Построение таблицы истинности логического выражения с использованием электронных таблиц

Раздел Информатика
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Наприенко Наталья Борисовна, учитель информатики

Наприенко Н.Б.,

учитель информатики и ИКТ

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы №3

городского поселения «Рабочий посёлок Ванино»

Ванинского муниципального района Хабаровского края

Методика проведения урока.

Класс: 11Б

Название раздела: Основы логики и логические основы компьютера.

Название темы: Построение таблицы истинности логического выражения с использованием электронных таблиц.

Тип урока: Комбинированный урок.

Цели урока:

  1. Формирование умений построения таблицы истинности логического выражения с использованием электронных таблиц.

  2. Развитие умений преодолевать трудности при решении логических задач.

  3. Воспитание воли и настойчивости для достижения конечных результатов при построении таблицы истинности логического выражения.

Программное обеспечение: Microsof Power Point, Microsoft Exel

Техническое обеспечение: Компьютеры, мультимедийный проектор и экран.

Количество академических часов: 2 часа

Структура урока:

  1. Организационный этап.

  2. Этап всесторонней проверки знаний.

  3. Этап проверки домашнего задания.

  4. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

  5. Этап усвоения новых знаний.

  6. Этап закрепления новых знаний.

  7. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.


Ход урока.


Этап

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный этап

Обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию.

Приветствие.

Определение отсутствующих.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Организация внимания.

Приветствие.

2

Этап всесторонней проверки знаний

Глубоко и всесторонне проверить знания группы учащихся, выявив причины появления обнаруженных недостатков в знаниях и умениях. Закрепление, уточнение и систематизация знаний учащихся. Проверка организации и методики самостоятельной домашней работы ученика.

Проводит фронтальный опрос с использованием слайдов:


  • В какой форме человек формулирует своё понимание окружающего мира?


  • Что такое высказывание?



  • Каким может быть высказывание?


  • Как в алгебре высказываний обозначаются высказывания?


  • Какие значения логические переменные могут принимать?


  • Что можно производить над высказываниями в алгебре высказываний?



  • Какие логические операции вы знаете?




  • С помощью чего можно определить значение логической операции?


  • Определите к каким логическим операциям относятся таблицы истинности?

А

Ā

0

1

1

0

А

В

AΛB

0

0

0

0

1

0

1

0

0

1

1

1

А

В

AVB

0

0

0

0

1

1

1

0

1

1

1

1

А

В

AB

0

0

1

0

1

1

1

0

0

1

1

1

А

В

AB

0

0

1

0

1

0

1

0

0

1

1

1

  • Каков приоритет логических операций?



  • Каков алгоритм построения таблицы истинности?






Отвечают на вопросы.

Предполагаемые ответы:

  • Своё понимание окружающего мира человек формулирует в форме высказываний (суждений, утверждений).

  • Высказывание-это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о свойствах реальных предметов и отношениях между ними.


  • Высказывание может быть либо истинно, либо ложно.


  • В алгебре высказываний высказывания обозначаются именами логических переменных.

  • Логические переменные могут принимать два значения: «истина»(1) и «ложь»(0).


  • В алгебре высказываний над высказываниями можно производить определённые логические операции, в результате которых получаются новые, составные высказывания (логические функции).

  1. Инверсия

(логическое отрицание)

  1. Конъюнкция

(логическое произведение)

  1. Дизъюнкция

(логическое сложение)

  1. Импликация

(логическое следование)

  1. Эквиваленция (равнозначность)


  • Значение логической операции можно определить с помощью таблицы истинности данной операции.



  • Инверсия (логическое отрицание)


  • Конъюнкция (логическое произведение)



  • Дизъюнкция (логическое сложение)



  • Импликация (логическое следование)


  • Эквиваленция (равнозначность)


  • Приоритет логических операций:

  • действия в скобках;

  • инверсия;

  • конъюнкция;

  • дизъюнкция;

  • импликация;

  • эквиваленция.

