• Преподавателю
  • Информатика
  • Доклад на тему: «Повышение интереса школьников к информатике и ИКТ через урок и внеурочную деятельность»

Доклад на тему: «Повышение интереса школьников к информатике и ИКТ через урок и внеурочную деятельность»

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - Гулёвская основная общеобразовательная школа


«Смертельный грех учителя -

быть скучным»

(И.Ф.Гербарт)

Доклад на тему:

«Повышение интереса школьников

к информатике и ИКТ

через урок и внеурочную деятельность»

Доклад на тему: «Повышение интереса школьников к информатике и ИКТ через урок и внеурочную деятельность»

Подготовила:

учитель информатики

Антоненко Мария Владимировна




23.12.2015 г.

Интерес - это один из важнейших для нас мотивов обучения школьников. Его действие очень сильно. Интерес является единственным мотивом, который поддерживает повседневную работу нормальным образом. Ни один навык не формируется без устойчивого познавательного интереса.

В последнее время в связи с информатизацией образования и всего общества в целом, как это не покажется странным, но интерес к информатике как к учебной дисциплине у большинства школьников падает. Всё более явной становится проблема повышения уровня мотивации к обучению.

Мотив - это то, что побуждает человека к действию.

Совокупность мотивов, побуждающих подростка к какой либо деятельности, называется мотивацией.

За последние несколько лет изменились и мотивы изучения предмета. Иногда от учеников можно услышать фразу: «Зачем мне нужна информатика? Я не собираюсь быть программистом». Мотивом для изучения информатики, конечно, в первую очередь выступает интерес к компьютеру. Однако с каждым днём для большинства детей компьютер становится фактически бытовым прибором, а вместе с ним и теряет мотивационную силу. Появление очень большого количества программных продуктов снизило стремление учащихся к теоретической информатике.

Учитывая, что мотивы учащихся формируются через их потребности и интересы, все усилия учитель должен направить на развитие познавательных интересов учащихся. Наша задача - повысить учебную мотивацию и интерес к предмету у учащихся с помощью использования информационно-коммуникативных технологий. Этим и объясняется актуальность выбранной мною темы доклада.

Проблема активности учащихся в процессе обучения - одна из самых актуальных в современной образовательной практике.

Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление учащегося к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности преподавателя и других учащихся. Познавательная активность проявляется и развивается в деятельности. Важнейшим средством активизации личности в обучении выступают активные формы и методы обучения.

Активные методы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Эффективность умственного развития учащихся осуществляемого в процессе овладения новыми знаниями, навыками и умениями, зависит от содержания методов, средств и способов организации процесса обучения. ИКТ - являются мощным средством обучения, которое способно повысить его эффективность, создать мотивацию и интерес ученика к предмету.

Основной формой работы в школе, обеспечивающей планомерную познавательную активность является УРОК.

В рамках урока информатики используется:

фронтальная,

групповая,

парная

и индивидуальная формы работы с учащимися.

В обучении информатике мною применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств информационно-коммуникативных технологий:

  • Словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, работа с учебником)

  • Наглядные методы (наблюдение, иллюстрации, демонстрация наглядных пособий, презентаций)

  • Практические методы (устные или письменные упражнения, практические компьютерные работы).

  • Одним из наиболее эффективных способов активизации познавательной деятельности учащихся на уроке является проблемное обучение, заключающееся в создании перед учащимися проблемных (поисковых) ситуаций, вовлечении их в самостоятельную познавательную деятельность.

  • Как показывает педагогический опыт, одним из оптимальных методов обучения информационным технологиям является проектный метод. В настоящее время метод проектов достаточно широко используется для активизации деятельности обучающихся как на уроках, так и во внеурочное время. Формы проектной деятельности учеников при изучении информатики могут быть самыми разными, во многом зависящими от интересов и склонностей учащегося

После знакомства с темой «Мультимедийные технологии» учащиеся могут создавать мультимедийные проекты, с последующей презентацией своих работ. Роль учителя информатики как наставника учащихся очень велика. Приобщение школьников к публичным выступлениям, к представлению своих творческих работ, защите проектов способствует раскрытию и развитию у детей творческих способностей и, как следствие, повышению самооценки школьников. Работа над любым проектом включает определенные этапы, которые необходимо четко спланировать для достижения максимальной эффективности проектной работы.


