Реализация инновационного подхода в деятельности лаборатории информатики и ИКТ

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОДХОДА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛАБОРАТОРИИ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ

Редрова Т.В.

Балейский филиал ГПОУ «Читинский педагогический колледж»


Новая гуманистическая образовательная парадигма ставит перед образовательной системой важную задачу: подготовить образованного, творческого человека, умеющего адаптироваться к быстро меняющейся социально-экономической среде, рационально организующего самостоятельную деятельность. Изменения в образовательной системе нацелены на то, чтобы сделать ее более приспособленной к изменениям, происходящим в экономике, социальной жизни страны, интегрированной в мировую систему образования.

Внедрение в учебный процесс инновационных технологий является определяющей чертой современного образования. По мнению ряда, ученых понятие "инновация" возникло в девятнадцатом веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Сегодня в научной литературе имеется немало трактовок этого понятия, но все они сходятся в одном: инновация - это внедрение нового.

В настоящее время в современной российской системе образования происходят изменения, связанные с переходом к новой образовательной парадигме, в основе которой лежит компетентностный подход. Данный подход положен в основу Федеральных государственных стандартов. Внедрение ФГОС начального общего образования второго поколения в современную школу предполагает переориентацию приоритетов в подготовке будущих специалистов с процесса обучения на его результаты, диктуемые потребностями общества. Одним из необходимых результатов подготовки учителя начальных классов является его ИКТ-компетентность, позволяющая успешно адаптироваться молодому специалисту в образовательном пространстве школы. В Федеральном государственном образовательном стандарте заявлено: «Эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность сотрудников образовательного учреждения в решении профессиональных задач с использованием ИКТ».

Формирование ИКТ-компетентности будущих учителей в современных условиях является одной из наиболее важных задач системы высшего и среднего профессионального образования. Под информационно-коммуникационной компетентностью мы понимаем не только совокупность знаний, умений, навыков, формируемых в процессе обучения информатике и современным информационным и коммуникационным технологиям, но и личностно-деятельностную характеристику специалиста сферы образования, в высшей степени подготовленного к мотивированному использованию всей совокупности и разнообразия компьютерных средств и технологий в своей будущей педагогической деятельности.

Создание и развитие единой образовательной информационной среды в условиях культуросообразного образовательного процесса педагогического колледжа, обеспечивающей повышение качества образования в педагогическом колледже и формирование ИКТ-компетентности преподавателей и студентов послужило созданию на базе колледжа (далее регионального ресурсного центра «ИКТ в образовании» Читинского педагогического колледжа) лаборатории информатики и ИКТ.

Деятельность лаборатории информатики и ИКТ осуществляется по следующим направлениям:

  1. Совершенствование уровня ИКТ-компетентности педагогического коллектива

Повышение уровня профессиональной компетенции преподавателей в области использования современных информационно-коммуникационных технологий осуществляется через участие в конкурсах, конференциях и семинарах разного уровня, публикации. Педагогический коллектив успешно использует в своей деятельности компьютерные технологии при проведении уроков, во внеурочных мероприятиях, при организации конференций, педагогических советов, мастер-классов.

Участники лаборатории информатики и ИКТ организуют и проводят мастер-классы, обучающие семинары-практикумы, цель которых создание условий для повышения уровня ИКТ-компетентности преподавателей и студентов:

  1. Формирование электронного портфолио преподавателя.

  2. Создание ЭУМК.

  3. Организация дистанционного обучения: формирование электронного контента.

  4. Использование интерактивных технологий в учебно-воспитательном процессе педагогического колледжа.

  5. Создание интерактивных заданий в Smart Notebook.

В течение учебного года проводятся индивидуальные беседы и консультации преподавателей по вопросам использования ИКТ в учебном процессе, по работе в сети Интернет, с электронной почтой, с интерактивными технологиями.

Каждый преподаватель самостоятельно формирует банк накопленных материалов и переводит в электронную форму путем сканирования и набора документов. Сформированные данные оформляют в виде портфолио с помощью программных оболочек.

