- Преподавателю
- Информатика
- Тематическое планирование по информатике 9 класс
Тематическое планирование по информатике 9 класс
Раздел | Информатика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Киршева И.В. |
Дата | 11.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Введение
Срок реализации программы - 2014 - 2015 учебный год
Данная учебная программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ №1089 от 5 марта 2004 года с учётом всех изменений; базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Чувашской Республики от 15.05.2004 года № 117; Рабочая программа по информатике ориентирована на использование базового учебника по информатике для 8 - 9 классов: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Руссакова С.В., Шестакова Л.А. Информатика и ИКТ Учебник для 9 класса. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012, рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации в 2014-2015 учебном году.
.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Информатика» в основной школе выделяется в 9 классе ч (2 ч в неделю, 34 учебных недель).
Ступень уровня общего образования - основное общее образование,
Составитель программы - Киршева Ирина Валериановна, учитель информатики;
В неделю - 2 час
Всего - 68 часов
I четверть- 18 часов
II четверть- 14 часов
III четверть- 20 часов
IV четверть- 18 часов
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИКЕ 9 КЛАСС
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике для 9 класса разработана на основе:
• федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ №1089 от 5 марта 2004 года с учётом всех изменений;
• базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Чувашской Республики 2005 года (приказ № 473 от 10.06.2005г.)
• учебного плана МБОУ «Юнгинскся СОШ им.С.Михайлова» Моргаушского района Чувашской Республики от 20.08.2014г. утвержденного приказом № 71
• образовательной программы МБОУ «Юнгинскся СОШ им.С.Михайлова» Моргаушского района Чувашской Республики от20.08.2014г. утвержденного приказом № 71
• школьному положению о рабочей учебной программе;
• федерального и республиканского перечня учебников утвержденного директором МБОУ «Юнгинская СОШ им.С.М.Михайлова» Моргаушского района Чувашской Республики приказом № от
• примерных программ основного образования и авторской программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Семакина И.Г., Залогова Л.А., Руссакова С.В., Шестакова Л.А. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012,.
Рабочая программа по информатике ориентирована на использование базового учебника по информатике для 8 - 9 классов: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Руссакова С.В., Шестакова Л.А. Информатика и ИКТ Учебник для 9 класса. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012,
Цели курса:
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
• овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
• воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Задачи курса:
-
систематизировать подходы к изучению предмета;
-
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с передачей информации в компьютерных сетях, хранение и обработки информации в базе данных;
-
научиться пользоваться прикладными пакетами;
-
показать основные приёмы работы в среде программирования.
Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Образовательным стандартом основного общего образования по информатике и ИКТ (2004 г). В соответствии с Базисным учебным планом (федеральный компонент), курс рассчитан на изучение в 9 классе общеобразовательной средней школы общим объемом 68 +2 учебных часов.
Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов - интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретической и практической компонент курса информатики основной школы должно быть в соотношении 50х50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю (68 часов + 2 часа). Программой предусмотрено проведение:
-
практических работ - 23
-
тестовых заданий-6
-
дополнительных занятий (ПЗ)-2
Формы организации учебного процесса :
-
индивидуальные;
-
групповые;
-
индивидуально-групповые;
-
фронтальные;
-
практикумы.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся :
-
наблюдение;
-
беседа;
-
тестирование,
-
фронтальный опрос;
-
опрос в парах;
-
практикум.
Текущий контроль осуществляется с помощью практических работ (компьютерного практикума).
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме интерактивного тестирования, теста по опросному листу или компьютерного тестирования.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год в форме интерактивного тестирования, теста по опросному листу или компьютерного тестирования, творческой работы.
Содержание образовательной программы 9 класс
Общее число часов - 63 ч. Резерв учебного времени - 5 ч
-
Введение в предмет - 1 час.
Техника безопасности. Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание курса информатики в 9 классе.
-
Передача информации в компьютерных сетях - 10 час.(4+6)
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.
Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW - Всемирная паутина. Поисковые системы Интернета. Архивирование и разархивирование файлов.
Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.
Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).
Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.
Учащиеся должны знать:
что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
-
назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
-
назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
-
что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина -
Учащиеся должны уметь:
-
осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети
-
осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
-
осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
-
работать с одной из программ-архиваторов.
