Передача информации. Материалы для проведения открытого урока -закрепления в 5 классе

Материал для проведения открытого урока по информатике и ИКТ в 5-ом классе. В архиве содержится: конспект урока по информатике в 5 классе «Передача информации» для учителя, Приложение 1 "Передача информации" (авторская презентация Босовой Л. Л., Босовой А. Ю., которая  является электронным приложением к учебнику Информатика : учебник для 5 класса. ФГОС), Приложение 2 «Карточки» и Приложение 3 «Стрелки» для выполнения задания в малых группах, Приложение 4 «Тест. Ссылка» для проверки усвоенных зна...
Раздел Информатика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 924

Департамента образования города Москвы









Передача информации

(урок-закрепление)

Конспект урока по информатике

в 5 классе





подготовила

учитель информатики и ИКТ

Долженкова Владлена Игоревна







Москва

2015



Цели урока:

  • Закрепить материал, пройденный на прошлом уроке о процессах передачи информации в природе, обществе, технике;

  • Проверить знания о схеме и основных принципах передачи информации;

  • Закрепить понятие источника и приемника информации, канала связи;

  • Рассмотреть электронную почту как средство передачи информации;

  • Расширить понятия, полученные на прошлом уроке.

Задачи:

- Образовательная: сформировать знания о процессе передачи информации, дифференцировать различные источники и приемники информации, находить примеры в живой и неживой природе, науке и технике.


- Развивающая: развивать умения учащихся ставить личностные цели в познании материала урока; выполнять задания, используя карточки и интерактивные ресурсы; делать выводы на основе полученных знаний; применять имеющиеся знания при решении конкретных задач; логически мыслить в процессе поиска ответа на проблемный вопрос.

- Воспитательная: в процессе урока реализовывать развивающее обучение; позволяющее ученику выступать автором собственного мнения относительно изучаемого материала; вырабатывать личное отношение учащегося к познаваемому; преодолевать трудности познания; осознавать социальную значимость дружественной атмосферы, реализуемой в практических работах по группам; воспитывать интерес к изучаемому предмету, дисциплину во время работы с ПК.

Основные понятия:

  • Источник информации;

  • Информационный канал;

  • Приёмник информации;

  • Электронная почта.

Оборудование: плакат «Передача информации», компьютер, мультимедиа проектор, экран, ноутбуки для индивидуальной работы учащихся.

План урока:

  • организационный момент 1 мин.

  • проверка домашнего задания 7 мин

  • актуализация знаний 3 мин

  • повторение 10

  • физкультминутка 1 мин

  • продолжение изучения темы 5 мин

  • рефлексия обучения 11 мин

  • обобщение урока 3 мин

  • подведение итогов 2 мин

  • домашнее задание + карточки 2 мин

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, сообщение плана урока.

2. Проверка домашнего задания

Устный опрос в виде беседы и рассуждений. Ответы на вопросы:

  1. Какими средствами передачи информации пользуется современный человек?

  2. Каким средством передачи информации чаще всего пользуетесь вы?

  3. Какими способами передавали информацию в древнем мире?

  4. Объясните значение слов «телеграф», «телефон», «телевидение».

  5. Что появилось раньше: телеграф или телефон?

  6. Каким образом вы сможете передать информацию на дальнее расстояние без телеграфа, телефона и Интернета?

3. Актуализация знаний

- Что такое информация?

- Какие действия человек совершает с информацией?

- Как человек хранит информацию?

Ученикам предлагается перечислить: старинные носители информации, современные носители информации, высказать свой прогноз о будущем информационных носителей.

4. Закрепление пройденной темы. Расширение понятий, полученных на прошлом уроке.

Тема нашего урока «Передача информации. Закрепление».

(Приложение 1). Презентация:

Слайд №1

В течение жизни люди передают друг другу просьбы, приказы, отчёты, публикуют книги, статьи, рекламные объявления.

Передача информации происходит при чтении книг, при просмотре телепередач.

Слайд №2

Любой процесс передачи информации упрощённо можно представить следующей схемой:

Давайте вспомним: кто или что может являться источником информации, приемником и что представляет, по-вашему, канал связи?

Ответы учащихся.

Учитель дает пояснения в виде продолжения таблицы:

Слайд №3

А что изображено на картинке?

Кто здесь является источником информации, а кто приемником?

Что же в данном случае служит каналом связи?

Ответы учащихся.

Слайд №4

Давайте подумаем

Задание: Назовите источники и приёмники информации в каждом приведённом примере:

Ответы учащихся.

Слайд №5

А теперь вспомним об информационных каналах. Информационные каналы могут быть биологическими и техническими:

А что, по-вашему, является каналом связи при разговоре 2-х или более людей?

Предположения учащихся.

Чтоб узнать ответ на этот вопрос наверняка, предлагаю вам посмотреть фрагмент анимации «Как мы слышим». files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000058d-1000-4ddd-4a71-220046bc501d/7_018.swf

Какой же вывод мы можем сделать из увиденного?

Ответы учащихся.

Итак, вывод: каналом связи при устном общении является воздух!

Слайд №6

Предлагаю рассмотреть несколько ситуационных задач, связанных с передачей информации, встречающихся повседневно.

Ситуация 1 : вы переходите дорогу на регулируемом перекрёстке.

Сколько сторон участвуют в передаче информации?

Ответы учащихся.

