Иностранные языки

  • Конспект по немецкому языку на темуПроект был создан совместно с ребятами. Такой вид работы способствует активизированию рабочей деятельности, совершенствует произносительные навыки. Получаем сведения об образовании в Германии и проводим сравнение с образованием в России. Больше узнаем о культуре страны,углубляем знания изучаемого языка. У ребят проявляется интерес к сбору информации по теме. Затем совместно с учениками была создана презентация. В младших классах был проведен конкурс рисунков Школа Будущего, Моя школа. Ребя...
  • Баяндама Халық педагогикасы - тәрбиенің қайнар көзіХалық педагогикасы – тәрбиенің қайнар көзі Мажикова Кенжегүл Қыстаубайқызы Ақтөбе облыстық арнайы (түзетім) есту қабілеті бұзылған балалар мектеп-интернат коллдежі Қазақстан Республикасының Білім туралы Заңында: Білім беру жүйесінің басты міндеті – ұлттық және жалпыадамзаттық қазыналар, ғылым мен практика жетістіктері негізінде жеке адамды қалыптастыру үшін қажетті жағдайлар жасау, - деп ерекше атап көрсетілген. Осы заңның 8 – ші бабында : Білім беру мекемелеріндегі тәрбиелеу бағдарла... Біздің халық – қанына жомарттық, мейірімділік, дархандық сіңген, басқа ұлттардан ерекшеленіп тұратын халық. Халық тәжірибесі – ата-бабалардан қалған асыл сөз, салт – дәстүр, ауыз әдебиеті, ұлттық ойындар. Осы құндылықтардың барлығын халқымыз ұрпағына тәлім-тәрбие беру арқылы жинақтаған және осы мұра бүгінгі күнге атадан балаға мирас болып жетті. Ұлтымыздың асыл қазынасын балаларға насихаттау арқылы адамгершілік асыл қасиеттерді бала бойына сіңіру тәрбиенің түрлі әдіс – тәсілде...
  • Использование игровых методов работы при изучении английского языка в начальной школе Игра создает прекрасные естественные условия для овладения языком, она помогает усвоению языка в любом возрасте, но в младшем школьном возрасте она особенно продуктивна. В этом возрасте игра является способом приобщения к миру взрослых, способом познания. Исходя из особенностей психологического развития младших школьников, одна из которых состоит в преобладании эмоциональной сферы над интеллектуальной, в качестве ведущей педагогической технологии на раннем обучении английскому языку я в...
  • Bill Gates - The Software King Most of the computers in the world use software invented by Bill Gates, the founder of Microsoft Inc. of Redmond, Wash. Software is the set of programs that make computers – whether business or personal – perform various tasks. Gates was born in Seattle, Wash., in 1955. As a boy, he was bright and curious. He was active in Scouting, reaching Life Scout rank in Troop 186. He especially loved hiking, camping and other outdoor adventures. But Gates was obsessed wi...
  • Современный урок иностранного языкаПредлагаю коллегам материал сообщения на тему Современный урок иностранного языка. Особенности конструирования урока иностранного языка в рамках системно - деятельностного подхода.Материал может быть использован для выступления на заседании методического объединения, семинара, методсовета. Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. В предложенном материале расс...
  • Present Simple and Present ContinuousPRESENT CONTINUOUS Write the –ING FORM of these verbs.Break clean wash liveCome die enjoy goMake play sing jumpWrite ...
  • Конспект открытого урока по английскому языку (3-й класс)Конспект открытого урока по английскому языку (3-й класс) Тема Пушистые друзья Учебно-методический комплекс: Spotlight 2 Задачи урока: познакомить учащихся с названиями частей тела, научить описывать животных; развивать навыки аудирования, чтения и говорения. Оснащение урока: доска, творческие работы учеников с рисунками по теме, картинки, иллюстрирующие слова small nose, big ears, small head, big eyes, thin legs, fat body, short tail, long tail; листы бумаги для рисования; Ход урока: 1.При...
  • Birth of the moonСабақтың тақырыбы: Birth of the moonСабақтың мақсаты: Birth of the moon тақырыбы бойынша оқушылардың білімін бекіту Оқушылардың білімге қуштарлығын ...
  • Topics for speaking practice1. Speak about what you intend to do after graduating high school. Include information about your future career, personal life, plans for the future. 2. Relate a personal experience which had a great impact upon your life. 3. Present the advantages and disadvantages of being famous. 4. Express your opinion about teenagers’ problems nowadays; do you share some of them? 5. Express your opinion on this statement: ”Damage of the environment is an inevitable consequence of ...
  • EATING FOR ENERGY: TIPS FOR MANAGING YOUR MOOD WITH FOODEATING FOR ENERGY: TIPS FOR MANAGING YOUR MOOD WITH FOOD New words included Breakfast Eating a good breakfast boosts your concentration, particularly in the morning when you may need it most. Keep your blood sugar on an even keel with complex carbohydrates. Avoid refined carbohydrates, such as white bread and white sugar. The right complex carbohydrates provide your brain and muscles with the steady flow of the energy they need. Grains are great sources of B vitamins, which aid in the metaboli...
  • Comparative analysis of types of sentences in English and Kazakh languagesThe actuality and importance of the diploma work. On the basis of we often need to communicate and permanent cooperation between countries in the modern cultural and economical relationships arises necessity in researches in different aspects of languages. Especially it concerns English and Kazakh languages, firstly, we are developing country and we need to learn foreign languagesto raise competitive capacity of our people and country. Secondly, our president determined a goal to know three ...
  • Самостоятельная работа на тему Модальный глагол canЗнакомство с модальными глаголами на уроках английского языка в начальной школе предусмотрено в рамках различных УМК. Это знакомство начинается с самого простого и распространенного глагола can (уметь). Использование его в речи в сочетании с глаголами-действия позволяет рассказать об умениях что-то делать, описать возможности другого человека или животного. Грамматические особенности употребления глагола can, составление предложений разных типов, все это изучается уже во 2 классе. Данная самосто...
  • План открытого урока на тему: InventionsПлан открытого урока в 5 классе на тему Inventions по учебнику Welcome 3. Level - elementary Topic- Inventions Aims: to develop speaking skills - communicative skills, to develop listening skills. Purposes: to sum up grammar Past Simple (affirmative? interrogative? negative forms). To revise irregular verbs; to sum up what they have learned about the inventions; to give students opportunity to practise speaking Students will be able to understand the words concerning inventions when heari...
  • Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Символика Республики Хакасия» Тема Символика Республики Хакасия Цель: закрепление представлений о символики Хакасии. Задачи: Обучающие: - закрепить представление о символике Республики Хакасия, учить узнавать и называть среди других; - обогащать словарь детей по теме занятия; Развивающие: -развивать речевую активность, координацию движений, коммуникативные способности, эмоциональную отзывчивость, мелкую моторику рук, ассоциативное мышление; Воспитательные: -воспитывать гражданские чувства, дружеские взаимоотношения.