Преподаватели постоянно совершенствуются в области использования ИКТ в образовательном процессе, в этом им помогают курсы повышения квалификации. В течение 4 последних лет все преподаватели прошли курсы повышения квалификации в области ИКТ:

- на базе Балейского филиала Читинского педагогического колледжа по программам «Пользователь ПК», «ИКТ в образовании (работа с интерактивной доской)»;

- на базе регионального ресурсного центра «ИКТ в образовании» Читинского педагогического колледжа по программам «Конструирование современного урока с применением ИКТ», «ИКТ в образовании»;

- на базе института развития образования Забайкальского края по программам «Разработка и сопровождение курсов дистанционного обучения средствами LMS Moodle»;

- дистанционно - по программам «Интернет-ресурсы на уроках географии», «Компьютерные технологии повышения эффективности труда преподавателя».

Результатом прохождения курсов являются творческие проекты преподавателей, разработки интерактивных презентаций, сценарии уроков с применением ИКТ, разработанные дистанционные курсы.


  1. Вовлечение преподавателей и студентов в информационно-образовательную среду филиала

Одной из наиболее эффективных технологий обучения студентов, связанных с развитием их ИКТ-компетентности, на наш взгляд, является организация проектной деятельности студентов с дальнейшей реализацией разработок во время прохождения педагогической практики.

Использование проектных технологий позволяют отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу студентов. Студенты не только получают сумму тех или иных знаний, но и учатся приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач.

Результаты проектной деятельности могут успешно использоваться во время практики пробных уроков, преддипломной практики. Например, студенты готовят мультимедийные и интерактивные презентации к урокам в начальной школе, разрабатывают мультимедийные сказки.

Студенты осваивают презентационный программный пакет для интерактивной доски (SmartNotebook), тестовые оболочки для создания компьютерных тестов (TestBielder), программы для видеомонтажа.

?????

  1. Дайджест «Сохрани мир вокруг себя» был подготовлен группой студентов под руководством Редровой Т.В. для участия в заочном этапе конкурса педагогического мастерства среди студентов педагогических колледжей в 2013 году. Дайджест был отмечен высокими оценками жюри. В процессе работы студентам было предложено поразмышлять над темой проекта «Сохрани мир вокруг себя», был проведен опрос среди преподавателей колледж с одним лишь вопросом «Что значит для вас высказывание: сохрани мир вокруг себя?». По результатам опроса преподавателей и размышлений студентов было решено создать дайджест с идеей «Мир учителя - это мир школы». Все педагоги, на вопрос «Что значит - сохрани мир вокруг себя?», однозначно отвечали, что это, в первую очередь, сохранить душу ребенка чистой и воспитать его духовно-нравственным, глубоким человеком с устойчивой системой морально-нравственных ценностей. И тогда такой человек уже сам будет сохранять мир во всем мире, заботиться об окружающей среде.

Определившись с идеей дайджеста студенты приступили к практической реализации проекта - это изучение и подготовка материалов для представления (текст, картинки, видеоматериалы), освоение программной оболочки для создания дайджеста в форме мини-сайта (без публикации в сети). В результате работы студенты овладевали такими ИКТ-компетенциями, как владение приемами подготовки текстовых, графических и видеоматериалов средствами офисных технологий, владение простейшими приёмами сайтостроения, обеспечивающими возможность представления информации в форме сайта.

  1. Социальный видеоролик о значимости профессии учитель также был представлен на краевом конкурсе педагогического мастерства среди студентов педагогических специальностей на заочном этапе. Материалы этого видео были обработаны, и сокращенный вариант уже был представлен на конкурсе «Точка зрения», проводимом в рамках молодежного педагогического проекта Общероссийского профсоюза. При работе над этим проектом студенты овладевали такими ИКТ-компетенциями, как владение приёмами обработки видеоматериалов средствами компьютерных программ видеомонтажа; отбор видеоинформации и выстраивание видеоряда с учетом сценарного плана.

  2. Электронная книга памяти «Нам доверена память». Этот проект был создан по типу сайтостроения, содержит материалы Краеведческого музея Балейского района. На страницах книги памяти можно прочесть письма с фронта, познакомится с биографией учителей, ушедших на фронт, изучить именной список военнослужащих, призванных в ряды советских вооруженных сил из г. Балея, прикоснуться рукой к памяти через изучение документов того времени, побывать в поэтической гостиной и на вернисаже, где представлены стихи творческих людей нашего колледжа, рисунки учащихся и педагогов детской школы искусств г. Балея.

  3. В данный момент ведется работа по реализации проекта «Виртуальный музей педагогического колледжа». Своими наработками готовы поделиться участники кружка Музееведение под руководством Нестеровой Марины Георгиевны.

