• Преподавателю
  • Иностранные языки
  • Планирование уроков по английскому языку с позиции компетентностного подхода с учетом психологических возможностей младших школьников

Планирование уроков по английскому языку с позиции компетентностного подхода с учетом психологических возможностей младших школьников

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Планирование уроков по английскому языку с позиции компетентностного подхода с учетом психологических возможностей младших школьников.

Каждого учителя, начинающего работать в начальной школе, волнует вопрос: как, с чего начать обучение? Какие психологические возрастные особенности необходимо учитывать при планировании урока? Как повысить мотивацию, поддержать ее и не сформировать чувство страха перед неродным языком?

В каком возрасте начинать изучать иностранный язык - вопрос дискуссионный. Всегда были сторонники начала обучения иностранному языку как в самом раннем, так и в более позднем возрасте. Во многом это связано с социальным заказом общества, потребностями в использовании иностранного языка. В настоящее время общепризнано, что иностранному языку надо учить уже в начальной школе. Российское начальное образование приобретает развивающий характер. Обучение в современной школе направлено на решение двух основных задач. Во-первых, школа должна вооружить учащихся прочными и глубокими знаниями основ наук; во-вторых, она обязана подготовить выпускников к «жизни», сформировать у них важнейшие умения и навыки, необходимые для включения в различные сферы жизни общества.

Специфика иностранного языка как учебной дисциплины определяется тем, что он имеет целый ряд отличных от родного языка особенностей овладения и владения им. Английский язык как учебный предмет характеризуется:

-межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания, например истории, географии);

-многоуровневостью (с одной стороны, необходимо овладеть различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой - умениями в четырех видах речевой деятельности);

-многофункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения знаний в самых различных областях).

Являясь существенным элементом культуры народа носителя данного языка и средства передачи ее другим, иностранный язык способствует формированию у школьника целостной картины мира. Владение иностранным языком способствует формированию личности ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира.

Иностранный язык расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию круга общения, содействует общему речевому развитию. В этом проявляется взаимодействие всех языковых учебных предметов, способствующих формированию основ филологического образования школьников.

В примерных программах говорится о том, что особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и набор конкретных способов деятельности, то есть ответ на вопрос, что ученик должен делать, чтобы применять приобретенные знания. Таким образом, наряду со «знаниевым» компонентом (функциональной грамотностью младшего школьника - умением читать, писать, считать), в программном содержании обучения представлен деятельностный компонент, что позволяет соблюсти «баланс» теоретической и практической составляющих содержания обучения.

В младшем школьном возрасте продолжается социально-личностное развитие ребенка. Этот возрастной период характеризуется появлением достаточно осознанной системы представлений об окружающих людях, о себе, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, близкими и чужими людьми. Уровень сформированности всех личностных проявлений в полной мере зависит от направленности учебного процесса на организацию разнообразной практической деятельности школьника (познавательной, трудовой, художественной и пр.). Это определило необходимость выделить не только содержание знаний, который должны быть предъявлены ученику и сформированы у него, но и содержание практической деятельности, которая включает конкретные умения школьников, возможность творческого применения знаний, элементарные навыки самообразования.

Изучение иностранного языка начинается со второго класса. Учащиеся данного возраста характеризуются большой восприимчивостью к обучению, что позволяет им овладевать основами общения на новом для них языке с меньшими затратами времени и усилий по сравнению с учащимися других возрастных групп.

В свою очередь, изучение иностранного языка способствует развитию коммуникативных способностей младших школьников, что положительно сказывается на развитие речи учащихся; формирование их познавательной способности; формировании общеучебных умений.

Деятельностный характер предмета «Иностранный язык» соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста (игровую, эстетическую) и дает возможность осуществлять разнообразные межпредметные связи.

Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

В примерных программах по английскому языку выделяют следующие цели обучения английскому языку в начальной школе:

- формирование умений общаться на английском языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников;

- развитие личности, речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения младшего школьника; формирование мотивации к дальнейшему овладению английским языком;

-обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования английского языка как средства общения;

Формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений.

Как видно из вышеперечисленных целей, обучение должно носить развивающий характер и реализовывать основные принципы развивающего, компетентностного подходов.

Введение иностранного языка со второго класса вызвало большое количество затруднений у педагогов. Учителям, работавшим в средней и старшей школе, пришлось столкнуться с новыми трудностями - как начать обучение иностранному языку? На что опираться? Что учитывать?

