- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике 5 -9 класс ФГОС
Рабочая программа по информатике 5 -9 класс ФГОС
Раздел | Информатика |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мартиросов П.Ю. |
Дата | 14.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования, с учетом требований федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, действующих нормативных документов Министерства образования и науки РФ.
-
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования;
-
Примерных программ по учебным предметам. Информатика и ИКТ. 5 -9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2010 (стандарты второго поколения).
-
Рабочие программы по информатике и ИКТ. 5-11 классы / авт.-сост. Т.К. Смыковская. - М.: Глобус, 2009.
Рабочая программа содержит 4 раздела - пояснительная записка, содержания, учебно-тематический план, ресурсное обеспечение рабочей программы.
Пояснительная записка включает: цели изучения информатики в основной школе, общую характеристику учебного предмета, место предмета в учебном плане, требование к уровню подготовки обучающихся.
Содержание программы учебного курса определяет содержательную часть учебного предмета.
Учебно-тематический план определяет номера и наименование разделов и тем, всего часов в разделе, количество теоретических, форму контроля.
Ресурсное обеспечение рабочей программы включает: учебно-методический комплекс, оборудование кабинета, перечень дидактической, методической, дополнительной справочной литературы и пособий по обществознанию.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 105 часов для обязательного изучения информатики и информационных технологий на ступени основного общего образования. В том числе в V классе - 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю, VI классе - 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю, VII классе - 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю VIII классе - 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю и IX классе - 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.
Цели учебного предмета
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
-
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
-
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
-
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).
Сформулированные цели реализуются через образовательные результаты, которые структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности. Они включают предметные, метапредметные и личностные результаты.
Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по информатике.
Личностные образовательные результаты:
• готовность к самоидентификации в окружающем мире на основе критического анализа информации, отражающей различные точки зрения на смысл и ценности жизни;
• владение навыками соотношения получаемой информации с принятыми в обществе моделями, например морально-этическими нормами, критическая оценка информации в СМИ;
• умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
• приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности; освоение типичных ситуаций по настройке и управлению персональных средств ИКТ, включая цифровую бытовую технику;
• умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении учебных проектов;
• повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ.
Метапредметные образовательные результаты:
• получение опыта использования методов и средств информатики: моделирования; формализации и структурирования информации; компьютерного эксперимента при исследовании различных объектов, явлений и процессов;
• владение навыками постановки задачи на основе известной и усвоенной информации и того, что ещё неизвестно;
• планирование деятельности: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование результата деятельности и его характеристики;
• контроль в форме сличения результата действия с заданным эталоном;
• коррекция деятельности: внесение необходимых дополнений и корректив в план действий;
• умение выбирать источники информации, необходимые для решения задачи (средства массовой информации, электронные базы данных, информационно-телекоммуникационные системы, Интернет, словари, справочники, энциклопедии и др.);
• умение выбирать средства ИКТ для решения задач из разных сфер человеческой деятельности;
• моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в знаково-символическую модель;
• выбор языка представления информации в модели в зависимости от поставленной задачи;
• преобразование модели - изменение модели с целью адекватного представления объекта моделирования;
• представление знаково-символических моделей на естественном, формализованном и формальном языках, преобразование одной формы записи в другую.
