Рабочая программа Подготовка учащихся к ОГЭ по информатике (9 кл.)

Раздел Информатика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рег. №________

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ГАРМОНИЯ» Г.МОЖАЙСКА




РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

Протокол №___от

« _» _ _2015г

Руководитель ШМО

Е.С.Левковская_(________)

СОГЛАСОВАНО

«_ _»_____________ 2015 г.

Заместитель директора по УВР

Е.А.Андриксонова_(_______)

УТВЕРЖДАЮ

Директор _____________Н.Н.Евтушенко

от « »_____________ 2015 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу «Подготовка к ОГЭ по информатике»

9 КЛАСС


НА 2015/2016 УЧЕБНЫЙ ГОД


Учителя Аршиновой А.А.







Можайск

2015 г.



  1. Пояснительная записка

Настоящая программа разработана в соответствии с современными тенденциями развития образования и опирается на ряд нормативных документов:

  1. Образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" от 05.03.2004 № 1089)

  2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

  3. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта по информатике и информационным технологиям

  4. "Информатика и ИКТ" :8-11 классы: Методическое пособие/ Н.Д.Угринович.-М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 . - 149 с.

Цель занятий: подготовить учеников к основному государственному экзамену по информатике.

Задачи занятий:

- систематизация и расширение знаний учащихся в области информатики;

- формирование у учащихся умений работы с тестами;

- повышение мотивации и интереса учащихся к обучению, активизация их самостоятельной учебно-познавательной деятельности.

Содержание программы направлено на систематизацию и расширение знаний учащихся в области информатики. Учащиеся знакомятся с новыми программами. Значительный объём учебного времени отводится на решение тестов, практические занятия.

При проведении занятий используются различные формы обучения, направленные на развитие способностей и самостоятельной работы учащихся. Объяснение приёмов работы рекомендуется сопровождать демонстрацией примеров. Индивидуальный подход к обучению реализуется методом проектов. В ходе работы над проектом учащиеся занимаются с различными методами, технологиями, решениями различных задач. В результате каждый ученик сдает его в форме ОГЭ.

Учебно-методическое обеспечение занятий включает комплекс дидактических материалов для учащихся, методические рекомендации для педагогов по организации и проведению занятий, перечень рекомендуемой литературы.

Для текущего контроля учащимся предлагается набор заданий, принцип решения которых разбирается совместно с учителем.

Рабочая программа рассчитана на 1 учебный час в неделю, всего 26 часов.

Программа создана на основе учебника: Информатика и ИКТ. 9 класс. Подготовка к ГИА-2015. Под ред. Евич Л.Н., Кулабухова С.Ю.

2.Общая характеристика курса:

Основной государственный экзамен - это первое серьезное испытание для учащихся 9-х классов. От ее результатов зависит зачисление в 10-й класс по выбранному профилю дальнейшего обучения.

Подготовка к основному государственному экзамену является одной из основных проблем выпускников 9 класса . По своей сути ОГЭ является своеобразной проверкой знаний, социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной реальности. В этой связи, психологическая устойчивость школьников является одной из основных характеристик, способствующих успешной аттестации в форме ОГЭ.
Подготовка к ОГЭ, как правило, идет на протяжении последних лет обучения. Учителя стараются подготовить школьников с помощью заданий в форме тестов, дополнительных занятий. Все направлено на достижение поставленной цели - успешной сдачи ОГЭ. Но степень тревожности, напряжения у выпускников не снижается. В свою очередь, повышенный уровень тревоги на экзамене приводит к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания, работоспособности. Тревога - это весьма энергоемкое занятие. Чем больше ребенок тревожится, тем меньше сил у него остается на учебную деятельность

Совершенно очевидно, что перед психологами, педагогами и родителями встает проблема охраны психического здоровья школьников, для решения которой необходима продуманная система мероприятий, предусматривающая создание стабильной благоприятной атмосферы, уменьшение вероятности возникновения стрессовых ситуаций и повышение функциональных возможностей школьников.

