«ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования науки Самарской области


Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования




Итоговая работа на тему:

«Игровые технологии как средство повышения качества знаний на уроках английского языка в начальной школе»

по курсу повышения квалификации по ИОЧ

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

время обучения: 1 сессия: 2.06.2014 - 6.06.2014г.

2 сессия: 16.06.2014 -20.06.2014 г.


Выполнила

Сальникова Екатерина Владимировна

учитель английского языка

МБОУ СОШ №6



Самара, 2014г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………….....3

Игры и игровые технологии……………………………………………5

Личный опыт использования игровых технологий…………………..7

Заключение………………………………………………………………11

Источники………………………………………………………………..12






ВВЕДЕНИЕ

…В игре человек испытывает такое же наслаждение от свободного обнаружения своих

способностей, какое художник испытывает во время творчества.

Ф. Шиллер

Социально-политические и экономические преобразования во всех сферах жизни нашего общества привели к существенным изменениям в сфере образования. Изменился, в частности, и статус иностранного языка как школьного предмета. Расширение международных связей, вхождение нашего государства в мировое сообщество сделало изучение английского языка реально востребованным. Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство понимания и средство взаимодействия людей, средство приобщения к иной национальной культуре и как важное средство для развития интеллектуальных способностей школьников, их общеобразовательного потенциала.

Современная методика преподавания иностранного языка за последнее время обогатилась новейшими технологиями, цель которых - существенно облегчить сам процесс обучения, сделать его занимательным и не обременяющим. Изменилась и форма урока. Современные преподаватели редко используют форму лекции при объяснении нового материала, или простого опроса при проверке знаний. Актуальным стало применение на уроках игровых технологий, создание видео презентаций для уроков, использование интернет-ресурсов, также широко применяются интерактивные доски, компьютеры и смартфоны, аудиокниги и другие гаджеты.

Цель работы - описать эффективность применения игровых технологий на уроках английского языка в начальной школе.

Задачи:

  1. описать игры и игровые технологии на уроках английского языка в начальной школе;

  2. выявить проблемы и противоречия, с которыми сталкивается учитель, применяя игровые технологии на уроках;

  3. выяснить, как применение игровых технологий влияет на качество обучения и усвоение знаний учащимися

Недостаток в процессе

  • Сложность в организации

Противоречие

Эффективное применение игровых технологий на уроках английского языка в начальной школе требует тщательной подготовки и затрат времени.

Недостаток в процессе

  • Проблемы с дисциплиной

Противоречие

Увлеченные игровым процессом, дети полностью погружаются в атмосферу игры, расслабляются и раскрепощаются, в связи с чем дисциплина и поведение могут ухудшиться.

Недостаток в условиях

  • Недостаточное оснащение материальной базы

Противоречие

Эффективное применение игровых технологий на уроках английского языка в начальной школе требует активного использования интернет-ресурсов, интерактивных досок, компьютеров, проигрывателей, планшетов, и других гаджетов, однако не все образовательные организации располагают финансовыми ресурсами в достаточной для этого мере.

Игры и игровые технологии

Одним из первых обратил внимание на феномен игры Ф. Шиллер. Он рассматривал игру как один из действенных факторов формирования мировоззрения человека. Шиллер считал, что человек в игре и посредством игры творит себя и мир, в котором живет, что человеком можно стать, только играя. Г. Спенсер особое внимание обращал на упражняющую функцию игры. На значение игры как источника культуры обратил внимание нидерландский историк культуры Й. Хейзинга. По его мнению, человеческая культура возникает и развертывается в игре и как игра.

Для начала следует отметить, что в методике существует огромное количество классификаций игровых приемов. Часто игры разделяют по типу задач, по целям и содержанию, по времени проведения и их длительности, по уровню сложности и т.д.

Пожалуй, наиболее удобно выделить две основные группы игр:

  • Языковые (фонетические, лексические, грамматические).

  • Речевые (аудирование, чтение и письмо).

Цель игровых приемов из первой группы - закрепление грамматического материала, повторение новых слов и отработка произношения.

Игры второй группы применяются для моделирования жизненных ситуаций и развивают практическое использование языкового материала.

