• Преподавателю
  • Информатика
  • Методические рекомендации по планированию и организации самостоятельной работы студентов по дисциплине ОУДП. 02 «Информатика»

Методические рекомендации по планированию и организации самостоятельной работы студентов по дисциплине ОУДП. 02 «Информатика»

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические рекомендации по планированию и организации самостоятельной работы студентов по дисциплине ОУДП.02 «Информатика»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КАРТАЛИНСКИЙ МНОГООТРАСЛЕВОЙ ТЕХНИКУМ»








Рассмотрено:

на заседании методической комиссии

протокол № ____ от _______________

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по общим вопросам

___________/И.Н.Асташенко/

«__» _______ 2015г.





Методические рекомендации по планированию и организации самостоятельной работы студентов по дисциплине


ОУДП.02 «Информатика»

в рамках основной профессиональной образовательной

программы по профессии СПО

15.01.05 «Сварщик» (электрогазосварочные и газосварочные работы)






Разработчик: Ерофеева Р.А.

преподаватель БФ ГБОУ СПО (ССУЗ) «Карталинский многоотраслевой техникум»














































1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Уважаемые студенты!

Общеобразовательной дисциплины ОУДП.02 «Информатика»

для профессии 15.01.05 «Сварщик» (электрогазосварочные и газосварочные работы) изучается в течение одного семестра. В процессе обучения учебным планом предусмотрен дифференцированный зачет . Для получения дифференцированного зачета необходимо в установленные сроки выполнить все задания по внеаудиторной самостоятельной работе.

На внеаудиторную самостоятельную работу учебным планом отводится 52 часа.

Одной из форм, способствующей эффективному усвоению знаний, является внеаудиторная самостоятельная работа студентов, предполагающая самостоятельное, без посторонней помощи, выполнение рефератов, сообщений, глоссарии и доклады:

Подготовка реферата способствует всестороннему знакомству с литературой по избранной теме, создает возможность комплексного использования приобретенных навыков работы с книгой, развивает самостоятельность мышления, умение на научной основе анализировать и делать выводы. Материал в реферате излагается с позиции автора исходного текста и не содержит никаких элементов интерпретации или оценки. Деятельность по реферированию имеет две основные цели: информативную и учебную. Как информативный документ реферат удовлетворяет определенную информативную потребность и рассчитан на какую-то группу потребителей информации, иначе говоря, он имеет определенный адрес. Его цель - заменить первоисточник и сэкономить читателю время при знакомстве с объектом описания. Отсюда требование - составлять рефераты таким образом, чтобы при их использовании у потребителя не возникла необходимость обращаться к первоисточнику.
Нужно уделять внимание реферированию потому, что оно целиком построено на законах компрессии текста, т.е. на тех принципах, которые обуславливают понимание текста при чтении. Обучение реферированию - это эффективный способ обучения работе с литературой и одновременно извлечения информации из текста.

Можно использовать и такие виды рефератов как реферат-обзор, реферат-выдержки, реферат-резюме, реферат-обобщение.

В реферате предполагается следующую структуру:

I. Введение- 1-2 стр. III. Заключение - 2-3 стр

II. Обзор литературы-10-12 стр. IV. Список используемой литературы

.

При подготовке же к докладу студент более глубоко изучает вопрос, используя большее количество литературных источников, и на выступление ему дается уже 10-12 минут. Рефераты в дальнейшем используются при защите на экзамене или на научно-практической конференции.


  • Сообщения студентов на лекции мы используем как первичное звено в научно-исследовательской работе. Студент сообщает слушателям какую-либо новую информацию, излагает новую теорию или готовит самостоятельно один из вопросов лекции. На сообщение отводится не более 5-8 минут.

Глоссарий.

Глоссарий - это словарь определенных понятий или терминов, объединенных общей специфической тематикой.

Каково назначение глоссария?
Глоссарий необходим для того, что любой человек, мог без труда для себя найти объяснение мудреных слов и сложных терминов. Вы встретите много различных терминов, которые имеются по данной теме. После того, как вы определили наиболее часто встречающиеся термины, вы должны составить из них список. Слова в этом списке должны быть расположены в строго алфавитном порядке, так как глоссарий представляет собой не что иное, как словарь специализированных терминов.
После этого начинается работа по составлению глоссария.
При составлении глоссария важно придерживаться следующих правил:
- стремитесь к максимальной точности и достоверности информации;
- старайтесь указывать корректные научные термины. В случае употребления такового, давайте ему краткое и понятное пояснение;
- излагая несколько точек зрения в статье по поводу спорного вопроса, не принимайте ни одну из указанных позиций. Глоссария - это всего лишь констатация имеющихся фактов;
- также не забывайте приводить в пример контекст, в котором может употреблять данный термин;
- при желании в глоссарий можно включить не только отельные слова и термины, но и целые фразы.

