Урок информатики по теме Электронные таблицы

Раздел Информатика
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

к уроку информатики в 9 классе по теме:

«Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронных таблиц. Данные в электронных таблицах».

Автор:

Шерстнёва Ирина Николаевна, учитель математики и нформатики, МКОУ «Пашковская средняя общеобразовательная школа»

Направление:

естественно-научное

Тема, класс:

Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронных таблиц. Данные в электронных таблицах, 9 класс

Тип:

Урок изучения нового материала

Характеристика класса

Общеобразовательный класс со средним показателем качества обученности

Программа:

Информатика 9 класс, автор Семакина И.Г.


Учебник:

«Информатика - базовый курс», 9 класс, Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л.


Раздел:

Табличные вычисления на компьютере

Количество часов: 175 учебных часов в год, 2 учебных часа в неделю


Тема «электронные таблицы» одна из наиболее применяемых на практике в разнообразной профессиональной деятельности выпускников, поэтому значимая. Ни одна фирма, организация, предприятие не может обойтись без вычислительных таблиц. Жизнь требует знаний и умений работы с массивными блоками чисел. Многие ученики поступают на экономические, финансовые и другие специальности, где в полной мере изучаются электронные таблицы. Умение работать с электронными таблицами необходимо при обучении в любом ВУЗе.

Государственные стандарты нового поколения установили основные требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным и предметным. Содержание раздела «Электронные таблицы» полностью отвечает данным требованиям. При работе с электронными таблицами возможно интенсивное развитие всех познавательных способностей учеников. Электронные таблицы являются действенным инструментом для исследовательской и проектной деятельности, задействования межпредметных связей.


Изучение раздела «Электронные таблицы» на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:


  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях; в частности знание математических инструментов, динамических (электронных) таблиц:


    • Таблица как средство моделирования.


    • Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению.


    • Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.


  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера, создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности - в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому; организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;


  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ


  • Воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, избирательного отношения к полученной информации


  • Выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда; в частности использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания простейших моделей объектов и процессов в виде динамических (электронных) таблиц.

Урок информатики по теме: « Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронных таблиц. Данные в электронных таблицах».

Тема и номер урока в теме: Тема: «Табличные вычисления на компьютере», Урок 3 (из 10).

Тип урока: изучение нового материала, урок целевого применения изученного.

Базовый учебник: «Информатика - базовый курс», 9 класс, Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л.

Цель урока:

Цели обучения:

  • освоить новые знания по теме " Электронная таблица Excel. Среда и принципы работы. Правила заполнения таблицы";

  • развить навыки работы в среде табличного процессора,

  • развивать интерес к решению задач,

  • сформировать навыки самостоятельной работы,

  • составления с помощью компьютера электронных документов.

Цели воспитания:

  • воспитание интереса к изучаемому материалу,

  • развитие познавательного интереса.

Цели развития:

  • развитие логического мышления, памяти, внимательности, умения работать с формулами.

Цели познавательные:

  • повышение интереса к занятиям информатикой,

  • развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся.







СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Форма предъявления информации

Деятельность учителя


Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

Организационный момент.

Постановка темы урока

Запись темы урока в тетрадь

2 мин

2

Теоретический материал урока

Презентация (1-8 слайд)

ЦОР

Общие характеристики табличного процессора. Структура ЭТ. Интерфейс ЭТ. Ввод информации в ЭТ. Демонстрация слайдов презентаций и интерактивного задания

Восприятие материала.

Запись в тетрадях.

20

3

Закрепление изученного материала

Презентация (9 слайд)

3

4

Практическая работа «Создание электронной таблицы»

Демонстрация задачи

Решение поставленной задачи проводится самостоятельно учащимися, используя пошаговый план работы.

15

5

Подведение итогов. Выставление оценок.

Презентация (10 слайд)

Обобщение изученного на уроке: что узнали нового.

Отвечают на вопросы.

3

6

Домашнее задание.

Комментарии к домашнему заданию

Записывают домашнее задание в дневник

2

Ход урока.

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке вы узнаете, какую специальную программу используют для работы с числовой информацией.

2. Теоретический материал урока

-Может кто-нибудь из вас знает, о какой программе идёт речь?

-Эта программа называется табличным процессором или электронной таблицей.

Программа EXCEL

-Программа EXCEL входит в состав стандартного пакета Microsoft Office наряду с другими полезными программами фирмы Microsoft. Но, на мой взгляд, EXCEL на много выделяется по своей функциональности от своих собратьев. И это понятно, ведь программа EXCEL это лучший, а иногда и главный помощник для бухгалтера, менеджера, налогового инспектора, конечно же, аудиторов всех мастей. То есть для всех тех, кто нашу жизнь переводит в столбики цифр и пытается составить хоть какую-нибудь систему отчетности.