  • Алгоритм построения таблицы истинности:

  1. подсчитать количество переменных n в логическом выражении;

  2. определить число строк в таблице, которое равно m=2n;

  3. подсчитать количество логических операций в таблице, которое равно количеству переменных плюс количество операций;

  4. ввести названия столбцов таблицы в соответствии с последовательностью выполнения логических операций с учётом скобок и приоритетов;

  5. заполнить столбцы входных переменных наборами значений;

  6. провести заполнение таблицы истинности по столбцам, выполняя логические операции в соответствии с установленной в п.4 последовательностью.

3

Этап проверки домашнего задания.

Проверить правильность, полноту и сознательность выполнения домашнего задания всем классом, выяснить причины невыполнения задания отдельными учениками, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, навыках и умениях, осуществлять дальнейшее совершенствование последних.

Одновременно с этим мотивировать и мобилизовать силы и способности учеников, стимулировать их к успеху, формировать чувство долга, настойчивость в достижении цели, дисциплинированность.

Выявляет факт выполнения домашнего задания всем классом.

Выясняет причины невыполнения задания отдельными учениками.

Вызывает к доске учащегося, для демонстрации домашнего задания.

Определяет типичные недостатки в знаниях (если таковы есть) и причины их появления.



Демонстрирует алгоритм построения таблицы истинности на домашней задаче.

Проверяют решение задачи в своих тетрадях.


Исправляют ошибки, допущенные в домашней работе, чтобы они не закреплялись в их памяти.

4

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся, подготовить их к усвоению нового материала. Формировать целенаправленный характер учебной деятельности учащихся.

Сообщает тему изучения нового материала:

Построение таблицы истинности логического выражения с использованием электронных таблиц.

Формулирует вместе с учащимися цели и задачи изучения нового материала:

Вопрос: Что вы узнаете и чему научитесь на уроке ?

С помощью какой программы вы это будете делать?

Показывает практическую значимость изучения нового материала, мотивация учащихся к его освоению:

Вопрос:

Зачем нам построение таблицы истинности логического выражения с использованием электронных таблиц?

Ставит перед учащимися учебную проблему:

Вопрос: Поможет ли нам Microsoft Exсel в построении таблицы истинности логического выражения?

Записывают тему в тетради.

Вместе с учителем формулируют цели изучения нового материала.

Предполагаемый ответ:

Что такое таблица истинности. Строить таблицы истинности логического выражения с использованием электронных таблиц.

Microsoft Exel.


Упростить и ускорить работу над построением таблиц истинности.

5

Этап усвоения новых знаний

Дать учащимся конкретное об основной идее изучаемого вопроса. Добиться усвоения учащимися метода воспроизведения изучаемого материала. На основе приобретенных знаний выработать соответствующие навыки и умения.

Предлагает выполнить практическую работу по знакомству с новым материалом.

Осуществляет этот этап, на основе создания ситуации, когда основным работником (субъектом) процесса обучения, основным ответственным лицом за свою учебу и поведение становится ученик.

Выполняют практическую работу в два этапа.

  1. алгебраический

  2. с помощью ПК

Воспроизводят действия изучаемого материала.

6

Этап закрепления новых знаний

Добиться в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания. Выработать соответствующие навыки и умения.

Предлагает задачи на закрепление.

Вызывает ученика для демонстрационной работы за ПК через мультимедийный проектор.

Решают задачи на местах за ПК.

7

Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения, мотивировать необходимость и обязательность акта. Подвести итоги урока.


  1. Подводит итог урока

  2. Рефлексия.

  3. Мотивирует домашнее задание:

4. Решив домашнюю задачу, вы узнаете, что это была за задача, и кто прав, а кто виноват мы узнаем по вашему решению на следующем уроке.

Домашнее задание.

  • Составить алгоритм построения таблицы истинности с помощью электронной таблицы Microsoft Exel.

  • (Пример 11)

Построить таблицы истинности с использованием электронных таблиц (по возможности.

