Использование функций в табличном процессоре MS Excel

Архив содержит разработку урока в 11 классе и презентацию к нему; направлен на обобщение знаний обучающихся по двум разделам курса школьной информатики: моделирование и технология обработки числовых данных. Материалы урока позволяют подвести итоги по приобретенным умениям и навыкам работы в программе MS Excel, вспомнить основные принципы моделирования, построения информационных компьютерных моделей и выполнить практическую работу "Построение информационной модели биологических процессов челове...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Урок по информатике в 11 классе.


Тема урока: «Использование функций в MS Excel».

Тип урока: практическая работа.

Задачи урока:

  • Разработать и исследовать информационную модель на компьютере в среде MS Excel (на примере модели биоритмов человека).

Учебные цели:

  • развивать практические навыки по составлению информационных моделей в электронных таблицах;

  • формировать межпредметную связь;

  • развивать представления учащихся о способах визуализации информационных моделей.

Воспитательная цель:

  • содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета;

  • способствовать обогащению внутреннего мира учащихся.

Образовательная цель:

  • развивать у учащихся умение анализировать, выделять существенные признаки и свойства объектов, развивать речь учащихся.

Методы работы:

  • обобщение пройденного материала;

  • самостоятельная работа с раздаточным материалом.

Оборудование:

  • компьютеры, оснащенные ПО MS Office (MS Excel);

  • мультимедийный проектор;

презентация «Использование функций в MS Excel».

  • Инструкционная карта по выполнению самостоятельной работы (см. приложение 1).

  • Таблица значений биоритмов (см. приложение 2).

План урока:

  1. Организационный момент -2 мин.

  2. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала - 3 мин.

3. Обобщение пройденного материала - обсуждение основных вопросов - 15 мин.

4. Самостоятельная работа с раздаточным материалом: построение

модели собственных биоритмов в MS EXCEL с прогнозированием

на текущий месяц и анализ полученных результатов - 20 мин.

  1. Обобщение, анализ, оценка результатов (достижение поставленных задач), домашнее задание - 5 мин.


Ход урока

1. Организационный момент

Учитель. - Приветствует учащихся и гостей урока.

Сегодняшний урок я хотела бы посвятить обобщению знаний по нескольким разделам курса школьной информатики: Моделирование и Технология обработки числовых данных. Темы достаточно большие, я просила вас прочитать параграфы учебника при подготовке к этому уроку. И чтобы нам успешно справиться с практической работой, охватывающей тематику этих разделов, давайте вместе вспомним самые важные моменты, которые должны быть вам известны.

2. Обобщение пройденного материала: Проверка знаний основных определений и понятий по теме «Электронные таблицы» - проведение совместного тестирования класса

Учитель задает дополнительные вопросы по ходу теста для полного восполнения знаний.

  1. Адрес ячейки в электронных таблицах образуется

    • 1) Из номера строки

    • 2) Из номера строки и имени столбца

    • 3) Из имени столбца и номера строки

    • 4) Из имени столбца

  2. Активная ячейка - это …

    • 1) Ячейка, в которой находится формула

    • 2) Ячейка, в которой выполняется какое-либо действие

    • 3) Ячейка, в которой находится текст

    • 4) Ячейка, в которую введено число

  3. К какому типу относится следующая запись? =С3*5 - 5/D4

    • Текстовый

    • Формула

    • Числовой

    • Экспоненциальный

  4. Назовите основные типы данных в программе Excel

    • 1) Число, текст

    • 2) Именованная область памяти, адрес ячейки

    • 3) Цифра, число, формула

    • 4) Число, текст, формула

  5. Абсолютные ссылки в формулах используются для…

    • 1) Копирования формул

    • 2) Определения адреса ячейки

    • 3) Определения фиксированного адреса ячейки

    • 4) Нет правильного варианта ответа

  6. Из ячейки D10 Формулу =(A4+$A5)/$F$3 скопировали в ячейку D13. Какая формула находится в ячейке D13?

    • 1) =(A7+$A8)/$F$3

    • 2) формула не изменится

    • 3) =(A6+$A8)/$F$2

    • 4) =(В7+$A8)/$F$3

  7. К какому типу ссылок относится запись A$5

    • 1) Относительная

    • 2) Смешанная

    • 3) Абсолютная

    • 4) Нет правильного варианта ответа

  8. Какой формат данных применяют для чисел большой разрядности?

    • 1) Числовой

    • 2) Денежный

    • 3) Экспоненциальный

    • 4) Финансовый

  9. Формула в Excel не может …

    • 1) Включать относительные ссылки

    • 2) Включать абсолютные ссылки

    • 3) Включать имена ячеек

    • 4) Включать текст

Учитель делает вывод об уровне знаний работы табличного процессора.