Зачастую преподаватели стремятся все уроки выстроить в форме игры. Это возможно только при обучении детей начальной школы. Малыши быстрее запоминают новые слова и выражения, если подача материала оформлена в виде увлекательного действия. Конечно же, здесь таятся богатые обучающие возможности. Дети, однако, над этим не задумываются. Для них игра - это, прежде всего, увлекательное занятие.

Особенностью игрового метода является то, что в игре все равны. Она посильна практически каждому ученику, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний в языке. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знания в предмете. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий - всё это даёт возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения, ученик уже может говорить наравне со всеми. Таким образом, применение игровых технологий существенно повышает интерес к предмету, помогают разнообразить уроки, а также повышает качество обучения.

Использование игрового метода обучения способствует выполнению важных методических задач, таких как:

1) Создание психологической готовности учащихся к речевому общению;
2) Обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
3) Тренировку учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.

Почему игры повышают эффективность обучения и качество знаний?

  • в процессе игры реализуется самое важное условие: и учитель, и учащиеся общаются на английском языке.

  • скучное повторение какого-то грамматического правила или закрепление новой лексики в форме игры превращается в увлекательное занятие.

  • ученики получают наглядное практическое применение новых знаний. Этому в большей степени способствуют ролевые игры.

  • исчезает языковой барьер, который зачастую присутствует у стеснительных людей. В процессе игры человек раскрепощается, что позволяет общаться более свободно и непринужденно.

  • ценность игровых технологий и в том, что они вносят разнообразие в уроки, способствуют развитию творчества.

Личный опыт применения игровых технологий


Английский язык введен в учебный план нашей школы со второго класса, и я заметила, что практически 100 % учащихся приступают к изучению иностранного языка с интересом и желанием, а уже через несколько лет интерес значительно ослабевает и в средней школе практически полностью пропадает.

Возникает вопрос: как сформировать и поддержать мотивацию изучения английского языка на всех этапах обучения? Какие приёмы работы могут увлечь ребят? Как улучшить качество знаний? Зажечь искорку интереса в глазах ребенка, сделать учение посильным и радостным - непростая задача каждого учителя.

Я, как учитель английского языка, стараюсь объяснить детям всю значимость данного предмета. Я ищу возможности повышения качества и эффективности обучения иностранному языку. Считаю, что моя главная задача - добиться того, чтобы у учеников не пропадал интерес к изучению иностранного языка.

Успех в обучении иностранному языку может быть обеспечен такой методической системой, в основе которой лежит интерес учащихся к предмету. Необходимо использовать в обучении современные методы и технологии.

Трудно переоценить значимость изучения иностранного языка в наши дни, также как и ценность технологий интерактивного обучения, используемых в образовательном процессе.

Игровые технологии обладают, на мой взгляд, чрезвычайно широкими образовательными, развивающими и воспитательными возможностями. Они тесно взаимосвязаны со здоровье сберегающими и информационно-коммуникативными технологиями. Так, например, проведение физминутки в игровой форме совмещает в себе игровые и здоровье сберегающие технологии, а чтение сказки про волшебный остров и выполнение заданий по ней с использованием презентации в PowerPoint - игровые и информационно-коммуникативные технологии.

Хочется отметить, что игра имеет не только мотивационные функции. Использование на уроках и во внеклассной работе игровых моментов способствует активизации познавательной и творческой деятельности учащихся, развивает их мышление, память, воспитывает инициативность, позволяет преодолеть скуку. Игры развивают сообразительность и внимание, обогащают язык и закрепляют запас слов, сосредотачивают внимание на оттенках их значения. Игра может заставить ученика вспомнить пройденное, пополнить свои знания.

Как известно, каждый возрастной период характеризуется своим типом ведущей деятельности. В 6-летнем возрасте происходит смена ведущей деятельности - переход от игровой деятельности к учебной. При этом игра сохраняет свою ведущую роль. Дети продолжают играть до 10-12 лет.

Точно так же, как взрослый человек обязан работать, ребенку необходима игра. И мы не должны пренебрегать этой особенностью детской психологии в своей работе.

