- Преподавателю
- Информатика
- Информация в памяти компьютера. Система счисления. Римская система счисления (6 класс)
Информация в памяти компьютера. Система счисления. Римская система счисления (6 класс)
Раздел | Информатика |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Боева Т.А. |
Дата | 09.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
6 класс 4 урок
Тема: Информация в памяти компьютера.
Система счисления.
Римская система счисления
Тип урока: Урок изучение нового материала.
Цели урока:
-
Дать представление о структуре компьютерной памяти
-
Актуализировать изученные ранее в курсе математики подходы к представлению числовой информации
-
Расширить представление школьников о непозиционных системах счисления
План урока:
-
Организационный момент.
-
Изучение нового материала.
-
Практическая часть
-
Постановка домашнего задания.
-
Подведение итогов.
Ход урока
-
Организационный момент.
-
Изучение нового материала
Для того чтобы понять, как самая разнообразная информация представлена в компьютере, «заглянем» внутрь машинной памяти. Ее удобно представить в виде листа в клетку. В каждой такой «клетке» хранится только одно из двух значений: нуль или единица. Две цифры удобны для электронного хранения данных, поскольку они требуют только двух состояний электронной схемы - «включено» (это соответствует цифре 1) и «выключено» (это соответствует цифре 0). Каждая «клетка» памяти компьютера называется битом. Цифры 0 и 1, хранящиеся в «клетках» памяти компьютера, называют значениями битов.
С помощью последовательности битов можно представить самую разную информацию. Такое представление информации называется двоичным или цифровым кодированием.
Преимуществом цифровых данных является то, что их относительно просто копировать и изменять. Их можно хранить и передавать с использованием одних и тех же методов, независимо от типа данных.
Способы цифрового кодирования текстов, звуков (голоса, музыка), изображений (фотографии, иллюстрации) и последовательностей изображений (кино и видео), а также трехмерных объектов были придуманы в 80-х годах прошлого века.
Системы счисления
Система счисления - совокупность приемов и правил записи чисел с помощью определенного набора символов.
Что используют для записи чисел? (Цифры и буквы)
В зависимости от способа изображения чисел системы счисления делятся на позиционные и непозиционные.
Системы счисления
Позиционные
Арабская
(56, 65, 2, 200, 2000, 0,2)
Непозиционные
Римская
(V, VI)
В позиционной системе счисления количественное значение каждой цифры числа зависит от того, в каком месте записана та или иная цифра этого числа.
В непозиционной системе счисления цифры не изменяют своего количественного значения, при изменении их расположения в числе.
Более подробно рассмотрим сегодня непозиционную (римскую) систему счисления.
Примером непозиционной системы счисления, которая сохранилась до наших дней, может служить система счисления, применявшаяся более двух с половиной тысяч лет назад в древнем Риме.
В основе римской системы счисления лежат знаки 1 (один палец) для числа 1, V (раскрытая ладонь) для числа 5, Х (две сложенные ладони) для 10, а также специальные знаки для обозначения чисел 50, 100, 500 и 1000.
Для обозначения чисел 100, 500 и 1000 стали применять первые буквы соответствующих латинских слов (Сеntim - сто, Demimille - половина тысячи, Мille - тысяча).
Чтобы записать число, римляне использовали не только сложение, но и вычитание ключевых чисел. При этом применялось следующее правило.
ПРАВИЛО: Значение каждого меньшего знака, поставленного слева от большего, вычитается из значения большего знака.
Например, запись IХ обозначает число 9, а запись ХI - число 11. десятичное число 28 представляется следующим образом:
ХХVIII = 10 + 10 + 5 + 1 + 1 + 1.
ПРИМЕР 1.
МСМХСV = 1000 + (1000 - 100) + (100 -10) + 5 = 1995
МDCСССLХХХХV = 1000 + 500 + 100 + 100 + 100 ++ 100 + 50 + 10 + 10 + 10 + 10 + 5 = 1995
МVМ = 1000 + (1000 - 5) = 1995
МDVD = 1000 + 500 + (500 - 5)= 1995
ПРИМЕР 2.
Представить число в десятичной системе
18, 249, 1169
-
Практическая часть
Работа с программой Информатика 3-4. Римская система счисления.
-
Постановка домашнего задания
§1.3 + §4.3 (записи в тетради)
-
Подведение итогов
2Боева Т.А.