Развитие языковых навыков у учащихся при работе с текстом

Статья содержит описание практического применения различных видов педагогической технологии "обучение в сотрудничестве" на уроках английского языка.   Модель процесса развития языковых навыков у учащихся при работе с текстом с применением технологии «обучения в сотрудничестве» представлена в виде таблицы, в которой прописаны все пять этапов формирования языковых навыков у учащихся, выделена деятельность учащихся, деятельность учителя, результат, оценочная деятельность и используемый вид обучения...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Модель процесса развития языковых навыков у учащихся при работе с текстом с применением технологии «обучения в сотрудничестве»



№ этапа

Содержание этапа

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Результат

Оценочная деятельность

Вид обучения в сотрудничестве

I

этап

Описание темы, цели, задач. Первичное знакомство с текстом и извлечение основной информации

Читают и переводят предложенный текст; отвечают на основной вопрос этого текста; отвечают на вопросы по тексту

Мотивирует, наблюдает, косвенно направляет деятельность учащихся

Развитие навыка поискового чтения

Оценку получает та группа, которая первой наиболее точно и полно ответила на поставленный вопрос

«Обучение в команде»

II этап

Описание темы, цели, задач. Работа над текстом по опорным фразам. Письменное воспроизведение основного содержания текста. Чтение и перевод текста, изложенного письменно.

Восстанавливают текст по ключевым фразам; записывают этот текст в тетрадь; Разбирают полученный вариант текста.

Наблюдает; консультирует учащихся

Развитие навыков чтения и письменной речи

Индивидуальное оценивание самими учащимися;







выборочный опрос


Элементы «индивидуальной работы в команде»;



«Учимся вместе»

III этап

Описание темы, цели, задач. Лексико- грамматический разбор текста. Пересказ текста с опорой на ключевые русские слова.

Практикуются в составлении монологических высказываний с опорой на:

- ключевые вопросы;

- тезисы;

- ключевые слова на английском/ русском языке

Слушает; наблюдает за групповой динамикой и индивидуальной активностью учащихся; при необходимости консультирует, стимулирует общение;

Развитие навыка монологической речи учащихся

Самооценка группы;



Выборочный опрос одного из учащихся каждой группы;



Подсчет баллов при вопросно-ответной форме работы

«Ажурная пила»

IV этап

Описание темы, цели, задач. Актуализация грамматических навыков учащихся. Составление диалогов с опорой и без опоры на текст.

Составляют вопросы из предложенных слов и отвечают на них; составляют диалог

Формирует ориентировочную основу действий; наблюдает и косвенно направляет учащихся; отмечает коммуникативные возможности учащихся

Развитие навыка диалогической речи учащихся

Индивидуальный опрос, не влияющий на результаты группы;



Оценивается работа всей группы путем суммирования баллов (ответы лидера + вопросы учащихся)

Элементы «индивидуально - групповой работы»;



Элементы «Пилы - II»

V этап

Описание темы, цели, задач. Имитация научно - практической конференции или дискуссии по заданной теме.

Выражают свою точку зрения по заданной теме; строят полилог

Оценивает усилия учащихся, их креативность; оценивает полученные диалоги/ полилог; ведет подсчет баллов

Развитие навыка общения в группе (полилог)

Оценивание путем сложения всех заработанных баллов команды.

Элементы «Обучения в команде»;



«Командно - игровая деятельность»

2.1. Модель процесса развития языковых навыков у учащихся при работе с текстом с применением технологии «обучения в сотрудничестве».

Существует много разнообразных вариантов обучения в сотрудничестве. При обучении я стараюсь придерживаться индивидуально-группового варианта. Но иногда пытаюсь разнообразить этот вариант творческим подходом применительно к своим ученикам.

В данном педагогическом проекте я попытаюсь изложить систему своей работы по формированию у учащихся навыков чтения с извлечением основной информации, совершенствованию навыков чтения, обучению письму, монологической, диалогической и полилогической речи используя технологию обучении в сотрудничестве. Эта система состоит из пяти основных этапов.

