Представление педагогического опыта учителя

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Публичное представление инновационного педагогического опыта

учителя немецкого языка

МБОУ «Комсомольская СОШ №2»

Чамзинского муниципального района РМ

Анниковой Яны Александровны

Тема инновационного педагогического опыта: «Технология проблемного обучения при формировании творческих способностей учеников на уроках немецкого языка».

Актуальность и перспективность опыта.

На современном этапе развития нашего общества необходимость владения иностранным языком осознаётся всё большими слоями общества, т.к. зарубежные контакты не только расширяются, но и углубляются. В соответствии с этим, как ключевые позиции обновления школы рассматриваются демократизация, гуманизация образования; как факторы ускорения развития школы - творческий поиск учителя, динамизм учебно-воспитательного процесса и его многовариантность. Иностранный язык способствует речевому и общему развитию школьников и в целом совершенствует культуру общения. Помимо этого иностранный язык приобщает школьников к культуре общения другого народа, служит дополнительным «окном» в мир. Всё это повышает значение иностранного языка как образовательного учебного предмета. Иностранный язык призван реализовывать воспитательные, образовательные и развивающие функции для передачи молодому поколению главного богатства людей - общечеловеческих ценностей. Научив школьников читать, писать, слушать и говорить на иностранном языке, переводить с одного языка на другой, мы обеспечиваем им непосредственный доступ к иным иноязычным культурам. Иностранный язык становится действенным фактором социально - экономического, научно - практического и общекультурного прогресса нашего общества. Таким образом, обучение направлено на то, чтобы учащиеся овладели иностранным языком как средством образования, воспитания и всестороннего развития личности, как средством общения для установления взаимопонимания с народами, говорящими на этом языке.

Сегодня наиболее перспективным и соответствующим социально-экономическим, а также и психологическим условиям является проблемное обучение. Проблемное обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемыми новых знаний и способов действия, а также предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешая которые они под руководством педагога активно усваивают новые знания. Следовательно, оно обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности. Кроме того, оно способствует формированию мотивации достижения успеха, развивает мыслительные способности учащихся. На сегодняшний день проблемное обучение является наиболее перспективным. Дело в том, что с развитием рыночных отношений все структуры общества в той или иной мере переходят с режима функционирования на режим развития. Движущей силой любого развития является преодоление соответствующих противоречий. А преодоление этих противоречий всегда связано с определёнными способностями. Они предполагают умение адекватно оценить ситуацию, выявить причины возникновения трудностей и проблем в деятельности (профессиональной, личностной), а также спланировать и осуществить специальную деятельность по преодолению этих трудностей. Эти способности являются одним из базовых для современного специалиста. Они лекциями и рассказами не передаются. Они «выращиваются». Значит, учебный процесс нужно организовывать таким образом, чтобы «выращивать» эти способности у будущих специалистов. Следовательно, учебный процесс должен моделировать процесс возникновения и преодоления противоречий, но на учебном содержании. Этим требованиям, по моему мнению, в наибольшей степени соответствует сегодня проблемное обучение.

Ведущая идея опыта.

Она заключается в том, что проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления ученика. Суть активности, достигаемой при проблемном обучении, заключается в том, что ученик должен анализировать фактический материал и оперировать им так, чтобы самому получить из него новую информацию. Другими словами это расширение, углубление знаний при помощи ранее усвоенных знаний или новое применение прежних знаний. Нового применения прежних знаний не может дать ни учитель, ни книга, оно ищется и находится учеником, поставленным в соответствующую ситуацию. Это и есть поисковый метод учения как антипод методу восприятия готовых выводов учителя (хотя последний метод тоже вызывает определённую активность ученика). Умственный поиск - сложный процесс. Не всякий поиск связан с возникновением проблемы. Если учитель даёт задание ученикам и указывает, как его выполнять, то даже их самостоятельный поиск не будет решением проблемы. Ученики могут принимать активное участие в научно-исследовательской работе, собирая эмпирический материал, но не решая никаких проблем. Подлинная активизация учащихся характеризуется самостоятельным поиском решения проблем. Цель активизации учащихся посредством проблемного обучения заключается в том, чтобы поднять уровень мыслительной деятельности ученика и обучать его не отдельным операциям в случайности, стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий, которая характерна для решения нестереотипных задач, требующего применения творческой мыслительной деятельности. Суть активизации учения школьника посредством проблемного обучения состоит в активизации его мышления путём создания проблемных ситуаций, в формировании познавательного интереса и моделирования умственных процессов.