Предметные образовательные результаты:
в сфере познавательной деятельности:
• освоение основных понятий и методов информатики;
• выделение основных информационных процессов в реальных ситуациях, нахождение сходства и различия протекания информационных процессов в биологических, технических и социальных системах;
• выбор языка представления информации в соответствии с поставленной целью, определение внешней и внутренней формы представления информации, отвечающей данной задаче диалоговой или автоматической обработки информации (таблицы, схемы, графы, диаграммы; массивы, списки, деревья и др.);
• преобразование информации из одной формы представления в другую без потери её смысла и полноты;
• оценка информации с позиций интерпретации её свойств человеком или автоматизированной системой (достоверность, объективность, полнота, актуальность и т. п.);
• развитие представлений об информационных моделях и важности их использования в современном информационном обществе;
• построение моделей объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул, программ, структур данных и пр.);
• оценивание адекватности построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования;
• осуществление компьютерного эксперимента для изучения построенных моделей;
• построение модели задачи (выделение исходных данных, результатов, выявление соотношений между ними);
• выбор программных средств, предназначенных для работы с информацией данного вида и адекватных поставленной задаче;
• освоение основных конструкций процедурного языка программирования;
• освоение методики решения задач по составлению типового набора учебных алгоритмов: использование основных алгоритмических конструкций для построения алгоритма, проверка его правильности путём тестирования и/или анализа хода выполнения, нахождение и исправление типовых ошибок с использованием современных программных средств;
• умение анализировать систему команд формального исполнителя для определения возможности или невозможности решения с их помощью задач заданного класса;
• оценивание числовых параметров информационных процессов (объёма памяти, необходимого для хранения информации, скорости обработки и передачи информации и пр.);
• вычисление логических выражений, записанных на изучаемом языке программирования; построение таблиц истинности и упрощение сложных высказываний с помощью законов алгебры логики;
• построение простейших функциональных схем основных устройств компьютера;
• определение основополагающих характеристик современного персонального коммуникатора, компьютера, суперкомпьютера; понимание функциональных схем их устройства;
• решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;
в сфере ценностно-ориентационной деятельности:
• понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации;
• оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью; умение отличать корректную аргументацию от некорректной;
• использование ссылок и цитирование источников информации, анализ и сопоставление различных источников;
• проблемы, возникающие при развитии информационной цивилизации, и возможные пути их разрешения;
• приобретение опыта выявления информационных технологий, разработанных со скрытыми целями;
• следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации;
• авторское право и интеллектуальная собственность; юридические аспекты и проблемы использования ИКТ в быту, учебном процессе, трудовой деятельности;
в сфере коммуникативной деятельности:
• осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком;
• получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;
• овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций, формирования запроса на поиск информации в Интернете с помощью программ навигации (браузеров) и поисковых программ, осуществления передачи информации по электронной почте и др.;
• соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам;
в сфере трудовой деятельности:
• определение средств информационных технологий, реализующих основные информационные процессы;
• понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей и технических и экономических ограничений;
• рациональное использование широко распространённых технических средств информационных технологий для решения общепользовательских задач и задач учебного процесса (персональный коммуникатор, компьютер, сканер, графическая панель, принтер, цифровой проектор, диктофон, видеокамера, цифровые датчики и др.), усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах основной школы;
• знакомство с основными программными средствами персонального компьютера - инструментами деятельности (интерфейс, круг решаемых задач, система команд, система отказов);
• умение тестировать используемое оборудование и программные средства;
• использование диалоговой компьютерной программы управления файлами для определения свойств, создания, копирования, переименования, удаления файлов и каталогов;
• приближённое определение пропускной способности используемого канала связи путём прямых измерений и экспериментов;
• выбор средств информационных технологий для решения поставленной задачи;
• использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых документов (форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр.), усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах основной школы;
• решение задач вычислительного характера (расчётных и оптимизационных) путём использования существующих программных средств (специализированные расчётные системы, электронные таблицы) или путём составления моделирующего алгоритма;
• создание и редактирование рисунков, чертежей, анимаций, фотографий, аудио- и видеозаписей, слайдов презентаций, усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах основной школы;
• использование инструментов презентационной графики при подготовке и проведении устных сообщений, усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах основной школы;
• использование инструментов визуализации для наглядного представления числовых данных и динамики их изменения;
• создание и наполнение собственных баз данных;
• приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том числе с помощью компьютера;
в сфере эстетической деятельности:
• знакомство с эстетически-значимыми компьютерными моделями из различных образовательных областей и средствами их создания;
• приобретение опыта создания эстетически значимых объектов с помощью возможностей средств информационных технологий (графических, цветовых, звуковых, анимационных);
в сфере охраны здоровья:
• понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влияния на здоровье человека, владение профилактическими мерами при работе с этими средствами;
• соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
знать/понимать
-
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
-
единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
-
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
-
программный принцип работы компьютера;
-
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
-
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
-
создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности - в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
-
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
-
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);
-
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
-
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
-
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
-
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Содержание.
