- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике, 10 класс, базовый уровень
Рабочая программа по информатике, 10 класс, базовый уровень
Раздел | Информатика |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Егоркина А.А. |
Дата | 26.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 10 класса разработана на основе:
-
Федерального закона Российской Федерации №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г.
-
Закона «Об образовании в Республике Хакасия» №60 от 05.07.2013 г.
-
Приказа Министерства образования РФ от 05 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
-
Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям, допущенной Департаментом образовательных программ и стандартов Министерства образования и науки РФ;
-
Учебного плана МБОУ Ширинская СОШ №4 на 2014-2015 учебный год (Приказ №182 от 29.08.2014 года).
-
Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин, (модулей). (Приказ № 232 от 02.09.2013 г).
Данная рабочая программа составлена для изучения информатики и ИКТ на базовом уровне. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса. Входит в образовательную область «Математики и информатика».
Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картины мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Как и всякий феномен реальности, информационный процесс, в процессе познания из «вещи в себе» должен стать «вещью для нас». Для этого, прежде всего, надо проанализировать этот информационный процесс на предмет выявления взаимосвязей его отдельных компонент. Во-вторых, надо каким-либо образом представить эти взаимосвязи, т.е. отразить в некотором языке. В результате мы будем иметь информационную модель данного процесса. Процедура создания информационной модели, т.е. нахождение (или создание) некоторой формы представления информационного процесса составляет сущность формализации. Второй момент связан с тем, что найденная форма должна быть «материализована», т.е. «овеществлена» с помощью некоторого материального носителя.
Автоматизация информационного процесса, т.е. возможность его реализации с помощью некоторого технического устройства, требует его представления в форме, доступной данному техническому устройству, например, компьютеру. В этом случае информационный процесс становится «информационной технологией».
Эта общая логика развития курса информатики от информационных процессов к информационных технологиям проявляется и конкретизируется в процессе решения задачи. В этом случае можно говорить об информационной технологии решения задачи. Все это определило основные направления изучения ИИТ в 10 классе.
-
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 10 класса
Цели изучения курса информатики и ИКТ в 10 классе:
-
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;
-
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
-
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
-
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Задачи:
-
развивать знание назначения и функций операционных систем;
-
уметь оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
-
научить распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
-
научить использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
-
развивать умение представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
-
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
Курс информатики и информационных технологий изучается в 10 классе в объеме 35 часов, 1 час в неделю.
При составлении рабочей программы для 10 класса было учтено, что информатика как предмет в МБОУ СОШ №4 изучается с 8 класса. Программа курса составлена в соответствии с авторской программой Н.Д.Угриновича. Соблюдено и количество часов на изучение тем. Тема «Информационные технологии» планируется в объеме 16, а не 13 часов. Это связано с традиционными затруднениями при рассмотрении темы «Системы счисления». Поэтому для данной темы выделены дополнительные часы. Тема «Коммуникационные технологии», напротив, сокращена с 16 до 15 часов. Во время прохождения курса информатики 10 класс планируется проведение 21 практической работы для закрепления навыков работы учащихся с той или иной темой.
При изучении тем «Хакасская непозиционная система счисления», «Форматирование текстового документа», «Построение круговой диаграммы «Численность населенных пунктов Хакасии» включены национальный и региональный компоненты. Всего - 4 урока, 12% учебного времени.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
-
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
-
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
-
назначение и функции операционных систем;
уметь
-
оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
-
распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
-
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
-
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
-
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
-
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
-
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
-
наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
-
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
-
ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
-
автоматизации коммуникационной деятельности;
-
соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
-
эффективной организации индивидуального информационного пространства.
Содержание учебной дисциплины
№ п/п
Название темы
Содержание темы
Кол-во часов
1
Введение
Информация и информационные процессы. Количество информации. Вероятностный подход. Алфавитный подход к измерению количества информации. Единицы измерения информации.