  • Образовательная область: Художественное творчество. Интегрированное занятие по музыкальной и изобразительной деятельности. Конспект занятия для детей старшей группы Автор: воспитатель МБДОУ ЦРР д/с Кристаллик г. Абакан Корочкина Оксана Степановна Образовательная область: Художественное творчество. Интегрированное занятие по музыкальной и изобразительной деятельности. Конспект занятия для детей старшей группы. Цель занятия: Обогащение мировосприятия детей красотой и лиризмом музыки, поэзии и живописи. Задачи: 1)Закреплять знания об осени; 2) Развивать творческое воображение, способности к художественному взаимодействию с музыкой посредс... И под впечатлением всего увиденного и услышанного, и чтобы образ осени подольше оставался в вашей памяти, давайте изобразим осеннюю картину. А изобразим мы ее на пластике и попробуем с вами изобразить витраж. Для этого нам понадобиться пластиковые листы, гуашь, кисточки и вода. Воспитатель: А музыка будет помогать вам фантазировать. (Дети под музыку делают картину). Осень: Я думаю, что осенняя картина уже готова. Вы сегодня славно потрудились! А мне доставили огромную радость и удовольствие. ...
  • Урок - проект Мы создаем Веб-сайтУрок - проект по теме Мы создаем Веб-сайт посвящен Соединенному Королевству Великобритании и Северной Ирландии и ставит своей целью раскрыть особенности страны изучаемого языка, используя материал учебника 6 класса под редакцией М.З.Биболетовой. Урок лает возможность ученикам составить коллаж о Соединенном Корлевстве, его городах, символах, известных достопримечательностях. На уроке шестиклассники учатся составлять план действий, логически связывать факты, события, иллюстрации. Кроме того пр...
  • Виды спорта в БританииПредлагаю коллегам материал Виды спорта в Британии. Материал дан на английском языке и содержит яркие фотографии с видами спортивных игр Британии. Кроме того материал снабжен необходимой лексикой по данной теме, новой для обучающихся. Информацию работы можно использовать в качестве наглядного пособия на уроках при изучении темы Спорт в Британии. Детям интересно будет узнать о национальных видах спорта Британии, таких как гольф и игры высокогорья (Highland games), а также о создании футбола и...
  • Работа с родителями в условиях реализации ФГОС… дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов… Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама - образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношен...
  • Ашық сабақ Ільяс Жансүгіров шығармашылығыОткрытый урок по казахской литературе для 7 класса казахской школы. Урок состоит из 5 этапов:организационный, проверка домашнего задания, минута поэзии, освоение нового материала, закрепление изученного, оценивание. Произведен литературно-теоритический разбор стихотворения. Детям даны опережающие задания на дом, творческие задания (реферат). Тип урока комбинированный. Методы и приемы: кластер, опережающие задания, коллаж, беседа, кроссворд. Тема урока соответствует программе Республики Казахстан...
  • Игры на уроках английского языка Нужна ли игра на уроке английского языка? Многие учителя считают игру бессмысленным развлечением, потерей времени на уроке. Человеческая игра есть изначально мотивированная осмысленная деятельность, которая включает в себя и предметную, и теоретическую, и душевную деятельность. Игра является инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность учеников, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет учеников волноваться и переживать. Это...
  • Сценарий развлечения, посвящённого 1 июня – Дню защиты детейЗдравствуйте, ребята! Сегодня 1 июня. Самый первый день самого тёплого, яркого, красочного времени года - лета. И этот день объявлен во всём мире – Днём защиты детей. Это большой, очень радостный и в то же время очень серьёзный праздник. Знают взрослые и дети, Да и вам узнать пора, Что у всех на белом свете Есть законные права. И не важно, где живёшь ты, Кто богаче, кто бедней И, какого цвета кожа - Право ты имеешь то же, Что и каждый из людей. Кажд...
  • Конспект занятия на тему А. Экзюпери и его философская сказка Маленький ПринцКонспект открытого занятия А. Экзюпери и его философская сказка Маленький Принц было проведено для учащихся 10 класса, изучающих французский язык как второй иностранный, для группы первого года обучения. Тип занятия: введение нового учебного материала. Цель занятия: ознакомление с новыми лексическими единицами и модельными фразами при работе с аутентичным текстом (А.С.-Экзюпери Маленький принц). Задачи: Образовательные: 1. Ознакомить с новыми лексическими единицами 2. Ознакомить с новым...
  • «Possessive Case. In a clothes shop» (4 group) Possessive Case. In a clothes shop Буршекова Сандуғаш Серікқызы,Технологиялық колледжінің ағылышын тілі пәнінің оқытушысы. Елбасымыз Н.Ә.Назарбаев жолдауында айтқандай: Болашақта өркениетті дамыған елдердің қатарына ену үшін заман талабына сай білім қажет. Қазақстанды дамыған 50 елдің қатарына жеткізетін, терезесін тең ететін – білім. Сондықтан, қазіргі даму кезеңі білім беру жүйесінің алдында оқыту үрдісінің технологияландыру мәселесін қойып отыр. Оқытудың әртүрлі технологиялары сараптал...
  • Открытого урока по дисциплине Профессиональный английский язык на тему Kazakh national cuisine. Russian cuisineМетодическая разработка открытого урока по дисциплине Профессиональный английский язык на тему KAZAKH NATIONAL CUISINE.RUSSIANCUISINEРазработка предназначена для студентов специальности 1226000 Технология и организация производства продукции предприятий питания .Цель занятия: Обобщение изученного материала по теме “ Русская кухня. Знакомство с Казахской национальной кухней. Задачи: Учебно-практическая: - систематизировать лексический материал;- формировать презентационные навыки;- разви...
  • CUSTOMS AND TRADITIONS of New ZealandТақырыбы CUSTOMS AND TRADITIONS of New Zealand Сыныбы 11 а Күні Мақсаты Qualify and enlarge learners’ knowledge about New Zealand Міндеттері Qualify and enlarge learners’ vocabulary Develop learners’ speech through the question-answer form Develop learners’ reading skills through the reading the text Ресурстар Аяпова Т.М. т.б. Ағылшын тілі, 11 сынып, Алматы, Мектеп 2007. компьютер, интерактивті тақта
  • Статья ОБУЧЕНИЕ АУДИРОВАНИЮ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКАЦелью обучения ИЯ на всех этапах является развитие иноязычной коммуникативной компетенции, которое происходит по мере овладения разными аспектами языка (грамматики, фонетики и лексики), а также развития умений в различных видах речевой деятельности, одним из которых является аудирование. Аудирование составляет часть речевых умений обязательного минимума образовательных программ по ИЯ и требований к уровню подготовки учащихся на всех этапах обучения. Основным средством обучения аудированию яв...
  • Леонидовна Статья Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках немецкого языкаОбучение немецкому языку имеет целью сформировать у учащихся коммуникативную компетенцию, необходимую для коммуникативно-приемлемого общения на немецком языке, а также для работы с немецкоязычными текстами. Основная цель обучения немецкому языку – сформировать у учащихся коммуникативную компетенцию, необходимую для приемлемого общения на немецком языке и для работы над немецкоязычными текстами, развитие у школьников способностей использовать немецкий язык как инструмент общения в диалоге культур...
