Компетентностный подход в обучении информатики

Конкурентоспособность выпускника организаций профессионального образования сегодня требует от него умение осваивать новые технологии и способность быстро подстраиваться к постоянно меняющимся требованиям рынка рабочей силы. Сегодня в профессиональном образовании и не только, берет своё начало компетентностный подход, который позволяет: ·            облегчить работу преподавателя за счет постепенного повышения самостоятельности обучающихся; ·            приравнять цели обучения, стоящие перед пре...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Компетентностный подход в обучении информатики

Парфентьева Инга Юрьевна

Заместитель директора по учебной работе,

преподаватель информатики первой квалификационной категории

ГОУ СПО «Рыбницкий политехнический техникум»

г. Рыбница

E-mail: [email protected]


Конкурентоспособность выпускника организаций профессионального образования сегодня требует от него умение осваивать новые технологии и способность быстро подстраиваться к постоянно меняющимся требованиям рынка рабочей силы. Сегодня в профессиональном образовании и не только, берет своё начало компетентностный подход, который позволяет:

  • облегчить работу преподавателя за счет постепенного повышения самостоятельности обучающихся;

  • приравнять цели обучения, стоящие перед преподавателями, с целями обучающихся;

  • освободить время обучающихся за счет увеличения процента самостоятельных работ;

  • во время практического и производственного обучения состыковать обучающую, развивающую и воспитательную цели;

  • подготовить обучающихся к самообразованию.

Формирование компетентности - длительное становление, которое продолжается на протяжении всей жизни человека.

Данный подход основывается на двух первоочередных понятиях: «компетенция» и «компетентность».

Компетенция - совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности, необходимых для качественной продуктивной деятельности.

Компетентность - обладание человеком соответствующей компетенцией.

Компетентность - это готовность к выполнению определенных функций, а компетентностный подход в образовании есть не что иное, как целевая ориентация учебного процесса на формирование определенных компетенций [6].

Компетентностный подход возможен тогда, когда обучающийся освоит знания, умения, навыки и компетенции одновременно. Главное здесь отводится информатике как науке и учебной дисциплине, так как компетентности, получаемые на уроках информатики, преломляются обучающимися на различные дисциплины образовательной программы для формирования общего понимания получаемой профессии или специальности [1]. Важным результатом изучения данной дисциплины является формирование информационной и коммуникационной компетентности обучающихся.

Информационно-коммуникационную компетентность можно представить как способность индивидуально находить, выбирать репрезентативные данные, обрабатывать, хранить, накапливать их; создавать модели и проекты объектов и процессов, реализовывать проекты, в том числе самостоятельно или в составе группы.

Преподавание дисциплины может быть осуществлено с использованием компетентностного подхода. Стоит ли пересмотреть в корне структуру дисциплины информатики, выпустить модернизированные учебные и методические комплексы? Здорово, если бы разработчики учебных пособий могли пополнить содержание изучения данной дисциплины соответствующими заданиями. Вопросов очень много. Но если преподаватели хотят перейти к компетентностному подходу в обучении информатике, начинать надо с изучения стандарта профессионального образования третьего поколения.

В рамках разработанных стандартов уже можно использовать компетентностный подход в преподавании. Изменить наполнение обучения может преподаватель, используя задания предлагаемых направлений [2]:

  • задания с информацией, представленной в графическом виде;

  • задания, содержащие сверхинформацию;

  • задания с разными направлениями, требующие нескольких моделей решения;

  • задания поиска оптимальных показателей.

Используя в обучении уже имеющиеся задания, преподаватель может обратить внимание и на другие виды деятельности [3]:

  • использование мультимедиа;

  • работа с транслаторами;

  • разработка презентаций, сайтов, публикаций;

  • внедрение различных видов внеаудиторной работы [5].

Итак, чем в корне урок информатики отличен от остальных дисциплин основной профессиональной образовательной программы? Тем, что он оборудован компьютером и иной оргтехникой. А так же каждый обучающийся имеет индивидуальное рабочее место, а так же возможность пользоваться общими ресурсами; обучающиеся реже выходят к доске, зато выше оцениваются ответы с места. Это и есть условия для развития коммуникативных компетентностей [4]. Именно на уроках информатики активная индивидуальная деятельность обучающихся, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть на должном уровне организованы преподавателем. Наконец, учебную дисциплину информатика отличает индивидуальная заинтересованность обучающихся.

Следовательно, компетентностный подход делает упор только на обучающегося, с его саморазвитиемя. Это позволит нацелить преподавателя на вовлечение обучающихся в активную, осознанную образовательную среду, на развитие информационных, коммуникативных, учебно-познавательных компетенций и развитие личностного потенциала обучающегося, формирование самооценки, самоконтроля обучающегося и обратной связи преподавателя, что даст возможность показать высокие показатели успеваемости.

Обучающиеся нашего учебного заведения активно участвуют в различных видах общетехникумовских внеаудиторных мероприятий по предмету. В этом году планируется проведение зональных конференций с привлечением обучающихся организаций профессионального образования г. Дубоссары и г. Каменка.

В конечном счете можно подвести итог:

1. Переход к компетентностному обучению не наступит в один "назначенный Министерством Просвещения ПМР" момент. Мы должны работать в этом направлении.

3. Для достижения лучших результатов необходимо полноценно осуществлять внутренний контроль за процессом обучения.

4. Следует изменить методики преподавания информатики.

Библиографический список:

  1. Гафурова Н.В. О развитии ключевых компетентностей средствами информатики ito.su/2003/I/1/I-1-2317.html

  2. Скрипкина Ю. В. Уроки информатики как среда формирования ключевых компетенций. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 30 сентября. eidos.ru/journal/2007/0930-14.htm

  3. Тришина С.В., Хуторской А.В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования // Интернет-журнал "Эйдос". - 2004. - 22 июня. eidos.ru/journal/2004/0622-09.htm.

  4. Фалина И.Н. Компетентностный подход в обучении и стандарт образования по информатике // Информатика.2006.№7.

  5. Райхана и Рамиль Хамадеевы "Компетентностный подход в изучении информатики". Районная газета "Игенче", 2007 год. (статья);

  6. Солодовник Л.П., Обеспечение компетентностного подхода через обновление содержания образования и использование современных педтехнологий в обучении информатики (информационная подборка) [электронный ресурс]


© 2010-2022