Игровые технологии по английскому языку в младших классах в рамках ФГОС (из опыта работы)

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Саловская средняя общеобразовательная школа»

Лямбирского муниципального района Республики Мордовия




ДОКЛАД


«Игровые технологии на уроках английского языка


в начальной школе в рамках ФГОС»




Подготовила: Хабибуллова Няйля Хамзеевна,

учитель английского языка

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) является одним из ключевых элементов модернизации современного образования. Изменения, произошедшие в системе образования за последние годы, привели к переосмыслению методов и технологий обучения иностранным языкам. В связи с этим педагогический процесс обучения английскому языку должен соответствовать требованиям ФГОС.

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, базовым положением которого служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД), выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. В связи с этим, приоритетным становится использование активных методов обучения, которые способствуют развитию умения анализировать, рассуждать, планировать, комбинировать, создавать новое.

Современные методы обучения английскому языку в рамках новых стандартов должны отвечать следующим требованиям: создавать атмосферу, в которой ребенок чувствует себя комфортно; стимулировать интересы детей; развивать их желание учиться и тем самым делать реальным достижение ими успехов в обучении; затрагивать личность ребенка в целом и вовлекать в учебный процесс все его чувства, эмоции и ощущения; активизировать деятельность детей; делать ребенка активным действующим лицом в учебном процессе; создавать такие ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой, а лишь наблюдателем, консультантом; обеспечивать все возможные формы работы в классе (Гальскова Н.Д.) Всем этим требованиям отвечает игровой метод обучения. Игровые технологии рассмотрены как средство реализации системно-деятельностного подхода в условиях ФГОС. Основной принцип системно-деятельностного подхода при обучении английскому языку состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде, учащиеся сами получают информацию, в процессе исследовательской деятельности. Задача учителя при введении или отработке материала состоит не в том, чтобы организовать эту исследовательскую работу учеников, а чтобы они сами нашли решения проблемы, отработали в речи грамматические и лексические структуры.

Иностранный язык как предмет носит деятельностный характер, что соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в игровую, свойственную ребенку данного возраста, и дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать общеучебные умения и навыки, которые межпредметны по своему характеру. Другими словами обучение иностранному языку на раннем этапе должно строиться на основе игры. Игра на занятиях по иностранному языку - это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения на данном этапе. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Таким образом, игровые технологии обеспечивают коммуникативно-психологическую адаптацию младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования иностранного языка как средства общения. Развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения, развитие его эмоциональной сферы также происходит в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием иностранного языка. К тому же стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои способности и весь свой творческий потенциал.

Игра позволяет овладевать всеми речевыми навыками в естественной ситуации - в процессе общения во время игры. Игра вызывает у обучающихся чувство удовлетворения, радости. Чем свободнее чувствует себя ученик в игре, тем инициативнее он будет в общении. Со временем у него появится чувство уверенности в своих силах.

Игра способствует интенсивной языковой практике, создает контакт, на основании которого язык усваивается более осмысленно, является диагностическим инструментом для учителя. Эффективность игрового обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью. Психологи отмечают, что для поведения детей младшего школьного возраста характерны высокая активность, подвижность. Дети этого возраста свободны, раскованы, с интересом относятся к игровым формам работы, любят исполнять различные роли людей, которых видят вокруг себя, роли сказочных персонажей. У школьников этой возрастной группы происходит интенсивное развитие воспроизводящего воображения, их фантазия становится способной оживлять то, что получено извне в форме описания, создавать яркие образы увиденного и услышанного. Именно эти возрастные особенности учащихся 6-10 лет позволяют наиболее успешно и интенсивно использовать ролевые игры и задания в младших классах.

Как правило, ролевые игры на начальной ступени обучения проводятся в режимах: ученик 1→ ученик 2 , ученик - класс, ученик - группа, ученик-учитель.

Обучающиеся охотно участвуют в ролевых играх, изображая своих любимых героев, любимого персонажа, учителя, друга из Англии, т.е. расспрашивают друг друга в рамках создаваемых ситуаций общения, обмениваются мнениями, суждениями, выражают просьбу, совет. Существует множество типов упражнений для подготовки ролевой игры. Учитель может выбрать наиболее подходящие для своего класса в зависимости от опыта обучающихся. В дальнейшем ставятся проблемные ситуации, которые обучающиеся решают в процессе общения.

Планируя свои уроки, я думаю не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную структуру, но и стремлюсь создать все возможности для развития индивидуальности каждого ребёнка. Чтобы поддержать интерес детей к своему предмету, стараюсь понять, какие приёмы работы могут увлечь ребят.

Мы, учителя иностранного языка, постоянно ищем резервы повышения качества и эффективности обучения иностранному языку. Считаю, что наша главная задача - добиваться того, чтобы не пропадал интерес к изучению иностранного языка.

