Конспект откытого урока по информатики на тему Циклические алгоритмы (6 класс)

Раздел Информатика
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СШ №16 имени Т.Айбергенова



УРОК ИНФОРМАТИКИ В 6 КЛАССЕ

Циклические алгоритмы



Учитель информатики :Балтабаева Батима Кабидолловна















г. Астана

Тема: Циклические алгоритмы

Цели урока:

  • Ввести понятие «циклический алгоритм»; продолжить знакомство с графическим способом записи алгоритмов; научить составлению блок-схемы циклических структур.

  • способствовать развитию логического и алгоритмического мышления;

  • способствовать воспитанию интереса к знаниям.

Задачи урока:

обучающие:

  • способствовать обучению составлять и работать с алгоритмами ветвления и циклическими алгоритмами;

развивающие:

  • формировать кругозор учащихся;

  • способствовать развитию логического и алгоритмического мышления;

  • способствовать развитию познавательного интереса к уроку информатики в целом;

  • способствовать развитию творческих способностей учащихся;

воспитательные:

  • эстетическое воспитание детей.

Тип урока: комбинированный (изучение нового материала, формирование умений и навыков).

Вид урока: лекция, практика.

Оборудование: демонстрационные слайды для выполнения задач, экран, проектор, раздаточный материал (алгоритм приготовления блинов), Учебник по информатике для 6 класса», Вьющкова Е.В.

План урока:

  1. Повторить и закрепить пройденный материал (6 минут);

  2. Объяснить новую тему (10 минут);

  3. Закрепление пройденного материала (7 минут)

  4. Практическая работа (10 минут);

  5. Тестирование (7 минут)

  6. Подвести итог урока и дать домашнее задание (5 минуты).

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Мы с Вами продолжаем знакомиться с алгоритмами. Тема нашего сегодняшнего урока на экране. {Демонстрируется СЛАЙД 1}

II. Устная работа (повторение пройденного материала).

Игра микрофон: Все становятся в круг. Передаем микрофон друг другу и отвечаем на вопросы:

  1. Что называется алгоритмом. Что такое алгоритм?.

  2. А что или кто является исполнителем алгоритма?

  3. Какие способы задания алгоритма вам известны?

  4. Что такое блок-схема?

  5. Как обозначаются блоки начало и конец. А действие?

  6. Какие типы алгоритмов вам известны?

  7. Какой алгоритм называется линейным?

  8. Какой алгоритм называется разветвляющим?

  9. Виды ветвления?

III. Задания на повторения пройденного материала

{Демонстрируется СЛАЙД 2}

Вы доделываете уроки и собираетесь погулять. Пойдете или нет зависит от того, какая на улице погода. Составить алгоритм своих действий (алгоритм зачитывается со СЛАЙДА).

Составим теперь к данному алгоритму блок-схему.

{Демонстрируется СЛАЙД 3}

Комментарии к СЛАЙДУ 3. Посмотрите: слева у нас изображен наш алгоритм, а справа мы будем составлять блок-схему (после каждого правильного ответа на экране появляется очередной элемент блок-схемы). Давайте вспоминать, как выглядит блок начала алгоритма?.. Следующий шаг «Доделать уроки». Это действие, команда. Как будет выглядеть этот блок?.. А далее, следующим шагом у нас появляется условие «ЕСЛИ на улице хорошая погода». При ответе ДА мы идем гулять, а при ответе НЕТ - будем сидеть дома. Далее пути объединяются, и появляется последний блок - блок конца программы. Как выглядит этот блок?..

Смотрим следующий пример.

{Демонстрируется СЛАЙД 4} Алгоритм «Вычисление» (он полностью зачитывается со СЛАЙДА).

Составим блок-схему к этому алгоритму.

{Демонстрируется СЛАЙД 5}

Комментарии к слайду 6. Давайте вспомним пословицу: любишь кататься - люби и саночки возить. Переделаем её на алгоритмический язык: ЕСЛИ любишь кататься, ТО люби и саночки возить. Если мы сейчас начнём составлять блок-схему, то веточка НЕТ исчезнет, так как у нас всего одно действие, а действие с ключевым словом ИНАЧЕ отсутствует. Смотрите на экран…

{Демонстрируется СЛАЙД 7}

Итак, давайте обобщим. Ветвлением называется следующая схема.

{Демонстрируется СЛАЙД 8, 9}

Если у нас в алгоритме осуществляется выбор действий в зависимости от какого-то условия, то этот алгоритм будет называться… разветвляющимся или алгоритмом с ветвлением.

III. Изучение нового материала.

А теперь давайте-ка вспомним сказки и попробуем составить алгоритм поиска Золушки. Вспоминайте… Золушка, убегая с бала, потеряла туфельку, и принц стал ее искать. Как же он это делал?…

{Демонстрируется СЛАЙД 10}

Комментарии к слайду 10. (При составлении блок-схемы ученики предлагают свои варианты, а учитель выбирает нужное. После каждого правильного ответа на экране появляется очередной элемент блок-схемы…) Вы видите, что по веточке ДА алгоритм уходит в одну сторону, а по веточке НЕТ он многократно возвращается к предыдущим действиям. Так получается цикл.

