Система непрерывного образования (из опыта работы)

Данная разработка  представлена в форме самообобщения опыта работы по проблеме "Система непрерывного образования", где размещены результаты педагогической деятельности учителя и учащихся за проработанный период времени. Раскрыты условия достижения учителем положительных результатов. Четко  выделены системообразующие компоненты непрерывного образования, полностью дается описание каждого компонента, указана, какая деятельность проводилась учителем по каждому компоненту. Данная работа очень актуаль...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



МКОУ: «Ситниковская средняя общеобразовательная школа Баевского района Алтайского края»



Система непрерывного образования (из опыта работы)



Якимовой Оксаны

Владимировны

учителя английского языка

( из опыта работы)










СИТНИКОВО

2015



Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2

Система непрерывного самообразования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

Контроль и самоконтроль за ходом систематического образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7

Приложения

Приложение №1 Программа индивидуального самообразования по теме «Мотивация учебно-познавательной деятельности учащихся как средство развития интереса к предмету». . . . . . . .10

Приложение №2 Картотека по теме самообразования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 12

Приложение №3 Самодиагностика профессиональной деятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14



































Введение

Начиная педагогическую деятельность постоянно объективно самоанализировала и самосовершенствовала свою работу, в результате чего пришла к логическому заключению в необходимости самообразования.

Самообразование - это познавательная деятельность с целью:

  • Удовлетворения познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов, повышение квалификации;

  • Самореализация путем непрерывного образования

Внутренними мотивами самообразования для меня стали:

- стремление к педагогическому идеалу;

- стремление к карьерному росту;

- интерес к моему преподаваемому предмету;

- желание избежать неудачных результатов;

- интерес к общению с детьми;

- желание добиться общественного признания моей работы;

- получаю удовольствие от освоения нового.

Возникшие мотивы способствовали творческой деятельности, которая принесла мне немалые успехи: признание коллег, уважение учащихся и их родителей (данные из собственных наблюдений, общения с учащимися, их родителями). Мотивы самообразования формировались не извне, иначе они превратились бы в неэффективные мотиваторы, а мотивы построила сама осознанно.

«Учитель учится всю жизнь» - это известная истина. Учитель находится в постоянном развитии. В большинстве печатных источниках под самообразованием понимают специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно или общественно значимых образовательных целей: расширение и углубление профессионально - методических знаний и умений, совершенствование уровня предметной подготовки.











Система непрерывного самообразования

Осмыслив свою педагогическую деятельность, задумавшись над способами профессионального становления пришла к заключению: любая деятельность приносит результат, если она системна. Система как постоянная деятельность включает в себя специальнаую образовательную подготовку: в вузах и других образовательных учреждениях, повышение квалификации и переподготовку, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта, деятельность в предметно - методических объединениях (ШМО, РМО), подготовку и проведение открытых уроков, работу над индивидуальной темой, система наглядно приведена в Схеме 1

Система непрерывного самообразования Схема 1

Система непрерывного образования (из опыта работы)

Система непрерывного образования (из опыта работы)Система непрерывного образования (из опыта работы)Система непрерывного образования (из опыта работы)

Система непрерывного образования (из опыта работы)

Система непрерывного образования (из опыта работы)

Система непрерывного образования (из опыта работы)Система непрерывного образования (из опыта работы)Система непрерывного образования (из опыта работы)

Система непрерывного образования (из опыта работы)

Система непрерывного образования (из опыта работы)Система непрерывного образования (из опыта работы)

Система непрерывного образования (из опыта работы)





Специальная образовательная подготовка

По окончании школы в 2004 году поступила в Барнаульский государственный педагогический университет (Алтайская государственная педагогическая академия), который очно окончила в 2010 году по специальности «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», присвоена квалификация лингвист, преподаватель немецкого и английского языков.

