- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа Подготовка учащихся к ОГЭ по информатике (9 кл.)
Рабочая программа Подготовка учащихся к ОГЭ по информатике (9 кл.)
Раздел | Информатика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Аршинова А.А. |
Дата | 14.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рег. №________
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ГАРМОНИЯ» Г.МОЖАЙСКА
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
Протокол №___от
« _» _ _2015г
Руководитель ШМО
Е.С.Левковская_(________)
СОГЛАСОВАНО
«_ _»_____________ 2015 г.
Заместитель директора по УВР
Е.А.Андриксонова_(_______)
УТВЕРЖДАЮ
Директор _____________Н.Н.Евтушенко
от « »_____________ 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Подготовка к ОГЭ по информатике»
9 КЛАСС
НА 2015/2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Учителя Аршиновой А.А.
Можайск
2015 г.
-
Пояснительная записка
Настоящая программа разработана в соответствии с современными тенденциями развития образования и опирается на ряд нормативных документов:
-
Образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" от 05.03.2004 № 1089)
-
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
-
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта по информатике и информационным технологиям
-
"Информатика и ИКТ" :8-11 классы: Методическое пособие/ Н.Д.Угринович.-М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 . - 149 с.
Цель занятий: подготовить учеников к основному государственному экзамену по информатике.
Задачи занятий:
- систематизация и расширение знаний учащихся в области информатики;
- формирование у учащихся умений работы с тестами;
- повышение мотивации и интереса учащихся к обучению, активизация их самостоятельной учебно-познавательной деятельности.
Содержание программы направлено на систематизацию и расширение знаний учащихся в области информатики. Учащиеся знакомятся с новыми программами. Значительный объём учебного времени отводится на решение тестов, практические занятия.
При проведении занятий используются различные формы обучения, направленные на развитие способностей и самостоятельной работы учащихся. Объяснение приёмов работы рекомендуется сопровождать демонстрацией примеров. Индивидуальный подход к обучению реализуется методом проектов. В ходе работы над проектом учащиеся занимаются с различными методами, технологиями, решениями различных задач. В результате каждый ученик сдает его в форме ОГЭ.
Учебно-методическое обеспечение занятий включает комплекс дидактических материалов для учащихся, методические рекомендации для педагогов по организации и проведению занятий, перечень рекомендуемой литературы.
Для текущего контроля учащимся предлагается набор заданий, принцип решения которых разбирается совместно с учителем.
Рабочая программа рассчитана на 1 учебный час в неделю, всего 26 часов.
Программа создана на основе учебника: Информатика и ИКТ. 9 класс. Подготовка к ГИА-2015. Под ред. Евич Л.Н., Кулабухова С.Ю.
2.Общая характеристика курса:
Основной государственный экзамен - это первое серьезное испытание для учащихся 9-х классов. От ее результатов зависит зачисление в 10-й класс по выбранному профилю дальнейшего обучения.
Подготовка к основному государственному экзамену является одной из основных проблем выпускников 9 класса . По своей сути ОГЭ является своеобразной проверкой знаний, социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной реальности. В этой связи, психологическая устойчивость школьников является одной из основных характеристик, способствующих успешной аттестации в форме ОГЭ.
Подготовка к ОГЭ, как правило, идет на протяжении последних лет обучения. Учителя стараются подготовить школьников с помощью заданий в форме тестов, дополнительных занятий. Все направлено на достижение поставленной цели - успешной сдачи ОГЭ. Но степень тревожности, напряжения у выпускников не снижается. В свою очередь, повышенный уровень тревоги на экзамене приводит к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания, работоспособности. Тревога - это весьма энергоемкое занятие. Чем больше ребенок тревожится, тем меньше сил у него остается на учебную деятельность
Совершенно очевидно, что перед психологами, педагогами и родителями встает проблема охраны психического здоровья школьников, для решения которой необходима продуманная система мероприятий, предусматривающая создание стабильной благоприятной атмосферы, уменьшение вероятности возникновения стрессовых ситуаций и повышение функциональных возможностей школьников.
