- Преподавателю
- Информатика
- Возникновение и сущность коучинга
Возникновение и сущность коучинга
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Уразбаева Ж.К. |
Дата | 08.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
3.1 Возникновение и сущность коучинга
Коучинг получил своё развитие в США в 1974г. Основная задача коучинга - развитие самосознания и чувства ответственности у человека, занятого профессиональной деятельностью.
Коучинг - это процесс способствующий реализации обучения и развития и, следовательно повышению компетентности и совершенствованию профессиональных навыков обучаюшегося.
Для достижения успеха коучу необходимо знать и понимать как процесс коучинга, так и всё разнообразие стилей, навыков и техник применяемых в коучинге.
Виды коучинга для организации:
· индивидуальный коучинг, проводимый сторонним консультантом, как правило, для менеджеров и руководящих лиц;
· управленческий коучинг как управление сотрудниками, ориентированное на развитие организации, повышение эффективности исполнителей;
· групповой коучинг, направленный на группу лиц без строгих функциональных взаимосвязей;
· коучинг для отдельно взятого проекта, например формирование
группы исполнителей;
· системный коучинг. Аналогичен групповому, но проводиться с лицами, между которыми существуют прочные системные связи с целью упорядочить взаимодействие, вовремя прояснить острые моменты, учесть интересы организации в целом и иметь свою специфику на каждой иерархической ступеньке.
13.2 Сравнительная характеристика наставничества и Коучинга
Коучинг и наставничество как бы дополняют друг друга, но имеются особенности и отличия в обучении и развитии персонала.
Коучинг и наставничество занимают значительное место в обучении и развитии персонала организации.
Канадский учёный Р.Карром впервые представил анализ характеристик наставничества и коучинга.
Таблица 6 - Сравнительная характеристика наставничества и коучинга
Наставничество
Коучинг
Цель и предназначение
Чаще ориентировано на взаимообмен жизненным опытом, поддержку, обучение или руководство в целях личного, духовного, карьерного или жизненного роста; иногда используется для достижения стратегических бизнес-целей; содержание может быть весьма широким
Обычно направлен на достижение результата, успеха, цели, на овладение производственными навыками, причем акцент делается на осуществление действий и поддержание изменений во времени; часто используется для улучшения навыков, необходимых для успешной деятельности в конкретной области; скорее наполнен практикой, чём теорией; в значительной степени опирается на навыки межличностного взаимодействия
Причина и продолжительность контакта
Может происходить в естественной форме, формально или неформально; может длиться в течение всей жизни или являться частью формальной программы с регламентированными взаимными контактами, встречами и т. д.
Часто проводится на основе потребностей, выявляемых самим клиентом; в сферебизнеса участие работников в процессе коучинга может быть частью их обычной профессиональной -деятельности
Форма и природа контакта
Исторически - индивидуальная; все чаще применяются практики взаимодействия одного наставника с группой. людей, группой сверстников; используются возможности электронной почты, телефона и видеозаписи
Обычно индивидуальная; часто проводится по телефону и посредствомэлектронной почты; в системах образования используется взаимный коучинг в парах
Навыки и жизненный опыт
Обычно опыт наставника богаче опыта его партнера, но может быть подобным ему или относиться к другой области; истории из жизненного опыта наставника часто рассказываются к случаю и оказывают сильное воздействие
Очень часто коуч занят в той же самой области, в которой работает клиент, или работал в ней ранее; жизненные-истории коуча призваны вдохновить или научить
Необходимая для исполнения данной роли подготовка
Варьирует от полного отсутствия формальной, подготовки до ограниченного количества часов в формате семинарских занятий
Часто коуч является самоучкой; сейчас становятся доступными все больше очных и дистанционных курсов
Сертификация или лицензирование
Не требуется, но сертификаты и другие виды формального признания, часто выдаются после прохождения формальных обучающих программ
Не требуется, но профессиональные ассоциации и некоторые обучающие (тренинговые) компании предлагают системы сертификации
Компенсация или гонорар
Строго добровольно; в опубликованных руководствах возражается против любых финансовых отношений
Чаще всего коучинг является частью роли (или же полностью ролью), предписанной должностной инструкцией; услуги частных коучей часто оплачиваются клиентом/потребителем услуг
Оценка работы и взаимные соглашения
Исследовательская сторона очень умеренна; приветствуются и чаще всего используются эпизодические отчеты и личные переживания; высокая степень согласованности принципов программы
Обеспечивается потребителем; минимальный исследовательский компонент; благодарственные письма клиентов - наиболее распространенный способ определения эффекта программы; высокая согласованность принципов и применяемых методов
Обучение и обратная связь
Зависит от развития отношений; взаимообучение со временем усиливается, но может быть минимизировано должностной иерархией; обычно все стороны извлекают для себя пользу из обратной связи
Обычно ориентирован на клиента, и первоочередное внимание уделяется его обучению; коучи часто запрашивают обратную связь для улучшения своих собственных навыков