-
Информационное моделирование - 5 час.(4+1)
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.
Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.
Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей
Учащиеся должны знать:
-
что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
-
какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).
Учащиеся должны уметь:
-
приводить примеры натурных и информационных моделей;
-
ориентироваться в таблично организованной информации;
-
описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.
-
Хранение и обработка информации в базах данных - 12 час.(6+6)
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.
Проектирование и создание однотабличной БД.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.
Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).
Учащиеся должны знать:
-
что такое база данных (БД), система управления базами данных (СУБД), информационная система;
-
что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
-
структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
-
что такое логическая величина, логическое выражение;
-
что такое логические операции, как они выполняются.
Учащиеся должны уметь:
-
открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
-
организовывать поиск информации в БД;
-
редактировать содержимое полей БД;
-
сортировать записи в БД по ключу;
-
добавлять и удалять записи в БД;
-
создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
-
Табличные вычисления на компьютере - 10 час.(5+5)
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами электронной таблицы (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.
Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.
Учащиеся должны знать:
-
что такое электронная таблица и табличный процессор;
-
основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
-
какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
-
основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;
-
графические возможности табличного процессора.
Учащиеся должны уметь:
-
открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
-
редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
-
выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;
-
получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
-
создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
-
Управление и алгоритмы - 10 час.(4+6)
Кибернетика. Кибернетическая модель управления.
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).
Учащиеся должны знать:
-
что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
-
сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
-
что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
-
в чем состоят основные свойства алгоритма;
-
способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
-
основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
-
назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.
Учащиеся должны уметь:
-
при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
-
пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
-
выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
-
составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
-
выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
-
Программное управление работой компьютера - 12 час.(5+7)
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.
Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных - массив. Способы описания и обработки массивов.
Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка задачи, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.
Учащиеся должны знать:
-
основные виды и типы величин;
-
назначение языков программирования;
-
что такое трансляция;
-
назначение систем программирования;
-
правила оформления программы на Паскале;
-
правила представления данных и операторов на Паскале;
-
последовательность выполнения программы в системе программирования.
Учащиеся должны уметь:
-
работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;
-
составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
-
составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
-
отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
-
Информационные технологии и общество 4 час.(4+0)
Предыстория информатики. История чисел и систем счисления. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы информационной безопасности, этические и правовые нормы в информационной сфере.
Учащиеся должны знать:
-
основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
-
историю способов записи чисел (систем счисления);
-
основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
-
в чем состоит проблема информационной безопасности.
Учащиеся должны уметь:
-
регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.
Требования к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений основного общего образования по информатике и информационным технологиям
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен
знать/понимать:
-
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
-
единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
-
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
-
программный принцип работы компьютера;
-
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь:
-
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
-
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
-
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
-
создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности - в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
-
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
-
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);
-
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
-
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
-
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
-
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Контроль уровня обученности по информатике и ИКТ
9 класс
Тестирование по теме «Компьютерные сети и информационное моделирование»
Зачетное задание по базам данных
Тестирование по теме «Хранение и обработка информации в базах данных»
Тестирование по теме «Табличные вычисления на компьютере»
Зачетное задание по алгоритмизации
Тестирование по теме «Управление и алгоритмы»
Тестирование по теме «Программное управление работой компьютера»
Итоговое тестирование.
Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ 9 класс
№ п/п
Количество часов
Название раздела, темы
Тип урока
Виды контроля,
самостоятельной деятельности
Формирование универсальных учебных действий
(УУД)
ЦОР, ЭОР
1
1
Введение. Техника безопасности и санитарные нормы
10
Передача информации в компьютерных сетях
2
1
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования. Аппаратное и программное обеспечение работы глобальных компьютерных сетей. Скорость передачи данных
Урок изучения и закрепления новых знаний
Реализовывать технологию решения конкретной задачи с помощью конкретного программного средства.
Выполнять основные операции над файлами.
Выбирать и загружать нужную программу.
Ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами и т.п.
Передавать информацию, используя электронные средства связи
ЦОР: Слайды: «Устройство компьютерных сетей», «Локальные сети», «Глобальные сети», «Модели различных конфигураций локальной сети».
