Методическая разработка раздела «Компьютер и информация» 6 класс

Цель данной разработки: показать один из возможныз способов органазации изучения раздела учебной программы "Компьютер и информация в 6 классе по учебнику Босовой Л.Л. Глава «Компьютер и информация» рассчитана на 11 учебных часов и состоит из теоретической и практической части. Теоретическая часть включает в себя следующие темы: Компьютер — универсальная машина для работы с ин­формацией. Файлы и папки. Как информация представляется в компьютере, или Циф­ровые данные. Двоичное кодирование числовой информа­ции. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Тексты в памяти компьютера. Изображения в ...
Раздел Информатика
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ Воскресенская средняя общеобразовательная школа









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ «КОМПЬЮТЕР И ИНФОРМАЦИЯ»

6 КЛАСС




Работу выполнил

учитель информатики

Воскресенской школы

Бовырин А.А.










р.п. Воскресенское

2010 год


Пояснительная записка


Информатика и ИКТ - один из динамичных предметов, изучаемых в современной школе: еще не сформирована окончательная концепция курса школьной информатики, изменяется содержание, совершенствуется аппаратно-программное обеспечение курса.

Несмотря на процесс становления предмета, важной особенностью непрерывного курса информатики является обеспечение его единства и целостности на всех ступенях обучения за счет отражения в содержании следующих сквозных направлений: информационные процессы, информационные основы моделирования, информационные основы управления. В свою очередь, на основе этих направлений вводятся множество содержательных модулей. Модули состоят из тем, в темах раскрывается смысл ключевых понятий. Содержательные линии, модули, темы и ключевые понятия образуют устойчивый содержательный каркас курса.

На каждой ступени обучения содержание определяется целями обучения, специфическими для разных возрастных групп обучаемых. Ярко выражена пропедевтическая линия и преемственная направленность, что очередной раз показывает целостность курса информатики.

Для изучения информатики в 5-7 классах характерен принцип научности в сочетании с доступностью, строгость и системность изложения. Четко выражена практическая ориентированность. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его.

Важным фактором структуризации в методике обучения информатике является дидактическая спираль. В начале дается общее знакомство с понятием, предполагающее учет имеющихся знаний и опыта обучаемых, затем его последующее развитие и обобщение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах.

В УМК Л.Л.Босовой для 6 класса входит программа, учебник, тетрадь на печатной основе, цифровые образовательные ресурсы, плакаты. Учебник допущен министерством образования РФ. Материал очень объемный, хорошо проиллюстрирован плакатами, подкреплен презентациями. Курс не является изолированным пропедевтическим для 8-9 классов автора Н.Д.Угриновича.

Глава «Компьютер и информация» рассчитана на 11 учебных часов и состоит из теоретической и практической части. Теоретическая часть включает в себя следующие темы:

  • Компьютер - универсальная машина для работы с ин­формацией.

  • Файлы и папки.

  • Как информация представляется в компьютере, или Циф­ровые данные.

  • Двоичное кодирование числовой информа­ции.

  • Перевод целых десятичных чисел в двоичный код.

  • Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную.

  • Тексты в памяти компьютера.

  • Изображения в памяти компьютера.

  • Единицы измерения информации.

А компьютерный практикум состоит из тем:

  • Клавиатурный тренажер.

  • Практическая работа № 1 «Работаем с файлами и папками. Часть 1».

  • Практическая работа № 2 «Знакомимся с текстовым про­цессором Word».

  • Практическая работа № 3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи».

  • Практическая работа № 4 «Нумерованные списки».

  • Практическая работа № 5 «Маркированные списки».

Материал очень насыщенный, требует большого внимания детей, но довольно разнообразный. Основным же блоком темы является вопрос о кодировании различных видов информации и ее представлении в компьютере. В связи с этим, я считаю, разумным было бы пункт «Файлы и папки» и практическую работу №1 «Работа с файлами и папками» изучить в 5 классе в теме «Программы и файлы» т.к. там идет знакомство учащихся с компьютером, его составными частями. Дети создают файлы в программе «Блокнот», знакомятся и работают в текстовом процессоре WORD. Сохраняют свои работы в именной папке. Т. е. работают и с файлами и папками. Часть пункта «Изображения в памяти компьютера», который отводится на изучение векторного кодирования перенести на 8 или 9 классы, когда ученики на уроках математики больше работают с задачами на построение с помощью линейки и циркуля. Тем самым освобожденное таким образом время уроков можно использовать для отработки навыков кодирования информации.