Процедура прохождения ОГЭ - деятельность сложная, отличающаяся от привычного опыта учеников и предъявляющая особые требования к уровню развития психических функций. Эта процедура во многом имеет инновационный для подростков характер, что может явиться причиной значительных трудностей на экзамене.

По результатам тестирования, наиболее значимыми причинами волнения выпускников являются:
- сомнение в полноте и прочности знаний;
- сомнение в собственных способностях: умение анализировать, концентрировать и распределять внимание;
- психофизические и личностные особенности: быстрая утомляемость, тревожность, неуверенность в себе:
- стресс незнакомой ситуации;
- стресс ответственности перед родителями и школой.

Одна из главных причин предэкзаменационного стресса - ситуация неопределенности. Заблаговременное ознакомление с правилами проведения ОГЭ и заполнения бланков, особенностями экзамена поможет разрешить эту ситуацию.

Тренировка в решении пробных тестовых заданий также снимает чувство неизвестности.

В процессе работы с заданиями важно приучить ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять.

Участниками итоговой аттестации являются все, кто участвует в проведение и участие в экзамене, (от муниципальных отделов образования до родителей учащихся).

Восприятие ОГЭ его участниками разное чаще негативное, и редко позитивное. Важно формировать у учащихся и их родителей не страх или боязнь к экзамену, а положительное отношение через анализ возможностей, которые предоставляет ОГЭ его участникам.
Основной государственный экзамен можно рассматривать:
1.как возможность объективно оценить состояние подготовки учеников;
2.как отбор наиболее подготовленных учащихся для продолжения обучения по выбранному профилю;
3.как аттестация учителей по профилирующим предметам и выводы о качестве их переподготовки;
4.как итоговая аттестация учащихся на основе соответствия содержанию требований школьных программ (общеобразовательный минимум).
В процессе подготовки учащихся необходимо обсуждать возможные трудности, с которыми могут столкнуться учащиеся при прохождении ОГЭ. Анализируя трудности, нужно помогать найти наиболее эффективные пути их решения. Нужно готовить не только учащихся к итоговой аттестации, но и работать в тесном контакте с родителями.
Необходимо начинать с уяснения различий, существующих между проведением основного государственного экзамена в традиционной форме и в новой форме проведения аттестации и т.д. В первую очередь подготовка участников включает формирование положительного отношения к ОГЭ, разрешение прогнозируемых трудностей, формирование и развитие определенных знаний, умений и навыков, необходимых для прохождения государственного экзамена.
Необходимо выделить также следующие направления работы по подготовке в процессе предметной подготовки учащихся:
•формирование умения решать задания разного уровня;
•развитие мотивации и целепологания;
•формирование положительного отношения;
•развитие самоконтроля;
•формирование уверенности и положительной самооценки.
Для лучшей подготовки учащихся педагог должен:
•Правильно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения и навыки учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;
•исключить «натаскивание» старшеклассников на выполнение заданий различного уровня сложности;
•организовать системную продуманную работу в течение всех лет обучения предмету;
•проанализировать результаты муниципальных, региональных, пробного тестирования .
•составить план собственной работы по подготовке обучающихся в процессе преподавания предмета к итоговой аттестации по новой форме;
Работать в тесном контакте с классным руководителем и родителями. Только всем вместе можно добиться хороших результатов на экзамене.

Обобщая вышеизложенное, и , анализируя результаты основного государственного экзамена учеников МБОУ СОШ «Гармония» г.Можайска в 2014-2015 учебном году, необходимо определить основные направления по подготовке учащихся к ОГЭ по информатике:

- обратить внимание на усвоение учащимися:

  1. содержания всех разделов школьного курса по информатике ;

  2. умение анализировать информацию, представленную в невербальной форме (рисунки, схемы);

  3. выполнение программных практических работ;

  4. понимание основных понятий, умение применять их и приводить примеры;

  5. способность четко формулировать свои мысли;

- изучить вопросы, вызвавшие затруднение при сдаче пробных экзаменов ;

- при проведении контрольных работ по типу ОГЭ больше внимания уделять правилам заполнения бланков ответов, бланков регистрации ;

- с учетом требований итоговой аттестации совершенствовать методику преподавания;

- воспитывать в учениках позитивное отношение к учению, самообразованию.

