Исследовательская работа по немецкому языку

Раздел Иностранные языки
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Комсомольская средняя общеобразовательная школа №2»













Исследовательская работа


Актуальность изучения немецкого языка.















Выполнила: Граблина Ангелина,

ученица 10 класса

Руководитель: Анникова Яна

Александровна, учитель

немецкого языка



п. Комсомольский, 2015 г.

Содержание

Введение ……...……………………………………………………………….……...…….. 3

Глава 1. Роль и значимость немецкого языка в современном обществе ….………..…… 5

1.1 История развития немецкого языка ………………………………….…..….….…. 5

1.2 Германия и немецкий язык: место в мире и российском обществе…………..… 6

Глава 2. Актуальность изучения немецкого языка в родном посёлке…..………...….... 12

2.1 Изучение немецкого языка в нашем посёлке ………..……………...….…..…… 13

2.2 Результаты социологического опроса ……………………………………………..15

2.3 Результаты исследования ……….……………………………………….……...... 18

Заключение …………..…………………………………………………….…...…………. 20

Список использованной литературы ……………………………………………….…….21

Приложение…………………………………………………………………………………22






Введение

  1. Все знают, что изучать иностранный язык престижно. Любой из нас задумывается перед тем, как начать изучение языка: «Какой язык самый нужный и важный на данный момент?», «Чем изучение именно этого языка поможет мне в будущем?».

  2. На сегодняшний день знание иностранного языка открывает перед нами множество перспектив, оно служит как пропуск в мир финансового успеха. Международные компании согласны платить большие деньги человеку, который разбирается не только в сфере своей непосредственной деятельности, но еще и владеет иностранным языком. При выборе языка необходимо хорошо подумать. Без сомнений самым важным и актуальным языком остается английский. Это язык, на котором говорит большинство людей. Это международный язык.

Я сама изучаю немецкий язык и решила выяснить, что даст мне знание немецкого языка в будущей жизни? А какое место в современном обществе занимает немецкий язык? Является ли он востребованным? Данная проблема является актуальной, но не достаточно изученной. В связи с этим мне хочется разобраться в значимости изучения немецкого языка в мире вообще и в родном посёлке в частности.

Гипотеза: немецкий язык является ли актуальным в российском обществе и необходимо ли его дальнейшее изучение.

Объект исследования: немецкий язык.

Предмет исследования: актуальность изучения немецкого языка.

Цель работы: Определить актуальность немецкого языка в современном мире и российском обществе.

Задачи исследовательской работы:

  1. Проанализировать теоретические материалы, связанные с историей языка.

  2. Изучить материалы о месте немецкого языка в современном мире.

  3. Определить значимость и актуальность немецкого языка в российском обществе.

  4. Провести анкетирование в школе и выявить мнение учеников о немецком языке.

  5. Изучить возможности и перспективы, которые даёт изучение немецкого языка.

  6. Исследовать популярность изучения немецкого языка как предмета среди обучающихся в посёлке Комсомольский.

Методы исследования:

1) анализ литературы по вопросу;

2) поиск информации в книгах, журналах и сети Интернет

3) описательный метод с приёмами наблюдения

4) анализ статистических данных

5) социологический опрос

6) обобщение

Теоретическая значимость состоит в том, что фактический материал её, выводы и обобщения углубляют наши представления о роли иностранных языков (в частности немецкого языка) в современном мире, об популярности изучения данного языка в посёлке Комсомольский. Практической ценностью является использование результатов исследования для привлечения внимания к немецкому языку, а также для стимулирования к изучению данного языка.







  1. Глава «Роль и значимость немецкого языка в современном обществе».

Языки находятся под влиянием географической близости и отношений, связанных с торговлей. Но если учитывать тот факт, что торговые отношения России развиты с множеством стран, то для этих отношений нужны знания языков практически всех стран мира. Большую роль играет в жизни России - Германия. Немецкий язык -«язык» высоких технологий. Но не смотря на то, что немецкий язык ценится, количество изучающих его растет незначительно. Если вы знаете немецкий язык, будьте уверены, что в крупном городе вы найдете работу. Ведь отношения с Германией у нас усиливаются с каждым годом.