Большую помощь в решении данных вопросов оказывают игры. Их использование даёт хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном - овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры.

Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В настоящее время проблема применения речевой игры в обучении иностранному языку широко освещается в отечественной и зарубежной методической литературе.

Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Понять природу игры, её поразительный воспитательный потенциал- это понять природу счастливого детства, понять своего ребёнка, своих питомцев.

Игры помогают детям стать творческими личностями, учат творчески относиться к любому делу. Творчески относиться к делу - значит выполнять его качественно, на более высоком уровне. Творчество - это постоянное совершенствование и прогресс в любой деятельности. Игры приносят детям и взрослым радость творчества. Без радости творчества наша жизнь превращается в скуку и рутину. Творческий человек всегда чем-то увлечен. От творческих возможностей человека зависит его жизненный уровень.

Приведу в пример лишь некоторые игровые ситуации, которые я использую на своих уроках.

1.Учитель назначает водящего, который задумывает слово (название какого-либо предмета), хорошо знакомое учащимся.

Ученики по очереди задают вопросы водящему:

Is it a pen?

Is it Kate's desk?

Is it Pete's school-bag?

Is it a flower?

Тот, кто отгадал задуманное слово, занимает место водящего.

2.Учитель в быстром темпе называют слова water, look, take your pen, close your book. Дети выполняют различные движения: при слове water - опускают руки вниз, при слове look - закрывают глаза руками, take your pen -берут ручки, close your book -закрывают свои книги.

3.Seasons.

Учитель предлагает кому-то из учеников задумать какое-либо время года и описать его, не называя. Например,:

It is cold. It is white. I ski. I skate. I throw snowballs.

Учащиеся пытаются отгадать: Is it spring? Is it winter?

Можно начать урок с пятиминутной игры, чтобы ученикам было легче войти в учебный ритм, чтобы освежить их память, заинтересовать в изучении нового материала. И еще, можно спонтанно прервать урок, когда начинаешь чувствовать, что внимание пропадает, для создания краткой игровой ситуации.

Я думаю, что игра в конце урока тоже очень полезна. В предвкушении отдыха учащиеся работают с большим энтузиазмом, что возможно подвигнет учеников ожидать следующего урока с нетерпением. Место игр на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов подготовки учащихся, изучаемого материала, целей и условий урока и т. д. Например, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20-25 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться повторением уже пройденного материала. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока.

При планировании уроков и подборе к ним различных игр я стараюсь учитывать не только возрастные категории учащихся, но и уровень их развития и информированности,

Я полностью поддерживаю теорию М. Ф. Стронина, который в своей книге «Обучающие игры на уроках английского языка» подразделяет игры на следующие категории:

1. Лексические игры;

2. Грамматические игры;

3. Фонетические игры;

4. Орфографические игры;

5. Творческие игры;

Использование игр на уроках иностранного языка помогает учителю глубже раскрыть личностный потенциал каждого ученика, его положительные личные качества (трудолюбие, активность, самостоятельность, инициативность, умение работать в сотрудничестве и т.д.), сохранить и укрепить учебную мотивацию.

Давайте запомним все - и учителя, и воспитатели, и родители - что точно так же, как взрослый человек обязан работать, ребенку необходима игра.

Лексические игры

Цели: познакомить учащихся с новыми словами и их сочетаниями;
тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке; активизировать речемыслительную деятельность учащихся; развивать речевую реакцию учащихся.
«Крестики-нолики»

Игра используется для закрепления новых слов по определенной теме. Дети делятся на 2 команды «Крестики» и «Нолики». На доске изображено игровое поле с перевернутыми карточками со словами или изображениями. Если ученики правильно называют, то учитель рисует в поле крестик или нолик соответственно. Выигрывает команда, которая быстрее заполнит линию.

«Мексиканская волна»

Игра предназначена для закрепления новых слов. Ученики выходят к доске и выстраиваются в линию, в руках у каждого слова, сначала медленно, постепенно ускоряясь. картинка с словом по изучаемой теме. Учитель по очереди называет

Ученики поднимают карточки со словами и в итоге должна получиться «волна».

«Китайский шепот» и повторения слов. Ученики шепотом передают по очереди, по классу загаданное слово и последний ученик должен назвать услышанное слово.

Игра используется для отработки, закрепления

«Кто первый»
Каждому из играющих учеников выдаем листок с нарисованной цепочкой квадратиков и набор картонных квадратов с буквами алфавита.
Учитель (ведущий) называет слово на русском языке или показывает рисунок с изображением какого-либо предмета.
Ученики произносят слово на английском, а затем выкладывают слово из выданных букв.
Игру можно усложнить, если дать задание составить с этим словом предложение.
Победитель тот, кто справится с заданием первым.

