Занятие спецкурса «Введение в языкознание» для учащихся 10-11 классов: «Жизнь и деятельность Вильгельма фон Гумбольдта»

(разработка одного занятия спецкурса «Введение в языкознание» для учащихся 10-11 кл. гуманитарного профиля) Большое значение в обучении учащихся гуманитарного профиля имеют изучаемые наряду с иностранными языками и русским языком предметы общего языкознания. Сюда относится спецкурс «Введение в языкознание», целью которого является ознакомление учащихся с основополагающими понятиями, идеями и проблемами сегодняшнего языкознания, с лингвистическими исследованиями, с учеными, сделавшими весомый вкл...
Раздел Иностранные языки
Класс 11 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Важное место в обучении учащихся гуманитарного профиля занимают изучаемые наряду с иностранными языками и родным языком дисциплины общелингвистического цикла. В этот цикл входит спецкурс «Введение в языкознание», рассчитанный на 34 часа.

Цель спецкурса - начальное знакомство учащихся с основными понятиями, идеями и проблемами современного общего языкознания, с некоторыми методами лингвистических исследований, с учеными, которые внесли значительный вклад в развитие лингвистических наук.

Жизнь и деятельность Вильгельма фон Гумбольдта

(разработка одного занятия спецкурса «Введение в языкознание» для учащихся 10-11 кл. гуманитарного профиля)

Слайд № 1. Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835)

"Выдвинув оригинальную концепцию природы языка и подняв ряд фундаментальных проблем, которые в настоящее время находятся в центре оживленных дискуссий, он, подобно непокоренной горной вершине, возвышается над теми высотами, которых удалось достичь другим исследователям". В. А. Звегинцев

Слайд №2. Вильгельм фон Гу́мбольдт (Friedrich Wilhelm Christian Karl Ferdinand Freiherr von Humboldt).

Философия и языкознание, эстетика и литературная критика, теория права и государства, политическая деятельность и дипломатия - каждая из этих областей по праву и с равным основанием может считать немецкого мыслителя Вильгельма фон Гумбольдта своим ярчайшим представителем. Каждая из них несет печать его многогранного таланта, частицу его широко распахнутой миру души. Кем же он был - политическим теоретиком или филологом? Дипломатом или юристом? В первую очередь Гумбольдт был человеком, жизнь которого была посвящена высокому служению благородной идее, - идее развития всех творческих сил человеческой индивидуальности.

Карл Вильгельм фон Гумбольдт занимал особое место в лингвистике первой половины 19 в. Крупнейший лингвофилософ и теоретик языка, основатель теоретического языкознания и лингвистической философии языка. Его отмечали блестящее образование, необычайно широкий круг интересов и занятий (многочисленные языки мира и их типология, классическая филология, философия, литературоведение, теория искусства, государственное право, дипломатия и т.д.; переводы из Эсхила и Пиндара).

Слайд №3. 22 июня 1767 - родился в Потсдаме.

Дворянский род Гумбольдтов происходил из Померании, где они издавна владели землями и замками. Но славу себе Гумбольдты завоевывали на полях брани. Наибольшую известность получил дед Ганс Пауль фон Гумбольдт, почти всю жизнь прослуживший в армии Фридриха Вильгельма I. Отец братьев Гумбольдт скончался, когда младшему сыну едва исполнилось десять лет. Воспитание детей легло на плечи матери. После смерти мужа она всю свою жизнь посвятила Вильгельму и Александру, благо средства позволяли. Каролина дала детям прекрасное домашнее образование, пригласив к ним лучших педагогов, материально обеспечив учебу в университете.

