Рабочая программа по информатике 7 кл. Босова

Раздел Информатика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тучковская средняя общеобразовательная школа №1»

Рузского муниципального района Московской области





УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «ТСОШ №1»______________


Момзикова Г. И,


«_________» __________________ 2015 г.















Рабочая программа по информатике

(базовый уровень)

7 класс













Составитель программы: Камышанова Валентина Леонидовна,

учитель физики-информатики высшей категории.






2015 год


Пояснительная записка


Данная рабочая программа по информатике для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ №1089 от 05.03.2004г., базисного учебного плана 2004г. образовательной программы и учебного плана МБОУ «Тучковская СОШ №1» на 2015-2016 учебный год.

При составлении данной рабочей использовался сборник «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012». Обучение осуществляется на базовом уровне.

Автор программы: Босова Л.Л.

Преподавание ведется по учебнику: Босова Л. Л. « Информатика - 7», М., Бином, 2015г

Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год. Учебный год - 34 недели.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей.

Каждая тема курса предусматривает определенное количество часов теоретического материала и выполнения практических работ. Для достижения прочных навыков работы на компьютере учащиеся согласно календарно-тематического планирования выполняют практические работы с использованием компьютера, с учетом выполнения требований СанПин. При изучении курса предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин.), направленных на отработку отдельных технологических приемов.

Уже на самых ранних этапах обучения, школьники должны получать представление о сущности информационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике; учиться классифицировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т. д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формирует основы научного мировоззрения.

Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ, так как именно в рамках этого предмета созданы условия для формирования видов деятельности, имеющих общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача информации; управление объектами и процессами

Цели курса:



  • формирование базиса компьютерной грамотности учащихся;

  • знакомство с терминологией предмета;

  • освоение операционной системы Windows;

  • освоение интерфейса стандартных приложений ОС Windows: Paint, Блокнот, Калькулятор;

  • приобретение навыков работы в стандартных приложениях Paint, Блокнот, Калькулятор.

Задачи курса:



  • обучение работе на компьютере;

  • компьютерная графика как средство развития творческого потенциала;

  • программирование как средство развития алгоритмического и логического мышления.

  • развитие логического мышления, творческого и познавательного потенциала школьника, его коммуникативных способностей с использованием для этого богатейшего компьютерного инструментария.




Содержание курса

Название темы


Количество часов


Информация и информационные процессы


9


Компьютер как универсальное устройство обработки информации


7


Обработка графической информации


4


Обработка текстовой информации


9


Мультимедиа


4


Резерв


1


Итого:


34



Тематическое планирование

с определением основных видов учебной деятельности


Тема

Основное содержание по темам

Характеристика деятельности ученика

Тема 1. Информация и информационные процессы (9 часов)

Информация. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: важность, своевременность, достоверность, актуальность и т.п.

Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.

Кодирование информации. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный код.

Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире.

Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флэш-память). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации. Хранилища информации. Сетевое хранение информации.

Передача информации. Источник, информационный канал, приёмник информации.

Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации. Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации.

Аналитическая деятельность:

оценивать информацию с позиции её свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр.);

приводить примеры кодирования с использованием различных алфавитов, встречаются в жизни;

классифицировать информационные процессы по принятому основанию;

выделять информационную составляющую процессов в биологических, технических и социальных системах;

анализировать отношения в живой природе, технических и социальных (школа, семья и пр.) системах с позиций управления.

Практическая деятельность:

кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования;

определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода фиксированной длины (разрядности);

определять разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности;

оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт);

оценивать числовые параметры информационных процессов (объём памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.).

Тема 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации. (7 часов)


Общее описание компьютера. Программный принцип работы компьютера.

Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени).

Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика.

Правовые нормы использования программного обеспечения.

Файл. Типы файлов. Каталог (директория). Файловая система.

Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование.

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

Аналитическая деятельность:

анализировать компьютер с точки зрения единства программных и аппаратных средств;

анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;

определять программные и аппаратные средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач;

анализировать информацию (сигналы о готовности и неполадке) при включении компьютера;

определять основные характеристики операционной системы;

планировать собственное информационное пространство.

Практическая деятельность:

получать информацию о характеристиках компьютера;

оценивать числовые параметры информационных процессов (объём памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.);

выполнять основные операции с файлами и папками;

оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме;

оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации в заданный интервал времени (клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера, видеокамера);

использовать программы-архиваторы;

осуществлять защиту информации от компьютерных вирусов помощью антивирусных программ.


