Описание опыта педагогической деятельности

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное учреждение образования

«Лельчицкая средняя школа №2»




ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ»





Шукалович Татьяна Григорьевна

учитель информатики







Тема моей работы «Развитие творческих способностей учащихся посредством использования метода проектов на уроках информатики»

Наше время - это время перехода к информационному обществу. К его главным характеристикам относятся: изменение роли информации, рассмотрение ее в качестве основного ресурса развития. Происходит ускорение темпов роста объемов информации и обеспечение свободного доступа к ней широких масс населения. В современном мире нужны люди, способные ориентироваться в огромном потоке информации, владеющие технологиями обработки информации. Поэтому среди всех дисциплин, изучаемых в школе, информатика занимает особое место. Но на её изучение отводится 1 час в неделю, учащиеся приходят в 6 класс с различной степенью владения компьютером. Самостоятельно освоив игровые программы, научившись выполнять некоторые технологические операции, создает у многих учащихся иллюзию, что они все знают и им нечему учиться на уроке [3, c. 168].

Передо мной постоянно встают вопросы: как учить, как воспитать активную, творчески мыслящую личность, как добиться от учащихся высокого уровня информационной культуры, умений оперативно, целенаправленно и качественно работать с информацией, как научить ребёнка легко и непринужденно ориентироваться в калейдоскопе быстро развивающихся информационных технологий?

В ходе поиска методов обучения, которые позволили бы работать с учащимися с различной степенью владения компьютерными технологиями, моё внимание привлёк метод проектов, разработанный ещё в начале 20-го столетия американским философом и педагогом Джона Дьюи. Его идеи «стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение этих проблем, умение практически применять полученные знания» и легли в основу обобщаемого опыта [1].

Цель обобщаемого опыта: изучение эффективности использования метода проектов на уроках информатики для развития творческой личности учащихся.

Для достижения поставленной цели потребовалось решить ряд задач:

  • способствовать формированию коммуникативной компетенции учащихся;

  • организовать самостоятельную познавательную, творческо-практическую деятельность учащихся;

  • выработать критерии оценки результатов проектной деятельности для каждой из возрастных групп учащихся.

Решение поставленных задач позволяет сделать процесс обучения захватывающим, интересным и для учащихся и для меня как учителя. Идея всей моей работы заключена в словах: «Имеет смысл только то знание, которое используется на практике». А метод проектов - это «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.… В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности» [1].

Методом проектов я занялась случайно. Лет 7 назад учащиеся на занятия кружка принесли заметку о продаже картины белорусского художника Ивана Хруцкого и предложили вместе заняться в Интернете поиском других картин этого художника, чтобы расширить свой кругозор и подробнее познакомиться с жизненным и творческим путём нашего земляка.

Далее - искали картины в энциклопедиях, сканировали их, изучили литературу о художнике. Результат своей работы представили в виде презентации на уроке литературы. Получили хороший отзыв и отличную оценку за урок. После этого ученики стали активнее работать с проектными заданиями по литературе, истории, географии. И тогда я стала давать в качестве дополнительного домашнего задания (только желающим), подготовить информацию по некоторым темам из информатики для уроков обобщения темы, а на кружке подбирали нужные рисунки и готовили презентации - так зарождалась проектная деятельность в нашей школе.

С появлением проектора активность учеников по созданию презентаций, а затем и кроссвордов, видеофильмов, анимационных роликов возросла. Причин этому несколько: во-первых - отличная отметка по предмету; во-вторых - такая же оценка по информатике; в-третьих - защищая свою работу, ребёнок чувствует свою значимость, он может выделиться среди сверстников; наиболее удачные проекты демонстрировались в параллельных классах; в-четвёртых - учеников эта деятельность занимала.

Используя метод проектов (Приложение 6) в течение последних 4 лет, для себя я выстроила работу по следующей схеме.

6-7 классы. Практико-ориентированные, творческие монопроекты. Сначала учащиеся получают теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание. Затем мы переходим к практическим занятиям, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и умений учащихся по курсу информатика. После этого переходим к выполнению проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях.

На уроках первичного закрепления знаний применяю мини-проекты. Например, при изучении темы «Аппаратное обеспечение компьютера» перед учениками ставлю проблему: из имеющихся рисунков выбрать устройства, относящиеся к 1) устройствам ввода информации; 2) устройствам вывода информации. Класс делю на группы из 3-4 учеников. В группы включаю сильных и слабоуспевающих учащихся. Далее - распределяю роли в группах: 1-ый ученик - теоретик, работает с учебником, он предлагает ответ и в группе идёт обсуждение; 2-ой - делает презентацию; 3-ий ученик представляет презентацию классу. Работа в группах требует терпимости друг к другу, умения аргументированно отстаивать свою точку зрения, выслушивать мнение товарища. На уроке обобщения знаний использую проект «Компьютер» (Приложение 1). Таким образом, одновременно с расширением и углублением практических навыков, происходит формирование коммуникативной компетенции учащихся.