Процедура прохождения ОГЭ - деятельность сложная, отличающаяся от привычного опыта учеников и предъявляющая особые требования к уровню развития психических функций. Эта процедура во многом имеет инновационный для подростков характер, что может явиться причиной значительных трудностей на экзамене.
По результатам тестирования, наиболее значимыми причинами волнения выпускников являются:
- сомнение в полноте и прочности знаний;
- сомнение в собственных способностях: умение анализировать, концентрировать и распределять внимание;
- психофизические и личностные особенности: быстрая утомляемость, тревожность, неуверенность в себе:
- стресс незнакомой ситуации;
- стресс ответственности перед родителями и школой.
Одна из главных причин предэкзаменационного стресса - ситуация неопределенности. Заблаговременное ознакомление с правилами проведения ОГЭ и заполнения бланков, особенностями экзамена поможет разрешить эту ситуацию.
Тренировка в решении пробных тестовых заданий также снимает чувство неизвестности.
В процессе работы с заданиями важно приучить ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять.
Участниками итоговой аттестации являются все, кто участвует в проведение и участие в экзамене, (от муниципальных отделов образования до родителей учащихся).
Восприятие ОГЭ его участниками разное чаще негативное, и редко позитивное. Важно формировать у учащихся и их родителей не страх или боязнь к экзамену, а положительное отношение через анализ возможностей, которые предоставляет ОГЭ его участникам.
Основной государственный экзамен можно рассматривать:
1.как возможность объективно оценить состояние подготовки учеников;
2.как отбор наиболее подготовленных учащихся для продолжения обучения по выбранному профилю;
3.как аттестация учителей по профилирующим предметам и выводы о качестве их переподготовки;
4.как итоговая аттестация учащихся на основе соответствия содержанию требований школьных программ (общеобразовательный минимум).
В процессе подготовки учащихся необходимо обсуждать возможные трудности, с которыми могут столкнуться учащиеся при прохождении ОГЭ. Анализируя трудности, нужно помогать найти наиболее эффективные пути их решения. Нужно готовить не только учащихся к итоговой аттестации, но и работать в тесном контакте с родителями.
Необходимо начинать с уяснения различий, существующих между проведением основного государственного экзамена в традиционной форме и в новой форме проведения аттестации и т.д. В первую очередь подготовка участников включает формирование положительного отношения к ОГЭ, разрешение прогнозируемых трудностей, формирование и развитие определенных знаний, умений и навыков, необходимых для прохождения государственного экзамена.
Необходимо выделить также следующие направления работы по подготовке в процессе предметной подготовки учащихся:
•формирование умения решать задания разного уровня;
•развитие мотивации и целепологания;
•формирование положительного отношения;
•развитие самоконтроля;
•формирование уверенности и положительной самооценки.
Для лучшей подготовки учащихся педагог должен:
•Правильно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения и навыки учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;
•исключить «натаскивание» старшеклассников на выполнение заданий различного уровня сложности;
•организовать системную продуманную работу в течение всех лет обучения предмету;
•проанализировать результаты муниципальных, региональных, пробного тестирования .
•составить план собственной работы по подготовке обучающихся в процессе преподавания предмета к итоговой аттестации по новой форме;
Работать в тесном контакте с классным руководителем и родителями. Только всем вместе можно добиться хороших результатов на экзамене.
Обобщая вышеизложенное, и , анализируя результаты основного государственного экзамена учеников МБОУ СОШ «Гармония» г.Можайска в 2014-2015 учебном году, необходимо определить основные направления по подготовке учащихся к ОГЭ по информатике:
- обратить внимание на усвоение учащимися:
-
содержания всех разделов школьного курса по информатике ;
-
умение анализировать информацию, представленную в невербальной форме (рисунки, схемы);
-
выполнение программных практических работ;
-
понимание основных понятий, умение применять их и приводить примеры;
-
способность четко формулировать свои мысли;
- изучить вопросы, вызвавшие затруднение при сдаче пробных экзаменов ;
- при проведении контрольных работ по типу ОГЭ больше внимания уделять правилам заполнения бланков ответов, бланков регистрации ;
- с учетом требований итоговой аттестации совершенствовать методику преподавания;
- воспитывать в учениках позитивное отношение к учению, самообразованию.