Итак… {Демонстрируется СЛАЙД 11} Алгоритм с повторяющейся частью называется циклическим. ЦИКЛ - это набор действий, которые повторяются несколько раз (многократно). В блок-схеме циклического алгоритма условие помещается в шестиугольник. Условие может проверяться в начале циклического алгоритма или в конце. {Демонстрируется СЛАЙД 12}

Таким образом, алгоритм поиска Золушки получился у нас… каким?... циклическим… Где стоит у нас условие: в начале или в конце?

IV, Закрепление пройденного материала

Давайте рассмотрим такой пример.

{Демонстрируется СЛАЙД 13}

Однажды Белоснежка задумала приготовить своим друзьям гномам сюрприз - угостить их вкусными блинами. Она сделала тесто, но не может вспомнить, как же их готовить. Помогите Белоснежке. Составьте алгоритм приготовления блинов.

Сейчас я раздам вам листочки (см. Приложение 1). На них изображен данный алгоритм в виде блок-схемы. Однако в ней есть пробелы, которые вам будет необходимо заполнить. Кто первый справится с заданием - поднимет руку… (Либо сама, либо прошу раздать учеников с первых парт каждого ряда по одному экземпляру на парту.) Писать можно прямо в этих листочках или ручкой, или карандашом. (Когда кто-либо из учеников верно справится с заданием, то идет работа со следующим слайдом. Здесь учителю необходимо указать, где находится цикл и когда он заканчивается.)

{Демонстрируется СЛАЙД 14

Итак. Здесь мы снова получили циклический алгоритм. Мы проделываем одни и те же действия, готовя блинчик за блинчиком, до тех пор, пока у нас не кончится тесто.

Давайте немного изменим задачу. Слушайте меня внимательно.

{Демонстрируется СЛАЙД 15}

Однажды Белоснежка задумала приготовить своим друзьям гномам сюрприз - угостить их яичницей. Она достала семь яиц, но не может вспомнить, как же ее готовить. Помогите Белоснежке. Составьте алгоритм приготовления яичницы.

У нас заранее известно количество яиц. Их ровно 7… И надо приготовить из них яичницу. Мы будем поступать с вами следующим образом. Внимание на экран.

{Демонстрируется СЛАЙД 16}

Комментарии к слайду 16. …Начало. Немного разогреть сковородку. Налить масла на сковородку. А дальше мы спросим сами себя: «А есть ли еще яйца?»… Конечно, есть, ведь мы же только что начали готовить яичницу. И значит наш ответ ДА… Аккуратно разбиваем новое яйцо, выливаем его на сковородку, и вновь спрашиваем: «А есть ли еще яйца?»… И так семь раз, т.е. пока не закончатся у нас яйца… А дальше нам останется немного подождать. Яичница готова.

V. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Давайте немного отдохнём. Встали ровно. Смотрим на меня. Будьте внимательны:

  1. Если ты мальчик, то выполняй ходьбу на месте, иначе сделай три приседания.

  2. Если на тебе надета юбка, то выполняй наклоны головы вперёд-назад, иначе расслабь руки и потряси ими.

  3. Если у тебя голубые глаза, то сделай пять прыжков на правой ноге, иначе - пять прыжков на левой ноге.

  4. Пока не скажу «достаточно» делай наклоны туловища влево-вправо.

  5. Если ты ученик шестого класса, то встань ровно рядом со своей партой и приведи себя в порядок.

  6. Если ты человек, то тихо сядь на своё место.

VI. Работа на закрепление нового материала.

Групповая работа. Дети делятся на группы по цвету выбранной карточки.

Задание

1. Группа. Составить алгоритм с помощью блок-схемы: необходимо наполнить ведро воды с помощью кружки

2. Группа. Составить алгоритм с помощью блок-схемы: На яблоне растут много яблок. Нужно собрать полную корзину яблок .

3. Группа. Составьте блок-схему алгоритма рисования виноградной грозди в Paint с использованием операции копирования ягод.

VII. Проверочная работа. Работа с тестами на компьютере. Оценки выставляются автоматически.

15 вопросов по темам: «Алгоритмы», «Типы алгоритмов».

VIII. Итог урока. Выставления оценок. Рефлексия.

Какие у вас есть ко мне вопросы по сегодняшней теме? Где и что было не понятно?..

Что ж… Тогда давайте вместе проанализируем наш урок. Скажите мне, пожалуйста, что нового вы сегодня узнали? С какими видами алгоритмов мы познакомились?.. Давайте вместе попробуем сформулировать, какой алгоритм называется разветвляющимся?.. Какой алгоритм называется циклическим?.. Скажите, пожалуйста, а где в нашей жизни мы можем встретиться с этими алгоритмами? Нужны ли они нам



© 2010-2022