ТКУ Системы счисления. Двоичная система счисления. Двоичное кодирование

Не за горами то время, когда в 7-8 классы придут ФГОС-ы. Невозможно в единый миг перестроить всю свою налаженную систему, поэтому я уже сейчас начала внедрять системно-деятельностный подход на уроках (пока точечно), приучать себя к тому, что предстоит впереди. Иногда приходится себя ломать, силой оттягивать от привычного. Должна признать, что такие уроки - получаются. Имею в виду - учебный эффект. Но сколько на подготовку к каждому из этих уроков уходит времени!.. Поэтому таких уроков у меня пок...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока по предмету «Информатика и ИКТ»

в 8 классе ( первый год изучения предмета )

Тема урока: Системы счисления. Двоичная система счисления. Двоичное кодирование.


автор-разработчик: Усова Оксана Николаевна, учитель информатики 2 категории МБОУ СОШ №30 г. Хабаровска

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний

Цель урока: знакомство с двоичной системой счисления и принципами двоичного кодирования информации

Задачи:

  1. познакомить учащихся с понятием СС, определением 10СС и определением 2СС

  2. объяснить принципы двоичного кодирования информации

  3. научить использовать операцию сложения двоичных чисел для вычисления двоичных кодов

  4. закрепить изученный материал на задачах двоичного кодирования информации

Планируемые результаты:

  1. ученики познакомятся с понятием системы счисления и научатся определять 10СС и 2СС

  2. ученики познакомятся с принципами двоичного кодирования информации

  3. ученики научатся вычислять двоичные коды

  4. ученики научатся производить кодирование и декодирование информации в двоичных кодах

Этапы урока

Формируемые результаты (предметные и метапредметные)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Организационный

Владение основами самоконтроля

Приветствие, проверка присутствия, определение готовности класса к уроку

Приветствие, включение в деловой ритм, фиксирование в тетради даты урока

коммуникативные, личностные

Подготовка к активной учебной деятельности

Умение ставить новые задачи в учебе, осознанно выбирать способы их решения, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения.

Зачитать стихотворение А. Старикова «Странная девочка», зафиксировать на интерактивной доске числа, фигурирующие в стихотворении (сопроводительная презентация). Подвести учеников к постановке учебной задачи;

озвучить тему урока

Определить «странности» девочки, сопоставить ее характеристики с реальными, найти закономерности в сопоставляемых числах, выдвинуть гипотезу о причинах расхождений. Поставить учебную задачу: определить сколько девочке лет и в каком классе она учится.

познавательные регулятивные

Изучение нового учебного материала

Освоение основных понятий информатики,

Определение внешней и внутренней формы представления информации,

Преобразование информации из одной формы в другую,

Оценка информации,

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи

Познакомить учащихся с понятием «система счисления», привести примеры позиционных систем счисления с основанием 10 и 2. Обратить внимание на то, что каждому числу 10СС соответствует свой эквивалент в 2СС. Познакомить с правилами двоичного сложения, научить последовательно вычислять двоичные коды. Обращать учеников к поставленной проблеме для оценки постепенного подтверждения выдвинутой гипотезы,

фиксируют в тетради основные моменты;

составляют таблицу сложения двоичных чисел в тетради;

составляют таблицу соответствия 10-х и 2-х чисел, вычисляя двоичные коды у доски (по цепочке);

анализируют таблицу, находят необходимую информацию, подтверждающую правильность выдвинутой гипотезы

познавательные регулятивные

Закрепление нового материала

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, умение применять модели решения учебных задач, умение организовывать учебное сотрудничество, построение модели задачи

озвучивает задание классу - заполнить кроссворд;

разбивает учеников на пары - выдает каждой паре на спец. бланке слово из кроссворда, закодированное в двоичных кодах;

наблюдает за работой в парах, оказывает необходимую помощь; отвечает на вопросы;

принимает у учеников бланки;

объявляет о выполнении общего задания

разбиваются на пары,

получают задание,

вычисляют коды букв в бланках,

отгадывают слово,

вписывают слово в бланк и в общий кроссворд на доске,

сдают учителю бланк;

ученики, выполнившие задание раньше - консультируют другие группы

познавательные регулятивные

личностные

коммуникативные

Подведение итогов урока

Владение основами самооценки, умение определять понятия, создавать обобщения, умение осуществлять осознанный выбор

Задает вопросы:

-что помогло разгадать загадку про девочку?