_ _

(А→ВС)(АС+АС)(С→В)

Подводят итог работы на уроке

  • что нового узнали;

  • чему научились.


Записывают домашнее задание.

Материал для учащихся

Вопросы для беседы

  • В какой форме человек формулирует своё понимание окружающего мира?

  • Что такое высказывание?

  • Каким может быть высказывание?

  • Как в алгебре высказываний обозначаются высказывания?

  • Какие значения логические переменные могут принимать?

  • Что можно производить над высказываниями в алгебре высказываний?

  • Какие логические операции вы знаете?

  • С помощью чего можно определить значение логической функции?

  • Определите к каким логическим операциям относятся таблицы истинности?

А

?

0

1

1

0

А

В

?

0

0

1

0

1

1

1

0

0

1

1

1

  1. А

    В

    ?

    0

    0

    1

    0

    1

    0

    1

    0

    0

    1

    1

    13. 4. 5.

А

В

?

0

0

0

0

1

0

1

0

0

1

1

1

А

В

?

0

0

0

0

1

1

1

0

1

1

1

1

  • В какой последовательности выполняются логические операции?

  • Каков алгоритм построения таблицы истинности?



Практическая работа

Задание: _ _

Для формулы А Λ ( В V В Λ С ) построить таблицу истинности алгебраически и с использованием электронной таблицы Microsoft Exel.

Технология выполнения работы:

1. Выполнить в своих рабочих тетрадях.

Чтобы построить таблицу истинности алгебраически для формулы Построение таблицы истинности логического выражения с использованием электронных таблиц , воспользуйтесь

алгоритмом построения таблицы истинности:

  • подсчитать количество переменных n в логическом выражении;

  • определить число строк в таблице, которое равно m=2n;

  • подсчитать количество логических операций в таблице, которое равно количеству переменных плюс количество операций;

  • ввести названия столбцов таблицы в соответствии с последовательностью выполнения логических операций с учётом скобок и приоритетов;

  • заполнить столбцы входных переменных наборами значений;

  • провести заполнение таблицы истинности по столбцам, выполняя логические операции в соответствии с установленной в п.4 последовательностью.

2. Выполнить на ПК.

Чтобы построить таблицу истинности с использованием электронной таблицы Microsoft Exel выполните следующие действия:

  1. Запустите приложение Microsoft Exel.

  2. Создайте заголовки и введите в столбцы А, В и С значения логических аргументов:

Построение таблицы истинности логического выражения с использованием электронных таблиц

  1. В остальные столбцы введите соответствующие логические функции.

Например:

Для ввода логической функции инверсия (не В) выполните следующие действия:

- выберите ячейку D2;

- в строке формул наберите знак «=»Построение таблицы истинности логического выражения с использованием электронных таблиц;

- выполните команду Вставка→ Функция;

- в открывшимся окне Мастер функций выберите:

  • Категория: Логические;

  • Выберите функцию: НЕ;

  • Нажмите Ок;

  • Логическое значение: выделите в таблице ячейку В2 Построение таблицы истинности логического выражения с использованием электронных таблиц ;

  • Нажмите Ок

  • в ячейке В2 появится значение «ИСТИНА».

- скопируйте формулу ячейки В2 в ячейки столбца до В9

(взяв за правый нижний угол ячейку В2 указателем мышки за знак + и протащите до ячейки В9).

  1. Остальные столбцы E, F,G,H заполните по аналогии по прописанным логическим операциям.

  2. Сохраните файл на Рабочем столе.

3. Сравните результаты таблицы стинности алгебраически

и таблицу истинности с использованием электронной таблицы Microsoft Exel.

Задачи для закрепления нового материала (разноуровневые)

С помощью электронных таблиц:

  1. Построить таблицу истинности для всех возможных логических функций двух переменных А, В.


  1. Доказать, используя таблицы истинности,

_____

что логические выражения Ē V Ū и Е Λ U равносильны.


  1. Составить логическое выражение, содержащее операции логического умножения, сложения и отрицания. Построить его таблицу истинности.


© 2010-2022