«Цветик - семицветик»
Оборудование: ромашки со съемными разноцветными лепестками.
Класс делится на три команды. Школьники друг за другом по цепочке называют цвет лепестка. Если ученик ошибся, все лепестки возвращаются на место и игра начинается сначала.
P1 : This is a blue leaf.
P2 : This is a red leaf., etc.

«Последняя буква»
Цель: активизация лексики по изученным темам.
Ход игры: образуются две команды. Представитель первой команды называет слово, обучаемые из другой команды должны придумать слово на букву, которой заканчивается слово, названное первой командой, и т. д. Выигрывает та команда, которая
последней назовёт слово.

«Знаете ли вы животных?»
Представители от кадой команды по очереди произносят названия животных.
a fox, a dog, a monkey и т. д.
Побеждает тот, кто последним назовет животное.

«Необычный город»

We are in the magic town.

Посмотрите, какой необычный город! На его улицах лежит много ламп.

Наверное, их кто-то потерял. Чтобы вернуть их владельцу, нужно назвать их цвета.

Игровые технологии по английскому языку в младших классах в рамках ФГОС (из опыта работы)

«Аукцион, или Дуэль (игра-соревнование)»

Учащиеся сидят по принципу круглого стола, в центре стола разложены карточки с изучаемыми словами и выражениями по разным темам. Один ученик берет карточку, показывает её, как бы определяя тему. Другие играющие должны назвать слова или выражения по заданной тематике или употребить любое из уже названных слов в предложении. Задача данной игры сводится к тому, чтобы последним назвать слово, или предложение с ним, относящиеся к определенной теме или ситуации.

Чтобы игра не показалась учащимся однообразной, карточки можно раскладывать в форме цветка, голубя и т.д.

«Бюро находок»

Очень интересно и весело проходит игра. Я объявляю о начале игры, прошу обучающихся закрыть глаза, а сама быстро и осторожно собираю с парт различные школьные и другие предметы: ручку, пенал, тетрадь и отношу их к себе на стол. Затем просшу ребят открыть глаза. Найти свои вещи можно в «бюро находок», ответив на вопрос: «Whose book is this?» Играем с фразой «It is my book. It is my blue book». И т.д.


Орфографические игры

«Буквы рассыпались»

Цель: формирование навыков сочетания букв в слове. Учитель пишет крупными буквами на листе бумаги слово и, не показывая его, разрезает на буквы, говоря: «Было у меня слово. Оно рассыпалось на буквы». Затем показывает буквы и рассыпает их на столе: «Кто быстрее догадается, какое это было слово?».Выигрывает тот, кто первый первый правильно запишет слово. Выигравший придумывает свое слово, сообщает преподавателю или сам пишет и разрезает его и показывает всем рассыпанные буквы. Действие повторяется.

TI KN NG FE BL

OP CK ST RO ME

CA IN SI AR LO

Таким образом, можно сказать, что игра - это наиболее эффективное средство формирования УУД учащихся на уроках английского языка на начальном этапе обучения.

Игра на запоминание слов

Цель: формирование навыка орфографической памяти. Учащимся предлагается быстро просмотреть список слов, а затем назвать слова, в которых есть заданная буква. Выигрывает тот, кто сможет назвать больше слов.

«Считаем алфавит»

Цель: контроль усвоения алфавита.

Учитель предлагает позаниматься математикой. Но цифры здесь заменяются буквами. У каждой буквы есть свой порядковый номер (согласно алфавитному порядку). Чтобы правильно решить примеры, нужно подсчитать порядковые номера букв. Ответы тоже должны быть в виде букв.

C+R= ? -> 3+18=21 -> C+R=U

Грамматические игры

Hide - and - Seek in the Picture.

Цель: тренировка употребления предлогов места.

Необходима большая картинка с изображением комнаты. Водящий (один из учеников) "прячется" где-нибудь на картинке, пишет на бумаге, куда он спрятался и отдаёт её учителю. Дети, задавая водящему общие вопросы, "ищут" его на картинке. Чтобы больше было похоже на настоящие прятки, можно хором прочитать присказку:

Bushel of wheat, bushel of clover,
All not hid, can't hide over.
All eyes open! Here I come.

«Думаем о будущем»

Цель: формирование навыков употребления будущего времени в устной речи.
Ход игры: Учитель произносит предложение в настоящем времени. Настоящее диктует будущее. Учащиеся строят предложения в будущем времени.
Teacher: Pupils:
The flowers are dry, Ann. I shall water them.
I see green apples, Jane. They will be ripe in summer

Фонетические игры

Playing Airplane. [v]

- Вы когда-нибудь играли в "самолётик"? Наверное, вы расправляли руки, словно крылья, слегка наклонялись вперёд - и вот вы уже летите. Маленькие англичане тоже любят играть в эту игру. Но вместо звука [ж], они говорят звук [v]. давайте поиграем в "английский" самолётик:

The plane is travelling up in the sky
vvv - vvv - vvv.
Moving so fast and ever so high
vvv - vvv - vvv.
Over the land and over the sea
vvv - vvv - vvv.
But we always come back in time for tea
vvv - vvv - vvv.