Слайды: «Аппаратное и программное обеспечение сетей», «Технические средства глобальной сети», «Программное обеспечение сетевых услуг».
ТСО: проектор, интерактивная доска, компьютер.
ИКС:ОС-Windows XP, MS Office 2003(PowerPoint).
3
1
Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами
Урок закрепления знаний
Текущий контроль: практическая работа
ТСО:компьютер
ИКС: ОС-Windows XP, браузеры Internet Explorer, Opera, Mozila.
4
1
Интернет - мировая система компьютерных сетей. Информационные услуги Интернета: электронная почта, телеконференции, обмен файлами
Урок изучения и закрепления новых знаний
ЦОР: Интерактивные слайды: «Что такое Интернет», «Пакетная передачи данных в Интернете», «Окно браузера Internet Explorer», «Ввод и сохранение адресов Internet Explorer», «Домашняя страница Internet Explorer», «Навигация по web-страницам в Internet Explorer».
ТСО:компьютер, проектор, интерактивная доска.
ИКС: ОС-Windows XP, браузеры Internet Explorer, Opera, Mozila.
5
1
Работа с электронной почтой
Урок закрепления знаний
Текущий контроль: практическая работа
ТСО:компьютер..
ИКС: ОС-Windows XP, браузеры Internet Explorer, Opera, Mozila, rambler.ru, yandex.ru, gogle.ru, mail.ru.
6
1
Служба World Wide Web. Способы поиска информации в Интернете
Урок изучения и закрепления новых знаний
ЦОР: Слайды: «Организация поиска информации», «Язык запросов поисковой системы».
Интерактивный слайд: «Работа поисковой системы в Интернете».
7
1
Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске
Урок закрепления знаний
Текущий контроль: практическая работа
ТСО:компьютер..
ИКС: ОС-Windows XP, браузеры Internet Explorer, Opera, Mozila, rambler.ru, yandex.ru, gogle.ru, mail.ru.
8
1
Поиск информации в Интернете (использование поисковых систем)
Урок закрепления знаний
Текущий контроль: практическая работа
ТСО:компьютер..
ИКС: ОС-Windows XP, браузеры Internet Explorer, Opera, Mozila, rambler.ru, yandex.ru, gogle.ru, mail.ru.
9
1
Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора
Урок закрепления знаний
Текущий контроль: практическая работа
ТСО:компьютер..
ИКС: ОС-Windows XP, браузеры Internet Explorer, Opera, Mozila.
10
1
Передача информации по техническим каналам связи. Архивирование и разархивирование файлов
Урок изучения и закрепления новых знаний
ТСО:компьютер..
ИКС: ОС-Windows XP, браузеры Internet Explorer, Opera, Mozila, архиваторы.
11
1
Архивирование и разархивирование файлов с использованием программы-архиватора
Урок закрепления знаний
Текущий контроль: практическая работа
ТСО:компьютер..
ИКС: ОС-Windows XP, браузеры Internet Explorer, Opera, Mozila, архиваторы.
5
Информационное моделирование
12
1
Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Графические информационные модели
Урок изучения и закрепления новых знаний
Исследовать с помощью информационных моделей структуру и поведение объекта в соответствии с поставленной задачей.
Оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования.
Формализовать информацию разного вида.
Освоить приемы формализации текстов, правила заполнения формуляров, бланков и т.д.
Структурировать данные и знания при решении задач.
Составлять деловые бумаги по заданной форме, строить и интерпретировать таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов.
Выбирать язык представления информации в соответствии с заданной целью.
Преобразовать одну форму представления в другую без потери смысла и полноты информации
ЦОР: Слайды: «Моделирование натурное и информационное», «Классификация моделей», «Типы информационных моделей», «Примеры графических моделей».
Интерактивный задачник, раздел «Графические модели».
ТСО:компьютер, проектор, интерактивная доска.
ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003.
13
1
Табличные модели
Урок изучения и закрепления новых знаний
ЦОР: Слайд: «Примеры табличных моделей».
Интерактивный задачник, раздел «Табличные модели».
ТСО:компьютер, проектор, интерактивная доска.
ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003.
