- Преподавателю
- Информатика
- Интегрированные занятия как один из способов социализации детей и подростков с ограниченными возможностями
Интегрированные занятия как один из способов социализации детей и подростков с ограниченными возможностями
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Минаева А.Л. |
Дата | 15.01.2014 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
Интегрированные занятия как один из способов социализации детей и подростков с ограниченными возможностями.
Одним из наиболее эффективных видов социально-ориентированной работы с детьми являются интегрированные занятия.
Принципы построения интегрированных занятий:
- использование различных видов деятельности для активизации взаимодействия детей с взрослыми и друг с другом;
- сочетание групповой и индивидуальной форм работ: тема и игровые упражнения общие для всех, но способы обращения, подача инструкций, оказание помощи, степень участия в той или иной деятельности и уровень требований индивидуален для каждого ребенка (в зависимости от умственных и физических способностей, возраста, адаптированности);
- наличие четкой структуры занятий, включающей определенное количество этапов, последовательно сменяющих друг друга (для облегчения адаптации детей и ориентации их в режиме группового занятия, для возможности комфортного перевода детей из группы в группу при необходимости; для взаимозаменяемости педагогов);
- динамика сложности внутри каждого этапа;
- чередование активных и спокойных игр и упражнений для избежание излишнего возбуждения и переутомления воспитанников;
- участие родителей во всех этапах занятия.
Цель проведения интегрированных занятий:
-
Социализация детей; формирование межличностных, дружеских, партнерских взаимоотношений. Обучение детей взаимодействию друг с другом и с взрослыми в процессе совместной деятельности.
-
расширение и углубление знаний по правилам дорожного движения Развитие познавательной активности
-
Обучение родителей способам взаимодействия с детьми.
Интегрированные занятия являются комплексными и проводятся с группой детей одновременно несколькими педагогами. Участие в одном занятии сразу нескольких специалистов повышает его эффективность и расширяет возможности педагогов. А именно:
- подготовка к занятию и его последующий анализ проводится педагогами совместно;
- организуется более эффективное проведение занятия и контроль педагогами действий каждого ребенка в группе и оказание индивидуально ориентированной помощи;
- осуществляется наглядная демонстрация правил игр и инструкций
(один педагог объясняет, другие показывают пример);
- становятся возможными постановки мини-спектаклей, где основные роли исполняют педагоги;
- в течение занятия происходит смена ведущего педагога со сменой видов деятельности, что способствует более продолжительному удержанию внимания воспитанников;
- на занятии у детей задействуется большее количество анализаторов для усвоения того или иного материала. Мы совместно с преподавателем информатики проводим в течение 4 лет интегрированные занятия по правилам дорожного движения
Цель: формирование коммуникативных и познавательных компетенций, обеспечивающих безопасное поведение на дороге, на улице.
Задача: воспитание навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Социальная интеграция является главным условием реализации реабилитационного потенциала ребенка-инвалида, находящегося в трудной жизненной ситуации, обеспечения его безопасного поведения дома, на улице, общественных местах, приобретения умений самостоятельно соблюдать правила жизни в обществе.
Указанные выше качества формируются при условии включения детей в процесс проблемно-поисковой деятельности.
Именно интегрированные занятия по ПДД дают ребенку с ограниченными возможностями стать участником познания окружающего мира, его закономерностей, норм поведения. Специальные умения и навыки как элементы проблемно-поисковой деятельности формируются при помощи педагога, старшего наставника и при активном, инициативном, познавательном участии самого ребенка и лица, его сопровождающего
Эта работа помогает нашим детям почувствовать себя полноправными гражданами нашей страны, приобрести новые знания, обогатить свой словарный запас, а главное - открывает для них новые горизонты жизни.
За 4 года проведено 96 интегрированных занятий по ПДД, которые были разделены на 3 возрастные группы: младшая (5-7 лет), средняя (8-13) и старшая (14-18). В каждое занятие включены различные формы работы: беседы, наблюдения, презентации, чтение книг, познавательные мультфильмы, подвижные и компьютерные игры. О которых сейчас расскажет Алла Леонидовна.
Мало знать правила дорожного движения - надо уметь применять их на практике.
ПДД для детей легче воспринимать в игровой форме, поэтому с правилами дорожного движения ребенка лучше знакомить с помощью игр, пособий или компьютерных стимуляторов, которые позволят превратить занятия в интересную игру.
Игры для изучения Правил дорожного движения можно классифицировать на несколько видов:
-
Обучающая игра - ее целью является приобретение новых знаний и навыков
-
Диагностическая игра - в играх этого типа контролируется, насколько ребенок усвоил умения и знания
-
Развивающая игра - способствует развитию личностных качеств, необходимых для хорошего ориентирования на дороге - внимательности, осторожности, быстроты реакции, ориентировки на местности
Бывают и комбинированные игры, которые сочетают в себе свойства двух или даже трех типов. Кроме того, есть игры, которые построены на выборе наилучшего алгоритма действия в данной конкретной ситуации дорожного движения, а есть такие, где ребенок должен сам придумать решение в дорожной ситуации.
В играх для детей от 5 лет, основное внимание уделяется основным правилам перехода через дорогу и поведению на остановках общественного транспорта. Игра может быть сделана в виде викторины с вопросами и ответами. А со школьного возраста удобно использовать для изучении ПДД специальные компьютерные игры, которые в нескучной для ребенка форме помогут освоить основные правила поведения на дороге на примере наиболее распространенных дорожных ситуаций.
-В своей практике мы используем компьютерные презентации в программе PowerPoint для ознакомления детей с правилами дорожного движения в соответствии с возрастом детей. Мультимедийные презентации обеспечивают наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.
Цикл презентаций: Участники дорожного движения.
Дорога и ее главные части.
Виды транспортных средств.
Светофор, история его развития.
Назначения дорожных знаков.
Причины дорожных происшествий и т.д.
- Ни один взрослый не сможет отрицать пристрастия детей к мультфильмам. Для систематизации знаний о правилах дорожного движения мы с помощью программы Windows Media демонстрируем детям обучающие мультфильмы: «Смешарики изучают Правила дорожного движения»; «Про бабу Ягу и Правила дорожного движения»; «Уроки тетушки Совы» (Азбука безопасности на дороге)
- Дидактические игры в программе Microsoft Word. Появление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; красочное оформление, веселые картинки, звук, надолго привлекают внимание ребенка.
(«Продолжи ряд», «Найди отличия», Назови лишний знак, Угадай звук)
- Разгадывание ребусов и кроссвордов способствует систематизации знаний о ПДД; развивает нестандартное мышление; дарит детям прекрасное настроение.
- В программе Paint (графический редактор) дети могут почувствовать себя настоящими художниками.
- Развивающие программы и компьютерные игры для детей помогают разрешать проблемные ситуации на дороге, учат детей преодолевать трудности.
(«ПДД для детей», «Лунтик учит правила», «Дракоша изучает ПДД», «По дороге со Смешариками», «Не игра»).