К тому же, немецкий язык по произношению намного легче, чем английский язык. Читается легко и просто, особенно облегчает обучение иностранного языка, если он -немецкий, обучающимся классов компенсирующего и коррекционного обучения. Это создаёт благоприятное условие для обучающихся с ослабленным здоровьем, хотя грамматика имеет свои особенности и даже некоторые трудности.


1.1 История развития немецкого языка.

Слово Deutsch образовано от старогерманского thioda, thiodisk и означает "говорящий на языке народа", "народный", в отличие от говорящих на латыни. Латинское theodisce, образованное на его основе и впервые появившееся в докладе нунция Грегора Синоду в 768 году н. э, описывало народы, не говорящие на латинском, в частности, германские.
В отличии от своих романских и славянских соседей, в немецком языковом арсенале на протяжении всего Средневековья существовали территориально раздробленные политические структуры. Это привело к образованию и параллельному развитию большого числа различных диалектов немецкого. Весомые региональные особенности употребления языка усложняли процесс создания культурной целостности и побудили поэтов начала XIII - го века избегать диалектных форм с целью расширить круг потенциальных читателей, что рассматривается первой попыткой создания общенемецкого языка. Однако лишь распространение грамотности в широких слоях населения в периоды позднего Средневековья послужило началом развития нового письменного и устного литературного немецкого языка.

В 1521 году Мартином Лютером был переведен на тогда еще неустоявшийся стандартным новонемецкий письменный язык (Neuhochdeutsch) Новый Завет, а в 1534 г. - Ветхий Завет, что повлияло на развитие языка целых поколений, так как уже с XIV века было заметно постепенное развитие общерегионального письменного немецкого языка, который также называют ранним новым немецким языком (Fruehneuhochdeutsch). Образование литературного письменного немецкого языка было в основном завершено в XVII веке.
В отличие от большинства европейских стран, литературный язык которых основывается на диалекте столицы, немецкий литературный язык представляет собой нечто среднее между средне- и верхненемецкими диалектами и считается местным только в Ганновере. В северной части

Германии этот язык распространился в сферах государственного управления и школьного образования во время Реформации. В эпоху расцвета Ганзы по всей северной Германии царили нижненемецкие диалекты и нидерландский язык. Со временем литературный немецкий в северных регионах Германии практически вытеснил местные диалекты, лишь частично сохранившиеся до сегодняшнего времени. В центре и на юге Германии, где язык изначально был похож на литературный, население сохранило свои диалекты.1
Периоды истории немецкого языка:
750 - 1050: древневерхненемецкий язык (Althochdeutsch)
1050 - 1350: средневерхненемецкий язык (Mittelhochdeutsch)
1350 - 1650: ранненововерхненемецкий язык (Fruehneuhochdeutsch)
с 1650: нововерхненемецкий язык, современный немецкий язык (Neuhochdeutsch)2

1.2 Германия и немецкий язык: место в мире и российском обществе.

На этом языке общаются на территории почти половины Европейского Союза: в Австрии, Люксембурге, Швейцарии, на севере Италии, на востоке Бельгии и во Франции. Насколько трудно выучить второй по популярности европейский язык? Немецкая речь является родной для 100 млн. человек во всем мире. На этом языке изъяснялись Моцарт, Ницше, Кафка, Бетховен, Бах, Гете... По своей популярности и востребованности немецкий язык уступает разве что английскому, то есть является общепринятым международным средством общения, используемым на всех конференциях мирового масштаба.

Финансовая выгода изучения немецкого языка также не вызывает сомнений: Германия и все вышеперечисленные страны - ведущие индустриальные державы Европы, компании которых открывают свои представительства по всему свету и стремятся наладить отношения с иностранными партнерами по бизнесу.

Торговые связи с немецкими фирмами - гарантия долгосрочного и стабильного сотрудничества с европейскими предпринимателями, и российские компании осознают этот факт. Поэтому знание немецкого языка всегда будет дополнительным плюсом для делового человека.

