Рабочая программа по информатике и ИКТ, 11 класс, УМК Н. Д. Угринович

Раздел Информатика
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Программа по информатике и ИКТ составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по информатике и ИКТ 2004 г., примерной программы среднего общего образования по информатике и ИКТ на базовом уровне (Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010), на основе авторской программы курса «Информатика и ИКТ» на базовом уровне на третьей ступени обучения Н.Д. Угриновича.,методических рекомендаций к разработке календарно-тематического планирования по УМК Угриновича Н.Д. (Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 7-11 классы: методическое пособие. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010).

Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

• освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

• овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

• воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых, норм информационной деятельности;

• приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

Н.Д. Угринович «Информатика и информационные технологии»: Базовый уровень. Учебник для 11 класс - М. БИНОМ. Лаборатория знаний 2011 г.»;

Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе (7-11 кл.).- М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2008.

комплект цифровых образовательных ресурсов.

3. МЕСТО УЧЕБОГО ПРЕДМЕТА

В соответствии с учебным планом школы на преподавание информатики и ИКТ на базовом уровне в 11 классе отводится 1 час в неделю

Программой предусмотрено проведение: количество практических работ-16 , количество контрольных работ -4

Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов.

Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.

Задача организации проектной деятельности - познакомить учащихся с основными видами широко используемых средств ИКТ, как аппаратных, так и программных в их профессиональных версиях (тогда, как правило, используются только базовые функции) и учебных версиях. В рамках такого знакомства учащиеся выполняют соответствующие, представляющие для них смысл и интерес проекты, относящиеся к физике, математике, биологии и химии, жизни школы, сфере их персональных интересов.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся

Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (модуля) в форме тестирования, выполнения зачетной практической - или контрольной работы.

Итоговый контроль (итоговая аттестация) осуществляется по завершении учебного материала в форме итогового теста

4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (25 часов)

История развития вычислительной техники. Архитектура персонального компьютера. Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Системная шина и её характеристики. Устройства компьютера. Алгебра логики, основные логические операции. Операционные системы. Основные характеристики операционных систем. ОС Windows; ОС Linux. Защита от несанкционированного доступа к информации с использованием паролей. Биометрические системы защиты. Вредоносные и антивирусные программы. Компьютерные вирусы, сетевые черви, троянские программы, хакерские утилиты и защита от них.

Практические работы

  1. Виртуальные компьютерные музеи

  2. Разработка презентации "История развития ВТ"

  3. Сведения об архитектуре компьютера

  4. Сведения о логических разделах дисков

  5. Значки и ярлыки на Рабочем столе

  6. Биометрическая защита: идентификация по характеристикам речи

  7. Защита от компьютерных вирусов

  8. Защита от сетевых червей

  9. Защита от троянских программ

  10. Защита от хакерских атак

Контрольная работа № 1 по теме «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов» (тестирование).

Требования к подготовке учащихся по теме «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов»

Учащиеся должны

знать/ понимать:

  • назначение и функции операционных систем;

  • какая информация требует защиты;

  • виды угроз для числовой информации;

  • физические способы и программные средства защиты информации;

  • что такое криптография;

  • что такое цифровая подпись и цифровой сертификат.

уметь:

  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

  • подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения;

  • соединять устройства ПК;

  • производить основные настройки БИОС;

  • работать в среде операционной системы на пользовательском уровне.

Моделирование и формализация (6 часов)

Моделирование как метод познания. Системный подход в моделировании. Формы представления моделей. Формализация. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Исследование физически, астрономических, алгебраических, геометрических, химических и биологических моделей.

Контрольная работа №2 по теме «Моделирование и формализация» (тестирование).

Требования к подготовке учащихся по теме : «Моделирование и формализация»

Учащиеся должны

знать/ понимать:

  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;

  • использование алгоритма как модели автоматизации деятельности;

  • что такое системный подход в науке и практике;

  • роль информационных процессов в системах;

  • определение модели;

  • что такое информационная модель;

  • этапы информационного моделирования на компьютере;

уметь:

  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

  • осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;

  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

  • ориентироваться в граф-моделях, строить их по вербальному описанию системы;

  • строить табличные модели по вербальному описанию системы.

Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД) (9 часов)

Табличные базы данных. Система управления базами данных. Основные объекты СУБД: таблицы, формы, запросы, отчеты. Использование Формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных. Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов. Сортировка записей в табличной базе данных. Печать данных с помощью отчетов. Иерархические базы данных. Сетевые базы данных.

Практические работы

  1. Создание табличной базы данных

  2. Создание Формы в табличной базе данных

  3. Поиск записей в табличной базе данных с помощью Фильтров и Запросов

  4. Сортировка записей в табличной базе данных

  5. Создание Отчета в табличной базе данных

  6. Создание генеалогического древа семьи

Контрольная работа №3 «База данных. Системы управления базами данных» (тестирование).

Требования к подготовке учащихся по теме «База данных»

Учащиеся должны

знать/ понимать:

  • назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности ( баз данных);

  • что такое база данных (БД);

  • какие модели данных используются в БД;

  • основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ;

  • определение и назначение СУБД;

  • основы организации многотабличной БД;

  • что такое схема БД;

  • что такое целостность данных;

  • этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД.

уметь:

  • распознавать информационные процессы в различных системах;

  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

  • осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;

  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;

  • осуществлять поиск информации в базах данных.

Информационное общество (1 час)

Право в Интернете Этика в Интернете Перспективы развития информационных и коммуникативных технологий

Требования к подготовке учащихся по теме : «Информационное общество»

Учащиеся должны знать:

  • в чем состоят основные черты информационного общества;

  • причины информационного кризиса и пути его преодоления;

  • какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества;

  • основные законодательные акты в информационной сфере;

  • суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации.

Учащиеся должны уметь:

• соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности


Повторение. (1 час)

Итоговый тест.


№ п/п

Тема раздела

Кол-во

часов

П/р

К/р

1

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов

13

10

1

2

Моделирование и формализация

6


1

3

Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД)

9

6

1

4

Информационное общество

1



5

Повторение

2


1







Итого

31

16

4

5.Тематическое планирование







Календарно-тематическое планирование

11 класс

п/п


Наименование

разделов и тем

Количество часов

Элементы

содержания

Характеристика основных видов деятельности учащихся


Контроль

Д/з

Дата проведения занятия



Требования к уровню подготовки учащихся



по

плану

факт.

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов


1

Инструктаж по технике безопасности в кабинете информатики.

История развития вычислительной техники

Практическая работа 1 Виртуальные компьютерные музеи

Практическая работа 2 Разработка презентации "История развития ВТ"

1

Перфокарты, абак, супер компьютеры, счеты

посещение виртуальные компьютерные музеи

Учащиеся должны знать:

• историю развития вычислительной техники. Учащиеся должны уметь:

• посещать виртуальные компьютерные музеи.








Практическая работа

§ 1.1

c.10-15

7.09




2

Архитектура персонального компьютера. Устройства компьютера.

Практическая работа 3 Сведения об архитектуре компьютера

1

Частота, чипсет, магистрально-модульный принцип, SATA

сведения об архитектуре компьютера и отдельных его устройств.

Учащиеся должны знать:

• магистрально-модульный принцип построения компьютера.

Учащиеся должны уметь:

• получать сведения об архитектуре компьютера и отдельных его устройств.