Информация и информационные процессы (4 час)
Информация. Информационные объекты различных видов.
Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации.
Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.
Роль информации в жизни людей.
Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.
Практические работы:
-
Фиксация аудио- и видео информации, наблюдений, измерений, относящихся к объектам и событиям окружающего мира, использование для этого цифровых камер и устройств звукозаписи.
Компьютер как универсальное устройство обработки информации (4 час)
Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.
Данные и программы. Файлы и файловая система.
Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).
Практические работы:
-
Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств, включение понимание сигналов о готовности и неполадке, получение информации о характеристиках компьютера, выключение компьютера.
-
Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (изучение элементов интерфейса используемой графической операционной системы).
-
Планирование собственного информационного пространства, создание папок в соответствии с планом, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, организация их семейств, сохранение информационных объектов на внешних носителях.
Обработка текстовой информации (14 час)
Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы.
Проверка правописания.
Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат).
Параметры шрифта, параметры абзаца.
Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов.
Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки.
Гипертекст. Создание закладок и ссылок.
Запись и выделение изменений.
Распознавание текста.
Компьютерные словари и системы перевода текстов.
Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа.
Практические работы:
-
Знакомство с приемами квалифицированного клавиатурного письма, «слепой» десятипальцевый метод клавиатурного письма и приемы его освоения.
-
Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов.
-
Форматирование текстовых документов (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц).
-
Вставка в документ формул.
-
Создание и форматирование списков.
-
Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
-
Создание гипертекстового документа.
-
Перевод текста с использованием системы машинного перевода.
-
Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа.
Практикум: работа I
Обработка графической информации (4 час)
Растровая и векторная графика.
Интерфейс графических редакторов.
Рисунки и фотографии.
Форматы графических файлов.
Практические работы:
-
Создание изображения с помощью инструментов растрового графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Геометрические преобразования.
-
Создание изображения с помощью инструментов векторного графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Конструирование графических объектов: выделение, объединение. Геометрические преобразования.
-
Ввод изображений с помощью графической панели и сканера, использование готовых графических объектов.
-
Сканирование графических изображений.
Практикум: работа II
Мультимедийные технологии (8 час)
Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.
Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж.
Технические приемы записи звуковой и видео информации.
Использование простых анимационных графических объектов.
Практические работы:
-
Создание презентации с использованием готовых шаблонов, подбор иллюстративного материала, создание текста слайда.
-
Демонстрация презентации. Использование микрофона и проектора.
-
Запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов).
-
Запись музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры).
-
Обработка материала, монтаж информационного объекта.
Практикум: работа III, работа IV
Обработка числовой информации (6 час)
Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки).
Типы данных: числа, формулы, текст.
Абсолютные и относительные ссылки.
Встроенные функции.
Практические работы:
-
Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных.
-
Создание и обработка таблиц.
-
Ввод математических формул и вычисление по ним. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах.
-
Построение диаграмм и графиков.
Практикум: работа V
Представление информации (6 час)
Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации.
Компьютерное представление текстовой информации.
Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять).
Кодирование звуковой информации.
Представление числовой информации в различных системах счисления. Компьютерное представление числовой информации.
Практические работы:
-
Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления в различных системах счисления с помощью программного калькулятора.
-
Кодирование текстовой информации. Определение числовых кодов символов и перекодировка русскоязычного текста в текстовом редакторе.
-
Кодирование графической информации. Установка цвета в палитре RGB в графическом редакторе.
-
Кодирование звуковой информации. Запись звуковых файлов с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации).
Алгоритмы и исполнители (19 час)
Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека.
Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).
Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.
Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных.
Языки программирования, их классификация.
Правила представления данных.
Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы.
Этапы разработки программы: алгоритмизация - кодирование - отладка - тестирование.
Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы.
