Тематическое планирование по информатике 9 класс

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО   ИНФОРМАТИКЕ  9 КЛАСС Пояснительная записка            Рабочая программа по информатике  для 9 класса разработана на основе:•      федерального компонента государственного образовательного стандарта  начального общего, основного общего и среднего (полного)  общего  образования утверждённого приказом  Министерства образования и науки РФ №1089 от 5 марта 2004 года с учётом  всех изменений;•      базисного учебного плана  общеобразовательных учреждений Чувашской Респуб...
Раздел Информатика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Введение

Срок реализации программы - 2014 - 2015 учебный год

Данная учебная программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ №1089 от 5 марта 2004 года с учётом всех изменений; базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Чувашской Республики от 15.05.2004 года № 117; Рабочая программа по информатике ориентирована на использование базового учебника по информатике для 8 - 9 классов: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Руссакова С.В., Шестакова Л.А. Информатика и ИКТ Учебник для 9 класса. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012, рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации в 2014-2015 учебном году.

.

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Информатика» в основной школе выделяется в 9 классе ч (2 ч в неделю, 34 учебных недель).

Ступень уровня общего образования - основное общее образование,

Составитель программы - Киршева Ирина Валериановна, учитель информатики;

В неделю - 2 час

Всего - 68 часов

I четверть- 18 часов

II четверть- 14 часов

III четверть- 20 часов

IV четверть- 18 часов



РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИКЕ 9 КЛАСС


Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике для 9 класса разработана на основе:

• федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ №1089 от 5 марта 2004 года с учётом всех изменений;

• базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Чувашской Республики 2005 года (приказ № 473 от 10.06.2005г.)

• учебного плана МБОУ «Юнгинскся СОШ им.С.Михайлова» Моргаушского района Чувашской Республики от 20.08.2014г. утвержденного приказом № 71

• образовательной программы МБОУ «Юнгинскся СОШ им.С.Михайлова» Моргаушского района Чувашской Республики от20.08.2014г. утвержденного приказом № 71

• школьному положению о рабочей учебной программе;

• федерального и республиканского перечня учебников утвержденного директором МБОУ «Юнгинская СОШ им.С.М.Михайлова» Моргаушского района Чувашской Республики приказом № от

• примерных программ основного образования и авторской программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Семакина И.Г., Залогова Л.А., Руссакова С.В., Шестакова Л.А. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012,.

Рабочая программа по информатике ориентирована на использование базового учебника по информатике для 8 - 9 классов: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Руссакова С.В., Шестакова Л.А. Информатика и ИКТ Учебник для 9 класса. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012,

Цели курса:
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
• овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
• воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Задачи курса:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;

  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с передачей информации в компьютерных сетях, хранение и обработки информации в базе данных;

  • научиться пользоваться прикладными пакетами;

  • показать основные приёмы работы в среде программирования.

Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Образовательным стандартом основного общего образования по информатике и ИКТ (2004 г). В соответствии с Базисным учебным планом (федеральный компонент), курс рассчитан на изучение в 9 классе общеобразовательной средней школы общим объемом 68 +2 учебных часов.

Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов - интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретической и практической компонент курса информатики основной школы должно быть в соотношении 50х50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами.

Программа рассчитана на 2 часа в неделю (68 часов + 2 часа). Программой предусмотрено проведение:

  • практических работ - 23

  • тестовых заданий-6

  • дополнительных занятий (ПЗ)-2

Формы организации учебного процесса :

  • индивидуальные;

  • групповые;

  • индивидуально-групповые;

  • фронтальные;

  • практикумы.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся :

  • наблюдение;

  • беседа;

  • тестирование,

  • фронтальный опрос;

  • опрос в парах;

  • практикум.

Текущий контроль осуществляется с помощью практических работ (компьютерного практикума).

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме интерактивного тестирования, теста по опросному листу или компьютерного тестирования.

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год в форме интерактивного тестирования, теста по опросному листу или компьютерного тестирования, творческой работы.

Содержание образовательной программы 9 класс

Общее число часов - 63 ч. Резерв учебного времени - 5 ч


  1. Введение в предмет - 1 час.

Техника безопасности. Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание курса информатики в 9 классе.

  1. Передача информации в компьютерных сетях - 10 час.(4+6)

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.

Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW - Всемирная паутина. Поисковые системы Интернета. Архивирование и разархивирование файлов.

Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.

Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).

Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.

