Рабочая программа по информатике для 9 класса

Раздел Информатика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 23.07.2013), Закона Республики Башкортостан «Об образовании в Республике Башкортостан» от 01.07.2013 № 696-з, примерной программы среднего общего (полного) образования по информатике и ИКТ, утвержденной приказом Минобразования России от 05.03.04 г. № 1089, в соответствии с Положением МБОУ СОШ №31 «О рабочей программе педагога», приказ №235 от 2.09.2013 г.

За основу рабочей программы взята программа базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8-9 классы) под руководством И.Г. Семакина, Л.А. Залоговой, С.В. Русакова, Л.В. Шестаковой.

Рабочая программа ориентирована на учебник: И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. Информатика и ИКТ. 9 классы - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям.

Общая характеристика предмета

Курс информатики основной школы нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Приоритетными объектами изучения в курсе выступают информационные процессы и информационные технологии.

Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Цели:

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 9 классах направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Основные задачи программы:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;

  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

  • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;

  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

  • сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс общего образования.

Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.

Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовыми и графическими редакторами, электронными таблицами, СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.

Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.

Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение разделов курса заканчивается проведением контрольного тестирования.

Ценностные ориентиры содержания предмета

Общеобразовательный курс информатики и ИКТ - один из основных предметов, способный дать обучающимся методологию приобретения знаний об окружающем мире и о себе, обеспечить эффективное развитие общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики, становление умений и навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения. Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий - одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.

Место предмета в учебном плане

На изучении предмета «Информатика и ИКТ» в 9 классе в учебном плане МБОУ СОШ №31 отводится 2 часа в неделю (68 часов в год).

Планируемые результаты обучения по предмету

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.

Раздел 1. Информационные процессы

Выпускник научится:

  • выделять основные информационные процессы в реальных ситуациях, находить сходства и различия в протекании информационных процессов в биологических, технических и социальных системах;

  • кодировать и декодировать информацию при заданных правилах кодирования;

  • переводить единицы измерения количества информации; оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

  • записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;

  • записывать логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения; строить таблицы истинности;

  • преобразовывать информацию из одной формы представления в другую; выбирать способ представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в соответствии с поставленной задачей;

  • строить информационную модель задачи - выделять исходные данные и результаты, выявлять соотношения между ними;

  • строить модели объектов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования.

Выпускник получит возможность:

  • углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;

  • узнать о принципах кодирования информации, в частности о том, что любые данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа (например, 0 и 1);

  • расширить представления о позиционных системах счисления;

  • сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира;

  • приобрести опыт проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей;

  • сформировать навыки использования методов информатики (структурирования информации, формализации, моделирования, компьютерного эксперимента) при исследовании различных объектов.

Раздел 2. Алгоритмы и элементы программирования

Выпускник научится:

  • формально исполнять алгоритмы для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд, обрабатывающие цепочки символов, записанные на естественном и алгоритмическом языках;

  • формально исполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;

  • использовать стандартные алгоритмические конструкции для построения алгоритмов для формальных исполнителей;

  • составлять линейные алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);

  • создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (в том числе с логическими связками при задании условий) и повторения, вспомогательные алгоритмы и простые величины;

  • создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;

Выпускник получит возможность:

  • расширить представления об алгоритмах обработки информации, их свойствах, основных алгоритмических конструкциях; о способах разработки и программной реализации алгоритмов;

  • сформировать представление об управлении как информационном процессе; познакомиться с примерами того, как компьютер управляет различными системами;

  • научиться создавать программы для решения несложных задач, возникающих в процессе учебы и вне её.

Раздел 3. Информационные технологии современного общества

Выпускник научится:

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

  • создавать записи в базе данных;

  • создавать презентации на основе шаблонов;

  • использовать формулы для вычислений в электронных таблицах;

  • проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • передавать информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком).

Выпускник получит возможность:

  • сформировать представления о программном принципе работы компьютера - универсального устройства обработки информации; о направлениях развития компьютерной техники;

  • систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;

  • систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;

  • расширить представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм;

  • закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

  • сформировать понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей, технических и экономических ограничений.

