Программа дополнительного объединения «Программирование на Паскале» для 7-9 классов

"Выдержка из материала: Класс: 7-9 класс Программа дополнительного объединения «Программирование на Паскале» Пояснительная записка Характерной чертой развития общества на протяжении последних десятилетий является его все более расширяющаяся информатизация. Отражением и следствием этой тенденции явилась потребность в подготовке подрастающего поколения к вступлению в информационное общество, любая профессиональная деятельность в котором, будет связана с информатикой и информационными технологиями....
Раздел Информатика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа дополнительного объединения «Программирование на Паскале»

Пояснительная записка

Характерной чертой развития общества на протяжении последних десятилетий является его все более расширяющаяся информатизация. Отражением и следствием этой тенденции явилась потребность в подготовке подрастающего поколения к вступлению в информационное общество, любая профессиональная деятельность в котором, будет связана с информатикой и информационными технологиями. Умение представлять информацию в виде, удобном для восприятия и использования другими людьми, - одно из условий социальной компетентности ученика.

Изучение основ программирования связано с развитием целого ряда таких умений и навыков, которые носят интеллектуальный характер и формирование которых - одна из приоритетных задач современной школы. Изучение программирования развивает мышление школьников, способствует формированию у них многих приемов умственной деятельности. Здесь роль информатики сродни роли математики в школьном образовании. Своевременное знакомство с языками программирования, а именно в 12,13 лет является залогом успеха при дальнейшем обучении программированию, при переходе к программированию на языках высокого уровня, при изучению объектно-ориентированных языков.

Цели и задачи курса.

  • Организация внеурочной деятельности детей

  • Формирование у учащихся интереса к профессиям, связанным с программированием.

  • воспитание информационной, технической и исследовательской культуры

  • Предоставление ученикам возможности реализовать свой интерес к выбранному курсу.

  • Формирование алгоритмической культуры учащихся.

  • Развитие алгоритмического мышления учащихся.

  • Приобретение школьниками знаний, умений и навыков решения задач по программированию и алгоритмизации.

  • Приобретение учащимися знаний и навыков алгоритмизации в ее структурном варианте.

  • Освоение учащимися всевозможных методов решения задач, реализуемых на языке Паскаль.

  • Формирование у учащихся навыков грамотной разработки программы.

Дополнительное объединение «Программирование» предназначен для учащихся 12,13 лет. Программа данного спецкурса составлена на основе материалов лекций Педагогического университета «1 сентября» Е.В. Андреевой «Методика обучения основам программирования на часах информатики». Данный курс знакомит с основами программирования. Основной задачей курса является помощь ученику в обоснованном выборе профиля дальнейшего обучения.


Количество часов.

Курс проводится как 2 часа в неделю в 7 классах в рамках дополнительных образовательных услуг.

Распределение часов по темам курса:

Знакомство со средой Паскаль, структурой программы, алфавитом языка, создание программ с линейными алгоритмами - 12 часов.

Логические величины и условные операторы - 12 часов

Циклы - 14 часов

Одномерные массивы - 10 часов

Двумерные массивы - 6 часа

Строки, файлы, процедуры и функции - 14 часов

Предложенное распределение часов по темам направлено на формирование навыков в алгоритмизации, понимание учащимися основных алгоритмических конструкции, что является основой успеха при дальнейшем углубленном изучении программирования.

Формы проведения занятий и контроля.

Форма проведения занятий - урочная. Занятие проходит в компьютерном классе с подгруппой учащихся в 15 человек. Основная направленность данного курса - практическая, поэтому урок проходит в следующей форме - педагог объясняет новый материал, выполняет вместе с учащимися ряд упражнений, демонстрирует (при необходимости) программы - примеры, а затем учащиеся получают индивидуальное или групповое практическое задание, которое решают под руководством педагога.

По мере освоения алгоритмических конструкций, ребятам предлагается выполнить ряд творческих заданий индивидуально или в группе (по желанию детей). Это позволяет ребятам оценить результаты своей деятельности.