  • Сценарий открытия мемориальной доски памяти В. С. МарзоеваМБОУ СОШ № 50 города Владикавказа присвоено почетное право носить имя героя России С.В. Марзоева., геройски погибшего при исполнении воинского долга. На здании школы была установлена памятная мемориальная доска. Педагогический коллектив, учащиеся их родители и вся общественность города с большим удовлетворением отнеслись к данному событию. Мы гордимся тем, что именно нашей школе доверенно право хранить память о выдающемся сыне нашего народа. Коллектив школы всегда прилагал большие усилия в вопро...
  • Урок по английскому языку Здоровый образ жизни Цели урока: практическая: отработать употребление лексических единиц по теме Как быть здоровым в речи учащихся; образовательная: развивать навыки устной речи, аудирования; повторить правила образования утвердительных и отрицательных предложений; совершенствование навыков монологической речи, умение высказываться логично и связно, продуктивно, умение анализировать и выражать свое мнение, описывать происходящие события; развивающая: развивать воображение, фантазию, творческое мышление; ра...
  • Методический семинар Формирование УУД на уроках иностранного языкаВ своем выступлении мне бы хотелось остановиться на том, как происходит формирование и развитие универсальных учебных действий учащихся в нашей школе при обучении иностранному языку, и с какими трудностями мы сталкиваемся в ходе работы. Слайд 5. В соответствии с ФГОС в программе формирования УУД представлено 4 вида УУД, при выделении которых опираются на концепцию развития универсальных учебных действий, разработанную на основе системно-деятельностного подхода (Л. С. Выготский, А. Н, Леонтьев,...
  • Урок-игра по английскому языкуУрок-игра по английскому языку. В игре участвуют 2 команды по 5-6 человек. Все участники команд должны перед началом конкурсов поприветствовать на английском языке друг друга и отвечать на вопросы соперников о себе, своей семье, увлече­ниях. За правильные вопросы и ответы начисляются дополнительные баллы. Игра включает в себя 7 заданий. Первое задание-ответы на вопросы, второе-найти эквиваленты русских пословиц, третье-составить из слоа предложения, пятое - на нахождение рифмы, пятое на нахожден...
  • Итоговый урок - КВН на тему: Books are our friendsДанный урок в форме КВН рекомендуется для учащихся 8-х классов после изучения соответствующего раздела. КВН можно провести между двумя классами на неделе английского языка, на классном часе. КВН проводят двое ведущих. Команды готовят презентацию: название,эмблема, приветствие, девиз, оформление стола. В ходе урока- КВН школьники вспоминают пословицы и поговорки о книгах (на английском языке).Им предлагаются интересные задания :конкурс юных поэтов, узнай героя по описанию, кто есть кто? Большое...
  • ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКАКласс: 3 Тема урока: Профессии! Базовый учебник: Английский язык 2 авт. Верещагина И.Н., Бондаренко К.А., Притыкина Т.А. Цель: закрепление и повторение пройденного. Задачи: • образовательная: формировать общеучебные умения и навыки (умение сравнивать, обобщать, делать выводы, анализировать), расширять словарный запас обучающихся посредством знакомства с новыми словами; • развивающая: развивать коммуникативные навыки сотрудничества с другими учащимися, совершенствовать навыки чтения ...
  • Административная контрольная работа для студентов среднего звена (ПГС)АДМИНИСТРАТИВНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ОГСЭ.03. Английский язык Специальность 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений Группа ПГС-4 Преподаватель Р.А. Аразханова Вариант № 1 ЗАДАНИЕ Инструкция: контрольная работа состоит из 2 частей, на ее выполнение дается 60 минут. Часть 1 включает в себя ознакомление с текстом . Часть 2 состоит из заданий к тексту Modern Building Materials: Classification Materials are solid substances of which manufactured products are made. A...
  • Групповая форма работы на уроках английского языкаУрок иностранного языка характеризуется высокой интенсивностью, требует большой концентрации внимания, умственного и физического напряжения со стороны учащихся. Обычно на уроках иностранного языка через 20 минут работы наблюдается вялость, потеря интереса, резко снижается активность. Это сигнал утомления. Предотвратить умственную перегрузку, поддержать работоспособность, снять усталость поможет групповая работа. Она формирует у учащихся новое умение оценивать свою работу, сопоставлять ее с рабо...
  • Внеклассное мероприятие для студентов 2 курса Тема: Discovering BritainПредмет: английский язык(внеклассное мероприятие) Тема: “DiscoveringBritain” (урок - соревнование)Журнал Speak English № 1, 2, 8Презентация к урокуРаздаточный материалЦели:- повторение и закрепление страноведческого материала по теме Британия- развитие умений говорения и аудирования;- развитие умений работать в группе и представлять результаты совместной работы;- привлечение внимания к культурным и историческим особенностям страны, изучаемого языка.
  • КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ «SPOTLIGHT» ДЛЯ 4 КЛАССАПояснительная записка Рабочая программа учебного предмета Английский язык составлена в соответствии со следующими документами: - Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012г. Об образовании в Российской Федерации; - Федеральный государственный стандарт начального образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 6.10.2010г. №373) - Конвенция о правах ребенка; - Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных уч... № Тема раздела Кол-во часов Планируемые результаты 1 Я и моя семья. 10 Обучаемый научится: рассказывать о себе, своей семье, друге; составлять небольшие описания предмета или картинки; употреблять в устнойи письменной речи в их основном значении изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише) речевого этикета в соответствии с решаемой коммуникативной задачей. Обучаемый получит возможность научиться: высказываться о своих ченах семьи; читать на английском языке (в пределах изученной лексики). 2 Мой день 8 Обучаемый научится: рассказывать распорядок дня, домашние обязанности вести комбинированный диалог в стандартных ситуациях; различать на слух и адекватно, без фонематических ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить все звуки английского языка; соблюдать правильное ударение в изученных словах; Обучаемый получит возможность научиться: кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией общения. 3 Любимая еда 8 Обучаемый научится: рассказывать о своей любимой еде с опорой на зрительную наглядность; употреблять в устной и письменной речи в их основном значении изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише) речевого этикета в соответствии с решаемой коммуникативной задачей. Обучаемый получит возможность научиться: высказываться о своей любимой еде; читать на английском языке (в пределах изученной лексики). 4 Выходной день, каникулы. 8 Обучаемый научится: рассказывать о своем времяпрепровождении в выходной день , о днях недели, опираясь на зрительную наглядность; воспринимать на слух и понимать нужную информацию в аутентичных текстах, содержащих как изученные языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений; употреблять в устной и письменной речи в их основном значении изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише) речевого этикета в соответствии с решаемой коммуникативной задач... 5 Семейные праздники 9 Обучаемый научится: рассказывать о семейных праздниках с опорой на зрительную наглядность; употреблять в устной и письменной речи в их основном значении изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише) речевого этикета в соответствии с решаемой коммуникативной задачей. Обучаемый получит возможность научиться: высказываться о семейных праздниках; читать на английском языке (в пределах изученной лексики); выучить и применять на практике грамматические правила (в соответстви... 6 Мои любимые сказки, комиксы. 9 Обучаемый научится: рассказывать о своих любимых сказках с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы); вести комбинированный диалог о любимых произведениях; различать на слух и адекватно, без фонематических ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить все звуки английского языка; соблюдать правильное ударение в изученных словах. Обучаемый получит возможность научиться: высказываться о своих любимых сказках; читать на английском языке (в предела... 7 Мир моих увлечений. 8 Обучаемый научится: рассказывать о своих увлечениях и интересах с опорой на зрительную наглядность; узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные; употреблять в устной и письменной речи в их основном значении изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише) речевого этикета в соответствии с решаемой коммуникативной задачей. Обучаемый получит возможность научиться: высказ... 8 Мирвокругменя 8 Обучаемый научится: рассказывать об окружающем мире с опорой на зрительную наглядность; узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные; употреблять в устной и письменной речи в их основном значении изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише) речевого этикета в соответствии с решаемой коммуникативной задачей. Обучаемый получит возможность научиться: высказываться о ми...