Основное содержание предмета

  1. Передача информации в компьютерных сетях - 10 час.

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.

Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW - Всемирная паутина. Поисковые системы Интернета. Архивирование и разархивирование файлов.

Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.

Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).

Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.

Выполнение итоговой самостоятельной работы по выполнению поиска в Интернете.

Аналитическая деятельность:

  • выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей;

  • анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;

  • приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации;

  • анализировать и сопоставлять различные источники информации, оценивать достоверность найденной информации;

  • распознавать потенциальные угрозы и вредные воздействия, связанные с ИКТ; оценивать предлагаемы пути их устранения.

Практическая деятельность:

  • осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума;

  • определять минимальное время, необходимое для передачи известного объёма данных по каналу связи с известными характеристиками;

  • проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций;

  • создавать с использованием конструкторов (шаблонов) комплексные информационные объекты в виде веб-страницы, включающей графические объекты.

Основные термины по разделу:

Web-браузер. Web-сайт. Web-сервер. Web-страница. World Wide Web (WWW). Аналоговая связь. Гипермедиа. Глобальная компьютерная сеть. Доменное имя почтового сервера. Домены. Интернет. Каналы передачи данных. Клиент-программа. Компьютерная сеть. Локальная сеть. Локальная сеть одноранговая. Локальная сеть с выделенным узлом. Модем. Поисковая система. Почтовый ящик. Протоколы, работы сети. Сервер локальной сети. Сервер-программа. Телекоммуникация. Телеконференция. Технология «клиент-сервер». Узлы компьютерной сети. Файловые архивы. Хост-компьютер. Цифровая связь. Шлюз. Шум. Электронная почта. Электронное письмо. Электронный адрес.

  1. Информационное моделирование - 5 час.

Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.

Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Построение информационной модели, отвечающей заданной задаче (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертеж, алгоритм и др.) Деревья как форма представления упорядоченной информации. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования. Области применения компьютерного информационного моделирования.

Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей

Аналитическая деятельность:

  • осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования;

  • оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;

  • определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи;

  • анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

  • определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

  • выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

  • строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов);

  • преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации;

  • исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей;

  • работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей;

  • создавать однотабличные базы данных;

  • осуществлять поиск записей в готовой базе данных;

Основные термины по разделу:

Виды информационных моделей. Вычислительный эксперимент. Информационная модель. Имитационная модель. Компьютерная математическая модель. Материальная (натурная) модель. Модель. Объект моделирования. Система. Структура системы. Формализация. Численные методы.

  1. Хранение и обработка информации в базах данных - 12 час.

Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.

Проектирование и создание однотабличной БД.

Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.

Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.

Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).

Выполнение итоговой самостоятельной работы по созданию базы данных «Видеотека».

Аналитическая деятельность:

  • анализировать понятия база данных, система управления базами данных (СУБД), информационная система;

  • анализировать понятие реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;

  • сформировать представление о структуре команд поиска и сортировки информации в базах данных;

  • сформировать представление логической величине, логическом выражении;

  • Сформировать представление о логических операциях, их выполнении;.

Практическая деятельность:

  • открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;

  • организовывать поиск информации в БД;

  • редактировать содержимое полей БД,

  • сортировать записи в БД по ключу, добавлять и удалять записи в БД;

  • создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.

Основные термины по разделу:

База данных (БД). БД документальная. БД распределенная. БД реляционная. БД фактографическая. БД централизованная. Дизъюнкция (ИЛИ). Запись. Запрос на выборку. Информационная система. Ключ сортировки. Конъюнкция (И). Логические операции (основные). Логическое выражение. Операции отношения (сравнения). Основные типы полей. Открытие базы данных. Отрицание (НЕ). Первичный ключ. Поле записи. Простое логическое выражение. Реляционная СУБД. Система управления базами данных (СУБД). Сложные логические выражения. Создание базы данных. Сортировка базы данных. Старшинство логических операций. Тип поля. Условие выбора. Формат поля.