Методическое обеспечение курса.

Е.В. Андреева «Методика обучения основам программирования на часах информатики»

Л. А. Залогова «Информатика и ИКТ», Задачник-практикум. т1 М:. БИНОМ, 2010.

С.М. Окулов «Основы программирования» - М:. БИНОМ, 2006., 440с.

Т. П. Погодина «Сборник задач по программированию на языке Паскаль», Челябинск, 2009


Тематический план «Программирование на Паскале»

урока

Тема урока

Контроль

(формы)

Задачи, практические работы урока

Содержание урока

1

Язык программирования Pascal.
Работа со средой Pascal.

П.р.

Создание первой программы «Hello», с использованием оператора вывода

Основные сведения о языке Паскаль.

Знакомство со средой Паскаль

Тело программы

2

Этапы разработки программы.
Словарь языка Pascal.

П.р.

Вывод строковых констант, целых и вещественных чисел

Этапы разработки программы: алгоритмизация - кодирование - отладка - тестирование.

Алфавит языка.

Различные способы вывода величин, в том числе с указанием кол-ва позиций.

3

Переменные. Целый и вещественный тип данных.

Упр.

Вычислить результат целочисленного деления, определить тип выражения, записать по правилам языка Паскаль.

Оператор, переменная. Таблица служебных слов.

Целый и вещественный тип. Целочисленное деление, округление до целого.

4

Структура программы.

П.р.

Обмен значениями 2-х переменных, (с составлением трассировочной таблицы).

Правила записи программы.

Оператор ввода.

Оператор присваивания.

5

Программирование линейных алгоритмов

Целочисленная арифметика

П.р.

Задачи на оператор присваивания и целочисленную арифметику.

Выделение цифр из числа.
Закрепление и отработка изученного.

6

Самостоятельна работа « Решение задач с операторами присваивания»

С.р

Вычисление фигур: площадей, объема, периметра, длины сторон …

Задачи на движение

Действия с цифрами числа

Решение задач разного уровня сложности

7

Логический тип данных. Логические выражения.

Упр.

Определение истинности и ложности условия; и типов переменных

Операции сравнения, логические связки, таблицы истинности. Приоритет выполнения операций.

(26 вариантов заданий из задачника Семакина)

8

Решение задач с переменными логического типа

П.р.

Определение принадлежности точки с заданными координатами заштрихованной области.

Составление логических выражений, согласно условию.

Уравнения кривых и логические связки для указанных областей. (24 варианта заданий из задачника Семакина)

9

Условный оператор. Полное и неполное ветвление.

Упр.

Примеры условных операторов.

Блок-схема ветвления. Условный оператор. Составной оператор в составе ветвления. Полное и неполное ветвление. Стиль написания программ.

10

Вложенные условия.

П.р.

Программа «БИТ» - 3 способа решения в Паскале

Вложенные ветвления на примере задачи БИТ (большее из трех). Составление 3 различных блок-схемы решения задачи БИТ.

11

Несколько последовательных ветвлений.

П.р.

Количество четных.

Сумма положительных из трех чисел

Расположить 3 числа в порядке возрастания

Ввод вспомогательных переменных: для подсчета количества, для хранения суммы.

12

Самостоятельная работа «Решение задач с условным оператором»

С.р

Определение вида треугольника; 3-значное число палиндром; Взаимное расположение точек; Решение квадратного уравнения

Решение задач разного уровня сложности

13

Цикл с предусловием

Упр.

Сумма цифр, сумма ряда.

Блок-схема циклического алгоритма. Оператор While. Бесконечный цикл.

14

Циклы содержащие ветвления.

П.р.

Поиск минимального, максимального и среднеарифм. среди введенных чисел Гипотеза Сиракуз.

Вычисление xn по заданному n.

Программирования циклических алгоритмов.

15

Цикл с постусловием

П.р.

Алгоритм Евклида

Угадай число

Оператор Repeat. Программирования циклических алгоритмов.

