- Преподавателю
- Информатика
- Система визуального программирования Visual Basic
Система визуального программирования Visual Basic
Раздел | Информатика |
Класс | 10 класс |
Тип | Статьи |
Автор | Айтбаев С.Ш. |
Дата | 01.03.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Қазақстан Республикасы Білім және Ғылым министрлігі ЖАМБЫЛ ОБЛЫСЫ Т.РЫСҚҰЛОВ АУДАНЫ
Ақтоған орта мектебі
Аудандық семинар
тақырыбы:
Система визуального программирования Visual Basic
Информатика пәнінің мұғалімі:
Айтбаев Серик Шакенович
Система визуального программирования Visual Basic
Система объектно-ориентированного визуального программирования Visual Basic является средой программирования, которая позволяет осуществлять визуальное конструирование графического интерфейса.
Результатом процессов программирования и проектирования является проект, который объединяет в себе программный код и графический интерфейс.
Система программирования Visual Basic предоставляет пользователю удобный графический интерфейс в процессе разработки проектов. После запуска системы программирования появляется окно New Project.
В нем необходимо выбрать пиктограмму Standart EXE и нажать на кнопку Открыть (Open).
Появится окно интегрированной среды разработки языка Visual Basic.
Интегрированная среда разработки включает в себя:
Строку заголовка, которая состоит из имени проекта Project1, после которого через тире указана программная среда Microsoft Visual Basic. Далее, слово [design] означает текущий режим работы - проектирование. В режиме выполнения проекта текст в квадратных скобках заменяется на [run].
Под строкой заголовка расположена строка главного меню и панели инструментов.
Ниже располагаются окна программной среды Visual Basic.
Окна среды Visual Basic
Окно Конструктор форм (Project1 - Form1(Form)) является основным рабочим окном и располагается в центре окна интегрированной среды разработки языка Visual Basic. Именно в этом окне на форме происходит визуальное конструирование графического интерфейса проекта.
ОкноПрограммный код (Project1 - Form1(Code))вызывается двойным нажатием мыши на объекте или командой [View - Code]. Предназначено для ввода и редактирования текста программы проекта. Снизу под строкой заголовка окна Программный код размещаются два раскрывающихся списка. Левый список содержит перечень объектов проекта (объектов, размещенных на форме), а правый - перечень событий, доступных для выбранного объекта.
Окно Свойства объекта (Properties) содержит список свойств выбранного объекта. Список разделен на два столбца. В левом столбце находятся имена свойств, а в правом - их значения. Окно Свойства объекта можно вызвать командой [View - Properties Window].
Окно Проводник проекта (Project)отображает в виде иерархического каталога все составные части текущего проекта и позволяет переключаться между ними (по форме и по функциям оно аналогично окну Проводник Windows). Окно Проводник проекта можно вызвать командой [View - Project Explorer].
Окно Расположение формы (Form Layout). Оно показывает, где будет располагаться окно формы на экране монитора в период выполнения программы. Положение формы можно изменять перетаскиванием мышью. Окно Расположение формы можно вызвать командой [View - Form Layout Window].
В левой части окна интегрированной среды разработки Visual Basic располагается Панель инструментов (Toolbox), которая содержит пиктограммы управляющих элементов. Стандартный набор управляющих элементов включает в себя 21 класс объектов: CommandButton(командная кнопка), TextBox (текстовое поле), Label (надпись) и т.д. Выбрав щелчком мышью на Панели инструментов нужный элемент, его можно поместить на форму проекта. Процесс размещения на форме управляющих элементов аналогичен рисованию графических примитивов с использованием графического редактора.
Этапы разработки проекта
Создание проекта можно разделить на несколько этапов:
-
Создание графического интерфейса проекта. В окне Конструктор форм на форму размещаются управляющие элементы, которые должны обеспечить взаимодействие приложения с пользователем.
-
Задание значений свойств объектов графического интерфейса. С помощью окна Свойства объекта задаются значения свойств управляющих элементов, помещенных ранее на форму.
-
Создание и редактирование программного кода. В окне Программный код производится ввод и редактирование программного кода процедур.
-
Сохранение проекта. Так как проекты включают в себя несколько файлов (в том числе несколько файлов форм), рекомендуется для каждого проекта создать отдельную папку на диске. Сохранение проекта производится с помощью меню File. Сначала необходимо сохранить форму и связанный с ней программный модуль с помощью пункта меню Save Form As…По умолчанию для файла формы предлагается имя, заданное в качестве значения свойства Name и имеет расширение frm. Далее, необходимо сохранить файл проекта с помощью меню Save Project As…Этот файл имеет расширение vbp.
-
Выполнение проекта.