Практические работы:
-
Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения.
-
Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор ветвления.
-
Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор цикла.
-
Разработка алгоритма (программы), содержащей подпрограмму.
-
Разработка алгоритма (программы) по обработке одномерного массива.
-
Разработка алгоритма (программы), требующего для решения поставленной задачи использования логических операций.
Практикум: работа VI
Формализация и моделирование (8 час)
Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе - компьютерного. Модели, управляемые компьютером.
Виды информационных моделей. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Диаграммы, планы, карты.
Таблица как средство моделирования.
Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь.
Практические работы:
-
Постановка и проведение эксперимента в виртуальной компьютерной лаборатории.
-
Построение генеалогического дерева семьи.
-
Создание схемы и чертежа в системе автоматизированного проектирования.
-
Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием системы программирования.
-
Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием динамических таблиц.
-
Построение и исследование геоинформационной модели в электронных таблицах или специализированной геоинформационной системе.
Практикум: работа VII
Хранение информации (4 час)
Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними.
Ввод и редактирование записей.
Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения.
Поиск, удаление и сортировка данных.
Практические работы:
-
Поиск записей в готовой базе данных.
-
Сортировка записей в готовой базе данных.
Практикум: работа VIII
Коммуникационные технологии (12 час)
Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации. Локальные и глобальные компьютерные сети.
Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение.
Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам.
Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы. Архивирование и разархивирование.
Практические работы:
-
Регистрация почтового ящика электронной почты, создание и отправка сообщения.
-
Путешествие по Всемирной паутине.
-
Участие в коллективном взаимодействии: форум, телеконференция, чат.
-
Создание архива файлов и раскрытие архива с использованием программы-архиватора.
-
Загрузка файла из файлового архива.
-
Поиск документа с использованием системы каталогов и путем ввода ключевых слов.
-
Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей (Интернет) и ссылок на них.
-
Создание комплексного информационного объекта в виде веб-странички, включающей графические объекты с использованием шаблонов.
Практикум: работа IX
Информационные технологии в обществе (4 час)
Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом.
Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.
Этика и право при создании и использовании информации.
Информационная безопасность.
Правовая охрана информационных ресурсов.
Основные этапы развития средств информационных технологий.
Практические работы:
-
Оценка скорости передачи и обработки информационных объектов, стоимости информационных продуктов и услуг связи.
-
Защита информации от компьютерных вирусов.
-
Установка лицензионной, условно бесплатной и свободно распространяемой программы.
Практикум: работа X
Резерв свободного учебного времени (11 час)
Практикум
-
Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде учебной публикации (отчет о работе, доклад, реферат, школьная газета).
Планирование текста, создание оглавления.
Поиск необходимой информации в общешкольной базе данных (информационная система школы, базы данных предметных областей), на внешних носителях (компакт-дисках), в библиотеке бумажных и нецифровых носителей. Поиск информации в Интернет.
Ввод текста, форматирование текста с использованием заданного стиля, включение в документ таблиц, графиков, изображений.
Использование цитат и ссылок (гипертекста).
Использование систем перевода текста и словарей.
Использованием сканера и программ распознавания печатного текста, расшифровка учащимся записанной устной речи.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филология, история, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство.
-
Создание графического объекта
Создание графического объекта с использованием готовых фрагментов в цифровом виде.
Создания изображений с помощью инструментов графического редактора (растрового и векторного).
Создание изображений с использованием графической панели.
Ввод изображений с использованием сканера, цифрового фотоаппарата,
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, естественнонаучные дисциплины, искусство.
-
Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде презентации с использованием шаблонов.
Планирование презентации и слайда.
Создание презентации; вставка изображений.
Настройка анимации.
Устное выступление, сопровождаемое презентацией на проекционном экране.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филология, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство.
-
Запись и обработка видеофильма
Запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов).
Запись музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры).
Обработка материала, монтаж информационного объекта.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, искусство, филология, обществознание.
-
Создание и обработка таблиц с результатами измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов.