Для работы с конспектом и литературой, составлением словаря -терминов необходимо использовать рекомендованную литературу и интернет -ресурсы. Задания должны быть представлены в письменном виде. Шрифт - Times New Roman.

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:

- уровень освоения студентом учебного материала;


-умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

- сформированность учебных умений;

- обоснованность и четкость изложения ответа;

- оформление материала в соответствии с требованиями.



Таблица 1

Критерии оценки

Оценка

Количество баллов

  1. отлично

    9-10

  2. хорошо

    7-8

удовлетворительно

5-6

неудовлетворительно

Менее 5 баллов

Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может проходить в письменной, устной или смешанной форме.

Задания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

Самостоятельная работа № 1

История современной системы счисления

Задание: изучите историю возникновения чисел десятичной системы.

Форма выполнения задания: реферат.


Самостоятельная работа № 2

Информационные ресурсы общества

Задание: изучите информационные ресурсы: понятие, состав, рынок информационных ресурсов и услуг.

Форма выполнения задания: сообщение.


Самостоятельная работа № 3

Алгоритмы, их свойства и способы их описания

Задание: изучите самостоятельно тему «Алгоритмы, их свойства и способы их описания», постройте алгоритмы для решения следующих задач:

  1. Вводятся оценки за контрольные работы по физике и математике. Выведите на экран "Молодец", если их сумма равна или более 9, иначе - "Подтянись".

  2. Рис расфасован в два пакета. Вес первого - m кг, второго - n кг. Определить какой пакет тяжелее - первый или второй?

  3. Прием на работу идет на конкурсной основе. Условия приема требуют 20 лет рабочего стажа и возраста не более 42 лет. Определите, будет ли человек принят на работу.

Форма выполнения задания: построение алгоритмических структур.




Самостоятельная работа № 4

Автоматические и автоматизированные системы управления

Задание: изучите АСУ различного назначения, приведите примеры их использования.

Форма выполнения задания: сообщение.

Самостоятельная работа № 5

Устройство компьютера


Задание: изучите устройство компьютера и составьте кроссворд.

Форма выполнения задания: создание кроссворда.


Самостоятельная работа № 6

Антивирусные программы


Задание: выберите из списка любую антивирусную программу и опишите ее:

  • Касперский;

  • Avast;

  • Nod32;

  • Avira;

  • DrWeb;

  • Panda.

Форма выполнения задания: сообщение.






Самостоятельная работа № 7

История операционных систем


Задание: изучите историю развития операционных систем.

Форма выполнения задания: исследование.

Самостоятельная работа № 8

Безопасность и гигиена при работе с компьютером

Задание: разработайте технику безопасности при работе с компьютером и комплекс профилактических упражнений, направленный на сохранение здоровья при работе с ЭВМ.

Форма выполнения задания: сообщение.

Самостоятельная работа № 9

Сравнительная характеристика растровых и векторных графических редакторов


Задание: изучите графические редакторы и заполните следующую таблицу:

Параметры для сравнения

Растровые ГР

Векторные ГР

  1. Краткая характеристика


  1. Способ описания изображения


  1. Изменение качества при изменении масштаба


  1. Примеры

Форма выполнения задания: исследование.

Самостоятельная работа № 10

Применение графических редакторов в деятельности человека


Задание: изучите профессии, связанные с работой с графическими редакторами и подготовьте реферат.

Форма выполнения задания: реферат.


Самостоятельная работа № 11

Рецензирование документа

Задание: в папке «Мои документы» на своем компьютере найдите файл «Реферат.docx». Скопируйте файл в свою папку. Отредактируйте и обработайте документ в соответствии с требованиями к оформлению рефератов.

Форма выполнения задания: редактирование текстового документа.


Самостоятельная работа № 12

Издательские системы


Задание: изучите виды настольных издательских систем, организацию и основные способы верстки текста, подготовьте сообщение.

Форма выполнения задания: сообщение.


Самостоятельная работа № 13

Работа в Ms Excel


Задание: решите задачи, используя программу Microsoft Excel:

1. Изумруды

У царя было семь сыновей. В сундуке лежали изумруды. Пришел первый сын и взял половину того, что было. Пришел второй сын и взял половину того, что осталось и т.д. Каждый из сыновей приходил и забирал половину того, что осталось. Наконец, пришел последний, седьмой сын и увидел почти пустой сундук - с двумя последними изумрудами. Сколько изумрудов было первоначально?