  • Доклад по теме «Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка в 5-х классах» Сегодня в образовании одним из самых обсуждаемых вопросов является вопрос о реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов. Согласно целям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное образование. Данная работа описывает ...
  • Рабочая программа по дополнительному образованию. Драмкружок Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Керчи Республики Крым Специализированная школа №1 с углубленным изучением английского языка имени Володи Дубинина РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДРАМАТИЧЕСКИЙ КРУЖОК Wonderland разработана: учителем английского языка высшей квалификационной категории Никитенко Людмилой Евгеньевной Пояснительная записка Внеурочная деятельность в рамках ...
  • Конспект открытого занятия по развитию речи во II младшей группе «В гости к Бабушке – Загадушке»Конспект открытого занятия по развитию речи во IIмладшей группе В гости к Бабушке – Загадушке В гости к Бабушке – Загадушке Задачи: 1.Расширять представления детей о домашних животных, обогащать словарь детей. Закреплять умение детей отгадывать загадки, упражнять в простейшей классификации предметов. 2.Способствовать развитию умений слушать небольшое по объёму литературное произведение, запоминать его содержание, оценивать поступки героев, отвечать на вопросы воспитателя. 3.Моделирование...
  • Викторина для 5-6х классов по английскому языку Викторина для 5-6х классов по английскому языку Цель: закрепление имеющихся знаний в области английского языка посредством игровой ситуации. Задачи: Образовательная повышать познавательный интерес учащихся к языку через использование игровых моментов; закрепить умение употребления в речи разговорной речи; обучение навыкам восприятия на слух иностранных слов. Развивающая развивать внимание и память учащихся; развивать умение работать в группе. Воспитательная умение работать в сотрудничестве...
  • Schools in Great Britain. (6-класс) разработка урокаGrade: 6 Date:. The Theme of the lesson: Schools in Great Britain Objectives: To work on the given ...
  • Перечень УМК по немецкому языкуНемецкий язык изучают в нашей школе ученики со 2 по 11 классы. В своей работе я использую линию учебно-методических комплексов:Deutsch для 2-11 классов общеобразовательных учреждений (авторский коллектив под руководствои И.Л.Бим). Все учебники, по которым я работаю являются продукцией издательства Просвещение, допущены Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в общеобразовательных учреждениях (приказ № 253 МО и науки РФ от 31 марта 2014 года). На учебники пол...
  • Фонетическая сказка о язычке Работе над произношением, ознакомлению и отработке звуков уделяется большое внимание при обучении детей иноязычной речи. Так как основной целью обучения иностранному языку в общеобразовательной школе является формирование коммуникативной компетенции учащихся, понимаемой как способность учащихся общаться на английском языке, обучение произносительной стороне речи на первом этапе, то есть в начальной школе, выступает на первый план. С этим трудно не согласиться, так как, не научившись вовремя ...
  • Интегрированный урок английского языка и музыки в 8-м классе Музыка в нашей жизниИнтегрированный урок английского языка и музыки в 8-м классе Музыка в нашей жизни. Цели урока: Учебная: совершенствовать лексико-грамматические навыки говорения и умение вести диалогическую и монологическую речь по заданной тематике, проанализировать понятие “современная музыка”, учить высказывать свое мнение логично и связано, формировать навыки работы со справочной литературой, совершенствовать умение понимать иноязычную речь на слух. Развивающая: развивать речевые умения, способность к язы...
  • Учебно-методическая разработка урока по английскому языку на тему ПочтаУчебно-методическая разработка урока по английскому языку на тему Почта. Часто нашим урокам не хватает яркости повествования. Урок должен быть эффектным, эмоциональным, а главное – продуктивным. Только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться все его дальнейшее образование. Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс, но и повышают мотивацию обучения Цели урока: тренировка на...
  • Ағылшын тілі пәнінен «Елтану» арнайы курсының бағдарламасы 5-6 сыныптарға арналғанТүсінік хат Елтану факультативті курсы аптасына 1 сағатқа, жылына 34 сағатқа арналған және оқушының шет тілінен алған білімін жақсартуға арналған. Міндеті мен мақсаты: Шет тілін оқытуда 5-6 сынып оқушыларының білім деңгейін қөтеру. Оқушының сөйлеу, жазу, тыңдап-түсіну, оқу қабілеттерін шыңдап, дайындық кезінде қатемен жұмыс істеу, жұмыс барысында оқушының жас деңгейіне және қызығушылығына сай материалдарды таңдау. Шет тілін оқытудың ерекшелігі - тілдің барлық құбылыстарын (оқу, сөйлеу,т... р/с Тақырыбы: Cағат Теория лық Практика лық I Қазақстан 1 Қазақстанның жануарлар мен өсімдіктер әлемі. 2 1 1 2 Астана. Географиялық орны, климаты, дәстүрі. 2 1 1 3 Алматы. Географиялық орны, табиғаты, дәстүрі. 2 1 1 4 Павлодардың географиялық орны, климаты. 2 1 1 5 Екібастұздың географиялық орны, тарихы. 1 II АҚШ 1 Вашингтон. Географиялық орны, климаты, дәстүрі. 2 1 1 2 АҚШ- тың Калифорния, Техас, Флорида штаттарының географиялық орны, климаты. 2 1 1 3 Ұлттық мерекелері. 2 1 1 4 Өсімдік және жануарлар әлемі. 2 1 1 5 Танымал университеттері. 1 III Ұлыбритания 1 Лондон. Географиялық орны, табиғаты. 2 1 1 2 Климаты, дәстүрлері. 2 1 1 3 Ұлыбританияның қалалары: Ливерпуль, Манчестер, Глазго. 2 1 1 4 Жануарлар мен өсімдіктер әлемі. 2 1 1 5 Ұлттық мерекелері. 1 IV Австралия 1 Канберра. Географиялық орны. 2 1 1 2 Жануарлар мен өсімдіктер әлемі. 2 1 1 3 Ұлттық мерекелері. 2 1 1 4 Австралия қалалары: Мельбурн, Аделаида. 1 Оқытудың мазмұны: Оқытудың тақырыптары: 5-6 сынып I. Қазақстан – 9 сағ. (Географиялық орны, жалпы мәлімет, дәстүрі) ІІ. АҚШ – 9 сағ. (Құрылу тарихы, табиғаты, өсімдік әлемі) ІІІ. Ұлыбритания – 9 сағ. (Біріккен корольдықтың құрылуы, дәстүрі, әдеп-ғұрпы) ІV. Австралия – 7 сағ. (Жалпы мәлімет, табиғаты, климаты, жануарлар әлемі)
  • Обучение английскому языку в начальных классахНа первый план сейчас выходит не просто знание английского языка, а его понимание и способность использовать навыки, приобретенные в процессе изучения в повседневной жизни. Сейчас мировые стандарты современного образования направлены на подготовку образованного, думающего и творчески развитого человека, способного адаптироваться в нашем быстро меняющемся мире и современном социально-экономическом окружении.За последние полвека сильно возросла роль именно английского языка, как показателя успешно...