Тест

Практическая работа

§ 1.2

c.19-25

14.09



3

Основы логики и логические основы компьютера

1






21.09



4

Логические операции

1




Тест


28.09


5

Операционные системы. Основные характеристики операционных систем

Практическая работа 4 Сведения о логических разделах дисков

1

Файловая система, драйверы устройств, командный процессор

сведения о логических разделах дисков операционных систем Windows или Linux

Учащиеся должны знать:

• основные характеристики операционных систем. Графический интерфейс операционной системы Windows и приложений.

Учащиеся должны уметь:

• получать сведения о логических разделах дисков операционных систем Windows или Linux. Устанавливать нужные значки и ярлыки на рабочем столе.

Практическая работа

§ 1.3.1

c. 25-30

5.10





6

Операционная система Windows, Linux

Практическая работа 5 Значки и ярлыки на Рабочем столе

1

Графический интерфейс, реестр. Точка монтирования, графический интерфейс

регистрация и вход в систему. Настройка графического интерфейса операционной системы Windows Linux.

Учащиеся должны знать:

• графический интерфейс операционной системы Windows Linux.

Учащиеся должны уметь:

• регистрироваться и входить в систему. Настраивать графический интерфейс операционной системы Windows Linux.

Практическая работа

§ 1.3.2-1.3.3

c.30-36

12.10


7

Защита от несанкционированного доступа к информации с использованием паролей

Биометрические системы защиты

Практическое задание 6 Биометрическая защита: идентификация по характеристикам речи

1

Системы идентификации. RAID- контроллер

биометрические методы защиты информации

Учащиеся должны знать:

• биометрические методы защиты информации.

Учащиеся должны уметь:

• идентифицировать человека по частотной характеристике его речи.

Практическая работа

§ 1.4.1-1.4.2

c.43-49

19.10


8

Физическая защита данных на дисках

Вредоносные и антивирусные программы

1

Макровирусы, загрузочные и файловые вирусы

различать и лечить компьютерные вирусы

Учащиеся должны знать:

• что такое компьютерные вирусы.

• типы компьютерных вирусов.

• характерные особенности компьютерных вирусов.

Учащиеся должны уметь:

• различать компьютерные вирусы.

• лечить или удалять файловые вирусы из зараженных объектов в операционных системах Windows или Linux.


§ 1.5

c.49-50

§ 1.6.1

c.51-53

26.10



9

Компьютерные вирусы и защита от них

Практическое задание 7 Защита от компьютерных вирусов

1

Макровирусы, загрузочные и файловые вирусы

различать и лечить компьютерные вирусы

Учащиеся должны знать:

• что такое компьютерные вирусы.

• типы компьютерных вирусов.

• характерные особенности компьютерных вирусов.

Учащиеся должны уметь:

• различать компьютерные вирусы.

• лечить или удалять файловые вирусы из зараженных объектов в операционных системах Windows или Linux

Практическая работа

§1.6.2

c.53-62

09.11


10

Сетевые черви и защита от них

Практическое задание 8 Защита от сетевых червей

Троянские программы и защита от них

Практическое задание 9 Защита от троянских программ

1

Сетевые черви, межсетевой экран, Web-черви. Троянец, рекламные программы. Сетевые атаки

различать и лечить компьютерные вирусы

Учащиеся должны знать:

• что такое сетевые черви

• типы сетевых червей.

• что такое троянская программа.

• вредоносные действия троянских программ.

Учащиеся должны уметь:

• различать типы сетевых червей.

• предотвращать проникновение сетевых червей из локальной или глобальной сети Интернет на локальный компьютер.

• обнаруживать и обезвреживать троянские программы.

Практическая работа

§ 1.6.3

c.63-70

§ 1.6.4

c.71-74

16.11



11

Хакерские утилиты и защита от них

Практическое задание 10 Защита от хакерских атак

1

Автоматизация информационных процессов

методы защиты от хакерских атак.

Учащиеся должны знать:

• что такое сетевые атаки, утилиты взлома удаленных компьютеров, руткиты.

• методы защиты от хакерских атак.

Учащиеся должны уметь:

• обнаруживать и обезвреживать руткиты и защищать компьютер от хакерских атак.

Практическая работа

§ 1.6.5

c.75-78

23.11


12

Обобщающий урок. Подготовка к тестированию.

1






30.11


13

Контрольная работа №1 «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов»


1






7.12



Моделирование и формализация

14

Моделирование как метод познания. Системный подход в моделировании

Формы представления моделей. Формализация.

1

Модель, моделирование. Система, статические и динамические информационные модели

Предметные, образные, знаковые и информационные модели. Формализация, формальные логические модели

Модель, моделирование.

Формализация

Учащиеся должны знать:

• что такое моделирование, модель, система, статические и динамические информационные модели.

• системный подход в моделирование.

• формы представления моделей.

• что такое формализация, визуализация.

• основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

Учащиеся должны уметь:

• приводить примеры моделирования, примеры статических и динамических моделей

• приводить примеры материальных и информационных моделей, формальных моделей.


§ 2.1-2.2

c.82-84

§2.3-2.4

c.84-87

14.12


15

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

Исследование физических моделей

1

Интерактивная компьютерная модель

составлять этапы разработки физических моделей

Учащиеся должны знать:

• основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

Учащиеся должны уметь:

• составлять этапы разработки физических моделей, проводить компьютерный эксперимент с интерактивной физической моделью.

Тест

§ 2.5-2.6.1

c.88-90

§ 2.6.2

c. 91-92


21.12


16

Исследование алгебраических моделей

Исследование геометрических моделей

1

Интерактивная компьютерная модель

составлять этапы разработки математических моделей

Учащиеся должны знать:

• основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

Учащиеся должны уметь:

• составлять этапы разработки алгебраических моделей. Проводить компьютерный эксперимент с интерактивными алгебраическими моделями.


§ 2.6.3

c.92-95

§ 2.6.5

c. 95-97

28.12



17

Исследование химических моделей

Исследование биологических моделей

1

Интерактивная компьютерная модель

составлять этапы разработки химико-биологических моделей

Учащиеся должны знать:

• основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

Учащиеся должны уметь:

• составлять этапы разработки экологических и биологических моделей.

• проводить компьютерный эксперимент с интерактивными химическими и биологическими моделями.

Тест

§ 2.6.6

c.97-98

§ 2.6.7

c.98-100

11.01



18

Обобщающий урок по теме: «Моделирование и формализация»

1






18.01


19

Контрольная работа №2 « Моделирование и формализация»


1






25.01


Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД)

20


Табличные базы данных

Система управления базами данных. Основные объекты СУБД: таблицы, формы, запросы, отчеты

1

Электронные таблицы, назначение, возможности, ячейка, адрес

Табличные базы данных

Учащиеся должны знать:

• что такое база данных, табличная база данных.

• что такое СУБД.

Учащиеся должны уметь:

• приводить примеры БД.

• различать запись и поле в табличной БД; типы полей.

• отличать ключевое поле от остальных полей.


§ 3.1

c.101-104

§3.2.1

c.104-105

01.02



21

Практическое задание 11 Создание табличной базы данных

1

Объекты СУБД

СУБД

Учащиеся должны знать:

• основные объекты СУБД.

Учащиеся должны уметь:

• составлять табличные БД.

• создавать структуру табличной базы данных в системе СУБД

Практическая работа

§ 3.2.1

c.106-108

8.02


22


Использование Формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных

Практическое задание 12 Создание Формы в табличной базе данных


1

Дизайн, форма, элементы управления

Использование формы для просмотра и редактирования записей

Учащиеся должны знать:

• как использовать формы для просмотра и редактирования записей.

