• Преподавателю
  • Информатика
  • Интегрированные занятия как один из способов социализации детей и подростков с ограниченными возможностями

Интегрированные занятия как один из способов социализации детей и подростков с ограниченными возможностями

"Описание материала: Одним из наиболее эффективных видов социально-ориентированной работы с детьми являются интегрированные занятия. Интегрированные занятия являются комплексными и проводятся с группой детей одновременно несколькими педагогами. Совместно с социальным педагогом проводим интегрированные занятия по правилам дорожного движения. Именно интегрированные занятия по ПДД дают ребенку стать участником познания окружающего мира, его закономерностей, норм поведения. Мало знать правила дорож...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированные занятия как один из способов социализации детей и подростков с ограниченными возможностями.

Одним из наиболее эффективных видов социально-ориентированной работы с детьми являются интегрированные занятия.

Принципы построения интегрированных занятий:

- использование различных видов деятельности для активизации взаимодействия детей с взрослыми и друг с другом;
- сочетание групповой и индивидуальной форм работ: тема и игровые упражнения общие для всех, но способы обращения, подача инструкций, оказание помощи, степень участия в той или иной деятельности и уровень требований индивидуален для каждого ребенка (в зависимости от умственных и физических способностей, возраста, адаптированности);
- наличие четкой структуры занятий, включающей определенное количество этапов, последовательно сменяющих друг друга (для облегчения адаптации детей и ориентации их в режиме группового занятия, для возможности комфортного перевода детей из группы в группу при необходимости; для взаимозаменяемости педагогов);
- динамика сложности внутри каждого этапа;
- чередование активных и спокойных игр и упражнений для избежание излишнего возбуждения и переутомления воспитанников;
- участие родителей во всех этапах занятия.

Цель проведения интегрированных занятий:

  • Социализация детей; формирование межличностных, дружеских, партнерских взаимоотношений. Обучение детей взаимодействию друг с другом и с взрослыми в процессе совместной деятельности.

  • расширение и углубление знаний по правилам дорожного движения Развитие познавательной активности

  • Обучение родителей способам взаимодействия с детьми.

Интегрированные занятия являются комплексными и проводятся с группой детей одновременно несколькими педагогами. Участие в одном занятии сразу нескольких специалистов повышает его эффективность и расширяет возможности педагогов. А именно:
- подготовка к занятию и его последующий анализ проводится педагогами совместно;
- организуется более эффективное проведение занятия и контроль педагогами действий каждого ребенка в группе и оказание индивидуально ориентированной помощи;
- осуществляется наглядная демонстрация правил игр и инструкций
(один педагог объясняет, другие показывают пример);
- становятся возможными постановки мини-спектаклей, где основные роли исполняют педагоги;
- в течение занятия происходит смена ведущего педагога со сменой видов деятельности, что способствует более продолжительному удержанию внимания воспитанников;
- на занятии у детей задействуется большее количество анализаторов для усвоения того или иного материала. Мы совместно с преподавателем информатики проводим в течение 4 лет интегрированные занятия по правилам дорожного движения

Цель: формирование коммуникативных и познавательных компетенций, обеспечивающих безопасное поведение на дороге, на улице.

Задача: воспитание навыков безопасного поведения на улицах и дорогах

Социальная интеграция является главным условием реализации реабилитационного потенциала ребенка-инвалида, находящегося в трудной жизненной ситуации, обеспечения его безопасного поведения дома, на улице, общественных местах, приобретения умений самостоятельно соблюдать правила жизни в обществе.

Указанные выше качества формируются при условии включения детей в процесс проблемно-поисковой деятельности.

Именно интегрированные занятия по ПДД дают ребенку с ограниченными возможностями стать участником познания окружающего мира, его закономерностей, норм поведения. Специальные умения и навыки как элементы проблемно-поисковой деятельности формируются при помощи педагога, старшего наставника и при активном, инициативном, познавательном участии самого ребенка и лица, его сопровождающего

Эта работа помогает нашим детям почувствовать себя полноправными гражданами нашей страны, приобрести новые знания, обогатить свой словарный запас, а главное - открывает для них новые горизонты жизни.

За 4 года проведено 96 интегрированных занятий по ПДД, которые были разделены на 3 возрастные группы: младшая (5-7 лет), средняя (8-13) и старшая (14-18). В каждое занятие включены различные формы работы: беседы, наблюдения, презентации, чтение книг, познавательные мультфильмы, подвижные и компьютерные игры. О которых сейчас расскажет Алла Леонидовна.

Мало знать правила дорожного движения - надо уметь применять их на практике.

ПДД для детей легче воспринимать в игровой форме, поэтому с правилами дорожного движения ребенка лучше знакомить с помощью игр, пособий или компьютерных стимуляторов, которые позволят превратить занятия в интересную игру.

Игры для изучения Правил дорожного движения можно классифицировать на несколько видов:

  • Обучающая игра - ее целью является приобретение новых знаний и навыков

  • Диагностическая игра - в играх этого типа контролируется, насколько ребенок усвоил умения и знания

  • Развивающая игра - способствует развитию личностных качеств, необходимых для хорошего ориентирования на дороге - внимательности, осторожности, быстроты реакции, ориентировки на местности

Бывают и комбинированные игры, которые сочетают в себе свойства двух или даже трех типов. Кроме того, есть игры, которые построены на выборе наилучшего алгоритма действия в данной конкретной ситуации дорожного движения, а есть такие, где ребенок должен сам придумать решение в дорожной ситуации.

В играх для детей от 5 лет, основное внимание уделяется основным правилам перехода через дорогу и поведению на остановках общественного транспорта. Игра может быть сделана в виде викторины с вопросами и ответами. А со школьного возраста удобно использовать для изучении ПДД специальные компьютерные игры, которые в нескучной для ребенка форме помогут освоить основные правила поведения на дороге на примере наиболее распространенных дорожных ситуаций.

-В своей практике мы используем компьютерные презентации в программе PowerPoint для ознакомления детей с правилами дорожного движения в соответствии с возрастом детей. Мультимедийные презентации обеспечивают наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.

Цикл презентаций: Участники дорожного движения.
Дорога и ее главные части.
Виды транспортных средств.
Светофор, история его развития.
Назначения дорожных знаков.
Причины дорожных происшествий и т.д.

- Ни один взрослый не сможет отрицать пристрастия детей к мультфильмам. Для систематизации знаний о правилах дорожного движения мы с помощью программы Windows Media демонстрируем детям обучающие мультфильмы: «Смешарики изучают Правила дорожного движения»; «Про бабу Ягу и Правила дорожного движения»; «Уроки тетушки Совы» (Азбука безопасности на дороге)

- Дидактические игры в программе Microsoft Word. Появление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; красочное оформление, веселые картинки, звук, надолго привлекают внимание ребенка.

(«Продолжи ряд», «Найди отличия», Назови лишний знак, Угадай звук)

- Разгадывание ребусов и кроссвордов способствует систематизации знаний о ПДД; развивает нестандартное мышление; дарит детям прекрасное настроение.

- В программе Paint (графический редактор) дети могут почувствовать себя настоящими художниками.

- Развивающие программы и компьютерные игры для детей помогают разрешать проблемные ситуации на дороге, учат детей преодолевать трудности.

(«ПДД для детей», «Лунтик учит правила», «Дракоша изучает ПДД», «По дороге со Смешариками», «Не игра»).


© 2010-2022