  • Две Анны в жизни КостаДве Анны в жизни Коста 1)Две Анны в жизни Коста2)Предметом интереса каждого осетина является вопрос о том, какое место занимали в жизни и творчестве Коста две Анны - Попова и Цаликова.3)Хотелось бы подробнее остановиться на истории знакомства Коста с Анной Яковлевной Поповой. Произошло оно примерно в декабре 1885 - январе 1886 гг. Как известно, в начале лета 1885 г. Коста, не окончив учёбу, вернулся в отцовский дом в с.Лаба. А в конце лета - начале осени того же года он приехал во Владикавказ, где стал потихоньку осваиваться. Своего жилья у него не было, он вынужден был жить в разных местах: у родственников, знакомых, порой - на квартире, зарабатывая на жизнь живописью. В этот период он проводил свободное время на бульваре. Там он впервые увидел Анну Попову. Она привлекла его своей особенной внешностью, одухотворённой красотой и обаянием. Девушка завладела сердцем Коста, который совершенно потерял покой.4)Он долго искал возможность познакомиться с ней, просил многих помочь ему в этом. Однако те, к кому он обращался, не спешили откликнуться на эту просьбу, считая идею такого знакомства бесперспективной в силу разности социального положения Коста, не имевшего своего угла и постоянного заработка, и Анны Поповой, происходившей из зажиточной купеческой семьи обрусевших армян. Только его родственница по мачехе Вера Сухиева-Аликова, которая была близко знакома с Поповой, дала понять ей, что Коста намеревается познакомиться с ней. Однако это не возымело своего воздействия.5)По прошествии нескольких месяцев Коста, отчаявшись, написал 21 мая 1886 г. письмо Поповой, в котором говорилось: ...Вот уже почти пять месяцев, как я впервые увидел Вас на бульваре и, подчиняясь голосу сердца (совершенно не зная ещё, кто Вы такая), готов был пожертвовать бог знает чем, чтобы иметь возможность хоть на одну минуту побеседовать с Вами. В то время Вы, вероятно, и не подозревали, что какой-то оборванец-осетин, мозоливший всем глаза на бульваре, только затем и просиживал там по целым дням, чтобы обменяться хоть одним взглядом с поработившей его незнакомкой. Вы впоследствии оказались этой незнакомкой. Я с восторгом узнаю, что Вы подруга Веры. Все мои желания, все мои мысли сливаются в одно: Аня, Аня! Я хочу во что бы то ни стало познакомиться с тобой! Эта мысль становится моим девизом. Всё, что неприкосновенно к этому, не имеет с тех пор ровно никакого места в моём черепе. В конверт вместе с письмом было вложено стихотворение Посвящение А.Я.П., или, как оно известно в коставедении, Да, я уж стар..., которое не чуждо своего рода кокетства:Да, я уж стар... Ты смотришь боязливо На впалые глаза, глубокие морщины. Мой горб рисуется в рубище некрасиво, На плечи падают лохмотьями седины... Да, я уж стар! -писал поэт в неполные 27 лет.В конце письма Коста приписал: Об этом письме не знает никто, кроме меня и Вас. Прилагаемое к письму стихотворение прошу хранить до тех пор, пока Вы не захотите сгладить из своей памяти воспоминание о злосчастном знакомом незнакомце.6)Получив это письмо, Анна разгневалась из-за того, что какой-то незнакомец осмелился написать ей. Под рукой у неё оказались ножницы, и она изрезала, но не выбросила его. Это письмо до сих пор хранится в нашем архиве.7)По воспоминаниям Поповой, Коста и после этого случая подолгу сидел на большом камне напротив их дома на берегу Терека, глядя на их окна.8)Их встреча всё-таки состоялась, за ней последовали другие. Однако Анне с её незаурядным умом хватило и первого раза, чтобы понять, что она имеет дело с неординарной, яркой, чрезвычайно интересной личностью, добрым, искренним, талантливым человеком, который душой болел за свой народ, мечтал внести свою лепту в дело улучшения его тяжёлого положения.Попова вспоминала: У нас было много общего, хорошего, незабвенного... во взглядах и переживаниях. В наших задушевных беседах мы говорили много о сбыточном и несбыточном... Последнее касалось личной жизни, сложившейся у нас весьма печально благодаря предрассудкам тех времён. По всей видимости, это было не поверхностное общение, а серьёзный обмен мнениями между двумя благородными, интеллигентными людьми, неравнодушными к судьбе народа, которых по-настоящему волновало происходившее в обществе. Вот как об этом пишет сама Анна Попова: Но мы всё же не падали духом, на что-то надеялись, чего-то ждали, и в ожидании благ от судьбы охвачены были мировой скорбью. Всей душой стремились мы внести в мир хоть какую-нибудь лепту, хоть чем-нибудь быть полезными людям, чтобы облегчить их муки и страдания, чтобы дать им возможность не гнуть спины под тяжестью жизни и вздохнуть свободно.9)Осознав после первой же встречи с поэтом, что в его лице она нашла родственную душу, способную глубоко переживать, Анне стало неловко за то, как пренебрежительно она обошлась с письмом Коста, даже не удосужившись прочитать его. В связи с этим она вспоминала: Вернувшись домой, прочла его задушевное признание и, признаться, стало как-то неловко, обидно за него, за себя И в душе я согласилась, что действительно для исполнения горячего, искреннего, непредосудительного желания <познакомиться с ней. - И.Б.> другого выхода не мог найти. Вот так началось наше знакомство. И хотя оно было многолетнее, но встречи бывали краткосрочными. Встречались урывками, и то лишь тогда, когда откуда-нибудь я возвращалась. Он подходил и провожал меня до дома. Из этих слов можно заключить, что знакомство Коста с Анной Поповой было длительным, прочным, а их общение - насыщенным и глубоким. И хотя Анна симпатизировала Коста, и её определённо тянуло к нему, она, тем не менее, понимая всю бесперспективность их отношений, старалась не дать его чувствам пустить, по её словам, более глубоких корней.10)Анна также упоминает известный акростих поэта, который был посвящён ей: В 1887-ом году 5-го мая Коста подбросил в окно акростих Ах, с каким безграничным восторгом, дитя... < Аня, иди за мной - И.Б.> Но и это не помогло, его я всё избегала, предполагая, что не на радость нам будет это знакомство. Приведём полностью акростих, написанный 4 мая 1887 г. и впоследствии получивший название Посвящение:Ах, с каким безграничным восторгом, дитя, На руках из мишурного света Я унёс бы далёко, далёко тебя И любил бы любовью поэта...Детский слух услаждал бы я лирой своей, И под звуки её безмятежно Засыпала б ты сладко на груди моей, А я пел бы, баюкал бы нежно...Много, много сложил бы я песен тогда На чарующем лоне природы О восторгах любви, наслажденьях труда И о светлом блаженстве свободы...Стоит упомянуть об обстоятельствах, связанных с этим акростихом.