Рабочая учебная программа по информатике 6 класс

         Рабочая учебная программа составлена на основе Основной образовательной программы основного общего образования МОУ СОШ №5 и авторской программы Л.Л. Босовой «Информатика и ИКТ учебная программа и поурочное планирование для 5-7 классов» 2-е издание М: «БИНОМ. Лаборатория знаний» 2011г.          Данная авторская рабочая программа выбрана для реализации так как программой предусмотрено проведение непродолжительных проверочных работ (10-15 мин), направленных на отработку отдельных технологи...
Раздел Информатика
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
    1. Пояснительная записка

  1. Рабочая учебная программа составлена на основе Основной образовательной программы основного общего образования МОУ СОШ №5 и авторской программы Л.Л. Босовой «Информатика и ИКТ учебная программа и поурочное планирование для 5-7 классов» 2-е издание М: «БИНОМ. Лаборатория знаний» 2011г.

  2. Данная авторская рабочая программа выбрана для реализации так как программой предусмотрено проведение непродолжительных проверочных работ (10-15 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов - интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для обучающихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Часть практической работы (прежде всего, подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу обучающихся или проектную деятельность; работа разбита на части и осуществляется в течение нескольких недель.

Программа рассчитана 35 часов (1 час в неделю).

Программой предусмотрено проведение:

  • контрольных работ - 6

  • практических работ -17

В учебнике представлена логика обучения пропедевтическому курсу информатике и ИКТ в 6 классе, которая отражает идею о том, что данный этап является наиболее благоприятным для формирования инструментальных ресурсов развития личности, что позволяет достичь метапредметных образовательных результатов на:

  • усиление культурологической составляющей школьного образования;

  • развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.

В основу курса информатики и ИКТ для 6 класса положены следующие идеи и задачи:

  • целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном непрерывного курса информатики и ИКТ.

  • научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых);

  • практическая направленность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на формирование у школьников умений и навыков, которые в современных условиях становятся необходимыми не только на уроках информатики, но и в учебной деятельности по другим предметам, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в повседневной жизни, в дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его;

  • дидактическая спираль как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием, предполагающее учет имеющегося опыта обучаемых; затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах;

  • развивающее обучение - обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы и т.д.


Содержание учебного материала

1. Компьютер и информация (12 ч)

Компьютер - универсальная машина для работы с информацией. Файлы и папки.

Как информация представляется в компьютере, или Цифровые данные. Двоичное кодирование числовой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Тексты в памяти компьютера. Изображения в памяти компьютера. Единицы измерения информации.

История вычислительной техники.

История счета и систем счисления.

2. Человек и информация (12 ч)

Информация и знания.

Чувственное познание окружающего мира.

Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объём понятия. Отношения между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определения понятий. Суждения. Умозаключения.

3. Алгоритмы и исполнители (9 ч)

Что такое алгоритм. О происхождении слова алгоритм.

Исполнители вокруг нас.

Формы записи алгоритмов.

Графические исполнители в среде программирования Qbasic.Исполнитель DRAW. Исполнитель LINE. Исполнитель CIRCLE.

Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями.

Ханойская башня.

4. Повторение изученного (2 ч)

Выполнение и представление индивидуальных творческих работ (текст, рисунок, комбинированный документ, презентация, анимация).

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать/понимать:

  • требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.

  • требования к организации компьютерного рабочего места

  • виды прикладных программ, основные операции с файлами.

  • виды систем счисления

  • виды объектов текстовой информации

  • алгоритм перевода целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную и наоборот

  • связь между единицами измерения информации

  • достоинства и недостатки представления информации в виде текста

  • способы познания человеком мира через органы чувств

  • логические приемы оперирования с понятием

  • отличия текстового редактора и процессора

  • основные этапы подготовки текстового документа, содержащего графические объекты; правила ввода текста, приемы работы с текстовым документом

  • возможности графического редактора Paint

  • виды определений, требования к построению родовидового определения.

  • требования к классификации, признаки классификации

  • виды суждений

  • правила получения умозаключений

  • пошаговое исполнение алгоритма

  • способы описания алгоритмов,

  • понятие блок-схемы, обозначения блоков

  • правила записи линейного алгоритма; обозначения блоков

  • правила записи разветвленного алгоритма

  • понятие цикла, его разновидности

Уметь:

  • различать виды информации по способам ее восприятия;

  • приводить примеры обработки информации на компьютере;

  • определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека

  • создавать, открывать и закрывать папки, упорядочивать содержание папки, определять назначение файла по его расширению

  • запускать программу, вводить, изменять текст, проверять правописание,

  • сохранять документы

  • приводить примеры позиционных и непозиционных систем счисления;

  • выполнять базовые операции форматирования абзаца и шрифта в текстовом процессоре Word

  • переводить целые числа из десятичной системы счисления в двоичную и, наоборот, с использованием

калькулятора

  • редактировать и форматировать текст, используя формат абзац и текст; создавать надписи

  • создавать документ в текстовом процессоре, сохранять его, редактировать и форматировать текст по образцу

  • создавать нумерованные списки

  • переводить из больших единиц измерения информации в меньшие.

  • создавать таблицы, редактировать информацию в ячейках

  • создавать таблицы в текстовом процессоре, удалять и добавлять ячейки, строки, столбцы

  • получать информацию из таблиц, схем и диаграмм; изменять местоположение и размещение в тексте графических объектов

  • создавать диаграммы разных типов, используя табличное представление информации

  • применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования любых текстов

  • различать общие и единичные понятия; приводить примеры существенных признаков и множества объектов, которым они присущи; редактировать диаграммы

  • устанавливать логические отношения

  • делать рисунки, используя основные инструменты и палитру

  • классифицировать понятия по определенному признаку

  • создавать рисунки, используя возможности встроенного в текстовый процессор графического редактора

  • встраивать в текст графические объекты из коллекции.