Слайд №4. Брат Александр фон Гумбольт (1769-1859)

Выдающийся естествоиспытатель и путешественник, один из основоположников современной геофизики и гидрогеографии Его называли "Аристотелем XIX века". Александр Гумбольдт был известен во всем мире: его, "гения открытий", зазывали к себе университеты столиц западноевропейских государств, его осыпали наградами и званиями, дипломами и подарками, представители самых именитых царствующих домов Европы искали с ним знакомства, академии наук всех стран считали за честь видеть Александра Гумбольдта в своих рядах. За свою долгую жизнь - почти девяносто лет - он объездил весь земной шар, увековечив свое имя в географии Земли, оставив многотомное описание своих путешествий и открытий, которое и до сих пор читается на одном дыхании. Но главный труд своей жизни (озаглавленный просто и ясно - "Космос") Александр закончить не успел, перо выпало из его рук во время работы над пятым томом. Задумано было великолепно: "Я имею безумное намерение изобразить весь материальный мир, все, что мы знаем о явлениях в небесных пространствах и на земном шаре, от туманностей до мхов на гранитных скалах, - изобразить все это в одной книге, написанной живым языком, которая отчасти служила бы отдохновением для души. Каждая большая и важная идея, где-либо промелькнувшая, должна быть здесь зафиксирована. Книга должна показать эпохи в развитии человечества, в познании им природы".

Учителями Гумбольдтов были Кампе и Кунт - представители прусской интеллигенции, проникнутой духом идей Просвещения, прекрасно знавшие и сумевшие донести до своих учеников смысл сочинений Монтескье и Вольтера, Дидро и Руссо. Благодаря Кунту оба юноши могли посещать салоны и кружки, бывшие в то время центром просвещенческого движения Пруссии, где они могли слушать лекции Дома по статистической политике, Клейна - о естественном праве. Но главную роль в духовном становлении молодого Гумбольдта сыграл Энгель, прививший юноше любовь к античным авторам - Ксенофонту и Платону, Цицерону и Сенеке.

На формирование взглядов В. фон Гумбольдта оказали также влияние идеи немецкой классической философии (И. Кант, И.В. Гёте, Г.В.Ф. Гегель, Ф. Шиллер, Ф.В. Шеллинг, Ф.Г. Якоби).

Слайд №5. 1786 г.

Под влиянием Энгеля девятнадцатилетний Гумбольдт пишет свою первую работу «Сократ и Платон о божественном провидении и бессмертии», в которой призывает учиться у древних мудрецов:

- искусству ведения беседы - из диалогов Платона и бесед Сократа,

Слайд №6.

- нравственности - из трактатов Цицерона,

- следовании естественной религии - из сочинений Ксенофонта.

Слайд №7. 1790 г.

Заканчивает Геттингенский университет, где изучал юриспруденцию, и поступает на службу в качестве референдария при Верховном суде. Однако ни служба, ни духовная атмосфера тогдашнего Берлина, когда за либеральным началом правления Фридриха Вильгельма II наступила реакция, и Просвещение стало опальным и гонимым, не приносят Гумбольдту ожидаемого удовлетворения.

Вскоре он удаляется от дел, чтобы заняться самообразованием: "нет ничего важнее, как высшая сила и многостороннее развитие индивидуальности, - пишет он в письме своему другу Фостеру, - и поэтому первый закон истинной нравственности - "образуй себя самого", и только второй - "влияй на других посредством того, что ты есть". Гумбольдт обращается к изучению философии.

Слайд №8. 1789 г.

Вместе со своим учителем Кампе ездил в Париж, "чтобы присутствовать при похоронах французского деспотизма". Революционная Франция приводит Кампе в восторг: во всем, даже в ужасающей жестокости толпы он видит торжество Разума, плоды культуры Просвещения, воплощение его идеалов. Однако ученик не разделяет мыслей и настроений своего учителя: свобода, вышедшая из недр Революции, совсем не кажется ему идеалом. Он пытается взглянуть на революционные события глазами не столько политика, сколько теоретика и философа - его интересует не столько череда политических событий, сколько общечеловеческая сторона дела, его волнует не столько судьба нации и страны в целом, сколько отдельные люди, их мнения, представления, чувства.

Гумбольдт преклоняется перед благородством духа французских революционеров, но вместе с тем осуждает "безумие разума", считавшего возможным наперекор истории одними своими средствами создать свободное государство. Анализируя ошибки и заблуждения французских революционеров, он убежден, что "не для того все движется и вертится, чтобы в этом смятении похоронить все сразу, а для того, чтобы преобразовать к лучшему мир и человечество".