2. Клетка

В лаборатории положили клетку в колбу в 6 часов утра. Каждые 3 часа каждая клетка делится на 5 клеток и одна клетка погибает. Через сколько суток в колбе будет 1 000 000 клеток?

3. Перевод валюты

Выясните курс доллара. Переведите рубли в доллары от 2 рублей до 200 рублей с шагом в 5 рублей.

4. Модель распространения слухов

Один человек в 8 утра увидел НЛО. В течение 15 минут он встретил трех своих знакомых и рассказал об этом. В течение следующих 15 минут каждый из этих троих тоже встретил трех своих знакомых и т.д. Продемонстрируйте процесс, пока количество людей не станет больше 100 000. Сколько пройдет часов?

Форма выполнения задания: решение задачи в программе MS Excel.


Самостоятельная работа № 14

Работа в MS Power Point


Задание: создайте и сохраните в своей папке мультимедийную презентацию на одну из следующих тем:

  • Моя группа;

  • Мой любимый предмет;

  • Моя профессия;

  • Мои увлечения;

  • Мой колледж.

Презентации должны быть выполнены с соблюдением следующих требований.

Требования к презентации


На первом слайде размещается:

  • название презентации;

  • автор: ФИО, группа, название учебного учреждения (соавторы указываются в алфавитном порядке);

  • год.

На втором слайде указывается содержание работы, которое лучше оформить в виде гиперссылок (для интерактивности презентации).

На последнем слайде указывается список используемой литературы в соответствии с требованиями, интернет-ресурсы указываются в последнюю очередь.

Оформление слайдов

Стиль

  • необходимо соблюдать единый стиль оформления;

  • нужно избегать стилей, которые будут отвлекать от самой презентации;

  • вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунки)

Фон

  • для фона выбираются более холодные тона (синий или зеленый)

Использование цвета

  • на одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста;

  • для фона и текста используются контрастные цвета;

  • особое внимание следует обратить на цвет гиперссылок (до и после использования)

Анимационные эффекты

  • нужно использовать возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде;

  • не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами; анимационные эффекты не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде

Представление информации

Содержание информации

  • следует использовать короткие слова и предложения;

  • время глаголов должно быть везде одинаковым;

  • следует использовать минимум предлогов, наречий, прилагательных;

  • заголовки должны привлекать внимание аудитории

Расположение информации на странице

  • предпочтительно горизонтальное расположение информации;

  • наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана;

  • если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.

Шрифты

  • для заголовков не менее 24;

  • для остальной информации не менее 18;

  • шрифты без засечек легче читать с большого расстояния;

  • нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации;

  • для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание того же типа;

  • нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже, чем строчные).

Способы выделения информации

Следует использовать:

  • рамки, границы, заливку

  • разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки

  • рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов

Объем информации

  • не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.

  • наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отражаются по одному на каждом отдельном слайде.

Виды слайдов

Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом, с таблицами, с диаграммами.

Форма выполнения задания: презентация.


Самостоятельная работа № 15-16

Работа в Windows Movie Maker


Задание: 1. создайте фильм (на 1-3 минуты) на одну из следующих тем:

  • Моя Родина - Российская Федерация;

  • Мое будующее;

  • Мой родной город (село, деревня, …).

2. создайте фильм о своей профессии.

Форма выполнения задания: создание видеофильма.


Самостоятельная работа № 17

Работа в MS Access


Задание: спроектируйте базу данных колледжа.

В базе данных должны храниться следующие сведения: Группы (№ группы, Специальность/профессия, Количество человек, Классный руководитель/куратор, Мастер п/о), Студенты (№ группы, ФИО, Дата рождения, Адрес, Телефон, ИНН, № пенсионного, Поступил(дата/время), Приказ о зачислении, Закончил обучение, Примечание), Преподаватели (ФИО, Дата рождения, Адрес, Телефон, ИНН, № пенсионного, Стаж, Категория, Дата приема на работу, Дата увольнения, Примечание).

Спроектируйте и опишите базу данных.

Создайте экранную форму для ввода данных. Создайте связи таблиц.

Заполните БД произвольными данными. Сохраните в своей папке под именем Колледж.

Форма выполнения задания: база данных.


Самостоятельная работа № 18

Глоссарий


Задание: создайте глоссарий информационных терминов (не менее 50 слов).

Форма выполнения задания: глоссарий.




Подготовить сообщение по теме в течении 5-8 минут, используя интернет ресурсы и рекомендованную литературу и повторение конспекта на заданную тему.





Рекомендованная литература и интернет ресурсы


  1. 1. Астафьева Н.Е., Гаврилова С.А., Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей / под ред. М.С. Цветковой. - М., 2014.

