Методический семинар «Нормативно-правовые документы педагога дополнительного образования»

Данный материал разработан в помощь методистам учреждений дополнительного образования и направлен на формирование профессиональной компетенции начинающего педагога дополнительного образования. В ходе семинара молодой специалист познакомится с перечнем необходимой нормативно- правовой документацией, требованиями, предъявляемыми к её оформлению и ведению. Что будет способствовать быстрой адаптации молодого специалиста в коллективе и способствовать успешной работе, снизит риск неудач и неуверенност...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методический семинар «Нормативно-правовые документы педагога дополнительного образования»





Методический семинар «Нормативно-правовые документы педагога дополнительного образования»

Семинар для педагогов дополнительного образования

«Нормативно-правовые документы педагога дополнительного образования»


Цель семинара: Повышение профессиональной компетентности начинающих педагогов

План проведения:

  1. Документы, регулирующие нормативно-правовые взаимоотношения в УДОД.

  2. Правила составления и оформления основных документов педагога дополнительного образования

  3. Практическая часть (работа с КТП, планами работы детского объединения и журналами).


  1. Документы, регулирующие нормативно-правовые взаимоотношения в учреждении дополнительного образования детей

Система внешкольного воспитания и обучения перешла в новое качественное состояние - систему дополнительного образования детей, которое рассматривается как сфера наибольшего благоприятствования для развития личности ребенка, подростка, молодого человека на всех уровнях образования - от дошкольного до вузовского.

В новых условиях очевидно, что все службы, обеспечивающие образовательный процесс, должны качественно, профессионально вырасти, своевременно и гибко реагировать на все возрастающие потребности личности в обществе. Понятие «дополнительное образование детей и молодежи», основные цели, задачи и содержание сформулированы в Положении об учреждении дополнительного образования детей.

Что должны знать в первую очередь педагоги учреждений дополнительного образования детей, чтобы качественно организовать образовательный процесс? Любая образовательная деятельность начинается со знакомства и овладения нормативно-правовыми основами функционирования учреждения, на что и направлен сегодня наш семинар.

Документы, регулирующие нормативно-правовые взаимоотношения в УДОД являются:

Общие документы:

Конституция РФ; Национальная доктрина образования в РФ на период до 2025 года;

Закон РФ «Об образовании»;

Конвенция о правах ребенка;

ФЗ о дополнительном образовании, типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей;

ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;

Приказы, письма Минобразования, областных и муниципальных органов образования о работе УДОД,

Санпин.

Локальные документы:

Устав учреждения;

Приказы директора;

Положения: об общем собрании, родительском собрании, пед.совете; Программа развития учреждения;

Правила внутреннего распорядка, Трудовой договор работников учреждения;

Должностные инструкции работников учреждения;

Положение об аттестации педагогических и руководящих работниках.

Каждый педагог дополнительного образования начинает свою работу с заключения трудового договора, где прописаны все условия труда и отдыха; знакомства со своими должностными обязанностями, и, что очень важно, с инструкцией по ведению журнала учета работы творческого объединения. Журнал учета ведет каждый педагог и, если знакомство с вышеназванной инструкцией состоялось, главный финансовый документ педагога - ЖУРНАЛ - всегда будет в полном порядке. Много лет подряд мы говорим о работе педагогов по своей дополнительной образовательной программе. Все знают требования к составлению таких программ. Дополнительная образовательная программа - это вид организационно-нормативного документа, при разработке которого определяется возможный объем и содержание образования детей в свободное время, состав педагогов, материально-техническая база и возможный контингент обучающихся. Образовательная программа - важнейший документ, являющийся основой методического обеспечения образовательного процесса и в то же время - оперативный управленческий документ, определяющий особенности деятельности детского творческого коллектива через содержание и объемы образования, технологии, необходимые и достаточные условия.