-какие новые знания при этом вы использовали?

Проводит экспресс-тестирование при помощи системы ВОТУМ;

выставляет комплексные оценки учащимся по итогам урока

отвечают на вопросы учителя;

самостоятельно формулируют итоги урока;

убеждают учителя в том, что учебная задача ими решена;

отвечают на вопросы экспресс-теста;

знакомятся с результатами тестирования

регулятивные

познавательные личностные

коммуникативные

Домашнее задание

Решение задач из разных сфер человеческой деятельности

Задает задание:

Прощается с учениками

фиксируют задание учителя;

Прощаются с учителем

личностные

коммуникативные

Информационное наполнение урока:


  1. Стихотворение А. Старикова «Странная девочка»

Странная девочка.
Ей было тысяча сто лет.
Она в сто первый класс ходила.
В портфеле по сто книг носила.
Всё это правда, а не бред.
Когда, пыля десятком ног,
Она шагал по дороге,
За ней всегда бежал щенок -
С одним хвостом, зато стоногий.
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И десять тёмно-синих глаз
Рассматривали мир привычно...
Но станет всё совсем обычным,
Когда поймёте наш рассказ.

  1. Сопроводительный слайд к стихотворению

ТКУ Системы счисления. Двоичная система счисления. Двоичное кодирование.



  1. Сопроводительный слайд к новому материалу

ТКУ Системы счисления. Двоичная система счисления. Двоичное кодирование.


  1. Таблица сложения двоичных чисел

0 + 0 = 0

0 + 1 = 1

1 + 0 = 1

1 + 1 = 10


  1. Таблица соответствия чисел 10СС и 2СС


10СС

2СС

0

0

1

1

2

10

3

11

4

100

5

101

6

110

7

111

8

1000

9

1001


  1. Кроссворд с заданиями

ТКУ Системы счисления. Двоичная система счисления. Двоичное кодирование.

1 по вертикали

1001010 1001011 1001101 1001111

Каждая буква слова закодирована в некоторой кодировочной таблице.

Известно, что код буквы Ё - 1001010. Раскодируйте слово и впишите его в кроссворд на доске.

2 по горизонтали

1000101 1000100 1000111 1000100 1001011

Каждая буква слова закодирована в некоторой кодировочной таблице.

Известно, что код буквы А - 1000100. Раскодируйте слово и впишите его в кроссворд на доске.

3 по горизонтали

1010010 1010011 1010000 1001101 1001111

Каждая буква слова закодирована в некоторой кодировочной таблице.

Известно, что код буквы И - 1001101. Раскодируйте слово и впишите его в кроссворд на доске.

4 по вертикали

1010000 1001101 1010001 1010011 1010010

Каждая буква слова закодирована в некоторой кодировочной таблице.

Известно, что код буквы И - 1001101. Раскодируйте слово и впишите его в кроссворд на доске.

5 по вертикали

1010100 1010011 1010101 1010111

Каждая буква слова закодирована в некоторой кодировочной таблице.

Известно, что код буквы О - 1010011. Раскодируйте слово и впишите его в кроссворд на доске.

6 по горизонтали

1010001 1010011 1010010 1010110 1010111 1010101

Каждая буква слова закодирована в некоторой кодировочной таблице.

Известно, что код буквы М - 1010001. Раскодируйте слово и впишите его в кроссворд на доске.

7 по вертикали

1010110 1010100 1010101 1011000 1010111

Каждая буква слова закодирована в некоторой кодировочной таблице.

Известно, что код буквы П - 1010100. Раскодируйте слово и впишите его в кроссворд на доске.

8 по горизонтали

1010001 1010011 1010000 1010011 1001111 1010011

Каждая буква слова закодирована в некоторой кодировочной таблице.

Известно, что код буквы К - 1001111. Раскодируйте слово и впишите его в кроссворд на доске.


  1. Вопросы экспресс-тестирования

ТКУ Системы счисления. Двоичная система счисления. Двоичное кодирование.ТКУ Системы счисления. Двоичная система счисления. Двоичное кодирование.ТКУ Системы счисления. Двоичная система счисления. Двоичное кодирование.ТКУ Системы счисления. Двоичная система счисления. Двоичное кодирование.ТКУ Системы счисления. Двоичная система счисления. Двоичное кодирование.


  1. Домашнее задание

Найдите в окружающем нас мире примеры других систем счисления. Как вы могли бы их назвать?

© 2010-2022