Система использования программы тренажера на уроках математики

Выступление с представлением опыта работы применения компьютерной программы "Тренажер устного счета"(Разработана моей ученицей Петровой А.Е.), на республиканском семинаре "Формирование метапредметных компетенций учащихся через организацию групповой работы на уроках и во внеурочной деятельности".Республика Хакасия. Бея. 26 ноября 2015.
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Система использования программ тренажеров на уроках математики.

Петрова Галина Анатольевна

Учитель информатики и математики

МБОУ «Бондаревская СОШ»

Математика является одной из важнейших наук на земле, и именно с ней человек встречается каждый день в своей жизни.

Развитие у обучающихся вычислительных навыков - это одна из важнейших задач обучения школьников математике, основой которых является осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.

Вычислительные навыки необходимы как в практической жизни каждого человека, так и в учении. Ни один пример, ни одну задачу по математике, информатике, физике, химии и т. д. нельзя решать, не обладая элементарными способами вычислений.

Поэтому учителю необходимо формировать у детей вычислительные навыки, используя различные виды устных и письменных упражнений, как в процессе работы с классом, так и в процессе индивидуальной работы с учащимися. В соответствии с Концепцией модернизации образования обучение математике на основе индивидуальных особенностей и учета целей развития каждого ребенка способствует не только повышению качества знаний учащихся, но и развитию их вычислительных навыков. Обучение вычислениям вносит специфический вклад в развитие основных психических функций учащихся, способствуя развитию скорости мышления, внимания, памяти. Вычисления - основа для формирования умения пользоваться алгоритмами, логическими рассуждениями

Вычислительная культура формируется у учащихся на всех этапах изучения курса математики, но основа ее закладывается в первые 5-6 лет обучения. В этот период школьники обучаются именно умению осознанно использовать законы математических действий (сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень). В последующие годы, полученные умения и навыки совершенствуются и закрепляются в процессе изучения алгебры, физики, химии, черчении и других предметов.

Для развития у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков многие учителя, на протяжении многих лет, начиная с первого класса, используют различные методические приемы и формы, например, устный счет, игры «Быстрый счетчик», «Математическое домино», «Математический футбол», «Математическое лото».

В рамках подготовки к научно-практической конференции, совместно с заместителем директора по ИКТ Роговым Виктором Сергеевичем быланачата работа по изучению возможности использования компьютерной программы в качестве тренажера для совершенствования вычислительных навыков, с целью последующей разработки и использования программы в рамках учебного процесса.

Совместно с ученицей Петровой Александрой рассмотрели основные приемы и способы устного счета, в результате определили закономерности, которые влияют на сложность примеров при сложении и вычитании чисел. В результате на основании выявленных принципов и закономерностей были разработаны алгоритмы, которые и легли в основу первой версии программы - тренажера для устного счета. Специфика и возможности данной программы хорошо подходит для ее применения в 5-6 классах как при изучении тем: «Натуральные числа», так и просто для развития прочных вычислительных навыков.

Область применения данной программы достаточно широка: она может применяться при фронтальном опросе (устный счет), когда учащимся при помощи проектора и экрана демонстрируется программа, и они коллективно или по очереди выполняют вычисления предложенных программой примеров; при индивидуальной работе, как во время урока, так и в дополнительное время при работе со слабыми или одаренными учащимися; при наличии доступа к кабинету информатики, или кабинету, оборудованному ЭВМ можно проводить коллективное тестирование.

Общий вид программы:

Система использования программы тренажера на уроках математики.Система использования программы тренажера на уроках математики.

Режим подготовки Режим тестирования

В этом году работа над данной программой получила дальнейшее развитие и результатом стала принципиально новая программа со значительно широкими возможностями. Данная программа позволяет работать уже не только с натуральными числами, но и с десятичными дробями, а так же выполнять арифметические действия (сложение и вычитание) с числами с разными знаками. Дополнительно разработанный модуль статистики позволяет не просто увидеть количество правильных ответов и ошибок, но и предоставляет подробную таблицу с пометкой, в каком именно примере программа считает, что пользователь допустил ошибку, это позволяет проанализировать ошибки и выделить на какие правила нужно обратить внимание при подготовке.

Возможности данной программы позволяют применять ее не только в 5-6 классах, но и в других классах основной школы, а также при подготовке к ОГЭ, так как большинство заданий требуют наличия вычислительных навыков.

Опыт показал, что учащиеся 9 класса с большим интересом отнеслись к данной программе и с удовольствием работают с ней во внеурочное время.

Применение ИКТ-технологий является перспективным, так как позволяет:

• комплексно решать образовательные, воспитательные и развивающие задачи;

• поставить каждому обучающемуся (за счет возможностей, предоставляемых средствами ИКТ) конкретные задачи в зависимости от его способностей, мотивации, уровня подготовки;

• применить различные типы электронных средств учебного назначения, активизирующие учебную деятельность;

• частично освободить преподавателя от выполнения тренировочной и контролирующей функций;

• формировать у школьников навыки самостоятельного овладения знаниями;

• стимулировать положительную мотивацию учения за счет интегрирования всех форм наглядности;

• осуществить учебную деятельность с немедленной обратной связью и развитой системой помощи.

Таким образом, можно увидеть, что использование средств ИКТ является одним из способов оптимизации учебного процесса за счет создания условий для организации активной самостоятельной учебной деятельности, для осуществления дифференцированного и индивидуализированного подхода при обучении школьников.

© 2010-2022