Программа должна иметь 2 рецензии (внутреннюю, внешнюю). Основными критериями оценки образовательной программы для рецензента является следующее:

1. Степень актуальности (социальная значимость), новизны и преимуществ в содержании, педагогические технологии, инновационные методики организации образовательной деятельности в сравнении с ранее созданными программами этой направленности.

2. Педагогическая обоснованность построения программы и соответствие содержания, методов, форм организации и характера деятельности её целям и задачам.

3. Наличие критериев оценки результативности образовательной деятельности.

Большой помощник в учебно-воспитательной деятельности - ПЛАН. Поэтому, педагог дополнительного образования, свою деятельность строит на основе планирования:

• План учебно-тематической работы по программе объединений; (Учебно-тематический план содержит перечни разделов и тем дополнительной образовательной программы и определяют количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.)

• План методической работы педагога; (работа по самообразованию, разработка конспектов занятий и сценариев воспитательных мероприятий, диагностических материалов, методических пособий, бесед и консультаций с указанием конкретных тем и сроков исполнения и т.д.).

• План воспитательной работы с детьми и родителями в объединении;

• Анализ деятельности с учетом диагностики объединения за год.

Выстраивая свою работу с детьми, педагог должен помнить о самодиагностике. Чтобы результаты вашего труда были видны, вышестоящими инстанциями рекомендуется вести тематические папки:

• Материал по аттестации педагога

• Материал по подготовке открытых занятий, мастер-классов, досуговых мероприятий

• Материал по подготовке выступлений на Педсоветах, методсоветах и др.

• Материал по организации инновационной и опытно-экспериментальной деятельности

• Материалы по диагностике знаний, умений, навыков обучающихся в объединении

• Банк методических разработок

• Портфолио обучающихся: характеристики, данные по участию в конкурсах, учет дипломов и грамот.

Новым способом оценки деятельности педагога является «портфолио».Поэтому предлагаю вам более подробно на нем остановиться.

Слово «портфолио» пришло к нам из бизнеса. Портфолио в переводе с итальянского означает "папка с документами", "папка специалиста".

Под портфолио педагога понимается «Рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения педагога».

Основная цель портфолио - оценивание работы педагога по теме самообразования, характера его деятельности, отслеживание творческого и профессионального роста педагога, способствование формированию навыков рефлексии (самооценки).

Именно портфолио может стать инструментом, оптимизирующим самооценочную деятельность педагога в межаттестационный период, может помочь сделать этот период «прозрачным», и, следовательно, повысить общественный контроль за всем аттестационным процессом. Аттестующему же педагогу портфолио - независимо от его конкретной формы - существенно облегчит всю аттестационную процедуру: от рефлексии над собственными проблемами при определении профессионально-личностного потенциала и составлении программы саморазвития до преставления результатов своей деятельности педагогическому сообществу.

Таким образом, регулярное и системное заполнение портфолио поможет систематизировать и проанализировать работу, будет хорошим ориентиром при составлении аргументированного аттестационного заявления и поможет эксперту зафиксировать динамику профессионального развития педагога в период между аттестациями и составить объективные суждения о профессиональной деятельности.

Каждый раздел должен быть представлен не только качественными, но и количественными характеристиками, подтвержденными документально (программы, дипломы, отчеты, публикации и т.д.), что позволяет провести мониторинг педагогической деятельности.

Технология портфолио на этапе подготовки педагога дополнительного образования к аттестации позволяет наряду с анализом и самоанализом педагогической деятельности презентовать творческий опыт и расширить границы личностного и профессионального взаимодействия и сотрудничества. Это значительно повышает значимость аттестационных процедур.


  1. Правила составления и оформления основных документов педагога дополнительного образования

Календарно - тематическое планирование.

Все педагоги дополнительного образования, работая в системе дополнительного образования детей должны иметь образовательные Программы, которые они разрабатывают самостоятельно (Типовое положение об образовательных учреждениях дополнительного образования детей, Министерства образования и науки РФ № 504 от 26.06.2012г, пункт II . 17 «…педагоги дополнительного образования самостоятельно разрабатывают, а учреждение утверждает Программы, с учетом запросов детей, потребностей семей, способностей социально-экономического развития региона…»).