На первом этапе учащиеся первично знакомятся с текстом и извлекают из него только основную информацию, которая ляжет в основу монологического высказывания, а в дальнейшем диалогического и группового общения. Ребята уже привыкли работать в шести группах с постоянным составом. В зависимости от цели и задачей урока и, соответственно, от применяемой педагогической технологии на уроке, они работают либо в группах первого состава (это шесть групп с разным уровнем обученности: каждая группа включает в себя только сильных учеников, только слабых, только средних), либо в группах второго состава (это гетерогенные группы, то есть они содержат разноуровневых и разнополых учеников). Они прекрасно знают своих «учителей», помнят названия своих групп. Ученики разбиваются на группы первого состава, занимают свои места и начинают один за другим «по вертушке» читать и переводить один и тот же текст в шести группах одновременно. Однако следует отметить, что задание на карточках дифференцировано по сложности. Группы с сильным составом читают и переводят текст такой, какой он есть. Группы со средними по уровню обученности учениками получают немного облегченное задание (например, некоторые слова и словосочетания в тексте могут быть уже переведены на русский язык). Группы со слабыми учениками читают и переводят облегченный текст, то есть текст, который содержит только основную информацию, которая в дальнейшем будет необходима для составления монологов, диалогов и полилога. Сложные грамматические структуры в тексте следует заменить на более простые. Некоторые слова и словосочетания, при необходимости, можно также как и в предыдущем случае дать уже переведенными на русский язык. В каждой группе консультанты («учителя») координируют работу, исправляют ошибки при чтении, при затруднении в переводе помощь оказывают все члены группы, то есть каждый учащийся участвует в работе, вносит свой посильный вклад. После завершения этой работы, каждая из шести групп отвечает на основной вопрос текста. (Обычно я пишу его на доске и знакомлю с ним учащихся еще до начала работы в группах.) Выслушав все группы или часть групп, учащиеся приходят к общему выводу. Оценки получает та группа, которая первой наиболее точно и полно смогла ответить на поставленный перед чтением текста вопрос. Затем следует более детальное извлечение информации из текста. Ребята отвечают на вопросы упражнения, следующего после текста. Таким образом, первую половину урока учащиеся обучаются в сотрудничестве, а именно с использованием технологии «обучение в команде». В конце урока учащимся дается домашнее задание, как правило, я прошу их письменно ответить на вопросы. Приложение урок№1.

Второй этап направлен на совершенствование у учащихся навыков чтения и практике письма. Здесь продолжается более детальная работа с тем же самым текстом. Учащиеся работают уже в группах второго состава. Для проверки домашнего задания внутри группы они разбиваются на пары и уже в парах читают вопросы и проверяют свои ответы на них, причем проверяют как смысловое и грамматическое содержание, так и орфографию. Таким образом, первую половину урока учащиеся обучаются в сотрудничестве, а именно с использованием элементов технологии «индивидуальная работа в команде». Члены команды помогают друг другу, отмечая в специальном журнале успехи и продвижение каждого. Затем на основании этих записей группа выставляет отметки за домашнее задание. Для дальнейшей работы я использую технологию «учимся вместе». Заранее я заготавливаю карточки с вопросами по тексту (вопросы задаются к каждому предложению). Сюда входят как вопросы из домашнего задания, так и абсолютно новые. Затем каждая из групп рандомно, то есть в абсолютно произвольном порядке, получает по равному количеству вопросов. Их задача - ответить на эти вопросы письменно и обсудить ответы с членами своей группы. Таким образом, после правильного выполнения этого задания у каждой из команд получатся различные фрагменты текста. Далее группы начинают общаться уже между собой. Задача класса - собрать письменный текст из маленьких кусочков. При планировании такой формы работы нужно помнить, что задания, выполняемые учащимися, должны быть дифференцированы по сложности, чтобы каждый член группы смог принять активное участие в работе. Для этого я просто использую различные типы вопросов (слабые учащиеся отвечают на общие и разделительные вопросы; учащиеся посильнее - на специальные и альтернативные). Далее, опираясь на ключевые фразы (записанные мною на доске либо на выданных карточках), учащиеся должны попытаться письменно изложить основное содержание текста. Здесь я прибегаю к работе в парах. Оставшуюся часть урока ребята работают снова в группах. Они читают и переводят основное содержание текста, изложенного письменно. Здесь я снова применяю технологию «учимся вместе». В каждой группе учащиеся по очереди играют роль учителя и учат друг друга. (Домашнее задание: чтение и письменный перевод текста). Как видите, весь второй урок (за исключением письменной части) ученики также работают в сотрудничестве. Приложение урок№2