Слайд №9. В 1790 г. в Веймаре он завязал прочные, никогда не порывавшиеся связи с Шиллером, а позже установились дружеские отношения между ним и Гете. И с тем, и с другим Гумбольдт состоял в деятельной переписке, которая издана под заглавиями: "Briefwechsel zwischen Schiller und W. v. H." (Переписка между Шиллером и В. фон Гумбольдтом) - Штутгарт, 1876 и "Goethes Briefwechsel mit den Gebruedern von H., 1795-1832" (Переписка Гёте с братьями фон Гумбольдт, 1795-1832 годы) - Лейпциг, 1876. Рано приобретенная им репутация универсально-образованного человека сделала его видным членом всех литературных салонов того времени. Он появляется то в Берлине, в кружке Генриетты Герц, Рахили Левин и других, то в Эрфурте и Веймаре, то в Иене (1794-97), в постоянном общении с кружком Шиллера. Гумбольдт имел обширные связи и в философских кругах; особенно близок он был с кантианцем Якоби.

Слайд №10. 1791г. - женился на Каролине Дахереден.

В браке он оказался счастлив, его жена Каролина была не только прекрасной хозяйкой и любящей матерью четырех детей, но и одной из просвещеннейших и умнейших женщин своего времени. Без ее участия, заинтересованного и порой критического, не появилось бы ни одной работы Гумбольдта. Каролина Гумбольдт оставалась на протяжении всей своей жизни натурой деятельной, она не только правила и переписывала рукописи мужа, но и, создав собственный салон "Лига добродетелей", радушно открыла двери своего дома самым известным людям Западной Европы - поэтам, философам, ученым-естествоиспытателям.

Слайд №11.

1797-1808 - много путешествует с целью расширения жизненного опыта и образования, а также «изучения и оценки человеческого характера во всех его формах». Он посещает Францию и Испанию, более пяти лет проводит в Риме в качестве посланника прусского двора в Италии. Именно в этих путешествиях, уделяя много времени изучению языков, Гумбольдт находит то звено, которое способно объединить все его творческие искания, - это языкознание. «Я чувствую, что со временем еще больше предамся изучению языков и что обстоятельное и философски обоснованное сравнение нескольких языков есть труд, который может, пожалуй, оказаться мне по плечу после нескольких лет серьезной работы», - пишет он в письме к известному в то время немецкому филологу Ф.А. Вольфу, с которым его связывали давние дружеские отношения.

1808 г. - получает приглашение короля занять должность директора департамента исповеданий и народного просвещения в министерстве внутренних дел. Гумбольдт отвечает согласием вопреки многочисленным "но", связанным с подобным изменением своей судьбы - вопреки давнишней неприязни к государственной службе; вопреки собственной привязанности к творческим и созерцательным занятиям; наконец, вопреки отставке К.-Г. Штейна, бывшего инициатором реформ, подготовивших возрождение Пруссии и считавшегося воплощением немецкого патриотизма, Штейна, взгляды которого во многом совпадали с взглядами самого Гумбольдта. В основе решения Гумбольдта - стремление проверить на практике правильность своих убеждений в нравственной ценности образования: «принимая участия в общественных делах, человек совершенствует себя как гражданин». И он принимает предложение - «с твердым мужеством противостоять всем внешним бурям, мощно противиться духу смятения и тревоги».

Гумбольдт всецело отдает себя практическому делу духовного возрождения Пруссии и Германии, как некогда всецело предавался теоретической деятельности. Перед ними стояла непростая задача - «вновь завоевать внутри то, что государство утратило в своем внешнем объеме, построить новое здание государства на тех же основаниях, на которых оно первоначально выросло - на духе протестантизма, самобытности, нравственности, гуманистического образования».

Слайд №12.

1810 г. - назначен чрезвычайным послом и полномочным министром в Вене, где стал хлопотать о союзе Австрии с Пруссией против Франции. Он является представителем Пруссии на Пражском конгрессе (1813), неуспеху которого он радовался как ревностный патриот, не допускавший никаких сделок с Наполеоном. В 1814 г. он, вместе с Гарденбергом, личным своим врагом, представлял Пруссию в Париже, а затем ту же роль и с тем же товарищем исполнял на венском конгрессе, причем был горячим сторонником объединения Германии. В 1817 г. он пытался сделаться послом при парижском дворе; но его кандидатура была снята по настоянию Людовика ХVIII в., так как Гумбольдт был слишком яркий представитель партии, враждебной Франции.