  1. Табличные вычисления на компьютере - 10 час.

Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.

Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.

Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.

Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.

Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами электронной таблицы (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.

Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.

Аналитическая деятельность:

  • выявлять различие в унарных, позиционных и непозиционных системах счисления;

  • выявлять общее и отличия в разных позиционных системах счисления;

  • анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

  • определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

  • выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

  • создавать электронные таблицы, выполнять в них расчёты по встроенным и вводимым пользователем формулам;

  • переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную (восьмеричную, шестнадцатеричную) и обратно;

  • выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами;

  • записывать вещественные числа в естественной и нормальной форме;

  • строить таблицы истинности для логических выражений;

  • вычислять истинностное значение логического выражения;

  • строить диаграммы и графики в электронных таблицах

.

Основные термины по разделу:

Абсолютная адресация. Вещественный тип. Внутреннее представление чисел. Деловая графика в электронных таблицах. Диапазон (блок, фрагмент) электронной таблицы. Диапазон значений. Имя (адрес) ячейки ЭТ. Логические функции (И, ИЛИ, НЕ) в электронных таблицах. Операции манипулирования диапазонами электронной таблицы. Переполнение. Погрешность вычислений. Представление вещественных чисел. Принцип относительной адресации. Режимы отображения в электронных таблицах. Содержимое ячейки электронной таблицы. Табличный процессор (ТП). Текст в электронных таблицах. Условная функция в электронных таблицах. Формула в электронных таблицах. Функции обработки диапазона. Целый тип. Электронная таблица (ЭТ). Ячейка электронной таблицы.

  1. Управление и алгоритмы - 11 час.

Кибернетика. Кибернетическая модель управления.

Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.

Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.

Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).

Выполнение итоговой самостоятельной работы по составлению алгоритма управления исполнителем со сложной структурой (заполнение графического поля квадратами или линией типа «меандр»)

Аналитическая деятельность:

  • сформировать представление о том, что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;

  • сформировать представление о сущности кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;

  • сформировать представление о том, что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;

  • сформировать представление о том, в чем состоят основные свойства алгоритма;

  • сформировать представление о способах записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;

  • сформировать представление об основных алгоритмических конструкциях: следовании, ветвлении, цикле; структуре алгоритмов;

  • сформировать представление о назначении вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.

Практическая деятельность:

  • при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;

  • пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;

  • выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;

  • составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;

  • выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.

Основные термины по разделу:

Алгоритм (определение). Алгоритм управления. Алгоритмический язык (АЯ) (учебный). Блок-схема. Вспомогательный алгоритм. ГРИС. Дискретность алгоритма. Зацикливание. Исполнитель алгоритма управления. Кибернетика. Команда ветвления (развилка). Команда цикла (повторение). Конечность (или результативность) алгоритма. Модель управления в кибернетике. Обратная связь. Подпрограмма (процедура). Понятность алгоритма. Последовательная (пошаговая) детализация алгоритма. Программа. Программное управление. Прямая связь. Система команд исполнителя (СКИ). Среда исполнителя. Структура алгоритма управления. Точность алгоритма. Управление.

  1. Программное управление работой компьютера - 14 час.

Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.

Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных - массив. Способы описания и обработки массивов.

Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка задачи, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.

Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.

Аналитическая деятельность:

  • выделять этапы решения задачи на компьютере;

  • осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;

  • сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.

Практическая деятельность:

  • исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;

  • разрабатывать программы, содержащие подпрограмму;

  • разрабатывать программы для обработки одномерного массива:

    • (нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве;

    • подсчёт количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию;

    • нахождение суммы всех элементов массива;

    • нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве;

сортировка элементов массива и пр.).

Основные термины по разделу:

Алгоритм Евклида. Ввод данных. Величина. Вывод данных. Датчик случайных чисел. Команда присваивания. Константа. Массив. Оператор. Паскаль. Переменная. Прикладные программисты. Программирование. Система программирования. Системные программисты. Свойства присваивания. Случайные числа. Сценарий работы, программы. Счетчик. Тест. Тестирование. Тип величины. Этапы решения задачи путем программирования. Язык программирования.