  • На уроках информатики весьма эффективным оказывается ролевой метод. Можно предложить учащимся роль человека, которому предстоит воспользоваться чьим-то алгоритмом. Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех существенных условиях, усвоение которых и является учебной целью. Ролевое исполнение и составление алгоритмов хорошо помогает при выполнении практических работ.


  • Применяя игровой подход к изучению наиболее проблемных для учащихся тем, модно сформировать устойчивый интерес к предмету информатики в целом. Например, решая занимательные задачи, создавая в среде объектно-ориентированного языка программирования различные программы, тесты.

Для развития познавательных и творческих интересов на уроках информатики необходимо на каждом уроке учитывать следующие факторы:

  • Обеспечение понимания учащимися того, зачем надо это делать, на какой предполагаемый результат ориентироваться

  • Исключение поверхностного оценивания итогов предыдущей работы

  • Комбинирование различных форм организации учебной работы, определение их места на каждом этапе занятия

  • Обсуждение результатов деятельности

  • Обучение школьников рациональным способам умственной работы

  • Эмоциональная насыщенность урока. Создание доброжелательного эмоционального фона в работе педагога и учеников. Положительные эмоции, испытываемые детьми в процессе обучения, стимулируют их познавательную активность.

  • Построение урока с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Это поможет правильно определить объём и содержание учебного материала, разработать методы и наметить пути индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся.

Из опыта моей работы

Используя метод сотрудничества, я убедилась, что это - процесс взаимного обучения учащихся, совместного поиска путей решения тех или иных задач, поставленных на уроке. Он делает урок более интересным, живым, воспитывает у учащихся сознательное отношение к учебному труду, активизирует мыслительную деятельность, дает возможность многократно повторять материал, помогает учителю объяснять, закреплять и постоянно контролировать знание, умение и навыки у ребят. Свою работу в классе организую так, чтобы стимулировать и поощрять взаимодействие между учениками.

Неотъемлемой частью любого урока является решение различных задач, выполнение заданий. На уроке информатики учащиеся выполняют задания как практического, так и теоретического характера. Проблема, с которой сталкиваются многие педагоги, заключается в том, что ни содержание стандартных школьных задач, ни процесс их решения обычно не вызывает у учащихся познавательного интереса и желания работать.

Под формированием познавательного интереса я понимаю поэтапное продвижение учащихся от низкого уровня познавательного интереса к среднему, а затем - и к высокому уровню. Нужно учитывать, что процесс формирования познавательного интереса сложный и долговременный, зависит от возрастных особенностей учащихся.

В своей практике для повышения познавательного интереса, я применяю творческие задания. Для учащихся 8 класса это - создание рисунков, составление и разгадывание кроссвордов, ребусов, разработка презентаций. Для уч-ся 9 класса - это составление задач самими учащимися, конструирование обратных задач, проектная деятельность.

Учитывая уровень степени заинтересованности и уровень подготовленности учащихся, даю дифференцированные индивидуальные задания для практических работ по информатике.

Это могут быть: творческие задачи (требующие самостоятельной постановки, описания алгоритма, использования специальных знаний); интегрированные задачи (требующие знаний по нескольким темам, предметам); задачи, допускающие несколько способов решения.

Поддержание постоянного интереса к предмету информатика обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала.

Правильное применение ИКТ может помочь преподавателям проверить знания учеников, позволяет ученикам лучше понять материал.

На мой взгляд, на уроках информатики заявленная проблема снижения интереса школьников к обучению в какой-то степени может быть решена путём использования компьютерных технологий.


Внедрение ИКТ осуществляется по направлениям:

  • Выступление с опорой на мультимедиа презентацию;

  • Работа с ресурсами Интернет;

  • Использование готовых обучающих программ;

  • Компьютерное тестирование;

  • Работа на интерактивной доске.

Большую роль в формировании познавательного интереса на уроках информатики играет ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА.

Внеурочная деятельность призвана дополнить школьное образование и развивать все стороны личности.