Выбор данного раздела обусловлен значением учебного материала. Со способом кодирования информации учащиеся знакомились в 5 классе, а при изучении этой главы расширяют свои знания по теме и знакомятся со способом двоичного кодирования.

Содержание раздела объемно и разнообразно. Материал соответствует психолого-педагогическим особенностям учащихся. Объем УМК дает возможность учителю моделировать раздел по своему усмотрению, применяя различные формы и методы обучения.



Цели и задачи раздела


Цель раздела: Сформировать у учащихся представление о компьютере как универсальной машине для работы с информацией.

Задачи:

  • Освоение знаний об информации, о системах счисления, способах представления информации в компьютере, о цифровых данных.

  • Овладение умениями переводить целое десятичное число в двоичную систему и обратно; определять назначение файла по его расширению; применять текстовый процессор для набора и форматирования текстов, создание списков, таблиц.

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством практического применения теоретических знаний; решение творческих задач.

  • Выработка навыков работы с текстовым процессором.

  • Развитие самостоятельности при выполнении практических заданий и решении учебных задач.

  • Формирование и развитие коммуникативных навыков при групповой и коллективной работе.








Психолого-педагогические особенности


Шестой класс, 11-12 лет, - период резкого возрастания познавательной активности и любознательности, возникновения познавательных интересов. Большинство подростков в этом возрасте проявляют живой интерес к самопознанию, поэтому они с радостью принимают любые игры, задания, позволяющие им посмотреть на самих себя.

В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. Его начинают интересовать вопросы прошлого и будущего, жизни и смерти, экологические и социальные темы, возможности познания мира.

Очевидно, что эта любознательность отражает увеличивающийся интерес школьника к миру за пределами школы, ощущение своих возросших возможностей и имеет существенное значение для "подпитки" чувства взрослости. Недаром именно 11-12-летние дети часто отрицают требование взрослых считать, что "их главная деятельность - учеба". В это время школьные интересы уступают свое место внеучебным. Вместе с тем эти интересы еще достаточно неустойчивы, легко меняются.

Спецификой интересов подростков в том, что они во многом обслуживают потребность в общении со сверстниками: общие интересы дают повод, содержание, средства общения. В значительной части случаев подросток интересуется тем, чем интересуются его друзья, и если хочет войти в какую-то компанию, то начинает действительно интересоваться или изображать интерес к той сфере, которая интересна этой компании.

С этим связана и характерная для подростков "мода на интересы", когда какое-либо увлечение как бы внезапно охватывает весь класс, параллель, и так же внезапно гаснет. Нередки случаи, когда подобная мода перерастает в подлинное, устойчивое увлечение человека. Важно помочь этому, если увлечение носит позитивный характер или вовремя воспрепятствовать.

Подростку становится неинтересным многое из того, чем он увлекался раньше. С этим связано чрезвычайно сложное и серьезное по своим последствиям явление полного отсутствия интересов, которое можно наблюдать в этот период, но чаще - в начале старшего подросткового возраста.

Как уже отмечалось, значение интересов в подростковом возрасте чрезвычайно велико. По их содержанию, по анализу того, что увлекает подростка и что оставляет его безразличным, во многом можно судить о развитии его личности. Причины устойчивого и полного отсутствия интересов кроются часто в таких особенностях школьного и семейного воспитания, как отсутствие каких-либо ярких интересов у окружающих подростка взрослых, или их чрезмерная активность в развитии интереса школьника. Влияют на это также социальные условия: отсутствие условий для их возникновения и удовлетворения (отсутствие кружков, книг в библиотеках секций) или высокая, не доступная семье школьника стоимость средств удовлетворения этих интересов (инструментов, оплаты секций и др.).

Нередко интересы школьника быстро гаснут потому, что в увлекшей его области он испытывает вполне закономерную для деятельности в новой сфере неуверенность в себе и, сталкиваясь с первым неуспехом (или недостаточным успехом), быстро разочаровывается в этой сфере или в самом себе. Поддержка подростка, укрепление его самооценки, обучение его анализу причин неудач являются значимыми факторами развития интересов.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что часто отсутствие интересов отмечается у подростков с ярко выраженной тенденцией к "отказу от усилия". Поэтому такие подростки составляют основной контингент всевозможных асоциальных группировок. Эти школьники нуждаются в особом внимании и родителей, и педагогов

Знания, которые учащийся должен теперь усвоить, существенно отличаются от тех, которые он получал в начальной школе. Там знания в основном соответствовали повседневному опыту ребенка, в средних классов школы связь школьных знаний с окружающей действительностью, как правило, опосредована. Для того чтобы научиться видеть эту связь требуется специальные усилия, школьнику необходимо усвоить систему понятий и закономерности, научиться оперировать абстрактными понятиями. Если это не происходит, то школьные знания усваиваются формально.