14
1
Информационное моделирование на компьютере
Урок изучения и закрепления новых знаний
ЦОР:Слайд: «Типы компьютерных моделей».
Модели: «Демонстрационная математическая модель», «Демонстрационная имитационная модель».
ТСО:компьютер, проектор, интерактивная доска.
ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003.
15
1
Разработка табличной информационной модели с использованием текстового редактора Microsoft Word
Урок закрепления знаний
ТСО:компьютер.
ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003 (Word).
16
1
Тестирование по теме «Компьютерные сети и информационное моделирование»
Урок контроля, оценки и коррекция знаний учащихся
Тест
12
Хранение и обработка информации в базах данных
17
1
Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные базы данных.
Назначение СУБД
Урок закрепления знаний
Реализовывать технологию решения конкретной задачи с помощью конкретного программного средства.
Выполнять основные операции над файлами.
Выбирать и загружать нужную программу.
Ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами и т.п.
ЦОР: Слайды: «Базы данных и информационные системы», «Реляционные базы данных», «Типы полей в реляционных БД».
Интерактивные слайды: «Первичный ключ БД».
Слайды: «Назначение СУБД», «Режимы работы СУБД», «Интерфейс СУБД».
Интерактивные слайды: «Основные объекты базы данных в СУБД Access», «Окно базы данных в СУБД Access», «Основные типы данных в СУБД Access».
ТСО:компьютер, проектор, интерактивная доска.
ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003 (Access).
18
1
Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы и в режиме формы
Урок изучения и закрепления новых знаний
ТСО:компьютер.
ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003 (Access).
19
1
Проектирование однотабличной базы данных. Форматы полей. Команда выборки
Урок закрепления знаний
Текущий контроль: практическая работа
ТСО:компьютер.
ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003 (Access).
20
1
Проектирование однотабличной базы данных на компьютере
Урок изучения и закрепления новых знаний
ЦОР: Интерактивные слайды: «Создание таблиц в режиме конструктора таблиц в СУБД Access», «Установка связей между таблицами в СУБД Access», «Ввод и просмотр данных в режиме таблицы в СУБД Access»,
«Ввод и редактирование данных через формы в СУБД Access».
ТСО:компьютер, проектор, интерактивная доска.
ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003 (Access).
21
1
Условия поиска информации, простые логические выражения
Урок закрепления знаний
Текущий контроль: практическая работа
ТСО:компьютер.
ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003 (Access).
22
1
Формирование простых запросов к готовой базе данных
Урок закрепления знаний
Текущий контроль: практическая работа
ТСО:компьютер.
ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003 (Access).
23
1
Логические операции. Сложные условия поиска
Урок закрепления знаний
Текущий контроль: практическая работа
ТСО:компьютер.
ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003 (Access).
24
1
Формирование сложных запросов к готовой базе данных
Урок изучения и закрепления новых знаний
ЦОР:Интерактивные слайды «Сортировка записей в базе данных», «Создание запросов на добавление», «Удаление, обновление в СУБД Access», «Создание отчетов в СУБД Access».
ТСО:компьютер, интерактивная доска.
ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003 (Access).
25
1
Сортировка записей, простые и составные ключи сортировки. Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем
Урок изучения и закрепления знаний
ТСО:компьютер.
ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003 (Access).
26
1
Использование сортировки, создание отчетов на основе таблиц и запросов
Урок закрепления знаний
Текущий контроль: практическая работа
ТСО:компьютер.
ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003 (Access).
27
1
Зачетное задание по базам данных
Урок закрепления знаний
Текущий контроль: практическая работа
ТСО:компьютер.
ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003 (Access).
28
1
Тестирование по теме «Хранение и обработка информации в базах данных»
Урок контроля, оценки и коррекция знаний учащихся
Тематический контроль: тест
10
Табличные вычисления на компьютере
29
1
Двоичная система счисления
Урок изучения и закрепления новых знаний
Реализовывать технологию решения конкретной задачи с помощью конкретного программного средства.
Выполнять основные операции над файлами.
Выбирать и загружать нужную программу.
Ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами и т.п.