  2. Великович Л.С., Цветкова М.С. Программирование для начинающих: учеб. изд

  3. ание. - М., 2011.

  4. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: практикум / Л. А.Залогова - М., 2011.

  5. Логинов М.Д., Логинова Т.А. Техническое обслуживание средств вычислительной техники: учеб.пособие. - М., 2010.

  6. Малясова С.В., Демьяненко С.В. Информатика и ИКТ: пособие для подготовки к ЕГЭ / под ред. М.С.Цветковой. - М., 2013.

  7. Мельников В.П., Клейменов С.А., Петраков А.В. Информационная безопасность: учеб.пособие / под ред. С. А. Клейменова. - М., 2013.

  8. Назаров С.В., Широков А.И. Современные операционные системы: учеб.пособие. - М., 2011.

  9. Новожилов Е.О., Новожилов О.П. Компьютерные сети: учебник. - М., 2013.

  10. Парфилова Н.И., Пылькин А.Н., Трусов Б.Г. Программирование: Основы алгоритмизации и программирования: учебник / под ред. Б.Г.Трусова. - М., 2014.

  11. Сулейманов Р.Р. Компьютерное моделирование математических задач. Элективный курс: учеб.пособие. - М.: 2012

  12. Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник. - М., 2014.

  13. Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. Информатика и ИКТ: Практикум для профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей. - М., 2014.

  14. Шевцова А.М., Пантюхин П.Я. Введение в автоматизированное проектирование: учеб.пособие с приложением на компакт диске учебной версии системы АДЕМ. - М., 2011.

Интернет -ресурсы:

  1. fcior.edu.ru(Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - ФЦИОР).

  2. school-collection.edu.ru(Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).

  3. intuit.ru/studies/courses(Открытые интернет-курсы «Интуит» по курсу «Информа­тика»).

  4. lms.iite.unesco.org(Открытые электронные курсы «ИИТО ЮНЕСКО» по информа­ционным технологиям).

  5. ru.iite.unesco.org/publications(Открытая электронная библиотека «ИИТО ЮНЕ­СКО» по ИКТ в образовании).

  6. megabook.ru(Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия, разделы «Наука / Математика. Кибернетика» и «Техника / Компьютеры и Интернет»).

  7. ict.edu.ru(портал «Информационно-коммуникационные технологии в образова­нии»).

  8. digital-edu.ru(Справочник образовательных ресурсов «Портал цифрового образова­ния»).

  9. window.edu.ru(Единое окно доступа к образовательным ресурсам Российской Фе­дерации).

  10. freeschool.altlinux.ru(портал Свободного программного обеспечения).

  11. heap.altlinux.org/issues/textbooks(учебники и пособия по Linux).

  12. books.altlinux.ru/altlibrary/openoffice(электронная книга «ОpenOffice.org: Теория и практика»).





ЖУРНАЛ КОНТРОЛЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

По дисциплине « Основы экономики»_____________________________________________

( название дисциплины)

По профессии ( специальности) 150709.02 «Сварщик» (электрогазосварочные и газосварочные работы))___________________________________________________

( код профессии (специальности), название)

В группе №_33_____________

№ п/п

Тема занятия

Вид ВСР

Кол-во часов

Форма контроля выполнения ВСР

1

Тема 1.1.

Экономика и экономическая наука

Подготовить реферат по теме:

1.«Уровень жизни: понятие и факторы, его определяющие»


Повторение пройденного материала

Реферат


2

Устный опрос

Проверка реферата

2

Тема 1.2.Типы экономических систем

1.Подготовить реферат на одну из тем:

«Командная экономическая система (социализм)»

2.«Россия на рынке технологий»

Реферат

Реферат

2

2

Сообщение по теме реферата на 8-10минут

3

Тема 2.2.

Экономика фирмы: цели, организационные формы

Подготовить сообщение на тему:

1.«Сущность деятельности акционерного общества»

2.Изучение связи предприятий в предпринимательской деятельности


Сообщение

Сообщение


2

2


Доклад на 5-8 минут

4

Тема 2.3.

Фирма и конкуренция

Подготовить сообщение на одну из тем:

1.«Конкуренция - важный аспект развития экономики»


Сообщение


2

Доклад на 5-8 минут

5

Тема 3.1.

Труд. Рынок труда. Заработная плата

Подготовить реферат на одну из тем:

1.«Формы и системы оплаты труда и материальная заинтересованность работников»

организация»


Реферат


2


Сообщение по теме реферата на 8-10минут

6

Тема 3.2.

Безработица.

Подготовить реферат на одну из тем:

1. «Значение и сущность работы службы занятости в России»


Реферат


2


Сообщение по теме реферата на 8-10минут


ИТОГО

16 часов








© 2010-2022