Учащиеся должны уметь:

• создавать формы для табличных БД.

Практическая работа

§ 3.2.2

c.108-109

§ 3.2.2

c.109-113

15.02









23

Поиск записей в табличной базе данных с помощью Фильтров и Запросов

Практическое задание 13 Поиск записей в табличной базе данных с помощью Фильтров и Запросов

1

Простой и сложный фильтр

осуществлять поиск записей в табличной БД

Учащиеся должны знать:

• как осуществлять поиск информации с помощью фильтров и запросов.

Учащиеся должны уметь:

• осуществлять поиск записей в табличной БД с использованием фильтров и запросов.

Практическая работа

§ 3.2.3

c.113-114

§ 3.2.3

c.114-117

22.02


24

Сортировка записей в табличной базе данных

Практическое задание 14 Сортировка записей в табличной базе данных

1

Сортировка записей, вложенные сортировки

осуществлять сортировку записей в табличной БД

Учащиеся должны знать:

• как сортировать записи в табличной БД.

• что такое сортировка записей.

Учащиеся должны уметь:

• осуществлять сортировку записей в табличной БД.

Практическая работа

§ 3.2.4

c.117-119

29.02


25

Печать данных с помощью Отчетов

Практическое задание 15 Создание Отчета в табличной базе данных

1

Отчет, мастер отчетов








печать данные с помощью отчетов, создавать отчеты в табличной базе данных.

Учащиеся должны знать:

• как печатать данные с помощью отчетов.

Учащиеся должны уметь:

• печатать данные с помощью отчетов, создавать отчеты в табличной базе данных.




Практическая работа

§ 3.2.5

c.119-120

14.03


26

Иерархические и сетевые базы данных

Практическое задание 16 Создание генеалогического древа семьи

1

Иерархия, корень, файловый менеджер. Родословие, дерево.

составлять иерархические и сетевые БД

Учащиеся должны знать:

• что такое иерархические и сетевые БД.

Учащиеся должны уметь:

• составлять иерархические и сетевые БД.

• создавать сетевую БД «Генеалогическое древо семьи».

Практическая работа

§ 3.3

c.120-123


04.04


27


Обобщающий урок по теме «Базы данных. Системы управления базами данных»

1






11.04


28

Контрольная работа №3 «Базы данных. Системы управления базами данных»

1






18.04


4


Информационное общество









29


Право в Интернете

Этика в Интернете

Перспективы развития информационных и коммуникативных технологий

1

Основы социальной информатики. Основные этапы становления информационного общества. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека

Право в Интернете

Учащиеся должны знать:

• что такое нормативные правовые акты по отношению к Интернет.

• правила этикета в Интернете для электронной почты, общения в чате, форуме, телеконференции.

Учащиеся должны уметь:

• выделять основные правовые проблемы в Интернет,

• использовать правила этикета в Интернете.


§ 4.1

c.126-127

§ 4.2

c.127-130

§ 4.3

c. 130-135

25.04


30

Обобщающий урок по темам курса « Информатика и ИКТ»




Учащиеся должны знать:

•приемы и методы решения задач и тестов по темам курса «Информатика и ИКТ»

Учащиеся должны уметь:

• решать тесты по темам курса «информатика и ИКТ»



16.05


31

Итоговый урок по курсу « Информатика и ИКТ»


Итоговый тест.

23.05



  1. УЧЕБНО_ МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

  1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса / Н.Д. Угринович. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

  2. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

  3. Демонстрационный вариант ЕГЭ по информатике

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  • Компьютер

  • Проектор

  • Принтер

  • Модем

  • Устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь.

  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер, микрофон.

Программные средства

  • Операционная система - Windows XP, Linux.

  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

  • Антивирусная программа.

  • Программа-архиватор.

  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

  • Простая система управления базами данных.

  • Система оптического распознавания текста.

  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

  • Система программирования.

  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).



Интернет-ресурсы:

Библиотека учебных курсов Microsoft

microsoft.com/Rus/Msdnaa/Curricula/

Виртуальный компьютерный музей

computer-museum.ru

Газета «Информатика» Издательского дома «Первое сентября»

inf.1september.ru

Дидактические материалы по информатике и математике

comp-science.narod.ru

Интернет-школа «Просвещение. ru»

internet-school.ru

Информатика в школе: сайт М.Б. Львовского

marklv.narod.ru/inf/

Информатика в школе: сайт И.Е. Смирновой

infoschool.narod.ru

Информатика для учителей: сайт С.В. Сырцовой

syrtsovasv.narod.ru

Информатика и информация: сайт для учителей информатики и учеников

phis.org.ru/informatika/

Информатика и информационные технологии в образовании

rusedu.info

Информатика и информационные технологии: сайт лаборатории информатики МИОО

iit.metodist.ru

Информация для информатиков: сайт О.В.Трушина

trushinov.chat.ru

История Интернета в России

nethistory.ru

ИТ-образование в России: сайт открытого е-консорциума

edu-it.ru

Компьютерные телекоммуникации: курс учителя информатики Н.С. Антонова

distant.463.jscc.ru

Клякс@.net: Информатика в школе. Компьютер на уроках

klyaksa.net

Материалы к урокам информатики (О.А. Тузова, С.-Петербург, школа № 550)

school.ort.spb.ru/library.html

Методические и дидактические материалы к урокам информатики: сайт Е.Р. Кочелаевой

ekochelaeva.narod.ru



Полезные ссылки :

Министерство образования и науки Российской Федерации

mon.gov.ru

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)

obrnadzor.gov.ru

Федеральное агентство по образованию (Рособразование)

ed.gov.ru

Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука)

fasi.gov.ru

Федеральный центр тестирования

rustest.ru

Федеральный портал «Российское образование»

edu.ru

Российский общеобразовательный портал

school.edu.ru

Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

ege.edu.ru

Естественнонаучный образовательный портал

en.edu.ru

Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»

ict.edu.ru

Российский портал открытого образования

openet.edu.ru

Портал Национального фонда подготовки кадров: проект «Информатизация системы образования»

portal.ntf.ru

Газета «Информатика»

inf.1september.ru

В помощь учителю: Сетевое объединение методистов (СОМ)

som.fsio.ru/



8.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА

В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий выпускник должен

знать/понимать:

  • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;

  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;

  • назначение и функции операционных систем;

уметь:

  • оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;

  • распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;

  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;

  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;

  • наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;

  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;

  • ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;

  • автоматизации коммуникационной деятельности;

  • соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;

  • эффективной организации индивидуального информационного пространства.

Критерии и нормы оценки

Критерий оценки устного ответа

Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.

Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.

Критерий оценки практического задания

Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.

Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.

Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя, работа не выполнена.