Тема 3. Обработка графической информации (4 часа)

Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов.

Аналитическая деятельность:

анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

определять код цвета в палитре RGB в графическом редакторе;

создавать и редактировать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора;

создавать и редактировать изображения с помощью инструментов векторного графического редактора.



Тема 4. Обработка текстовой информации (9 часов)

Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание, редактирование и форматирование текстовых документов на компьютере Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Коллективная работа над документом. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах.


Аналитическая деятельность:

анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

создавать небольшие текстовые документы посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов;

форматировать текстовые документы (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц).

вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения;

выполнять коллективное создание текстового документа;


Тема 5. Мультимедиа (4 часа)

Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.

Звуки и видео изображения. Композиция и монтаж.

Возможность дискретного представления мультимедийных данных

Аналитическая деятельность:

анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

создавать презентации с использованием готовых шаблонов;

записывать звуковые файлы с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации).















Требования к уровню подготовки


Предметно - информационная составляющая образованности:

  • Понимание окружающего мира как совокупности объектов, находящихся во взаимосвязи между собой и человеком;

  • Характеристика объектов и явлений и ее отображение в форме информации различного типа

  • Умение отображать объекты реального мира в виде простых информационных моделей;

  • Понимание значение информации для человеческой деятельности;

  • Понятие автоматической обработки информации различными средствами, ЭВМ;

  • Знать технологию работы с клавиатурой и мышью;

  • Назначение программы Калькулятор;

  • Знать технологию работы с несколькими документами одновременно;

  • Основные правила набора текста;

  • Основные операции набора текста;

  • Знать возможности графического редактора и назначение управляющих элементов;

  • Знать технологию создания и редактирования рисунка;

  • Назначение буфера обмена;

  • Понятие конструирования и моделирования;

  • Иметь представление о понятии алгоритм, его свойствах и способах описания, назначение при решении конкретных задач;

Деятельностно-коммуникативная составляющая:

  • Умение отображать объекты реального мира в виде простых информационных моделей;

  • Умение в правильном порядке начинать и завершать работу с компьютером;

  • Работать мышью;

  • Выбирать пункты меню;

  • Запускать программу и завершать работу с ней;

  • Изменять размеры и расположение окна;

  • Выполнять расчеты при помощи программы Калькулятор;

  • Уметь создавать составной документ, используя технологию OLE;

  • Умение набирать небольшой текст, исправить ошибки, изменить форму или при необходимости содержание;

  • Умение выполнять несложные рисунки (графические изображения), изменять их форму, цвет с помощью простейшего графического редактора;

  • Умение создать несложную мелодию, изменить при необходимости ее содержание, использую простейший музыкальный редактор;

  • Умение создавать объекты с помощью готовых форм;

  • Умение разрабатывать алгоритм конструирования;

Ценностно-ориентационная составляющая:

  • Осознание ценности информации для понимания и дальнейшего познания окружающего мира

  • Умение выделять в информации главное;

  • Универсальность и важность понятия система, модель;

  • Осознавать необходимость выполнения мер безопасности и соблюдения санитарно-гигиенических норм при работе на ПК;

Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем

Плановые сроки проведения

Скорректированные сроки


Тема1. Информация и информационные процессы, 9 часов


1.

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности. Информация и её свойства

01.09.15 - 04.09.15



2.

Информационные процессы.

07.09.15 - 11.09.15



3.

Всемирная паутина как информационное хранилище

14.09.15 - 18.09.15



4.

Представление информации

21.09.15 - 25.09.15



5.

Дискретная форма представления информации

28.09.15 - 02.10.15



6.

Единицы измерения информации

05.10.15 - 09.10.15



7.

Алфавитный подход к измерению информации

12.10.15 - 16.10.15



8.

Информационный объем сообщения

19.10.15 - 23.10.15



9.

Контрольная работа по теме«Информация и инф. процессы

26.10.15 - 30.10.15



Тема2. Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией, 7часов


10.

Основные компоненты компьютера и их функции

10.11.14 - 14.11.14



11.

Персональный компьютер.

16.11.15 - 20.11.15



12.

Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение

23.11.15 - 27.11.15



13.

Системы программирования и прикладное программное обеспечение

30.11.14 - 04.12.15



14.