Любя образовательная Программа включает в себя тематический План с общим количеством часов. Тематический План в Программе, как правило, составляется на 18 недельных часов (1 ставка).

Календарно-тематическое планирование составляется на основе тематического Плана, но более подробно, с разбивкой на каждый час и с указанием даты проведения занятия. Более того, календарно-тематическое планирование составляется ежегодно, в отличие от Программы, так как нагрузка педагога дополнительного образования может ежегодно меняться и составлять 0,75; 0,5; 0,25 ставки (менее чем 1ставка).

Для того чтобы составить безошибочно календарно-тематическое планирование необходимо знать нагрузку выделенную в данном учебном году и помнить, что основные работники осуществляют образовательный процесс с 1 сентября.

Нагрузка может быть:

1 ставка - 18 недельных часов;

0,5 ставки - 9 недельных часов;

0,25 ставки - 4,5 недельных часа;

В учебном году с 01 сентября по 31 мая - 36 учебных недель, так как согласно того же Типового положения пункт II . 19 «учреждение организует работу с детьми в течение всего календарного года, включая каникулярное время…».

Первое полугодие - 17 недель, второе полугодие - 19 недель.

Соответственно, зная время и свою нагрузку, несложно высчитать количество часов в год. Количество часов в год: 18 (нагрузка на ставку) х 36 (недель в год) = 648 часов в год на все группы. Количество часов в год делим на количество групп, получаем количество часов на одну группу. Количество часов в группах может быть разным от 2 до 6 часов в неделю в зависимости от вида деятельности (нормы СанПиН 2.4.4.1251-03)

Пример:

648 часов: 3 группы = 216 на одну группу в год или

1гр. - 2 часа в неделю х 36 (недель в год) = 72 часа в год.

2гр. - 3 часа в неделю х 36 (недель в год) = 108 часов в год.

3гр. - 4 часа в неделю х 36 (недель в год) = 144 часов в год и т.д.

Для составления календарно-тематического плана, обычно, рекомендуется использовать следующую таблицу:

Календарно-тематический план

Тема

Кол-во часов

Планируемая дата

Фактическая дата




Сюда же прилагаются индивидуальные образовательные маршруты, если существует необходимость в индивидуальной работе и есть резервные часы педагогической нагрузки.

Инструкция по заполнению журнала учёта работы объединения в системе дополнительного образования

  1. Общие положения

  1. Настоящая инструкция устанавливает правила ведения и заполнения журнала учёта работы педагога дополнительного образования в объединении.

  2. Журнал учёта работы объединений является государственным учётным, финансовым документом, его обязан вести каждый педагог дополнительного образования.

  3. Журнал учёта работы педагога дополнительного образования (далее ПДО) рассчитан на учебный год.

2. Требования к оформлению журналов

  1. На титульном листе журнала указывается учебный год и название творческого объединения в соответствии учебным планом, учебным расписанием и образовательной программой дополнительного образования детей (при наличии номера учебной группы указывается № группы);

  2. Заполнение страницы № 1 журнала учета работы педагога дополнительного образования производится в соответствии со следующими требованиями

(приложение № 1):

  • Название учреждения указывается полностью;

  • Название творческого объединения должно соответствовать учебному плану, учебному расписанию и образовательной программе дополнительного образования;

  • Дни и часы занятий объединения указываются в соответствии с расписанием и приказом по учреждению.

  • Изменения расписания объединения указываются на основании приказа по училищу и расписанию.

  • ФИО руководителя объединения указывается полностью, без сокращений (Иванова Ирина Ивановна.)

  1. Заполнять страницы 2-25 журнала необходимо в соответствии с «Указаниями к ведению журнала учета работы педагогов дополнительного образования в объединении (секции, клубе, кружке)», размещенными в журнале п.п. 6, 7.