Повышение квалификации педагогов и переподготовка кадров

Стартом в работе по самообразованию явилось представление проектов «Анализ состояния образовательной среды Ситниковской муниципальной средней общеобразовательной школы» и «Разработка модели инновационной деятельности молодого учителя по организации образовательно-воспитательного процесса в условиях конкретного образовательного учреждения» в Министерство образования и науки РФ в отдел о высшем и послевузовском профессиональном образовании.

Изучение, обобщение и распространение педагогического опыта

Ни штудирование учебников или книг по методике изучения предмета, ни использование разработок уроков, даже самых подробных, не даст того результата, какой дает посещение «живого» урока. Варясь, как говорится, в собственном соку, в профессиональном плане далеко не уйдешь. Значит, надо набираться ума на стороне. Уроки опытных педагогов как способа изучения и распространения педагогического опыта заменить нечем. С целью знакомства передового педагогического опыта посещала уроки химии Катыкиной В.П., учителей начальных классов (Белоконь Н.М., Новиковой С.В.), урок обществознания и истории Теличко Т.В., урок математики Лындиной Н.В., урок биологии Дрожановой Н.Г., урок технологии Кононенко Л.Г., внеклассные мероприятия Филимоновой Т.В., Новиковой С.В.. Самостоятельно изучила идеи, принципы и психолого - педагогические основы личностно ориентированного обучения, модель которого создана доктором психологических наук И.С. Якиманской. В результате перестроила свою методическую и организационную деятельность: кроме формирования знаний, умений и навыков на уроке создаю условия для обеспечения собственной учебной деятельности учащихся, учета и развития их индивидуальных особенностей (даю возможность выбирать не объем изучаемого материала, а вид учебной деятельности: составление тезисов, написание реферата, выполнение творческой работы: составление кроссворда, подбор загадок, или стихов, изготовление таблицы, создание проекта инсценировка, игра и др.)

Деятельность в предметно - методических объединениях (ШМО, РМО) и участие в профессиональных конкурсах

Одной из эффективных форм непрерывного образования является участие в деятельности ШМО и РМО. Обогащению теоретических знаний, совершенствованию практических умений способствуют подготовка теоретических вопросов по актуальным темам, разработка положений о конкурсах и участие в них. На ШМО выступила с сообщением по проблемам «Мотивация как важнейший фактор управления учебным процессом», «Проектирование личностно-ориентированного урока», «Научно-исследовательская деятельность обучающихся в условиях проектного метода», представила видеопрезентацию по теме самообразования и мини проект «Организация интересного и плодотворного досуга». Принимала участие в конкурсе «Самый лучший урок с использованием ИКТ. Участвовала в конкурсе «Самый классный классный», «Лучшее внеклассное мероприятие по предмету», в образовательных выставках, в районном конкурсе молодых специалистов и др.

Подготовка и проведение открытых уроков

Совершенно нормально воспринимаю присутствие на моих уроках администрации и коллег - ведь полезно услышать оценку своей деятельности, взглянуть на себя со стороны. По сути, это такая же обратная связь, какую получают учащиеся, когда учитель их оценивает, и которая необходима им для контроля своего состояния в плане освоения предмета. Педагогу тоже совсем нелишним будет получить от своих гостей на уроке эту обратную связь. На открытых уроках не пытаюсь поражать уважаемых гостей, а учу своих учеников, провожу не отдельные специально подготовленные уроки - спектакли, а обыкновенные рабочие, если можно так сказать, уроки. Конечно, открытый урок имеет право быть и не совсем обычным. Никогда не забываю дома «сделать уроки» - подготовиться вечером к следующему рабочему дню.

Работа над индивидуальной темой самообразования

Плохой учитель преподает истину,

хороший учит её находить

А. Дистервег

Выбирая тему самообразования, исхожу из следующего:

  1. Должна быть актуальна для меня;

  2. Соответствовать уровню моего развития;

  3. Созвучна с современными педагогическими идеями;

  4. Охватывала и учебную и воспитательную работу.

