Воспитательные задачи, их реализация на уроках иностранного языка

Роль воспитания в настоящее время очень актуальна, так как теряются основные духовные ценности:доброта, порядочность, честность. Сегодня личность подвержена моральномусаморазрушению, которое проявляется в разных аномалиях поведения (грубость,жестокость, хулиганство).Главная роль в воспитании нравственной личностипринадлежит учителю, который не только даёт знания , но и ставит перед собойряд воспитательных задач. На педсовете я поделилась с коллегами, как я решаюэти задачи на уроках английского я...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитательные задачи, их реализация на уроках иностранного языка.

Нам кажется недостаточным оставить тело и душу детей в таком состоянии, в каком они даны природой, - мы заботимся об их воспитании и обучении, чтобы хорошее стало много лучшим, а плохое изменилось и стало хорошим.

Лукиан

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт требует нового уровня предоставления образовательных и воспитательных услуг. Основы духовно- нравственного воспитания играют важную роль, и именно им отводится значительное место на уроках в современной школе.

Воспитание - это сложный комплекс воздействия на человека , способствующий формированию гармоничной, всесторонне развитой личности - создателя материальных и духовных благ, гражданина, и воспитателя своих детей, культурной личности…

Воспитывает каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается. Осмысливать многогранные воспитывающие воздействия окружающего мира - в этом как раз и заключается воспитательная роль школы, педагога. Но нельзя забывать о том, что менталитет общества и личности меняется, изменяются и ценностные ориентации подрастающего поколения. Наше общество находится в состоянии непрерывного, постоянного нравственного, духовного, культурного развития. Того, что нас удовлетворяло вчера, сегодня уже будет мало. Поэтому воспитание не может быть построено на требованиях сегодняшнего дня. Сегодня духовно-нравственное воспитание нуждается в теоретическом осмыслении его методологических основ, разработке целостного подхода к ним. Мы, учителя, должны всегда помнить о духовном обогащении, нравственной сущности поступков наших детей. Проявление сострадания, соучастия, сопереживания, уважения к другим людям, к сожалению, сегодня отходят на второй план. Всё острее ощущается потребность в воспитании высоконравственной личности, так как это залог хорошего воспитания подрастающего поколения. А хорошо воспитанное поколение, я думаю - это всегда актуально и важно, это наше будущее.

Воспитательный потенциал является специфической чертой любого урока, в том числе и урока иностранного языка.

Уроки иностранного языка включают в себя множество воспитательных моментов, которые мы используем для воспитания личности учащихся. Воспитательные возможности заключены в содержании используемых материалов, в методической системе обучения, в личности учителя и его поведении. На уроках иностранного языка есть своя особенность - обучать общению, которое по своей сути - личностно. Личностная заостренность и является тем каналом, через который в душу и сознание обучаемого проникает воспитательное воздействие. Воспитательный потенциал заложен и в системе обучения. Нужно не забывать, что обучение общению осуществляется в процессе общения. Коммуникативное обучение развивает и воспитывает такие качества, как трудолюбие, настойчивость, инициативность, формирование мировоззрения, развитие эстетических взглядов, развитие различных склонностей и способностей, нужных нашему обществу, развивает волю, мышление, внимание, память и т.д.

Как реализуются задачи воспитания на уроках английского языка в работе с УМК М.З. Биболетовой и др. « Английский с удовольствием»?

Я считаю, что учебники под редакцией М.З. Биболетовой очень хорошо адаптированы к детям любого возраста. Именно в детские годы закладываются основы хорошего воспитания, и для этого стараешься делать все возможное. На каждом уроке можно взять много положительного из предложенной программы: это и вежливые диалоги-образцы в учебниках, и поучительные тексты на иностранном языке, и стишки, рифмовки, и проектная деятельность, и добрые картинки в учебнике служат реализации воспитательных задач на уроках. Содержание учебника представляет собой сценарий единого разыгранного представления с персонажами, которым отведена определённая роль (клоуны Трикки, Тим, Том и другие артисты кукольного театра). Все эти герои наделены положительными качествами, такими как доброта, честность, любознательность и призваны формировать такие же качества у детей. Построение учебника позволяет не только изучать учебный материал, но и решить ряд воспитательных задач на уроке: учатся ценить своих друзей, участвовать в коллективной деятельности, соблюдать правила речевого этикета.

