- Преподавателю
- Информатика
- Передача информации. Материалы для проведения открытого урока -закрепления в 5 классе
Передача информации. Материалы для проведения открытого урока -закрепления в 5 классе
Раздел | Информатика |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Долженкова В.И. |
Дата | 07.03.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 924
Департамента образования города Москвы
Передача информации
(урок-закрепление)
Конспект урока по информатике
в 5 классе
подготовила
учитель информатики и ИКТ
Долженкова Владлена Игоревна
Москва
2015
Цели урока:
-
Закрепить материал, пройденный на прошлом уроке о процессах передачи информации в природе, обществе, технике;
-
Проверить знания о схеме и основных принципах передачи информации;
-
Закрепить понятие источника и приемника информации, канала связи;
-
Рассмотреть электронную почту как средство передачи информации;
-
Расширить понятия, полученные на прошлом уроке.
Задачи:
- Образовательная: сформировать знания о процессе передачи информации, дифференцировать различные источники и приемники информации, находить примеры в живой и неживой природе, науке и технике.
- Развивающая: развивать умения учащихся ставить личностные цели в познании материала урока; выполнять задания, используя карточки и интерактивные ресурсы; делать выводы на основе полученных знаний; применять имеющиеся знания при решении конкретных задач; логически мыслить в процессе поиска ответа на проблемный вопрос.
- Воспитательная: в процессе урока реализовывать развивающее обучение; позволяющее ученику выступать автором собственного мнения относительно изучаемого материала; вырабатывать личное отношение учащегося к познаваемому; преодолевать трудности познания; осознавать социальную значимость дружественной атмосферы, реализуемой в практических работах по группам; воспитывать интерес к изучаемому предмету, дисциплину во время работы с ПК.
Основные понятия:
-
Источник информации;
-
Информационный канал;
-
Приёмник информации;
-
Электронная почта.
Оборудование: плакат «Передача информации», компьютер, мультимедиа проектор, экран, ноутбуки для индивидуальной работы учащихся.
План урока:
-
организационный момент 1 мин.
-
проверка домашнего задания 7 мин
-
актуализация знаний 3 мин
-
повторение 10
-
физкультминутка 1 мин
-
продолжение изучения темы 5 мин
-
рефлексия обучения 11 мин
-
обобщение урока 3 мин
-
подведение итогов 2 мин
-
домашнее задание + карточки 2 мин
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, сообщение плана урока.
2. Проверка домашнего задания
Устный опрос в виде беседы и рассуждений. Ответы на вопросы:
-
Какими средствами передачи информации пользуется современный человек?
-
Каким средством передачи информации чаще всего пользуетесь вы?
-
Какими способами передавали информацию в древнем мире?
-
Объясните значение слов «телеграф», «телефон», «телевидение».
-
Что появилось раньше: телеграф или телефон?
-
Каким образом вы сможете передать информацию на дальнее расстояние без телеграфа, телефона и Интернета?
3. Актуализация знаний
- Что такое информация?
- Какие действия человек совершает с информацией?
- Как человек хранит информацию?
Ученикам предлагается перечислить: старинные носители информации, современные носители информации, высказать свой прогноз о будущем информационных носителей.
4. Закрепление пройденной темы. Расширение понятий, полученных на прошлом уроке.
Тема нашего урока «Передача информации. Закрепление».
(Приложение 1). Презентация:
Слайд №1
В течение жизни люди передают друг другу просьбы, приказы, отчёты, публикуют книги, статьи, рекламные объявления.
Передача информации происходит при чтении книг, при просмотре телепередач.
Слайд №2
Любой процесс передачи информации упрощённо можно представить следующей схемой:
Давайте вспомним: кто или что может являться источником информации, приемником и что представляет, по-вашему, канал связи?
Ответы учащихся.
Учитель дает пояснения в виде продолжения таблицы:
Слайд №3
А что изображено на картинке?
Кто здесь является источником информации, а кто приемником?
Что же в данном случае служит каналом связи?
Ответы учащихся.
Слайд №4
Давайте подумаем
Задание: Назовите источники и приёмники информации в каждом приведённом примере:
Ответы учащихся.
Слайд №5
А теперь вспомним об информационных каналах. Информационные каналы могут быть биологическими и техническими:
А что, по-вашему, является каналом связи при разговоре 2-х или более людей?
Предположения учащихся.
Чтоб узнать ответ на этот вопрос наверняка, предлагаю вам посмотреть фрагмент анимации «Как мы слышим». files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000058d-1000-4ddd-4a71-220046bc501d/7_018.swf
Какой же вывод мы можем сделать из увиденного?
Ответы учащихся.
Итак, вывод: каналом связи при устном общении является воздух!
Слайд №6
Предлагаю рассмотреть несколько ситуационных задач, связанных с передачей информации, встречающихся повседневно.
Ситуация 1 : вы переходите дорогу на регулируемом перекрёстке.
Сколько сторон участвуют в передаче информации?
Ответы учащихся.
Слайд №7
Ситуация 2: играя в компьютерную игру, вы постоянно обмениваетесь информацией с компьютером: воспринимаете сюжет, правила и текущую ситуацию, анализируете полученную информацию и передаёте компьютеру некоторые управляющие команды.