  1. Информационные технологии и общество 6 час.

Предыстория информатики. История чисел и систем счисления. История ЭВМ и ИКТ.

Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества.

Понятие об информационном обществе. Проблемы информационной безопасности, этические и правовые нормы в информационной сфере.

Аналитическая деятельность:

  • сформировать представление об основных этапах развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;

  • сформировать представление об истории способов записи чисел (систем счисления);

  • сформировать представление об основных этапах развития компьютерной техники (эвм) и программного обеспечения;

  • сформировать представление о проблеме информационной безопасности.

Практическая деятельность:

  • регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.

Основные термины по разделу:

Автоматизированные системы управления (АСУ). Ада Лавлейс. Азбука Морзе. Аналитическая машина Бэббиджа. Арабские числа. Библиотеки стандартных программ. Второе поколение ЭВМ. Геоинформационные системы (ГИС). Защита от информационных преступлений. Защищенная система. ИКТ в образовании. Информационная безопасность. Информационная технология. Информационное общество. Информационные преступления. Информационные ресурсы. Кластерные системы. Машина Паскаля. Национальные информационные ресурсы. Непозиционная система счисления. Основание позиционной системы счисления. Первая в мире ЭВМ. Первое поколение ЭВМ. Персональный компьютер (ПК). Печатный станок. Позиционная система счисления. Прикладное программное обеспечение. Система счисления. Системное программное обеспечение. Системы автоматизированного проектирования (САПР). Системы программирования. Системы счисления, используемые для представления компьютерной информации. Телефон. Транслятор. Третье поколение ЭВМ. Фонограф. Четвертое поколениеЭВМ. Электрический телеграф. Электронный офис.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен:

Учащиеся должны знать/понимать:

  • что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;

  • назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;

  • назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;

  • что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина -

  • что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;

  • какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).

  • что такое база данных (БД), система управления базами данных (СУБД), информационная система;

  • что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;

  • структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;

  • что такое логическая величина, логическое выражение;

  • что такое логические операции, как они выполняются.

  • что такое электронная таблица и табличный процессор;

  • основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;

  • какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;

  • основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;

  • графические возможности табличного процессора.

  • что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;

  • сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;

  • что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;

  • в чем состоят основные свойства алгоритма;

  • способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;

  • основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;

  • назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.

  • основные виды и типы величин;

  • назначение языков программирования и систем программирования;

  • что такое трансляция;

  • правила оформления программы и представления данных и операторов на Паскале;

  • последовательность выполнения программы в системе программирования.

  • основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;

  • историю способов записи чисел (систем счисления);

  • основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;

  • в чем состоит проблема информационной безопасности.

Учащиеся должны уметь:

  • осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети;

  • осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;

  • осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;

  • работать с одной из программ-архиваторов.

  • приводить примеры натурных и информационных моделей;

  • ориентироваться в таблично организованной информации;

  • описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.

  • открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;

  • организовывать поиск информации в БД; редактировать содержимое полей БД;

  • сортировать записи в БД по ключу; добавлять и удалять записи в БД;

  • создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.

  • открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;

  • редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;

  • выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;

  • получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;

  • создавать электронную таблицу для несложных расчетов.

  • при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;

  • пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;

  • выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;

  • составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления учебным исполнителем;

  • выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.

  • работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;

  • составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;

  • составлять несложные программы обработки одномерных массивов;

  • отлаживать и исполнять программы в системе программирования.

  • регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.

Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы

Рабочая программа предполагает 3 вида контроля:

-текущий,

-тематический,

-итоговый.

Текущий контроль проводится с целью проверки знаний, умений, навыков в рамках отдельно взятой темы. Формы текущего контроля: фронтальный, коллективный, индивидуальный, работа в парах, рефлексия. Методы текущего контроля: устный, письменный, графический. Инструментарий текущего контроля: устный опрос, диктант, самостоятельная работа, тест, творческие задания, техника рефлексии.