  • записывать алгоритм известными способами

  • составлять линейные алгоритмы

  • записывать алгоритмы различными способами

  • разрабатывать алгоритм и в соответствии с ним создавать графический объект;

  • использовать при создании графического объекта циклический алгоритм

  • составлять алгоритмы с разветвлениями и записывать их различными способами

  • создавать презентации, используя разветвленные алгоритмы

  • составлять циклические алгоритмы; выполнять циклические алгоритмы

  • выполнять основные операции с файлами и папками.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

  • определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способность

  • конкретного субъекта к его восприятию;

  • уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования кстов, создания списков и таблиц.

  • понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»,

  • приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями

  • различать необходимые и достаточные условия,

  • уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера,

  • уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков.




























Календарно-тематическое планирование

6 класс (1 час в неделю)

№ урока

Дата


Теоретический материал

Компьютерный практикум

По плану

По факту

Компьютер и информация - 12 часов

1

01.09-05.09


Вводный инструктаж по ТБ

Компьютер -универсальная машина для работы с информацией.

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов

2

08.09-12.09


Файлы и папки


Практическая работа №1 «Работа с файлами и папками»

3

15.09- 19.09


Информация в памяти компьютера. Системы счисления.

Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором Word» (задание 1)


4

22.09-26.09


Двоичное кодирование числовой информации

Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором Word» (задание 2)


5

29.09-03.10


Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления

Работа с программой Калькулятор

6

06.10-10.10


Тексты в памяти компьютера.

Практическая работа №3 «Редактируем и формируем текст. Создаем надписи» (задание 1)


7

13.10-17.10


Кодирование текстовой информации

Практическая работа №3 «Редактируем и формируем текст. Создаем надписи» (задание 2)


8

20.10-24.10


Создание документов в текстовом процессоре Word.

Практическая контрольная работа

9

27.10-31.10


Растровое кодирование графической информации


10

10.11-14.11


Векторное кодирование графической информации


Практическая работа №4 «Нумерованные списки»

11

17.11-21.11


Единицы измерения информации.

Практическая работа №5 «Маркированные списки»

12

24.11-28.11


Контрольная работа по теме:

» Информация и знания»

Практическая работа №6 «Создание таблиц»

(задания 1,2)

Человек и информация - 12 часов

13

01.12-05.12


Чувственное познание окружающего мира

Практическая работа №6 «Создание таблиц»

(задания 3,4)

14

08.12-12.12


Понятие как форма мышления

Практическая работа №7 «Размещаем текст и графику в таблице»

15

15.12-19.12


Как образуются понятия.


Практическая работа №8 «Строим диаграммы»

(задания 1,2)


16

22.12-26.12


Структурирование и визуализация информации

Практическая контрольная работа

17

12.01-16.01


Содержание и объем понятия


Практическая работа №8 «Строим диаграммы»

(задания 3-5)


18

19.01-23.01


Отношения тождества, пересечения и подчинения

Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint»

(задания 1-3)

19

26.01-30.01


Отношения соподчинения, противоречия и противоположности.

Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint»

(задания 4-7)

20

02.02-06.02


Определение понятия

Практическая работа №10 «Планирование работы в графическом редакторе»

(задания 1-3)

21

09.02-13.02


Классификация

Практическая работа №10 «Планирование работы в графическом редакторе»

(задания 4-6)

22

16.02-20.02


Суждение как форма мышления

Практическая работа №11 «Рисование в редакторе Word» (задания 1-3)

23

23.02-27.02


Умозаключение как форма мышления

Практическая работа №11 «Рисование в редакторе Word» (задания 4-6)

24

02.03-06.03


Контрольная работа по теме:

» Понятие как форма мышления».

Что такое алгоритм.

Практическая работа №12 «Рисунок на свободную тему»

Алгоритмы и исполнители - 9 часов

25

09.03-13.03


Исполнители вокруг нас.


26

16.03-20.03


Формы записи алгоритмов.

Создание графических объектов.

Практическая контрольная работа

27

01.04-03.04


Линейные алгоритмы


Практическая работа №13 «PowerPoint. Часы»

28

06.04-10.04


Линейные алгоритмы


Практическая работа №13 «PowerPoint. Часы»

29

13.04-17.04


Алгоритмы с ветвлениями

Практическая работа №14 «Power Point. Времена года»


30

20.04-24.04


Алгоритмы с ветвлениями

Практическая работа №14 «Power Point. Времена года»


31

27.04-01.05


Циклические алгоритмы

Практическая работа №15 «Скакалочка»


32

04.05-08.05


Циклические алгоритмы

Практическая работа №15 «Скакалочка»


33

11.05-15.05


Контрольная работа по теме:

» Систематизация информации».

Практическая работа № 16 «Работа с файлами и папками»

34

18.05-22.05


Итоговый мини-проект.

Практическая работа №17 «Создание слайд-шоу»

35

25.05-29.05


Итоговый мини-проект.

Практическая работа №17 «Создание слайд-шоу»


































Список литературы

  1. Учебник по информатике для 6 класса автора Л.Л. Босова - «Информатика и ИКТ» М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009г.

  2. Авторская программа Л.Л. Босовой «Информатика и ИКТ учебная программа и поурочное планирование для 5-7 классов» 2-е издание М: «БИНОМ. Лаборатория знаний» 2011г.

  3. Дополнительная литература для учителя: Методическое пособие. Информатика и ИКТ. Для 5-6 класса, автора Л.Л. Босова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006

10


© 2010-2022