Современный эффективный урок иностранного языка по новому стандарту

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Современный эффективный урок иностранного языка по новому стандарту

Современное образование должно отвечать запросам общества и времени. Что же требуется современному обществу в целом и человеку в частности? Ответ прост - человек должен уметь и хотеть общаться, в том числе на иностранном языке, решать при его помощи свои жизненные и профессиональные проблемы. Иностранный язык перестал быть самоцелью и рассматривается как способ познания окружающего мира и способ саморазвития.

Одна из главных задач при обучении иностранному языку- научить пользоваться языком, как средством общения . В стандартe по иностранному языку сказано, что основное назначение обучения иностранным языкам состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

Что входит в понятие «коммуникативная компетенция»:


речевая компетенция - развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме); развитие у школьников умений выходить из положения при дефиците языковых средств при получении и передаче информации;

языковая/лингвистическая компетенция - овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, о разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;

социокультурная компетенция - приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого иностранного в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (5-6 и 7-9 классы); формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;

учебно-познавательная компетенция - дальнейшее развитие общеучебных и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;

компенсаторные умения - в основной школе целенаправленно осуществляется развитие умений выходить из положения при дефиците языковых средств, а именно: развитие умения использовать при говорении переспрос, перифраз, синонимичные средства, мимику, жесты; при чтении и аудировании - языковую догадку, прогнозирование содержания.



Современный урок по новому стандарту

Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад, а потому недопустимо использовать неэффективные, устаревшие технологии, изматывающие и ученика и учителя, требующие больших временных затрат и не гарантирующих качественное образование.

Стандарт 2 поколения предлагает нам ряд современных педагогических технологий и приемов работы.

Но остается вопрос, как соединить глубоко индивидуальный подход и предлагаемые технологии на уроке. Из каких этапов должен состоять современный урок.

Где же находится основная точка перехода между обычным уроком и уроком, нацеленным на формирование компетентностей?

Это: Актуализация знаний, необходимая для создания для всех учащихся равных стартовых условий до начала изучения нового, т.е. выравнивание знаний по тем понятиям, которые будут необходимы на сегодняшнем уроке.

Следующий шаг - построение учебной задачи. Это фиксирование основополагающего вопроса, проблемных вопросов, частных задач при организации учебной кооперации. Это способствует созданию ориентировочной основы действий, которая выступает как важнейшая часть психологического механизма развития интеллекта. Это то, на что опирается ученик при работе над творческим продуктом.

Сформированное таким образом умение обладает свойством широкого переноса и может быть использовано при решении многих задач.

Умения при этом становятся обобщенными.

Это может быть создание плана проекта, моделирование действий, разработка опорного конспекта, определение опорных точек, составление плана изучения, создание шаблона ответа, тезаурусов, тезисного плана, тезисов ответа по методу эвристической беседы плана или алгоритма лабораторного опыта.

Главное - переход к задаче формирования общего способа. Ученик должен понимать, что все, что он сегодня делал, можно перенести на другой объект и изучать его тем же способом, что и означает развитие надпредметных умений.

Урок вне формирования общего способа мышления (решения) - ущербный урок, пустое времяпровождение, не ведущее к умственному развитию. Иногда это используется, но настолько стихийно, что это четко не осознается не только учениками, но и самим учителем. Даже если есть хорошее владение набором теоретических знаний, то - трудности в деятельности, требующей использования этих знаний.

Еще Гете писал: «Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие - самая трудная вещь на свете»

В результате возникает ситуация, когда учащиеся, решив задачу в классе, не могут решить такую же задачу дома.

Моделирование усвоенного учебного материала в графической, знаковой, символической или другой форме является результатом для деятельности.

Элберт Грин Хаббард считал, что «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». Это возможно только при подобном обучении, когда акцент с предметного содержания перенесен на личностный уровень овладения УУД, предметное содержание выступает как материал, на котором идет формирование метапредметных и личных результатов обучения.

Эффективность урока во многом зависит от целеполагания, цели и задачи должны быть понятны, осознанны и достижимы. Существуют разные способы привлечения внимания учащихся к теме урока. Можно начать урок с мозгового штурма, использование идиоматических выражений- тоже хорошее начало. Но мне бы хотелось обратить внимание на такое понятие как «индуктор внимания».

Индукторы внимания

Идеи, как оригинально начать урок, чтобы тут же включить в него весь класс.