Цель третьего этапа - обучение учащихся монологической речи. И здесь ученики весь урок (кроме заключительной части) работают в группах, обучаясь в сотрудничестве с использованием технологии «Ажурная пила». Выбор именно этой технологии объясняется большим объемом заданий, которые должен выполнить каждый из учащихся. Итак, они получают на отдельных листах целую серию упражнений, которые помогут им к концу урока пересказать текст. Это могут быть различные виды и типы упражнений, с различным уровнем сложности. Работая в группах, ребята отвечают на вопросы, пытаются закончить предложения, имея перед глазами лишь их начало, затем они составляют предложения, опираясь на ключевые слова, играют в игру «Вы знаете, что…» (излагают факты из текста). Получив карточки с заданиями (одинаковыми для всех групп), учащиеся анализируют (структурируют) полученное задание. Другими словами, они планируют свою работу и определяют, кто какую часть будет готовить (кто в каком задании будет экспертом). Эксперты из разных групп встречаются, обсуждают стратегию выполнения своих заданий, затем возвращаются в свои группы и работают индивидуально. После того, как их работа будет готова, эксперты вновь встречаются друг с другом и проверяют правильность выполнения задания. И уже после этого они вновь возвращаются в свои группы и пытаются за минимальное время научить своих одногруппников, разъясняя все непонятные им моменты. После того, как все задания выполнены и учащиеся усвоили весь материал, группа переходит к самооценке. И только после этого, я провожу оценивание групп путем выборочного опроса одного из учащихся подруппы. Результаты опроса фиксирую у себя в ведомости. Во время проведения игры «Вы знаете, что...» я прошу любого учащегося команды ответить на любой вопрос по тексту. Вопросы задаю не только я, в основном это делают члены других команд. Ученики одной группы вправе дополнять ответ своего товарища. Дополнения принимаются во внимание при общем зачете баллов. Вопросы, которые задают отвечающим члены других групп, также идут в зачет этим группам. При этом я веду подсчет баллов, объявляя лишь конечный результат.

Выполнив все предложенные упражнения, обсудив их внутри своей группы и убедившись в правильности выполнения задания, учащиеся, опираясь на ключевые русские слова, совместными усилиями пытаются в группах пересказать текст.

В конце урока группы дробятся на пары, и пытаются пересказать друг другу текст, опираясь на ключевые русские слова.

(Домашнее задание: пересказ текста.) Приложение урок№3

Четвертый этап направлен на обучение учащихся диалогической речи по теме, здесь я использую как парную, так и групповую работу.

Вначале урока я провожу контроль домашнего задания с использованием элементов «индивидуально-групповой работы». Учащиеся работают в группах второго состава. Для повторения домашнего задания они сначала прослушивают текст, заученный дома, желательно, чтобы это была аудиозапись, начитанная носителем языка. Формируется ориентировочная основа действий для каждого ученика. Затем учащиеся пересказывают этот текст в группах друг другу по «вертушке», контролируя и взаимопроверяя друг друга. После выполнения этого задания, я провожу индивидуальный опрос. Учащиеся оцениваются персонально, и их отметка не влияет на результаты группы.