1818 г. - получает назначение во вновь реорганизованном министерстве в управление сословных и общинных дел. Во внутренней политике он твердо держался принципов известного преобразователя Пруссии, Штейна. В 1819 г. Гумбольдт выступил поборником конституционного устройства в Пруссии, и ему удалось быть назначенным, для проведения этой реформы, министром внутренних дел. Но вскоре, благодаря карлсбадским постановлениям, политика Пруссии приняла реакционное направление, против которого Гумбольдт бесполезно протестовал и он, пробыв министром 4 месяца и ничего не успев сделать, получил отставку.

1830 г. - Друзья Гумбольдта старались провести его на пост первого министра; но у Гумбольдта в правящих сферах было мало сторонников, как у человека определенно либерального направления. Он отказался от предложенной пенсии, навсегда покинул практическую политику и до самой смерти безвыездно прожил в своем наследственном замке Тегеле, углубленный в свои любимые занятия: пишет стихи, сонеты, ведет своего рода поэтический дневник.

Лингвистикой В. фон Гумбольдт в основном занимался в последние полтора десятилетия жизни, после отхода от активной государственной и дипломатической деятельности. Лингвистическая концепция В. фон Гумбольдта была реакцией на антиисторическую и механистическую концепцию языка 17-18 вв. Она имела источником идеи И. Гердера о природе и происхождении языка, о взаимосвязи языка, мышления и «духа народа», а также типологические классификации языков Фр. и А. В. Шлегелей.

Основные теоретические и методологические принципы концепции

В. фон Гумбольдта заключаются в следующем:

  • синтез натуралистического и деятельностного подходов (язык как организм духа и как деятельность духа);

  • диалектическое соотнесение противоположных начал (в форме антиномий);

  • системно-целостный взгляд на язык;

  • приоритет динамического, процессуально-генетического подхода над структурно-статическим;

  • трактовка языка как порождающего себя организма;

  • приоритет вневременного взгляда на язык над историческим анализом изменения языка во времени;

  • приоритет изучения живой речи над описанием языкового организма;

  • сочетание интереса к реальному разнообразию существующих языков и к языку как общему достоянию человечества;

  • отказ от описания языка только изнутри его самого, вне связей с другими видами человеческой деятельности;

  • сочетание философски отвлечённого взгляда на язык со скрупулёзно-научным его изучением.

8 апреля 1835 г. - скончался в Тегеле близ Берлина.

Слайд №13. Берлинский Университет - хранитель творческого наследия Гумбольдтов.

На знаменитой берлинской улице Унтер-ден-Линден среди домов и дворцов есть утопающее в зелени сада здание с величественным фасадом. Это бывший дворец принца Генриха Прусского. Здесь с 1809 по 1949 год размещался Берлинский университет. Ныне он носит имя братьев Александра и Вильгельма Гумбольдтов и называется Гумбольдт-университет.

Слайд №14.

Основные работы: "Идеи конституционного государственного устройства в связи с новой французской революцией" (1791). В этой работе Гумбольдт высказывает мнение о благотворном значении революции для человечества: "она заново прояснит идеи, заново оживит любую деятельную добродетель, распространит свое благотворное влияние далеко за пределы Франции". Главный его тезис: "Не может удаться ни одна государственная конституция, которая… создает разумное государство по заранее намеченному плану как бы с самого начала; может удаться только такая конституция, которая возникает в результате борьбы более мощного случая с противостоящим ему разумом".

Cамый известный его труд - "Опыт о границах деятельности государства" (1792) был впервые опубликован только через шестнадцать лет после смерти автора. В России эта книга появилась только в... 2003 году: слишком уж радикальны были взгляды Вильгельма Гумбольдта. Он, в частности, полагал, что интересы государства и личности должны пересекаться только в случае внешней опасности, а экономика, культура и социальная область - приоритеты самих граждан, обязанных договариваться между собой. По мнению В. фон Гумбольдта - единственная и основная функция государства - это обеспечение свободы для его граждан. "Государство должно воздерживаться от всякой заботы о положительном благе граждан не должно выходить за пределы, поставленные необходимостью охранять их от внутренних и внешних врагов; никакая другая цель не должна нарушать свободы граждан". И в этой своей сфере оно должно пользоваться развивающимися благодаря свободе индивида силами. Деятельность его должна распространяться только на те действия, которые ущемляют чужие права. При этом человек не должен приноситься в жертву гражданину.