Файлы и файловые структуры

07.12.15 - 11.12.15



15.

Пользовательский интерфейс

14.12.15 - 18.12.15



16.

Контрольная работа по теме «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией».

21.12.15 - 25.12.15



Тема3. Обработка графической информации, 4 часа


17.

Формирование изображения на экране компьютера

11.01.16 - 15.01.16



18.

Компьютерная графика

18.01.16 - 22.01.16



19.

Создание графических изображений

25.01.16 - 29.01.16



20.

Создание графических изображений

01.02.16 - 05.020.16



Тема4. Обработка текстовой информации, 9 часов


21.

Текстовые документы и технологии их создания


08.02.16 - 12.02.16



22.

Создание текстовых документов на компьютере

15.02.16 - 20.02.16



23.

Прямое форматирование

24.02.16 - 04.03.16



24.

Стилевое форматирование

09.03.16 - 11.03.16



25.

Визуализация информации в текстовых документах

14.03.16 - 18.03.16



26.

Распознавание текста и системы компьютерного перевода

21.03.16 -25.03.16



27.

Оценка количественных параметров текстовых документов

04.04.16 - 08.03.16



28.

Оформление реферата История вычислительной техники

11.04.16 - 15.03.16



29.

Контрольная работа по теме «Обработка графической и текстовой информации».

18.04.16 - 22.04.16



Тема5. Мультимедиа, 4 часа


§4.3

30.

Технология мультимедиа.

25.04.16 - 29.04.16



31.

Компьютерные презентации

04.05.16 - 06.05.16



32.

Создание мультимедийной презентации

10.05.16 - 13.05.16



33.

Выполнение итогового проекта

16.05.16 - 20.05.16



34.

Защита итогового проекта

23.05.16 - 27.05.16




Итого

34 часа





Перечень учебно-методического обеспечения


  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5-6 классы. 7-9 классы. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 7 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.

  3. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7-9 классы : методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20013.

  5. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 7 класс»

Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)


Интернет-ресурсы.


  1. Клякс@.net: Информатика в школе. Компьютер на уроках klyaksa.net

  2. Дидактические материалы по информатике и математике comp-science.narod.ru

  3. Образовательный портал г. Челябинска. Раздел «Методическая копилка» chel_edu.ru

  4. Информатика и информация: сайт для учителей информатики и учеников phis.org.ru/informatika

  5. Используемые ИКТ: Таблицы, плакаты в электронном виде по темам, презентации к урокам, интерактивные тесты, учебные пособия по темам в электронном виде.






СОГЛАСОВАНО:

Протокол ШМО учителей физики-математики

от 29.08.2015г № 1

Руководитель ШМО

________________Лазарян Е. С.

« 29 августа» 2015 г.







СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР

_________________Лазарян Е.С.

« 01 » сентября 2015 год

Планируемые результаты изучения информатики в 7 классе

Тема 1. Информация и информационные процессы

Обучающийся научится:

  • декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;

  • оперировать единицами измерения количества информации;

  • оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объём памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);

  • записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;

  • перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;

  • составлять запросы для поиска информации в Интернете;

Обучающийся получит возможность:

  • углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;

  • научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;

  • научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного алфавита

  • познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;

  • научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам.

  • познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);

Тема 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации.

Обучающийся научится:

  • называть функции и характеристики основных устройств компьютера;

  • описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;

  • подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;

  • оперировать объектами файловой системы;

Обучающийся получит возможность:

  • научиться систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;

  • научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;

  • закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

Тема 3. Обработка графической информации

Обучающийся научится:

  • применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков.

Обучающийся получит возможность:

  • видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;

  • научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами.




Тема 4. Обработка текстовой информации

Обучающийся научится:

  • применять основные правила создания текстовых документов;

  • использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;

  • применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;

  • выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;

  • использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;

  • создавать и форматировать списки;

  • создавать формулы;

  • создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;

Обучающийся получит возможность:

  • создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, формулы, рисунки;

  • осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;

  • оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста.


Тема 5. Мультимедиа

Обучающийся научится:

  • использовать основные приѐмы создания презентаций в редакторах презентаций;

  • создавать презентации с графическими и звуковыми объектами;

  • создавать интерактивные презентации с управляющими кнопками, гиперссылками;

Обучающийся получит возможность:

  • научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения;

  • демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора.


© 2010-2022