11 класс, тест «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов»

Вариант 1

Аl. Когда В.Т. Однер изобрел арифмометр?
1) в 1873 г. 2) в 1879 г. 3) в 1882 г. 4) в 1880 г

А2. Какое приспособление для счета, относящееся к ручному этапу развития ИКТ, изображено на рисунке?
1) кипу 2) абак 3) саламинская доска 4) палочки Непера Рабочая программа по информатике и ИКТ,11 класс, УМК Н.Д. Угринович

АЗ. Как называлась первая советская серийная ЭВМ?
1) ПУЛЯ 2)БЭСМ 3) МЭСМ 4) «Стрела»

А4. Что представляет собой большая интегральная схема?
1) набор на одной плате различных транзисторов
2) набор программ для работы на ЭВМ
3) набор ламп, выполняющих различные функции
4) кристалл кремния с сотнями логических элементов

А5.Как называется устройство ввода графических изображений в компьютер?
1) джойстик 2) микрофон 3) сканер 4) клавиатура

А6. Как называется устройство вывода любой визуальной информации от ПК?
1) колонки 2) монитор 3)принтер 4) плоттер

А7. Как называется принтер, печатающий высококачественные цветные глянцевые копии?
1) матричный 2) лазерный 3) струйный 4) твердокрасочный

А8. Свойство оперативного запоминающего устройства (ОЗУ):
1) энергонезависимость
2) возможность перезаписи информации
3) долговременное хранение информации
4) энергозависимость

А9. Поименованная информация на диске:
1) дисковод 2)папка 3)файл 4)каталог

А10. Укажите расширение файла proba.docx.
1) нет расширения 3) рrobа 2) .docx 4) docx

А11. Укажите тип файла fact.exe.
1) текстовый 2) графический 3) исполняемый 4) Web-страница

А12. Имя С: имеет:
1) дисковод для гибких дисков 2) жесткий диск 3) дисковод для DVD-дисков 4) папка

А13. Операционная система - это:
1) программа для загрузки ПК
2) программа или совокупность программ, управляющих работой компьютера и обеспечивающих процесс выполнения других программ
3) программыдля обеспечения работы внешних устройств
4) программы для работы с файлами

А14. Для каких целей необходимо системное ПО?
1) для разработки прикладного ПО
2) для решения задач из проблемных областей
3) для управления ресурсами ЭВМ
4) для расширения возможностей ОС

А15. Выберите прикладные программы для обработки графической информации.
1) Мiсrosоft Word, StarOffice Writer
2)Mu1tip1an, Quattro Рro, SuperCalc
3) Adobe Photoshop, Core1 PhotoPaint, Macromedia Freehand
4) Мicrоsоft Power Point, StarOffice Impress

Аl6. Выберите определение компьютерного вируса.
1) прикладная программа
2) системная программа
3)программа, выполняющая на компьютере несанкционированные действия
4) база данных

А17. Как размножается программный вирус?
1) программа-вирус один раз копируется в теле другой программы
2) вирусный код неоднократно копируется в теле другой программы
3) программа-вирус прикрепляется к другой программе
4)вирусный код один раз копируется в теле другой программы

А18. Выберите методы реализации антивирусной защиты.
1) аппаратные и программные
2) программные, аппаратные и организационные
3) только программные
4) достаточно резервного копирования данных

А19. Как работает антивирусная программа?
1) на ожидании начала вирусной атаки
2) на сравнении программных кодов с известными виpycaми
3) на удалении зараженных файлов
4) на блокировании неизвестных файлов

В1. Установите соответствие.

  1. ENIAC

  2. UNIVAC

  3. МЭСМ

  4. «Стрела»

    1. Первая серийная ЭВМ (1951)

    2. Первая советская ЭВМ, созданная под руководством С.А. Лебедева в 1951 г.

    3. Первая ЭВМ, созданная Маучли и Эккертом в 1946 г.

    4. Первая серийная советская ЭВМ (1953)

В2. Дайте определение.

Форматирование - это…

В3. Назовите вспомогательные средства защиты от вирусов.

С1. Перечислите основные черты ЭВМ III поколения.

С2. Пользователь, перемещаясь ИЗ ОДНОГО каталога в другой, последовательно посетил каталоги ACADEMY, COURSE, GROUP, Е:\, PROFESSOR, LECTIONS. При каждом перемещении он либо спускался в каталог на уровень ниже, либо поднимался на уровень выше. Назовите полное имя каталога, из которого начал перемещение пользователь.

С3. Назовите самый надежный тип антивирусных программ.

11 класс, тест «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов»

Вариант2

Аl. Когда Блез Паскаль изобрел «Паскалину»?
1) в 1624 г. 2) в 1650 г 3) в 1642 г. 4) в 1630 г. Рабочая программа по информатике и ИКТ,11 класс, УМК Н.Д. Угринович

А2. Какое приспособление для счета, относящееся к ручному этапу развития ИКТ, изображено на рисунке?
1) кипу 2) абак 3) саламинская доска 4) русские счеты

АЗ. Под чьим руководством была создана машина ENIAК?
1) Дж. Маучли и ДЖ. П. Эккерта 2) Г.Айкена 3) Д. Анастасова 4) К. Цузе

А4. За какое изобретение дж. Бардин, У. Шокли, У. Браттейн получили Нобелевскую премию в 1956 г.?
1) печатные платы 2)электронно-вакуумные лампы 3) компьютерная мышь 4) транзистор

А5. Как называется устройство, используемое только для управления курсором по экрану монитора?
1) дигитайзер 2) клавиатура 3)трекбол 4) сканер

А6. Как называется устройство, используемое для вывода чертежей на бумажные носители?
1) плоттер 2) принтер 3)колонки 4) монитор

А7. Как называется принтер, используемый для массовой цветной печати?
1) матричный 2) лазерный 3) струйный 4) твердокрасочный

А8. Свойство постоянного запоминающего устройства (ПЗУ):
1) только чтение информации
2) энергонезависимость
3) возможность перезаписи информации
4) кратковременное хранение информации

А9. Файл - это:
1) единица измерения информации
2)программа в оперативной памяти
3)программа или часть памяти, имеющая имя
4) текст, напечатанный на принтере

А10. Укажите расширение файла primer .аvi.
1) primer.avi . 2) .primer 3) аvi 4) .аvi

А11. Укажите тип файла fact.jpeg.
1) текстовый 2) графический 3) исполняемый 4)Web-страница

А12. Имя А: имеет:
1) дисковод для гибких дисков 2) жесткий диск 3) дисковод для DVD-дисков 4) папка

Аl3. Драйвер - это:
1) программа для загрузки ПК
2) программа или совокупность программ, управляющих работой компьютера и обеспечивающих процесс выполнения других программ
3) программы для обеспечения работы внешних устройств
4) программы для работы с файлами

А14. Утилита - это ПО:
1) для разработки прикладного ПО
2) для решения задач из различных областей
3) управляющее всеми ресурсами
4) расширяющее возможности ОС

А15. Выберите прикладные программы для обработки табличной информации.
1) Мiсrosоft Word, StarOffice Writer
2) Mи1tip1an, QиattroPro, SиperCalc
3) Adobe Photoshop, Соге1 PhotoPaint, Macromedia Freehand
4) Мiсrosоft Power Point, StarOffice Impress

Аl6. Назовите типы компьютерных вирусов.
1) аппаратные, программные, загрузочные
2) программные, загрузочные, макровирусы
3) файловые, программные, макровирусы
4) файловые, загрузочные, макровирусы

А17. Выберите наиболее правильное описание этапов действия программного вируса.
1) размножение, вирусная атака
2) запись в файл, размножение
3) запись в файл, размножение, уничтожение программы
4) размножение, запись в файл, удаление программы

А18. Что такое вирусная атака?
1) неоднократное копирование кода вируса в код программы
2) отключение компьютера из-за попадания вируса
3) нарушение работы программы, уничтожение данных, форматирование жесткого диска
4) изменение данных

А19. Выберите антивирусные программы.
1) AVP, DrWeb, NortonAntiVirus
2) MS- DOS, MS Word, А VP
3) MS Word, MS Excel, Norton Commander
4) DrWeb, AVP, NortonDiskDoctor

В1. Установите соответствие.

  1. 1624 г.

  2. 1642 г.

  3. 1673 г.

  4. 1804 г.