Таким образом, Гумбольдт провозглашает:

- принцип свободы и свободного развития индивидуальности в противовес принципу абсолютизма;

- принцип самоуправления в противовес бюрократизации и всемогущего вмешательства государства в частную и общественную жизнь граждан.

В работе "О различии полов и его влиянии на органическую природу", он показывает, каким образом из контраста сил природы, концентрирующих в себе одна - энергию, другая - пассивное бытие, создается вечная жизнь природы, ибо бытие, одушевленное энергией и есть жизнь, а высшая жизнь есть цель природы. Тесное переплетение эстетических и антропологических интересов Гумбольдта приводят его к занятиям «физиогномикой» - специфической областью знания, составляющую узкую грань между философией искусства и эмпирико-философским знанием людей.

"О сравнительном изучении языков применительно к различным эпохам их развития" (1820) - формулирование задач иного подхода к построению сравнительной грамматики; убеждение в изначальной сложности и системности языка; призыв к изучению языка как явления и естественнонаучного, и интеллектуально-телеологического.

"О влиянии различного характера языков на литературу и духовное развитие" - критикует понимание языка как номенклатуры готовых знаков для понятий; неоконченная работа. "О возникновении грамматических форм и их влиянии на развитие идей" - доклад, в котором была выдвинута идея об обусловленности мышления языком, (опубликован в 1820-22). "О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества" В. фон Гумбольдту принадлежит идея о построении «сравнительной антропологии», включающей в себя и теорию языка как орудия обозрения "самых высших и глубоких сфер и всего многообразия мира", "приближения к разгадке тайны человека и характера народов".

Ему присуще своё собственное понимание способов и целей лингвистического компаративизма, призванного, по его мнению, искать глубинные истоки языка не в материальных условиях жизни, а в духовной сфере. Языковая способность понимается им не только как уникальный дар человека, но и как его сущностная характеристика. Он утверждает изначальное единство языка и мышления, языка и культуры. В. фон Гумбольдт убеждён в том, что язык не развивается постепенно по пути усложнения и совершенствования, а появляется сразу как целостная и сложная система, заложенная в человеке. Он утверждает, что мышление зависит от языка, образующего промежуточный мир между внешней действительностью и мышлением. Разные языки квалифицируются как разные мировидения.

Слайд №15.

"Язык не является произвольным творением отдельного человека, а принадлежит всегда целому народу; позднейшие поколения получают его от поколений минувших". В. фон Гумбольдт

Большое количество идей, которые рассматривала лингвистика на протяжении последующих более чем полутора столетий, в том или ином виде высказано у ученого первой половины XIX в. Многие проблемы, впервые поднятые В. фон Гумбольдтом, крайне актуальны, а к решению некоторых из них наука лишь начинает подступаться.

Идеи В. фон Гумбольдта в большей или меньшей мере будоражили многих учёных 19 и 20 вв. Попытки осмыслить и реализовать в описании языков идеи В. фон Гумбольдта имели место в Германии (в работах Х. Штайнталя, В. Вундта, Э. Гуссерля, Л. Вайсгербера), затем в России (в работах А.А. Потебни, Г.Г. Шпета, П.А. Флоренского, А.Ф. Лосева). Сложилось в ряде разновидностей так называемое гумбольдтианство, которое характеризуют как совокупность взглядов на язык и способы его изучения, сформировавшихся в русле философско-лингвистической программы В. фон Гумбольдта.

Литература:

  1. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. - М.: Прогресс, 2000;

  2. Гулыга А. В. Философская антропология Вильгельма фон Гумбольдта // Вопросы философии. - 1985. - № 4;

  3. Даниленко В. П. В. фон Гумбольдт и неогумбольдтианство. - М., 2010;

  4. Самин Д. К. Лингвистическая теория Гумбольдта. - М.: Вече, 2006.

© 2010-2022