Учащиеся должны знать:

что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;

  • назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;

  • назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;

  • что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина -

Учащиеся должны уметь:

  • осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети

  • осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;

  • осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;

  • работать с одной из программ-архиваторов.


  1. Информационное моделирование - 5 час.(4+1)

Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.

Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.

Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей

Учащиеся должны знать:

  • что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;

  • какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры натурных и информационных моделей;

  • ориентироваться в таблично организованной информации;

  • описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.


  1. Хранение и обработка информации в базах данных - 12 час.(6+6)

Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.

Проектирование и создание однотабличной БД.

Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.

Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.

Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).

Учащиеся должны знать:

  • что такое база данных (БД), система управления базами данных (СУБД), информационная система;

  • что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;

  • структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;

  • что такое логическая величина, логическое выражение;

  • что такое логические операции, как они выполняются.

Учащиеся должны уметь:

  • открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;

  • организовывать поиск информации в БД;

  • редактировать содержимое полей БД;

  • сортировать записи в БД по ключу;

  • добавлять и удалять записи в БД;

  • создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.


  1. Табличные вычисления на компьютере - 10 час.(5+5)

Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.

Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.

Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.

Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.

Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами электронной таблицы (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.

Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.

Учащиеся должны знать:

  • что такое электронная таблица и табличный процессор;

  • основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;

  • какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;

  • основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;

  • графические возможности табличного процессора.

Учащиеся должны уметь:

  • открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;

  • редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;

  • выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;

  • получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;

  • создавать электронную таблицу для несложных расчетов.


  1. Управление и алгоритмы - 10 час.(4+6)

Кибернетика. Кибернетическая модель управления.

Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.

Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.

Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).

Учащиеся должны знать:

  • что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;

  • сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;

  • что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;

  • в чем состоят основные свойства алгоритма;

  • способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;

  • основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;

  • назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.

Учащиеся должны уметь:

  • при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;

  • пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;

  • выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;

  • составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;

  • выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.


  1. Программное управление работой компьютера - 12 час.(5+7)

Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.

Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных - массив. Способы описания и обработки массивов.

Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка задачи, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.

Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.

Учащиеся должны знать:

  • основные виды и типы величин;

  • назначение языков программирования;

  • что такое трансляция;

  • назначение систем программирования;

  • правила оформления программы на Паскале;

  • правила представления данных и операторов на Паскале;

  • последовательность выполнения программы в системе программирования.

Учащиеся должны уметь:

  • работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;

  • составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;

  • составлять несложные программы обработки одномерных массивов;

  • отлаживать и исполнять программы в системе программирования.


  1. Информационные технологии и общество 4 час.(4+0)

Предыстория информатики. История чисел и систем счисления. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы информационной безопасности, этические и правовые нормы в информационной сфере.

Учащиеся должны знать:

  • основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;

  • историю способов записи чисел (систем счисления);

  • основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;

  • в чем состоит проблема информационной безопасности.

Учащиеся должны уметь:

  • регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.

Требования к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений основного общего образования по информатике и информационным технологиям

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен

знать/понимать:

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

  • программный принцип работы компьютера;

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь:

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

  • создавать информационные объекты, в том числе:

- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности - в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

- создавать записи в базе данных;

- создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Контроль уровня обученности по информатике и ИКТ

9 класс

Тестирование по теме «Компьютерные сети и информационное моделирование»

Зачетное задание по базам данных

Тестирование по теме «Хранение и обработка информации в базах данных»

Тестирование по теме «Табличные вычисления на компьютере»

Зачетное задание по алгоритмизации

Тестирование по теме «Управление и алгоритмы»

Тестирование по теме «Программное управление работой компьютера»

Итоговое тестирование.

Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ 9 класс


№ п/п

Количество часов

Название раздела, темы

Тип урока

Виды контроля,

самостоятельной деятельности

Формирование универсальных учебных действий

(УУД)

ЦОР, ЭОР

1

1

Введение. Техника безопасности и санитарные нормы




10

Передача информации в компьютерных сетях




2

1

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования. Аппарат­ное и программное обеспечение работы глобальных компьютерных сетей. Ско­рость передачи данных

Урок изучения и закрепления новых знаний

Реализовывать технологию решения конкретной задачи с помощью конкретного программного средства.

Выполнять основные операции над файлами.

Выбирать и загружать нужную программу.

Ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами и т.п.