Задание
Создайте программу, которая работает следующим образом:
-
После запуска проекта, окно программы выглядит следующим образом:
-
После нажатия на кнопку "Поздравляю ..."на экране появляется следующая картинка:
Описание работы
-
Запустите Visual Basic и установите нужный размер формы. Измените значение свойства Captionобъекта Form1 так, чтобы в заголовке появился текст: "Поздравление".
-
Разместите на форме два объекта Image(графический образ) с именами Image1, Image2. СвойствуStretch этих объектов присвойте значение True. Измените свойство Picture объекта Image1 так, чтобы в нем появилось изображение девочки. Файл с изображением должен находиться на жестком диске вашего компьютера. Измените свойство Picture объекта Image2 так, чтобы в нем появилось изображение елки с подарками. Подумайте, как сделать, чтобы в момент запуска программы елка не была видна (подсказка - в свойствах объекта Image).
-
Разместите на форме объект Command(коммандная кнопка) с именем Command1. СвойствуCaption присвойте соответствующее значение.
-
Разместите на форме объект Label(метка) с именем Label1. Не забудьте, что в момент запуска программы, метка не видна.
-
Дважды щелкните мышкой по кнопке Command1 и в появившемся окне программного кода запишите программный код, который сделает елку и надпись видимыми:
Private Sub Command1_Click()
Image2.Visible = True
Label1.Visible = True
Label1.Caption = "С Новым Годом!"
End Sub -
Сохраните проект в собственной папке.
-
Запустите проект на выполнение Run - Start и проверьте правильность ее работы.
Объкт Command Button
-
Назначение:
нажатие на кнопку начинает выполнение действий, программный код которых связан с ней. -
Свойства:
Name - имя объекта
Caption - текст надписи на кнопке,
BackColor - цвет фона кнопки,
Style - если свойство имеет значение Graphical, можно изменить цвет кнопки или поместить на ней рисунок,
Font - шрифт, размер символов, стиль символов,
Visible - видимость объекта,
Picture - рисунок, загруженный из графического файла с расширением bmp, gif, wmf, ico или jpg.
Объкт Frame
-
Назначение:
единственное назначение объекта (фрэйм или кадр) служить контейнером для других объектов. Объекты, помещенные во фрэйм, перемещаются по форме, появляются или скрываются вместе со фрэймом. Если форма большая по размеру и насыщена множеством элементов, фрэйм позволяет зрительно выделить функциональные зоны формы. Принципиальное значение имеет фрэйм для объектов OptionButton. Фрэймы позволяют создать несколько групп объектов OptionButton на одной форме. -
Свойства:
Name - имя объекта
Caption - текст надписи над рамкой фрэйма,
BackColor -цвет фона фрэйма,
ForeColor -цвет символов надписи над рамкой фрэйма,
Font -шрифт, размер и стиль символов надписи,
BorderStyle - рамка вокруг фрэйма есть (значение 1 - Fixed Single) или нет (значение 0 - None). Вместе с рамкой исчезает и надпись над ней,
Visible - видимость объекта.
Если вы хотите поместить какие-нибудь объекты во фрэйм, надо обязательно сначала создать фрэйм, а потом сверху нарисовать объединяемые фрэймом объекты.
Объкт Image
-
Назначение:
выводит на экран графический объект (рисунок). -
Свойства:
Name - имя объекта
Visible - видимость объекта
Stretch - при значении True рисунок сжимается или растягивается в соответствии с размерами объекта Image; при значении False размер объекта Image меняется в соответствии с размером рисунка.
Picture- позволяет загружать рисунок, из графического файла с расширением bmp, gif, wmf, icoили jpg
Объкт Label
-
Назначение:
выводит на экран надпись -
Свойства:
Name - имя объекта
Caption - текст надписи на метке,
BackColor - цвет фона,
ForeColor - цвет символов
Font - шрифт, размер и стиль символов,
BorderStyle - наличие рамки,
Visible - видимость объекта,
Alignment - выравнивание текста (0 - по левому краю,1 - по правому, 2 - по центру).
Объкт List Box
-
Назначение:
выводит на экран список, из которого пользователь может выбирать один или несколько пунктов во время работы программы. Если весь список не умещается в окне ListBox, к нему автоматически добавляется полоса прокрутки. -
Свойства:
Name - имя объекта
List - содержит элементы списка. Позволяет набрать список в меню Properties во время конструирования формы. Каждый элемент списка надо набирать с новой строки. Переход на следующую строку осуществляется при нажатии комбинации клавиш Ctrl + Enter,
ListCount - целое число, равное количеству элементов в списке,
ListIndex - индекс (порядковый номер) выбранного пользователем элемента списка. Первый элемент списка имеет индекс равный 0. Если никакой элемент списка не выбран, свойство равно - 1,
Sorted - принимает значение True(элементы списка автоматически сортируются) или False(список не отсортирован).