3.Содержание курса
п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов по программе
1
Введение
1
2
Информация и информационные процессы
15
3
Проектирование и моделирование
6
4
Репетиционный экзамен
4
4.Учебно-тематическое планирование
п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов по программе
Примерные сроки проведения
1
Введение
1
21.10
2
Информация и информационные процессы
15
28.10-2.03
3
Проектирование и моделирование
6
9.03-20.04
4
Репетиционный экзамен
4
27.04- 18.05
-
Содержание учебного материала
п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов по программе
Введение
Основной государственный экзамен по информатике: структура и содержание экзаменационной работы.
1
Информация и информационные процессы
Системы счисления: перевод из десятичной системы счисления, перевод в десятичную систему счисления. Измерение информации. Единицы измерения количества информации. Процесс передачи информации. Кодирование и декодирование информации. Обработка информации. Алгоритм, способы записи алгоритмов. Логические выражения. Базы данных. Поиск в готовой базе. Информация в компьютерных сетях. Поиск информации
15
Разбор заданий демонстрационных тестов.
Проектирование и моделирование
Чертежи.
Таблица как средство моделирования. Математические формулы. Представление формульной зависимости в графическом виде. Ввод математических формул и вычисления по ним
6
Разбор заданий демонстрационных тестов.
Репетиционный экзамен
Репетиционный экзамен в формате ОГЭ. Анализ результатов
4
4.Требования к уровню подготовки выпускников 9 класса
в области информатики и ИКТ
Учащиеся должны знать/понимать:
-
процедуру контроля в формате ОГЭ;
-
структуру и содержание контрольных измерительных материалов по предмету;
-
назначение заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом).
Учащиеся должны уметь:
-
работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом;
-
эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
-
правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом.
Учебно-методическое и программное обеспечение, используемое для достижения планируемых результатов освоения цели и задач учебного курса:
-
Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. - М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
-
Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович. - М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
-
ОГЭ 2015. Информатика и ИКТ. Типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов. Крылов С.С., Чуркина Т.Е.
-
Информатика и ИКТ. 9 класс. Подготовка к ГИА-2015. Под ред. Евич Л.Н., Кулабухова С.Ю.
Интернет-ссылки:
-
fipi.ru/ Федеральный институт педагогических измерений.
Календарно-тематическое планирование
-
№ урока
Наименование раздела программы
Тема урока
Этап проектной или исследовательской деятельности
Количество часов
Форма занятий обучающихся
Вид контроля
Измерители
Домашнее задание
Дата проведения
Планируемая
Фактическая
1
Введение
Основной государственный экзамен по информатике: структура и содержание экзаменационной работы.
1
Комбинированный урок
Вводный
Задание в тетради
21.10
2
Информация и информационные процессы
Системы счисления: перевод из десятичной системы счисления, перевод в десятичную систему счисления. Разбор заданий с краткой формой ответа из части 1 демонстрационных тестов.
1
Комбинированный урок
Текущий
Задание в тетради
28.10
3
Системы счисления: перевод из десятичной системы счисления, перевод в десятичную систему счисления. Разбор заданий с краткой формой ответа из части 2 демонстрационных тестов.
1
Комбинированный урок
Текущий
Задание в тетради
11.11
4
Измерение информации. Единицы измерения количества информации. Разбор заданий с выбором ответа из части 1 демонстрационных тестов.
1
Комбинированный урок
Текущий
Задание в тетради
25.11
5
Единицы измерения количества информации. Разбор заданий с краткой формой ответа из части 2 демонстрационных тестов.