Передавать информацию, используя электронные средства связи

ЦОР: Слайды: «Устройство компьютерных сетей», «Локальные сети», «Глобальные сети», «Модели различных конфигураций локальной сети».

Слайды: «Аппаратное и программное обеспечение сетей», «Технические средства глобальной сети», «Программное обеспечение сетевых услуг».

ТСО: проектор, интерактивная доска, компьютер.

ИКС:ОС-Windows XP, MS Office 2003(PowerPoint).

3

1

Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами

Урок закрепления знаний

Текущий контроль: практическая работа

ТСО:компьютер

ИКС: ОС-Windows XP, браузеры Internet Explorer, Opera, Mozila.

4

1

Интернет - мировая система компьютер­ных сетей. Информационные услуги Интернета: электронная почта, телекон­ференции, обмен файлами

Урок изучения и закрепления новых знаний


ЦОР: Интерактивные слайды: «Что такое Интернет», «Пакетная передачи данных в Интернете», «Окно браузера Internet Explorer», «Ввод и сохранение адресов Internet Explorer», «Домашняя страница Internet Explorer», «Навигация по web-страницам в Internet Explorer».

ТСО:компьютер, проектор, интерактивная доска.

ИКС: ОС-Windows XP, браузеры Internet Explorer, Opera, Mozila.

5

1

Работа с электронной почтой

Урок закрепления знаний

Текущий контроль: практическая работа

ТСО:компьютер..

ИКС: ОС-Windows XP, браузеры Internet Explorer, Opera, Mozila, rambler.ru, yandex.ru, gogle.ru, mail.ru.

6

1

Служба World Wide Web. Способы поиска информации в Интернете

Урок изучения и закрепления новых знаний


ЦОР: Слайды: «Организация поиска информации», «Язык запросов поисковой системы».

Интерактивный слайд: «Работа поисковой системы в Интернете».

7

1

Работа с WWW: использование URL-адре­са и гиперссылок, сохранение информа­ции на локальном диске

Урок закрепления знаний

Текущий контроль: практическая работа

ТСО:компьютер..

ИКС: ОС-Windows XP, браузеры Internet Explorer, Opera, Mozila, rambler.ru, yandex.ru, gogle.ru, mail.ru.

8

1

Поиск информации в Интернете (исполь­зование поисковых систем)

Урок закрепления знаний

Текущий контроль: практическая работа

ТСО:компьютер..

ИКС: ОС-Windows XP, браузеры Internet Explorer, Opera, Mozila, rambler.ru, yandex.ru, gogle.ru, mail.ru.

9

1

Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора

Урок закрепления знаний

Текущий контроль: практическая работа

ТСО:компьютер..

ИКС: ОС-Windows XP, браузеры Internet Explorer, Opera, Mozila.

10

1

Передача информации по техническим каналам связи. Архивирование и разархивирование файлов

Урок изучения и закрепления новых знаний


ТСО:компьютер..

ИКС: ОС-Windows XP, браузеры Internet Explorer, Opera, Mozila, архиваторы.

11

1

Архивирование и разархивирование фай­лов с использованием программы-архи­ватора

Урок закрепления знаний

Текущий контроль: практическая работа

ТСО:компьютер..

ИКС: ОС-Windows XP, браузеры Internet Explorer, Opera, Mozila, архиваторы.


5

Информационное моделирование





12

1

Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Графические информационные модели

Урок изучения и закрепления новых знаний


Исследовать с помощью информационных моделей структуру и поведение объекта в соответствии с поставленной задачей.

Оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования.

Формализовать информацию разного вида.

Освоить приемы формализации текстов, правила заполнения формуляров, бланков и т.д.

Структурировать данные и знания при решении задач.

Составлять деловые бумаги по заданной форме, строить и интерпретировать таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов.

Выбирать язык представления информации в соответствии с заданной целью.

Преобразовать одну форму представления в другую без потери смысла и полноты информации

ЦОР: Слайды: «Моделирование натурное и информационное», «Классификация моделей», «Типы информационных моделей», «Примеры графических моделей».

Интерактивный задачник, раздел «Графические модели».

ТСО:компьютер, проектор, интерактивная доска.

ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003.

13

1

Табличные модели

Урок изучения и закрепления новых знаний


ЦОР: Слайд: «Примеры табличных моделей».

Интерактивный задачник, раздел «Табличные модели».

ТСО:компьютер, проектор, интерактивная доска.

ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003.