Растущая популярность немецкого языка, вышедшего из тени повального увлечения английским, объясняется его большой востребованностью в сфере бизнеса и обучения. Именно Германия и Австрия занимают первое место по товарообороту с Россией, вследствие чего все большему количеству филиалов немецких и австрийских фирм требуются специалисты, владеющие немецким языком. Германия, как самая развитая и мощная в финансовом плане страна, является лидером Европейского Союза, на которую равняются остальные европейские страны. Немецкий язык является общеупотребительным в Европейском Союзе.

Германия является крупнейшей в мире страной - экспортером. Разговаривая по-немецки, вы сможете существенно облегчить установление и поддержание деловых связей со своими немецкими партнерами, поскольку вам не придется вести переговоры на неком третьем языке. Резиденции многих международных компаний находятся в Германии, Австрии и Швейцарии.

Крупнейшими иностранными партнерами «Газпрома» являются:немецкие компании E.ON, Wintershall Holding, Verbundnetz Gas, Siemens, RWE; французские GDF SUEZ, EDF и Total; итальянская ENI. Так, например, еще в 1993 г. «Газпром» и немецкая компания Wintershall создали совместное предприятие WINGAS. Оно является собственником трубопроводов на территории Германии протяженностью около двух тысяч километров и крупнейшего в Европе подземного хранилища газа в Редене объемом свыше 4 млрд куб. м. Сегодня доля «Газпрома» в уставном капитале этого совместного предприятия составляет 50% минус одна доля. Участвуя в WINGAS, «Газпром» является совладельцем газотранспортных сетей Германии.

О сотрудничестве с российской компанией говорила канцлер Ангела Меркель. Контракты с «Газпромом» она назвала залогом надежного снабжения газом всей Германии. Алексей Миллер, председатель правления ОАО «Газпром» сообщил: «Германия всегда являлась нашим крупным партнером. Германия - рынок номер один для России и для «Газпрома». У нас сложились очень хорошие, тесные и дружеские отношения с немецкими коллегами.

Федеративная Республика Германия является одним из важнейших стран для инвесторов из всего мира и своим 82-миллионным населением самым крупным рынком сбыта в еврозоне. Более 81 % всех граждан Германии имеют среднее или высшее образование или прошли профессионально-техническую подготовку. На основе этого потенциала хорошо подготовленной рабочей силы экономика Германии развивает свою высокую инновационную мощь.

Инновационные достижения Германии велики. Профессии научно-технического профиля хорошо представлены на рынке труда в стране, а в области промышленного экспорта с высокой или средней технологической составляющей уже несколько лет отмечается сильная динамика развития. Германия занимает в Европе одно из лидирующих мест, когда речь идет о создании новых предприятий.

Немецкие автомобили считаются лучшими и красивыми по качеству во всей Европе

Концепт-кары, которые выпускают немецкие фирмы, являются самыми оригинальными и креативными по мнению всего населения Германии.

Так, около 50 000 читателей одного из самых популярных автомобильных журналов Германии Auto Bild, каждый год выбирают из последних выпущенных марок, которые выходят на европейские рынки, самый утонченный и красивый автомобиль мира. В том рейтинге постоянно побеждают продукты немецкого автопрома.

Немецкие ученые сделали огромное число важных открытий в сфере химии, физики, и медицины. Большинство россиян едут лечится в Германию, потому как в Германии находятся самые лучшие клиники.

Одним из традиционных и наиболее заинтересованных партнёров нашей страны в сфере науки является Германия, которая в научном и технологическом отношении, с одной стороны, относится к ведущим державам в мире, а с другой - испытывает острую потребность в притоке новых идей, инноваций и высоких технологий.

Среди научно-исследовательских структур Германии, активно сотрудничающих с Россией, выделяются следующие организации: Германское научно-исследовательское общество; Рабочее сообщество промышленных исследовательских объединений "Отто фон Гюреке"; Фонд Александра фон Гумбольдта; Общество Фраунгофера; Сообщество Немецких исследовательских центров им. Германа фон Гельмгольца; Общество им. Макса Планка по содействию наукам; Фонд Роберта Боша; Научное сообщество им. Готфрида Вильгельма Лейбница.