    1. «Ступенчатый вычислитель»

    2. Перфокарта

    3. «Паскалина»

    4. «Часы для счета»

В2. Дайте определение.

Проводник - это…

В3. Назовите основное средство защиты от вирусов.

С1. Перечислите основные черты ЭВМ IV поколения.

С2. Пользователь, перемещаясь из одного каталога в другой, последовательно посетил каталоги LESSONS, CLASS, SCHOOL, D:\, МYDOC, LEТfERS. При каждом перемещении он либо спускался в каталог на уровень ниже, либо поднимался на уровень выше. Назовите полное имя каталога из которого начал перемещение пользователь.

С3. Назовите тип антивирусных программ, действующих по принципу полифага.

Контрольная работа №2по теме «Моделирование и формализация»

Вариант - 1.

1. Какие пары объектов не находятся в отношении "объект - модель"?

А) компьютер - его фотография;

Б) компьютер - его функциональная схема;

В) компьютер - его процессор;

Г) компьютер - его техническое описание.

2. Информационной моделью, которая имеет иерархическую структуру является ...

А) файловая система компьютера;

Б) расписание уроков;

В) таблица Менделеева;

Г) программа телепередач.

3. Какая модель является статической (описывающей состояние объекта)?

А) формула химического соединения;

Б) формулы равноускоренного движения;

В) формула химической реакции;

Г) второй закон Ньютона.

4. Информационной моделью, которая имеет сетевую структуру является ...

А) файловая система компьютера;

Б) таблица Менделеева;

В) генеалогическое дерево семьи;

Г) модель компьютерной сети Интернет.

5. Информационной (знаковой) моделью является …

А) анатомический муляж;

Б) макет здания;

В) модель корабля;

Г) химическая формула.

6. В информационных моделях разомкнутых систем управления отсутствует ...

А) управляющий объект;

Б) управляемый объект;

В) канал управления;

Г) канал обратной связи.

7. Какие из приведенных ниже определений понятия «модель» верные? Отметить все правильные на ваш взгляд ответы.

А) модель - это некое вспомогательное средство, объект, который в определенной ситуации заменяет другой объект;

Б) модель - это новый объект, который отражает некоторые стороны изучаемого объекта или явления, существенные с точки зрения цели моделирования;

В) модель - это физический или информационный аналог объекта, функционирование которого - по определенным параметрам - подобно функционированию реального объекта;

Г) модель некоторого объекта - это другой объект (реальный, знаковый или воображаемый), отличный от исходного, он обладает существенными для целей моделирования свойствами и в рамках этих целей полностью заменяет исходный объект.

8. Вставьте в предложение наиболее точный термин из предложенного ниже списка.

Если материальная модель объекта - это его физическое подобие, то информационная модель объекта - это его ...

А) описание;

Б) точное воспроизведение;

В) схематичное представление;

Г) преобразование.

9. Какое из утверждений верно?

А) информационные модели одного и того же объекта, пусть даже предназначенные для разных целей, должны быть во многом сходны;

Б) информационные модели одного и того же объекта, предназначенные для разных целей, могут быть совершенно разными.

10. Может ли передаваться информация от человека к человеку и от поколения к поколению без использования моделей?

А) нет, без моделей никогда не обойтись;

Б) да, иногда, например, генетическая информация;

В) да, чаще всего знания передаются без использования каких-либо моделей.

11. Верно ли, что моделирование представляет собой один из основных методов познания, способ существования знаний?

А) нет; Б) да.

12. Какие из приведенных ниже моделей являются вероятностными? Выбрать три правильных ответа.

А) прогноз погоды;

Б) отчет о деятельности предприятия;

В) схема функционирования устройства;

Г) научная гипотеза;

Д) оглавление книги;

Е) план мероприятий, посвященных Дню Победы.

13. Правильно ли определен вид следующей модели: «Компьютерная модель полета мяча, брошенного вертикально вверх, - динамическая формализованная модель, имитирующая поведение данного объекта»?

А) нет; Б) да.

Вариант - 2.

1. Какие пары объектов находятся в отношении "объект - модель"?

А) компьютер - данные;

Б) компьютер - его функциональная схема;

В) компьютер - программа;

Г) компьютер - алгоритм.

2. Какая модель компьютера является формальной (полученной в результате формализации)?

А) техническое описание компьютера;

Б) фотография компьютера;

В) логическая схема компьютера;

Г) рисунок компьютера.

3. Информационной моделью, которая имеет табличную структуру является ...

А) файловая система компьютера;

Б) таблица Менделеева;

В) генеалогическое дерево семьи;

Г) функциональная схема компьютера.

4. Какая модель является динамической (описывающей изменение состояния объекта)?

А) формула химического соединения;

Б) формула закона Ома;

В) формула химической реакции;

Г) закон Всемирного тяготения.

5. Формальной информационной моделью является ...

А) анатомический муляж;

Б) техническое описание компьютера;

В) рисунок функциональной схемы компьютера;

Г) программа на языке программирования.

6. Компьютерный эксперимент может быть проведен, если информационная модель представлена в форме ...

А) программы на языке программирования;

Б) изображения в растровом графическом редакторе;

В) изображения в векторном графическом редакторе;

Г) текста в текстовом редакторе.

7. Вставьте пропущенное слово, выбрав его из предложенного ниже списка.

Информационная модель - это целенаправленно отобранная информация об объекте, которая отражает наиболее существенные для исследователя ... этого объекта.

А) информация;

Б) законы функционирования;

В) отличительные особенности;

Г) свойства.

8. Вставьте пропущенное слово, выбрав его из предложенного ниже списка.

Компьютерная модель - это ... модель, выполненная с помощью компьютерных технологий.

А) информационная; Б) схематичная; В) электронная.

9. Могут ли у разных объектов быть одинаковыми модели?

А) нет;

Б) да, но только для конструктивных (искусственных, созданных людьми) объектов;

В) да.

10. Построение любой модели начинается ...

А) с выделения свойств и признаков объекта-оригинала;

Б) с определения цели моделирования;

В) с выбора вида будущей модели?

11. Вставьте в предложение наиболее точный термин из предложенного ниже списка.

Если материальная модель объекта - это его......, то информационная модель объекта - это его описание.

А) физическое подобие;

Б) точное воспроизведение;

В) схематичное представление;

Г) преобразование.

12. Какие из приведенных ниже моделей являются статическими? Выбрать три правильных ответа.

А) карта местности;

Б) дружеский шарж;

В) программа, имитирующая движение стрелок циферблата на экране дисплея;

Г) план сочинения;

Д) график изменения температуры воздуха в течение дня.

13. Какие из утверждений являются верными? Выбрать два правильных ответа.

А) математическая формула является информационной моделью;

Б) график движения поезда - табличная статическая модель;

В) план дома - графическая детерминированная модель, описывающая структуру объекта;

Г) турнирная таблица чемпионата по футболу - эталонная динамическая модель.

Контрольная работа по теме «Базы данных»

Вариант - 1.

1. Базы данных - это:

A) информационные модели, позволяющие в упорядоченном виде хранить данные о группе объектов, обладающих одинаковым набором свойств;

B) программные средства, позволяющие организовывать информацию в виде таблиц;

C) программные средства, обрабатывающие табличные данные;

D) программные средства, осуществляющие поиск информации.

2. Запись БД - это …

3. Ключевое поле - это …

4. Перечислите свойства полей.

5. Назовите объекты СУБД.

6. Простые фильтры - это …

7. В коробке меньше 9, но больше 3 шаров. Сколько шаров может быть в коробке?