В 1936 г. Анна Попова состояла в переписке с известным осетинским писателем Сарматом Косирати, собиравшим материалы о жизни и деятельности Коста. В своём письме от 15 марта 1936 г. Анна Яковлевна с горечью упоминает об обиде, нанесённой ей научно-исследовательским институтом краеведения Осетии. По всем признакам, она имеет в виду Северо-Осетинский НИИ. Оттуда ей пришло, по её словам, деловое письмо, содержания которого она не приводит. Однако она говорит о той боли, которую причинило ей письмо: оно так удручающе подействовало на меня, так взволновало, что с тех пор всё время болею и до сих пор не могу прийти в себя. А учреждение то, наверное, и не подозревает того, как оно жестоко со мною поступило, сводя счёты и расчёты и этим оскорбив меня глубоко. Поговорить же мне с Вами захотелось о необыденном чувстве поэта Коста и о том, что до меня доходят нелепые слухи о его увлечениях прежних лет, о его непостоянстве и что якобы акростих его: Аня, иди за мной посвящён другой Ане, Ане Цаликовой - да это же абсурд!.11)Из этих слов можно сделать вывод о том, что упомянутое письмо из института было тенденциозным и могло содержать какие-то обвинения в том, что Анна Попова пытается преподнести себя единственной музой поэта. Даже если Анна в своих воспоминаниях давала повод подозревать её в этом, она в своих чувствах к Коста была искренной и последовательной и, безусловно, заслуживала уважительного к себе отношения.Воспоминания Анны Поповой определённо проникнуты болью, сожалением, горечью за несостоявшийся союз с поэтом. Тем более что, судя по их интонации, она испытывала довольно глубокое чувство к Коста, несмотря на все уловки, к которым она прибегала, чтобы скрыть и даже подавить его.12)Очевидно, интерес Анны к молодому поэту не прошёл мимо внимания её братьев. С ним они познакомились, принимая участие в деятельности Общества распространения образования и технических знаний среди горцев Терской области. Братья Анны уважали Коста, и это давало ему надежду, что они не только не будут препятствовать их отношениям, но даже поспособствуют им. Однако он ошибался: чувства Анны к Коста и их частые встречи грозили привести к браку, который её братья ни в коем случае не могли одобрить - ведь хоть Коста был уже известен своими стихами, а ещё больше - как художник, но эти занятия не давали ему устойчивого заработка, у него не было своего жилья, положение его в обществе также было неопределённым, что не добавляло ему авторитета в глазах выходцев из богатой купеческой семьи, какой была семья Поповых. Поэтому братья, на свой лад заботясь о благополучии младшей сестры, поспешили увезти её подальше от ненадёжного, с их точки зрения, поклонника. Позже Анна вспоминала: 17 сентября 1887 года рано утром я уехала к сёстрам в г. Гори и Тифлис... В ответ моему отъезду Коста написал стихотворение Высокий барский дом... Упомянутое стихотворение известно под названием Многоточия, и в нём описан дом Поповых во Владикавказе. Дом этот сохранился до наших дней по адресу: ул. Чермена Баева, 11.13)Помимо Многоточий и акростиха Коста посвятил Анне и другие стихотворения. Это А. Я. П. (Скрывать, молчать, страдать безмолвно...), датированное 1888 г., Прости, Да, я люблю её..., датированные оба 1889 г.14)Образ Анны стал источником вдохновения Коста и как художника. Во-первых, он создал известный её портрет, написанный маслом в середине 80-х годов.Анна послужила моделью и при создании картин Скорбящий ангел, написанной в 1888 г.,15)и Святая Нина, заказанной Коста женским учебным заведением Святой Нины в Тифлисе и демонстрировавшейся на выставке во Владикавказе в 1887 г.16) Кстати, один из братьев Анны Поповой, Пётр Яковлевич Попов, также позировал Коста и запечатлён в картине Нерукотворный образ Христа. Позже автор подарил Анне её портрет и Нерукотворный образ Христа. Обе эти картины вместе с другими материалами, составлявшими архив Анны Поповой, были приобретены ЮОНИИ примерно в конце 30-х годов прошлого века.17)Как известно, Коста написал Анне Поповой всего три письма. Два из них являются любовными. Первое уже было упомянуто. Второе было написано 10 апреля 1893 г. и отправлено из Ставрополя, где Коста отбывал первую ссылку, в Гори, где в тот момент Анна жила у замужней сестры. В письме содержится открытое предложение руки и сердца. Кроме того, автор перечисляет те причины, которые, на его взгляд, препятствовали их союзу. Он настойчиво призывает Анну преодолеть условности и вызванные ими страхи, мешающие их счастью: Поборите же, наконец, своё малодушие, дайте мне смело Вашу руку и, клянусь Вам, - мы из когтей самого ада вырвем своё счастье. Моё изгнание Вам, конечно, известно, но оно нисколько не помешает нам устроиться где и как только мы с Вами найдём нужным и удобным. Если хотите, я могу продать свою землю и приобрету домик во Владикавказе...Словом, скажите только да, и всё пойдёт, как по маслу. Неужели же Вы хотите походить на тысячи наших дам, всю жизнь прозябающих на шёлковых подушках и не имеющих никакого другого призвания, как постоянное удовлетворение своих мизерных, а подчас даже пошлых страстишек при полном бездействии ума и сердца . Коста в письме выражает полную уверенность в том, что они с Анной будут счастливы и что её семья, видя их счастье, также примирится и успокоится. Это письмо тоже хранится в нашем архиве.Третье письмо Коста Анне носит деловой характер и является ответом на просьбу Поповой опубликовать в газете Северный Кавказ рассказы её подруги Натальи Энге. Он написал письмо 22 мая 1901 г. и обещал в нём напечатать рассказы в очередных номерах газеты, в которой он сотрудничал в то время, что и выполнил позднее. Дата этого письма ясно свидетельствует о том, как долго длилось общение Коста и Анны Поповой. Упомянутое письмо хранится в Краеведческом музее Южной Осетии.18)Поэт высоко ценил мнение Анны Яковлевны как образованного, интересующегося литературой человека. В 1895 г. он подарил ей вышедший в том же году сборник своих стихотворений, написанных на русском языке. Этот сборник был приобретён ЮОНИИ в числе материалов архива Поповой.Коста также подарил Анне рукописный альбом, который содержал известный, уже упомянутый нами акростих Анна, иди за мной вместе с частью поэмы Фатима, предваряя её. В том же альбоме имеется автограф поэмы Перед судом. Альбом также хранится в Краеведческом музее Южной Осетии.