Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс

Раздел Информатика
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

8 класс

Пояснительная записка


Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика» для 8 класса II ступени обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и примерной программы основного образования по информатике и информационным технологиям опубликованной в сборнике программ для общеобразовательных учреждений («Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,2005).

Данная программа учитывает многоуровневую структуру предмета «Информатика и ИКТ», которая рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно - коммуникационных технологий.

Преподавание курса «Информатика 8 класс» в основной школе на базовом уровне ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входит:

- Учебник. Н. Д. Угринович. Информатика и ИКТ. 8 класс. - М.: БИНОМ;

- Информатика. Задачник-практикум в 2т./Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера-М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000.

Изучение информатики на второй ступени обучения средней общеобразовательной школы в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научного представления об информации, информационных процессов, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий.






Задачи:

  • обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися системой знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования;

  • формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету;

  • выявление и развитие их творческих способностей;

  • ориентация на профессии, существенным образом связанные с информатикой;

  • развитие умения проводить анализ действительности для построения информационной модели и изображать ее с помощью какого-либо системно-информационного языка;

  • обеспечить вхождение учащихся в информационное общество.

  • формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность;

  • формирование у школьника представления об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества;

  • научить каждого учащегося пользоваться средствами ИКТ (текстовый процессор, табличный процессор и др.).

Обоснование изменения количества часов на изучение отдельных тем курса:

- изучение темы «Кодирование и обработка числовой информации» увеличено на 2 часа в связи с тем, что задания данной темы входят как в базовый, так и в повышенный уровень заданий ГИА. При дальнейшем изучении курса «Информатика и ИКТ» к кодированию и обработке числовой информации не возвращаемся и т.к. социальное партнёрство в рамках программы развития школы в программе не предусмотрено.


Соответствие распределения часов по темам авторской и рабочей программы

№ п/п

Тема

Кол-во часов в программе

комментарий

примерной

рабочей

1

Информация и информационные процессы

10

10

из них П.Р. - 1ч, К.Р. - 1ч

Без изменений

2

Кодирование и обработка текстовой информации

11

11

из них П.Р. -7ч, К.Р. - 1ч

Без изменений

3

Кодирование и обработка числовой информации

12

12+1*+1**

из них П.Р. -4ч, К.Р. - 1ч

1* - внеклассное мероприятие в рамках предметной декады (из резерва)

1** -интегрированный урок с математикой

(из резерва)

4

Резерв

2

0


ИТОГО

35

35



Ведущая тема

Тема «Информация и информационные процессы» является ведущей т.к. на протяжении всего курса информатики данная тема изучалась в ознакомительном порядке, а при анализе материалов ГИА по информатике в 9 классе видно, что предложено 30% заданий по данной теме. Этим обусловлен выбор ведущей темы курса.

Место курса в учебном плане

Изучение базового курса информатики рекомендуется проводить на второй ступени общего образования. В федеральном базисном учебном плане предусматривается 105 учебных часов на изучение курса «Информатика и ИКТ» в основной школе, из них 35 часов в 8 классе (1 час в неделю).

В базисном учебном плане ОУ РФ на изучение курса информатики в 8 классе отводится 35 часов, что соответствует УП образовательного учреждения. Для реализации межпредметных связей и социального партнёрства в рамках программы развития школы в изучение темы «Кодирование и обработка числовой информации» добавлено +1* час - внеклассное мероприятие в рамках предметной декады (экскурсия)+1** час - интегрированный урок с математикой.

В течение года проводится 12 практических работ и 3 контрольных работы


Общая характеристика учебного предмета

Информационные процессы и информационные технологии являются сегодня приоритетными объектами изучения на всех ступенях школьного курса информатики. Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. В соответствии со структурой школьного образования вообще (начальная, основная и профильная школы), сегодня выстраивается многоуровневая структура предмета «Информатики и ИКТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно - коммуникационных технологий.

Основным предназначением образовательной области «Информатика» на II ступени обучения базового уровня являются получение школьниками представление о сущности информационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, классификация информации, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т.д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать основы научного мировоззрения.


