- Преподавателю
- Информатика
- Исследовательская работа по информатике Компьютер-вред или польза?
Исследовательская работа по информатике Компьютер-вред или польза?
Раздел | Информатика |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Донских Е.А. |
Дата | 06.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №20»
Компьютер -
вред или польза?
Автор: Мотылёва Анастасия Евгеньевна
МБОУ «СОШ № 20»,
ученица 6 «А» класса
Научный руководитель:
Донских Елена Александровна
учитель информатики и ИКТ
Ангарск, 2014 г.
Оглавление
-
Введение
-
Теоретическая часть
-
Практическая часть
-
Заключение
-
Список используемой литературы
-
Приложение 1
-
Отзыв
Введение
Сегодня школьное образование невозможно представить без использования компьютеров. Необходимость овладения компьютерной грамотой очевидна. В связи с этим в нашей школе информатику начинают изучать со 2 класса. Сначала это было безмашинное изучение предмета, т.е. мы знакомились с устройствами компьютера, учились создавать алгоритмы, решали различные задачи. С 5 класса мы начали осваивать работу на компьютере, знакомиться с различными программами.
Ещё в 5 классе у меня возник вопрос, а так ли хорош компьютер? Мне всегда хотелось для себя определиться, что же всё-таки несёт в себе компьютер - вред или пользу, поэтому, когда Елена Александровна предложила поработать в этом направлении я, конечно же, согласилась.
Актуальность
Ещё совсем недавно компьютеры были роскошью.… Например, когда училась во 2 классе, компьютеры были всего у нескольких человек из класса. Прошло 4 года - теперь компьютеры есть у всех.
В настоящее время трудно представить себе успешного человека без знания компьютера. Для чего нужен компьютер ученику? Длюя учёбы, общения, поиска всевозможной информации, отдыха и развлечений - это плюсы компьютера. Но нельзя забывать и о минусах: компьютер влияет на физическое и психическое здоровье человека и влияние это далеко не самое лучшее.
В своей работе я попытаюсь ответить на поставленный вопрос. Ведь проблема действительно актуальна и беспокоит многих, а особенно родителей. Именно дети чаще всего страдают от «компьютеромании». По этому поводу написано и издано большое количество статей. Я постараюсь их обобщить и сделать выводы, которые может быть будут полезны.
Цель работы: ответить на вопрос: «Компьютер - вред или польза?»
Задачи:
-
Расширить свой кругозор.
-
Показать положительные стороны использования компьютера.
-
Изучить литературу, выявить основные вредные факторы при работе на компьютере.
-
Разработать рекомендации для сохранения здоровья при работе за компьютером.
-
Провести анкетирование с целью выявления зависимости 6 класса от компьютера.
Объекты исследования:
-
различная литература по теме исследования;
-
пользователи компьютера.
Методы исследования:
-
сбор информации и её обработка;
-
обработка полученных анкетных данных.
Гипотеза:
-
предполагаю, что при правильном использовании компьютера для человека будет больше пользы, чем вреда.
Теоретическая часть
Проблема «взаимоотношений» пользователя и компьютера обсуждается ещё с тех пор, когда последние только начали появляться в домах. Мнений существует достаточно много от категорического запрета до неограниченного разрешения. Такая неоднозначность во мнениях привела к разному восприятию компьютера.
Компьютер - друг и помощник или угроза для здоровья?
Рассмотрим вначале его как друга и, конечно же, помощника…
-
Компьютер - это друг, с которым можно хорошо провести время: поиграть,
послушать музыку, посмотреть кино.
-
Компьютер - это помощник в учёбе. С его помощью можно узнать новое, повторить то, что уже знаешь, подготовить дополнительный материал к урокам.
-
Компьютер - это посредник в общении между пользователями.
-
Компьютер - это экскурсовод по «виртуальным» музеям, интересным местам,
странам.
-
Компьютер - это помощник, который поможет проверить знания в различных областях жизнедеятельности, сделать правильный выбор профессии, проверить свой IQ.
И это далеко не весь перечень того, для чего используется компьютер, а значит, можно бы было сделать однозначный вывод, что компьютер - польза.
Но, как любое устройство, при неправильном использовании компьютер может быть опасен. И эта опасность заключается в том, что он может создать проблемы для здоровья.