Изменение данных, ввод данных в готовую таблицу, переход к графическому представлению информации (построение диаграмм). Заполнение подготовленной на основании шаблона динамической таблицы данными, полученными в результате наблюдений и опросов, нахождение наибольшего и наименьшего значения, среднего значения с использованием готовых шаблонов.
Создание и обработка таблиц с результатами измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, естественнонаучные дисциплины, обществоведение.
-
Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу
Разработка алгоритма, решающего поставленную задачу с использованием математических функций для записи арифметических выражения, операторов ветвления и цикла.
Разработка алгоритма для решения поставленной задачи с использованием вспомогательных алгоритмов, в том числе по обработке одномерного массива.
Предметы и образовательные области, в изучении которых реализуется данный раздел практикума: информатика и информационные технологии, математика, естествознание.
-
Работа с учебной базой данных.
Поиск необходимой информации.
Ввод информации.
Обработка запросов.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, естественнонаучные дисциплины, обществоведение, филология.
-
Работа с моделями
Использование моделей и моделирующих программ в области естествознания, обществознания, математики.
Использование простейших возможностей системы автоматизированного проектирования для создания чертежей, схем, диаграмм.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, черчение, технология, естествознание.
-
Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде веб-страницы (веб-сайта) с использованием шаблонов.
Планирование веб-страницы (веб-сайта).
Поиск необходимой информации.
Ввод текста, форматирование текста, включение в документ таблиц, графиков, изображений.
Использование ссылок (гипертекста).
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филология, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство.
-
Организация группового информационного пространства для решения коллективной задачи.
Планирование работы.
Организация коллективной работы над документом, использование электронной почты.
Сохранение для индивидуального и коллективного использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей и ссылок на них.
Защита информации от компьютерных вирусов, работа с антивирусной программой.
Использование правил ограничения доступа для обеспечения защиты от компьютерных вирусов.
Учебно-тематический план.
5 класс.
№п/п
ТЕМА УРОКА
Общее кол-во часов
Из них
Вид контроля
Теория
Практика
ОБУЧЕНИЕ РАБОТЫ НА КОМПЬЮТЕРЕ (11 Ч).
Освоение системной среды Windows (3 ч).
1
Правила безопасной работы с компьютером. Введение.
1
1
Беседа
2
Информатизация.
1
1
Пратич.раб.
3
Как устроен компьютер.
1
1
Практикум
Простейшая технология работы с текстом (5 ч).
4
Клавиатурный тренажер.
1
1
Опрос
5
Набор и редактирование текста.
1
1
Пратич.раб.
6
Действия с информацией
1
1
Пратич.раб.
7
Ввод информации
1
0,5
0,5
Устный опрос
8
Контрольная работа в «Информация»
1
1
Творческое задание
Вычисления на компьютере (3 ч).
9
Хранение информации.
1
0,5
0,5
Устный опрос
Многооконность (2 ч).
10
Ввод информации.
1
1
Фронтальный опрос
11
Ввод текста
1
1
Индивидуальная работа
КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА КАК СРЕДСТВО
РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА (22 ч)
Освоение среды графического редактора Paint (3 ч).
12
Носители информации.
1
1
Индивидуальная работа
13
Рабочий стол.
1
1
Практ.раб.
14
Ввод текста.
1
1
Практ.раб.
Редактирование рисунков (5 ч).
15
Передача информации.
1
0,5
0,5
Устный опрос
16
Работа с мышью.
1
1
17
Сборка рисунка из деталей.
1
1
Практ.раб.
18
Как сохранить созданный рисунок.
1
0,5
0,5
Устный опрос
19
Как открыть рисунок, сохраненный на диске.
1
1
Творческое задание
Точные построения графических объектов (4 ч).
20
Построения с помощью клавиши Shift.
1
1
Устный опрос
21
Эллипс и окружность.
1
0,5
0,5
Практикум
22
Что такое пиксель.
1
0,5
0,5
Практикум
23
Что такое пиктограмма.
1
0,5
0,5
Практикум
Представление об алгоритме (4 ч).
24
Алгоритмы в нашей жизни.