В данную игру можно играть с движениями, используя её в качестве физкультминутки. Стих может говорить только учитель, а ученики произносить звук [v], но в более подготовленных группах стих могут выучить все ученики.

Go, my little pony, go! [ou]

- Вы когда-нибудь видели пони? Конечно же, да. В Англии очень любят пони. Вот почему, когда маленькие англичане играют, они часто представляют, что играют с пони. Они даже придумали особый стишок, чтобы лошадка быстрее бежала:

  1. Go, my little pony, go!
    Go! Go! Go!
    Go, my little pony, go!
    Go! Go! Go!Gallop, pony, gallop, go!

В данную игру можно играть с движениями, используя её в качестве физкультминутки.

Monkey Talk. [ð]

Мне кажется, что вы все очень хорошо можете изображать маленьких обезьянок - как они строят рожицы, как они болтают. Обезьянки в английском зоопарке разговаривают по - английски. И когда они произносят звук [ð] они очень стараются - так стараются, что показывают посетителям свои язычки. Рассерженная обезьянка на всех кричит: "They, they, they", а учёная обезьянка разговаривает как поэт: "Thee, Thee, Thee":

Little monkey in the tree
This is what he says to me,
Thee, thee, thee".
Monkey jumps from limb to limb
While I chatter back to him:
"Thee, thee, thee
They, they, they".

Стих может говорить только учитель, а ученики произносить слова "Thee, thee, thee, They, they, they", но в более подготовленных группах стих могут выучить все ученики.

Использование игр на уроках иностранного языка помогает нам, учителям иностранного языка, глубже раскрыть личностный потенциал каждого ученика, его положительные личные качества (трудолюбие, активность, самостоятельность, инициативность, умение работать в сотрудничестве и т.д.), сохранить и укрепить учебную мотивацию.

Давайте запомним все - и учителя, и воспитатели, и родители - что точно так же, как взрослый человек обязан работать, ребенку необходим

Список литературы, изученной по данной теме:

1. И.Е.Коптелова - «Игры со словами» (журнал «Иностранные языки в школе», №1-2003).

2. И.П.Гладилина - «Некоторые приемы работы на уроках английского языка в начальной школе» (журнал «Иностранные языки в школе № 3 - 2003).

3. И.А.Паросова - «Игра на уроках немецкого языка» (журнал «Иностранные языки в школе», № 4 - 2003).

4. З.П.Романова - «КВН для учащихся вторых классов, изучающих английский язык с первого класса» (журнал «Иностранные языки в школе, № 2 - 2002).

5. Е.В. Алесина - «Учебные игры на уроках английского языка» (журнал «Иностранные языки в школе, № 4 - 1987)6. М.В. Дворник - «Игра и игровая ситуация на начальном и среднем ступенях обучения» (журнал «Иностранные языки в школе», № 6 - 1980).

7. Е. Кашина - «Ролевые и лингвистические игры» (Самара, 1992)

8. Т.Г.Любимова - «Развиваем творческую активность» (Чебоксары, 1996)

9. М.Ф. Стронин - «Обучающие игры на уроке английского языка» (М., «Просвещение», 1981).























ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. И.Е.Коптелова - «Игры со словами» (журнал «Иностранные языки в школе», №1-2003).

2. И.П.Гладилина - «Некоторые приемы работы на уроках английского языка в начальной школе» (журнал «Иностранные языки в школе № 3 - 2003).

3. И.А.Паросова - «Игра на уроках немецкого языка» (журнал «Иностранные языки в школе», № 4 - 2003).

4. З.П.Романова - «КВН для учащихся вторых классов, изучающих английский язык с первого класса» (журнал «Иностранные языки в школе, № 2 - 2002).

5. Е.В. Алесина - «Учебные игры на уроках английского языка» (журнал «Иностранные языки в школе, № 4 - 1987)

6. М.В. Дворник - «Игра и игровая ситуация на начальном и среднем ступенях обучения» (журнал «Иностранные языки в школе», № 6 - 1980).

7. Е. Кашина - «Ролевые и лингвистические игры» (Самара, 1992)

8. Т.Г.Любимова - «Развиваем творческую активность» (Чебоксары, 1996)

9. М.Ф. Стронин - «Обучающие игры на уроке английского языка» (М., «Просвещение», 1981).







© 2010-2022