Работа с одаренными детьми

Одной из самых важных задач современного общества специалисты все чаще называют задачу по выявлению одаренных детей, созданию условий для развития и реализации их потенциальных возможностей в общественно ценной деятельности.   Эта проблема очень актуальна сегодня. В подтверждение значимости данного аспекта образовательной деятельности А.А.Лосева пишет: «Забота об одаренных детях сегодня – забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Важная задача взрослых разглядеть и раскрыть ед...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку при работе с одаренными детьми

Ненахова Наталья Александровна

Одной из самых важных задач современного общества специалисты все чаще называют задачу по выявлению одаренных детей, созданию условий для развития и реализации их потенциальных возможностей в общественно ценной деятельности.

Эта проблема очень актуальна сегодня. В подтверждение значимости данного аспекта образовательной деятельности А.А.Лосева пишет: «Забота об одаренных детях сегодня - забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Важная задача взрослых разглядеть и раскрыть едва проявивший себя росток одаренности, помочь ребенку развить свой дар, сделать его достоянием своей индивидуальности, проявить заботу об одаренных детях, т.к. именно их интеллектуальные и творческие достижения имеют не просто личностный, но и социальный смысл».

Основной проблемой одаренных детей ученые называют проблему реализации их способностей в личностно и социально значимых сферах деятельности. Иными словами, одаренные дети, став взрослыми, нечасто оправдывают возлагаемые на них надежды, и лишь немногие из этих детей впоследствии реализуют себя в соответствии со своими особыми способностями. Таким образом, задача учебных учреждений, учителей, педагогов заключается в том, чтобы в максимальном объеме обеспечить образовательные потребности одаренных детей, превратить их способности в достижения и помочь реализоваться в жизни. Этому способствует личностно-ориентированный подход в обучении, в условиях которого педагог учитывает индивидуальные особенности каждого учащегося, его способности и интересы, ставит каждого ученика в центр учебного процесса, делая его активным субъектом учебной деятельности, организовывает его взаимодействие с другими учащимися, придавая учебному процессу реальную практическую направленность и личностную значимость.

Что касается деятельности учителей иностранного языка, то они могут оказать существенную помощь в решении основных задач по работе с одаренными детьми, создавая условия для их развития и социализации средствами своего предмета, используя личностно- ориентированный подход. Таким образом, цель обучения одаренных детей иностранному языку - развитие способностей учащихся использовать иностранный язык как средство познания, приобщения и адаптации к новому социальному опыту, как способ решения коммуникативных задач в сферах личных, профессиональных и социальных интересов.

Содержание обучения иностранному языку одаренных детей, как было сказано ранее, должно быть таким, чтобы в максимальном объеме обеспечить образовательные потребности детей и развить их социальную компетенцию. Очень важно включить в содержание обучения одаренных детей программы и специальные занятия, на которых они могли бы обсуждать социальные и межличностные проблемы. Это имеет огромное значение, т.к. социальная компетенция на иностранном языке формируется на основе имеющегося опыта общения на родном языке. Формирование компонентов социальной компетенции во многом зависит от возрастных закономерностей развития, поэтому необходимо учитывать: психологические особенности данной возрастной категории учащихся, особенности формирования навыков общения некоторых типов личности, индивидуальный темп развития, структуру коммуникативных способностей ребенка.

Следует отметить, что при обучении одаренных детей, организация общения имеет особое значение для их социализации. Языковые знания, речевые умения и ситуации общения детально разработаны в программах по иностранному языку. Например, для развития социальных знаний по иностранному языку здесь предлагаются ситуации для решения таких речевых задач как: приветствие и ответы на приветствие; представление себя и других людей; обращение к людям разного возраста и статуса; привлечение внимания; советы и предостережения; побуждение к действию и выражение согласия/несогласия выполнить действие; выражение благодарности и ответ на нее и т.д. Учащиеся должны знать, как решить такие задачи.

К области социальных умений относятся умения, которые связаны с применением вышеперечисленных знаний, например, умение адресовать свое сообщение; умение привлечь внимание собеседника; умение предложить свою помощь; умение слушать своего собеседника и выражать заинтересованность в том, что он говорит и т.п. Так же к таким умениям можно отнести умение ориентироваться в ситуации общения; вступать в контакт и поддерживать его; умение аргументировано пояснить свою точку зрения; умение критично относиться к своим действиям и высказываниям.

Указанные социальные знания и умения соответствуют социальным задачам младшего школьного возраста и могут составить содержание социальной компетенции на иностранном языке.

Так же большое значение имеют способности, которые могут проявиться уже у младших школьников и которые можно оценить по степени их выраженности: способность вступать в общение как со сверстниками, так и со взрослыми (инициировать общение); способность поддерживать общение; способность принимать и понимать точку зрения партнера (способность встать на позицию другого); способность к сопереживанию; способность внимательно слушать собеседника (устойчивость внимания, способность воспринимать информацию на слух); способность четко формулировать свои мысли и высказывать свою точку зрения; способность к отстаиванию своей позиции.

Предложенное содержание обучения иностранному языку в условиях личностно-ориентированного подхода эффективно развивает социальную компетенцию и полностью удовлетворяет образовательные потребности одаренных детей.

Огромную роль играет личность педагога, его опыт и профессиональное мастерство. Особые трудности представляет выбор таких форм организации обучения, которые позволяли бы моделировать ситуации и коммуникативные задачи из сфер социального общения и взаимодействия, свойственные определенному возрасту. Одаренные дети в большинстве своем индивидуалисты, предпочитают трудиться в одиночку, поэтому важно, чтобы это были и индивидуальные, и коллективные формы работы (парные, групповые, командные), которые дают возможность одаренному ребенку адаптироваться к взаимодействию с другими детьми, учиться прислушиваться к мнению других, высказывать и отстаивать свою точку зрения, корректировать свое поведение и подчинять свои интересы интересам коллектива, команды.

В современной методической и педагогической литературе предлагается огромный выбор таких форм работы, задача учителя заключается лишь в умении подобрать ту форму работы, которая наиболее подойдет его одаренным ученикам, раскроет их способности и творческий потенциал, создаст ситуацию успеха и атмосферу радости общения, понравится ему самому и позволит решать основные задачи обучения.

Наиболее эффективным в плане развития социальной, равно как и коммуникативной, компетенции является использование метода проектов. Преимущества данного метода таковы: реализация дифференцированного подхода в обучении; возможность сочетать индивидуальные, парные и групповые формы работы; многообразие форм реализации проекта и оформление конечного результата, например: учебно-ролевая экспедиция (экскурсия); игры-путешествия; конференция по проблемам исследований; представление проекта озеленения территории школы; выпуск альбомов по теме или проблеме и т.п. При использовании метода проектов учащиеся имеют возможность осуществлять познавательную деятельность как в рамках одного таки и нескольких учебных предметов.

Являясь одним из методов личностно-ориентированного обучения, метод проектов способствует реализации творческого потенциала не только учащихся, но и самого учителя, создает позитивную модель социального взаимодействия и сотрудничества в рамках сферы учебного общения, повышает самооценку учащихся, формирует у подрастающего поколения интерес к научной деятельности и интеллектуальному труду.

В заключение следует сказать, что раннее углубление и систематизация научных знаний всегда являлись отличительной чертой российского образования. Сохранение этой особенности является одной из главных задач работы с одаренными детьми и позволит сохранить интеллектуальный и научный генофонд России.


© 2010-2022