Тематический контроль (рубежный) заключается в проверке усвоения программного материала по теме курса или по итогам каждой четверти. Формы тематического контроля: коллективный, работа в парах, индивидуальный, рефлексия. Методы тематического контроля: устный, письменный, графический. Инструментарий тематического контроля: устный опрос, самостоятельная работа, беседа, проектная работа.

Итоговый контроль проводится за весь год обучения в 9 классе. Объектами контроля являются все знания, умения и навыки, полученные после изучения конкретной темы. Формы итогового контроля - индивидуальный. Методы итогового контроля: компьютерный, письменный. Инструментарий итогового контроля: компьютерный тест, задания различного типа на создание программ. Учащиеся оцениваются по пятибалльной системе.

При выполнении практической работы и контрольной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  • грубая ошибка - полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

  • недочет - неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

  • мелкие погрешности - неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики - это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

  • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

  • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

  • «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала): При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

95% и более

отлично

80-94%%

хорошо

66-79%%

удовлетворительно

менее 66%

неудовлетворительно

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.


Календарно-тематическое планирование 9 класс (2 часа в неделю, 68 часов в год)

урока

Тема урока

Количество часов

Дата проведения урока

Требования к уровню подготовки

обучающихся

план

факт

Техника безопасности. Компьютерные сети. Повторение материала 8 класса

1

1неделя сентября

Знать материал 8 класса

Входная контрольная работа. Проверка остаточных знаний.

1

1неделя сентября


Компьютерные сети

1

2неделя сентября

Уметь работать в локальной сети кабинета информатики и ИКТ

Электронная почта телеконференции

1

2неделя сентября

Уметь регистрировать почтовый ящик и пользоваться электронной почтой

ПР №1 «Работа с электронной почтой».

1

3неделя сентября

Уметь пользоваться электронной почтой и файловыми архивами;

Интернет.

1

3неделя сентября

Сопоставление, отбор и проверка информации, полученной из различных источников

ПР №2 «Работа с WWW».

1

4неделя сентября

Знать приёмы работы с WWW

ПР №3 «Поиск информации в Интернет».

1

4неделя сентября

Работа в браузере; уметь осуществлять поиск информации в сети Интернет

Создание Web-страницы в Word

1

1 неделя октября

Уметь создавать Web-страницы в приложении Word

Оформление Web-страницы.

1

1 неделя октября

знать способы оформления Web-страницы

ПР №4 «Создание Web-страницы».

1

2 неделя октября

Знать и уметь поэтапно создавать Web-страницы

Контрольная работа №. Компьютерные сети

1

2 неделя октября


Понятие модели. Информационные модели.

1

3 неделя октября

Знать понятие модели, классификацию моделей; типы информационных моделей.

Табличные модели.

1

3 неделя октября

Знать табличные модели.

Умети решать задачи с построением табличной модели

Информационное моделирование на компьютере.

1

4 неделя октября

Разработка схемы моделирования для любой задачи; выделение объекта управления и управляющего воздействия

ПР №5 «Компьютерный эксперимент».

1

4 неделя октября

Построение и исследование информационной модели, в том числе на компьютере

Контрольная работа №2.

Моделирование

1

5неделя октября


Базы данных и информационные системы.

1

5 неделя октября

Иметь представление о базах данных, определять и находить основные элементы БД

Назначение СУБД.

1

1 неделя ноября

Знать назначение СУБД, иметь понятие о Ms Access.

Создание, заполнение и редактирование баз данных

1

2 неделя ноября

Иметь представление о реляционной базе данных.

ПР №6 «Создание базы данных».

1

2 неделя ноября

Создавать структуру базы данных, просматривать, редактировать, сохранять записи в БД.

Условия выбора и простые логические выражения.

1

3 неделя ноября

Уметь задавать условия поиска информации; записывать простые логические значения.

Условия выбора и сложные логические выражения.

1

3 неделя ноября

Уметь задавать условия поиска информации; записывать сложные логические значения.