Использовать электронные таблицы для решения математических задач, производить расчеты учебно-исследовательского характера
ЦОР: Интерактивные слайды «Развернутая форма записи числа», «Перевод десятичных чисел в другие системы счисления», «Перевод недесятичных чисел в десятичную систему счисления», «Арифметические операции в позиционных системах счисления», «Сложение и вычитание одноразрядных двоичных чисел», «Сложение и вычитание многоразрядных двоичных чисел», «Умножение и деление двоичных чисел».
Интерактивный задачник, раздел «Системы счисления»
ТСО: проектор, интерактивная доска, компьютер.
ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003.
30
1
Представление чисел в памяти компьютера
Урок изучения и закрепления новых знаний
ЦОР: Интерактивные слайды «Числа в памяти компьютера», «Представление целых чисел в памяти компьютера».
ТСО: проектор, интерактивная доска, компьютер.
ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003.
31
1
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронных таблиц. Данные в электронных таблицах: числа, тексты, формулы. Правила заполнения таблиц. Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование
Урок закрепления знаний
Текущий контроль: практическая работа
ТСО: компьютер.
ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003 (Excel).
32
1
Понятие диапазона. Встроенные функции. Относительная адресация. Сортировка таблицы
Урок изучения и закрепления новых знаний
ЦОР: Слайды: «Диапазон (блок) электронной таблицы», «Функции обработки диапазонов», «Операции манипулирования с диапазонами ЭТ», «Сортировка таблицы».
Интерактивный слайд: « Сортировка данных в таблице MS Excel».
33
1
Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц
Урок закрепления знаний
Текущий контроль: практическая работа
ТСО: компьютер.
ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003 (Excel).
34
1
Деловая графика. Логические операции и условная функция. Абсолютная адресация. Функция времени
Урок изучения и закрепления новых знаний
ЦОР: Слайды «Деловая графика»,» «Типы диаграмм», «Условная функция».
Интерактивный слайд: «Создание диаграмм MS Excel».
ТСО: интерактивная доска, проектор, компьютер.
ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003 (Excel).
35
1
Построение графиков и диаграмм. Использование логических функций и условной функции. Использование абсолютной адресации
Урок закрепления знаний
Текущий контроль: практическая работа
ТСО: компьютер.
ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003 (Excel).
36
1
Математическое моделирование с использованием электронных таблиц. Имитационные модели
Урок изучения и закрепления новых знаний
ЦОР: Слайд «Этапы математического моделирования на компьютере».
Иллюстрация: Демонстрационная версия математической модели на ЭТ.
Иллюстрация: Демонстрационная версия имитационной модели на ЭТ.
ТСО: проектор, интерактивная доска, компьютер.
ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003 (Excel).
37
1
Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронных таблиц. Создание имитационной модели
Урок закрепления знаний
Текущий контроль: практическая работа
ТСО: компьютер.
ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003 (Excel).
38
1
Тестирование по теме «Табличные вычисления на компьютере»
Урок контроля, оценки и коррекция знаний учащихся
Тематический контроль: тест
10
Управление и алгоритмы
39
1
Кибернетическая модель управления. Управление без обратной связи. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда, система команд, режимы работы
Урок изучения и закрепления новых знаний
Определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм.
Определять, для какой задачи предназначен алгоритм.
Сопоставлять различные алгоритмы решения одной задачи, в том числе с позиции эстетики.
Строить алгоритмы решения задачи с использованием основных алгоритмических конструкций.
Составлять блок-схему решения задачи.
Преобразовывать один способ записи алгоритма в другой.
Исполнять алгоритм.
ЦОР: Интерактивный слайд «Зарождение и предмет кибернетики», «Компьютер и управление».
Интерактивные слайды: «Кибернетическая модель управления», «Линейные алгоритмы управления», «Нелинейные алгоритмы управления».
Слайды: «Происхождение и определение понятия алгоритма», «Исполнитель алгоритма», «Свойства алгоритма».
ТСО: проектор, интерактивная доска, компьютер.
ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003.
40
1
Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов
Урок закрепления знаний
Текущий контроль: практическая работа
ТСО: компьютер.
ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003, Pascal.
41
1
Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод
Урок закрепления знаний
ТСО: компьютер.
ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003, Pascal.
42
1
Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов
Урок закрепления знаний
Текущий контроль: практическая работа
ТСО: компьютер.
ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003, Pascal.
