- Преподавателю
- Иностранные языки
- Статья Формирование межкультурной компетенции на уроках немецкого языка
Статья Формирование межкультурной компетенции на уроках немецкого языка
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Векшина И.А. |
Дата | 27.06.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Статья "Формирование межкультурной компетенции на уроках немецкого языка"
Формирования межкультурной компетенции на уроках немецкого языка рассматривается в предлагаемой статье на основе полученного опыта при обучении немецкому языку как второму иностранному языку по предметной линии учебников «Горизонты» М.М. Аверина, Е.Ю.Гуцалюк, Е.Р. Харченко.
Главные цели курса - это формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся в совокупности ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной. Особое внимание при обучении обращается на развитие и воспитание потребности у учащихся владения немецким языком
как средством общения и познания, стремления к взаимопониманию между людьми разных культур: своей Родины - России и культуры немецкоговорящих стран. При изучении немецкого языка особый акцент делается на личностное развитие обучаемых, воспитание у них стремления к самообразованию, владению ключевыми компетенциями. Эти цели соответствуют Федеральному государственному стандарту общего образования по иностранному языку.
Формирование межкультурной компетенции начинается на начальном этапе обучения немецкому языку, а именно - в 5м классе, когда учащиеся при изучении таких тем как «Знакомство», «Моя семья», «Мой класс», «Животные», «Хобби» уже могут представить себя и своего друга, рассказать в мини-диалогах и сообщениях о своей стране и стране изучаемого языка.
В основной школе можно выделить 2 этапа обучения: 5-7 классы и 8-9 классы. Особое значение придается осознанию и закреплению тех навыков,
которые были получены при обучении первому иностранному языку.
С целью создания мотивационной среды на уроках немецкого языка учащимся рекомендуется подготовить проекты, которые способствуют созданию условий для реального общения на немецком языке (переписка, возможные встречи с носителями языка) или имитировать общение средствами ролевой игры. В подготовке и презентации проектов должны участвовать все учащиеся, но степень и участие в проекте могут быть разными.
В 10х и 11х классах учащиеся расширяют свои знания за счет элективного курса «Страноведение немецкоговорящих стран».
Изучаются темы «Обычаи и традиции Германии», «Австрия», «Швейцария»,
«Люксембург», «Лихтенштейн», где четко прослеживается межпредметная связь с историей, географией, мировой художественной культурой, литературой.
Учащиеся выполняют задания, предназначенные для систематизации знаний, учатся выражать собственное мнение и аргументировать его, сравнивают культуру своей страны и стран изучаемого языка, что способствует более эффективному усвоению курса.
Основные формы организации учебной деятельности - это чтение (поисковое, детальное и с извлечением основной информации), парная и групповая работа, ролевые игры, применение ( ИКТ ) информационно- коммуникационных технологий , мультимедийных презентаций, подготовка творческих заданий.
Применение ИКТ на уроках немецкого языка позволяет разнообразить
формы работы, активизирует деятельность учащихся, повышает творческий потенциал личности.
Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов воспитывает интерес к уроку, помогает сформировать устойчивую мотивацию к изучению немецкого языка.
Итак, подводя итог вышесказанному, следует отметить, что применение современных средств и методов обучения иностранному языку как первому, так и второму, способствует не только формированию межкультурной компетенции в процессе обучения, а также и развитию мотивации при изучении немецкого языка.