После изучения темы «Графический редактор», предлагаю переделать известные сказки «Колобок», «Про репку» на современный лад и сделать иллюстрации. На этот проект использую 2 урока и домашнее задание. На первом уроке учащиеся разрабатывают план сказки и прорисовывают героев. Заканчивают работы дома. Таким образом, появляется возможность для общения детей и родителей, укрепляется взаимопонимание, поддержка в выполнении общего дела. На втором уроке - защита своей работы, обсуждение и выставление отметок. Ко Дню Матери, Новому году предлагаю сделать поздравительные открытки в качестве дополнительного домашнего задания для желающих. Но обязательно отвожу урок для защиты работ.

Критерии оценки проектов: оригинальность, эстетические достоинства. На этом этапе моя главная задача состоит в том, чтобы создать для учащихся предпосылки для успешного творчества. Обращаю внимание, что для того, чтобы сделать интересный продукт, надо иметь необходимый минимум знаний и огромное желание воплотить свои идеи в жизнь.

8-9 классы. Практико-ориентированные, творческие, информационные моно-проекты и межпредметные проекты. Я чаще применяю их на уроках контроля и обобщения знаний. Примеры проектов:

  • проект «Кроссворд» (Приложение 2);

  • проект «Занимательная информатика» (Приложение 3);

  • проекты по краеведению.

В ходе выполнения проекта моя роль состоит в организации самостоятельной познавательной, творческо-практической деятельности учащихся. Они могут обратиться за помощью и к своим товарищам. При этом помогающий получает не меньшую пользу, чем обратившийся к нему, поскольку его знания закрепляются именно при объяснении своему однокласснику [2, c. 86]. Лучшие работы распечатываются и используются учителями-предметниками на уроках. Такие проекты позволяют получить оценки сразу по нескольким предметам. Они наглядно показывают учащимся практическую ценность приобретённых ими знаний. На таких уроках ученики начинают понимать, где и как они смогут применить полученные знания. Автор проекта делает самоанализ своей работы, выслушивает мнение других учащихся, учителя. Подвожу итог обсуждению и выставляю отметки.

При работе над проектом ученик видит, насколько удачно он поработал, отметка становится менее важным фактором по сравнению с достижением цели проекта. Оценка учителем его личностных качеств, проявленных в процессе работы, становятся для ученика более весомой, чем отметка по предмету за предъявленные знания [4, c. 46]. Результаты краеведческих проектов и проектов по здоровому образу жизни (лучшие буклеты, презентации) помещаем в классные уголки или используют на классных часах классные руководители.

К 10-11 классам обычно появляется круг учащихся, которые готовы заниматься проектной деятельностью, как на уроках информатики, так и на других предметах и участвуют в различных творческих конкурсах. Они самостоятельно предлагают проблемы для проекта, которые возникают у них в результате личностных интересов. Примеры проектов, проблемы для которых были предложены учениками:

  • безопасная работа в интернете (Приложение 4);

  • кредитные истории;

  • планирование бюджета;

  • создание программных продуктов;

  • создание презентаций по другим учебным предметам (Приложение 5).

Три первых проекта я использую наиболее часто во всех параллелях 10 и 11 классов. Последние два - это индивидуальные проекты, и защищают их учащиеся на различных творческих конкурсах или на уроках по различным школьным предметам.

Некоторые проекты учащиеся выполняют в течение одного урока и предварительного домашнего задания. Так для проекта «Безопасная работа в Интернете» ученики разбиваются на 5 групп, 4 группы получают свои задания (напр. подобрать информацию, картинки, сделать выводы по теме «Как защитить аккаунт в соц. сетях»), а пятая выступает в роли координаторов проекта и проводит социологические исследования. На уроке каждая группа делает презентацию для защиты своей темы, координаторы составили единую презентацию и из выводов по каждой теме создают черновик буклета «Твоя безопасность при работе в интернете», представитель каждой группы защищает свои слайды в общей презентации, все вместе обсуждают выводы-правила.

Критерии оценки результатов работы учеников этой возрастной группы - это владение способами познавательной деятельности: умением использовать различные источники информации, методы исследования, умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям; умение ставить цель, составлять и реализовать план, проводить рефлексию, сопоставлять цель и действие.