43
1
Управление с обратной связью. Язык блок-схем. Использование циклов с предусловием
Урок изучения и закрепления знаний
ТСО: компьютер.
ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003, Pascal.
44
1
Работа с циклами
Урок закрепления знаний
Текущий контроль: практическая работа
ТСО: компьютер.
ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003, Pascal.
45
1
Ветвления. Использование двухшаговой детализации
Урок изучения и закрепления знаний
ТСО: компьютер.
ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003, Pascal.
46
1
Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений
Урок закрепления знаний
Текущий контроль: практическая работа
ТСО: компьютер.
ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003, Pascal.
47
1
Зачетное задание по алгоритмизации
Урок закрепления знаний
Текущий контроль: практическая работа
ТСО: компьютер.
ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003, Pascal.
48
1
Тестирование по теме «Управление и алгоритмы»
Урок контроля, оценки и коррекция знаний учащихся
Тематический контроль: тест
12
Программное управление работой компьютера
49
1
Понятие программирования. Системы программирования. Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, основные типы, присваивание, ввод и вывод данных
Урок изучения и закрепления новых знаний
Строить различные алгоритмы решения задачи как реализацию различных методов решения данной задачи.
Отлаживать и тестировать программы
Работать с компьютерными моделями из различных предметных областей
работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня, составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы, составлять несложные программы обработки одномерных массивов,
отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
ЦОР: Интерактивный слайд: «Назначение и средства программирования».
Интерактивные слайды: «Понятие величины, типы величин», «Команда присваивания», «Команды ввода - вывода».
ТСО: компьютер, проектор, интерактивная доска.
ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003, Pascal.
50
1
Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания. Линейные вычислительные алгоритмы
Урок изучения и закрепления новых знаний
ЦОР: Интерактивные слайды «Структура программы на языке Паскаль», «Синтаксис программы на Паскале»,
«Правила записи арифметических выражений».
Иллюстрация: Демонстрационный пример программы на Паскале.
ТСО: компьютер, проектор, интерактивная доска.
ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003, Pascal.
51
1
Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование. Разработка линейных алгоритмов
Урок изучения и закрепления новых знаний
Текущий контроль: практическая работа
ТСО: компьютер.
ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003, Pascal.
52
1
Оператор ветвления. Программирование диалога с компьютером
Урок контроля, оценки и коррекция знаний учащихся
ТСО: компьютер, проектор, интерактивная доска.
ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003, Pascal.
53
1
Разработка программы на языке Паскаль с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений
Текущий контроль: практическая работа
ТСО: компьютер.
ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003, Pascal.
54
1
Логические операции. Разработка программы с использование оператора ветвления и логических операций
Урок закрепления знаний
Текущий контроль: практическая работа
55
1
Циклы на языке Паскаль
Урок закрепления знаний
ЦОР: Интерактивные слайды «Описание циклических вычислительных алгоритмов на блок-схемах и на алгоритмическом языке», «Циклические операторы на Паскале», «Этапы решения расчетных задач», «Вложенные циклы».
ТСО: компьютер, проектор, интерактивная доска.
ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003, Pascal.
56
1
Разработка программ с использованием цикла с предусловием
Урок закрепления знаний
Текущий контроль: практическая работа
ТСО: компьютер.
ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003, Pascal.
57
1
Одномерные массивы в Паскале
Урок закрепления знаний
ЦОР: Интерактивные слайды «Описание и ввод значений в массив в программе на Паскале», «Цикл с параметром в программе на Паскале».
Иллюстрации: Демонстрационный пример программы на Паскале, реализующей ввод и обработку массива, Демонстрационный пример программы на Паскале, реализующей ввод и обработку двух массивов.
ТСО: компьютер, проектор, интерактивная доска.
ИКС: ОС-Windows XP, MS Office Итоговое повторение 2003, Pascal.
58
1
Разработка программ с использованием одномерных массивов на языке Паскаль
Урок закрепления знаний
Текущий контроль: практическая работа
ТСО: компьютер.
ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003, Pascal.
59
1
Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в Паскале. Поиск чисел в массиве
Урок закрепления знаний
Текущий контроль: практическая работа
ТСО: компьютер.
ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003, Pascal.