Требования к уровню подготовки учащихся

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: компьютерный практикум для данного курса предполагает практические работы разного уровня сложности. Система заданий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Не только практические работы, но и самостоятельная домашняя творческая работа по поиску информации, задания на поиск нестандартных способов решения, работа с терминологическим словарем в конце учебника способствуют этому. Для седьмых классов важным можно считать и развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов - в плане это является основой для целеполагания. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в форме публичной презентации. Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности. На уроках по теме «Технология обработки графической информации» овладевают коммуникативными, общекультурными, эстетическими навыками, умениями презентовать результаты своего труда, которые являются востребованными в любой предметной области. С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

В результате обучения информатике обучаемые должны:

знать/понимать:

  • и правильно применять на бытовом уровне понятия "информация";

  • что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);

  • что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;

  • назначение и возможности редактора Microsoft Word;

  • назначение и возможности редактора Excel;

  • что данные - это закодированная информация;

  • что тексты и изображения - это информационные объекты;

  • виды информационных процессов;

  • примеры источников и приемников информации;

  • что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами;

  • единицы измерения количества информации;

  • принцип дискретного (цифрового) представления информации;

  • правила построения диаграмм.

уметь:

  • различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;

  • применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;

  • использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого: иметь начальные навыки использования компьютерной техники;

  • переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;

  • выбирать тип диаграммы в зависимости от цели ее создания;

  • создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций.

Направленность курса - развивающая, обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы.

Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 минут), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов - интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретического и практического компонентов курса основной школы - 50х50. При выполнении практикумов предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов.


Тематическое содержание курса

Тема 1. Информация и информационные процессы - 10 часов.

Информация в живой и неживой природе. Человек и информация. Информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.


Практические работы:

Практическая работа № 1 «Перевод единиц измерения количества информации»

Знать/понимать:

  • и правильно применять на бытовом уровне понятия "информация";

  • виды информационных процессов;

  • примеры приемников и источников информации;

  • единицы измерения информации.

Уметь:

  • различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

  • кодировать информацию с помощью знаковых систем;

  • определять количество информации в тексте.

Необходимые общеучебные умения, навыки (ОУУН):

  • учебно-информационные (умение пользоваться словарями, справочниками, составлять опорные конспекты);

  • учебно-интеллектуальные (классифицировать и анализировать учебный материал).


Тема 2. Кодирование и обработка текстовой информации - 11 часов.

Кодирование текстовой информации. Кодирование русского алфавита. Создание и редактирование документов. Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы. Параметры шрифта, параметры абзаца. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Проверка правописания. Создание и сохранение документов в различных текстовых форматах. Печать документа.

Практические работы:

Практическая работа №2 «Кодирование текстовой информации»

Практическая работа №3 «Создание и редактирование текстового документа»

Практическая работа №4 «Форматирование символов и абзацев»

Практическая работа №5 «Создание и форматирование списков»

Практическая работа №6 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными»

Практическая работа №7 «Создание гипертекстового документа»

Практическая работа №8 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря»

Знать:

  • возможности текстового редактора;

  • основные операции редактирования текста;

  • основные операции форматирования текста;

Уметь:

  • работать с конкретным текстовым редактором (процессором);

  • выполнять основные операции редактирования и форматирования текстового документа;

  • кодировать и декодировать текст.

Необходимые общеучебные умения, навыки (ОУУН):

  • учебно-информационные (умение пользоваться словарями, справочниками, составлять опорные конспекты);

  • учебно-интеллектуальные (классифицировать и анализировать учебный материал).

Тема 3. Кодирование и обработка числовой информации - 13 часов

Кодирование числовой информации. Системы счисления. Перевод чисел в позиционных системах счисления. Представление чисел в компьютере. Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки). Типы данных. Построение диаграмм и графиков. Основные параметры диаграмм.

Внеклассное мероприятие в рамках предметной недели (+1ч из резерва)

Интеграция с курсом математики по теме «Построение и исследование графиков функции» (1ч из резерва)

Практические работы:

Практическая работа №9 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»

Практическая работа №10 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах»

Практическая работа №11 «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах»

Практическая работа №12 «Построение диаграмм различных типов»

Знать:

  • принципы записи чисел в позиционных системах счисления;

  • способы перевода чисел из одной системы счисления в другую;

  • возможности табличного процессора;

  • основные операции редактирования табличного документа;

  • основные операции форматирования текста;

Уметь:

  • переводить целые и дробные числа из двоичной системы счисления в десятичную и обратно;

  • переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;

  • выполнять арифметические действия в двоичной системе счисления;

  • работать с конкретным табличным процессором;

  • выполнять основные операции редактирования и форматирования табличного документа;

  • выбирать тип диаграммы в зависимости от цели ее создания;

  • создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций.