Как вы знаете, электронные таблицы являются очень удобным средством для построения компьютерных моделей.

Все нам хорошо известно, что человечество в своей деятельности (научной, образовательной, художественной) постоянно создает и использует модели окружающего мира. Конечно, нет строгих правил построения моделей, но опыт, накопленный людьми, довольно богат и позволяет проводить классификацию моделей.

Вы знаете, что модели бывают - материальные, или натурные. Это могут быть натурные копии объекта, выполненные из другого материала, в другом масштабе.

Вопрос: Приведите примеры моделей, соответствующие этому описанию.

Ответ: авиамодели, макет дома, анатомический муляж и др.

Учитель: Кроме материальных, бывают также информационные модели. Они отражают реальные объекты на языке кодирования информации. Приведите примеры, моделей, обладающих таким свойством.

Ответ: таблицы, чертежи, графики, художественные полотна, математические формулы и др.

Вопрос: Как вы думаете, какие модели могут быть построены с использованием ЭВМ?

Ответ: Математические модели, табличные модели, графические модели.

Кроме того, всё художественное творчество фактически является процессом создания моделей. Например, такой литературный жанр ,как басня, переносит реальные отношения между людьми на отношения между животными и фактически создаёт модели человеческих отношений.

Каждый объект имеет большое количество различных свойств. В процессе построения модели выделяются главные, наиболее существенные для проводимого исследования свойства.

Разные науки исследуют объекты и процессы под разными углами зрения и строят различные типы моделей. Возьмем в качестве примера человека: в рамках механики его можно рассматривать как материальную точку, в химии - как объект, состоящий из различных химических веществ, в биологии - как совокупность органов, собранных в систему, стремящуюся к самосохранению и т.д.

Сегодня на уроке я предлагаю вам построить модель биологических процессов, происходящих в организме человека в различные отрезки времени.

4. Самостоятельная работа с раздаточным материалом :

Существует легенда о том, что в древнем Китае монахи день за днем вели наблюдения за человеком, записывая параметры его физической активности, умственных способностей и эмоционального состояния. В результате многолетних исследований они пришли к выводу, что эти функции являются периодическими с периодами для физической активности 23 дня, эмоциональной - 28 дней и интеллектуальной - 33 дня. Характерная особенность этой гипотезы заключается в том, что функции состояния человека в момент его рождения равны нулю, затем начинают возрастать, каждая за свой период принимает одно положительное максимальное и одно отрицательное минимальное значение.


Проанализировав эту информацию, можно сделать вывод, что биологические ритмы могут быть описаны функциями вида

y = sin ( 2p ( t - t0 ) / Tk )

где t - время, Tk - периоды, t0 - дата рождения.
Существует теория, что жизнь человека подчиняется трём циклическим процессам, называемым биоритмами. Эти циклы, описывают три стороны самочувствия человека: физическую, эмоциональную и интеллектуальную. Биоритмы характеризуют подъемы и спады нашего состояния. График биоритмов представляет собой синусоиду, взлёты и падения которой соответствуют подъемам и спадам соответствующего биоритма. За точку отсчёта всех трёх биоритмов берется день рождения человека.

Началом всех трех кривых является день рождения t = t0, sin(0)=0.

У вас на столах Инструкционная карта по выполнению работы в MS Excel. Ваша задача, следуя предписаниям:

  • создать модель своих биоритмов на текущий месяц;

  • визуализировать её, построив графики трёх синусоид.

Так же на столах у вас имеется ТАБЛИЦА ЗНАЧЕНИЙ БИОРИТМОВ, где вы видите значения циклов и более подробное описание их влияния. Проанализируйте полученные биоритмы. «Взлетам» графика соответствуют благоприятные дни, а дни его перехода через ось абсцисс, считаются неблагоприятными.

1)Если спадает физический цикл? (Постарайтесь в это время преодолевать свою леность, не забывайте о прогулках на свежем воздухе и побольше физических занятий.)

2) Если спадает эмоциональный цикл? (Учитесь властвовать собою, начните день с улыбки, скажите несколько комплиментов себе, окружающим, радуйтесь теплому солнечному дню… )

3) Сложнее, если идет спад интеллектуальный(Но и тогда не стоит огорчаться. Ваши отличные и хорошие отметки соответствуют вашему интеллектуальному развитию. Значит, вам нужно только поверить в удачу и успех. А может, стоит принимать витамины или поработать с тестами - для развития памяти, внимания.)

А теперь задание на дом: §5.1 - 5.2( стр.237 - 242).

Оценки выставляются выборочно, опираясь на комплексную работу на протяжении всего урока.

Мне приятно было наблюдать за вашей работой. Буду рада, если вы сделаете правильные выводы. Помните, необходимо задумываться над каждым днем нашей жизни. Биоритмы - биоритмами, но главное верить в себя.