-Для запуска программы можно воспользоваться главным меню рабочего стола Пуск/Программы/MS Excel. Либо нажать на панели быстрого доступа соответствующую иконку.

После активизации ярлыка осуществляется запуск программы, который имеет вид аналогичный текстовому процессору, который включает: текстовое меню, графическое меню (панель инструментов), рабочее поле. Только рабочее поле представлено в виде таблицы. (Презентация)

Урок информатики по теме Электронные таблицы

Документ, созданный в электронной таблице, называется рабочей книгой. Отдельными элементами книги являются листы. Книга первоначально содержит 3 листа, но при необходимости можно добавить листы с помощью команды Вставка/Лист.

Интерфейс MS Excel состоит из следующих частей

Урок информатики по теме Электронные таблицыУрок информатики по теме Электронные таблицы

Урок информатики по теме Электронные таблицы Урок информатики по теме Электронные таблицы

Рабочее поле ЭТ состоит из столбцов и строк. Каждый столбец имеет буквенное обозначение, начиная с буквы А. Каждая строка имеет свой номер. Для идентификации ячейки используется сочетание из имени столбца и номера строки и называется адресом ячейки. Например, самая первая ячейка имеет адрес А1. Ячейка, в которой находится курсор и выделенна рамкой, называется активной. Воздействовать можно только на активную ячейку. Как целостный объект можно использовать и диапазон ячеек, который обозначается именем левой верхней ячейки и именем правой нижней ячейки, разделенных двоеточием (например: А1:В7).

Урок информатики по теме Электронные таблицы

При выделении ячеек только по столбцу или по строке, сохраняется последовательность: верх-низ, лено-право.

Урок информатики по теме Электронные таблицы Урок информатики по теме Электронные таблицы

- Основными информационными объектами, обрабатываемыми электронной таблицей являются следующие типы данных: число, текст и формула. Именно тип данных влияет на возможные действия над этими объектами. До ввода чисел необходимо задать формат вводимых чисел, для этого необходимо:

• выделить диапазон ячеек;

• выбрать Формат/Ячейки;

• в появившемся окне задать необходимые параметры.

Для числовых форматов можно задать и число знаков после запятой, по умолчанию отображаются два десятичных знака. В качестве специализированных форматов числовых данныхможно выделить денежный и финансовый форматы, когда к числовым величинам добавляется и обозначение валюты (например, для рубленых сумм к числу добавляется р.). Для обозначения времени и даты используются собственные форматы, которые можно вводить по заданным типам (например, краткая запись даты вводится в виде 12.30.98). Для правильного оперирования данными необходимо всегда задавать формат ячейки до ввода чисел.

С числами в электронной таблице можно осуществлять различные математические действия (сложение, умножение, вычитание, деление, вычисление среднего значения, вычисление минимального и максимального значения и др.). Для выполнения вычислений необходимо установить курсор в нужной ячейке и ввести формулу.

Другим типом данных является текст - совокупность символов, используемая для оформления таблицы (заголовков, пояснений и т. д.). Текст или совокупность символов могут использоваться в логических выражениях, когда в зависимости от уровня идентификации получаем истинное или ложное значение. Формулой является выражение, задающее указание для математических вычислений. Выражение начинается со знака равенства (=), что позволяет программе отличить формулу от других данных.

(ЦОР school-collection.edu.)

Урок информатики по теме Электронные таблицы

3. Закрепление изученного материала (презентация)

Урок информатики по теме Электронные таблицы

4. Практическая работа «Создание электронной таблицы»

Задание: построить таблицу сложения трех целых чисел а, b, с, сохранив значение в переменной 1.

1 шаг. Запуск программы М$ Ехсеi

2 шаг. Создание заголовка

• Установить курсор мыши в ячейке А1 и выделить ее щелчком.

• Набрать текст «Сумма трех чисел.

• Нажатием клавиши «Еniег» вести набранный текст в активную ячейку рабочего листа1.

З шаг. Задание шапки таблицы

• вписать в ячейку А2- букву а;

• вписать в ячейку В2 - букву b;

• вписать в ячейку С2 - букву с;

• вписать в ячейку 02 - букву d.

4 шаг. Задание формата ячеек

• Выделить фрагмент А3:D7.

• Задать команду Формат/Ячейки.

