- Преподавателю
- Информатика
- Реализация инновационного подхода в деятельности лаборатории информатики и ИКТ
Реализация инновационного подхода в деятельности лаборатории информатики и ИКТ
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Редрова Т.В. |
Дата | 26.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОДХОДА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛАБОРАТОРИИ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ
Редрова Т.В.
Балейский филиал ГПОУ «Читинский педагогический колледж»
Новая гуманистическая образовательная парадигма ставит перед образовательной системой важную задачу: подготовить образованного, творческого человека, умеющего адаптироваться к быстро меняющейся социально-экономической среде, рационально организующего самостоятельную деятельность. Изменения в образовательной системе нацелены на то, чтобы сделать ее более приспособленной к изменениям, происходящим в экономике, социальной жизни страны, интегрированной в мировую систему образования.
Внедрение в учебный процесс инновационных технологий является определяющей чертой современного образования. По мнению ряда, ученых понятие "инновация" возникло в девятнадцатом веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Сегодня в научной литературе имеется немало трактовок этого понятия, но все они сходятся в одном: инновация - это внедрение нового.
В настоящее время в современной российской системе образования происходят изменения, связанные с переходом к новой образовательной парадигме, в основе которой лежит компетентностный подход. Данный подход положен в основу Федеральных государственных стандартов. Внедрение ФГОС начального общего образования второго поколения в современную школу предполагает переориентацию приоритетов в подготовке будущих специалистов с процесса обучения на его результаты, диктуемые потребностями общества. Одним из необходимых результатов подготовки учителя начальных классов является его ИКТ-компетентность, позволяющая успешно адаптироваться молодому специалисту в образовательном пространстве школы. В Федеральном государственном образовательном стандарте заявлено: «Эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность сотрудников образовательного учреждения в решении профессиональных задач с использованием ИКТ».
Формирование ИКТ-компетентности будущих учителей в современных условиях является одной из наиболее важных задач системы высшего и среднего профессионального образования. Под информационно-коммуникационной компетентностью мы понимаем не только совокупность знаний, умений, навыков, формируемых в процессе обучения информатике и современным информационным и коммуникационным технологиям, но и личностно-деятельностную характеристику специалиста сферы образования, в высшей степени подготовленного к мотивированному использованию всей совокупности и разнообразия компьютерных средств и технологий в своей будущей педагогической деятельности.
Создание и развитие единой образовательной информационной среды в условиях культуросообразного образовательного процесса педагогического колледжа, обеспечивающей повышение качества образования в педагогическом колледже и формирование ИКТ-компетентности преподавателей и студентов послужило созданию на базе колледжа (далее регионального ресурсного центра «ИКТ в образовании» Читинского педагогического колледжа) лаборатории информатики и ИКТ.
Деятельность лаборатории информатики и ИКТ осуществляется по следующим направлениям:
-
Совершенствование уровня ИКТ-компетентности педагогического коллектива
Повышение уровня профессиональной компетенции преподавателей в области использования современных информационно-коммуникационных технологий осуществляется через участие в конкурсах, конференциях и семинарах разного уровня, публикации. Педагогический коллектив успешно использует в своей деятельности компьютерные технологии при проведении уроков, во внеурочных мероприятиях, при организации конференций, педагогических советов, мастер-классов.
Участники лаборатории информатики и ИКТ организуют и проводят мастер-классы, обучающие семинары-практикумы, цель которых создание условий для повышения уровня ИКТ-компетентности преподавателей и студентов:
-
Формирование электронного портфолио преподавателя.
-
Создание ЭУМК.
-
Организация дистанционного обучения: формирование электронного контента.
-
Использование интерактивных технологий в учебно-воспитательном процессе педагогического колледжа.
-
Создание интерактивных заданий в Smart Notebook.
В течение учебного года проводятся индивидуальные беседы и консультации преподавателей по вопросам использования ИКТ в учебном процессе, по работе в сети Интернет, с электронной почтой, с интерактивными технологиями.
Каждый преподаватель самостоятельно формирует банк накопленных материалов и переводит в электронную форму путем сканирования и набора документов. Сформированные данные оформляют в виде портфолио с помощью программных оболочек.