А) 3; В) 9; С) 2; D) 5; Е) 10.

8. Какие атрибуты (признаки) объекта должны быть отражены в информационной модели, описывающей хобби ваших одноклассников, если эта модель позволяет получить ответы на следующие вопросы:

- Каков возраст всех детей, увлекающихся компьютером?

- Каковы имена девочек, увлекающихся пением?

- Каковы фамилии мальчиков, увлекающихся хоккеем?

A) имя, пол, хобби;

B) фамилия, пол, хоккей, пение, возраст;

C) имя, пол, хобби, возраст;

D) имя, возраст, хобби;

E) фамилия, имя, пол, возраст, хобби?

9. Реляционная база данных задана таблицей:

Ф.И.О

Пол

Возраст

Клуб

Спорт

1

Панько Л.П.

жен

22

Спартак

футбол

2

Арбузов А.А.

муж

20

Динамо

лыжи

3

Жиганова П.Н.

жен

19

Ротор

футбол

4

Иванов О.Г.

муж

21

Звезда

лыжи

5

Седова О.Л.

жен

18

Спартак

биатлон

6

Багаева СИ.

жен

23

Звезда

лыжи

Какие записи будут выбраны по условию: Спорт= "лыжи" И Пол= "жен" ИЛИ Возраст<20?

A) 2, 3, 4, 5, 6; B) 3, 5, 6; C) 1, 3, 5, 6; D) 2, 3, 5, 6; Е) таких записей нет.

10.Реляционная БД задана таблицей:

Название

Категория

Кинотеатр

Начало сеанса

1

Буратино

х/ф

Рубин

14

2

Кортик

х/ф

Искра

12

3

Винни-Пух

м/ф

Экран

9

4

Дюймовочка

м/ф

Россия

10

5

Буратино

х/ф

Искра

14

6

Ну, погоди

м/ф

Экран

14

7

Два капитана

х/ф

Россия

16

Выбрать первичный ключ для таблицы (допуская, что в кинотеатре один зал):

A) Название+Кинотеатр;

B) Кинотеатр+Начало сеанса;

C) Название+Начало сеанса;

D) Кинотеатр;

E) Начало сеанса.

11. Структура реляционной базы данных изменяется при:

A) удалении любой записи;

B) удалении любого поля;

C) изменении любой записи;

D) добавлении записи;

E) удалении всех записей.

12. Реляционная база данных задана таблицей. Записи в таблице пронумерованы.

Код дистанции

Код соревнований

Дата

Время спортсмена (с)

1

101

Д02

11.12.2004

56,6

2

104

Д01

12.10.2005

37

3

102

Д02

11.12.2005

56,1

4

103

Д05

11.12.2005

242,8

5

101

Д04

13.01.2005

181,1

6

102

Д01

12.10.2005

35,45

Сформулировать условие поиска, дающее сведения о спортсменах, принимавших участие в соревнованиях на дистанциях с кодами Д01 и Д03 не позднее 10.12.2004.

A) Код_дистанции="Д01" и Код_дистанции= "Д03" и Дата соревнования>10.12.2004

B) (Код_дистанции="Д01" или Код_дистанции= "Д03") и Дата_соревнования>10.12.2004

C) Код_дистанции="Д01" и (Код_дистанции= "Д03" или Дата_соревнования<=10.12.2004)

D) Код_дистанции="Д01" и Код_дистанции= "Д03" и Дата_соревнования<=10.12.2004

E) (Код_дистанции="Д01" или Код_дистанции= "Д03") и Дата_соревнования<=10.12.2004

13. Дана однотабличная база данных «Автомобилисты»:

Владелец

Модель

Номер

Дата регистрации

1

Левченко Н.

Волга

И537ИГ-59

15.08.2001

2

Сидоров А.

Жигули

Ф131ФП-59

14.02.2000

3

Горохов И.

Форд

Б171БП-59

27.10.2000

4

Федоров К.

Волга

И138ИП-59

20.05.2001

5

Сидоров А.

Жигули

И321ИП-59

27.10.2000

Отсортировать таблицу в порядке возрастания по двум полям: Модель+Номер.

A) 1; 4; 2; 5; 3;B) 3; 4; 5; 1; 2; С) 4; 1; 5; 2; 3 D) 3; 5; 2; 4; 1; Е) 2; 1; 5; 4; 3.

14. Назовите виды ключей в главной и подчиненной таблицах.



Контрольная работа по информатике и ИКТ в 11 классе (ИТП). Вариант - 2.

1.В реляционной БД информация организована в виде:

A) сети;

B) иерархической структуры;

C) файла;

D) дерева;

E) связанных прямоугольных таблиц.

2. Поле БД - это …

3. Перечислите типы данных, содержащихся в полях БД.

4. Приведите примеры иерархических и сетевых БД.

5. СУБД - это …

6. Сложные фильтры - это…

7. БД содержит информацию об учениках школы: фамилия, класс, балл за тест, балл за практическое задание, общее количество баллов. Какого типа должно быть поле «Общее количество баллов»?

A) текстовое; С) числовое; Е) любого типа.

B) логическое; D) «дата/время»;

8. Реляционная база данных задана таблицей:

Ф.И.О

Пол

Возраст

Клуб

Спорт

1

Панько Л.П.

жен

22

Спартак

футбол

2

Арбузов А.А.

муж

20

Динамо

лыжи

3

Жиганова П.Н.

жен

19

Ротор

футбол

4

Иванов О.Г.

муж

21

Звезда

лыжи

5

Седова О.Л.

жен

18

Спартак

биатлон

6

Багаева СИ.

жен

23

Звезда

лыжи

Какие записи будут выбраны по условию: (Клуб= "Спартак" И Клуб= "Ротор") И НЕ (Пол="жен")

A) 3, 5; D) 2, 4;

B) 1, 3, 5; Е) таких записей нет.

C) 2, 3, 4, 5;

9. БД содержит информацию о собаках из клуба собаководства: кличка, порода, дата рождения, пол, количество медалей. Какого типа должны быть поля?

A) текстовое, текстовое, числовое, текстовое, числовое;

B) текстовое, текстовое, дата/время, текстовое, числовое;

C) текстовое, текстовое, дата/время, логическое, числовое;

D) текстовое, текстовое, числовое, логическое, числовое;

E) текстовое, текстовое, дата/время, логическое, текстовое.

10. Реляционная БД задана таблицей:

Название

Категория

Кинотеатр

Начало сеанса

1

Буратино

х/ф

Рубин

14

2

Кортик

х/ф

Искра

12

3

Винни-Пух

м/ф

Экран

9

4

Дюймовочка

м/ф

Россия

10

5

Буратино

х/ф

Искра

14

6

Ну, погоди

м/ф

Экран

14

7

Два капитана

х/ф

Россия

16

В каком порядке будут идти записи, если их отсортировать по двум ключам: Название+Кинотеатр в порядке возрастания?

A) 1, 5, 3, 4, 7, 2, 6; D) 6, 2, 7, 4, 3, 1, 5;

B) 5, 1, 3, 7, 4, 2, 6; Е) 2, 5, 4, 7, 1, 3, 6.

C) 6, 2, 4, 7, 3, 1, 5;

11. Какие характеристики объекта «Склад» должны быть отражены в структуре реляционной базы данных, если необходимо получить следующую информацию:

- наименование и количество товара с истекшим сроком хранения (дата окончания срока хранения превысила текущую дату);

- наименование товара с ценой менее 70 руб.;

- наименование всех товаров на общую сумму более 2 000 руб.?