Не каждый ученик может в полной мере проявить себя на уроке. Некоторые ученики не могут, с одной стороны, удовлетворить потребность в общении с компьютером, а с другой - полностью раскрыть индивидуальные возможности.

Цели внеурочной деятельности по информатике и ИКТ:

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся с помощью средств информационных технологий;

  • удовлетворение интересов и запросов обучающихся, связанных с изучением и применением информационных технологий, формирование у них мировоззрения открытого информационного общества;

  • формирование самостоятельного приобретения знаний с помощью средств информационных технологий;

  • подготовка личности «информационного общества»;

  • вовлечение учреждения в построение единого информационного пространства.

Задачи внеурочной деятельности:

  • организация внеурочной деятельности школьников с использованием специально разработанных методов, основанных на применении информационных технологий;

  • организация эффективного информационного взаимодействия между субъектами образовательного процесса посредством информационных технологий;

  • развитие информационных ресурсов образовательного учреждения (сайт, газета, оформление стендов, летопись, медиатека);

  • внедрение в социально-воспитательную работу современных информационных технологий.

Внеурочная работа может быть

  • Индивидуальная - связана с углубленным изучением теоретических и практических вопросов;

  • Групповая - осуществляется на факультативных занятиях, в кружках

  • Массовая - олимпиады, КВН, недели информатики, тематические вечера, лектории, выставки, стенгазеты и т.д.

  • Практикум - это вид практических занятий по учебному предмету.

Факторы, влияющие на содержание системы внеурочной деятельности школьников по информатике, основанной на применении информационных технологий.

Доклад на тему: «Повышение интереса школьников к информатике и ИКТ через урок и внеурочную деятельность»

Методы, формы и средства системы внеурочной деятельности школьников по информатике, основанной на применении информационных технологий.

Доклад на тему: «Повышение интереса школьников к информатике и ИКТ через урок и внеурочную деятельность»

Активизация внеурочной деятельности по информатике и ИКТ призвана поддерживать у учеников интерес к предмету, желание заниматься дополнительно, как под руководством учителя во внеурочное время, так и при целенаправленной самостоятельной познавательной деятельности по приобретению новых знаний.

Наибольший интерес у детей вызывают занятия игрового и конкурсного характера, проведенные в рамках предметной недели по информатике с целью закрепления знаний по предмету, развития познавательного интереса, расширение кругозора в области информатики, творческих способностей школьников, побуждение к систематическому приобщению и самостоятельному изучению предмета.

Итогом недели информатики является выполнение учащимися практических заданий на компьютере. Например, конкурс компьютерных рисунков, буклетов, кроссвордов.

Учащиеся нашей школы принимают активное участие в районных конкурсах социальных и творческих проектов. Используя знания, полученные на уроках информатики, учащиеся создают мультимедийные презентации, ролики, выполняют исследовательские работы.

Участие в подобных конкурсах активизирует творческие способности школьников, позволяет ему открыть в себе скрытые таланты, учит адаптироваться в различных условиях, мотивирует к дальнейшим активным действиям, повышает самооценку, что приводит к повышению интереса к предмету информатике и ИКТ в целом. Умение найти нужную информацию и использовать её в своих целях является сегодня залогом успешности и востребованности в дальнейшей жизни.

Многие учителя нашей школы также широко используют новые информационные технологии в своей педагогической деятельности. Проводят уроки и внеклассные мероприятия с использованием компьютера.

Как показала практика, учащиеся увлечённо осваивают учебный материал, когда применяют компьютерные технологии. При правильном подходе ИКТ усиливает их мотивацию и интерес к предмету. Кроме этого, активизирует внимание учащихся, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию. Развиваются навыки исследовательской деятельности, творческие и коммуникативные способности; формируется умение работать с информацией. У детей изменяется, отношение к компьютеру. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности, а не как инструмент для игр.

Вывод:

Таким образом, различные формы проведения уроков, занятия во внеурочное время дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучению информатики, но и развить творческую самостоятельность.

Познавательный интерес выступает перед нами как сильное средство обучения. «Смертельный грех учителя - быть скучным». Когда ребёнок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений. Когда же дети занимаются с охотой, то дело идёт совсем по-другому. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив обучения и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.


© 2010-2022