Формализм в усвоении знаний - существенная причина трудностей в учении в средних классах школы.



















Ожидаемые результаты освоения раздела


Ожидаемые результаты исходят из поставленных целей и задач по данному разделу. Дети должны:

  • усвоить теоретический материал и практические умения;

  • приобрести новые навыки работы на компьютере;

  • повысить навыки самостоятельной работы;

  • организовывать свою деятельность;

  • оценивать полученные результаты;

  • находить оптимальные способы решения поставленных задач

  • решать познавательные проблемы

  • уметь объяснять сущность, причины, связи информационных процессов.










Методы и формы организации деятельности учащихся

Для выполнения поставленных задач по данному разделу эффективны будут различные методы обучения о формы организации учебной работы.

Данный раздел, как и основной курс обучения информатики и ИКТ предполагает уделять большое внимание побуждающей функции метода обучения. Важна не столько передача знаний, сколько побуждение познавательной потребности школьника, активизация его интереса к решению той или иной задачи.

Подбор методов и форм по данному разделу зависит от содержания и уровня мыслительной деятельности учащихся, т.е. учитывается психологический фактор. Важно обеспечить не только доступность изучаемого материала, но и максимальное использование уже имеющихся возможностей мыслительной деятельности.

Для выбранного раздела могут использоваться основные методы обучения. Наиболее подходящими являются словесный (рассказ, объяснение, беседа), наглядный (иллюстрация, презентация), практический (устные и письменные упражнения, практические, компьютерные работы).

Основной формой работы является урок. В рамках урока по данному разделу предпочтение отдается фронтальной и индивидуальной формам работы с учащимися, в том числе, дифференцируемым по трудности.





Учебно-методическая карта


№, тема урока

Тип урока

Виды урока и формы организации

деятельности

Методы обучения

Средства обучения

Система знаний

Система деятельности

1.Компьютер - универсальная машина для работы с информацией

Урок усвоения нового материала

Фронтальная

Словесные, наглядные

Плакаты «Техника безопасности», «Компьютер и информация», презентации «Техника безопасности», «История вычислительной техники»

Общенаучные знания

Общеучебная деятельность

2.информация в памяти компьютера. Системы счисления. Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором Word » (задание 1)

Комбинированный урок

Индивидуальная, групповая

Наглядные, практические

Плакаты «Цифровые данные», презентации «История счета», «Цифровые данные»

Фундаментальные знания

Познавательная

3.Двоичное кодирование числовой информации. Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором Word » (задание 2)

Урок усвоения нового материала

Урок исследование

Проблемно-поисковый, практический

Плакаты «Цифровые данные», презентация «Цифровые данные»

Фундаментальные знания

Самоорганизующая, преобразующая

4.Перевод чисел в десятичную систему счисления

Урок закрепления знаний

Фронтальная

Репродуктивный

Плакаты «Цифровые данные», презентация «Цифровые данные»

Общенаучные знания

Общеучебная деятельность

5.Тексты в памяти компьютера. Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи» (задание 1)

Урок усвоения нового материала

Фронтальная

Словесный, наглядный, практический

Плакаты «Цифровые данные», презентация «Цифровые данные»

Знания из определенной научной области

Общенаучная, преобразующая

6.Кодирование текстовой информации Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи» (задание 2)

Урок закрепления изучаемого материала

Индивидуальная

Практический

Тетрадь на печатной основе

Общенаучные знания

Самоорганизующая деятельность

7.Создание документов в текстовом процессоре Word

Урок систематизации и обобщения изученного материала

Индивидуальная

Практический, репродуктивный

Файлы для печати

Общенаучные знания

Самоорганизующая деятельность

8.Растровое кодирование графической информации

Урок усвоения нового материала

Фронтальная, индивидуальная Урок-исследование

Наглядный, проблемно-поисковый, практический

Плакаты «Цифровые данные», презентация «Цифровые данные», своя презентация

Знания из определенной области

Познавательная

9.Единицы измерения информации. Практическая работа №4 «Нумерованные списки» (задание 2)