14

1

Информационное моделирование на компьютере

Урок изучения и закрепления новых знаний


ЦОР:Слайд: «Типы компьютерных моделей».

Модели: «Демонстрационная математическая модель», «Демонстрационная имитационная модель».

ТСО:компьютер, проектор, интерактивная доска.

ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003.

15

1

Разработка табличной информационной модели с использованием текстового ре­дактора Microsoft Word

Урок закрепления знаний


ТСО:компьютер.

ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003 (Word).

16

1

Тестирование по теме «Компьютерные сети и информационное моделирование»

Урок контроля, оценки и коррекция знаний учащихся

Тест


12

Хранение и обработка информации в базах данных




17

1

Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные базы данных.

На­значение СУБД

Урок закрепления знаний


Реализовывать технологию решения конкретной задачи с помощью конкретного программного средства.

Выполнять основные операции над файлами.

Выбирать и загружать нужную программу.

Ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами и т.п.

ЦОР: Слайды: «Базы данных и информационные системы», «Реляционные базы данных», «Типы полей в реляционных БД».

Интерактивные слайды: «Первичный ключ БД».

Слайды: «Назначение СУБД», «Режимы работы СУБД», «Интерфейс СУБД».

Интерактивные слайды: «Основные объекты базы данных в СУБД Access», «Окно базы данных в СУБД Access», «Основные типы данных в СУБД Access».

ТСО:компьютер, проектор, интерактивная доска.

ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003 (Access).

18

1

Работа с готовой базой данных: добавле­ние, удаление и редактирование записей в режиме таблицы и в режиме формы

Урок изучения и закрепления новых знаний


ТСО:компьютер.

ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003 (Access).

19

1

Проектирование однотабличной базы данных. Форматы полей. Команда выбор­ки

Урок закрепления знаний

Текущий контроль: практическая работа

ТСО:компьютер.

ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003 (Access).

20

1

Проектирование однотабличной базы данных на компьютере

Урок изучения и закрепления новых знаний


ЦОР: Интерактивные слайды: «Создание таблиц в режиме конструктора таблиц в СУБД Access», «Установка связей между таблицами в СУБД Access», «Ввод и просмотр данных в режиме таблицы в СУБД Access»,

«Ввод и редактирование данных через формы в СУБД Access».

ТСО:компьютер, проектор, интерактивная доска.

ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003 (Access).

21

1

Условия поиска информации, простые логические выражения

Урок закрепления знаний

Текущий контроль: практическая работа

ТСО:компьютер.

ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003 (Access).

22

1

Формирование простых запросов к гото­вой базе данных

Урок закрепления знаний

Текущий контроль: практическая работа

ТСО:компьютер.

ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003 (Access).

23

1

Логические операции. Сложные условия поиска

Урок закрепления знаний

Текущий контроль: практическая работа

ТСО:компьютер.

ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003 (Access).

24

1

Формирование сложных запросов к гото­вой базе данных

Урок изучения и закрепления новых знаний

ЦОР:Интерактивные слайды «Сортировка записей в базе данных», «Создание запросов на добавление», «Удаление, обновление в СУБД Access», «Создание отчетов в СУБД Access».

ТСО:компьютер, интерактивная доска.

ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003 (Access).

25

1

Сортировка записей, простые и состав­ные ключи сортировки. Знакомство с од­ной из доступных геоинформационных систем

Урок изучения и закрепления знаний

ТСО:компьютер.

ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003 (Access).

26

1

Использование сортировки, создание отчетов на основе таблиц и запросов

Урок закрепления знаний

Текущий контроль: практическая работа

ТСО:компьютер.

ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003 (Access).

27

1

Зачетное задание по базам данных

Урок закрепления знаний

Текущий контроль: практическая работа

ТСО:компьютер.

ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003 (Access).

28

1

Тестирование по теме «Хранение и обработка информации в базах данных»

Урок контроля, оценки и коррекция знаний учащихся

Тематический контроль: тест


10

Табличные вычисления на компьютере




29

1

Двоичная система счисления

Урок изучения и закрепления новых знаний


Реализовывать технологию решения конкретной задачи с помощью конкретного программного средства.

Выполнять основные операции над файлами.

Выбирать и загружать нужную программу.

Ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами и т.п.

Использовать электронные таблицы для решения математических задач, производить расчеты учебно-исследовательского характера

ЦОР: Интерактивные слайды «Развернутая форма записи числа», «Перевод десятичных чисел в другие системы счисления», «Перевод недесятичных чисел в десятичную систему счисления», «Арифметические операции в позиционных системах счисления», «Сложение и вычитание одноразрядных двоичных чисел», «Сложение и вычитание многоразрядных двоичных чисел», «Умножение и деление двоичных чисел».