Преподаватели постоянно совершенствуются в области использования ИКТ в образовательном процессе, в этом им помогают курсы повышения квалификации. В течение 4 последних лет все преподаватели прошли курсы повышения квалификации в области ИКТ:
- на базе Балейского филиала Читинского педагогического колледжа по программам «Пользователь ПК», «ИКТ в образовании (работа с интерактивной доской)»;
- на базе регионального ресурсного центра «ИКТ в образовании» Читинского педагогического колледжа по программам «Конструирование современного урока с применением ИКТ», «ИКТ в образовании»;
- на базе института развития образования Забайкальского края по программам «Разработка и сопровождение курсов дистанционного обучения средствами LMS Moodle»;
- дистанционно - по программам «Интернет-ресурсы на уроках географии», «Компьютерные технологии повышения эффективности труда преподавателя».
Результатом прохождения курсов являются творческие проекты преподавателей, разработки интерактивных презентаций, сценарии уроков с применением ИКТ, разработанные дистанционные курсы.
-
Вовлечение преподавателей и студентов в информационно-образовательную среду филиала
Одной из наиболее эффективных технологий обучения студентов, связанных с развитием их ИКТ-компетентности, на наш взгляд, является организация проектной деятельности студентов с дальнейшей реализацией разработок во время прохождения педагогической практики.
Использование проектных технологий позволяют отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу студентов. Студенты не только получают сумму тех или иных знаний, но и учатся приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач.
Результаты проектной деятельности могут успешно использоваться во время практики пробных уроков, преддипломной практики. Например, студенты готовят мультимедийные и интерактивные презентации к урокам в начальной школе, разрабатывают мультимедийные сказки.
Студенты осваивают презентационный программный пакет для интерактивной доски (SmartNotebook), тестовые оболочки для создания компьютерных тестов (TestBielder), программы для видеомонтажа.
?????
-
Дайджест «Сохрани мир вокруг себя» был подготовлен группой студентов под руководством Редровой Т.В. для участия в заочном этапе конкурса педагогического мастерства среди студентов педагогических колледжей в 2013 году. Дайджест был отмечен высокими оценками жюри. В процессе работы студентам было предложено поразмышлять над темой проекта «Сохрани мир вокруг себя», был проведен опрос среди преподавателей колледж с одним лишь вопросом «Что значит для вас высказывание: сохрани мир вокруг себя?». По результатам опроса преподавателей и размышлений студентов было решено создать дайджест с идеей «Мир учителя - это мир школы». Все педагоги, на вопрос «Что значит - сохрани мир вокруг себя?», однозначно отвечали, что это, в первую очередь, сохранить душу ребенка чистой и воспитать его духовно-нравственным, глубоким человеком с устойчивой системой морально-нравственных ценностей. И тогда такой человек уже сам будет сохранять мир во всем мире, заботиться об окружающей среде.
Определившись с идеей дайджеста студенты приступили к практической реализации проекта - это изучение и подготовка материалов для представления (текст, картинки, видеоматериалы), освоение программной оболочки для создания дайджеста в форме мини-сайта (без публикации в сети). В результате работы студенты овладевали такими ИКТ-компетенциями, как владение приемами подготовки текстовых, графических и видеоматериалов средствами офисных технологий, владение простейшими приёмами сайтостроения, обеспечивающими возможность представления информации в форме сайта.
-
Социальный видеоролик о значимости профессии учитель также был представлен на краевом конкурсе педагогического мастерства среди студентов педагогических специальностей на заочном этапе. Материалы этого видео были обработаны, и сокращенный вариант уже был представлен на конкурсе «Точка зрения», проводимом в рамках молодежного педагогического проекта Общероссийского профсоюза. При работе над этим проектом студенты овладевали такими ИКТ-компетенциями, как владение приёмами обработки видеоматериалов средствами компьютерных программ видеомонтажа; отбор видеоинформации и выстраивание видеоряда с учетом сценарного плана.
-
Электронная книга памяти «Нам доверена память». Этот проект был создан по типу сайтостроения, содержит материалы Краеведческого музея Балейского района. На страницах книги памяти можно прочесть письма с фронта, познакомится с биографией учителей, ушедших на фронт, изучить именной список военнослужащих, призванных в ряды советских вооруженных сил из г. Балея, прикоснуться рукой к памяти через изучение документов того времени, побывать в поэтической гостиной и на вернисаже, где представлены стихи творческих людей нашего колледжа, рисунки учащихся и педагогов детской школы искусств г. Балея.
-
В данный момент ведется работа по реализации проекта «Виртуальный музей педагогического колледжа». Своими наработками готовы поделиться участники кружка Музееведение под руководством Нестеровой Марины Георгиевны.