3.Содержание курса

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов по программе

1

Введение

1

2

Информация и информационные процессы

15

3

Проектирование и моделирование

6

4

Репетиционный экзамен

4



4.Учебно-тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов по программе

Примерные сроки проведения

1

Введение

1

21.10

2

Информация и информационные процессы

15

28.10-2.03

3

Проектирование и моделирование

6

9.03-20.04

4

Репетиционный экзамен

4

27.04- 18.05





  1. Содержание учебного материала

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов по программе

Введение

Основной государственный экзамен по информатике: структура и содержание экзаменационной работы.

1

Информация и информационные процессы

Системы счисления: перевод из десятичной системы счисления, перевод в десятичную систему счисления. Измерение информации. Единицы измерения количества информации. Процесс передачи информации. Кодирование и декодирование информации. Обработка информации. Алгоритм, способы записи алгоритмов. Логические выражения. Базы данных. Поиск в готовой базе. Информация в компьютерных сетях. Поиск информации

15

Разбор заданий демонстрационных тестов.

Проектирование и моделирование

Чертежи.

Таблица как средство моделирования. Математические формулы. Представление формульной зависимости в графическом виде. Ввод математических формул и вычисления по ним

6

Разбор заданий демонстрационных тестов.

Репетиционный экзамен

Репетиционный экзамен в формате ОГЭ. Анализ результатов

4

4.Требования к уровню подготовки выпускников 9 класса
в области информатики и ИКТ

Учащиеся должны знать/понимать:

  • процедуру контроля в формате ОГЭ;

  • структуру и содержание контрольных измерительных материалов по предмету;

  • назначение заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом).

Учащиеся должны уметь:

  • работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом;

  • эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;

  • правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом.

Учебно-методическое и программное обеспечение, используемое для достижения планируемых результатов освоения цели и задач учебного курса:



  1. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. - М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

  2. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович. - М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

  3. ОГЭ 2015. Информатика и ИКТ. Типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов. Крылов С.С., Чуркина Т.Е.

  4. Информатика и ИКТ. 9 класс. Подготовка к ГИА-2015. Под ред. Евич Л.Н., Кулабухова С.Ю.

Интернет-ссылки:

  1. fipi.ru/ Федеральный институт педагогических измерений.

Календарно-тематическое планирование


№ урока

Наименование раздела программы

Тема урока

Этап проектной или исследовательской деятельности

Количество часов

Форма занятий обучающихся

Вид контроля

Измерители

Домашнее задание

Дата проведения

Планируемая

Фактическая

1

Введение

Основной государственный экзамен по информатике: структура и содержание экзаменационной работы.

1

Комбинированный урок

Вводный

Задание в тетради

21.10


2

Информация и информационные процессы

Системы счисления: перевод из десятичной системы счисления, перевод в десятичную систему счисления. Разбор заданий с краткой формой ответа из части 1 демонстрационных тестов.

1

Комбинированный урок

Текущий

Задание в тетради

28.10


3

Системы счисления: перевод из десятичной системы счисления, перевод в десятичную систему счисления. Разбор заданий с краткой формой ответа из части 2 демонстрационных тестов.

1

Комбинированный урок

Текущий

Задание в тетради

11.11


4

Измерение информации. Единицы измерения количества информации. Разбор заданий с выбором ответа из части 1 демонстрационных тестов.

1

Комбинированный урок

Текущий

Задание в тетради

25.11


5

Единицы измерения количества информации. Разбор заданий с краткой формой ответа из части 2 демонстрационных тестов.

1

Комбинированный урок

Текущий

Задание в тетради

2.12


6

Процесс передачи информации. Кодирование и декодирование информации. Разбор заданий с краткой формой ответа из части 2 демонстрационных тестов.