К ученикам, желающим заниматься индивидуальными проектами, я предъявляю следующие требования:

  • подготовленность учащегося к данному виду деятельности;

  • интерес одноклассников к данной проблеме;

  • практическая направленность и значимость проекта;

  • творческая постановка задачи;

  • практическая осуществимость проекта.

Правильный выбор темы с учетом названных требований, возрастных и личностных интересов учащихся обеспечивает положительную мотивацию и дифференциацию в обучении, активизирует самостоятельную творческую деятельность при выполнении проекта.

Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и учатся приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач. Проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы учащегося.

Мои успехи при работе по данной методике: 2-ое место в научно-практической конференции «Поиск» с проектом «Генетический алгоритм распознавания образов» ученика 10 класса Шукаловича Сергея; участие в XVII республиканской конференция учащихся по информатике, проводимой факультетом прикладной математики БГУ ученика 11 класса Колоса Дмитрия. Ежегодное поступление 3-5 выпускников нашей школы в БГУИР; факультеты мехмат, радиофизики и компьютерных технологий БГУ, факультет прикладной математики ГГУ на специальности, связанные с программированием и компьютерными технологиями.

В ходе использования метода проектов мною выделены следующие результаты:

1.Формируются и отрабатываются:

  • навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации;

  • навыки публичного выступления;

  • умения представить информацию в доступном, эстетичном виде;

  • умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи;

  • умение работать в группе, в команде;

  • умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение.

2. Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях.

3. Повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой (принтер, сканер, микрофон и т.д.).

4. Учащийся довольно основательно изучает ту компьютерную программу, в которой создает проект.

5. Ученик имеет возможность воплотить свои творческие замыслы.

6. Отношения с учителем переходят на уровень сотрудничества.

7. Повышается самооценка тех детей, которые по той или иной причине считали себя неуспешными.

В результате обобщения опыта по проблеме развития творческих способностей учащихся посредством использования метода проектов на уроках информатики я делаю следующие выводы:

  1. Необходимость применения метода проектов в современном школьном образовании обусловлено тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности учащегося, его подготовки к реальной деятельности.

  2. Применение метода проектов даёт результаты на всех этапах обучения средней общеобразовательной школы, т.к. сущность проектной методики отвечает основным психологическим требованиям личности на любом этапе её развития. Прежде всего, это обусловлено:

  • проблемным характером проектной деятельности; в её основе лежит практически или теоретически значимая проблема, связанная с реальной жизнью;

  • неконфликтным характером проектной деятельности.

Собственные наблюдения показали, что метод проектов является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, творческую активность, уровень самостоятельности школьников, их толерантность, а также общее интеллектуальное развитие.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Полат, Е. С. Метод проектов / Е.С. Полат [Электронный ресурс]. - Режим доступа : distant.ioso.ru/project/meth%20project/metod%20pro.htm. - Дата доступа : Дата доступа : 10.09.2013.

2. Пахомова, Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М. : АРКТИ, 2003. - 110 с.

3. Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии : пособие для учителей. - 2-е изд. / Н. И. Запрудский. - Минск : Сэр-Вит, 2004. - 288 с.

4. Щукина, Г. И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Г. И. Щукина. - М. : «Просвещение», 1984. - 232 с.

Приложение 1

Проект «Компьютер».

Тип проекта: игровой, мини проект.

Планируемый результат: осознанный выбор учениками модели компьютера, согласно имеющимся начальным условиям, с использованием прайс-листов компьютерных фирм. Презентация проекта в виде деловой игры.

Цели: проверить качество знаний учащихся по теме «Устройство ПК», показать учащимся практическое применение материала, изученного ими на уроках информатики, научить культуре поведения в ситуации продавец-покупатель.

Предметно-содержательная область: информатика

Продолжительность: один урок.

Ход проекта

Для выполнения проекта учащиеся образовывают пары.

Приложение 2

Проект «Кроссворд».

Тип проекта: практико-ориентированный.

Планируемый результат: создание и оформление тематического кроссворда в текстовом процессоре Word.

Цели: проверка навыков работы со шрифтами и таблицами.

Предметно-содержательная область: вне-предметная

Длительность: два урока

Ход проекта

  • определение темы вопросов для кроссворда;

  • отбор материала, его анализ и составление вопросов с ответами;

  • создание макета кроссворда на бумаге;

  • создание кроссворда на компьютере, при оформлении кроссворда можно использовать вставку рисунков, символов, автофигур;

  • запись вопросов и ответов к кроссворду;

  • представление результатов работы учителю.

Приложение 3

Проект «Занимательная информатика».