Проблемная ситуация и учебная проблема являются основными понятиями проблемного обучения, которое рассматривается не как механическое сложение деятельности преподавания и учения, а как диалектическое взаимодействие и взаимосвязь этих двух деятельностей.

Проблемное преподавание определяется как деятельность учителя по созданию системы проблемных ситуаций, изложению учебного материала с его (полным или частичным) объяснением и управлению деятельностью учащихся, направленной на освоение новых знаний - как традиционным путем, так и путем самостоятельной подготовки учебных проблем и их решения.

Сущность технологии проблемного обучения заключается в том, что знания обучаемым не сообщаются в готовом виде, перед ними ставится проблема для самостоятельного решения, в ходе которого они приходят к осознанным знаниям. Это один из методов активного обучения, способствующий организации поисковой деятельности обучаемых, формированию них навыков продуктивного, творческого изучения дисциплины. Суть проблемного обучения можно охватить одной фразой: «тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний». В любом словаре прочитать о том, что творчество - это деятельность, результатом которой является создание новых материалов и духовных ценностей, и что существуют различные виды творчества - научное, техническое, художественное. Люди - существа деятельные: только через собственную деятельность каждый познаёт окружающий мир, ищет пути решения жизненных проблем. В школе же дети выполняют совершенно иную «деятельность»: слушают учителя, одноклассников; производят указанные учителем действия, но при этом они часто не видят в этом никакого смысла. Это порождает массу педагогических проблем. Решить эти проблемы можно лишь одним единственным путём: строить учебный процесс в соответствии с природой человека. Это означает, что следует принять как аксиому следующий тезис: «человека нельзя научить, развить, воспитать; он может только научить себя сам, то есть научиться, развиться, воспитаться». Чтобы это произошло, учитель в учебном процессе должен выступать как организатор деятельности учащихся. Создав на уроке определённые условия, я стараюсь вызвать у учащихся потребность «включения» в активный процесс познания, побудить их к творческому мышлению. Дети идут на урок чаще всего за общением с друзьями, с учителями. Наивысшую радость и удовлетворение они испытывают от работы, позволяющей открывать себя: свои способности, возможности.



Теоретическая база опыта.

Проблемное обучение это не абсолютно новое педагогическое явление. Элементы проблемного обучения можно увидеть в эвристических беседах Сократа, в разработках уроков для Эмиля у Ж.Ж.Руссо. Особенно близко подходил к этой идеи К.Д.Ушинский. Он, например, писал: «Лучшим способом перевода механических комбинаций в рассудочные мы считаем для всех возрастов, и в особенности для детского, метод, употреблявшийся Сократом и названный по его имени Сократовским. Сократ не навязывал своих мыслей слушателям, но, зная, какие противоречия ряда мыслей и фактов лежат друг подле друга в их слабо освещенных сознанием головах, вызывал вопросами эти противоречащие ряды в светлый круг сознания и, таким образом, заставлял их сталкивать, или разрушать друг друга, или примиряться в третьей их соединяющей и уясняющей мысли».

История собственно проблемного обучения начинается с введения так называемого исследовательского метода, многие правила которого в буржуазной педагогике были разработаны Джоном Дьюи.

Глубокие исследования в области проблемного обучения начались в 60-х годах. Идея и принципы проблемного обучения в русле исследования психологии мышления разрабатывались советскими психологами С.Л.Рубинштейном, Д.Н.Богоявленским, Н.А.Менчинской, А.М.Матюшкиным, а в применении к школьному обучению такими дидактами, как М.А.Данилов, М.Н.Скаткин. Много этими вопросами занимались Т.В.Кудрявцев, Д.В.Вилькеев, Ю.К.Бабанский, М.И.Махмутов и И.Я.Лернер. Исследования в этой области ведутся сейчас и другими представителями педагогической науки.