Построенная модель не должна содержать избыточную информацию.

A) наименование, количество, цена, дата окончания срока хранения, общая сумма;

B) наименование, количество, цена, дата окончания срока хранения, текущая дата, общая сумма;

C) наименование, количество, цена, дата окончания срока хранения;

D) наименование, количество, цена, дата окончания срока хранения, текущая дата;

E) наименование, количество, цена, текущая дата, общая сумма.

12. Дана однотабличная база данных «Автомобилисты»:

Владелец

Модель

Номер

Дата регистрации

1

Левченко Н.

Волга

И537ИГь59

15.08.2001

2

Сидоров А.

Жигули

Ф131ФП-59

14.02.2000

3

Горохов И.

Форд

Б171БП-59

27.10.2000

4

Федоров К.

Волга

И138ИП-59

20.05.2001

5

Сидоров А.

Жигули

И321ИП-59

27.10.2000

Какие записи будут удовлетворять условию отбора: Дата регистрации>13.02.2000 и Дата регистрации<28.10.2000

A) 4; B) 2; 3; 5; С) 1; 4; D) 1; Е) таких записей нет.

13. Сформулировать условие отбора, позволяющее получить номера Волг и Жигулей, зарегистрированных ранее 01.01.2001:

A) Модель="Волга" или Модель="Жигули" и Дата регистрации>01.01.2001

B) Модель="Волга" или Модель="Жигули" или Дата регистрации>01.01.2001

C) Модель= "Волга" и Модель="Жигули" и Дата регистрации<01.01.2001

D) (Модель="Волга" или Модель="Жигули") и Дата регистрации<01.01.2001

E) Модель="Волга" и Модель="Жигули" или Дата регистрации<01.01.2001

14. Перечислите типы связей в многотабличной БД.

Итоговый тест по дисциплине «Информатика и ИКТ»

  1. Среди негативных последствий развития современных информационных и коммуникационных технологий указывают:

  1. реализацию гуманистических принципов управления обществом и государством;

  2. формирование единого информационного пространства;

  3. вторжение информационных технологий в частную жизнь людей, доступность личной информации для общества и государства;

  4. организацию свободного доступа каждого человека к информационным ресурсам человеческой цивилизации.



  1. Термин "информатизация общества" обозначает:

  1. целенаправленное и эффективное использования информации во всех областях человеческой деятельности, достигаемое за счет массового применения современных информационных и коммуникационных технологий;

  2. увеличение количества избыточной информации, циркулирующей в обществе;

  3. массовое использование компьютеров в жизни общества;

  4. введение изучения информатики во все учебные заведения страны.



  1. Причиной перевода информационных ресурсов человечества на электронные носители является:

  1. необоснованная политика правительств наиболее развитых стран;

  2. объективная потребность в увеличении скорости обработки информации, рост стоимости бумаги вследствие экологического кризиса;

  3. погоня за сверхприбылями организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере информационных технологий;

  4. политика производителей компьютеров с целью подавления конкурентов.



  1. Термин "развитие информационных процессов" означает:

  1. уменьшение конфликта между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и объемом информации, циркулирующей в социуме;

  2. увеличение влияния средств массовой информации на деятельность человека;

  3. увеличение информационных ресурсов страны;

  4. увеличение доли информационной деятельности в общем объеме различных видов деятельности человека.

5. Современную организацию ЭВМ предложил:

  1. Джон фон Нейман;

  2. Джордж Буль;

  3. Н.И.Вавилов;

  4. Норберт Винер.

    1. Под термином «поколения ЭВМ» понимают:

      1. все счетные машины;

      2. все типы и модели ЭВМ, построенные на одних и тех же научных и технических принципах;

      3. совокупность машин, предназначенных для обработки, хранения и передачи информации;

      4. модели ЭВМ, созданные одним и тем же человеком.

7. Назначение процессора в персональном компьютере:

  1. обрабатывать одну программу в данный момент времени;

  2. управлять ходом вычислительного процесса и выполнять арифметические и логические действия;

  3. осуществлять подключение периферийных устройств к магистрали;

  4. руководить работой вычислительной машины с помощью электрических импульсов.

8. Адаптер - это:

  1. программа, необходимая для подключения к компьютеру устройств ввода-вывода;

  2. специальный блок, через который осуществляется подключение периферийного устройства к магистрали;

  3. программа, переводящая языки программирования в машинные коды;

  4. кабель, состоящий из множества проводов

9. Постоянное запоминающее устройство (ПЗУ) - это память, в которой:

  1. хранится исполняемая в данный момент времени программа и данные, с которыми она непосредственно работает;

  2. хранится информация, присутствие, которой постоянно необходимо в компьютере.

  3. хранится информация, независимо от того работает компьютер или нет;

  4. хранятся программы, предназначенные для обеспечения диалога пользователя с ЭВМ.

10. МОДЕМ - это устройство:

  1. для хранения информации;

  2. для обработки информации в данный момент времени;

  3. для передачи информации по телефонным каналам связи;

  4. для вывода информации на печать.

11. Периферийные устройства выполняют функцию…..

  1. хранение информации;

  2. обработку информации;

  3. ввод и выдачу информации;

  4. управление работой ЭВМ по заданной программе.

12. Во время исполнения прикладная программа хранится…

  1. в видеопамяти

  2. в процессоре

  3. в оперативной памяти

  4. на жестком диске

13. Операционные системы представляют собой программные продукты, входящие в состав…

  1. прикладного программного обеспечения

  2. системного программного обеспечения

  3. системы управления базами данных

  4. систем программирования

14. Имя раскрытого объекта в ОС Windows отображает…

    1. Строка меню.

    2. Панель инструментов.

    3. Строка заголовка.

    4. Адресная строка.

15. Задан полный путь к файлу C:\DOC\PROBA.BMP. Укажите расширение файла, определяющее его тип.

  1. PROBA.BMP

  2. BMP

  3. DOC\PROBA.BMP

  4. C:\DOC\PROBA.BMP

16. Информационный объем сообщения «binary digit» равен:

  1. 14 байт;

  2. 96 бит;

  3. 88 бит;

  4. 11 байт.

17. Информационные технологии это:

  1. Сведения о ком-то или о чем-то, передаваемые в форме знаков или сигналов;

  2. технологии накопления, обработки и передачи информации с использованием определенных (технических) средств;

  3. процессы передачи, накопления и переработки информации в общении людей, в живых организмах, технических устройствах и жизни общества;

  4. система для работы с программами, файлами и оглавлениями данных на ЭВМ.

18. Свойством алгоритма является …

  1. результативность

  2. цикличность

  3. возможность изменения последовательности выполнения команд

  4. возможность выполнения алгоритма в обратном порядке

19. После выполнения фрагмента программы

а=9

b=7

a=b+4

значения переменных а и b равны:

  1. a=9 b=ll

  2. a=ll b=7

  3. a=ll b=9

  4. a=ll b=4

20. Блок-схема - это:

  1. монтажная плата для ПК;

  2. функциональная схема ЭВМ;

  3. схема размещения блоков на плате;

  4. графическое написание алгоритма;

21. К основным типам алгоритмов относятся:

  1. вспомогательные, основные, структурированные;

  2. линейные, разветвляющиеся, циклические;

  3. простые, сложные, комбинированные;


  4. вычислительные, диалоговые, управляющие.

