Рабочая программа по информатике, 10 класс, базовый уровень

Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 10 класса разработана на основе: ×               Учебного плана МБОУ Ширинская СОШ №4 на 2014-2015 учебный год (Приказ №182 от 29.08.2014 года). ×              Положения  о  порядке  разработки  и  утверждения  рабочих  программ  учебных курсов, предметов, дисциплин, (модулей). (Приказ № 232 от 02.09.2013 г). Данная рабочая программа  составлена для изучения информатики и ИКТ на базовом уровне. Она конкретизирует содержание тем об...
Раздел Информатика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 10 класса разработана на основе:

  • Федерального закона Российской Федерации №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г.

  • Закона «Об образовании в Республике Хакасия» №60 от 05.07.2013 г.

  • Приказа Министерства образования РФ от 05 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям, допущенной Департаментом образовательных программ и стандартов Министерства образования и науки РФ;

  • Учебного плана МБОУ Ширинская СОШ №4 на 2014-2015 учебный год (Приказ №182 от 29.08.2014 года).

  • Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин, (модулей). (Приказ № 232 от 02.09.2013 г).

Данная рабочая программа составлена для изучения информатики и ИКТ на базовом уровне. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса. Входит в образовательную область «Математики и информатика».

Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картины мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Как и всякий феномен реальности, информационный процесс, в процессе познания из «вещи в себе» должен стать «вещью для нас». Для этого, прежде всего, надо проанализировать этот информационный процесс на предмет выявления взаимосвязей его отдельных компонент. Во-вторых, надо каким-либо образом представить эти взаимосвязи, т.е. отразить в некотором языке. В результате мы будем иметь информационную модель данного процесса. Процедура создания информационной модели, т.е. нахождение (или создание) некоторой формы представления информационного процесса составляет сущность формализации. Второй момент связан с тем, что найденная форма должна быть «материализована», т.е. «овеществлена» с помощью некоторого материального носителя.

Автоматизация информационного процесса, т.е. возможность его реализации с помощью некоторого технического устройства, требует его представления в форме, доступной данному техническому устройству, например, компьютеру. В этом случае информационный процесс становится «информационной технологией».

Эта общая логика развития курса информатики от информационных процессов к информационных технологиям проявляется и конкретизируется в процессе решения задачи. В этом случае можно говорить об информационной технологии решения задачи. Все это определило основные направления изучения ИИТ в 10 классе.

  • Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 10 класса

Цели изучения курса информатики и ИКТ в 10 классе:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Задачи:

  • развивать знание назначения и функций операционных систем;

  • уметь оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;

  • научить распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;

  • научить использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

  • развивать умение представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;

  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

Курс информатики и информационных технологий изучается в 10 классе в объеме 35 часов, 1 час в неделю.

При составлении рабочей программы для 10 класса было учтено, что информатика как предмет в МБОУ СОШ №4 изучается с 8 класса. Программа курса составлена в соответствии с авторской программой Н.Д.Угриновича. Соблюдено и количество часов на изучение тем. Тема «Информационные технологии» планируется в объеме 16, а не 13 часов. Это связано с традиционными затруднениями при рассмотрении темы «Системы счисления». Поэтому для данной темы выделены дополнительные часы. Тема «Коммуникационные технологии», напротив, сокращена с 16 до 15 часов. Во время прохождения курса информатики 10 класс планируется проведение 21 практической работы для закрепления навыков работы учащихся с той или иной темой.

При изучении тем «Хакасская непозиционная система счисления», «Форматирование текстового документа», «Построение круговой диаграммы «Численность населенных пунктов Хакасии» включены национальный и региональный компоненты. Всего - 4 урока, 12% учебного времени.























Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;

  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;

  • назначение и функции операционных систем;

уметь

  • оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;

  • распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;

  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;

  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;

  • наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;

  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;

  • ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;

  • автоматизации коммуникационной деятельности;

  • соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;

  • эффективной организации индивидуального информационного пространства.

















Содержание учебной дисциплины


№ п/п

Название темы

Содержание темы

Кол-во часов

1

Введение

Информация и информационные процессы. Количество информации. Вероятностный подход. Алфавитный подход к измерению количества информации. Единицы измерения информации.