Интерактивный задачник, раздел «Системы счисления»

ТСО: проектор, интерактивная доска, компьютер.

ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003.

30

1

Представление чисел в памяти компью­тера

Урок изучения и закрепления новых знаний


ЦОР: Интерактивные слайды «Числа в памяти компьютера», «Представление целых чисел в памяти компьютера».

ТСО: проектор, интерактивная доска, компьютер.

ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003.

31

1

Табличные расчеты и электронные табли­цы. Структура электронных таблиц. Дан­ные в электронных таблицах: числа, тек­сты, формулы. Правила заполнения таб­лиц. Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копи­рование

Урок закрепления знаний

Текущий контроль: практическая работа

ТСО: компьютер.

ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003 (Excel).

32

1

Понятие диапазона. Встроенные функ­ции. Относительная адресация. Сорти­ровка таблицы

Урок изучения и закрепления новых знаний


ЦОР: Слайды: «Диапазон (блок) электронной таблицы», «Функции обработки диапазонов», «Операции манипулирования с диапазонами ЭТ», «Сортировка таблицы».

Интерактивный слайд: « Сортировка данных в таблице MS Excel».

33

1

Использование встроенных математиче­ских и статистических функций. Сорти­ровка таблиц

Урок закрепления знаний

Текущий контроль: практическая работа

ТСО: компьютер.

ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003 (Excel).

34

1

Деловая графика. Логические операции и условная функция. Абсолютная адреса­ция. Функция времени

Урок изучения и закрепления новых знаний


ЦОР: Слайды «Деловая графика»,» «Типы диаграмм», «Условная функция».

Интерактивный слайд: «Создание диаграмм MS Excel».

ТСО: интерактивная доска, проектор, компьютер.

ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003 (Excel).

35

1

Построение графиков и диаграмм. Испо­льзование логических функций и услов­ной функции. Использование абсолютной адресации

Урок закрепления знаний

Текущий контроль: практическая работа

ТСО: компьютер.

ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003 (Excel).

36

1

Математическое моделирование с ис­пользованием электронных таблиц. Ими­тационные модели

Урок изучения и закрепления новых знаний


ЦОР: Слайд «Этапы математического моделирования на компьютере».

Иллюстрация: Демонстрационная версия математической модели на ЭТ.

Иллюстрация: Демонстрационная версия имитационной модели на ЭТ.

ТСО: проектор, интерактивная доска, компьютер.

ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003 (Excel).

37

1

Численный эксперимент с данной инфор­мационной моделью в среде электронных таблиц. Создание имитационной модели

Урок закрепления знаний

Текущий контроль: практическая работа

ТСО: компьютер.

ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003 (Excel).

38

1

Тестирование по теме «Табличные вычисления на компьютере»

Урок контроля, оценки и коррекция знаний учащихся

Тематический контроль: тест


10

Управление и алгоритмы




39

1

Кибернетическая модель управления. Управление без обратной связи. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда, система команд, режимы работы

Урок изучения и закрепления новых знаний


Определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм.

Определять, для какой задачи предназначен алгоритм.

Сопоставлять различные алгоритмы решения одной задачи, в том числе с позиции эстетики.

Строить алгоритмы решения задачи с использованием основных алгоритмических конструкций.

Составлять блок-схему решения задачи.

Преобразовывать один способ записи алгоритма в другой.

Исполнять алгоритм.

ЦОР: Интерактивный слайд «Зарождение и предмет кибернетики», «Компьютер и управление».

Интерактивные слайды: «Кибернетическая модель управления», «Линейные алгоритмы управления», «Нелинейные алгоритмы управления».

Слайды: «Происхождение и определение понятия алгоритма», «Исполнитель алгоритма», «Свойства алгоритма».

ТСО: проектор, интерактивная доска, компьютер.

ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003.

40

1

Работа с учебным исполнителем алгорит­мов: построение линейных алгоритмов

Урок закрепления знаний

Текущий контроль: практическая работа

ТСО: компьютер.

ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003, Pascal.

41

1

Вспомогательные алгоритмы. Метод по­следовательной детализации и сбороч­ный метод

Урок закрепления знаний

ТСО: компьютер.

ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003, Pascal.