Задачей школы является формирование гармонически развитой личности. В современной педагогике исследуются вопросы общего развития детей в процессе обучения. Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности - наличие высокого уровня мыслительных способностей.

Развивающим обучением, то есть ведущим к общему и специальному развитию можно считать только такое обучение, при котором учитель, опираясь на знания закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей своих учеников в процессе изучения ими основ наук. Такое обучение и является проблемным.

Проблемное обучение возникло как результат достижений передовой практики и теории обучения и воспитания в сочетании с традиционным типом обучения является эффективным средством общего и интеллектуального развития учащихся.

В педагогической литературе имеется ряд попыток дать определение этому явлению.

Под проблемным обучением В.Оконь понимает «совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний».

Д.В.Вилькеев под проблемным обучением имеет в виду такой характер обучения, когда ему придают некоторые черты научного познания.

Сущность проблемного обучения И.Я.Лернер видит в том, что «учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определенно системе, соответствующей образовательно-воспитатальным целям школы».

Т.В.Кудрявцев суть процесса проблемного обучения видит в выдвижении перед учащимися дидактических проблем, в их решении и овладении учащимися обобщенными знаниями и принципами проблемных задач. Такое понимание имеется и в работах Ю.К.Бабанского.

На основе обобщения практики и анализа результатов теоретических исследований М.И.Махмутов дает следующее определение понятия «проблемное обучение»: «Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением или готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций».

Технология опыта.

В центре моей педагогической деятельности находится ребенок, которого я считаю не объектом, а субъектом обучения и воспитания. Поэтому мною в основном используются активные методы обучения с применением инновационных педагогических и информационных технологий, а на уроках создается атмосфера доброжелательности и успеха.
На разных этапах урока использую методы проблемного обучения. Проблемное обучение - это система методов обучения, при которой учащиеся получают знания не путем заучивания и запоминания их в готовом виде, а в результате мыслительной работы по решению проблем и проблемных задач, построенных на содержании изучаемого материала.

Так как проблемное обучение предполагает строго продуманную систему проблемных ситуаций, проблем и задач, соответствующих познавательным возможностям обучаемых, с этой целью мною предусматриваются различные уровни

сложности.

1-й уровень. Я сама анализирую проблемную ситуацию, выявляю проблему, формулирую задачу и направляю обучаемых на самостоятельный поиск путей решения;

2-й уровень. Отличие состоит в том, что я вместе с учениками анализирую ситуацию и подвожу их к проблеме, а они самостоятельно формулируют задачу и решают ее;

3-й уровень. Я довожу до учащихся содержание проблемной ситуации, ее анализ, выявление проблемы, формулировку задачи и выбор оптимального
решения.
Для успешного решения обучающих, развивающих воспитательных задач проблемного обучения школьников на занятиях мною предусматриваются следующие условия:


  • создание познавательных трудностей, соответствующих интеллектуальным способностям учащихся;


  • обеспечение школьников совокупностью знаний по предметному содержанию проблемной ситуации;


  • соответствие индивидуальным особенностям, т.е. соблюдение принципа доступной трудности (сильным учащимся давать задания повышенной трудности, например роль ведущего);


  • соответствие возрастным интересам учащихся;


  • формирование у школьников операционных умений решения проблемных задач.

Применяя активные формы обучения на занятиях для развития способности самостоятельно находить и использовать необходимую информацию, я сталкиваюсь с психологическими проблемами, которые стараюсь успешно решать, а именно:

1) умение сформулировать проблему;

2) умение определить необходимое количество проблем для обсуждения на занятия;

3) умение выйти из ситуации, когда на проблемный вопрос не хватает информации не только у школьников, но и у меня.

Я стараюсь формулировать вопросы таким образом, чтобы они действительно были проблемными и требовали самостоятельного мышления, творческой мобилизации всех ранее полученных ими знаний, пригодных для правильного ответа на данный вопрос-проблему.