ПР №7 «Формирование простых и сложных запросов

1

4 неделя ноября

Уметь выполнять поиск записей в готовой базе данных; формировать запросы в БД.

Сортировка, добавление и удаление записей.

1

4 неделя ноября

Уметь сортировать данные в таблице, используя СУБД Ms Access.

Создание запросов на удаление и изменение.

1

1 неделя декабря

Уметь создавать запросы на добавление, удаление и изменение данных в БД.

Контрольная работа №3.Базы данных

1

1 неделя декабря


Системы счисления

1

2 неделя декабря

Записывать числа в римской системе счисления, записывать последовательность чисел в заданной системе счисления

Двоичная и десятичная системы счисления

1

2 неделя декабря

Переводить числа в двоичный код, из двоичной системы счисления в десятичную.

Двоичная арифметика.


1

3 неделя декабря

Производить арифметические действия над числами, записанными в двоичном коде.

Восьмеричная система счисления, шестнадцатеричная система счисления.

1

3 неделя декабря

Переводить числа из десятичной и двоичной систем счисления в восьмеричную и наоборот. Переводить числа из десятичной и двоичной систем счисления в 16-ю и обратно

Представление чисел в компьютере.

1

4 неделя декабря

Иметь понятие о представлении положительных целых чисел в памяти компьютера

Контрольная работа №8.Системы счисления

1

4 неделя декабря

Уметь выполнять основные действия в системах счисления

Электронные таблицы.

1

5 неделя декабря

Уметь создавать электронную таблицу и работать в Excel.

ПР №9 «Правила заполнения Excel».

1

3 неделя января

Уметь создавать заполнять, редактировать электронную таблицу, форматировать ЭТ.

Простейшие вычисления в Excel

1

4 неделя января

Уметь выполнять простейшие вычисления в Excel.

Абсолютная и относительная адресация.

1

4 неделя января

Уметь различать абсолютные и относительные ссылки, записывать формулы.

ПР №9 «Вычисления».

1

5 неделя января

Уметь проводить математические вычисления в электронных таблицах

Деловая графика.

1

5 неделя января

знать области применения деловой графики

Логические функции.

1

1 неделя февраля

Уметь применять логические функции И, ИЛИ, НЕ

Построение диаграмм.

1

1 неделя февраля

Уметь создавать и редактировать диаграммы;

Электронные таблицы и математическое моделирование

1

2 неделя февраля

Уметь создавать табличные модели

Контрольная работа №5.

Электронные таблицы

1

2 неделя февраля


Алгоритм. Способы записи алгоритмов.

1

3 неделя февраля

Знать определение алгоритма, его свойства и способы записи, блок-схемы.

Исполнители алгоритмов

1

3 неделя февраля

Иметь представление об исполнителях. Уметь приводить примеры исполнителей.

Линейный алгоритм. Структура следование.

1

4 неделя февраля

Уметь осуществлять разработку линейного алгоритма с использованием математических функций.

Разветвляющийся алгоритм. Структура ветвление.

1

4 неделя февраля

Знать алгоритмическую конструкцию: ветвление. Уметь осуществлять разработку разветвляющегося алгоритма с использованием логических функций.

Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.

1

1 неделя марта

Знать понятие вспомогательного алгоритма. Уметь осуществлять разбиение задачи на подзадачи, использовать вспомогательный алгоритм.

Циклический алгоритм. Структура цикл.

1

1 неделя марта

Знать алгоритмическую конструкцию цикл. Уметь осуществлять разработку циклического алгоритма с использованием операций повтора.

Решение задач на алгоритмы.

1

2 неделя марта

Уметь решать задачи на алгоритмы

Контрольная работа №6.Управление и алгоритмы

1

2 неделя марта


Язык программирования Паскаль.


1

3 неделя марта

Знать алфавит языка Pascal Разработка и запись на языке программирования Pascal типовых алгоритмов.

Типы данных языка Паскаль.

1

3 неделя марта

Знать типы данных, уметь описывать типы данных языка Паскаль.


Операции языка Паскаль.