Сотрудничество с Германской службой академического обмена (DAAD). Германская служба академического обмена является крупнейшей организацией в ФРГ, способствующей международному сотрудничеству в области высшего образования. Она осуществляет многочисленные программы - от краткосрочных обменов преподавателями до многолетних поощрительных стипендий.

Другой важнейшей частью деятельности DAAD в области российско-германской кооперации, финансируемой за счёт средств федерального бюджета, является повышение квалификации российских руководящих кадров и кадрового резерва в сфере науки и техники, которые призваны способствовать интенсификации сотрудничества между Россией и Германией.

Таким образом, у России и Германии в настоящее время существуют благоприятные возможности для качественного расширения научно-технического сотрудничества, в том числе в сфере высоких технологий и инноваций.

Популярность немецкого языка постоянно растёт. Немецкий язык - один из основных языков межнационального общения в Европе, поэтому слушатели всё чаще выбирают его для изучения. Зная немецкий язык, Вы сможете лучше узнать и понять историю и культуру европейских стран, в оригинале познавать их современные научные достижения

Научиться немецкому и разговаривать на немецком языке не сложнее, чем на английском, французском или испанском. Благодаря современным коммуникативным методам обучения можно уже через короткое время достигнуть высокий уровень коммуникативных способностей. Посетители из Германии, Австрии и Швеции являются во многих странах важнейшими туристическими группами. Поэтому знание немецкого языка в этой сфере очень необходимо. Многие немецкие фирмы за границей, многие заграничные фирмы в Германии ищут сотрудников со знаниями немецкого языка. В странах Европейского союза Германии принадлежит большое количество фирм. Английский - действительно язык международного общения, с этим не поспоришь, но так сложилось, что по количеству людей, способных говорить на этом языке, немецкий все еще опережает английский. Причины тому и самая густонаселенная страна в Европе Германия, и Австрия со Швейцарией, а также многие другие северо-европейские страны, чьи языки схожи с немецким (например, Голландия), что значительно облегчает их жителям изучение немецкого. Но и это еще не все. Так получилось, что в некоторых странах восточной и южной Европы в школах основным иностранным языком является немецкий, а не английский. С английским в Германии все не так уж хорошо. Как бы печально это ни звучало, но это так. Если немного отъехать от Берлина и других больших городов, традиционно наполненных туристами и "международным флером", попадаешь в "настоящую Германию", где на вопрос " Do you speak English?" тебе ответят в лучшем случае: "Nein"3

  1. Язык Шиллера и Гёте в современной России постепенно возвращает свои позиции. «В России немецкий язык учит большее количество людей, чем в какой-либо другой стране мира», - говорится на сайте посольства Германии в РФ.

  2. По популярности у россиян немецкий язык сегодня занимает прочное второе место после английского. Хотя интерес к языку Шиллера и Гёте в России не всегда был одинаков. Заметный спад произошел в середине 1990 годов. Однако постепенно число желающих овладеть немецким языком начало расти. Так, по данным министерства образования Российской Федерации, в 2000-2001 учебном году к изучению немецкого языка приступили около 3,5 миллиона школьников, а в 2007-2008 годах - уже более 4,5 миллиона учащихся.

  3. Эксперты отчасти связывают это с приходом к власти владеющего немецким языком Владимира Путина. Сыграли свою роль не только личный путинский пример, но и в целом выход на новый уровень отношений России с Германией. Поскольку интерес к английскому языку не растет и не падает, то возрастание интереса современных молодых людей в центральной части России к немецкому языку становится очевидным.

  4. Популяризация немецкого языка помогла не только большая политика. Многие родители сегодня отправляют детей учить немецкий язык из прагматичных соображений. Родители прекрасно понимают, что фирм из немецкоговорящих стран в Москве значительно больше, чем из англоговорящих, а кроме того, немецкие компании предлагают значительно больше рабочих мест, чем те же британские или американские компании. Свое влияние оказывает мода на европейский стиль жизни, в котором знание нескольких иностранных языков является нормой, и простой человеческий интерес к немецкой культуре.