4
2
Информационные технологии
Кодирование и обработка текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Форматирование документов. Компьютерные словари. Системы оптического распознавания текста. Кодирование графической информации
Растровая графика.
Векторная графика.
Кодирование звуковой информации.
Компьютерные презентации.
Представление числовой информации с помощью систем счисления. Электронные таблицы.
Построение диаграмм и графиков.
16
3
Коммуникационные технологии
Локальные компьютерные сети
Глобальная компьютерная сеть Интернет.
Всемирная паутина.
Электронная почта.
Общение в Интернете в реальном времени.
Файловые архивы.
. Радио, телевидение, web-камеры. Геоинформационные системы в Интернете.
Поиск информации в Интернете. Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. Электронная коммерция в Интернете.
Основы языка разметки гипертекста
15
Источники информации
-
Информатика и ИКТ. Учебник для 10 класса / Н.Д.Угринович. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013
-
Информатика и ИКТ. Учебник для 11 класса / Н.Д.Угринович. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013
-
Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. Изд. 2-е, испр. / Н.Д.Угринович, Л.Л.Босова, Н.И.Михайлова - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008
-
Информатика и информационные технологии. Методическое пособие для учителей + CD-диск. / Н.Д.Угринович - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013
Дополнительная литература:
-
Нечаев В.М. Microsoft Excel. Электронные таблицы и базы данных в задачах. / Нечаев В.М. М.: Интеллект-Центр, 2006
-
Житкова О.А., Кудрявцева Е.К. Основы информатики и вычислительной техники (Тематический контроль по информатике). М.: Интеллект-Центр, 2003
-
Л.И.Белоусова, С.А.Веприк, А.С.Муравка. Сборник задач по курсу информатики. 10-11 классы. - М.: Издательтсво «Экзамен», 2008
-
Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». №6 - 2007. Разноуровневые задания для контрольных работ по информатике.
-
Сайт «Информатика. 1 сентября»: 1september.ru
-
Сайт «Информатика в школе»: inf777.narod.ru
-
Сайт «Шпаргалка учителю информатики»: portal.krsnet.ru
-
Сайт «Клякса.ru»: klyaksa.net
Средства обучения:
-
Учебник
-
Компьютер
-
Мультимедийный проектор
-
Плакаты
-
Сканер
-
Принтер
-
Интернет
-
Раздаточный материал (папки с практическими работами, карточки)
-
Аудиовизуальные средства (презентации, фильмы)
-
Готовые файлы с заданиями
Программные средства:
-
Операционная система MS Windows XP.
-
Антивирусная программа Антивирус Касперского.
-
Программа-архиватор WinRaR.
-
Клавиатурный тренажер Babytapy.
-
MS Office 2003, 2007.
-
Звуковой и видео редактор Windows Movie Maker.
-
Система оптического распознавания текста ABBYY Fine Reader.
-
Мультимедиа проигрыватель Windows Media.
-
Система программирования Pascal.
-
Почтовый клиент MS Outlook.
-
Браузер MS Explorer.
-
Программа интерактивного общения mail.ru Агент.
-
Простой редактор Web-страниц (Блокнот).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по информатике
на 1 четверть 2014 - 2015 учебного года
Класс: 10, МБОУ Ширинская СОШ №4, 35 часов
Учитель: Егоркина Алена Александровна, высшая кв.категория
Учебник: Н.Д. Угринович «Информатика и информационные технологии», БИНОМ, 2013 Автор программы: Егоркина А.А.
№ п/п
Тема урока
Дата
Причины коррекции
План
Факт
Тема «Информация и информационные процессы» (4 часа)
1
Техника безопасности. Информация и информационные процессы
02.09
2
Количество информации. Вероятностный подход.
09.09
3
Алфавитный подход к измерению количества информации. Единицы измерения информации.
16.09
4
Контрольная работа №1 «Информация и информационные процессы».
23.09
Тема «Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов» (16 часов)
5
Кодирование и обработка текстовой информации. Практическая работа №1 «Кодировки русских букв».