Затем следует основная часть урока. Каждая группа получает задания со специально разработанными упражнениями, которые в конце урока помогут детям уметь задавать вопросы по теме и даже составить диалог. И снова применяется обучение в сотрудничестве. Элементы технологии «Пила - II». Группы второго типа. Сначала ребята составляют вопросы из предложенных им слов. (В случае затруднения можно предварительно повторить с ними правила образования вопросов. Хотя, на мой взгляд, целесообразнее сделать это во время речевой разминки.) Затем они проверяют их по ключу, записанному на доске, при наличии ошибок, исправляют их, естественно обсудив правильные варианты внутри своей группы с помощью лидера, потом отвечают на эти вопросы. После этого ребята должны представить, что они находятся на уроке по тому или иному предмету (все зависит от темы урока). Они должны задать своим «учителям», то есть лидерам групп, как можно больше вопросов (желательно уже по самой теме, абстрагируясь от текста). Это задание делится на сегменты (в данном случае на четыре сегмента в соответствии с типами вопросов). Учащиеся сами распределяют между собой, кто за какой сегмент будет нести ответственность и станет экспертом в этой области: один - составляет общие вопросы, второй - специальные, третий - разделительные и четвертый - альтернативные. Далее эксперты встречаются между собой и обсуждают то, что у них получилось (они не только задают друг другу вопросы, но и отвечают на них). После возвращения экспертов в группу работа строится в виде вопросно-ответной формы. Лидер старается ответить на все задаваемые вопросы внутри группы. В конце ребята представляют, что они приглашены на научную конференцию по изучаемому им вопросу. В качестве учёных на этой конференции выступают лидеры групп (у меня на уроках их обычно три). Они занимают места перед аудиторией, а все остальные ребята задают им вопросы. Правильные ответы лидеров суммируются, каждый учащийся, задавший вопрос также приносит баллы своей команде. В конце результаты подсчитываются и выставляется оценка работы группы.

(Домашнее задание: разыграть диалог.)

Весь этот урок ребята снова обучаются в сотрудничестве. Приложение урок№4

На пятом, заключительном, этапе ученики обучаются общению в группах, то есть они обучаются полилогу. На этом этапе уместны любые виды обучения в сотрудничестве, так как сама работа в группах уже подразумевает собой полилог.

Вначале урока как обычно проходит контроль домашнего задания: учащиеся в парах воспроизводят диалог. Я прохожу, слушаю пары, оцениваю их.

Затем предлагаю снова поработать в группах. Использую элементы технологии «Обучение в команде». Группы работают II составом. Для формирования ориентировочной основы действий, учащимся предлагается прослушать текст по изучаемой ими теме. Этот текст должен быть незнаком учащимся, то есть они не слышали его ранее. После второго прослушивания начинается работа в группах. Учащимся предлагается выполнить ряд упражнений, в ходе которых им придется строить групповое общение на английском языке. Это задания типа: - обсудите основную идею текста; - ответьте на предложенные учителем вопросы по тексту; - задайте свои вопросы к предложенным фразам из текста и т.д. Когда все задания будут успешно выполнены, каждой из команд предлагается обсудить, предложенную им ситуацию, то есть фактически построить полилог, что и было целью урока. У каждой группы своя подтема для обсуждения.

Далее каждая группа презентует свой полилог перед одноклассниками.

Затем я строю работу с использованием «командно - игровой деятельности» (при успешном выполнении предыдущего задания). Здесь уже действуют группы I состава. Между ними и будет происходить соревновательный тур. Каждая из команд путем жеребьевки получает одну из ранее обсуждаемых тем, около 5 минут обговаривают между собой структуру своего будущего полилога и вновь презентуют его перед всем классом. Но в отличие от предыдущей работы, команда зарабатывает себе баллы, а остальные учащиеся имеют право также задавать вопросы и вносить свои предложения. Все это учитывается при подсчете итоговых результатов. Задача учителя - заранее тщательно спланировать ход этого турнира. Чтобы все команды находились в равных условиях и имели возможность принести заработать равное количество очков, учителю следует дифференцировать задания по сложности. Команда с сильными учащимися получает карточку с описанием ситуации. Команда со средними по обученности ребятами получает карточку с ситуацией, а также опорные слова, которые они смогут использовать в ходе дискуссии. Команда со слабыми учащимися получает карточку с ситуацией, с опорными словами, тезисами и даже опорными предложениями.

