- Преподавателю
- Информатика
- Урок по информатике на тему Алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую
Урок по информатике на тему Алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую
Раздел | Информатика |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Полякова Л.И. |
Дата | 05.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Полякова Лидия Ивановна
I квалификационная категория
г. Орехово-Зуево, Московская область
МОУ СОШ №10
Информатика и ИКТ
Учебник «Информатика», автор Босова Л.Л.
Урок
9
45 мин
Урок по информатике на тему: «Правила перевода чисел из одной системы счисления в другую».
Дата проведения: 15.09.2014 г.
Класс: 9
Тип урока: Урок изучения и закрепления знаний
Цели урока:
Образовательные: познакомить с правилами перевода чисел из одной системы счисления в другую, сформировать умения пользоваться правилами перевода над числами различных систем счисления. Сформировать навык переноса имеющихся знаний в новую ситуацию.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки: учитель-ученик, развивать познавательный интерес, творческую активность учащихся; развивать алгоритмическое и логическое мышление.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, аккуратность, внимательность, дисциплинированность.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический (самостоятельная работа в тетради с проверкой на компьютере).
Оборудование: ПК, программное обеспечение - Стандартные приложения Windows (Калькулятор)
Виды работы: повторение в форме ответов на вопросы учителя, работа у доски, самостоятельная работа в тетради, работа за ПК.
Раздаточный материал: опорный конспект, карточки с заданиями.
Межпредметные связи: математика.
Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.
Структура урока.
-
Организационный момент - 1 мин.
-
Актуализация знаний и постановка цели урока - 5 мин.
-
Изучение нового материала - 18-20 мин.
-
Закрепление изученного материала - 7 минут.
-
Практическая работа на ПК - 5мин.
-
Подведение итогов урока -5-7 мин.
-
Домашнее задание - 1-2 мин.
-
Организационный момент
-
Проверить готовность учащихся к уроку (Наличие дневников и тетрадей). Проверить списочный состав.
-
Объявление темы: «Алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую»
-
Объявление цели урока: «Обучить приёмам преобразования чисел из одной системы счисления в другую».
-
Актуализация знаний.
Фронтальный опрос на повторение:
-
Алгоритм перевода числа из десятичной системы в двоичную.
-
Алгоритм перевода числа из десятичной системы в восьмеричную.
-
Алгоритм перевода числа из двоичной в десятичную.
-
Алгоритм перевода числа из восьмеричной в десятичную.
-
Изучение нового материала.
Алгоритм перевода числа из десятичной системы в восьмеричную.
Чтобы перевести число из десятичной с/с в восьмеричную с/с будем делить десятичное число на 8 до тех пор, пока в частном не окажется число меньше 8. При делении будем выделять остатки. Далее возьмём частное и припишем к нему все остатки, выбирая их справа налево.
Например:
957
8
8
119
8
15
8
14
8
8
39
8
1
77
32
6
72
7
5
957=16758
Самостоятельно: 499 7638
16 208
Алгоритм перевода числа из восьмеричной в десятичную
Чтобы перевести число из восьмеричной с/с в десятичную с/с необходимо над каждой цифрой восьмеричного числа поставить её разряд, начиная с 0 справа налево. Умножить каждую цифру восьмеричного числа на 8 в степени её разряда. Полученные произведения сложить.
Например:
16758=1*83+6*82+7*81+5*80=512+384+56+5=957
7638=7*82+6*81+3*80=448+48+3=499
248=2*81+4*80=16+4=20
Алгоритм перевода числа из десятичной системы в шестнадцатеричную.
Чтобы перевести число из десятичной с/с в шестнадцатеричную с/с будем делить десятичное число на 16 до тех пор, пока в частном не окажется число меньше 16. При делении будем выделять остатки. Далее возьмём частное и припишем к нему все остатки, выбирая их справа налево.
1782
1782
16
16
111
16
18
96
6
16
15
22
F
16
6
1782=6F616
Самостоятельно:
999=3Е716
32=2016
Алгоритм перевода числа из шестнадцатеричной в десятичную.
Чтобы перевести число из шестнадцатеричной с/с в десятичную с/с необходимо над каждой цифрой шестнадцатеричного числа поставить её разряд, начиная с 0 справа налево. Умножить каждую цифру шестнадцатеричного числа на 16 в степени её разряда. Полученные произведения сложить.
6F616=6*162+15*161+6*160=1536+240+6=1782
3E716=3*162+14*161+7*160=768+224+7=999
2016=2*161+0*100=32
Выведем общее правило:
Как перевести число из любой системы счисления в десятичную с/с?
Чтобы перевести число из любой системы счисления в десятичную с/с необходимо над каждой цифрой данного числа проставить её разряды, начиная с 0, справа налево. Каждую цифру заданного числа умножим на основание той с/с, в которой находится заданное число в степени её разряда. Полученные произведения сложим.
-
Закрепление изученного материала
Как перевести число из десятичной системы счисления в любую другую с/с?
Будем делить десятичное число на основание той с/с, в которую необходимо перевести десятичное число до тех пор, пока в частном не окажется число меньше делителя. При делении выделять остатки. Искомое число получаем, если к частному приписать все остатки, выбирая их справа налево.
Учитель разбирает у доски:
8 10110112=1338
2 10 10110112=1*26+1*24+1*23+1*21+1*20=91
16 10110112=5В16
Два ученика решают задание у доски.
2 1338=10110112
810 1338=1*82+3*81+3*80=64+24+3=91
16 1338=10110112=5В16
2 91=10110112
10 8 91=1338
16 91=5В16
Остальные выполняют задание в тетради
2 5В16=10110112
16 8 5В16=10110112=1338
10 5В16=5*161+11+160=80+11=91
-
Практическая работа на ПК - 5 мин.
Выполнить действия в двоичной с/с и сделать проверку в десятичной с/с, используя стандартное приложение Калькулятор.
(1916ּ10+628):1111002=5
-
Подведение итогов:
1. Разбор основных ошибок.
2. Выставление оценок.
-
Рефлексия:
Прошу каждого из вас ответить на вопросы:
-
Что нового узнал я на уроке?
-
В чём я до конца не разобрался?
-
Домашнее задание:
-
Выполнить действия и результат записать в двоичной, восьмеричной и 16-ричной системах счисления: (101112+1048)*1316
-
Скорость печати принтера 160 символов в секунду. Сколько потребуется ему времени, чтобы напечатать 640 кбайт информации?
Подготовиться к контрольной работе:
Информация, её виды, свойства.
Информационные процессы.
Кодирование информации.
Единицы измерения кодирования информации.
Системы счисления.
При выходе из класса запишите на доске + если для Вы считаете себя успешным на данном уроке и - если нет.
5