  • короткий видеоролик/реклама (сюжеты с мистером Бином);

  • телефонный звонок/звонок по skype ;

  • опрос и моментальное составление диаграммы/графика;

  • песня, раскрывающая тему урока);
    письмо (попросить кого-нибудь из коллег постучаться в начале урока в дверь, после выйти и вернуться, переодевшись в образ почтальона с конвертом в руках);

  • непредсказуемое действие (например, в начале урока по теме «Phobia» неожиданно закричать;

  • перед уроком по теме «Проблема выбора» вынести из кабинета все стулья и предложить школьникам устроиться, как им удобно;

  • смена сцены урока (например, предложить начать урок у окна, подойдет при изучении погоды, настроения, физических явлений);

  • фотозагадка на экране ( пример вот здесь);

  • съедобное начало (ученику завязывают глаза и предлагают попробовать и назвать ряд продуктов);

  • карта мест (отметить города/страны, в которых были учащиеся, на карте России/мира, после чего остановиться на том месте, которое больше остальных связано с темой урока).

Признаки эффективности урока:

  • Учитель был в роли модератора на определенном этапе

  • Интерактивность

  • Естественная среда

  • Взаимообмен знаниями в процессе работы, общения

  • «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» К.Д. Ушинский

Урок - это театр двух актеров, учителя и ученика. Он, подобно спектаклю, имеет несколько запрограммированных дебютов, которые волей участников перерастают в бесконечное количество импровизированных продолжений.

Уильям Уорд: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

«Для педагога состояние вдохновения сверхважно, ведь именно оно предопределяет появление нового солнца, только не на бумаге или холсте, а в душах других людей, маленьких человечков, согласившихся довериться новому родителю - педагогу»

Петрова Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы, г. Магнитогорск

«Чтобы дать ученикам искорку знаний, учителю нужно впитать море света!» В.А. Сухомлинский

Рефлексия

В последние годы рефлексии в педагогической практике уделяется достаточно много внимания. Ведь именно рефлексия позволяет посмотреть на учебный процесс «глазами учеников», учесть их индивидуальные особенности, самостоятельную оценку ими своей деятельности и ее результатов. Вместе с тем, потенциал этой группы технологий задействован далеко не полностью. Как показывает практика, в основном педагоги используют различные приемы рефлексии, позволяющие понять эмоциональное состояние учеников, отследить его динамику в ходе урока или учебного курса. При этом зачастую недооценивается огромнейшая ценность рефлексивного материала, касающегося, например, того, как воспринимается, сам педагог, субъективной ценности учебного материала, пройденного на уроке, или того, как сам учащийся оценивает свое продвижение в освоении предмета или личностное развитие.

Рефлексия в педагогике - это процесс и результат фиксирования участниками педагогического процесса состояния своего развития, саморазвития и причин этого . Использование рефлексивной практики в образовательном процессе позволяет выстроить эффективные и поистине межсубъектные отношения в системе «ученик - учитель». Более того, как это справедливо подчеркивали западные психологи Д. Боуд, Р. Кеог и Д. Уокер рефлексия может стать фундаментом для всего образовательного процесса.

Один из примеров проведения рефлексии на уроке: рисование песком с помощью сервиса thisissand.com/

Сделать это очень просто:

  • войти по ссылке

  • в любом месте кликнуть по полю - посыплется песок случайно выбранного цвета

  • для выбора цвета песка нажать клавишу С

  • можно сопровождать рисование звуком песка или убрать его-для выбора нажать на квадратик слева вверху, затем на кнопку Mutesound-Unmutesound)

  • для очистки поля и начала новой работы нажать на кнопку (Clearpiece&Startover)

  • после окончания работы нажать на кнопку Capturescreenshot и сохранить готовую работу на своем ПК.

Где применить этот сервис для рисования песком

Такие сервисы можно использовать на финальной рефлексии по проекту или в конце урока:

1. нарисовать свое настроение;
2. нарисовать свое настроение после прочтения произведения;
3. нарисовать абстрактно героя произведения;
4. нарисовать схематично композицию рассказа - с помощью цветов передать настроение (героя произведения или части сюжета...)

РадиславМильруд(д.п.н., проф. зав. каф. лингвистики и лингводидактики, директор Центра инновационных лингводидактических технологий): « А я вдруг спросил себя, может ли бумага типа ФГОС что-то изменить? Документ обычно что-то не меняет, а сам отражает изменения. Тогда - это полезная бумага, которая усиливает тенденции. Взять хотя-бы технику в школах и вузах. У вас все компьютеры работают? А поскольку с бумагой спорить бесполезно, давайте сделаем вид, что у нас ОЧЕНЬ многое изменилось в лучшую сторону в образовании в связи с приходом ФГОС. И все будут довольны. И мы тоже. Ведь главное - это понять друг-друга!))) Положительный смысл ФГОС я вижу в том, что документ обнажил многие проблемы и мы все увидели, как несоответствует реальность тому, что предусмотрено стандартом.»

englishteachers.ru/forum/index.php?showuser=140











Современный эффективный урок иностранного языка по новому стандарту.

9


© 2010-2022