Основные вредные факторы, действующие на человека при работе за компьютером:
-
Стеснённая поза, сидячее положение в течение длительного времени
(казалось бы, за компьютером человек сидит в расслабленной позе, однако она является для организма вынужденной и неприятной: напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, отсюда остеохондроз, а у детей - сколиоз.)
-
Воздействие электромагнитного излучения монитора
(современные мониторы стали безопаснее для здоровья, но ещё не полностью. Вокруг монитора существуют электростатические и электромагнитные поля, от монитора исходит незначительное по интенсивности рентгеновское излучение…)
-
Утомление глаз, нагрузка на зрение
(именно из-за нагрузки на зрение через непродолжительное время у пользователя возникает головная боль и головокружение. Если работать на компьютере достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения)
-
Стресс при потере информации
(если в результате действия вирусов, поломке носителей, сбоях программ теряется важная и полезная информация, то это может вызвать нервозность, повышение давления, ухудшение сна…)
Исходя из этого, можно сделать однозначный вывод, что компьютер - это вред.
А если грамотно построить свою работу с компьютером?.. Специалисты дают различные советы, как правильно организовать работу на компьютере. Мне показались наиболее значимыми такие рекомендации:
-
необходимо правильно сидеть за компьютером (на предлагаемой схеме даются все необходимые рекомендации по правильной посадке);
-
необходимо правильно подобранная мебель (на предложенной схеме указаны оптимальные замеры по размерам и расположению мебели);
-
необходимо правильно организовать освещение компьютерного стола, солнечный свет не должен попадать на монитор, т.к. блики на экране способствуют утомлению глаз;
-
рекомендуется после работы на компьютере лицо умывать холодной водой;
-
рекомендуется до и после протирать монитор жидкостью для очистки экрана, следить за настройками монитора (яркость, контрастность и т.д.);
-
разместить в комнате аквариум или другие ёмкости с водой. Производить влажную уборку;
-
рекомендуется чередовать различные виды работ на компьютере. Оптимальная продолжительность непрерывных занятий с компьютером для учащихся начальной школы - не более 15 минут, основной школы - 20 минут, старшей школы - 25-30 минут. По истечении этого времени необходимо прерывать «общение» с компьютером, делать мини-зарядку и гимнастику для глаз;
-
если пользователь носит очки, то их нужно одевать и во время работы за компьютером;
-
нельзя работать за компьютером в болезненном или ослабленном состоянии. Это ещё больше утомит организм и замедлит процесс выздоровления.
Помимо рекомендаций хочется предложить комплекс упражнений, которые можно делать прямо за компьютером (приложение 1).
Вывод: если каждый пользователь задумается о сохранении собственного здоровья и безопасном «общении» с компьютером, то на поставленный вопрос в работе можно будет однозначно ответить: «Компьютер больше приносит пользы, чем вреда».
Практическая работа
Попробую теперь с помощью анкетирования дать ответ на вопрос моей работы.
Мною было опрошено 50 человек шестиклассников.
1 анкета.
-
Чем Вы занимаетесь в свободное время?
-
Сколько времени Вы проводите за компьютером?
-
При работе за компьютером Вы предпочитаете:
Вывод: анкета хоть и была небольшая, но в результате обработки видно:
-
многие опрошенные проводят свободное время за компьютером;
-
если учесть, что опрошенные это обучающиеся, то слишком много времени они проводят за компьютером;
-
основная масса опрошенных предпочитают компьютер использовать для игр.
Итог: многие не задумываются о том, что компьютер может им навредить, значит компьютер - польза.
2 анкета.
-
После работы за компьютером затуманивается ли у Вас зрение (предметы кажутся
неясными, расплывчатыми)?
а) никогда - 30;
б) иногда - 19;
в) всегда - 1.
2. Появляется ли у Вас головная боль во время работы за компьютером?
а) никогда - 21;
б) иногда - 29;
в) всегда - 0.
3. Появляется ли у Вас боль и усталость плеч и спины во время работы на компьютере?
а) никогда - 22;
б) иногда - 27;
в) всегда - 1.
4. Появляется ли у Вас боль и усталость рук, кистей и пальцев во время работы на компьютере?