1
0,5
0,5
Устный опрос
25
Компьютерная среда и алгоритмы.
1
1
Индивидуальная работа
26
Действия с фрагментом рисунка.
1
1
Пратич.раб.
27
Повторяющиеся действия в алгоритмах.
1
0,5
0,5
Индивидуальная работа
Конструирование из мозаики (3 ч).
28
Конструирование из мозаики.
1
1
Устный опрос
29
Меню готовых форм.
1
1
Творческое задание
30
Конструирование из кубиков.
1
1
Пратич.раб.
Моделирование в среде графического редактора (5 ч).
31
Моделирование окружающего мира.
1
0,5
0,5
Устный опрос
32
Учебные модели.
1
1
Практикум
33
Контрольная работа «Компьютерная графика».
1
1
Индивидуальная работа.
34
35
Работа над собственным проектом.
2
2
Составление презентации
ВСЕГО
35
13
22
6 класс.
№
ТЕМА УРОКА
Общее кол-во часов
Из них
Вид контроля
Теория
Практика
ПОВТОРЕНИЕ (5 Ч).
Повторение теоретических знаний за 5-й класс и
восстановление навыков работы на компьютере (5 ч).
1
Правила безопасной работы с компьютером.
1
1
Устный опрос
2
Алгоритм.
1
1
Индивидуальная работа
3
Файлы и папки.
1
1
Практикум
4
Исполнители во круг нас.
1
1
Практ.раб.
5
Системы счисления.
1
1
Практ.раб.
ПРОГРАММИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
АЛГОРИТМИЧЕСКОГО И ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ (30 Ч).
Знакомство со средой ЛогоМиры и технологией работы в ней (5 ч).
6
Настройка редактора Ворд.
1
1
Устный опрос
7
Исполнитель «Муравей».
1
0,5
0,5
Устный опрос
8
Двоичная система счисления.
1
0,5
0,5
Творческое задание
9
Редактирование текста
1
1
Практ.раб.
10
Линейный алгоритм
1
1
Практ.раб.
Создание микромира и его обитателей (3 ч).
11
Форматирование текста.
1
1
Устный опрос
12
Линейный алгоритм.
1
1
Творческое задание
13
Форматирование текста.
1
1
Практикум
Организация движения Черепашки (6 ч).
14
Алгоритм .
1
0,5
0,5
Устный опрос
15
Контрольная работа «Алгоритм».
1
1
16
Движение усложняется.
1
1
Практ.раб.
17
Первая анимация.
1
0,5
0,5
Творческое задание
18
Что можно моделировать в Лого Мирах.
1
1
19
Черепашка-ученица.
1
1
Практикум
Составление программ (6 ч).
20
Как оформить программу.
1
0,5
0,5
Устный опрос
21
Как оформить программу.
1
1
Практ.раб.
22
Как оформить программу.
1
1
Практ.раб.
23
Нужен ли вечный двигатель.
1
1
24
Нужен ли вечный двигатель.
1
1
Практикум
25
Нужен ли вечный двигатель.
1
1
Практикум
Роль датчиков в Лого Мирах (10 ч).
26
Что показывают датчики.
1
0,5
0,5
Устный опрос
27
Для чего Черепашке датчики.
1
0,5
0,5
28
Учимся командовать «с умом».
1
1
29
Учимся командовать «с умом».
1
1
Творческое задание
30
Учимся командовать «с умом».
1
1
Практ.раб.
31
Приборная панель.
1
0,5
0,5
Творческое задание
32
Игры.
1
1
33
Разработка собственного проекта.
1
1
Составление презентации
34
Разработка собственного проекта.
1
1
Составление презентации
35
Разработка собственного проекта.
1
1
Составление презентации
ВСЕГО
35
13
22
7 класс.
№
ТЕМА УРОКА
Общее кол-во часов
Из них
Вид контроля
Теория
Практика
ПОВТОРЕНИЕ (5 Ч).
1
Понятие об информации.
1
1
Устный опрос
2
Основы управления.
1
0,5
0,5
Практ.раб.