Упомянутые выше факты бесспорно свидетельствуют о глубине чувств между Коста Хетагуровым и Анной Поповой, но развитию их чувств препятствовали жестокие обстоятельства, косные предрассудки, над которыми эти двое не были вольны. В дальнейшем Анна, эта умная, красивая, образованная, обеспеченная девушка так и не вышла замуж, предпочтя одиночество замужеству без любви. Она писала: Да! Я верила поэту Коста и в знак нашей дружбы <а скорее всего, любви - И.Б.>, чтя светлую память о нём, никому не давала слова, ни с кем не связала свою жизнь и осталась одинокой, со скорбной, разбитой душой...19)Анна Попова умерла в Тбилиси в 1940 г. в возрасте 75 лет в бедности и одиночестве.20)Со второй своей любовью - Анной Александровной Цаликовой Коста Хетагуров познакомился несколько лет спустя после знакомства с Анной Поповой. Произошло это, по воспоминаниям сестёр Цаликовых, в 1888-89 гг. Как известно, во Владикавказе Коста не имел своего угла и вынужден бывал часто менять место жительства, зарабатывая на жизнь портретной и иной живописью. В очередной раз ему заказали портрет Александра III во весь рост. Однако комната, в которой он жил в тот момент, была слишком мала для выполнения такой работы. Брат мачехи Коста священник о.Сухиев попросил своего свояка о.Александра Цаликова приютить художника примерно на месяц, пока он писал портрет. Цаликов согласился, несмотря на то, что семья у него была большая: трое дочерей - Юлиана, Елена и Анна, его мать, брат с семьёй. Однако Цаликовы предоставили Коста одну из комнат с отдельным входом. Столовался он с ними. Но даже закончив портрет Александра III, Коста не спешил покинуть гостеприимный дом, прожив там год.Цаликовы знали о чувствах Коста к Анне Поповой и легко впустили его в дом. Но с течением времени стали замечать, что Коста проявляет интерес к младшей из сестёр - Анне Александровне, которая в тот период училась в гимназии. На это обратил внимание друг семьи и хороший знакомый самого Коста Виктор Егорович Кизер, директор училища.21)Квартиранту деликатно намекнули, и он вынужден был съехать. Коста, уже серьёзно увлёкшийся Анной, был в смятении и написал в тот период стихотворение Один, опять один без призраков родного..., в котором дал волю своему отчаянию и чувству одиночества. Это чувство было особенно острым в силу того, что поэт за время проживания в доме Цаликовых очень сблизился и с самим Александром, и с его дочерьми. Особенно этому поспособствовала совместная борьба против закрытия Ольгинского женского учебного заведения - единственного очага женского образования в Осетии в то время. Из-за активного участия в этой кампании и Коста, и Александр Цаликов пострадали. Первый был сослан в Кубанскую область, а второй - переведён в Пятигорск.22)Но все мысли Коста теперь были связаны с Анной Цаликовой. Первое письмо он написал ей 15 июня 1891 г., находясь в доме отца в селе Лаба. В этом письме Коста еще не говорит открыто о своих чувствах. Оно начинается так: Может показаться странным, что я адресую письмо на Ваше имя... Имею ли я на это право - не знаю и даже не стараюсь знать. Я пишу потому, что чувствую в этом потребность... Как бы я хотел взглянуть на Вас хоть одним глазком... Ваш портрет (я до сих пор скрывал, а теперь признаюсь, что я нарисовал для себя Вашу физиономию...) я повесил рядом с изображением матери. Есть очень характерная поговорка (русская): Лучше не свыкаться, чем нам расставаться. Я так привязался к Вашей семье, что положительно отвык воображать себя вне Вашей среды... Все Ваши интересы делались мне дороги, как собственные... казалось - не было мысли, не было мечты, которые я мог бы скрыть от вас (говорю обо всех) Пишите, умоляю Вас, обо всём, что придёт в голову... Но уже в следующем письме от 12 января 1892 г. Коста пишет: Распространяться о своих чувствах я не буду - Вы в них, вероятно, не сомневаетесь... Требовать от Вас окончательного ответа я не смею, но льщу себя надеждой, что Вы не откажетесь поделиться со мной мыслями о предлагаемом мною предприятии. Совместно обсудив вопрос, мы можем совместно же решить гамлетовское быть или не быть. Обстоятельства дела изложит Вам Гаго. Будьте откровенны. Простите за смелость. Ваш Коста. Родственнику Коста Гаго, выполнявшему роль посредника, Анна сказала, что ещё слишком молода, чтобы думать о замужестве. Фактически это был, хоть и деликатный, но отказ. Позже Коста работал в Ставрополе, в газете Северный Кавказ. Но и находясь в ссылке, он не переставал думать о младшей из сестёр Цаликовых, писал ей письма и даже, тайно приезжая во Владикавказ, виделся с ней, чтобы объясниться. Последовал ответ в той же деликатной форме и того же содержания.23)Цаликовы жили в Пятигорске с 1894 г. Они сразу влились в местное общество, а сёстры пользовались популярностью среди молодёжи, в том числе осетинской, имея репутацию образованных, талантливых, гостеприимных девиц. Особенно это было верно в отношении Анны, которая была избалована мужским вниманием ещё с гимназических времён, а в Пятигорске была в центре внимания офицеров, служивших в осетинском дивизионе, расквартированном там. Её сестра Елена вспоминала: Наша сознательная жизнь началась, конечно, в Пятигорске . Мы были большие общественницы, я и Анюта очень любили бывать на всех праздниках и свадьбах, принимали самое живое участие в танцах, - мы ведь очень хорошо играли на гармони все осетинские танцы и везде появлялись со своей гармонией. Отец, конечно, ничего не имел против .Анна была человеком разносторонних талантов: пела, танцевала, играла на гармони, лицедействовала. Она была обаятельной, доброй, с тонким чувством юмора. Коста любил её и не терял недежды на взаимность. Однако Анна не говорила влюблённому поэту ни да, ни нет. Такая неопределённость в отношениях заставляла Коста страдать. Анна, по всей видимости, не любила поэта, она лишь позволяла любить себя. Ей льстила мысль о том, что она является музой талантливого человека, который к тому времени был уже известен и как художник, и как поэт.24)С 1893 г. Коста жил и работал в Ставрополе, сотрудничая в газете Северный Кавказ, но и находясь там, он всё время думал об Анне, часто виделся с ней, тайно наезжая во Владикавказ, а позже - и в Пятигорск, неоднократно признавался в чувствах и в письмах, и при встречах, но их отношения в течение могих лет практически не развивались, оставаясь на том же уровне. О том, чего ему это стоило, Коста признавался Анне же в одном из писем: Я переехал в Ставрополь... Трудно себе представить, с какой горячностью я отдался там самой разнообразной деятельности... Но, увы! Ни газета, каждую строку которой я переживал, казалось, всеми фибрами души, ни живопись, которой я увлекаюсь всегда до изнеможения, ни всевозможные благотворительные, научные