- Преподавателю
- Иностранные языки
- Кейс – технологии на уроках английского языка
Кейс – технологии на уроках английского языка
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Доронина Е.А. |
Дата | 24.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Кейс - технологии на уроках английского языка.
«Где это только возможно, обучение должно стать переживанием»
А. Эйнштейн
Высказывание перекликается с требованием нового образовательного стандарта, включающим умение применять приобретенные знания и навыки для решения различных типичных жизненных ситуаций, а также проблем, связанных с выполнением человеком типичных социальных ролей (член семьи, работник, собственник, потребитель и т.д.). Такие умения можно развивать, используя кейс метод.
Речь идет о методе обучения, известном как кейс-метод (Case study) - метод анализа ситуаций.
История кейс-стади.
Технология кейс-стади в образовании была разработана в 1920-х годах в обучении менеджменту в Гарвардской бизнес-школе.
Термин «ситуация» до того широко применялся в правоведении, однако в Гарварде преподаватели после лекции давали студентам для обсуждения конкретную жизненную ситуацию из сферы бизнеса или управления, содержавшую проблему, и далее шло оживленное обсуждение и нахождение решения самими студентами. Важное место занимало коллективное обсуждение студентами найденных вариантов решения проблемы.
В мировой образовательной практике кейс-стади широко распространился в 1970-1980-х годах.
О степени значимости его в современном образовании говорят следующие данные: В среднем разбору типовых ситуаций в западных вузах посвящается 40% учебного времени. В школе бизнеса Чикагского университета на долю кейсов приходится 25% времени, в бизнес-школе Колумбийского университета - 30%, а в знаменитом Уортоне - 40%. Лидирует же по количеству часов, отводимых занятиям по этому методу, «первооткрыватель» ее - Гарвард. Рядовой студент за время учебы разбирает до 700 кейсов.
Истинный интерес к технологии кейс-стади пришел в 1990-х годах. Связано это с процессами разгосударствления экономики, коренному изменению требований к умениям специалистов во всех сферах экономики и общества.
Признаки метода кейсов
(В.Я. Платов)
-
Наличие модели системы, состояние которой рассматривается в некоторый дискретный момент;
-
Коллективная выработка решений;
-
Многоальтернативность решений;
-
Единая цель при выработке решений;
-
Наличие системы группового оценивания деятельности;
-
Наличие управляемого эмоционального напряжения обучаемых.
Примеры тематики кейсов:
-
Завершающие проектные работы по разделам учебника.
-
Урок-беседа по темам разделов учебника. Список тем соответствует основным темам программы иностранных языков в начальной школе (семья, еда, хобби).
Классификация кейсов.
Отличительными особенностями кейс-метода являются:
-
описание реальной проблемной ситуации;
-
альтернативность решения проблемной ситуации;
-
единая цель и коллективная работа по выработке решения;
-
функционирование системы группового оценивания принимаемых решений;
-
эмоциональное напряжение учащихся.
Деятельность преподавателя при использовании кейс-метода включает две фазы. Первая фаза представляет собой сложную творческую работу по созданию кейса и вопросов для его анализа. Вторая фаза включает в себя деятельность преподавателя в классе, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует малые группы и дискуссию, поддерживает деловой настрой на уроке, оценивает вклад учеников в анализ ситуации.
Особенность работы преподавателя, практикующего кейс-метод, заключается в том, что он не только реализует максимально свои способности, но и развивает их. Основное содержание деятельности преподавателя включает в себя выполнение нескольких функций - обучающей, воспитывающей, организующей и исследовательской. В процессе обучения преподаватель решает задачи обучения и развития учащихся.
Деятельность преподавателя при использовании кейс-метода включает две фазы.
Критерии оценки в кейс- методе
-
полнота и правильность выполнения расчетных заданий;
-
точность и аккуратность представленных схем условиям, описанным в кейсе;
-
аргументация своей позиции при ответе на вопросы;
-
участие в дискуссии;
-
четкость и логика устного выступления, грамотность речи;
-
наличие и качество презентации.
5