4

2

Информационные технологии

Кодирование и обработка текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Форматирование документов. Компьютерные словари. Системы оптического распознавания текста. Кодирование графической информации

Растровая графика.

Векторная графика.

Кодирование звуковой информации.

Компьютерные презентации.

Представление числовой информации с помощью систем счисления. Электронные таблицы.

Построение диаграмм и графиков.


16

3

Коммуникационные технологии

Локальные компьютерные сети

Глобальная компьютерная сеть Интернет.

Всемирная паутина.

Электронная почта.

Общение в Интернете в реальном времени.

Файловые архивы.

. Радио, телевидение, web-камеры. Геоинформационные системы в Интернете.

Поиск информации в Интернете. Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. Электронная коммерция в Интернете.

Основы языка разметки гипертекста

15



















Источники информации


  1. Информатика и ИКТ. Учебник для 10 класса / Н.Д.Угринович. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013

  2. Информатика и ИКТ. Учебник для 11 класса / Н.Д.Угринович. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013

  3. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. Изд. 2-е, испр. / Н.Д.Угринович, Л.Л.Босова, Н.И.Михайлова - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008

  4. Информатика и информационные технологии. Методическое пособие для учителей + CD-диск. / Н.Д.Угринович - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013

Дополнительная литература:

  1. Нечаев В.М. Microsoft Excel. Электронные таблицы и базы данных в задачах. / Нечаев В.М. М.: Интеллект-Центр, 2006

  2. Житкова О.А., Кудрявцева Е.К. Основы информатики и вычислительной техники (Тематический контроль по информатике). М.: Интеллект-Центр, 2003

  3. Л.И.Белоусова, С.А.Веприк, А.С.Муравка. Сборник задач по курсу информатики. 10-11 классы. - М.: Издательтсво «Экзамен», 2008

  4. Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». №6 - 2007. Разноуровневые задания для контрольных работ по информатике.

  5. Сайт «Информатика. 1 сентября»: 1september.ru

  6. Сайт «Информатика в школе»: inf777.narod.ru

  7. Сайт «Шпаргалка учителю информатики»: portal.krsnet.ru

  8. Сайт «Клякса.ru»: klyaksa.net

Средства обучения:

  1. Учебник

  2. Компьютер

  3. Мультимедийный проектор

  4. Плакаты

  5. Сканер

  6. Принтер

  7. Интернет

  8. Раздаточный материал (папки с практическими работами, карточки)

  9. Аудиовизуальные средства (презентации, фильмы)

  10. Готовые файлы с заданиями

Программные средства:

  1. Операционная система MS Windows XP.

  2. Антивирусная программа Антивирус Касперского.

  3. Программа-архиватор WinRaR.

  4. Клавиатурный тренажер Babytapy.

  5. MS Office 2003, 2007.

  6. Звуковой и видео редактор Windows Movie Maker.

  7. Система оптического распознавания текста ABBYY Fine Reader.

  8. Мультимедиа проигрыватель Windows Media.

  9. Система программирования Pascal.

  10. Почтовый клиент MS Outlook.

  11. Браузер MS Explorer.

  12. Программа интерактивного общения mail.ru Агент.

  13. Простой редактор Web-страниц (Блокнот).






КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по информатике

на 1 четверть 2014 - 2015 учебного года

Класс: 10, МБОУ Ширинская СОШ №4, 35 часов

Учитель: Егоркина Алена Александровна, высшая кв.категория

Учебник: Н.Д. Угринович «Информатика и информационные технологии», БИНОМ, 2013 Автор программы: Егоркина А.А.

№ п/п

Тема урока

Дата

Причины коррекции

План

Факт

Тема «Информация и информационные процессы» (4 часа)

1

Техника безопасности. Информация и информационные процессы

02.09

2

Количество информации. Вероятностный подход.

09.09

3

Алфавитный подход к измерению количества информации. Единицы измерения информации.

16.09

4

Контрольная работа №1 «Информация и информационные процессы».