42

1

Работа с учебным исполнителем алгорит­мов: использование вспомогательных ал­горитмов

Урок закрепления знаний

Текущий контроль: практическая работа

ТСО: компьютер.

ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003, Pascal.

43

1

Управление с обратной связью. Язык блок-схем. Использование циклов с пре­дусловием

Урок изучения и закрепления знаний

ТСО: компьютер.

ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003, Pascal.

44

1

Работа с циклами

Урок закрепления знаний

Текущий контроль: практическая работа

ТСО: компьютер.

ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003, Pascal.

45

1

Ветвления. Использование двухшаговой детализации

Урок изучения и закрепления знаний


ТСО: компьютер.

ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003, Pascal.

46

1

Использование метода последователь­ной детализации для построения алго­ритма. Использование ветвлений

Урок закрепления знаний

Текущий контроль: практическая работа

ТСО: компьютер.

ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003, Pascal.

47

1

Зачетное задание по алгоритмизации

Урок закрепления знаний

Текущий контроль: практическая работа

ТСО: компьютер.

ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003, Pascal.

48

1

Тестирование по теме «Управление и алгоритмы»

Урок контроля, оценки и коррекция знаний учащихся

Тематический контроль: тест


12

Программное управление работой компьютера




49

1

Понятие программирования. Системы программирования. Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, основные типы, присваивание, ввод и вы­вод данных

Урок изучения и закрепления новых знаний


Строить различные алгоритмы решения задачи как реализацию различных методов решения данной задачи.

Отлаживать и тестировать программы

Работать с компьютерными моделями из различных предметных областей

работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня, составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы, составлять несложные программы обработки одномерных массивов,

отлаживать и исполнять программы в системе программирования.

ЦОР: Интерактивный слайд: «Назначение и средства программирования».

Интерактивные слайды: «Понятие величины, типы величин», «Команда присваивания», «Команды ввода - вывода».

ТСО: компьютер, проектор, интерактивная доска.

ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003, Pascal.

50

1

Возникновение и назначение языка Пас­каль. Структура программы на языке Пас­каль. Операторы ввода, вывода, присваи­вания. Линейные вычислительные алго­ритмы

Урок изучения и закрепления новых знаний


ЦОР: Интерактивные слайды «Структура программы на языке Паскаль», «Синтаксис программы на Паскале»,

«Правила записи арифметических выражений».

Иллюстрация: Демонстрационный пример программы на Паскале.

ТСО: компьютер, проектор, интерактивная доска.

ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003, Pascal.

51

1

Работа с готовыми программами на язы­ке Паскаль: отладка, выполнение, тести­рование. Разработка линейных алгорит­мов

Урок изучения и закрепления новых знаний

Текущий контроль: практическая работа

ТСО: компьютер.

ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003, Pascal.

52

1

Оператор ветвления. Программирование диалога с компьютером

Урок контроля, оценки и коррекция знаний учащихся


ТСО: компьютер, проектор, интерактивная доска.

ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003, Pascal.

53

1

Разработка программы на языке Паскаль с использованием операторов ввода, вы­вода, присваивания и простых ветвлений

Текущий контроль: практическая работа

ТСО: компьютер.

ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003, Pascal.

54

1

Логические операции. Разработка про­граммы с использование оператора ветв­ления и логических операций

Урок закрепления знаний

Текущий контроль: практическая работа


55

1

Циклы на языке Паскаль

Урок закрепления знаний


ЦОР: Интерактивные слайды «Описание циклических вычислительных алгоритмов на блок-схемах и на алгоритмическом языке», «Циклические операторы на Паскале», «Этапы решения расчетных задач», «Вложенные циклы».

ТСО: компьютер, проектор, интерактивная доска.

ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003, Pascal.

56

1

Разработка программ с использованием цикла с предусловием

Урок закрепления знаний

Текущий контроль: практическая работа

ТСО: компьютер.

ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003, Pascal.

57

1

Одномерные массивы в Паскале

Урок закрепления знаний


ЦОР: Интерактивные слайды «Описание и ввод значений в массив в программе на Паскале», «Цикл с параметром в программе на Паскале».

Иллюстрации: Демонстрационный пример программы на Паскале, реализующей ввод и обработку массива, Демонстрационный пример программы на Паскале, реализующей ввод и обработку двух массивов.

ТСО: компьютер, проектор, интерактивная доска.

ИКС: ОС-Windows XP, MS Office Итоговое повторение 2003, Pascal.

58

1

Разработка программ с использованием одномерных массивов на языке Паскаль

Урок закрепления знаний

Текущий контроль: практическая работа

ТСО: компьютер.

ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003, Pascal.

59

1

Понятие случайного числа. Датчик слу­чайных чисел в Паскале. Поиск чисел в массиве

Урок закрепления знаний

Текущий контроль: практическая работа

ТСО: компьютер.

ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003, Pascal.

60

1

Тестирование по теме «Программное управление работой компьютера»

Тематический контроль: тест



4

Информационные технологии и общество




61

1

Предыстория информационных техноло­гий. История чисел и систем счисления

Урок изучения и закрепления новых знаний


Уметь регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.

Ознакомиться с основными этапами развития средств работы с информацией в истории человеческого общества, с историей способов записи чисел (систем счисления),

Знать основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения.

Выявит проблемы информационной безопасности.

ЦОР: Интерактивные слайды «Предыстория информатики», «История средств хранения информации», «История средств передачи информации», «История средств обработки информации», «Аналитическая машина Бэббиджа».

Интерактивный слайд « История развития систем счисления».

ТСО: компьютер, проектор, интерактивная доска.

ИКС: ОС-Windows XP.

62

1

История ЭВМ и ИКТ

Урок изучения и закрепления новых знаний


ЦОР: Интерактивные слайды «История ЭВМ», «Счетно-перфорационные и релейные машины», «Начало эпохи ЭВМ», «Поколения ЭВМ: Первое поколение ЭВМ, Второе поколение ЭВМ, Третье поколение ЭВМ, Четвертое поколение ЭВМ».

ТСО: компьютер, проектор, интерактивная доска.

ИКС: ОС-Windows XP.

63

1

Информационные ресурсы современного общества. Проблемы безопасности ин­формации, этические и правовые нормы в информационной сфере

Урок изучения и закрепления новых знаний


ЦОР: Информационные слайды «Информационное общество», «Информационные ресурсы современного общества», «Информатизация общества», «Информационные преступления и информационная безопасность», «Меры обеспечения информационной безопасности».

ТСО: компьютер, проектор, интерактивная доска.

ИКС: ОС-Windows XP.

64

1

Итоговое тестирование

Урок контроля, оценки и коррекция знаний учащихся

Итоговый контроль: тест

ТСО: компьютер.


3

Итоговое повторение



65

1

Поиск информации в Интернете

Урок закрепления знаний

Текущий контроль: практическая работа

ТСО: компьютер.

ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003, браузеры.

66

1

Проектирование однотабличной базы данных.

Урок закрепления знаний

Текущий контроль: практическая работа

ТСО: компьютер.

ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003 (Access).

67

1

Двоичная система счисления

Урок закрепления знаний

Текущий контроль: практическая работа

ТСО: компьютер.

ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003, калькулятор.

68

1

Заключительный урок

Урок закрепления знаний

Текущий контроль: практическая работа

ТСО: компьютер.

ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003 (Word, Excel, Access), Pascal.


Используемый УМК:


  1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс 9.- М.Бином, Лаборатория знаний.

  2. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс 9 . - М.: БИНОМ, Лаборатория Базовых Знаний, 2009 (2010).

  3. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс». URL: metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/tcor_semakin.rar

  4. Семакин И.Г. Таблица соответствия содержания УМК «Информатика и ИКТ» 8-9 классы Государственному образовательному стандарту. URL:

metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/ts8-9.doc

5. Семакин И.Г. Видеолекция «Методика обучения информатике и ИКТ в основной школе», 26.11.2009. URL: metodist.lbz.ru/video/semakin/Semakin1.rar

  1. Семакин И.Г. Видеолекция «Особенности обучения алгоритмизации и программированию», 27.11.2009. URL: metodist.lbz.ru/video/semakin/Semakin3.rar

  2. Задачник-практикум по информатике в И ч. / И. Семакин. Г.. Хеннер - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2007.

Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. М.: БИНОМ - Лаборатория Базовых Знаний, 2007. URL: metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/tcor_semakin.rar


Список литературы.

  1. Крылов С.С., Лещинер В.Р., Супрун П.Г., Якушкин П.А. Единый Государственный Экзамен 2007 г. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся. Информатика.: Учебное пособие Допущено Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки - М.: «Интеллект-Центр», 2005-2007.

  2. Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ. / Н.В. Макарова. - СПБ: «Питер», 2007.

  3. Андреева Е.В., Фалина, И.Н. Системы счисления и компьютерная арифметика.: Учебное пособие. - М.: Бином. Лаборатория знания.), 2004.