Необходимые общеучебные умения, навыки (ОУУН):

  • учебно-информационные (умение пользоваться словарями, справочниками, составлять опорные конспекты);

  • учебно-интеллектуальные (классифицировать и анализировать учебный материал).


Материально - техническое обеспечение учебного процесса

Преподавание нового курса «Информатика 8 класс» в основной школе на базовом уровне ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входит:

1. Информатика и ИКТ. Учебник для 8 класса. - М.: БИНОМ, Лаборатория базовых знаний.

2. Информатика. Задачник-практикум в 2т./Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера-М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000.

3. Информатика и ИКТ. Практикум. Угринович Н.Д. и др. - М.: БИНОМ, Лаборатория базовых знаний.

4. Информатика и ИКТ. Комплект плакатов и методическое пособие. Самылкина Н.Н. и др.

Перечень средств ИКТ, используемых для реализации настоящей программы:

Аппаратные средства: мультимедийные ПК; локальная сеть; глобальная сеть; мультимедиапроектор; принтер; сканер; интерактивная доска.

Программные средства:операционная система Windows; полный пакт офисных приложений MicrosoftOffice; растровые и векторные графические редакторы; тестовый комплекс.

Электронные ресурсы:

Презентации: «Информационные процессы», «Подходы к измерению количества информации», «ТЕКСТОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ И ТЕХНОЛОГИИ ИХ СОЗДАНИЯ», «СОЗДАНИЕ ТЕКСТОВЫХ ДОКУМЕНТОВ НА КОМПЬЮТЕРЕ»


Тематическое планирование


Тема урока

Элементы содержания урока

(проверяемые заданиями КИМ)

Формируемые компетенции:

информационно-коммуникативную, т.е. метапредметные результаты

Примечание *(уроки здоровья, интерактивное обучение, ИКТ технологии, бинарные уроки, интегрированные уроки, экскурсии)

Дата

Дата

8А(1) и 8А(2)

8Б(1) и 8Б(2)

План

Факт

План

Факт

I. Информация и информационные процессы - 10 часов

Техника безопасности в кабинете информатики. Информация в живой и неживой природе.

Информация, информационные объекты различных видов. Информационные сигналы

Умение выделять, называть, читать, описывать объекты реальной действительности

Презентация


7.09


02.09


Человек: информация и информационные процессы.

Способы восприятия информации. Язык как способ представления информации.

Умение объяснять взаимосвязь первоначальных понятий информатики и объектов

Презентация

14.09


09.09


Информация и информационные процессы в технике.

Информационные процессы замкнутых и разомкнутых систем

Умение создавать информационные модели процессов из разных областей знаний

Презентация, тест

21.09


16.09


Знаки: форма и значение.

Виды знаков (зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые). Сигналы.

Умение осознанно строить высказывания в устной и письменной форме

Самостоятельная работа

28.09


23.09


Знаковые системы. Кодирование информации

Язык как форма представления информации. Естественные и формальные языки.

Умение осознанно строить высказывания в устной и письменной форме

Презентация

12.10


30.09


Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации

Дискретная форма представления информации. Количество информации в сообщении.

Умение извлекать необходимой информации из прослушанных текстов

Самостоятельная работа

19.10


14.10


Практическая работа № 1 «Перевод единиц измерения количества информации»

Контроль и оценка знаний, умений

Умение использовать различные средства самоконтроля.

Практическая работа № 1

26.10


21.10


Алфавитный подход к определению количества информации.

Мощность алфавита. Количество информации в тексте. Информационная емкость знака.

Выбор оснований и критериев для сравнения


2.11


28.10


Решение задач «Количество информации»

Количество информации в сообщении

Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.

Тест

9.11


25.11


Контрольная работа №1 «Количество информации»

Контроль и оценка качества ЗУН

формирование умения организации, планирования, самооценки учебно-познавательной деятельности.

Контрольная работа №1

16.11


11.11


II. Кодирование и обработка текстовой информации -11 часов

Кодирование текстовой информации. Практическая работа №2 «Кодирование текстовой информации»


Количество информации, двоичное кодирование информации в компьютере. Кодировки знаков, кодовые таблицы.

Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.

Практическая работа №2

23.11


2.12


Создание и редактирование текстовых документов. Сохранение и печать документов.

Практическая работа №3 «Создание и редактирование текстового документа»

Интерфейс, основные инструменты и команды для создания документов.

Использование предложенных схем классификации для структурирования информации

Практическая работа №3

30.11


9.12


Форматирование документа.

Практическая работа №4 «Форматирование символов и абзацев»

Форматирование символов, основные параметры определяющие внешний вид символов

Использование предложенных схем классификации для структурирования информации

Практическая работа №4

7.12


16.12


Нумерованные и маркированные списки.

Нумерованные и маркированные многоуровневые списки

Использование предложенных схем классификации для структурирования информации


14.12


23.12


Практическая работа №5 «Создание и форматирование списков»

Контроль и оценка знаний, умений

Формирование умений определения адекватных способов решения учебной задачи

Практическая работа №5

21.12


30.12


Стили форматирования. Оглавление.

Стилевое форматирование. Электронное оглавление

Использование предложенных схем классификации для структурирования информации


28.12


13.01


Таблицы.

Практическая работа №6 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными»

Создание таблицы, форматирование таблицы. Границы и заливка. вычисления в таблице

Умение планировать последовательность действий для достижения учебной цели

Практическая работа №6

11.01


20.01


Гипертекст.

Гиперссылка

Использование известной схемы для обработки информации


18.01


27.01


Практическая работа №7 «Создание гипертекстового документа»

Контроль и оценка знаний, умений

Формирование умений определения адекватных способов решения учебной задачи

Практическая работа №6

25.01


3.02


Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов.

Практическая работа №8 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря»

Контроль и оценка знаний, умений

Формирование умений определения адекватных способов решения учебной задачи

Практическая работа №8

1.02


10.02


Контрольная работа № 2 «Кодирование и обработка текстовой информации»

Контроль и оценка знаний, умений

Использование известной схемы для обработки информации

Контрольная работа № 2

8.02


17.02


Представление числовой информации с помощью систем счисления.

Практическая работа №9 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»

Понятие систем счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления

Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом виде

Презентация:

«Системы счисления» Практическая работа №9

15.02


24.02


Перевод чисел в позиционных системах счисления

Алгоритм перевода числа из одной с.с. в другую с.с., и обратно

Умение преобразовывать одни формы представления в другие

Тест

29.02


02.03


Арифметические операции в позиционных системах счисления. Представление чисел в компьютере.

Правила сложения и вычитания в двоичной с.с.

Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.

тест

7.03


9.03


Решение задач «Арифметические операции в позиционных системах счисления»

Применение правил сложения и вычитания в двоичной с.с.

Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.

Самостоятельная работа

14.03


16.03


Электронные таблицы. Основные типы данных.

Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных.

Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом виде

Тест

21.03


23.03


Правила записи, использования и копирования формул в ТП.

Копирование с использованием протягивания

Использование известной схемы для обработки информации


28.03


30.03


Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.

Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом виде


04.04


13.04


Практическая работа №10 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах»

Контроль и оценка знаний, умений

Объективное оценивание своих учебных достижений, уметь соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности

Практическая работа №10

11.04


20.04


Встроенные функции.


Виды встроенных функций и их назначение

Умение самостоятельно: выявлять проблему в ситуациях избыточной информации, находить альтернативные пути и средства решения задач.


Контрольная работа

18.04


27.04


Практическая работа №11 «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах»

Отработка практических навыков при решении задач

Объективное оценивание своих учебных достижений, уметь соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности

Практическая работа №11

25.04


4.05


Построение диаграмм и графиков. Основные параметры диаграмм.

Практическая работа №12 «Построение диаграмм различных типов»

Типы диаграмм. Ряды данных и категории

Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом виде

Практическая работа №12

2.05


11.05


Повторение «Кодирование и обработка числовой информации»




16.05


18.05


Контрольная работа №3 по теме «Кодирование и обработка числовой информации»

Контроль и оценка знаний, умений

использование известной схемы для обработки информации

Контрольная работа №3

23.05



25.05


Повторение





30.05


25.05

















© 2010-2022