3
Информационная модель объекта.
1
0,5
0,5
Практ.раб.
4
Информационная модель объекта.
1
1
Практ.раб.
5
Представление о системе объектов.
1
1
Практ.раб.
ПРОГРАММИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
АЛГОРИТМИЧЕСКОГО И ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ (30 Ч).
Знакомство со средой ЛогоМиры и технологией работы в ней (5 ч).
6
Основы классификации объектов.
1
0,5
0,5
Устный опрос
7
Контрольная работа «Информация».
1
1
8
Информационная модель объекта.
1
0,5
0,5
9
Работа с калькулятором.
1
1
Практикум
10
Работа с программой Ворд пад.
1
1
Практикум
Создание микромира и его обитателей (3 ч).
11
Назначение системной среды Виндовс.
1
0,5
0,5
Устный опрос
12
Параметры файла и действия над файлами.
1
0,5
0,5
13
Работа с окнами графического интерфейса.
1
1
Практикум
Организация движения Черепашки (6 ч).
14
Работа с папками и файлами
1
0,5
0,5
Устный опрос
15
Запуск приложений (программ).
1
0,5
0,5
Практ.раб.
16
Работа со значками и ярлыками.
1
1
17
Настройка параметров Рабочего стола.
1
1
Практ.раб.
18
Общая характеристика графических редакторов.
1
0,5
0,5
Творческое задание
19
Панель инструментов графического редактора
1
0,5
0,5
Творческое задание
Составление программ (6 ч).
20
Создание и редактирование рисунка
1
1
Устный опрос
21
Создание рисунка с текстом.
1
1
Практ.раб.
22
Копирование фрагментов рисунка
1
1
Творческое задание
23
Итоговое занятие по теме: «Графический редактор Паинт»
1
1
Составление презентации
24
Понятие алгоритма.
1
0,5
0,5
Творческое задание
25
Интерфейс среды программирования.
1
0,5
0,5
Практ.раб.
Роль датчиков в Лого Мирах (10 ч).
26
Простейшие команды ЛОГО
1
1
Устный опрос
27
Последовательный алгоритм.
1
1
Творческое задание
28
Циклический алгоритм и программа.
1
1
Практикум
29
Контрольное занятие по теме «Процедурное программирование»
1
Составление презентации
30
Переменная в алгоритме.
1
1
Творческое задание
31
Разветвляющийся алгоритм и программа.
1
1
Практикум
32
Рекурсия в алгоритмах.
1
1
Практикум
33
Контрольное занятие по теме: «Переменные»
1
1
Практ.раб
34
Два подхода к созданию программ: процедурный и объектный.
1
1
Составление презентации
35
Классификация программного обеспечения. Итоговое занятие.
1
1
Составление презентации
ВСЕГО
35
9
26
8 класс.
№
п/п
Наименование темы
Общее кол-во часов
Из них
Вид контроля
Теория
Практика
1
Информационные процессы. Основы управления.
2
2
Устный опрос
2
Информационная модель объекта.
2
1
1
Прак.раб
3
Представление о системе объектов.
2
1
1
Прак.раб
4
Основы классификации объектов.
1
1
Устный опрос
5
Контрольная работа «Информация»
1
1
Прак.раб
6
Классификация моделей.
2
1
1
Прак.раб
7
Основные этапы моделирования.
2
1
1
Устный опрос
8
Подготовка к контрольной работе.
1
1
Прак.раб
9
Контрольная работа «Моделирование»
1
1
10
Моделирование в сфере графического редактора
2
2
Прак.раб
11
Моделирование в Электронных таблицах
1
1
Составление презентации
12
Информационные модели в базах данных.
1
1
13
Коммуникации в глобальной сети Интернет.
4
1
3
Устный опрос
14
Подготовка к Контрольной работе.
1
1
Прак.раб
15
Контрольная работа «База данных»
1
1
Прак.раб
16
Аппаратное обеспечение работы компьютерных сетей.
2
1
1
17
Логические основы построения компьютера.
2
1
1
Прак.раб
18
История развития компьютерной техники.