Комбинированный урок

Фронтальная, коллективная

Словесные, наглядные, практические

Плакат «Как хранят информацию в компьютере», презентация «Единицы измерения информации»

Знания из определенной области

Общеучебная

10.Обобщающий урок по теме

Урок систематизации и обобщения изученного материала

Урок-игра

Практические

Презентация

Общенаучные

Преобразующие

11.Контрольная работа

Урок проверки и оценки знаний

Индивидуально-обособленная форма

Практические

Раздаточный материал

Фундаментальные

Самоорганизующая






КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УРОКОВ Информатики и ИКТ

предмет

Класс 6

Учитель Бовырин А.А.

Количество часов на учебный год:

всего 35 часов.; в неделю: 1 час.

Учебник «Информатика 6 класс» Босова Л.Л. М., Бином, Лаборатория знаний, 2005

название, автор, издательство, год издания

Дополнительная литература _________________________________________

название, автор, издательство, год издания

урока

Тема урока

Параграф учебника

1

Компьютер - универсальное устройство для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

§1-1

2


Информация в памяти компьютера. Системы счисления. Практическая работа № 2 (задание 1)

§1.3 (введение)

3

Двоичное кодирование числовой информации. (Двоичная система счисления). Практическая работа № 2 (задание 2)

§1-3(1)

4

Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Работа с приложением калькулятор.

§1-3(1)

5

Тексты в памяти компьютера. Практическая работа № 3 (задание 1)

§1.3(2)

6

Кодирование текстовой информации. Практическая работа № 3 (задание 2)

§1.3(2)

7

Создание документов в текстовом процессоре Word. Практическая контрольная работа.№1-3


8


Растровое кодирование графической информации.

§1.3(3)

9


Единицы измерения информации. Практическая работа № 5

§1.4

10


Обобщающий урок по теме


11


Контрольная работа






Конспект урока

1.Тема урока: Растровое кодирование графической информации. 6 класс.

2.Тип урока: Урок-исследование.

3. Цель урока: Освоение учащимися растрового кодирования графической информации.

Задачи:

1.Образовательные: Ознакомить со способами получение кода по изображению и построения изображения по двоичному коду. Активизировать и закрепить знаний учащихся по переводу чисел из десятичной системы счисления в двоичную.

2.Развивающие: Развивать навыков самостоятельной работы, воображения, логического мышления.

3.Воспитательные: Формировать познавательную потребности, интереса к предмету, воспитывать аккуратность, усидчивость.

4. Оборудование:

- компьютер для каждого ученика,

- мультимедийный проектор,

- экран,

- рабочие тетради на печатной основе,

- карточки-задания.

Ход урока.


п.п.

Название этапа урока, время, теоретическое обоснование

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный момент (2 мин)

Мотивация на работу

- Здравствуйте, ребята. Начинаем урок.

(Проверяет готовность учащихся к уроку)

Готовятся к уроку.

2. Актуализация знаний

(7 мин)

Фронтальная работа

Материал о переводе целого числа, записанного в десятичной системе счисления, в двоичную был изучен пять уроков назад. В домашнюю работу к этому уроку целесообразно включить несколько примеров на повторение.

Проверка знаний




Самоконтроль учащихся, ликвидация пробелов знаний

Настрой на получение новых знаний

- Для изучения нового материала нам потребуется умение переводить числа из десятичной системы счисления в двоичную.

Вызывает двух человек к доске. Остальные работают на местах в тетрадях, первый ряд переводит первое число, второй ряд - второе.

1)Переведите число 184 из десятичной системы счисления в двоичную.(10111000)

2)Переведите число 263 из десятичной системы счисления в двоичную.(11001011)

-Проверим результаты перевода.

На экран выводится слайд с решением примеров.

- Каким способом еще можно выполнить такой перевод?

-Молодцы.




Выполняют перевод чисел в двоичную систему.

Проверяют результаты перевода, при необходимости исправляют ошибки.

- С помощью ряда чисел 1 2 4 8 16 32 64… или инженерного калькулятора

3.Объявление темы урока и постановка задачи(4 мин)


Подводящий диалог, формирующий осознание новой темы

- На предыдущих уроках мы знакомились с представлением чисел и текстов в памяти компьютера. А с какой еще информацией работает компьютер?

-Молодцы, (можно предложить ученикам сформулировать тему урока) на сегодняшнем уроке мы с вами постараемся научиться кодировать графическую информацию.