Тип проекта: информационный.

Планируемый результат: Создание и оформление газеты или презентации для предметной недели "Это интересно" на одну из актуальных тем современной жизни. Размещение лучших газет на выставках при проведении предметных недель и демонстрация презентаций при изучении данной темы по предмету.

Цели: определение уровня сформированности навыков и умений, необходимых для оформления текста (презентации), расширение круга их практического применения.

Предметно-содержательная область: информатика и любой образовательный предмет.

Длительность: два урока и время для подготовки домашнего задания. При подготовке проектов для других предметов - одно занятие факультатива и оно - кружка.

Ход проекта

Для выполнения проекта учащиеся образовывают пары.

  • распределение обязанностей в паре - выбор редактора и оформителя;

  • определение темы газеты (презентации), она должна быть актуальной;

  • отбор редактором текстов, а оформителем иллюстраций;

  • эти пункты выполняются учащимися в качестве домашнего задания.

  • на уроке учащиеся, работая в паре, создают макет объекта на бумаге;

  • обсудив полученный макет и придя к единогласному мнению, ученики реализуют проекты на компьютере.

  • представление проекта.

Приложение 4

Проект «Социологический опрос» («Безопасная работа в Интернете»)

Тип проекта: исследовательский.

Планируемый результат: получение количественных характеристик различных социальных явлений, их иллюстрация, буклет «Твоя безопасность при работе в интернете».

Цели: отработка навыков сбора информации путём проведения анкетирования, практическое использование имеющихся знаний для обработки результатов с помощью Excel.

Предметно-содержательная область: информатика и любая область знаний.

Длительность: два урока и время для подготовки домашнего задания.

Ход проекта

Используется работа в группах.

Приложение 5

Проект «Это интересно»

Тип проекта: информационный.

Планируемый результат: презентация или Web-страницы.

Цели: обобщение и углубление приёмов работы с гипертекстом.

Предметно-содержательная область: информатика и любая область знаний.

Длительность: два занятия факультатива и время для сбора материала.

Приложение 6

Проект «Мой город»

Тип проекта: информационный.

Планируемый результат: Создание презентации «Мой город»

Цели: определение уровня сформированности навыков и умений, необходимых для создания презентации, побудить учащихся к созданию шаблона для презентации.

Предметно-содержательная область: краеведение

Длительность: два урока и время для подготовки домашнего задания.

Ход проекта

На первом уроке

1. Наличие проблемы. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы. Нет проблемы - нет деятельности. Для нашего проекта проблема - город находится в центре Полесья, о нём мало знают, в нашем городе живут интересные люди, у нас красивая природа, даже зубры встречаются. Презентации должна быть уникальна.

2. Обязательное планирование действий. В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план совместных действий ученика и учителя. Создаётся банк идей и предложений. Учащиеся предложили создать шаблон презентации. На протяжении всей работы я помогаю в постановке цели, корректирую работу, но не навязываю ученику своё видение решения задачи. Ученики делятся на группы по 3-4 и распределяют задания для каждой группы.

3. Поиск информации - обязательное условие каждого проекта. Большую поддержку в этом оказывают Интернет-ресурсы и литературные источники. Обращаю внимание учеников именно на книгу как основной источник информации. Для данного проекта это энциклопедия «История Убортского Полесья», книга уникальна тем, что это единственная энциклопедия в Беларуси, посвящённая одному району. Найденная информация обрабатывается, осмысливается. После совместного обсуждения выбираем базовый вариант. Я лишь корректирую последовательность технологических операций.

Домашнее задание: сделать фотографии знаковых мест города.

На втором уроке:

4. Результат работы - продукт. Учащиеся, выбрав посильные технологии для создания своей работы на компьютере (программа Power Point в данном случае), уточняют, анализируют собранную информацию, формулируют выводы. Я выступаю в роли научного консультанта. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми». Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая − конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Данную презентацию ученики озвучили, сделали собственный шаблон слайдов.

5. Презентация результатов - представление готового продукта. Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта, которую можно проводить в форме конкурса, выставки, презентации. При защите учащиеся демонстрируют и комментируют глубину разработки поставленной проблемы, её актуальность, объясняют полученный результат, развивая при этом свои ораторские способности. Учащиеся демонстрировали презентацию в 5-6 классах и проводили анкетирование.

вопросы

5 "А"

5 "Б"

6 "А"

6 "Б"

6 "В"

понравилась ли вам презентация

96

100

95

100

100

узнали ли вы что-то новое о нашем городе

93

96

90

95

95

Описание опыта педагогической деятельностиОписание опыта педагогической деятельности



© 2010-2022