16

Цикл с параметром.

Упр.

Факториал n! Сумма ряда (различные ряды)

Оператор For. Программирования циклических алгоритмов.

17

Вложенные циклы.

П.р.

Счастливый билет.

Подсчет точек внутри круга.

Программирования циклических алгоритмов.

18

Вложенные циклы.

П.р.

Разложение натурального числа на простые множители

Перевод чисел из десятичной системы счисления в P-ичную

Программирования циклических алгоритмов.

19

Самостоятельна работа « Решение задач с операторами цикла»

С.р.

Таблица умножения

Задачи на системы счисления.

Решение задач разного уровня сложности

20

Одномерные массивы.

Упр.

Заполнение массива числами, печать массива в прямом и обратном порядке.

Структурированные типы данных.

Описание массива, размерность, индекс и значение элементов массива.

21

Поиск элемента в массиве. Подсчет количества элементов.

П.р.

Поиск минимального и максимального элемента в массиве, обмен значениями. Подсчет количества, отрицательных и неотрицательных элементов массива.

Линейный поиск.

22

Сумма элементов массива. Удаление элемента массива.

П.р.

Определение суммы элементов массива, кратных k (k вводить с клавиатуры). Удаление из массива элемента, отвечающего условию.

Работа с элементами массива.

23

Сортировка элементов массива.

Упр.

Упорядочение элементов данного массива

Алгоритмы сортировки: массива методом «Пузырька», вставками.

24

Сортировка элементов массива.

П.р.

Упорядочение элементов данного массива

Сортировка выбором. Эффективность алгоритмов сортировки.

25

Двумерные массивы.

Упр.

Заполнение массива числами, печать массива в прямом и обратном порядке.

Объявление двумерного массива. Ввод элементов, печать.

26

Двумерные массивы.

П.р.

Поиск суммы всех элементов двумерного массива и суммы элементов каждой строки.

Алгоритмы поиска элемента в двумерном массиве. Вставка, удаление, замена и обмен значениями элементов двумерного массива.

27

Двумерные массивы.

С.р.

Создание массива по образцу. Определение является ли данный квадратный массив симметричным относительно своей главной диагонали.

Решение задач разного уровня сложности

28

Символьный тип данных

П.р.

Печать части кодовой таблицы символов.

Удаление пробела вначале строки

Тип Char. Функции для символьного типа.

29

Оператор варианта

П.р.

Вычисление значения простого арифметического выражения.

Для введенного числа печатать словами сколько лет,Преобразование введенной строчной буквы в заглавную.

Оператор Case.

Решение задач с оператором выбора.

30

Файлы. Ввод и вывод данных с использованием файлов.

П.р.

Открытие файла для записи, открытие файла для чтения. Запись в файл.

Файловые переменные. Стандартные процедуры и функции, используемые для текстовых файлов, ввод и вывод данных с использованием текстовых файлов.

31

Функции и процедуры в Паскале.

П.р.

Написание функции НОД. Написание функции, вычисляющей длину отрезка по координатам его концов.

Функции в Паскале. Параметры процедур и функций.

32

Вызов вспомогательного алгоритма.

П.р.

Процедура печати двумерного массива

Процедура печати всех сочетаний из n первых натуральных чисел по k чисел.

Разбиение задачи на подзадачи. Создание подпрограмм.

33

Строки

П.р.

Убрать из текста лишние пробелы.

Описание строковой переменной, основные действия со строками, представление строки в памяти компьютера. Процедуры и функции работы со строками.

34

Массив строк.

П.р.

Поиск слова в словаре. Определение и вывод буквы, встречающейся в тексте чаще всего.

Бинарный поиск. Работа с массивом строк. Сортировка подсчетом

35

Контрольная работа «Программирование на Паскале»

П.р.

Прочитать текст из файла AA и записать текст в файл DD, предварительно заменив каждую первую строчную букву слова на заглавную.

Решение задач разного уровня сложности



© 2010-2022