60
1
Тестирование по теме «Программное управление работой компьютера»
Тематический контроль: тест
4
Информационные технологии и общество
61
1
Предыстория информационных технологий. История чисел и систем счисления
Урок изучения и закрепления новых знаний
Уметь регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.
Ознакомиться с основными этапами развития средств работы с информацией в истории человеческого общества, с историей способов записи чисел (систем счисления),
Знать основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения.
Выявит проблемы информационной безопасности.
ЦОР: Интерактивные слайды «Предыстория информатики», «История средств хранения информации», «История средств передачи информации», «История средств обработки информации», «Аналитическая машина Бэббиджа».
Интерактивный слайд « История развития систем счисления».
ТСО: компьютер, проектор, интерактивная доска.
ИКС: ОС-Windows XP.
62
1
История ЭВМ и ИКТ
Урок изучения и закрепления новых знаний
ЦОР: Интерактивные слайды «История ЭВМ», «Счетно-перфорационные и релейные машины», «Начало эпохи ЭВМ», «Поколения ЭВМ: Первое поколение ЭВМ, Второе поколение ЭВМ, Третье поколение ЭВМ, Четвертое поколение ЭВМ».
ТСО: компьютер, проектор, интерактивная доска.
ИКС: ОС-Windows XP.
63
1
Информационные ресурсы современного общества. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере
Урок изучения и закрепления новых знаний
ЦОР: Информационные слайды «Информационное общество», «Информационные ресурсы современного общества», «Информатизация общества», «Информационные преступления и информационная безопасность», «Меры обеспечения информационной безопасности».
ТСО: компьютер, проектор, интерактивная доска.
ИКС: ОС-Windows XP.
64
1
Итоговое тестирование
Урок контроля, оценки и коррекция знаний учащихся
Итоговый контроль: тест
ТСО: компьютер.
3
Итоговое повторение
65
1
Поиск информации в Интернете
Урок закрепления знаний
Текущий контроль: практическая работа
ТСО: компьютер.
ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003, браузеры.
66
1
Проектирование однотабличной базы данных.
Урок закрепления знаний
Текущий контроль: практическая работа
ТСО: компьютер.
ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003 (Access).
67
1
Двоичная система счисления
Урок закрепления знаний
Текущий контроль: практическая работа
ТСО: компьютер.
ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003, калькулятор.
68
1
Заключительный урок
Урок закрепления знаний
Текущий контроль: практическая работа
ТСО: компьютер.
ИКС: ОС-Windows XP, MS Office 2003 (Word, Excel, Access), Pascal.
Используемый УМК:
-
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс 9.- М.Бином, Лаборатория знаний.
-
Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс 9 . - М.: БИНОМ, Лаборатория Базовых Знаний, 2009 (2010).
-
Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс». URL: metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/tcor_semakin.rar
-
Семакин И.Г. Таблица соответствия содержания УМК «Информатика и ИКТ» 8-9 классы Государственному образовательному стандарту. URL:
metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/ts8-9.doc
5. Семакин И.Г. Видеолекция «Методика обучения информатике и ИКТ в основной школе», 26.11.2009. URL: metodist.lbz.ru/video/semakin/Semakin1.rar
-
Семакин И.Г. Видеолекция «Особенности обучения алгоритмизации и программированию», 27.11.2009. URL: metodist.lbz.ru/video/semakin/Semakin3.rar
-
Задачник-практикум по информатике в И ч. / И. Семакин. Г.. Хеннер - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2007.
Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. М.: БИНОМ - Лаборатория Базовых Знаний, 2007. URL: metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/tcor_semakin.rar
Список литературы.
-
Крылов С.С., Лещинер В.Р., Супрун П.Г., Якушкин П.А. Единый Государственный Экзамен 2007 г. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся. Информатика.: Учебное пособие Допущено Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки - М.: «Интеллект-Центр», 2005-2007.
-
Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ. / Н.В. Макарова. - СПБ: «Питер», 2007.
-
Андреева Е.В., Фалина, И.Н. Системы счисления и компьютерная арифметика.: Учебное пособие. - М.: Бином. Лаборатория знания.), 2004.
-
Евстигнеев В.А. Применение теории графов в программировании. - М.: Наука, 1985-352с.
