд видов игр используют приемы ведения дискуссии, а потому решают задачи, аналогичные выше описанным. Есть игры, оказывающие психотерапевтическое воздействие на участников (психодрама), а потому этот метод или его варианты часто используются в тренингах.

Рейтинговые методы (рейтинги эффективности, рейтинги популярности), активизурующие деятельность учащихся за счет эффекта соревнования, корректировки потребности достижения.

Рейтинговые методы направлены на поддержание и развитие учебной, учебно-профессиональной и профессионально - деятельностной мотивации, развитие их субъектных характеристик (активности, ответственности, пристрастности, осознанности и др.).

Тренинговые методы (поведенческие и личностно- ориентированные тренинги), направленные на оказание стимулирующего, корректирующего, развивающего воздействия на личность и поведение участников.

Тренинговые методы в основном имеют коррекционно-развивающую и психотерапевтическую направленность, но могут использоваться и для оттачивания соответствующих умений и навыков, осознания причин неудач в жизни и деятельности, самопознания и самопринятия. Они могут включать в себя в качестве процедур практически все выше перечисленные группы АМО, и потому, относятся некоторыми авторами к основным методам социально-психологического обучения.

Активные методы обучения на современном уроке сопровождаются использованием различных информационных технологий.

Существуют различные формы организации активного обучения:
- различные формы лекций (проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция вдвоём, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-пресс-конференция, лекция-беседа, лекция-дискуссия, лекция с разбором конкретных ситуаций);

- различные техники организации групповой работы (упражнения, нацеливающие учащихся на обмен информацией по типу «мозаики», «мозговой штурм», составление семантической карты);

- различные методы (дискуссия - учебная дискуссия, направляемая дискуссия, свободная дискуссия; игровое моделирование - ролевые игры, «воображаемые ситуации»).

Остановлюсь подробнее на некоторых методах активного обучения.

Стоит отметить, что активные методы могут применяться на разных этапах урока. Я начала свою презентацию с метода «Солнечный зайчик» - это метод выяснения ожиданий и опасений.

Для представления нового материала используется метод «Инфо-угадайка».

Он способствует структурированию материала, оживлению внимания обучающихся. Проиллюстрирую на конкретном примере изученя темы «Present Perfect» в 6 классе по УМК «Enjoy English». Урок начинается с целеполагания, учитель называет тему урока - Present Perfect (написано в центре сектора). Предлагает выполнение упражнений.

Теперь вы знаете, что это за время? Когда оно употребляется? В чем его особенности? - Нет, а что вам для этого нужно? Конечно, информация об этом времени. А какой конкретно информации вам не хватает? (как образуется, когда употребляется, слова-спутники)

Затем раскрывается тема, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.

Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной теме постепенно заполняются.

В конце презентации учитель задает вопрос, действительно ли им были затронуты все ожидавшиеся разделы, и не осталось ли каких-то не упомянутых аспектов темы. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у обучающихся, учитель дает ответы на них. Затем выполняются тренировочные упражнения.

Этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за аргументацией учителя и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект темы. Отчетливое разделение общего потока информации способствует лучшему восприятию.

На уроках контроля знаний, в частности по грамматическим темам, контроль усвоения можно провести с использованием метода «Автобусная остановка». Данный метод научит обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах. Например, таким образом можно организовать обобщение по темам, пройденным в начальной школе - времена группы Simple.

Группы распределяются по автобусным остановкам/остановкам метро. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме (например, Образование и употребление Present Simple/Past simple/Future Simple, слова-спутники Present Simple/Past simple/Future Simple, Вопросительные предложения в Present Simple/Past Simple/Future Simple, Отрицательные предложения в Present Simple/Past Simple/Future Simple). Учитель ставит задачу группам - записать на листе основные моменты данной темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты, обязательно приводятся примеры по данной теме. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.

Метод «мозгового штурма» (англ. 'brainsorming') является оперативным методом решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагается высказать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбираются наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. При этом класс делится на две группы. Первая группа «генераторы идей» - выдвигают различные идеи. Вторая группа - «эксперты» - по окончании штурма выносят суждение о ценности выдвинутых идей. Целесообразно использовать метод «мозгового штурма» перед работой над проектом, поскольку общее представление идей помогает некоторым учащимся определиться с темой будущего проекта или исследования.

Еще одним из активных методов обучения является «круглый стол» - это одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Наряду с активным обменом знаниями, у учащихся вырабатываются умения излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения. При этом происходит закрепление информации и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения. Принцип «круглого стола» - расположение лицом к лицу приводит к возрастанию активности, увеличению числа высказываний, возможности личного включения каждого учащегося в обсуждение, что повышает мотивацию учащихся. Основную часть «круглого стола» по любой тематике составляет дискуссия, которая заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или сопоставлении информации, идей, мнений, предложений. Метод «круглого стола» применяется в основном в старших классах, когда у учащихся уже сформированы коммуникативные умения, по таким темам, например, как «Школьная форма: за или против» «Телевидение или интернет - за кем будущее?» «Сколько должно быть у человека друзей?» и т.д.

Метод «круглого стола» и «мозговой штурм» являются активными методами проблемного обучения.

При обучении письму и письменной речи можно использовать так называемое «креативное письмо». Под «креативным письмом» подразумеваются упражнения продуктивного характера самой различной степени сложности, разнообразные по форме и по содержанию, часто в игровой форме. Отличительные черты этих упражнений состоят в том, что они выполняются непременно в письменной форме, по содержанию носят речевой творческий характер, интересны и увлекательны для обучающихся. Обыгрываются стихи известных поэтов, используются монограммы, коллективно пишутся веселые истории, пишутся письма в адрес вымышленных персонажей. Интерес вызывают и такие задания:

- восстановите начало и конец истории;

- восстановите диалог по отдельным «направляющим» репликам;

- измените вид текста (сообщение на разговор, диалог на описание);

- ответьте на письмо письмом, телефонным разговором и другие.

В заключении хотелось бы отметить, что активные методы обучения дают возможность не только повышать интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. В процессе проведения таких уроках складываются благоприятные условия для разностороннего развития личности.

Активные методы обучения английскому языку способствуют:

  • формированию положительной учебной мотивации;

  • повышению познавательной активности учащихся;

  • активному вовлечению обучающихся в образовательный процесс;

  • стимулированию самостоятельной деятельности;

  • развитию познавательных процессов: речи, памяти, мышления;

  • эффективному усвоению большого объема учебной информации;

  • развитию творческих способностей и нестандартности мышления;

  • развитию коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;

  • раскрытию личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;

  • развитию универсальных навыков.

Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.


Список использованной литературы и источников


  1. Абрамова И.Г. Интерактивные методы обучения в системе высшего образования. - М.: Гардарика, 2008. - 368 с.

  2. Активные методы обучения: Электронный курс. - moi-universitet.ru/

  3. Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения. - М.: ГЕОТАР Медиа, 2007. - 272 с.

  4. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. - М.: Мысль, 2009. - 318 с.

  5. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе. - М: Велби, 2007. - 480 с.

  6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Академический проект, 2007. - 231 с.


© 2010-2022