…
Совместно с лабораторией ИКТ традиционно в колледже проводятся предметные недели естественнонаучных дисциплин. Они позволяют не только углубить знания по предмету, но и расширить кругозор студентов. План проведения предметной недели всегда разнообразен:
-
олимпиады по дисциплинам естественнонаучного цикла;
-
конкурсы «Занимательная информатика»;
-
конкурс «Клавогонки»;
-
викторина «Вездесущая информатика»;
-
фотоконкурс «Остановись, мгновение!»;
-
лектории, цель которых познакомить преподавателей и студентов колледжа с достижениями в области развития ИКТ, их внедрения в образовательный процесс, создание единого познавательного пространства¸ способствующего профессиональному самоопределению.
-
компьютерный практикум для студентов, желающих повышать свой уровень ИКТ-компетенции. На этих занятиях ребята знакомятся с технологиями обработки звуковой, графической, видеоинформации, учатся создавать слайд-шоу, видеоролики.
-
мастер-класс для студентов «Интерактивное взаимодействие в образовательном процессе»; «Электронное портфолио студента»
Результатом проведения компьютерных практикумов и мастер-классов являются электронные портфолио студентов, для создания которых им были предложены различные программные оболочки.
Вашему вниманию представляем портфолио Дружининой Елены, которое создано в бесплатном конструкторе сайтов Ucoz и опубликовано в сети (druginina.my1.ru/). Содержание портфолио раскрывает деятельность студентки во время обучения в колледже: образовательные и профессиональные достижения, научно-исследовательскую и проектную деятельность. Электронное портфолио является инструментом оценки ключевых компетенций студентов по профессиональным модулям.
способствуют формированию необходимых навыков рефлексии, т.е. самонаблюдению, размышлению. "Портфолио ученика" - инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда, рефлексии его собственной деятельности.
Портфолио в дальнейшем служит основой для составления резюме выпускника при трудоустройстве, для успешного прохождения вступительных испытаний в ВУЗы.
Лаборатория информатики и ИКТ привлекает к работе большое количество студентов и преподавателей. С целью сопровождения учебных занятий, семинаров, научно-практических конференций, информационно-публицистических программ, выступлений творческих коллективов участники лаборатории разрабатывают электронные ресурсы. Студенты, работающие в лаборатории, не просто дополнительно занимаются информатикой. Они являются прекрасными помощниками в деле обслуживания компьютеров, разрабатывают электронные материалы, необходимые на уроках, оказывают помощь преподавателям в организации электронных библиотек учебных материалов, являются генераторами идей по разработке информационных ресурсов колледжа.
В плане работы лаборатории значительное внимание уделяется взаимодействию с кафедрами преподавателей, студенческими группами, творческими лабораториями с целью изучения опыта организации различных форм эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в образовании. Так, например, совместно с лабораторией «Культура здоровья» ежегодно проводятся конкурсы видеороликов, слайд-шоу на темы здорового образа жизни. Для участия студентов в конференциях, семинарах, исследовательской деятельности лаборатория информатики и ИКТ оказывает помощь в видео и мультимедиа сопровождении. Для участия в районной конференции Гордеевой Алёны с темой «Телевизионные и компьютерные технологии как ведущий фактор снижения здоровья дошкольников» лаборатория подготовила видеоролик, показывающий заинтересованность детей к телевизионным и компьютерным технологиям.
3. Дополнительное образование
На базе лаборатории информатики и ИКТ с ноября 2012 года для учителей школ города и района организуются курсы повышения квалификации по программе «Использование ИКТ в образовательном процессе», целью которых является оказание методической поддержки в организации и выстраивании учебного процесса на основе информационно-коммуникационных технологий.
Как выбрать компьютер? Набрать и распечатать текстовый документ? Пообщаться с родными и близкими по Skype? Передать сообщение по электронной почте? С этими вопросами к нам пришли люди пожилого возраста, ветераны труда г. Балея и Балейского ра йона. Для этой группы были организованы курсы по повышению компьютерной грамотности.
Таким образом, ИКТ-компетентность будущего специалиста влияет на конкурентоспособность выпускника, повышает его потребность в постоянном саморазвитии, помогает стать самостоятельным и ответственным педагогом, которого ждёт современное общество. Наша лаборатория создает все необходимые условия для реализации выпускника, востребованность на рынке труда.