а) никогда - 32;
б) иногда - 18;
в) всегда - 0.
5. Если происходит неожиданное отключение света, и Вы не сохранили необходимую информацию. У вас портится настроение?
а) никогда - 10;
б) иногда - 35;
в) всегда - 5.
6. Если у Вас при работе за компьютером устали глаза или спина вы:
а) делаете зарядку - 5;
б) прекращаете работу на компьютере - 11;
в) продолжаете работать - 34.
Вывод: в результате обработки видно, что сильных отклонений в здоровье не испытывает никто, но проблемы есть. Причём, последний вопрос показал, что подавляющее большинство не обращает внимание на возникающие проблемы.
Итог: после проведения этого опроса тяжело сделать окончательный вывод, что же всё
таки несёт в себе компьютер - вред или пользу.
Заключение
Можно очень долго рассуждать на тему пользы и вреда компьютера. Однако самое смешное кроется в том, что сам он не обладает ни признаком вредности, ни признаком полезности, точно так же, как и любой другой предмет. Ведь ножом можно резать хлеб, а можно и зарезать человека. И почему-то ещё никому не пришло в голову запретить ножи. Дело не в предметах, а в том как, кем и с какой целью они используются. Очевидно одно: всё хорошо в меру, и каждый человек должен нести ответственность за свою жизнь, знать, что для него вредно и гибельно, а что идёт на пользу.
Таким образом, могу сделать вывод, что компьютер, конечно, - умная машина, без которой мы, граждане 21 века, не представляем своего существования, но всегда надо помнить о его разумном использовании.
Приложение 1. Гимнастика за компьютером
-
Сидя на стуле, выпрямите спину, руки положите на колени. Отведите прямую правую руку в сторону, разверните корпус тела, провожая ладонь взглядом - вдох, положите руку снова на колени - выдох. Затем повторите движения левой рукой. Это упражнение активизирует ваше дыхание, и снимет напряжение с групп мышц грудного и шейного отдела.
-
Исходное положение то же. Согните руки в локтях, сжимая пальцы в кулак, носки ног при этом приподнимите над полом и потяните на себя. Опуская руки в исходное положение, приподнимите пальцы над полом, сделайте перекат с пятки на носок. Упражнение улучшает периферическое кровообращение.
-
Сложите руки в замочек, кисти захватывают предплечья. Делайте круговые движения перед собой вправо и влево. При этом разминаются затёкшие плечи, лопатки, грудные мышцы, улучшается работа суставов.
-
Исходное положение то же, что в первом и втором упражнениях. Согнутую в коленях ногу отставить в сторону, делая как бы шаг в сторону, вернитесь в исходное положение.
-
Одна нога выпрямлена, стопа на пятке, другая согнута, носок под стулом. Имитируйте ходьбу, попеременно меняя ноги. Упражнение улучшает работу суставов и мышц брюшного пресса.
-
Кисти к плечам. Поверните корпус тела, потянитесь локтем к спинке стула, это улучшит работу суставов позвоночника.
-
Руки за голову. Сделайте поворот направо, потом - налево. Упражнение разминает мышцы шеи и улучшает работу суставов в шейном позвоночнике.
-
Сядьте и плотно прижмитесь к спинке стула, позвоночник прямой. Плавно наклоните голову к плечу, затем сделайте несколько пружинящих поворотов головы в одну и другую стороны. Представьте, что на груди у вас лежит мячик и попробуйте столкнуть его подбородком. Глаза при этом открыты и следят за движением головы - тем самым параллельно делаете гимнастику для глаз. ВНИМАНИЕ: это упражнение нужно делать плавно и аккуратно, чтобы не заклинило шейные суставы.
Список используемой литературы
-
Гун Г.Е. Компьютер: как сохранить здоровье. Рекомендации для детей и взрослых. - СПб.: Издательский дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис», 2003 г.
-
Компьютер для детей. Энциклопедия. - М.: Аст-Пресс, 2001 г.
-
Журнал «Детская энциклопедия» № 10. Ломоносов и время - 2011 г.
-
Гимнастика за компьютером - vi-ta.ru/forum/archive/index.php/t-2600.html
-
Компьютер и ребёнок: все за и против - u-mama.ru/read/article.php?id=4816