-
Андреева Е.В., Щепин Е.В. Основы теории информации. Публикация в 1 сентября. "Информатика" №4/2004 1 п.л. 2004
-
Андреева Е.В Основы теории информации. Материалы. Публикация в 1 сентября. "Информатика" №4/2004 1 п.л. 2004
-
Андреева Е.В., Босова Л.Л., Фалина И.Н. Математические основы информатики Учебная Сборник «Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Математика», МО РФ - НФПК». М.: Вита-Пресс - 2004.
-
Демонстрационный вариант контрольно-измерительных материалов по информатике 2007 г., 2006 г., 2005 г., 2004 г. (fipi.ru)
-
Робертсон А.А. Программирование - это просто: Пошаговый подход / А.А. Робертсон; Пер. с англ. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
-
Златопольский Д.М. Программирование: типовые задачи, алгоритмы, методы / Д.М. Златопольский - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
-
Богомолова О.Б. Логические задачи / О.Б. Богомолова - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
-
Моханов М.Ю. Учимся проектировать на компьютере. Элективный курс: Практикум / М.Ю. Моханов, С.Л. Солодов, Г.Е. Монахов - 2-е изд., испр. - 2006.
-
Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум / Л.А. Залогова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
ЦОР:
-
Слайды: «Устройство компьютерных сетей», «Локальные сети», «Глобальные сети», «Модели различных конфигураций локальной сети».
-
Слайды: «Аппаратное и программное обеспечение сетей», «Технические средства глобальной сети», «Программное обеспечение сетевых услуг».
-
Интерактивные слайды: «Что такое Интернет», «Пакетная передачи данных в Интернете», «Окно браузера Internet Explorer», «Ввод и сохранение адресов Internet Explorer», «Домашняя страница Internet Explorer», «Навигация по web-страницам в Internet Explorer».
-
Слайды: «Организация поиска информации», «Язык запросов поисковой системы».
-
Интерактивный слайд: «Работа поисковой системы в Интернете».
-
Слайды: «Моделирование натурное и информационное», «Классификация моделей», «Типы информационных моделей», «Примеры графических моделей».
-
Слайд: «Примеры табличных моделей».
-
Интерактивный задачник, раздел «Табличные модели».
-
Слайд: «Типы компьютерных моделей».
-
Модели: «Демонстрационная математическая модель», «Демонстрационная имитационная модель».
-
Слайды: «Базы данных и информационные системы», «Реляционные базы данных», «Типы полей в реляционных БД».
-
Интерактивные слайды: «Первичный ключ БД».
-
Слайды: «Назначение СУБД», «Режимы работы СУБД», «Интерфейс СУБД».
-
Интерактивные слайды: «Основные объекты базы данных в СУБД Access», «Окно базы данных в СУБД Access», «Основные типы данных в СУБД Access».
Электронные учебные пособия
-
metodist.ru Лаборатория информатики МИОО
-
it-n.ru Сеть творческих учителей информатики
-
metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики
-
fcior.edu.ru eor.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC)
-
pedsovet.su Педагогическое сообщество
-
school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
-
Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
-
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности - радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
-
Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
-
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети - дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
-
Устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
-
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
-
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон - дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
Программные средства
-
Операционная система.
-
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
-
Антивирусная программа.
-
Программа-архиватор.
-
Клавиатурный тренажер.
-
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
-
Звуковой редактор.
-
Простая система управления базами данных.
-
Простая геоинформационная система.
-
Система автоматизированного проектирования.
-
Виртуальные компьютерные лаборатории.
-
Программа-переводчик.
-
Система оптического распознавания текста.
-
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
-
Система программирования.
-
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
-
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
-
Программа интерактивного общения
-
Простой редактор Web-страниц.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
-
Процент выполнения задания
Отметка
95% и более
отлично
80-94%%
хорошо
66-79%%
удовлетворительно
менее 66%
неудовлетворительно
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
-
грубая ошибка - полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
-
погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
-
недочет - неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
-
мелкие погрешности - неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики - это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
-
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
-
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
-
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
-
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
-
«1» - отказ от выполнения учебных обязанностей.
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится в следующих случаях:
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;
- не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;
- отказался отвечать на вопросы учителя.