23.09

Тема «Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов» (16 часов)

5

Кодирование и обработка текстовой информации. Практическая работа №1 «Кодировки русских букв».

30.09

6

Создание документов в текстовых редакторах. Практическая работа №2 «Создание и форматирование документа».

7.10

7

Форматирование документов. Практическая работа №3 «Вставка в документ формул»

14.10

8

Компьютерные словари. Системы оптического распознавания текста. Практическая работа №4 «Перевод текста с помощью он-лайн словарей и переводчика»

21.10

9

Кодирование графической информации. Практическая работа №5 «Кодирование графической информации».

28.10




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по информатике

на 2 четверть 2014 - 2015 учебного года

Класс: 10, МБОУ Ширинская СОШ №4, 35 часов

Учитель: Егоркина Алена Александровна, высшая кв.категория

Учебник: Н.Д. Угринович «Информатика и информационные технологии», БИНОМ, 2013 Автор программы: Егоркина А.А.

№ п/п

Тема урока

Дата

Причины коррекции

План

Факт

1

Растровая графика. Практическая работа №6. «Растровая графика».

11.11

2

Векторная графика. Практическая работа №7 «Трехмерная векторная графика».

18.11

3

Практическая работа №8 «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения Компас». Практическая работа №9 «Создание флэш-анимации».

25.11

4

Тест №1 «Графика». Кодирование звуковой информации. Обучающая практическая работа №10 «Создание и редактирование оцифрованного звука».

02.12

5

Компьютерные презентации. Практическая работа №11 «Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера».

Практическая работа №12 «Разработка презентации «История развития ВТ».

09.12

6

Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая работа №13 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора».

16.12

7

Перевод чисел из одной системы счисления в другую

23.12

8

Повторение

30.12






КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по информатике

на 3 четверть 2014 - 2015 учебного года

Класс: 10, МБОУ Ширинская СОШ №4, 35 часов

Учитель: Егоркина Алена Александровна, высшая кв.категория

Учебник: Н.Д. Угринович «Информатика и информационные технологии», БИНОМ, 2013 Автор программы: Егоркина А.А.


№ п/п

Тема урока

Дата

Причины коррекции

План

Факт

1

Электронные таблицы. Практическая работа №14 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах»

13.01

2

Построение диаграмм и графиков. Практическая работа №15 «Построение диаграмм различных типов».

20.01

3

Повторение темы «Информационные технологии»

27.01

4

Контрольная работа №2 «Информационные технологии»

03.02

Тема «Коммуникационные технологии» (13 часов)

5

Локальные компьютерные сети

10.02

6

Глобальная компьютерная сеть Интернет. Практическая работа №16 «Подключение к Интернету и определение IP-адреса».

17.02

7

Всемирная паутина. Практическая работа №17 «Настройка браузера».

24.02

8

Электронная почта.

03.03

9

Общение в Интернете в реальном времени. Практическая работа №18 «Общение в реальном времени в глобальной и локальных компьютерных сетях».

10.03

10

Файловые архивы. Практическая работа №19 «Работа с файловыми архивами».

17.03


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по информатике

на 4 четверть 2014 - 2015 учебного года

Класс: 10, МБОУ Ширинская СОШ №4, 35 часов

Учитель: Егоркина Алена Александровна, высшая кв.категория

Учебник: Н.Д. Угринович «Информатика и информационные технологии», БИНОМ, 2013 Автор программы: Егоркина А.А.


№ п/п

Тема урока

Дата

Причины коррекции

План

Факт

1

Техника безопасности работы на компьютере. Радио, телевидение, web-камеры. Геоинформационные системы в Интернете.

07.04

2

Поиск информации в Интернете. Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Практическая работа №20 «Заказ книг в Интернет-магазине».

14.04

3

Основы языка разметки гипертекста

21.04

4

Практическая работа №21 «Разработка сайта»

28.04

5

Практическая работа №21 «Разработка сайта»

05.05

6

Повторение темы «Коммуникационные технологии»

12.05

7

Контрольная работа №3 «Коммуникационные технологии»

19.05

8

Повторение

26.05




Рабочая программа по информатике, 10 класс, базовый уровень

6


© 2010-2022