  2. Педагог дополнительного образования заполняет в журнале:

  • Титульный лист;

  • Списки обучающихся на всех страницах (фамилия, имя - полностью);

  • Учет массовых мероприятий с обучающимися;

  • Творческие достижения обучающихся;

  • Список обучающихся в объединении;

  • Список обучающихся, прошедших инструктаж по технике безопасности;

  • Годовой цифровой отчет.

  1. В журнале на страницах 2-25 указывается состав объединения, содержание занятий, дата и количество часов работы объединения.

  2. Даты занятий заполняются строго по утвержденному расписанию занятий. Даты, поставленные на левой половине листа журнала должны полностью соответствовать датам занятий группы на правой половине листа и расписанию (Приложение № 2).

  3. Записи в графе «Содержание занятий» заполняются согласно темам, указанным в учебно-тематическом плане и содержании дополнительной образовательной программы (нельзя делать прочерки повторяемости тем занятий).

  4. Количество часов, отмечаемых в журнале, должно строго соответствовать педагогической нагрузке и утвержденному расписанию занятий.

  5. Журнал заполняется педагогом в день проведения занятия. Недопустимо производить запись занятий заранее.

  6. Все записи ведутся на русском языке (за исключением случаев, когда нельзя обойтись без иностранных слов, например: структура «Es gibt…», редактор «Power Point»).

  7. Педагог ДО систематически, в дни и часы занятий отмечает в журнале: неявившихся - буквой «н», больных - буквой «б» (в графе соответствующей дате занятий). Выставление в журнале точек, знаков «-», «+» или других не допускается.

  8. В графе «Подпись руководителя» ставится личная подпись педагога.

  9. Страницы 26-27 «Учет массовых мероприятий с обучающимися» заполняются педагогом по мере участия воспитанников в мероприятиях (учреждения, городского, областного, всероссийского уровня), в рамках работы объединения дополнительного образования (Приложение № 3).

  10. Страницы 28-29 «Творческие достижения обучающихся» заполняются педагогом согласно достижений воспитанников в городских, областных, Всероссийских и Международных мероприятиях. Указывается название мероприятий в соответствии с Положением о конкретной конференции, фестивале, конкурсе и.т.д. и конкретный результат (диплом 1 степени, Гран-при и т.д.) (Приложение № 4).

  11. Заполнять страницы 30-33 журнала следует в соответствии с «Указаниями к ведению журнала учета работы педагогов дополнительного образования в объединении (секции, клубе, кружке)», размещенными в журнале п.8. и является обязательным. При заполнении учитываются следующие требования (Приложение № 5):

  • указывать № и даты приказа «О зачислении в объединение» в графе «Дата поступления в объединение»

  • № и даты приказа «Об отчислении из объединения» в графе «Когда и почему выбыл»

  1. Графу «Заключение врача о допуске к занятиям» заполняет врач (медицинский работник учреждения). Медицинское заключение о состоянии здоровья необходимо для посещения спортивных, технических, туристических, хореографических объединений воспитанников. Для остальных категорий воспитанников данная графа не заполняется.

  2. Заполнять страницы 36-37 журнала учета работы педагога дополнительного образования в соответствии с «Указаниями к ведению журнала учета работы педагогов дополнительного образования в объединении (секции, клубе, кружке)», размещенными в журнале п.9. В пункте «Краткое содержание инструктажа» возможна ссылка на № конкретной инструкции по ТБ, утвержденной в рамках образовательного учреждения.

  3. Записи в журнале должны вестись регулярно, чётко и аккуратно шариковой ручкой синего (фиолетового) цвета без исправлений. Не разрешается использовать на одной странице чернила разного цвета.

  4. Категорически запрещается допускать воспитанников к работе с журналом.

  5. Не допускаются исправления в журнале, а также использование корректирующих средств.