  5. Вместе с тем однозначно говорить о повышении интереса россиян к изучению немецкого языка нельзя. Для большинства он не является языком культурного общения. Немецкое кино в России увидеть можно разве что во время фестивалей, музыканты из Германии, поющие на родном языке, бывают и того реже, книг немецких авторов на немецком языке становится все меньше и тенденции к улучшению не видно.

  6. В научной среде также ощущается острая нехватка информации о Германии, полученной из первоисточников. Молодые ученые предпочитают опираться на труды российских авторов или переводные статьи, тогда как большинство тем невозможно раскрыть без изучения оригинального текста.

  7. Существует довольно старое выражение, которое гласит: «Английский язык предназначен для бизнеса, немецкий - для войны, итальянский - для искусства, а французский - для любви». Но времена меняются, и немецкий перестал быть только языком военных. Сегодня он востребован в самых разных сферах - в науке, искусстве, политике. Немецкий принадлежит к индоевропейской семье языков, в которую входит и русский. Поэтому довольно часто между их грамматиками можно провести аналогию, что очень облегчает процесс изучения.

  8. Немецкий язык может пригодится, во-первых, студентам. Во многих школах и высших учебных заведениях сегодня существуют партнерские программы обмена (Au-Pair). Поездки длятся от двух недель до целого семестра. Особо прилежных ожидают различные поощрения в виде грантов на обучение в Германии и других немецкоговорящих странах. Стоит отметить, что уровень образования (особенно в сфере экономики, менеджмента и технических специальностей) там достаточно высок, а лекции читают как на немецком, так и на английском языках. Дипломы немецких вузов признают во всем мире, в то время как российские за границей часто приходится подтверждать.
    Во-вторых, язык пригодится тем, кто работает или собирается устроиться на работу в представительство германской фирмы в России. Зачастую в такие корпорации приглашают людей, владеющих не только английским, но и немецким. Кстати, умение объясняться на двух распространенных иностранных языках дает существенное преимущество при приеме в любую компанию.







  1. Глава «Актуальность изучения немецкого языка в родном посёлке».

    1. Изучение немецкого языка в нашем посёлке

Среди населения посёлка Комсомольский немецкий язык не так популярен. Многие дети и их родители не хотят изучать этот язык, считая его вымершим языком и не таким нужным иностранным языком, как английский.

Немецкий язык как учебный предмет ведется в трёх школах нашего посёлка, МБОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа №1», МБОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа №2» и МБОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа №3». Ученики этих школ участвуют в олимпиадах различного уровня, конкурсах и научно-практических конференциях по немецкому языку. Когда я начинала учить немецкий язык 5 лет назад, ни за что не поверила бы, что через какое-то время проникнусь такой любовью и уважением к этому языку. В отличие от многих моих друзей, я и раньше не считала немецкий грубым и некрасивым, но мне он всегда казался чем-то обычным, вполне нейтральным. Сейчас немецкий язык - это не только предмет моего обожания, но и неоспоримое преимущество, открывающее мне множество новых возможностей. Это моё личное мнение, а что же думают родители и дети выбирающие немецкий язык, является ли он популярен в настоящие время. Сейчас немецкий язык изучается уже со второго класса. И я решила выяснить какой процент учеников изучают немецкий, с соотношении с английским. Для этого я собрала информацию о группах немецкого языка на начальной ступени обучения в школах посёлка. В Комсомольской средней школе № 1, изучают немецкий язык во всех 3 классах начальной школы, соответственно 2 класс - 15 человек, 3 класс - 14 человек, 4 класс - 19 человек. Итого - 48 человек. Общее число учеников трёх параллелей начальной школы составляет …….. человек. В Комсомольской средней школе № 2, изучают немецкий язык также во всех трёх параллелях: 2 класс - 21 человек, 3 класс - 24 человека, 4 класс - 13 человек. Итого - 58 человек. Общее количество учеников - 185 человек. В Комсомольской средней школе № 3, изучают немецкий язык только в двух параллелях и это 2 класс - 14 человек и 4 класс - 12 человек. Итого - 26 человек. Общее количество учеников - 124 человека. Исходя из статистических данных можно сделать вывод, что общее количество учеников изучающих немецкий язык в среднем составляет всего 25 %, и это ¼ от общего количества изучающих иностранный язык на начальной ступени в трёх школах нашего посёлка.