Слайд №7

Ситуация 2: играя в компьютерную игру, вы постоянно обмениваетесь информацией с компьютером: воспринимаете сюжет, правила и текущую ситуацию, анализируете полученную информацию и передаёте компьютеру некоторые управляющие команды.

Какого рода обмен информацией происходит во время игры?

Ответы учащихся.

Слайд №8

Ситуация 3: просмотр телепередачи всей семьёй.

Сколько источников и сколько приёмников информации?

Ответы учащихся.

Слайд №9

Ситуация 4: вы готовите сообщение по истории.

Назовите источник и приемник информации.

Ответы учащихся.

Слайд №10

Очень важно, чтобы передача информации осуществлялась быстро и без искажений.

Помехи при передаче информации :

    • искажение звука в телефоне,

    • шум, влияющий на работу радиоприёмника,

    • искажение или затемнение изображения в телевизоре,

    • ошибки при передаче по телеграфу.

  • В результате, передаваемая информация
    может быть потеряна или искажена.

Давайте посмотрим анимацию:

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1ebf66d3-4675-46dc-ada4-47355808e0f4/%5BINF_023%5D_%5BAM_01%5D.swf, из которой вы увидите, как виртуозная игра на скрипке превращается в какофонию из-за помех при передаче звуковой информации.

Физкультминутка.

Слайд №11

На протяжении столетий живущие далеко друг от друга люди обменивались между собой информацией с помощью писем.

Письмо - это письменное послание одного человека другому.

Слайд №12

С развитием науки и техники мы имеем возможность отсылать друг другу электронные письма.

Электронное письмо может содержать тексты, изображения, звуки и видеоинформацию.

Слайд №13

Для этого пользователю необходимо иметь свою электронную почту.

Электронная почта - это система обмена сообщениями (письмами)
с помощью компьютерных сетей.

Любой пользователь может завести свой бесплатный электронный почтовый ящик.

Поднимите руки те, у кого есть собственный электронный почтовый ящик.

Всем известен символ @, который мы называем «собака». А как же его называют в других странах?

Слайд №14

@ - Знак "at" - в Америке и Англии ;

@ - «Висящая обезьяна» - в Германии;

@ - «Улитка» - во Франции;

@ - «Хобот слона» - в Дании и Швеции;

@ - «Свиной хвост» - в Норвегии;

@ - «Мышонок» - в Китае;

@ - «Кошка» - в Финляндии;

@ - «Роза» - в Турции.

Презентация окончена.

4. Рефлексия обучения.

Теперь я попрошу вас разделиться на группы и выполнить задание.

На карточках (Приложение 2) у вас имеется 8 изображений: тучка, букет цветов, будильник, дерево, девочка, бабушка, солнце и собака. Вам также выданы стрелки (Приложение 3). Прошу разместить изображения и соединить их стрелками по принципу «от источника информации к приемнику».

Проверка заданий.

Теперь попрошу вас занять свои места за компьютерами.

В сетевой папке вы найдете файл под названием «Тест. Ссылка» (Приложение 4). Пройдите по ссылке и выполните тест. Результаты представьте учителю.

5. А теперь пора обобщить полученные знания.

Демонстрируется плакат (Приложение 5)

Передача информации. Материалы для проведения открытого урока -закрепления в 5 классе


  • Человек постоянно участвует в действиях, связанных с приёмом и передачей информации.

  • Любой процесс передачи информации можно представить следующей схемой:

источник информации ® информационный канал ® приёмник информации . Канал связи - это чаще всего техническое средство (телефон, радио, телевидение), с помощью которого происходит передача информации.

В передаче информации всегда участвуют две стороны: тот, кто передает информацию, и тот, кто ее получает.

Очень важно, чтобы передача информации осуществлялась быстро и без искажений.

  • Телефон, телеграф, телевидение, Интернет - современные информационные каналы.

  • Электронная почта - это система обмена сообщениями (письмами) с помощью компьютерных сетей.

  1. Подведение итогов урока, выставление отметок.

  2. Домашнее задание: параграф 1.5, заполнить таблицу (Приложение 6) и вклеить в тетрадь:

Прочитайте предложения и заполните таблицу.

Источник информации

Приемник информации




Школьник читает текст в учебнике. Бабушка читает письмо. Мальчик просыпается от звонка будильника. Человек читает объявление в газете. Завуч вывешивает листок с расписанием. Диспетчер сообщает об отмене рейса автобуса.





Презентация является электронным приложением к учебнику Информатика : учебник для 5 класса

Авторы: Босова Л. Л., Босова А. Ю.

Год издания: 2013

metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor5.php


Сслылка на плакат:

metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/eor5/posters/5-6-1-peredacha-informacii.jpg

Ссылки на заимствованные изображения:


ai-cdr.ucoz.ru/news/dozhdevoe_oblako_v_vektore/2011-03-06-630

freebievectors.com/ru/poisk/tvetocnye/?s=шаблон+цветов

ru.depositphotos.com/1194210/stock-illustration-blue-alarm-clock.html

freebievectors.com/ru/vektornaja-grafika/72995/derevo-vektor-tol-ko-bereza-cernyi/

freebievectors.com/ru/poisk/3/?s=color%3A%23785155

ru.123rf.com/stock-photo/cartoon_babushka.html

shutterstock.com/g/clairev/sets/416809-weather

freebievectors.com/ru/kartinka/13268/sobaka-vektor-46/






© 2010-2022