  6. В конце учебного года (31 мая) на правой странице подводятся итоги прохождения программы за год:

  • записывается количество занятий «по плану» (в соответствии с календарно-тематическим планированием), «проведено» (количество фактически проведённых занятий). При несовпадении указывается расхождение и причина. Делается запись «Программа пройдена полностью» или «Программа не пройдена» и указывается причина. Запись заверяется личной подписью педагога ДО.

3. Контроль за ведением журнала

  1. Страница 38 «Годовой цифровой отчет заполняется педагогом согласно количественного списка воспитанников за 1 полугодие (январь), 2 полугодие, год (май).

  2. Страница 39 «Замечания, предложения по работе объединения» заполняется методистом по дополнительному образованию с целью систематического контроля правильности ведения журнала (п.2 «Указаниями к ведению журнала учета работы педагогов дополнительного образования в объединении (секции, клубе, кружке)».

  3. Журнал проверяется ежемесячно, по итогам проверки готовится итоговая справка с указанием замечаний и рекомендаций.

  4. Письменные замечания и предложения по устранению ошибок в заполнении журнала педагог дополнительного образования детей обязан исправить до следующей очередной проверки. Невыполнения предписаний влечёт за собой нарушение своих должностных обязанностей, применение взысканий.

  5. В конце учебного года не позднее дух недель по окончанию учебного процесса журнал сдается в учебный отдел для хранения в архиве.


  1. Практическая часть (работа с КТП, планами работы детского объединения и журналами)

Участники семинара делятся на 3 группы. Каждой группе предложены:

- Календарно-тематический план к дополнительной образовательной программе «Волшебный мир творчества»;

- Журнал и КТП к дополнительной образовательной программе «Наполним музыкой сердца»;

-План работы детского объединения «Солнечный английский»;

В соответствии с изученными требованиями, педагогам предлагается провести экспертизу предложенных документов с последующим обсуждением результатов работы.


Приложение № 1

Титульный лист

Приложение № 2

№ п/п

Фамилия, имя

Сентябрь МЕСЯЦ


Даты занятий объединения

Содержание занятий

Часы

Подпись руково-дителя

02

04



1

Иванов Иван


02.09.12

Профессия журналиста (интервью, репортаж)

2 ч.

2


04.09.12

4



Приложение № 3

26-я, 27-я стр.

УЧЕТ МАССОВОЙ РАБОТЫ

Дата

Краткое содержание проведенного мероприятия

Место проведения мероприятия

Количество участников

Кто проводил

22.09.2012

Участие в третьем открытом Венском балу

Дом офицеров

10

Клуб спортивного танца

05.10.2012

Выпуск праздничного номера газеты «К°детство» ко Дню Учителя

корпус 2, каб. 307

6

Участники Лиги журналистов



Приложение № 4

ТВОРЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

№ п/п

Фамилия, имя обучающегося

В каких соревнованиях, смотрах, спектаклях и др. мероприятиях участвовал

Результаты (полученное звание, разряд и другие результаты)

Работа, выполненная объединением по заказам или инициативно

1

Иванов Иван

Конкурс «Зажги звезду» (20.11.2012)

Диплом I степени в номинации «Вокал»

Инициативно

2









Приложение №5

№ п/п

Фамилия, имя

Год рождения

Класс

Школа

Район

Домашний адрес, телефон

Заключение врача о допуске к занятиям

Дата вступления в объединение

Когда и почему выбыл

1

Иванов Иван

1999

7 А


Допущен/подпись

По приказу

20.10.12 г., отчислен

Приложение №5

36-37-я стр.

СПИСОК ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЪЕДИНЕНИИ, ПРОШЕДШИХ ИНСТРУКТАЖ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

№ п/п

Фамилия, имя

Дата проведения инструктажа

Краткое содержание инструктажа

Подпись проводившего инструктаж (разборчиво)

1

Иванов Иван

Дата проведения первого занятия в объединении

Вводный инструктаж: инструкции № ____

1



© 2010-2022