В настоящее время работаю над проблемой «Мотивация учебно-познавательной деятельности учащихся как средство развития интереса к предмету». Мотивом выбора данной темы самообразования явилась ее актуальность. Тема актуальна потому, что если ребенок не понимает, зачем идет в школу, он тратит время зря. Всегда обращаю внимание учащихся на две значимые для них цели учения: получение знаний, достаточных для продолжения образования и приобретения профессии по окончании школы, а также знаний, в той или иной степени необходимых в жизни, и развитие личности посредством изучения школьных дисциплин, и в первую очередь английского языка. Познавать мир, самому делать маленькие открытия - очень интересное занятие. В этом я убеждаю школьников на каждом уроке. Мы вспоминаем примеры из жизни, помогающие учащимся осознать смысл пребывания в школе.

Для того чтобы учащийся стал субъектом, т.е. инициатором собственной активной познавательной деятельности, должна измениться традиционная функция учителя. Сменяется постановка задач, решение которых требует творческого мышления и личного опыта, считаю, что соответствует уровню моего развития.

Цель опыта: обобщить и систематизировать накопленный опыт по созданию эффективной системы самообразования для определения ведущих направлений дальнейшей деятельности.

Задачи:

  1. Выделить направления в работе по самообразованию.

  2. Сформировать банк данных: аналитических, учебно-методических, учебно-тренировочных.

  3. Выявить условия, способствующие непрерывному систематическому самообразованию.

Контроль и самоконтроль за ходом самообразования

Чтобы самостоятельно выстраивать свои действия, оценивать их соответствие задуманному, необходимо рефлексировать себя, осуществлять самодиагностику. Меня это мотивирует и в некоторой степени является для меня самоорганизующим инструментом. Ниже приведенная таблица 1, которая помогает в профессиональном познании и профессиональном развитии, повышает уверенность в собственных силах, умение оценивать себя.

Таблица 1

Открытые уроки

Выступление на педсовете

Тематическая проверка З У Н

Проведение внеклассных мероприятий

Презентация системы

работы

Выступление на

ШМО, РМО

Участие в профес-

сиональных конкурсах

Участие в образовательных выставках(районная, региональная)

Курсы повышения

квалификации

Рефлексия

/самооценка /

2010-

2011

+


+

+


+

+



+

2011-

2012

+

+

+

+

+

+

+

+


+

2012-

2013

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2013-

2014

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2014-

2015

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Заключение

Построив работу в данной системе (работа над индивидуальной темой, активное участие в работе предметных методических объединений (в школьном и районном), подготовка и проведение открытых уроков, участие в профессиональных конкурсах) получила возможность осмыслить свою педагогическую деятельность, задуматься над способами решения педагогических проблем. Систематическая работа привела к накоплению опыта педагогического творчества. Испытала некоторое удовлетворение от полученных результатов.

Результаты:

  1. Качество знаний учащихся

Успевают на «4,5»

2011г

2012г

2013г

2014г

2015г

Всего учащихся

98

109

94

80

89

Успевают на «4,5»

84%

83%

80%

75%

75,1%

Выводы: стабильно качество знаний учащихся по преподаваемому предмету

  1. Представление учащимися собственных достижений

Система непрерывного образования (из опыта работы)

Система непрерывного образования (из опыта работы)



Система непрерывного образования (из опыта работы)

Районный конкурс «Портфолио ученика» 2013г- 1 место

Районный конкурс сочинений «Мой любимый учитель» на английском языке 2013г- 2 место

Районный конкурс «Давайте вместе будем заботиться о нашей планете Земля»- 2 место

С 2012 года занимаемся исследовательской деятельностью, и участвуем в районной научной конференции (2012 год-3 место, 2013 год- 3 место, 2014 год-1 место, грамота за лучшую презентацию исследовательской работы)

Выводы: Растет число учащихся испытывающих интерес к английскому языку



  1. Результативная деятельность учителя

Год

Направление

Результат

2011

Районный конкурс «Лучшее внеклассное мероприятие по предмету»

Благодарность, отмечена администрацией школы

2011

Районный конкурс «Месячник открытых уроков»