Для применения активных методов обучения мною выбираются две формы работы с учащимися, а именно: индивидуальная и групповая, так как считаю, что для этого есть объективные причины психологического плана. Есть ученики, которые любят работать в одиночку независимо от уровня их подготовки, но есть и такие, которые хотят, чтобы ими руководили или постоянно помогали. Одни любят и могут думать, другие не могут или не хотят, но готовы делать все, что им скажут. Объединение учащихся в группы по разноуровневым способностям способствует в процессе общей работы самообучению каждого, развитию чувства взаимопомощи и ответственности за общий результат, его качество.
Моя роль превратилась в роль наставника, советника, который разделяет общую ответственность за результат, и я выступаю как равноправный участник дискуссии, игры, конференции и т.д.


Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Использование технологии проблемного обучения в преподавании иностранных языков имеет свою специфику: учащиеся должны не только решить какую-либо проблему (чаще - житейского характера), но и подобрать языковые и речевые средства на иностранном языке, адекватные поставленной цели, а именно - высказаться в защиту своей точки зрения.

Проблемный подход, тщательно разработанный в теории, к сожалению, подчас не находит своего применения в практике преподавания иностранных языков в силу целого ряда причин, обусловленных разного рода языковыми трудностями.

К языковым трудностям оформления иноязычного высказывания в учебных ситуациях можно отнести недостаточный уровень языковой подготовки в отдельных группах, а именно:

1. дефицит грамматических структур;

2. дефицит лексики в рамках темы, подтемы;

3. неумение употреблять языковые средства адекватно ситуации общения;

4. дефицит формул контактно-устанавливающего характера;

5. дефицит формул логико-смысловой организации высказывания и, как следствие, трудность вовлечения учащихся со слабой языковой подготовкой в обсуждение.

Выпускники школ в большинстве своём слабо владеют навыками устной речи. Но ведь в школе практически каждый день учащимся встречаются ситуации, когда они должны уметь высказать свое мнение по определённой проблеме. Умение грамотно и чётко формулировать свои мысли часто входит также в набор необходимых компетенций, владение которыми входит в перечень требований, предъявляемых работодателями. Учащиеся часто теряются в таких ситуациях - ведь многие и на русском языке не всегда умеют грамотно и логично построить своё высказывание, не говоря уже об иностранных языках. Следовательно, для того, чтобы суметь высказать свою точку зрения, ученик должен иметь достаточную языковую и речевую подготовку, которая при обучении иностранным языкам осуществляется на этапе совершенствования речевых навыков устной речи (мини-монологи, подготовительные упражнения для последующего развития умений диалогической и монологической речи).

Анализ результативности.

Толерантное отношение к детям, приемы и методы проблемного обучения, развивающие творческий потенциал в обучении способствуют хорошей организации работы учащихся, повышают мотивацию учебы, дают хорошие результаты.

Процент качества знаний, умений и навыков учащихся: 60-80% в младшем звене, 65-90% в среднем.

По результатам проведенной диагностики можно сделать вывод, что в ходе применения технологии проблемного обучения на уроках немецкого языка удалось активизировать учебный процесс, сформировать устойчивые познавательные интересы, добиться стабильного повышения мотивации повысить уровень формирования творческих способностей обучающихся.

О повышении уровня мотивации учащихся к изучению иностранного языка свидетельствует рост количества обучающихся, которые принимают участие во Всероссийских заочных конкурсах.

Многие из которых добиваются видимых успехов:

Макушкин Дмитрий - победитель школьной научно-практической конференции «Шаг в науку»; призёр 5 Всероссийских предметных олимпиад.

Граблина Ангелина - победитель 5 Всероссийских предметных олимпиад.

Маколова Светлана - призёр Всероссийских предметных олимпиад.

Кечайкина Маргарита - победитель в общероссийском конкурсе «Альбус».



Адресные рекомендации по использованию опыта.

В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые уроки, выступаю на семинарах, секционных заседаниях районного МО учителей английского языка. Старюсь повышать свой методический уровень, такую возможность дают курсы повышения квалификации. Изучаю опыт работы других педагогов своей школы, а также использую интернет-ресурсы, где размещен опыт педагогов других районов.

С публикациями о распространении инновационного педагогического опыта можно познакомиться на личном сайте учителя: infourok.ru/user/annikova-yana-aleksandrovna

и на официальном сайте школы: kom2cham.schoolrm.ru




© 2010-2022