• Выбрать вкладку число.

• В списке «Числовые форматы» выделить строку числовой.

• В поле «Число десятичных знаков» выбрать значение 0.

• Нажать кнопку «Оk».

Урок информатики по теме Электронные таблицы

5 шаг. Ввод исходных данных

• В ячейки А3, В3, С3 заносим любые целые числа (например, 3, 5, 7).

• Аналогично заполняем еще 4 строки.

6 шаг. Запись формул

• В ячейку D3 вносим запись = А3 + В3 + С3

• В ячейку D4 вносим запись = А4+ В4 + С4

• И т.д.

В итоге таблица должна иметь вид (только исходные числовые данные у всех будут разные):

7 шаг Сохранение результатов работы.

• Выбрать команду Файл/ Сохранить как..

• Задать имя файла.

• Нажать клавишу «Ok».

• Работа завершена.

5. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

- Для чего используется электронная таблица? (Для манипулирования числовыми данными.)

- В среде какой программы мы будем учиться работать с числовьтми данными? (Программа входит в пакет Мiсгоsoft Оffiсе и называется МS Ехсе!.)

- Назовите характерную отличительную черту электронной таблицы в сравнении с текстовьтм редактором? (Рабочее поле электронной таблицы представлено в виде таблицы.)

- Как называется документ созданный в среде электронной таблицы? (Документ созданный в электронной таблице называется рабочей книгой.)

- Какую особенность электронных таблиц вы заметили? (Здесь нужно обратить внимание учащихся на то, что в ячейке вместо формулы появляется результат решения, о чём в теории об этом не было сказано ни слова.)

6. Домашнее задание

Выучить основные понятия

































Домашнее задание

Тема: Правила заполнения таблиц



  1. Придумайте и сформулируйте условие задачи, для решения которой можно использовать следующую ЭТ




A

B

1

15

=A1/A4*100

2

30

=A2/A4*100

3

10

=A3/A4*100

4

=A1+A2+A3






2. В клетки ЭТ введены следующие формулы:

A1=8 A2=A1*10 A3=A2-A1 B1=A2/4 B2=(B1-A1)/6

Вычислите значения, которые будут отображены на экране в клетках ЭТ.

A1=

A2=

A3=

B1=

B2=

Домашнее задание

Тема: Правила заполнения таблиц



  1. Придумайте и сформулируйте условие задачи, для решения которой можно использовать следующую ЭТ




A

B

1

15

=A1/A4*100

2

30

=A2/A4*100

3

10

=A3/A4*100

4

=A1+A2+A3






2. В клетки ЭТ введены следующие формулы:

A1=8 A2=A1*10 A3=A2-A1 B1=A2/4 B2=(B1-A1)/6

Вычислите значения, которые будут отображены на экране в клетках ЭТ.

A1=

A2=

A3=

B1=

B2=



Практическая работа «Создание электронной таблицы»

Задание: построить таблицу сложения трех целых чисел а, b, с, сохранив значение в переменной 1.

1 шаг. Запуск программы МS Ехсеl

2 шаг. Создание заголовка

• Установить курсор мыши в ячейке А1 и выделить ее щелчком.

• Набрать текст «Сумма трех чисел.

• Нажатием клавиши «Еniег» вести набранный текст в активную ячейку рабочего листа1.

З шаг. Задание шапки таблицы

• вписать в ячейку А2- букву а;

• вписать в ячейку В2 - букву b;

• вписать в ячейку С2 - букву с;

• вписать в ячейку 02 - букву d.

4 шаг. Задание формата ячеек

• Выделить фрагмент А3:D7.

• Задать команду Формат/Ячейки.

• Выбрать вкладку число.

• В списке «Числовые форматы» выделить строку числовой.

• В поле «Число десятичных знаков» выбрать значение 0.

• Нажать кнопку «Оk».

Урок информатики по теме Электронные таблицы

5 шаг. Ввод исходных данных

• В ячейки А3, В3, С3 заносим любые целые числа (например, 3, 5, 7).

• Аналогично заполняем еще 4 строки.

6 шаг. Запись формул

• В ячейку D3 вносим запись = А3 + В3 + С3

• В ячейку D4 вносим запись = А4+ В4 + С4

• И т.д.

В итоге таблица должна иметь вид (только исходные числовые данные у всех будут разные):

7 шаг Сохранение результатов работы.

• Выбрать команду Файл/ Сохранить как..

• Задать имя файла.

• Нажать клавишу «Ok».

• Работа завершена.

Урок информатики по теме Электронные таблицы

16


© 2010-2022