Исследовательская работа по немецкому языку

Анализ данных показывает, что намного выше число желающих овладеть английским языком. Не возможно сделать прогноз на будущее потому что год от года показатели изучающих немецкий язык то растут, то поднимаются. Но в любом случаи видно что популярность немецкого я зыка в школах нашего посёлка не велика. И как я уже говорила, такая ситуация складывается на большей территории нашей страны. Даже немецкое прошлое Владимира Путина не повлияло на популярность немецкого языка в нашей стране. Год за годом немецкий сдает позиции в школах и в вузах. Во многих государственных университетах студенты, учившие немецкий в школе, нередко насильно заставляют переходить на английский. И это не радует педагогов, так в итоге молодые специалисты не могут достойно общаться ни на одном из языков.

Английский язык сегодня активно выдавливает немецкий. Так как в Европе культивируется знание нескольких языков, немецкие коллеги приезжают к нам с английским. Международный бизнес отдан на откуп английскому. И мы выбираем универсальный язык.

Но и недооценивать значение немецкого нельзя, так, к примеру ОАО «Газпром» сотрудничает напрямую с немецкими партнёрами. Все технологические новинки немецкого и итальянского производства. Не говоря о том, что в России появились совместные предприятия по продаже и обслуживанию немецких автомобилей, филиалы немецких банков. Однако потребность в знании языка не возросла. Напрямую с Германией наши фирмы общаются редко, уступая эту возможность своим московским партнерам, для работы с бумагами в их штате есть переводчик. А ведь более тесные связи с Германией наверняка сделают бизнес более успешным.

Ярким тому примером может служит крупнейший завод нашего посёлка ООО «Магма», известный далеко за пределами нашей республики и страны. Предприятие по производству сухих строительных смесей, выпускает широкий спектр высококачественных строительных и отделочных материалов - сухие строительные смеси, плиты гипсовые пазогребневые для стен и перегородок, гипсокартонные листы, строительный и формовочный гипс. Переработка гипсового камня и производство гипсовых вяжущих производится на Заводе ГВИ ООО «Магма» на современном оборудовании фирмы Grenzebach (Германия). Практически всё оборудование собиралось, устанавливалось и вводилось в эксплуатацию немецкими инженерами и мастерами. Общение с немецкими коллегами происходило при помощи переводчика (третье лицо), что при строительстве завода несло свои минусы, это в первую очередь сложность понимания друг друга в самом процессе работы и затрачивание большого количества времени на использование помощи третьего лица. Возможно знание немецкого языка сотрудниками хотя бы на элементарном уровне, сделало это сотрудничество и производство, более успешным и позволило с экономить время. Ведь как известно, экономия занятого времени и увеличение свободного времени являются составляющими общественного прогресса. А руководство ООО «Магма» продолжает тесно сотрудничать с немецкими учеными, перенимая всё новые технологии и передовой опыт работы со сверхточным оборудованием по производству строительных материалов на основе гипсового камня4.

В последнее время Германия стала одним из самых надежных партнеров России. Наши связи с Германией развиваются гораздо быстрее и плодотворнее, чем с Америкой или Англией. И если сегодня немецкий не хотят учить в школе, значит, его роли в будущем не понимают. Комсомольску и России нужны крупные акции в поддержку языка: и фестивали, и программы на ТВ. Впрочем, не все безнадежно, во многих городах существует Центр национальной культуры, где многие русские немцы и не только принимают участие во многих немецких фестивалях. Они учат язык, потому что он им интересен, они связывают с ним свое будущее. Такие центры позволяют российским немцам бесплатно изучать немецкий язык и культуру Германии. Но, к сожалению, в нашей республике нет таких учреждений, где можно было изучать немецкий язык, свои корни, культуру и проводить различные мероприятия.