2
1
1
Прак.раб
19
Классификация компьютеров.
1
1
Устный опрос
20
Функциональные возможности компьютера.
2
2
Прак.раб
21
Контрольная работа «Интернет»
2
2
Прак.раб
22
Итого:
35
12
23
9 класс
№
п/п
Наименование темы
Общее кол-во
часов
Из них
Вид контроля
Теория
Практика
1
Раздел: Введение в информатику (16 часов)
2
Лабораторная работа «Работа с текстовым процессором»
8
2
4
Устный опрос
2
Лабораторная работа «Работа с графическим редактором»
8
2
4
Практ.раб.
3
Раздел: Компьютерное моделирование (21 часов)
4
Создание простейших моделей
2
1
1
5
Компьютерные модели
2
1
1
Практ.раб.
6
Лабораторная работа «Работа с электронными таблицами»
8
3
5
Творческое задание
7
Введение в базу данных
2
1
1
Устный опрос
8
Лабораторная работа «создание базы данных»
5
1
4
Практ.раб.
9
Подготовка к контрольной работе
1
1
10
Контрольная работа «Введение в информатику»
1
1
Составление презентации
11
Раздел: Основные понятия программирования (14 часов)
12
Запись программ
2
1
1
Устный опрос
13
Операторы и функции
2
1
1
14
Лабораторная работа «Операторы цикла»
2
2
Практ.раб.
15
Виды, типы программирования
2
1
1
16
Лабораторная работа «Визуальное программирование»
2
2
Практ.раб.
17
Подготовка контрольной работе
1
1
18
Контрольная работа «Операторы цикла»
2
2
Составление презентации
19
Работа над ошибками
1
1
Практ.раб.
20
Раздел: Алгаретмического управления (19 часов)
21
Знакомство с Паскаль
2
2
Устный опрос
22
Принципы оформления задач
2
1
1
Творческое задание
23
Переменные
2
1
1
Устный опрос
24
Операторы ввода/вывода
2
1
1
Творческое задание
25
Операторы цикла
2
1
1
Устный опрос
26
Лабораторная работа «Работа в Паскаль»
5
5
Практ.раб.
27
Контрольная работа «Работа в Паскаль»
4
4
Практ.раб.
28
Итого:
70
18
52
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Литература и средства обучения
Учебно-методический комплект - для учителя:
-
Информатика.5-6 класс. Базовый курс. Теория./Под ред.Н.В.Макаровой.- СПб.:Питер, 2008
-
Информатика.7-9 класс. Базовый курс. Теория./Под ред.Н.В.Макаровой.- СПб.:Питер, 2008
-
Информатика.8-9 класс. Базовый курс. Теория./Под ред.Н.В.Макаровой.- СПб.:Питер, 2008
-
Информатика. 8-9 класс. Базовый курс. Практикум по информационным технологиям
/ Под ред.Н.В.Макаровой.- СПб.:Питер, 2005
-
4. Информатика. Методическое пособие для учителя. 8 класс/ Под ред. проф. Н.В.Макаровой. - СПб.:Питер, 2008
-
Программа по информатике (системно-информационная концепция). Н.В.Макарова.- СПб.:Питер, 2009
- для учащихся:
-
Информатика.5-6 класс. Базовый курс. Теория./Под ред.Н.В.Макаровой.- СПб.:Питер, 2008
-
Информатика.7-9 класс. Базовый курс. Теория./Под ред.Н.В.Макаровой.- СПб.:Питер, 2008
-
Информатика.8-9 класс. Базовый курс. Теория./Под ред.Н.В.Макаровой.- СПб.:Питер, 2008
Перечень средств ИКТ
Аппаратные средства
-
Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
-
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности - радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
-
Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
-
Устройства вывода звуковой информации -колонки.
-
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь.
Программные средства
-
Операционная система.
-
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
-
Антивирусная программа.
-
Программа-архиватор.
-
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
-
Звуковой редактор.
-
Простая система управления базами данных.
-
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
-
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
-
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
-
Простой редактор Web-страниц