Благодарность, отмечена администрацией школы

2012

Районный конкурс «методических разработок «Лучший урок с использованием ИКТ»

Благодарность, отмечена администрацией школы

2012

Районный конкурс «Месячник открытых уроков»

благодарность, отмечена администрацией школы

2012

Районный конкурс программ деятельности детских оздоровительных лагерей с дневным пребыванием детей

Грамота 2 место

2012

Конкурс «Самый классный классный»

Грамота, отмечена администрацией школы

2012

Районная образовательная выставка

Грамота 3 место

2012

Аттестация пед. Работников

Первая кв. категория

2013

Районный конкурс молодых специалистов «Первые шаги - педагогический дебют»

1 место

2013

Районная образовательная выставка

3 место

2014

Выступление на семинаре «Современные требования к профессиональному развитию молодого педагога» (г. Барнаул)

2014

Участие в районной образовательной выставке «Использование современного учебного оборудования для достижения нового качества образования»

Благодарность

2014

Награждена грамотой комитета по образованию Баевского района за добросовестный труд, успешную работу по обучению и воспитанию подрастающего поколения.

2015

Месячник открытых уроков

Отмечена администрацией школы























Приложение №1

Программа индивидуального самообразования по теме

«Мотивация учебно-познавательной деятельности учащихся как средство развития интереса к предмету»


Проблема: смещение интересов школьников от учебной деятельности, нежелание отдельных учащихся систематически посещать школу.

Ожидаемые результаты:

- овладение учащимися способов действий, обеспечивающих способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса;

- повышение у учащихся мотивации учения;

- увеличение активного и успешного опыта участия школьников в творческой исследовательской деятельности;

Препятствия:

- некомпетентность учителя в вопросах мотивации;

- бедный арсенал мотивов, используемых в педагогической деятельности.

Пути преодоления препятствий

  1. Создание системы самообразования учителя;

  2. Изменение традиционной функции учителя: из ретранслятора знаний он должен превратиться в организатора учебной деятельности школьника;

  3. Создание условий, мотивирующих учащихся на интерес к учебной деятельности;

  4. Организация теоретических семинаров с учащимися по проблеме.

Цель программы самообразования

  • Изучить концепцию личностно - деятельностного подхода к образованию;

  • Совершенствовать приемы и средства мотивации.

Первый год работы (2010- 2011 учебный год)

Этап

Содержание деятельности

Форма представления результатов

Диагностический

  1. Анализ затруднений.

  2. Постановка проблемы.

  3. Изучение литературы.

Картотека индивидуальной темы самообразования. (Приложение №2)

Этап

Содержание деятельности

Форма представления результатов

Прогностический

  1. Определение цели и задач работы над темой

  2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

  3. Прогнозирование результатов


  1. Самодиагностика (Приложение №3)

  2. Собеседование с руководителем МО, заместителем директора, учителем наставником.

  3. Корректирование Рабочей программы по английскому языку в части «Требования к уровню подготовки выпускников»

Второй год работы (2011- 2012 учебный год)



Этап

Содержание деятельности

Форма представления результатов

Практический

1.Внедрение опыта; системы мер, направленных на решение проблемы (изучение и анализ литературы).

2.Формирование методического комплекса.

3.Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов

  1. Разработка программы семинара для учащимися по проблеме

  2. Разработка памяток для учащихся по проблеме

  3. Открытые уроки

  4. Выступление на МО

Третий год работы (2012 - 2013 учебный год)

Этап

Содержание деятельности

Форма представления результатов

Обобщающий

  • Подведение итогов


  • Оформление результатов работы


  • Предоставление материалов


  1. Презентация опыта работы на РМО.

  2. Участие в районной образовательной выставке













Приложение №2

Картотека по индивидуальной теме самообразования

  1. Бикеева А.С., журнал «Иностранные языки в школе» №2, 2005 г. Статья «Некоторые приёмы развития творческих способностей учащихся на уроках английского языка»

  2. Волкова О.В. "Самообразование педагога". Журнал "Справочник заместителя директора школы" №2, 2011 года.