Принцип коммуникативной направленности - ведущий принцип в обучении иностранному языку. Обучение должно строиться на вовлечении учащихся в устную и письменную коммуникацию, то есть в общение на изучаемом языке на протяжении всего курса. Этот принцип нашел отражение в ныне действующих учебных комплектах по английскому языку. Также этот принцип определяет содержание обучения: отбор и организацию языкового материала, уточнение сфер и ситуаций общения; какие коммуникативные умения необходимы, чтобы вступить в общение, осуществлять его в устной и письменной формах. Уже на начальном этапе обучения английскому языку учащиеся могут приобрести элементарные умения пользоваться изучаемым языком для общения. Устное начало позволяет сосредоточить внимание обучаемых на звуковой стороне нового для них языка, несколько отодвигая графические трудности. Включение учащихся в овладение аудированием и говорением дает возможность быстрее накапливать языковой материал и умения осуществлять речевые действия с ним, что создает условия для общения, а это детям интересно. Говоря о важности коммуникативной направленности обучения иностранному языку, хочется вспомнить справедливое замечание отечественного методиста о том, что навык живет в тех условиях, в которых он сформировался. Необходимо создать такие условия, чтобы ученики ощутили потребность в использовании иностранного языка, чтобы у них появился мотив к общению на изучаемом языке. В начальной школе одним из эффективных методов обучения может стать игровой.

Исходя из вышесказанного, на начальном этапе обучения английскому языку учителю нужно руководствоваться следующими правилами (по И.Н.Верещагиной):

- вводя слово, словосочетание, грамматическое явление, подберите ситуацию, которая показала бы детям функцию, назначение этой единицы в общении;

- поскольку усвоение материала возможно при многократном его повторении, обеспечьте достаточное количество их, каждый раз привнося что-то новое в подобранные вами ситуации;

- организуя общение учащихся на основе усваиваемого материала, создайте психологически благоприятную атмосферу, располагающую детей к тому, чтобы слушать, говорить, читать на изучаемом языке и делать это с удовольствием.

- общение осуществляется не только устно, но и через чтение. Поэтому при чтении учеником текста обращайте его внимание на содержательно-смысловую сторону читаемого, а для этого шире используйте задания коммуникативного характера, то есть: что узнал, о чем прочитал, как к этому относишься.

Научность обучения английскому языку требует решения вопроса в том, с чего начинать, как организовать формирование речевых навыков и умений.

Исходя из того, что язык существует в двух формах - устной и письменной, в обучении ему можно следовать либо естественным путем, каким человек овладевает речью на родном языке, то есть от устной речи к письменной, либо, учитывая, что это второй язык, обучать устной и письменной формам языка одновременно. В современной методике нет однозначного решения этого вопроса, а поэтому выдвигаются разные подходы к организации обучения иностранному языку. Остановимся на этих подходах.

Учебный процесс может строиться на усвоении учебного материала через устную речь и использование его в устной речи. Обучение чтению и письму проходит на учебном материале, полностью усвоенном в устной речи. В этом случае осуществляется последовательное развитие речевых умений учащихся, а именно: понимание на слух - говорении- чтение- письмо.

Учебный процесс может строиться на устном опережении, при котором ведется устная обработка (усвоение) материала, опережающая чтение и письмо на 1-2 урока.

Обучение может осуществляться при параллельном развитии всех видов речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение и письмо.

Предлагается также начинать обучение ИЯ с формирования рецептивных навыков и умений: аудирования и чтения. После того, как заложены некоторые основы рецептивных навыков, учащиеся учатся говорить и писать.

В настоящее время ученые не пришли к единому мнению относительно использования родного языка на уроках иностранного языка. Одни считают, что использование только иностранного языка приведет к скорейшему формированию иноязычной коммуникативной компетенции. Другие, наоборот, призывают к разумному включению родного языка на уроках иностранного языка. Также они утверждают, что при обучению культуре родной язык не просто можно, но даже необходимо использовать. Это в первую очередь обусловлено тем, что при формировании межкультурной компетенции одновременно реализуются четыре аспекта обучения иностранному языку: учебный, воспитательный, развивающий, образовательный.

Отсутствие возможности использовать родной язык может привести к непониманию, недопониманию, ложной интерпретации изучаемых фактов и реалий культуры.

© 2010-2022