1

4 неделя марта

Знать операции языка Паскаль.

Математические функции языка Паскаль.

1

4 неделя марта

Уметь записывать математические функции в языке Паскаль.

Линейные операторы языка Паскаль.

1

1 неделя апреля

Уметь составлять программы для решения задач на линейные и условные операторы.

Условный оператор.

Решение задач.

1

1 неделя апреля

Знать основную структуру условного оператора. Уметь применять условный оператор для решения задач.

Составной оператор.

Решение задач.

1

2 неделя апреля

Знать основную структуру составного оператора. Уметь применять составной оператор для решения задач.

Оператор выбора.

Решение задач.

1

2 неделя апреля

Знать основную структуру оператора выбора. Уметь применять оператор выбора для решения задач.

Циклы в Паскале.


1

3 неделя апреля

Знать основные циклические схемы. Уметь составлять программы для решения задач на циклы.

Решение задач на циклы

1

3 неделя апреля

Знать основные циклические схемы. Уметь составлять программы для задач на циклы.

Таблицы и массивы

1

4 неделя апреля

Знать обращение к элементу массива, правила заполнений и вывода массива, правила работы с элементами массива

Решение задач

1

4 неделя апреля

Уметь составлять программы для решения задач.

Контрольная работа №7. Программное управление работой компьютера

1

1 неделя мая


Понятие информационного общества

1

1 неделя мая

Умение применять коммуникационные технологии в своей повседневной деятельности

Предыстория информационных технологий.

1

2 неделя мая

Умение различать лицензионные, условно бесплатные и бесплатные программы

Основы социальной информатики.

1

2 неделя мая

Умение определять основные компоненты информационной культуры человека

Проблемы формирования информационного общества

1

3 неделя мая


Итоговый урок


3 неделя мая


Методическое обеспечение

I. Учебно-методический комплект

1. Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

2. Задачник-практикум по информатике в II ч. / И. Семакин, Е. Хеннер - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.

3. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс». URL:

metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/tcor_semakin.rar (дата обращения: 16.08.13).

II. Литература для учителя

1. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

2. Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Структурированный конспект базового курса. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.

3. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс». URL: metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/tcor_semakin.rar (дата обращения: 16.08.13).

4. Семакин И.Г. Таблица соответствия содержания УМК «Информатика и ИКТ» 8-9 классы Государственному образовательному стандарту. URL:

metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/ts8-9.doc (дата обращения: 16.08.13).

Материально-технические средства обучения

  1. Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).

  2. Наушники (рабочее место ученика).

  3. Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).

  4. Колонки (рабочее место учителя).

  5. Микрофон (рабочее место учителя).

  6. Проектор.

  7. Сканер.

  8. Цифровая фотокамера.

  9. Цифровая видеокамера.

  10. Модем ADSL

  11. Локальная вычислительная сеть.

IV. Программные средства

  1. Операционная система Windows 7.

  2. Файловый менеджер Проводник (входит в состав операционной системы).

  3. Растровый редактор Paint (входит в состав операционной системы).

  4. Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы).

  5. Мультимедиа проигрыватель Windows Media (входит в состав операционной системы).

  6. Программа Звукозапись (входит в состав операционной системы).

  7. Почтовый клиент Outlook Express (входит в состав операционной системы).

  8. Браузер Internet Explorer (входит в состав операционной системы).

  9. Антивирусная программа Microsoft Security Essentials .

  10. Программа-архиватор WinRar.

  11. Клавиатурный тренажер «Руки солиста».

  12. Офисное приложение Microsoft Office 2007, включающее текстовый процессор Microsoft Word со встроенным векторным графическим редактором, программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint, электронные таблицы Microsoft Excel, систему управления базами данных Microsoft Access.

  13. Система программирования ABCPascal.

Список литературы

1. Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ (из приложения к приказу Министерства образования России от 05.03.04 № 1089) / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

2. Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

3. Программа базового курса информатики / Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

4. Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

Рабочая программа по информатике для 9 классаРабочая программа по информатике для 9 классаРабочая программа по информатике для 9 класса

14

© 2010-2022