и артистические учреждения и собрания, в которых я принимал всегда самое лихорадочное участие, ни балы, ни пикники, ни кутежи - ничто не могло заслонить от меня дорогого видения. Я опять стал хандрить. Временами я даже навязывал себе злорадную идею жениться на первой попавшейся Аграфене или Матрене и, создав себе самую мелочную, мещанскую жизнь, хоть этим отравить мучительно сладкую мечту о новой встрече с Вами...25)В 1896 г. до Коста дошла новость о том, что Анна Цаликова дала согласие выйти замуж за Мамая Дзахсорова. Своё отношение к этой новости Коста выразил в том же письме: Не верь, что я забыл родные наши горы, - вырвалось опять из моей пылавшей груди. И Вы, кажется, отлично поняли, к кому относилось это стихотворение. Вскоре я узнал, что Вы невеста. Это событие вызвало ряд стихотворений самых разноречивых, не чуждых горечи и даже озлобления... Упоминать о них не стоит. Коста, безусловно, страдал. Но природная доброта и благородство не позволяли ему хоть немного изменить своё отношение к девушке, тем более упрекать её. Доброжелательность, человечность и сострадание говорили в нём и тогда, когда в 1897 г., находясь в Петербурге на излечении после операции, он узнал печальную новость о скоропостижной смерти жениха Анны Мамая Дзахсорова. Коста писал Анне по этому поводу: Я ещё не мог вставать с постели, как приехавший из Владикавказа осетин сообщил мне, что молодой офицер Дзахсоров безнадёжен, что за ним в Кисловодск поехали родственники... рассказал он мне при этом и его предшествовавшую историю... Нет надобности уверять Вас, как глубоко опечалило меня это известие и как мучительно хотелось мне разделить с Вами Ваше горе... Но я не посмел сделать Вам ни единого намёка на то... О трагическом исходе болезни Дзахсорова я узнал уже в петербургской больнице, когда после второй операции и сам я почти не подавал надежды на выздоровление. Развязка поистине трагическая! Вы, как живая, стояли неотлучно передо мной, полная неисчерпаемой скорби и молодого отчаяния... С какой готовностью я отдал бы тогда висевшую на волоске свою жизнь, чтобы сказать Вам хоть одно слово утешения... Но я не смел... Да имел ли я право? Нельзя не восхищаться великодушием, человеколюбием и благородством великого поэта, который был искренне опечален смертью даже и своего соперника.26)В 1897 г., в день рождения Анны Цаликовой Коста преподнёс имениннице её портрет, написанный им. Портрет он начал писать ещё во Владикавказе в 1890 г., живя у Цаликовых. Прототип не желала позировать, ссылаясь на разные причины, однако всё дело было в обыкновенном женском кокетстве. Однако Анне не понравился цвет её платья на портрете. Коста очень расстроился, тем не менее, он исполнил её каприз, поменяв цвет платья. О трепетном чувстве поэта говорит и то обстоятельство, что прежде чем подарить портрет, Коста повесил его у себя на стену рядом с портретом матери, также выполненным им самим.27)В 1898 г. Коста поселился в Пятигорске недалеко от Цаликовых. В 1901 г. здесь же, в зале со сценой при номерах Лейцингера, впервые была поставлена пьеса Коста Дуня. Заглавную роль в премьерной постановке сыграла Анна Цаликова, считающаяся в коставедении первой исполнительницей роли Дуни. Играла она блестяще в спектакле, режиссёром которого был сам Коста.28)Все годы знакомства с Анной Цаликовой Коста не терял надежду вызвать у неё ответное чувство, вместе с тем хорошо осознавая своё положение. Он писал: Моё горе - горе совсем особого рода: общественно-социальное моё положение настолько шатко, что всякая попытка связать с своею судьбою судьбу другого живого мыслящего существа - безумие. Ни молодостью, ни красотой, ни богатством, ни блестящей карьерой - не отметила меня судьба. Бедный поденщик-осетин, если я и осмеливаюсь делать этот рискованный шаг, то только потому, что я так несказанно, так безгранично люблю Вас, такую же бедную труженицу-осетинку. Однако, по всей видимости, Анна совершенно не разделяла идею общности их судеб. Она, например, судя по переписке Коста с Цаликовыми, не вдавалась глубоко в переживания поэта, незаконно и безвинно, по фальшивке сосланного в 1899 г. в Херсон. Коста, находясь вдали от родины, особо остро переживал своё одиночество и бесправие. И в такую минуту Анна, в отличие от сестёр, не проявляла особого внимания к страдающему поэту. Напротив, она бездумно подаёт ему довольно легкомысленную телеграмму: Привет из Афона! Коста воспринял её очень болезненно - настолько слышная в ней радость диссонировала с его собственным душевным состоянием.29)Коста посвятил ряд стихотворений также и Анне Цаликовой. Это - Я отживаю век, ты жить лишь начинаешь... (1893 г.), Опять к тебе, любимая подруга... (1894 г.), О чём жалеть... Больным дыханьем бури... (1894 г.), Расстаться нетрудно, нетрудно убить... (1894 г.), Не верь, что я забыл родные наши горы... (1896 г.), Откровенность (1899 г.), Исповедь, А.А.Ц..Кроме того, в коставедении стихотворение Благодарю тебя за искреннее слово... (1893 г.) также считается посвящённым Анне Цаликовой. Однако некоторые обстоятельства дают нам основания усомниться в этом и предположить, что первоначально стихотворение было посвящено Анне Поповой.Благодарю тебя за искреннее слово, Прости, прости навек! - Отвергнутый тобой, Я посох и суму благословляю снова, Благословляю жизнь, свободу и покой!Благодарю тебя! - Ты снова возвратила Скитальцу бедному потерянное я, Мучительным прости ему ты озарила Забытую стезю разумного бытья.Теперь настрою вновь заброшенную лиру, Забуду твой напев и незлобивый смех, Начну по-прежнему я странствовать по миру, Молиться и любить, любя, страдать за всех...30)В конце концов Коста, поняв, что у его отношений с Анной нет никаких перспектив, по-видимому, примирился с этой мыслью, во всяком случае, он больше не предпринимал попыток просить руки Анны Цаликовой. А в 1902 г. он и вовсе попросил руки дочери своего друга Иорама Хурумова Лёли Хурумовой и получил согласие. Браку помешала смерть Лёли, умершей в 22 года от туберкулёза.31)Анна Цаликова продолжала учительствовать, ездила за границу. Она так и не вышла замуж и умерла в 1914 г. после операции на почке.
  • Интеллектуальная игра Умники и умницыДанная игра рассчитана на возрастную группу 10-11 лет (4 класс). Цель данной игры: развитие коммуникативной компетенции на среднем этапе обучения английскому языку Задачи: 1) обучающая – активизация знаний о героях сказок, праздниках 2) развивающая – формирование умения высказывать и обосновывать собственное мнение 3) воспитательная – формирование культуры речи; рас...
© 2010-2018