Какого рода обмен информацией происходит во время игры?
Ответы учащихся.
Слайд №8
Ситуация 3: просмотр телепередачи всей семьёй.
Сколько источников и сколько приёмников информации?
Ответы учащихся.
Слайд №9
Ситуация 4: вы готовите сообщение по истории.
Назовите источник и приемник информации.
Ответы учащихся.
Слайд №10
Очень важно, чтобы передача информации осуществлялась быстро и без искажений.
Помехи при передаче информации :
-
-
искажение звука в телефоне,
-
шум, влияющий на работу радиоприёмника,
-
искажение или затемнение изображения в телевизоре,
-
ошибки при передаче по телеграфу.
-
-
В результате, передаваемая информация
может быть потеряна или искажена.
Давайте посмотрим анимацию:
files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1ebf66d3-4675-46dc-ada4-47355808e0f4/%5BINF_023%5D_%5BAM_01%5D.swf, из которой вы увидите, как виртуозная игра на скрипке превращается в какофонию из-за помех при передаче звуковой информации.
Физкультминутка.
Слайд №11
На протяжении столетий живущие далеко друг от друга люди обменивались между собой информацией с помощью писем.
Письмо - это письменное послание одного человека другому.
Слайд №12
С развитием науки и техники мы имеем возможность отсылать друг другу электронные письма.
Электронное письмо может содержать тексты, изображения, звуки и видеоинформацию.
Слайд №13
Для этого пользователю необходимо иметь свою электронную почту.
Электронная почта - это система обмена сообщениями (письмами)
с помощью компьютерных сетей.
Любой пользователь может завести свой бесплатный электронный почтовый ящик.
Поднимите руки те, у кого есть собственный электронный почтовый ящик.
Всем известен символ @, который мы называем «собака». А как же его называют в других странах?
Слайд №14
@ - Знак "at" - в Америке и Англии ;
@ - «Висящая обезьяна» - в Германии;
@ - «Улитка» - во Франции;
@ - «Хобот слона» - в Дании и Швеции;
@ - «Свиной хвост» - в Норвегии;
@ - «Мышонок» - в Китае;
@ - «Кошка» - в Финляндии;
@ - «Роза» - в Турции.
Презентация окончена.
4. Рефлексия обучения.
Теперь я попрошу вас разделиться на группы и выполнить задание.
На карточках (Приложение 2) у вас имеется 8 изображений: тучка, букет цветов, будильник, дерево, девочка, бабушка, солнце и собака. Вам также выданы стрелки (Приложение 3). Прошу разместить изображения и соединить их стрелками по принципу «от источника информации к приемнику».
Проверка заданий.
Теперь попрошу вас занять свои места за компьютерами.
В сетевой папке вы найдете файл под названием «Тест. Ссылка» (Приложение 4). Пройдите по ссылке и выполните тест. Результаты представьте учителю.
5. А теперь пора обобщить полученные знания.
Демонстрируется плакат (Приложение 5)
-
Человек постоянно участвует в действиях, связанных с приёмом и передачей информации.
-
Любой процесс передачи информации можно представить следующей схемой:
источник информации ® информационный канал ® приёмник информации . Канал связи - это чаще всего техническое средство (телефон, радио, телевидение), с помощью которого происходит передача информации.
В передаче информации всегда участвуют две стороны: тот, кто передает информацию, и тот, кто ее получает.
Очень важно, чтобы передача информации осуществлялась быстро и без искажений.
-
Телефон, телеграф, телевидение, Интернет - современные информационные каналы.
-
Электронная почта - это система обмена сообщениями (письмами) с помощью компьютерных сетей.
-
Подведение итогов урока, выставление отметок.
-
Домашнее задание: параграф 1.5, заполнить таблицу (Приложение 6) и вклеить в тетрадь:
Прочитайте предложения и заполните таблицу.
Источник информации
Приемник информации
Школьник читает текст в учебнике. Бабушка читает письмо. Мальчик просыпается от звонка будильника. Человек читает объявление в газете. Завуч вывешивает листок с расписанием. Диспетчер сообщает об отмене рейса автобуса.
Презентация является электронным приложением к учебнику Информатика : учебник для 5 класса
Авторы: Босова Л. Л., Босова А. Ю.
Год издания: 2013
metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor5.php
Сслылка на плакат:
metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/eor5/posters/5-6-1-peredacha-informacii.jpg
Ссылки на заимствованные изображения:
ai-cdr.ucoz.ru/news/dozhdevoe_oblako_v_vektore/2011-03-06-630
freebievectors.com/ru/poisk/tvetocnye/?s=шаблон+цветов
ru.depositphotos.com/1194210/stock-illustration-blue-alarm-clock.html
freebievectors.com/ru/vektornaja-grafika/72995/derevo-vektor-tol-ko-bereza-cernyi/
freebievectors.com/ru/poisk/3/?s=color%3A%23785155
ru.123rf.com/stock-photo/cartoon_babushka.html
shutterstock.com/g/clairev/sets/416809-weather
freebievectors.com/ru/kartinka/13268/sobaka-vektor-46/