Методическая литература:

  1. Учебник «Информатика и информационные технологии 10-11 класс», Н.Д. Угринович - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.

  2. «Практикум по информатике и информационным технологиям», Угринович Н.Д.,Босова Л.Л., Михайлова Н.И., учеьное пособие для общеобразовательных учреждений - М.: БИНОМ, 2002.

  3. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе, методическое пособие для учителей, Н.Д. Угринович - М.: Лаборатория базовых знаний, 2004

  4. Кутугина Е.С. Моделирование: учеб. пособие. Томск: Томский гос. ун-т систем управления и радиоэлектроники, 2004.

  5. Информатика. 10 класс. Практикум. - Саратов: Лицей, 2004 год

Приложение 1.

Инструкционная карта по выполнению самостоятельной работы

  1. Объединить первую строку в столбцах A, B, C, D и ввести текст: Моделирование биоритмов человека.

  2. Объединить третью ячейку в столбцах A, B, C, D и ввести текст: Сходные данные. Объединить ячейки А4 и В4, ввести текст: Неуправляемые параметры (константы). Объединить ячейки С4 и D4, ввести текст: Управляемые параметры.

  3. В ячейке А5 напечатать текст: Период физического цикла. В ячейке А6 - текст: Период эмоционального цикла. В А7: Период интеллектуального цикла.

  4. В ячейках В5, В6, В7 проставить соответственно числа: 23,28,33.

  5. В ячейке С5 - текст: Дата рождения человека. В С6 - текст: Дата отсчёта. В С7 - текст: Длительность прогноза.

  6. Заполните ячейки D5, D6, D7 соответственно - свою дату рождения (чч.мм.гггг), дату отсчёта - текущую дату, длительность прогноза - 31.

  7. Объединить ячейки А8, В8, С8, D8 и напечатать текст: Результаты.

  8. В А9 текст - Порядковый день, в В9 - текст: Физическое, в С9 - текст: Эмоциональное, в D9 - текст: Интеллектуальное.

  9. В ячейку А9 ввести дату отсчёта. В ячейку А10 ввести формулу (=А9+1) и скопировать её, таким образом, чтобы получились даты до определённого числа, которым заканчиваем расчёт.

  10. В ячейку В10 введите формулу: =SIN(2*ПИ()*(А10-$D$5)/23) и копировать её до конца расчётных дней.

  11. В ячейку С10 введите формулу: =SIN(2*ПИ()*(А10-$D$5)/28) и копировать её до конца расчётных дней.

  12. В ячейку D10 введите формулу: =SIN(2*ПИ()*(А10-$D$5)/33) и копировать её до конца расчётных дней.

  13. Выделить диапазон ячеек А10:D40, выполнить Вставка/Диаграмма/График (выбрать график, отражающий развитие процесса во временит или по категориям).

  14. Проанализировать построенную модель биоритмов, опираясь на ТАБЛИЦУ ЗНАЧЕНИЙ БИОРОТМОВ.

Приложение 2

ТАБЛИЦА ЗНАЧЕНИЙ БИОРИТМОВ

подробное описание влияния биологических процессов , с которым мы сталкиваемся в обыденной жизни.

Значение

Физический цикл

Эмоциональный цикл

Интеллектуальный цикл

Минимальное значение цикла (максимум негативных проявлений, за которые отвечает цикл).

Чувство бессилия, апатия.

Только отрицательные эмоции.

Все кажется чрезмерно сложным и не поддается решению.

Отрицательная фаза цикла (негативные свойства цикла преобладают над позитивными).

Преобладание чувства бессилия, слабости.

Преобладание отрицательных эмоций и чувства пессимизма.

Простые задачи решаются с трудом, а сложные кажутся неподъемными.

Нулевое значение цикла (переход через "ноль") - возможны непредсказуемые проявления как позитивных, так и негативных свойств. День, когда один или более циклов находятся в этой фазе, считается очень тяжелым.

Неожиданные проявления огромной силы и энергии так же неожиданно сменяются чувством полного бессилия и апатии.

Неожиданные приступы безграничного пессимизма и оптимизма, частая смена эмоций.

Проблески гениальных решений и прозрений сменяются непониманием простых вещей.

Положительная фаза цикла (позитивные свойства цикла преобладают над негативными).

Преобладающее чувство уверенности в своих силах.

Преобладание положительных эмоций и чувства оптимизма.

Легкость в решении любых задач.

Максимальное значение цикла (максимум развития позитивных свойств при минимальном воздействии негативных).

Безграничная уверенность в своих силах.

Максимум положительных эмоций, безграничный оптимизм.

Безграничное проявление интеллектуальной и творческой мощи.


© 2010-2022