Вне всякого сомнения, самым сложным является обучение групповому общению. Я считаю, что для начальной школы и частично для среднего звена обучение иностранным языкам наиболее эффективно и доступно проходит в такой форме группового общения, как драматизация и ролевая игра.

Еще одной формой группового общения, близкой к подлинному общению, является дискуссионная игра, в ходе которой обсуждаются актуальные и интересные для учащихся вопросы. Для среднего и старшего звена - это наилучший и наиболее интересный способ построения общения, а именно полилога.

Каждый учащийся выбирает удобную для себя роль и высказывается от имени выбранного им персонажа. Таким образом, снимается психологический барьер страха перед языковой ошибкой, и предоставляется возможность высказать свое мнение.

Если технология обучения в сотрудничестве еще не изучена я обычно беру на себя роль организатора общения, поддерживаю обсуждение уточняющими репликами, наводящими вопросами, обращаю внимание на оригинальные мнения участников, спорные проблемы, снимаю возникающее напряжение. Со временем роль ведущего (лидера) передаю одному из учащихся каждой группы.

Содержанием таких дискуссий обычно служит любая проблема реальной жизни. Например, выбор профессии, планы на будущее, отношения с родителями, защита окружающей среды, роль женщин в обществе и другие.

Дискуссия как форма работы считается сложной и требует проявления многих качеств коммуникантов, от которых требуется владение достаточным уровнем речевой компетентности, т.е. готовности включиться в реальную коммуникацию. С помощью специальных упражнений я учу школьников запрашивать информацию, уточнять полученную информацию, вступать в разговор, вовлекать в него других участников, адекватно эмоционально реагировать на реплики партнеров по общению, соглашаться или не соглашаться с мнениями других.

Данные коммуникативные действия учу ребят реализовывать с помощью:

а) реплик согласия/несогласия:

Right, I think the same; I'm afraid you are wrong; I think...; Exactly; Absolutely; As for me...; On the contrary; I don't think so;

б) фраз и вопросов уточняющего характера:

What makes you think so? ;
Where have you got this information? ; Do you mean...? ;
What do you mean? ; What's your idea about this? ; I believe...; Well, I suppose...;

в) эмоциональных реакций:

Unbelievable! ; That sounds strange; Incredible! How nice! Great! I can't believe it;

г) обобщающих суждений:

On the whole; In general; Summing up all you've just said; Let's come to a conclusion; The result is...;

Умение реплицировать стараюсь формировать у учащихся в ходе выполнения упражнений разных типов: вопросно-ответных, репликовых и упражнений типа условная беседа.

Например: Let's talk a little. On hearing a statement each of you should say something. Follow the scheme of typical responses (exclamation, question, statement, request, suggestion, etc.).

Model: Our headmaster has invited a group of American high school students to our school.

Exclamation: - Fine! How nice!

Question: - When will they come?

Suggestion: - Let's take them to our disco.

Request: - Will you help us to talk to them?

Упражнения такого типа стимулируют условно-коммуникативную, неподготовленную и частично инициативную речь учащихся на иностранном языке. Я обратила внимание на тот факт, что эти упражнения сами по себе не могут сформировать у учащихся умения вести дискуссию. Для достижения желаемых результатов необходимо учить школьников сочетать эти реплики в естественной речи, непринужденно развертывая общение. Поэтому я стараюсь использовать беседу на различных этапах обучения иностранному языку. Приложение урок№5

В заключение хотелось отметить: мой опыт работы и наблюдения по данному вопросу показали, что технология обучения в сотрудничестве способствует повышению эффективности овладения иностранным языком и является одним из источников интенсификации учебного процесса, так как повышает мотивацию учащихся и улучшает результативность их учебного труда.

© 2010-2022