Использование различных игр на уроке иностранного языка способствует овладению языком, развивает память, внимание, сообразительность, поддерживает интерес к предмету.

Так, на первом этапе обучения (2-4 классы) основным видом деятельности остается игра предметная (лингвистическая).

На следующем этапе (5-8 классы), когда ученики достигают элементарного уровня коммуникативной компетенции, игровая деятельность усложняется.

Я считаю позитивными и рациональными сторонами использования игровых технологий следующие:

1. Игры помогают детям стать творческими личностями, учат творчески относиться к любому делу. Способность к творчеству заложена в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощаться. Детское творчество быстро увядает, если к нему не проявляется интереса со стороны окружающих. Совместные игры сближают взрослых и детей.

2. Игра - наиболее комфортный способ познания для ребенка. Он может безо всяких ограничений применять свою фантазию для «решения» игровых задач, используя свойства своего характера и темперамента для достижения своих целей, т. е. подсознание, разум, фантазия ребенка «работают» синхронно.

3. Игротерапевтический момент. В процессе игры можно диагностировать, познать, ободрить, одобрить ребёнка. С помощью игры можно корректировать, улучшать, развивать в детях важные психологические свойства.

4. Игра активизирует мыслительную деятельность. В процессе игры у ребенка часто возникает желание принять решение.

Место игр на уроке и отводимое для них время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, целей и условий урока и т. д.

Например, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20-25 минут урока. В дальнейшем та же игра может использоваться для повторения уже пройденного материала на различных этапах урока.

Следует помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо соблюдать меру, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.

Компоненты игровой технологии
во взаимосвязи со структурными элементами игры

Компонент игровой технологии

Структурные элементы игры

Мотивационный

Установочный момент, игровая ситуация

Ориентационно-целевой

Задачи игры

Содержательно-операционный

Правила игры, игровое действие

Ценностно-волевой

Игровое состояние

Оценочный

Результат игры

Результат как обязательный структурный элемент игры проявляется в том, что игра - это

- эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся;

- тренировка памяти, помогающая учащимся выработать речевые умения и навыки;

- стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

- способствует преодолению пассивности учеников;

- способствует усилению работоспособности учащихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, применение игровых технологий существенно повышает интерес к предмету, помогает разнообразить уроки, сделать их более увлекательными и интересными для детей, мотивирует учащихся к изучению предмета и, как следствие, повышает качество знаний по предмету.

Подводя итог выше изложенному можно отметить «за» использование игровых технологий:

- игровые технологии способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления;

- несет здоровье сберегающий фактор в развитии и обучении;

- способствует использованию знаний в новой ситуации;

- является естественной формой труда ребенка, приготовлением к будущей жизни;

- способствует объединению коллектива и формированию ответственности.

Проблемы при использовании игровых технологий следующие:

- сложность в организации и проблемы с дисциплиной;

- подготовка требует больших затрат времени, нежели ее проведение;

- увлекаясь игровой оболочкой можно потерять образовательное содержание;

- невозможность использовать на любом материале;

- сложность в оценки учащихся.

Свое выступление хочется закончить словами Конфуция «Учитель и ученики растут вместе». Так пусть игровые технологии позволяют расти как ученикам, так и учителю.


Источники

1. Артемов В.А. Психология обучения иностранному языку. М., 1969.

2. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М., 1991г.

3. Ляховицкий М.В. Общая методика обучения иностранным языкам. - М., 1991г.

4. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. - М., 1988.

5. Соловова, Е.В. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций / Е.В. Соловова - М.: Просвещение, 2005. - 239 с.;

6. Стронин, М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка / М.Ф. Стронин - М.: Просвещение, 1984. - 112 с.

7. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 1987. - 350 с.

8. Социальная сеть работников
образования nsportal.ru

9. learnathome.ru/ - сайт для самостоятельного изучения английского языка

10. learnenglishkids.britishcouncil.org/en/kids-games

11. lovelylanguage.ru/for-kids

12. english4kids.russianblogger.ru/category/english_games/online-english-kid-games

13. mother-and-baby.ru/angliyskiy-yazik-dlya-detey-onlyan

13


© 2010-2022