Совместно с лабораторией ИКТ традиционно в колледже проводятся предметные недели естественнонаучных дисциплин. Они позволяют не только углубить знания по предмету, но и расширить кругозор студентов. План проведения предметной недели всегда разнообразен:

  • олимпиады по дисциплинам естественнонаучного цикла;

  • конкурсы «Занимательная информатика»;

  • конкурс «Клавогонки»;

  • викторина «Вездесущая информатика»;

  • фотоконкурс «Остановись, мгновение!»;

  • лектории, цель которых познакомить преподавателей и студентов колледжа с достижениями в области развития ИКТ, их внедрения в образовательный процесс, создание единого познавательного пространства¸ способствующего профессиональному самоопределению.

  • компьютерный практикум для студентов, желающих повышать свой уровень ИКТ-компетенции. На этих занятиях ребята знакомятся с технологиями обработки звуковой, графической, видеоинформации, учатся создавать слайд-шоу, видеоролики.

  • мастер-класс для студентов «Интерактивное взаимодействие в образовательном процессе»; «Электронное портфолио студента»

Результатом проведения компьютерных практикумов и мастер-классов являются электронные портфолио студентов, для создания которых им были предложены различные программные оболочки.

Вашему вниманию представляем портфолио Дружининой Елены, которое создано в бесплатном конструкторе сайтов Ucoz и опубликовано в сети (druginina.my1.ru/). Содержание портфолио раскрывает деятельность студентки во время обучения в колледже: образовательные и профессиональные достижения, научно-исследовательскую и проектную деятельность. Электронное портфолио является инструментом оценки ключевых компетенций студентов по профессиональным модулям.

способствуют формированию необходимых навыков рефлексии, т.е. самонаблюдению, размышлению. "Портфолио ученика" - инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда, рефлексии его собственной деятельности.

Портфолио в дальнейшем служит основой для составления резюме выпускника при трудоустройстве, для успешного прохождения вступительных испытаний в ВУЗы.

Лаборатория информатики и ИКТ привлекает к работе большое количество студентов и преподавателей. С целью сопровождения учебных занятий, семинаров, научно-практических конференций, информационно-публицистических программ, выступлений творческих коллективов участники лаборатории разрабатывают электронные ресурсы. Студенты, работающие в лаборатории, не просто дополнительно занимаются информатикой. Они являются прекрасными помощниками в деле обслуживания компьютеров, разрабатывают электронные материалы, необходимые на уроках, оказывают помощь преподавателям в организации электронных библиотек учебных материалов, являются генераторами идей по разработке информационных ресурсов колледжа.

В плане работы лаборатории значительное внимание уделяется взаимодействию с кафедрами преподавателей, студенческими группами, творческими лабораториями с целью изучения опыта организации различных форм эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в образовании. Так, например, совместно с лабораторией «Культура здоровья» ежегодно проводятся конкурсы видеороликов, слайд-шоу на темы здорового образа жизни. Для участия студентов в конференциях, семинарах, исследовательской деятельности лаборатория информатики и ИКТ оказывает помощь в видео и мультимедиа сопровождении. Для участия в районной конференции Гордеевой Алёны с темой «Телевизионные и компьютерные технологии как ведущий фактор снижения здоровья дошкольников» лаборатория подготовила видеоролик, показывающий заинтересованность детей к телевизионным и компьютерным технологиям.

3. Дополнительное образование

На базе лаборатории информатики и ИКТ с ноября 2012 года для учителей школ города и района организуются курсы повышения квалификации по программе «Использование ИКТ в образовательном процессе», целью которых является оказание методической поддержки в организации и выстраивании учебного процесса на основе информационно-коммуникационных технологий.

Как выбрать компьютер? Набрать и распечатать текстовый документ? Пообщаться с родными и близкими по Skype? Передать сообщение по электронной почте? С этими вопросами к нам пришли люди пожилого возраста, ветераны труда г. Балея и Балейского ра йона. Для этой группы были организованы курсы по повышению компьютерной грамотности.

Таким образом, ИКТ-компетентность будущего специалиста влияет на конкурентоспособность выпускника, повышает его потребность в постоянном саморазвитии, помогает стать самостоятельным и ответственным педагогом, которого ждёт современное общество. Наша лаборатория создает все необходимые условия для реализации выпускника, востребованность на рынке труда.


© 2010-2022