  4. Евстигнеев В.А. Применение теории графов в программировании. - М.: Наука, 1985-352с.

  5. Андреева Е.В., Щепин Е.В. Основы теории информации. Публикация в 1 сентября. "Информатика" №4/2004 1 п.л. 2004

  6. Андреева Е.В Основы теории информации. Материалы. Публикация в 1 сентября. "Информатика" №4/2004 1 п.л. 2004

  7. Андреева Е.В., Босова Л.Л., Фалина И.Н. Математические основы информатики Учебная Сборник «Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Математика», МО РФ - НФПК». М.: Вита-Пресс - 2004.

  8. Демонстрационный вариант контрольно-измерительных материалов по информатике 2007 г., 2006 г., 2005 г., 2004 г. (fipi.ru)

  9. Робертсон А.А. Программирование - это просто: Пошаговый подход / А.А. Робертсон; Пер. с англ. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  10. Златопольский Д.М. Программирование: типовые задачи, алгоритмы, методы / Д.М. Златопольский - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  11. Богомолова О.Б. Логические задачи / О.Б. Богомолова - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

  12. Моханов М.Ю. Учимся проектировать на компьютере. Элективный курс: Практикум / М.Ю. Моханов, С.Л. Солодов, Г.Е. Монахов - 2-е изд., испр. - 2006.

  13. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум / Л.А. Залогова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.


ЦОР:

  1. Слайды: «Устройство компьютерных сетей», «Локальные сети», «Глобальные сети», «Модели различных конфигураций локальной сети».

  2. Слайды: «Аппаратное и программное обеспечение сетей», «Технические средства глобальной сети», «Программное обеспечение сетевых услуг».

  3. Интерактивные слайды: «Что такое Интернет», «Пакетная передачи данных в Интернете», «Окно браузера Internet Explorer», «Ввод и сохранение адресов Internet Explorer», «Домашняя страница Internet Explorer», «Навигация по web-страницам в Internet Explorer».

  4. Слайды: «Организация поиска информации», «Язык запросов поисковой системы».

  5. Интерактивный слайд: «Работа поисковой системы в Интернете».

  6. Слайды: «Моделирование натурное и информационное», «Классификация моделей», «Типы информационных моделей», «Примеры графических моделей».

  7. Слайд: «Примеры табличных моделей».

  8. Интерактивный задачник, раздел «Табличные модели».

  9. Слайд: «Типы компьютерных моделей».

  10. Модели: «Демонстрационная математическая модель», «Демонстрационная имитационная модель».

  11. Слайды: «Базы данных и информационные системы», «Реляционные базы данных», «Типы полей в реляционных БД».

  12. Интерактивные слайды: «Первичный ключ БД».

  13. Слайды: «Назначение СУБД», «Режимы работы СУБД», «Интерфейс СУБД».

  14. Интерактивные слайды: «Основные объекты базы данных в СУБД Access», «Окно базы данных в СУБД Access», «Основные типы данных в СУБД Access».

Электронные учебные пособия

  1. metodist.ru Лаборатория информатики МИОО

  2. it-n.ru Сеть творческих учителей информатики

  3. metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики

  4. fcior.edu.ru eor.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC)

  5. pedsovet.su Педагогическое сообщество

  6. school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  • Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности - радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

  • Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети - дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.

  • Устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).

  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон - дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.

Программные средства

  • Операционная система.

  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

  • Антивирусная программа.

  • Программа-архиватор.

  • Клавиатурный тренажер.

  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

  • Звуковой редактор.

  • Простая система управления базами данных.

  • Простая геоинформационная система.

  • Система автоматизированного проектирования.

  • Виртуальные компьютерные лаборатории.

  • Программа-переводчик.

  • Система оптического распознавания текста.

  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

  • Система программирования.

  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

  • Программа интерактивного общения

  • Простой редактор Web-страниц.



Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:


Процент выполнения задания

Отметка

95% и более

отлично

80-94%%

хорошо

66-79%%

удовлетворительно

менее 66%

неудовлетворительно

При выполнении практической работы и контрольной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  • грубая ошибка - полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

  • недочет - неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

  • мелкие погрешности - неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики - это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

  • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

  • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

  • «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

  • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):

  • «1» - отказ от выполнения учебных обязанностей.

Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Отметка «1» ставится в следующих случаях:

- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;

- не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;

- отказался отвечать на вопросы учителя.


© 2010-2022