30.09
6
Создание документов в текстовых редакторах. Практическая работа №2 «Создание и форматирование документа».
7.10
7
Форматирование документов. Практическая работа №3 «Вставка в документ формул»
14.10
8
Компьютерные словари. Системы оптического распознавания текста. Практическая работа №4 «Перевод текста с помощью он-лайн словарей и переводчика»
21.10
9
Кодирование графической информации. Практическая работа №5 «Кодирование графической информации».
28.10
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по информатике
на 2 четверть 2014 - 2015 учебного года
Класс: 10, МБОУ Ширинская СОШ №4, 35 часов
Учитель: Егоркина Алена Александровна, высшая кв.категория
Учебник: Н.Д. Угринович «Информатика и информационные технологии», БИНОМ, 2013 Автор программы: Егоркина А.А.
№ п/п
Тема урока
Дата
Причины коррекции
План
Факт
1
Растровая графика. Практическая работа №6. «Растровая графика».
11.11
2
Векторная графика. Практическая работа №7 «Трехмерная векторная графика».
18.11
3
Практическая работа №8 «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения Компас». Практическая работа №9 «Создание флэш-анимации».
25.11
4
Тест №1 «Графика». Кодирование звуковой информации. Обучающая практическая работа №10 «Создание и редактирование оцифрованного звука».
02.12
5
Компьютерные презентации. Практическая работа №11 «Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера».
Практическая работа №12 «Разработка презентации «История развития ВТ».
09.12
6
Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая работа №13 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора».
16.12
7
Перевод чисел из одной системы счисления в другую
23.12
8
Повторение
30.12
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по информатике
на 3 четверть 2014 - 2015 учебного года
Класс: 10, МБОУ Ширинская СОШ №4, 35 часов
Учитель: Егоркина Алена Александровна, высшая кв.категория
Учебник: Н.Д. Угринович «Информатика и информационные технологии», БИНОМ, 2013 Автор программы: Егоркина А.А.
№ п/п
Тема урока
Дата
Причины коррекции
План
Факт
1
Электронные таблицы. Практическая работа №14 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах»
13.01
2
Построение диаграмм и графиков. Практическая работа №15 «Построение диаграмм различных типов».
20.01
3
Повторение темы «Информационные технологии»
27.01
4
Контрольная работа №2 «Информационные технологии»
03.02
Тема «Коммуникационные технологии» (13 часов)
5
Локальные компьютерные сети
10.02
6
Глобальная компьютерная сеть Интернет. Практическая работа №16 «Подключение к Интернету и определение IP-адреса».
17.02
7
Всемирная паутина. Практическая работа №17 «Настройка браузера».
24.02
8
Электронная почта.
03.03
9
Общение в Интернете в реальном времени. Практическая работа №18 «Общение в реальном времени в глобальной и локальных компьютерных сетях».
10.03
10
Файловые архивы. Практическая работа №19 «Работа с файловыми архивами».
17.03
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по информатике
на 4 четверть 2014 - 2015 учебного года
Класс: 10, МБОУ Ширинская СОШ №4, 35 часов
Учитель: Егоркина Алена Александровна, высшая кв.категория
Учебник: Н.Д. Угринович «Информатика и информационные технологии», БИНОМ, 2013 Автор программы: Егоркина А.А.
№ п/п
Тема урока
Дата
Причины коррекции
План
Факт
1
Техника безопасности работы на компьютере. Радио, телевидение, web-камеры. Геоинформационные системы в Интернете.
07.04
2
Поиск информации в Интернете. Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Практическая работа №20 «Заказ книг в Интернет-магазине».
14.04
3
Основы языка разметки гипертекста
21.04
4
Практическая работа №21 «Разработка сайта»
28.04
5
Практическая работа №21 «Разработка сайта»
05.05
6
Повторение темы «Коммуникационные технологии»
12.05
7
Контрольная работа №3 «Коммуникационные технологии»
19.05
8
Повторение
26.05
6