1
Комбинированный урок
Текущий
Задание в тетради
2.12
6
Процесс передачи информации. Кодирование и декодирование информации. Разбор заданий с краткой формой ответа из части 2 демонстрационных тестов.
1
Комбинированный урок
Текущий
Задание в тетради
9.12
7
Обработка информации. Алгоритм, способы записи алгоритмов. Разбор заданий с выбором ответа из части 1 демонстрационных тестов.
1
Комбинированный урок
Текущий
Задание в тетради
16.12
8
Алгоритм, способы записи алгоритмов. Разбор заданий с выбором ответа из части 1 демонстрационных тестов.
1
Комбинированный урок
Текущий
Задание в тетради
23.12
9
Информация и информационные процессы
Алгоритм, способы записи алгоритмов. Разбор заданий с краткой формой ответа из части 2 демонстрационных тестов.
1
Комбинированный урок
Текущий
Задание в тетради
30.12
10
Алгоритм, способы записи алгоритмов. Разбор заданий с краткой формой ответа из части 2 демонстрационных тестов.
1
Комбинированный урок
Текущий
Задание в тетради
13.01
11
Алгоритм, способы записи алгоритмов. Разбор заданий с краткой формой ответа из части 2 демонстрационных тестов.
1
Комбинированный урок
Текущий
Задание в тетради
20.01
12
Логические выражения. Разбор заданий с краткой формой ответа из части 2 демонстрационных тестов.
1
Комбинированный урок
Текущий
Задание в тетради
27.01
13
Логические выражения. Разбор заданий с краткой формой ответа из части 2 демонстрационных тестов.
1
Комбинированный урок
Текущий
Задание в тетради
3.02
14
Базы данных. Поиск в готовой базе. Разбор заданий с выбором ответа из части 2 демонстрационных тестов.
1
Комбинированный урок
Текущий
Задание в тетради
10.02
15
Поиск в готовой базе. Разбор заданий с выбором ответа из части 2 демонстрационных тестов.
1
Комбинированный урок
Текущий
Задание в тетради
17.02
16
Информация в компьютерных сетях. Поиск информации. Разбор заданий с выбором ответа из части 2 демонстрационных тестов.
1
Комбинированный урок
Текущий
Задание в тетради
2.03
17
Проектирование и моделирование
Чертежи. Разбор заданий с выбором ответа из части 2 демонстрационных тестов.
1
Комбинированный урок
Текущий
Задание в тетради
9.03
18
Таблица как средство моделирования. Математические формулы. Представление формульной зависимости в графическом виде. Разбор заданий с выбором ответа из части 1 демонстрационных тестов.
1
Комбинированный урок
Текущий
Задание в тетради
16.03
19
Таблица как средство моделирования. Ввод математических формул и вычисления по ним. Разбор заданий с развернутым ответом из части 3 демонстрационных тестов.
1
Комбинированный урок
Текущий
Задание в тетради
23.03
20
Таблица как средство моделирования. Ввод математических формул и вычисления по ним. Разбор заданий с развернутым ответом из части 3 демонстрационных тестов.
1
Комбинированный урок
Текущий
Задание в тетради
30.03
21
Таблица как средство моделирования. Ввод математических формул и вычисления по ним. Разбор заданий с развернутым ответом из части 3 демонстрационных тестов.
1
Комбинированный урок
Текущий
Задание в тетради
6.04
22
Таблица как средство моделирования. Ввод математических формул и вычисления по ним. Разбор заданий с развернутым ответом из части 3 демонстрационных тестов.
1
Комбинированный урок
Текущий
Задание в тетради
20.04
23
Репетиционный экзамен
Репетиционный экзамен в формате ГИА.
1
Комбинированный урок
Текущий
27.04
24
Анализ результатов репетиционного экзамена.
1
Комбинированный урок
Текущий
Задание в тетради
4.05
25
Итоговый репетиционный экзамен в формате ГИА.
1
Комбинированный урок
Итоговый
11.05
26
Анализ результатов итогового репетиционного экзамена.
1
Комбинированный урок
Текущий
18.05