Когда-то немецкий язык был сильно политизирован, после войны его называли «языком фашизма». Однако сегодня все встало на свои места. Немецкий - язык великой культуры и международного общения. Язык, готовый открыть нам немало возможностей и богатств.


2.2 Результаты социологического опроса

Чтобы выяснить отношения и мотивацию учеников к такому предмету как немецкий язык, мною было проведено исследование - социологический опрос. На первом этапе социологического опроса была разработана анкета для обучающихся 5-11 классов МБОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа № 2» (Приложение). На втором этапе проведено исследование, результаты которого отражены в диаграммах.

Проведя опрос среди обучающихся 5-ого, 8-ого, 10-ого классов в количестве 30 человек, я получила следующие данные:

  1. С какого класса Вы изучаете немецкий язык?

30% - учащихся ответили, что изучают немецкий язык со 2-ого класса.

70% - учащихся ответили, что изучают немецкий язык с 5-ого класса.


  1. Почему Вы выбрали немецкий язык?

Исследовательская работа по немецкому языку

30% - учащихся, от общего количества опрашиваемых, ответили, что выбрали для изучения немецкий язык вследствие того, что этот язык изучали их родители.

40% - учащихся выбрали для изучения немецкий язык, потому что он более актуален.

13% - учащихся считают, что немецкий язык более прост в изучении, поэтому они выбрали его.

17% - учащихся выбрали вариант ответа «другое».


  1. Нравится или не нравится Вам изучать немецкий язык?

Исследовательская работа по немецкому языку

67% - учащихся нравится изучать немецкий язык, потому что на его уроках интересно.

2% - учащихся не нравится изучать немецких язык, потому что на его уроках скучно.

8% - учащихся безразличны к изучению немецкого языка.


  1. Сложно ли Вам изучать немецкий язык?

Исследовательская работа по немецкому языку

23% - учащихся испытывают трудность при изучении немецкого языка.

27% - учащихся не испытывают трудность при изучении немецкого языка.

50% - учащихся испытывают трудность при изучении немецкого языка лишь иногда.

  1. Как Вы считаете, нужно ли изучать немецкий язык?

Исследовательская работа по немецкому языку

77% - учащихся считают, что немецкий язык востребован, поэтому его нужно изучать.

17% - учащихся ответили, что немецкий язык не нужно изучать, так как он не популярен.

6% - учащихся выбрали вариант ответа «другое».


  1. Чего можно достичь, зная немецкий язык?

Учащиеся отметили, что, зная немецкий язык можно:

  • читать книги и журналы немецких авторов в оригинале;

  • найти престижную работу в немецкой фирме (компании) и быть успешным в карьере;

  • продолжить своё образование в немецко-говорящих странах;

  • просматривать фильмы и прослушивать песни на немецком языке, понимая их смысл;

  • без языкового барьера общаться с людьми, родным языком которых является немецкий;

  • путешествовать в немецкоязычные страны;

  • сметить страну проживания;

  • работать переводчиком, расшифровщиком, лексикографом, литературоведом, редактором, дизайнером шрифтов, экскурсоводом, дипломатом и учителем и т. д.

2.3 Результаты исследования

В результате проведённого исследования я пришла к следующим выводам:

  • Немецкий язык является официальным языком Германии, Австрии, Лихтенштейна, одним из официальных языков Швейцарии, Люксембурга и Бельгии, большинство жителей ЕС владеют немецким языком на высоком уровне.

  • Германия и все вышеперечисленные страны - ведущие индустриальные державы Европы, компании которых открывают свои представительства по всему свету и стремятся наладить отношения с иностранными партнерами по бизнесу.

  • В результате анализа документов удалось выяснить, что в Европейском Союзе немецкий язык является одним из двадцати трёх официальных языков, при помощи которого осуществляется коммуникация между государствами-членами ЕС.

  • Германия-центр индустрии, высоких технологий, культурного наследия, медицины.

  • Россия для Германии, исходя из абсолютных финансовых показателей, является важным торговым партнёром.