1

Комбинированный урок

Текущий

Задание в тетради

9.12


7

Обработка информации. Алгоритм, способы записи алгоритмов. Разбор заданий с выбором ответа из части 1 демонстрационных тестов.

1

Комбинированный урок

Текущий

Задание в тетради

16.12


8

Алгоритм, способы записи алгоритмов. Разбор заданий с выбором ответа из части 1 демонстрационных тестов.

1

Комбинированный урок

Текущий

Задание в тетради

23.12


9

Информация и информационные процессы

Алгоритм, способы записи алгоритмов. Разбор заданий с краткой формой ответа из части 2 демонстрационных тестов.

1

Комбинированный урок

Текущий

Задание в тетради

30.12


10

Алгоритм, способы записи алгоритмов. Разбор заданий с краткой формой ответа из части 2 демонстрационных тестов.

1

Комбинированный урок

Текущий

Задание в тетради

13.01


11

Алгоритм, способы записи алгоритмов. Разбор заданий с краткой формой ответа из части 2 демонстрационных тестов.

1

Комбинированный урок

Текущий

Задание в тетради

20.01


12

Логические выражения. Разбор заданий с краткой формой ответа из части 2 демонстрационных тестов.

1

Комбинированный урок

Текущий

Задание в тетради

27.01


13

Логические выражения. Разбор заданий с краткой формой ответа из части 2 демонстрационных тестов.

1

Комбинированный урок

Текущий

Задание в тетради

3.02


14

Базы данных. Поиск в готовой базе. Разбор заданий с выбором ответа из части 2 демонстрационных тестов.

1

Комбинированный урок

Текущий

Задание в тетради

10.02


15

Поиск в готовой базе. Разбор заданий с выбором ответа из части 2 демонстрационных тестов.

1

Комбинированный урок

Текущий

Задание в тетради

17.02


16

Информация в компьютерных сетях. Поиск информации. Разбор заданий с выбором ответа из части 2 демонстрационных тестов.

1

Комбинированный урок

Текущий

Задание в тетради

2.03


17

Проектирование и моделирование

Чертежи. Разбор заданий с выбором ответа из части 2 демонстрационных тестов.

1

Комбинированный урок

Текущий

Задание в тетради

9.03


18

Таблица как средство моделирования. Математические формулы. Представление формульной зависимости в графическом виде. Разбор заданий с выбором ответа из части 1 демонстрационных тестов.

1

Комбинированный урок

Текущий

Задание в тетради

16.03

19

Таблица как средство моделирования. Ввод математических формул и вычисления по ним. Разбор заданий с развернутым ответом из части 3 демонстрационных тестов.

1

Комбинированный урок

Текущий

Задание в тетради

23.03


20

Таблица как средство моделирования. Ввод математических формул и вычисления по ним. Разбор заданий с развернутым ответом из части 3 демонстрационных тестов.

1

Комбинированный урок

Текущий

Задание в тетради

30.03


21

Таблица как средство моделирования. Ввод математических формул и вычисления по ним. Разбор заданий с развернутым ответом из части 3 демонстрационных тестов.

1

Комбинированный урок

Текущий

Задание в тетради

6.04


22

Таблица как средство моделирования. Ввод математических формул и вычисления по ним. Разбор заданий с развернутым ответом из части 3 демонстрационных тестов.

1

Комбинированный урок

Текущий

Задание в тетради

20.04


23

Репетиционный экзамен

Репетиционный экзамен в формате ГИА.

1

Комбинированный урок

Текущий


27.04


24

Анализ результатов репетиционного экзамена.

1

Комбинированный урок

Текущий

Задание в тетради

4.05


25

Итоговый репетиционный экзамен в формате ГИА.

1

Комбинированный урок

Итоговый


11.05


26

Анализ результатов итогового репетиционного экзамена.

1

Комбинированный урок

Текущий


18.05




© 2010-2022