Объкт Shape
-
Назначение:
выводит изображение геометрических фигур. -
Свойства:
Name - имя объекта
Shape - форма геометрической фигуры. Свойство может принимать следующие значения: 0 -Rectangle(прямоугольник), 1 - Square(квадрат), 2 - Oval(овал), 3 - Circle(круг), 4 - Rounded Rectangle(прямоугольник с закругленными краями), 5 - Rounded Square(квадрат с закругленными краями),
BackColor - цвет фона;
BackStyle - стиль фона. Если свойство равно 0 - Transparent, фон будет прозрачным и его цвет (свойство BackColor ) не будет виден. Если свойство равно 1 - Opaque, фон будет непрозрачным;
FillStyle - стиль штриховки. Если значение свойства равно 1 - Transparent, штриховки вообще не будет. Значения от 2 до 7 задают разные виды штрихово. При значении 0 - Solid) штриховка будет сплошной и полностью закроет фон;
FillColor- цвет штриховки;
Visible - изменение свойства делает объект видимым (значение True) или невидимым (значениеFalse);
BorderColor - цвет контура;
BorderWidth - толщина контура. Значением свойства может быть любое целое число от 1 до 8192;
BorderStyle - стиль контура. Контур может быть сплошным (1 - Solid или штриховым (значения от 2 до 5);
Width - ширина объекта;
Height - высота объекта.
Объкт Text Box
-
Назначение:
позволяет вводить в память компьютера текст, набранный на клавиатуре во время работы программы. -
Свойства:
Name - имя объекта
Text - текст надписи,
BackColor - цвет фона,
ForeColor - цвет символов,
Alignment - выравнивание текста,
Font - шрифт, размер символов, стиль символов,
Visible - видимость объекта,
Autosize - автоматическое выравнивание объекта,
MultiLine - при значении False текстовое окно состоит из одной строки, при значении True - из нескольких,
ScrollBar - добавляет горизонтальную (Horizontal), вертикальную (Vertcal) или обе (Both) полосы прокрутки к текстовому окну. Полосы прокрутки добавляются только в том случае, когда свойство MultiLine имеет значение True
Объкт Timer
-
Назначение:
позволяет организовать циклическое повторение группы команд. -
Свойства:
Name - имя объекта
Enabled - свойство может иметь два значения - True или False. Если свойство имеет значениеTrue, часы "работают", если False - "не работают".
Interval - значение - целое число, равное длительности промежутка времени в миллисекундах, через который повторяется выполнение команд.
Практическая работа
Задание 1.
Создайте проект «Робот», в котором на форме расположено 5 объектов:
4 кнопки (Нос, Глаза, Рот) и одна метка.
Дизайн проекта придумайте самостоятельно.
По щелчку на кнопке «Нос» глаза становятся голубыми.
По щелчку на кнопке «Рот» - на метке появляется сообщение «Поздравляю с успешным освоением Visual Basic».
Задание 2.
Проект «Елочка, зажгись!»
Постановка задачи. Создайте программу, которая работает так:
-
После старта окно программы выглядит следующим образом:
-
После нажатия на кнопку «Елочка, зажгись!» внешний вид окна меняется, и оно выглядит, как на рис.2.
Схема проекта:
План работы над проектом:
-
Откройте VB и установите нужный размер формы. Измените значение свойства Captionформы, чтобы в заголовке появилась надпись «Елочка, зажгись!»
-
Разместите на форме объект Label (Метка) с именем Label1 и присвойте нужные значения свойствам BackColor, ForeColor, BorderStyle, Caption, Font. Свойству Visibleприсвойте значение False.
-
Разместите на форме объект CommandButton (Командная кнопка) с именем Command1 и присвойте свойству Caption значение «Елочка, зажгись!»
-
Разместите на форме объект Image (Графический образ) с именем Image1 и присвойте свойствуStretch значение True. Для того чтобы в объекте Image появилась елочка, на жестком диске вашего компьютера должен быть записан графический файл с рисунком елочки. Используйте полученный графический файл для изменения свойства Picture.
-
Разместите на форме четыре объекта Image с именами Image2, Image3, Image4 и Image5.Измените значения свойств Stretch и Picture так, чтобы на елочке появились изображения огоньков. Свойству Visible всех четырех объектов присвойте значение False. Расположите объекты на форме так же, как показано схеме проекта.
-
Дважды щелкните мышкой по командной кнопке Command1 и в появившемся окне запишите программный код выполнение которого сделает видимыми метку и изображение огоньков.
-
Запишите проект на диск.
-
Запустите программу на выполнение и проверьте правильность ее работы.