22. Программой-архиватором называют

    1. программу для уменьшения информационного объема (сжатия) файлов

    2. программу резервного копирования файлов

    3. интерпретатор

    4. транслятор



    1. В текстовом процессоре MS Word основными параметрами при задании параметров абзаца являются:
  1. поля, ориентация

  2. гарнитура, размер, начертание

  3. выравнивание, отступ, интервал

  4. шрифт, выравнивание



    1. B MS Word абзац - это:
  1. Произвольная последовательность слов между двумя точками

  2. Произвольная последовательность символов, ограниченная с обоих концов маркером конца абзаца (непечатаемые символы)

  3. Произвольная последовательность символов между левой и правой границы строки

  4. Произвольная последовательность символов, начинающаяся с отступом первой строки

    1. При перемещении или копировании в электронной таблице абсолютные ссылки:

  1. не изменяются;

  2. преобразуются вне зависимости от нового положения формулы;

  3. преобразуются в зависимости от нового положения формулы;

  4. преобразуются в зависимости от правил указанных в формуле.

    1. При перемещении или копировании в электронной таблице относительные ссылки:

  1. преобразуются вне зависимости от нового положения формулы;

  2. преобразуются в зависимости от длины формулы;

  3. не изменяются;

  4. преобразуются в зависимости от нового положения формулы;

    1. Выберите верную запись формулы для электронной таблицы:

  1. C3+4*D4

  2. C3=C1+2*C2

  3. A5B5+23

  4. =A2*A3-A4

    1. =$A$1*$A$2+$B$2;

    2. =$A$1*A3+B3;

    3. =$A$2*A3+B3;

    4. =$B$2*A3+B4.

    При копировании формулы из ячейки С2 в ячейку С3 будет получена формула:

Рабочая программа по информатике и ИКТ,11 класс, УМК Н.Д. Угринович

    1. Ввод последовательностей чисел или дат в столбец или строку, путем перетаскивания указателя мыши вдоль столбца или строки осуществляется с помощью команды:

  1. автозаполнение;

  2. автодополнение;

  3. автофильтр;

  4. сортировка.

    1. Для поиска данных или записей в списках электронных таблиц используются пользовательские фильтры, которые отображают на экране:

  1. любые записи;

  2. записи, не удовлетворяющие заданным требованиям;

  3. только записи, соответствующие определенным условиям, а записи, не удовлетворяющие заданным требованиям, процессор скрывает;

  4. числовые данные.

    1. Группа символов ###### в ячейке MS Excel означает:

  1. Выбранная ширина ячейки, не позволяет разместить в ней результаты вычислений

  2. В ячейку введена недопустимая информация

  3. Произошла ошибка вычисления по формуле

  4. Выполненные действия привели к неправильной работе компьютера



    1. В Microsoft Access таблицы можно создать:

  1. В режиме конструктора, при помощи мастера, путем введения данных

  2. В режиме проектировщика, мастера, планировщика

  3. В режиме планировщика, конструктора, проектировщика

  4. В режиме мастера таблиц, мастера форм, планировщика заданий

    1. Основным, обязательным объектом файла базы данных, в котором хранится информация в виде однотипных записей является:

  1. Таблица

  2. Запросы

  3. Формы и отчеты

  4. Макросы

    1. Запросы MS Access предназначены:

  1. для хранения данных базы;

  2. для отбора и обработки данных базы;

  3. для ввода данных базы и их просмотра;

  4. для автоматического выполнения группы команд.

    1. В MS Access фильтрация данных - это:

  1. отбор данных по заданному критерию

  2. упорядочение данных

  3. редактирование данных

  4. применение стандартных функций



    1. Сети, объединяющие компьютеры в пределах одного помещения называются ….

  1. Локальные

  2. Компьютерные.

  3. Региональные.

  4. Глобальные.

37. Провайдер - это…

  1. Единица информации, передаваемая межсетевым протоколом

  2. Имя пользователя

  3. Коммерческая служба, обеспечивающая своим клиентам доступ в Internet

  4. Системный администратор

38. Программы для просмотра Web - страниц называют:

    1. Утилитами

    2. Редакторами HTML

    3. Браузерами

    4. Системами проектирования

39. Адрес страницы в Internet начинается с …

  1. mail://

  2. mail

  3. html://

40. Задан адрес электронной почты в сети Интернет: [email protected] Укажите имя владельца этого электронного адреса….

  1. ru

  2. user

  3. mtu-net.ru

  4. user_name

41. Формальное исполнение алгоритма - это:

  1. Исполнение алгоритма конкретным исполнителем с полной записью его рассуждений,

  2. Разбиение алгоритма на конкретное число команд и пошаговое их исполнение,

  3. Исполнение алгоритма не требует рассуждений, а осуществляется исполнителем автоматически

  4. Исполнение алгоритма осуществляется исполнителем на уровне его знаний

42. Скорость работы компьютера зависит от:

  1. Тактовой частоты обработки информации в процессоре;

  2. Наличия или отсутствия подключенного принтера;

  3. Объема внешнего запоминающего устройства;

  4. Частоты нажатия клавиш

43. Информатика - это наука о

  1. расположении информации на технических носителях;

  2. информации, ее хранении и сортировке данных;

  3. информации, ее свойствах, способах представления, методах сбора, обработки, хранения и передачи;

  4. применении компьютера в учебном процессе.

44. База данных представлена в табличной форме. Запись образует…

  1. поле в таблице

  2. имя поля

  3. строку в таблице

  4. ячейку

45. Электронная почта (e-mail) позволяет передавать

  1. только сообщения

  2. только файлы

  3. сообщения и приложенные файлы

  4. видеоизображение



  1. Объединение компьютерных сетей с собственным уникальным именем
    называют:

  1. Сайт

  2. Трафик

  3. Домен

  4. Локальная сеть

47. Протокол компьютерной сети - это:

  1. линия связи, пространство для распространения сигналов, аппаратура передачи данных

  2. программа, позволяющая преобразовывать информацию в коды ASCII

  3. количество передаваемых байтов в минуту

  4. набор правил, обусловливающий порядок обмена информацией в сети.

48. Особенность поля "счетчик" в базе данных состоит в том, что оно:

  1. служит для ввода числовых данных;

  2. данные хранятся не в поле, а в другом месте, а в поле хранится только указатель на то, где расположен текст;

  3. имеет ограниченный размер;

  4. имеет свойство автоматического наращивания.

49. АСУ (автоматизированные системы управления) - это:

  1. комплекс технических средств, обеспечивающий управление объектом в производственной, научной или общественной жизни;

  2. комплекс компьютерных программ, обеспечивающий управление объектом в производственной, научной или общественной жизни;

  3. система принятия управленческих решений с привлечением компьютера;

  4. комплекс технических и программных средств, обеспечивающий управление объектом в производственной, научной или общественной жизни.

50. ГИС (геоинформационные системы) - это:

  1. информационные системы в предметной области - география;

  2. системы, содержащие топологические базы данных на электронных картах;

  3. глобальные фонды и архивы географических данных;

  4. компьютерная программа для построения изображений рельефов местности.



Ключ к тестовым заданиям

№ задания

ответ

№ задания

ответ

1

b

26

d

2

a

27

d

3

b

28

b

4

d

29

a

5

a

30

c

6

b

31

a

7

b

32

a

8

b

33

a

9

a

34

b

10

c

35

a

11

c

36

a

12

c

37

c

13

b

38

c

14

c

39

a

15

b

40

d

16

c

41

c

17

b

42

a

18

a

43

c

19

b

44

c

20

d

45

c

21

b

46

c

22

a

47

c

23

c

48

d

24

b

49

d

25

a

50

b








© 2010-2022