  3. Т.М. Гозман Технология управления профессиональным развитием АКИПКРО, Барнаул 2006 (Самодиагностика мотивационной сферы педагога, самодиагностика профессиональной деятельности учителя, самодиагностика сформированности основных педагогических умений и навыков..)

  4. Н.А. Губанова Положение о формах непрерывного образования педагогов. //Завуч 2005 №7 с. 23//

  5. Ю.А. Долженко Проблемы формирования «успешного» педагога в системе постдипломного образования Практико-ориентированное пособие для руководителей ОУ. Барнаул 2001 (Макет программы самообразования с. 425. Анализ учителем своей педдеятельности с. 436.)

  6. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы: Учебное пособие. - Санкт-Петербург.: Питер, 2003. - 512с.

  7. Комаров А. С. Творческий подход к планированию урока английского языка // Иностранные языки в школе. - 2003. - №4. - С. 45-50.

  8. М.А. Попова Примерный план педагога над темой самообразования. //Практика административной работы в школе, 2006 - №7 с. 48//

  9. Маркова А. К. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2004. - 220с.

  10. А.К.Маркова, Формирование мотивации учения в школьном возрасте, Москва, Просвещение, 1983

  11. А.К.Маркова, Т.А.Маттис, А.Б.Орлов, Формирование мотивации учения: Кн. для учителя, Просвещение, 1990

  12. Новичков В.Б., Шевченко В.М. Профессиональное самообразование учителя - М., 1990.-250с.

  13. Решетникова З. Б. Как я поддерживаю интерес школьников к английскому языку // Иностранные языки в школе. - 2003. - №2. - С.51-54.

  14. Рогова Г. В., Рабинович Ф. М., Сахарова Т. Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 1991. - 204с.

  15. Трунцева, Т.Н. О субъектной (личностной) самообразовательной деятельности учителя /Т.Н. Трунцева // Стандарты и мониторинг.-2010.-№3.-С.61-62

  16. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя - М.: Просвещение , 1990. - 192 с.

  17. Ясвин, В. Радуга педагогической компетентности, или Модель педагогического портфолио /В. Ясвин // Директор школы.- 2010.-№2.-С.25-32

Ресурсы ИНТЕРНЕТ

1. dioo.ru/psihologicheskie-problemyi-uchitelya/samoobrazovanie-uchitelya.html

2. moy-mir.ucoz.ru/publ/samoobrazovanie_uchitelja/1-1-0-2

3. sutur-msk.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=41&Itemid=38

4. otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00069074_0.html

























Приложение №3

Самодиагностика профессиональной деятельности (автор - С. Молчанов, адаптирована - Т.М. Гозман)

(максимальный балл - 8)

Компоненты

Баллы

1

Профессионально - педагогическая подготовленность

5

2

Профессионально - педагогическая деятельность

4

3

Информативно - коммуникативный компонент

5

4

Аффективно - коммуникативный компонент

4

5

Регулятивно - коммуникативный компонент

4

6

Организаторский компонент педагогической деятельности

5

7

Гностический компонент педагогической деятельности

5

8

Профессионально - педагогическая поисковая или исследовательская деятельность

4

9

Конструктивно - проектировочный компонент педагогической деятельности

4

10

Коммуникативный компонент педагогической деятельности

5

11

Результат Профессионально - педагогическая деятельность

4

К = 60% (педагогическая деятельность на допустимом уровне)

Каких результатов ожидаю:

  1. Повышение уровня своего профессионального мастерства.


  1. Лучших результатов своей работы.


  1. Желание самореализоваться.


  1. Приоритетное положение в коллективе.


  1. Общественное, моральное признание.


  1. Влияние данной деятельности на предстоящую аттестации.


  1. Повышение личного дохода.

Система непрерывного образования (из опыта работы)



© 2010-2022