Дети приходят на свой первый в жизни урок иностранного языка во 2 классе, берут в руки первый учебник. Даже само его эстетичное оформление, иллюстрации вызывают большой интерес у них. А письмо «Юному другу», которое они читают от авторов? В нем уже содержится текст, настраивающий на мотивацию обучения английскому языку. Дети на первом уроке знакомятся и с новыми добрыми персонажами учебника, и с новыми рабочими тетрадями, и даже учатся приветствовать друг друга на иностранном языке, называя своё имя! Культура общения воспитывается с самых первых уроков и продолжается на протяжении всего курса обучения. На уроках ведутся самые различные диалоги, как с самим учителем, так и в кругу одноклассников. Диалогическая беседа идёт на каждом уроке. Дети с большим интересом выходят к доске, как в образах персонажей, так и в роли себя. Я всегда стараюсь охватить как можно больше учеников в данном виде работы и обычные диалоги обыгрывать, например, подаю ученикам обычный карандаш, который служит в качестве микрофона, который держит воображаемый «журналист». Напоминаю детям, что они всегда должны здороваться и только потом вежливо говорить, а в конце диалога обязательно попрощаться. Каждый урок сопровождается приветствием и вежливыми словами.

На уроках использую игры. Например, игра на внимательность, в которой дети выполняют команды на английском только тогда, когда есть слово «please» (пожалуйста). «Swim, please!», «Dance, please!» и т.д.

Ученики очень любят эту игру, которая служит и физкультминуткой, и повторением материала.

Знакомлю детей с английскими праздниками и их особенностями. Дети очень любят мультфильмы на английском языке, презентации. Это помогает легче и с большим интересом усваивать учебную информацию.

Начиная со 2 класса дети занимаются проектной работой, которая охватывает самые различные темы: поздравительные открытки на английском языке, составляют рассказы о своём друге, о своей семье и т.д. Все работы сопровождаются иллюстрациями учеников, проявляются и развиваются творческие способности. Также дети пишут письма на английском, учатся правильно оформлять адреса.

Любые английские тексты я связываю с жизнью. Спрашиваю учеников, а как бы они поступили в подобной ситуации. Очень люблю, когда дети начинают рассуждать и выражать своё отношение к тому или иному поступку. Даже если на уроках английского языка кто-то из учеников выразил на одноклассника какой-то негатив, недовольство - я всегда делаю тактичное замечание и ставлю одного человека на место другого, объясняя конкретную ситуацию.

На уроках открываются широкие возможности нравственного и духовного воспитании учащихся через перевод и обсуждение текстов, анализ поведения современной молодёжи и ученика в частности.

В конце каждого текста идёт обсуждение прочитанного через наводящие вопросы типа:

Как вы оцениваете данного героя, его поступок?

Что вам (не) понравилось в нём?

Докажите данное утверждение. Приведите примеры из вашей жизни.

Хотели бы вы, чтобы с вами поступили также?

В чём мораль данного текста?

Что узнали нового?

Учитель может помочь ребёнку определиться с выбором в поведении, образе жизни, ценностях этого мира и общества.

Таким образом, на уроках иностранного языка мы решаем разные воспитательные задачи и способствуем формированию универсальной духовно- нравственной установке « становиться лучше» нашим детям при их непрерывном образовании.

Английский язык способствует этому не только через чтение текстов, их перевод, но и через сравнение своей и чужой культуры, своих и чужих ценностей, традиций, норм поведения.

Иностранный язык представляет нам огромное количество средств, с помощью которых мы сумеем создать не только образованного человека, следовательно, мы сможем воспитать личность, обладающую высокой системой общечеловеческих ценностей, новым мышлением и реалистичным взглядом на современный мир. Процесс овладения иностранным языком выступает в качестве мощного механизма личностного развития учеников.



© 2010-2022