  • Особенно привлекательна политика Германии в области образования. Германия является той страной, где молодёжь может получить бесплатное образование.

  • По популярности у россиян немецкий язык сегодня занимает прочное второе место после английского.

  • Немецкий принадлежит к индоевропейской семье языков, в которую входит и русский. Поэтому довольно часто между их грамматиками можно провести аналогию, что очень облегчает процесс изучения.

  • Немецкий язык изучается во всех трёх школах нашего посёлка

  • Учащиеся считают немецкий язык актуальным и востребованным, потому что знание его дают человеку множество возможностей, поэтому в настоящее время тенденция изучения немецкого языка в нашей школе повышается.

  • Учащимся нравится изучение немецкого языка. На уроках используются интересные и познавательные видеоматериалы, презентации. Хотя не всем даётся изучение немецкого языка, многие испытывают трудность при изучении немецкого языка лишь иногда, а некоторые вовсе не испытывают затруднений в рамках школьной программы.

  • Наш посёлок активно поддерживает контакт с Германией. Многие немецкие товары, технологии и оборудование используются в отечественном производстве.

Следует подвести итог моей исследовательской работы: Возможно, немецкий язык в современном обществе не особо популярен, но точно актуален. Немецкая техника ценится достаточно высоко и все технические характеристики на немецком языке желательно знать всем уважающим себя фирмам, имеющими с ней дело. Немецкий язык - это язык страны с развитой экономикой. Даже если и принято считать, что английский - лидирующий во всех областях (что является правдой), немецкий не менее обходим. Другое дело, что общество "помешано" на английском, по многим причинам: достижения в области компьютерной техники, экономике, безграничное влияние американцев и их свободного образа жизни, а также то, что язык - один из наиболее легких в изучении, ну и другое, а также по причинам навязанным искусственно.
Германия для всего мира и современного российского общества остаётся одной из лидирующих развитых стран, со своей богатой культурой, историей и мощной научной базой! К тому же у России и Германии в настоящее время существуют благоприятные возможности для качественного расширения научно-технического сотрудничества, в том числе в сфере высоких технологий и инноваций. И в этом процессе просто необходимы квалифицированные кадры, обладающие высоким уровнем знания немецкого языка. Исследование доказало, что эти люди имеют большие шансы найти престижную работу и всегда будут востребованы.







Заключение

В ходе исследовательской работы было выяснено, насколько актуален немецкий язык в мире и в российском обществе и, вообще, актуален ли он.

Изучая литературу учебную и научно-популярную, а также Интернет - ис­точники, я нашла ответы на поставленные вопросы, изучили более подробно историю немецкого языка. Работая над темой, мы проанализировали современное состояние немецкого языка на мировой арене, российско-германских отношений, тем самым улучшили свои знания в данной области. Проведённый нами социологический опрос среди учеников нашей школы, помог нам понять отношение современного общества к изучению немецкого языка. А анализ статистических данных помог определить популярность немецкого языка. И хотя большинство обучающихся хотят изучать английский язык. Немецкий язык продолжает занимать бесспорное второе место. Изучение немецкого языка, по праву считающегося самым выразительным и совершенным, это увлекательный процесс открытия одной из богатейших европейских культур, подарившей миру многих выдающихся писателей и философов, ученых и политических деятелей. Актуальность изучения немецкого языка подтверждается целым рядом неоспоримых аргументов.

Предполагается, что данный материал может быть использован как дополнительный материал на уроках немецкого языка (страноведение), на уроках истории и языкознания. Она будет интересна для широкого круга читателей.

Учи немецкий!

Учить немецкий - это круто!

Тебя полюбят, как Наруто.

Он много пользы принесет,

Тебя в Европу увезет!

В ходе исследования задачи выполнены, цель достигнута.

1 Нинель Ильинична Филичева. История немецкого языка. Издательство: Академия (Москва) 2003

2 deutschland1.ru/interesting-articles/15-nemeckiy-yazyk.html

3 english-german.ru/?p=1811

4 magma-gips.ru/


© 2010-2022