- Графический объект, подлежащий представлению в цифровом виде, делится вертикальными и горизонтальными линиями на крошечные фрагменты-пиксели (точки). Такой способ кодирования называется растровым кодированием. Итак, тема нашего урока «Растровое кодирование графической информации»


- с графической, музыкальной, видео.

Пытаются сформулировать тему.

Возможные варианты:

- будем кодировать музыку, изображение, видео.

- как кодировать эту информацию…

4. Объяснение нового материала (6 мин)

Словесный, иллюстративный методы.

Исследовательская работа.

Развитие самостоятельности, применение теоретических знаний на практике






1.Запустите графический редактор Paint, находящийся в группе программ Стандартные.

2.Откройте рисунок.

3.Выполните команду (Вид-Масштаб-Другой), в группе Варианты установите переключать 400%, дающий увеличение исходной картинки в 4 раза.

4.Выполните команду (Вид-Масштаб-Показать сетку). Обратите внимание на то, что весь исходный рисунок оказался состоящим из мелких квадратиков.

5. Рассмотрите черно-белую картинку.

Каким образом можно закодировать черные и белые клетки?

Каждую пустую (белую) белую клетку рисунка закодируем нулем, а закрашенную (черную) - единицей.

Попробуйте самостоятельно закодировать данное изображение.

6.Выйдите из программы

(Таблица 1)

Выключите мониторы

Выполняют действие по образцу





Пытаются сформулировать версии


Пытаются закодировать картинку

5.Физкультминутка

Здоровьесберегающие технологии

Упражнения для снятия напряжения с глаз, кистей рук. По желанию любой ребенок может провести физкультминутку

Выполняют упражнения на своих местах

6. Закрепление новых знаний (14 мин)

Групповая форма работы

Учитель раздает карточки в соответствии с уровнем развития и подготовки учащихся

Развитие аналитических способностей

Применение практических навыков в новой ситуации.

Развитие самостоятельности

- А теперь выполните задание самостоятельно.

(Таблица 2)

Для слабых учеников задание дается немного легче. (Таблица 3)

Проверяет задания указывает на недостатки

- Теперь попробуем решить обратную задачу - восстановить рисунок по его коду, причем код будет десятичным. Следовательно, сначала необходимо перевести в двоичный код, а затем получить картинку.

При выполнении задания можете пользоваться калькулятором вид инженерный.

(Таблица 4)

Задание выполняют самостоятельно.



7. Подведение итога урока (3 мин)

Оцениваются наиболее самостоятельные и правильные результаты отметкой, дается словесная оценка совместной деятельности

- Что такое растровое кодирование?

- Что такое пиксель?

- Как кодируется каждый пиксель?

-Чему вы научились на уроке?

-С какими трудностями встретились?

Вспоминают понятия, формулируют ответ.

8. Домашнее задание

(1 мин)

Задание дифференцировано по уровню сложности и объему, закрепляет навыки растрового кодирования

§1.3 (стр. 23-26), Рабочая тетрадь № 37-39 (стр.29-32)

Записывают задание в дневник.





Таблица 1.




1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1



1

0

0

0

0

1

0

0

0

0

1



1

0

0

0

1

1

1

0

0

0

1



1

0

0

0

1

1

1

0

0

0

1



1

0

0

0

1

1

1

0

0

0

1



1

0

0

0

0

1

0

0

0

0

1



1

0

0

0

1

1

1

0

0

0

1



1

0

0

1

1

1

1

1

0

0

1



1

0

1

1

1

1

1

1

1

0

1



1

0

0

0

1

0

1

0

0

0

1



1

0

0

0

1

0

1

0

0

0

1



1

0

0

1

1

0

1

1

0

0

1



1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1



1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Таблица 2.




























































Таблица 3.










Таблица 4.

195

11000011

198

11000110

220

11011100

240

11110000

248

11111000

206

11001110

195

11000011

195

11000011
















Список литературы


1.Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы./М., Бином. Лаборатория знаний, 2006

2.Информатика: учебник для 6класса/Л.Л.Босова М., Бином. Лаборатория знаний, 2006

3.Преподавание информатики в 5-7 классах / Л.Л.Босова М., Бином. Лаборатория знаний, 2009

4.Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса/ Л.Л.Босова М., Бином. Лаборатория знаний, 2008

5.vitaars.narod/ru/shestiklassnik.html

6.psyparents.ru

7.metod-kopilka.ru

8


© 2010-2022